Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
космическое пространство / гонка вооружений / ООН / Договор о космосе / международно-правовое регулирование. / outer space / the arms race / the UN / the Outer Space Treaty / international legal regulation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорокин М.А., Курушина Д.С.

Актуальность исследования исходит из нарастающего напряжения в мировой политике, где космическое пространство становится платформой демонстрации силы. Цель – выявить препятствия межгосударственному сотрудничеству в вопросе освоения космоса. Основу исследования составляют такие методы изучения международных отношений, как сравнительный и историко-нормативный анализы. Результатом работы является определение ключевых проблем в вопросе изучения космоса в мирных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION IN THE PEACEFUL USES OF OUTER SPACE

The relevance of the research comes from the growing tension in world politics, where outer space is becoming a platform for demonstrating power. The purpose of the work is to identify obstacles to interstate cooperation in space exploration. The research is based on such methods of studying international relations as comparative and historical-normative analyses. The result of this work is the identification of key problems in the field of space exploration for peaceful purposes.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ»

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#33I81),2©2© / JURISPRUDENCE

35

УДК: 327

Сорокин М.А., Курушина Д. С.

Дальневосточный федеральный университет DOI: 10.24412/2520-2480-2020-3385-35-36 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ

Sorokin M.A., Kurushina D.S.

Far Eastern Federal University

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION IN THE PEACEFUL USES OF OUTER SPACE

Аннотация.

Актуальность исследования исходит из нарастающего напряжения в мировой политике, где космическое пространство становится платформой демонстрации силы. Цель - выявить препятствия межгосударственному сотрудничеству в вопросе освоения космоса. Основу исследования составляют такие методы изучения международных отношений, как сравнительный и историко-нормативный анализы. Результатом работы является определение ключевых проблем в вопросе изучения космоса в мирных целях.

Abstract.

The relevance of the research comes from the growing tension in world politics, where outer space is becoming a platform for demonstrating power. The purpose of the work is to identify obstacles to interstate cooperation in space exploration. The research is based on such methods of studying international relations as comparative and historical-normative analyses. The result of this work is the identification of key problems in the field of space exploration for peaceful purposes.

Ключевые слова: космическое пространство, гонка вооружений, ООН, Договор о космосе, международно-правовое регулирование.

Keywords: outer space, the arms race, the UN, the Outer Space Treaty, international legal regulation.

Исследование космического пространства было объектом внимания человека с доисторических времен, когда создавались первые солнечные часы, солнечные и лунные календари, примитивные звездные карты. Тем не менее, современная эра освоения и использования космического пространства берет свое начало только 4 октября 1957 года с запуска Союзом Советских Социалистических Республик (СССР) первого искусственного спутника «Спутник-1», что послужило толчком к стремительному развитию науки и техники во второй половине 20-го века. [1]

Отмечая общую заинтересованность человечества в исследовании космического пространства, Организация Объеденных Наций (ООН) приступила к работе по урегулированию деятельности государств в космосе. 13 декабря 1958 года Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) приняла резолюцию A/RES/1348 (XIII), согласно которой был учрежден Специальный комитет по использованию космического пространства в мирных целях. [3]

Позднее, 12 декабря 1959 года, ГА ООН приняла резолюцию A/RES/1472 (XIV), в соответствии с которой был учрежден Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. Мандат Комитета предусматривает укрепление международно-правового режима и организацию взаимного обмена сведениями об исследовании космического пространства. [4]

Тем временем, нерешенным оставался вопрос о необходимости предотвращения милитаризации

космического пространства, в связи с чем Генеральной Ассамблеей была принята резолюция A/RES/1962 (XVШ) «Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства» от 19 декабря 1963 года, которая послужила основой дальнейшего развития космического права. В Декларации отмечается, что космос является достоянием всего человечества, а его исследование и эксплуатация должны осуществляться исключительно на благо и в интересах всех государств. [5]

Позднее, 10 октября 1967 года, основываясь на ключевых положениях Декларации «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», также известный как «Договор о космосе» вступил в силу. Договор устанавливает рамки международного космического права и расширяет принципы, сформулированные в Декларации. Отмечается, что космическое пространство является свободным для освоения всеми государствами, запрещается размещение оружия массового уничтожения, а также подчеркивается тот факт, что Луна и другие небесные тела могут использоваться исключительно в мирных целях. [2]

К сожалению, помимо стремительного развития космической науки и техники мир столкнулся с началом ядерной эры в 1945 году. К началу 1960-х годов США, СССР, Великобритания, Китайская Народная Республика и Франция уже обладали

36

jurisprudence / <<ш^шетим~^(шгма[1>>#зда5)),2©2©

ядерными боеголовками и проводили многочисленные испытания ядерного и термоядерного оружия. Космическое пространство, в свою очередь, стало рассматриваться в качестве потенциального поля для дальнейших испытаний и ведения открытых боевых действий.

В связи с этим, 5 августа 1963 года вступил в силу «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой», подписанный в Москве главами США, Великобритании и Советского Союза, в т.ч. с целью защиты космического пространства. [6]

Впоследствии после одобрения ГА ООН 12 июня 1968 года вступил в силу разработанный Управлением по вопросам разоружения ООН «Договор о нераспространении ядерного оружия», цель которого - установить границы на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, а также обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по Договору обязательств. [7]

Тем не менее, несмотря на существование правил использования ядерного оружия в космическом пространстве, отсутствует механизм контроля, который позволил бы полностью регулировать космическую деятельность государств, поскольку она не подпадает под юрисдикцию Международного агентства по атомной энергии или Подготовительной комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Статус космического пространства как «достояния всего человечества» был провозглашен в «Договоре о космосе», «Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах» и других международных нормативных документах. Однако, в настоящее время космическое пространство становится ареной демонстраций научно-технического превосходства путем размещения спутников-шпионов или испытаний различных видов вооружения.

Проблема заключается в том, что «Договор о космосе», как и все другие соглашения, не имеют каких-либо конкретных ограничений по вопросу милитаризации космоса. На данный момент не существует даже самого определения понятию «милитаризация космоса». Более того, космическое право не определяет границы использования ОМУ. В статье IV «Договора о космосе» говорится, что государства обязуются не размещать ядерное оружие и другие виды ОМУ в космическом пространстве. [2] Эта статья касается исключительно постоянного размещения ОМУ, но не акцентирует внимание на использовании такого оружия, что допускает ядерные атаки в космическом пространстве.

Вот уже более 60 лет человечество познает безграничное пространство нашей Вселенной. Выход в открытый космос существенно ускорил научно -технический прогресс, стимулировал развитие межгосударственного партнерства, но, в то же время, послужил причиной эскалации противоречий в системе международных отношений.

Со времени запуска первого искусственного спутника «Спутник-1» в 1957 году ГА ООН приняла более 100 резолюций, связанных с использованием космического пространства в мирных целях, были заключены многочисленные международные соглашения; на региональном и национальном уровнях активно создавались космические агентства для содействия укреплению существующих нормативно-правовых рамок и между народного сотрудничества в вопросах освоения космического пространства.

Тем не менее, несмотря на все усилия мирового сообщества по защите космического пространства и предотвращению столкновений национальных интересов государств в космосе, все больше акторов международных отношений начинает использовать открытый космос для демонстрации своих технологий, для демонстрации своего научно-технического превосходства.

Недостаток мер регулирования космической деятельности, в частности ограничения гонки вооружений и использования ОМУ, позволяют государствам-членам базировать военные технологии и технологии двойного назначения в космическом пространстве, что заставляет коренным образом пересмотреть текущие нормативно-правовые рамки.

Космическое пространство - «достояние всего человечества», свободное для освоения всеми заинтересованными сторонами. Стремительный рост числа акторов в космическом пространстве наряду с набирающим темпы научно-техническим прогрессом требуют укрепления существующей международно-правовой системы в области космического права, в частности введение таких понятий как «милитаризация» и «вепонизация» космоса, и ограничение использования военных технологий, иначе открытые столкновения - неизбежны.

Список литературы

1. A Timeline of the Exploration and Peaceful Use of Outer Space // UNOOSA [Electronic Resource]. URL: http://www.unoosa.org/oosa/en/timeline/in-dex.html

2. The Treaty on Principles Governing the Activities of States in the Exploration and Use of Outer Space, including the Moon and Other Celestial Bodies URL: http://www.unoosa.org/oosa/en/ourwork/space-law/treaties/introouterspacetreaty.html

3. The United Nations General Assembly Resolution A/RES/1348 (XIII) (1958) URL: http://www.unoosa.org/pdf/gares/ARES_13_1348E.pdf

4. The United Nations General Assembly Resolution A/RES/1472 (XIV) (1959) URL: http://www.unoosa.org/pdl7gares/ARES_14_1472E.pdf

5. The United Nations General Assembly Resolution A/RES/1962 (XVIII) URL: http://www.un-docu-ments.net/a18r1962.htm

6. Treaty banning nuclear weapon tests in the atmosphere, in outer space and under water URL: https://treaties.un.org/pages/showDetails.aspx7ob-jid=08000002801313d9

7. Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons URL: https://www.un.org/disarma-ment/wmd/nuclear/npt/text

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.