Ьй
Мукашева Анар Абайханкызы,
главный научный сотрудник отдела правового мониторинга Института законодательства РК, доктор юридических наук, доцент
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
Одной из значительных сфер международного сотрудничества независимого Казахстана стала международно-правовая охрана окружающей среды. Самой распространенной формой международного сотрудничества в области охраны окружающей среды являются международные конвенции по охране природы. На сегодняшний день Республика Казахстан присоединилась к 19 международным конвенциям.
Специальных научных трудов юристов-экологов, посвященных исследованию международного экологического права, практически нет: из казахстанских авторов можно назвать, пожалуй, только Салимгерея А., Байдельдино-ва Д., Тюлеубекову С., а из российских ученых - Колбасова О., Тимошенко А. Этим вопросом в основном занимались юристы-международники: Бякишев К., Транин А., Сарсембаев М., Чичва-рин В.
По мнению современников, «вода является одним из наших непреходящих человеческих символов жизни, обновления, чистоты и надежды. Она - одно из самых важных связующих звеньев между нами и чем-то священным, природой, нашим культурным наследием. Она может стать посредником в глобальном плане объединения человечества ради мира, стабильности, сохранения природы» [1, с. 33].
Наступление третьего тысячелетия учёные и практики связывают с возрастающим дефицитом данного природного блага, которое, по сравнению даже с невосполнимыми важнейшими энергоносителями (нефтью и газом), является абсолютно незаменимым. Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура отметил: «Из всех кризисов социального или природного происхождения, с которыми сталкивается человечество, именно кризис водных ресурсов ставит вопрос о нашем выжи вании и выживании нашей планеты Земля». По данным экспертов, около 60% населения Земли лишены доступа к чистой питьевой
воде, и если не будут приняты своевременные меры, то к 2032 году более половины населения планеты будет испытывать нехватку питьевой воды. В связи с этим Международная программа ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) провозгласила официальный лозунг: «Вода - два миллиарда человек погибают из-за её нехватки» [2, с. 143]. Здоровье населения, благоприятное состояние окружающей среды, экономическое развитие и безопасность народов сегодня всё больше определяются количеством и состоянием воды.
Экологические проблемы, связанные с использованием трансграничных водных объектов, быстро сдвигают перспективу проблем природных ресурсов от национального к международному уровню. В мире насчитывается приблизительно 263 трансграничных водных бассейна, 1/3 из которых принадлежат более чем двум государствам, а 19 - более чем пяти. По данным ЮНЕСКО за последние 50 лет из 1831 контракта, связанного с межгосударственным водопользованием, 1228 завершились соглашениями о сотрудничестве, 507 - закончились межгосударственными конфликтами, 37 из которых повлекли за собой применение силы [3; 4]. В Казахстане только половина ресурсов поверхностных вод формируются на территории Республики, остальной объем - более 44 кубических километров поступает из сопредельных государств [5]. В числе мер, обеспечивающих охрану вод от трансграничного воздействия, Конвенция называет предотвращение и сокращение загрязнения вод, которое может оказывать трансграничное воздействие; обеспечение рационального использования трансграничных вод; обеспечение использования трансграничных вод «разумным и справедливым образом» [6].
Конвенция ЕЭК ООН о трансграничных водотоках и международных озерах была принята в 1992 году и вступила в силу в 1996 году. Казах-
№ 1 (25) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
стан присоединился к ней в соответствии с Законом Республики Казахстан от 23 октября 2000 года. Она нацелена на установление общих подходов и правовых механизмов по охране трансграничных рек и озер от загрязнения. Для этого Конвенция предусматривает обязанность Сторон по введению нормативов качества вод, по предупреждению и снижению трансграничного воздействия, охране и восстановлению водных экосистем, включая земли водосборного бассейна, животный мир и лесные экосистемы.
В Конвенции закреплены важные принципы водных отношений, до этого действовавшие как международный обычай. Это принцип, в соответствии с которым государства обязаны использовать воды трансграничных водотоков экологически благоприятным и рациональным образом, принципы равного и разумного использования, предосторожности и компенсации причиненного вреда. В развитие Конвенции в 1999 году 35 европейских стран подписали Протокол о воде и здоровье и тем самым взяли на себя обязательство охранять водные экосистемы в интересах охраны здоровья людей, осуществлять сотрудничество в области обеспечения устойчивого развития и гармонизации законодательства в Европейском регионе. Протокол был принят в июне 1999 года и открыт для подписания на Всемирном форуме «Вода и здоровье», проходившем в Гааге (Голландия) в 2000 г.
Реализация норм Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер нашла свое отражение в водном законодательстве РК. Постановлением Правительства РК от 21 января 2002 года была утверждена Концепция развития водного сектора экономики и водохозяйственной политики РК до 2010 года. К основным задачам национальной водной политики в сфере международного сотрудничества отнесены переход от заключения межгосударственных договоров на сезонный период к многолетним соглашениям; комплексное решение проблем использования трансграничных вод с учетом потребностей соседних государств в наших ресурсах и транзитного потенциала страны.
Анализируя двусторонние международные обязательства РК по использованию и охране трансграничных водотоков, следует отметить, что соглашения Казахстана с соседними государствами оговаривают ответственность сторон при сверхлимитном заборе воды или сбросе сточных вод, значительно ухудшающем состояние водного объекта. Но в этих соглашениях не предусматриваются вопросы возмещения ущерба, причиненного бездействием какой-либо из сторон (например,
не принятием мер по предупреждению и борьбе с паводком; несвоевременным предоставлением соответствующей информации). Следовало бы предусмотреть в соглашениях Казахстана меры ответственности (например, имущественной) за бездействие одной из сторон, приведшее к ущербу на территории другой стороны.
В 1997 году на Генеральной Ассамблее ООН была принята Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков. Конвенция считается рамочным международным соглашением и по сфере своего действия является глобальной, т.е. любые заинтересованные государства могут стать ее сторонами. Ее принятие связано со стремлением государств установить универсальные правила по хозяйственному использованию водных ресурсов трансграничных рек, таких, как строительство гидротехнических сооружений, забор воды для ирригации, коммунального хозяйства, промышленности, и распределению водных ресурсов между государствами нижнего и верхнего течения. Требования Конвенции сформулированы на основе норм преимущественного обычного права и международных доктринах с учетом двусторонних и иных бассейновых соглашений.
В целях обеспечения равного доступа государств бассейнов трансграничных рек к водным ресурсам установлены обязательства по уведомлению о намечаемых хозяйственных проектах водопользования по непричинению значительного ущерба, предотвращению загрязнения, справедливому и разумному водораспределе-нию. Практически последнее обязательство реализуется через широко применяемый механизм квотирования или распределения водных ресурсов между странами бассейна в процентном выражении.
Особую сферу правового регулирования водных отношений составляет международное морское право. Оно включает целый ряд глобальных и региональных соглашений, таких, как Конвенция ООН 1982 г. по морскому праву, Конвенция
1972 г. о предупреждении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, Конвенция
1973 г. о предупреждении загрязнения моря с судов, Конвенция 1954 г. о предупреждении загрязнения моря нефтью, Конвенция 1958 г. об открытом море и континентальном шельфе, Конвенция 1969 г. о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью и другие. Эти соглашения детальным образом определяют режим морской среды и устанавливают сложный комплекс обязанностей государств по снижению и контролю загрязнения моря с различных источников, а также меры ответственности.
В 1976 году ЮНЕП утвердила Программу региональных морей, результатом которой стало заключение более 30 соглашений по отдельным морям. В 2003 году в рамках этой программы заключено Соглашение по охране морской среды Каспийского моря.
Подытоживая, считаем целесообразным принятие международно-правовых актов по каждому трансграничному водному объекту (например, отдельно по Каспию с определением его географического и правового статуса, по реке Иртыш, по Или-Балхашскому бассейну - реки Сырдарья, Аму-дарья и др.), направленных на совершенствование законодательства в области охраны и использования водных ресурсов на международном и национальном уровнях.
Использованная литература
1. См.: Джером Д.П. Ложная тревога // Курьер ЮНЕСКО. - 2001. Октябрь.
2. См.: Фёдоров А.В. 2003-й Международный год пресной воды // Использование и охрана природных ресурсов в России. Спецвыпуск: Водное хозяйство России. - 2003. - № 9-10.
3. I Imted Nations Environmental Programme. The State of the World Environment. С. 29. U N Doc UNEP/GC 16/9(1991).
4. Елдышев Ю. Удастся ли избежать «водных войн»? // Экология и жизнь. - №3. - 2003.
5. Экологический курьер, 21 февраля 2002 года.
6. Тюлеубекова С.Ш. Правовое обеспечение исполнения обязательств Республики Казахстан по экологическим конвенциям. Автореф. канд. дисс. - Алматы, 2003. - 34 с.
FbUbiMU мацала цоршаган ортаны цоргау саласындагы халыцаралъщ халыцаралыц-цщыцтыц акттердщ взект1 мэселелерте арналган. Автор су ресурстарын цоргау жэне пайдалану саласындагы халыцаралыц зацнаманыц жагдайын нацты талдаган.
Научная статья посвящена актуальным вопросам мониторинга международно-правовых актов в области охраны окружающей среды. Автор более подробно проанализировал состояние международного законодательства в области охраны и использования водных ресурсов.
Article is devoted to actual issues of monitoring of international legal acts in the field of environment protection. Author iprovides the detail analysis of the main provision of international legislation for environment protection of water resources.
Ty^h сездер: конвенция, су, су ресурстары, трансшекаралыщ суагымдары, хальщаральщ езендер.
Ключевые слова: конвенция, водные ресурсы, трансграничные водотоки, международные озера. Keywords: convention, water resources, transboundary water resources, international lakes.