Научная статья на тему 'Международно-правовое регулирование торговли энергоресурсами'

Международно-правовое регулирование торговли энергоресурсами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
международное публичное право / нормативное регулирование торговли энергоресурсами / энергетическая безопасность / экологические риски / Public international law / regulatory regulation of energy trade / energy security / environmental risks

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапшина Ирина Евгеньевна, Зеленкова Любовь Константиновна, Огородникова Лада Евгеньевна

Предметом исследования данной работы являются вопросы регулирования торговли энергоресурсами международно-правовыми нормами, анализ эффективности реализации договорных отношений ряда международных организаций, осуществляющих торговлю энергоресурсам на современном этапе. Целями исследования являются: анализ действующей нормативной базы, регулирующей отношения между субъектами международного права в области торговли энергоресурсами; выявление принципов функционирования международных энергетических организаций и анализ нормативных актов, лежащих в основе их деятельности; формулирование предположений о возможных векторах дальнейшего развития правового регулирования торговли энергоресурсами. Методологию исследования составили логические приемы анализа и синтеза, формально-юридический метод, сравнительноправовой метод. Исходя из поставленной целей и проведенного исследования, были сделаны выводы о существовании ряда проблем в современном состоянии нормативной базы, регулирующей торговлю энергоресурсами как в мировом масштабе, так и на региональных уровнях, в частности, отсутствуют международные договоры, удовлетворяющие интересам всего мирового сообщества, недостаточное внимание уделяется правовой регламентации экологической безопасности при разработке и транспортировке энергетических ресурсов. Также отмечены основные тенденции деятельности международных организаций в сфере торговли энергетическими ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal regulation of energy trade

The subject of this work is the regulation of energy trade by international legal norms, the analysis of the effectiveness of the implementation of contractual relations of a number of international organizations engaged in energy trade at the present stage. The objectives of the study are: analysis of the current regulatory framework governing relations between subjects of international law in the field of energy trade; identification of the principles of functioning of international energy organizations and analysis of regulations underlying their activities; formulation of assumptions about possible vectors of further development of legal regulation of energy trade. The methodology of the study consisted of logical methods of analysis and synthesis, formal legal method, comparative legal method. Based on the set goals and the conducted research, conclusions were drawn about the existence of a number of problems in the current state of the regulatory framework regulating energy trade both on a global scale and at regional levels, in particular, there are no international treaties that satisfy the interests of the entire world community, insufficient attention is paid to the legal regulation of environmental safety in the development and transportation of energy resources. resources. The main trends in the activities of international organizations in the field of trade in energy resources are also noted.

Текст научной работы на тему «Международно-правовое регулирование торговли энергоресурсами»

Международно-правовое регулирование торговли энергоресурсами

Лапшина Ирина Евгеньевна

кандидат юридических наук, доцент, кафедра «Безопасность в цифровом мире», ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», i-Lapshina@yandex.ru

Зеленкова Любовь Константиновна

студентка, кафедра «Безопасность в цифровом мире», ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», zelenkovalk@student.bmstu.ru

Огородникова Лада Евгеньевна

студентка, кафедра «Безопасность в цифровом мире», ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», ogorodnikovale@student.bmstu.ru

Предметом исследования данной работы являются вопросы регулирования торговли энергоресурсами международно-правовыми нормами, анализ эффективности реализации договорных отношений ряда международных организаций, осуществляющих торговлю энергоресурсам на современном этапе. Целями исследования являются: анализ действующей нормативной базы, регулирующей отношения между субъектами международного права в области торговли энергоресурсами; выявление принципов функционирования международных энергетических организаций и анализ нормативных актов, лежащих в основе их деятельности; формулирование предположений о возможных векторах дальнейшего развития правового регулирования торговли энергоресурсами.

Методологию исследования составили логические приемы анализа и синтеза, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод.

Исходя из поставленной целей и проведенного исследования, были сделаны выводы о существовании ряда проблем в современном состоянии нормативной базы, регулирующей торговлю энергоресурсами как в мировом масштабе, так и на региональных уровнях, в частности, отсутствуют международные договоры, удовлетворяющие интересам всего мирового сообщества, недостаточное внимание уделяется правовой регламентации экологической безопасности при разработке и транспортировке энергетических ресурсов. Также отмечены основные тенденции деятельности международных организаций в сфере торговли энергетическими ресурсами.

Ключевые слова: международное публичное право, нормативное регулирование торговли энергоресурсами, энергетическая безопасность, экологические риски.

(0 сч о сч

ю

Энергетика считается одной из наиболее значимых стратегических отраслей экономики большинства государств, а в особенности государств, обладающих запасами соответствующих энергетических ресурсов. К таковым относится и Российская Федерация (далее - РФ). Именно эта отрасль обеспечивает стабильное функционирование и развитие экономики государства, а также укрепление его позиций и авторитета на внешнеполитической международной арене. В настоящее время РФ по праву можно назвать одним из крупнейших экспортеров нефти, газа и иных энергетических ресурсов, торговля которыми, а также связанными с ними носителями составляет существенную долю во внешнеэкономическом обороте РФ и считается ключевым элементом национального экспорта. Принимая во внимание такое положение дел, очевидно, что дальнейшее развитие данной отрасли и достижение поставленных в ее рамках целей напрямую зависит от состояния обеспечивающих ее правовых основ.

Для определения сущности и исключительной роли международно-правового регулирования торговли энергоресурсами необходимо решить ряд целей и задач, к числу которых относятся проведение анализа действующей нормативной базы, регулирующей отношения между субъектами международного права в рассматриваемой области; выявление особенностей правовых актов, регламентирующих отношения в энергетической сфере в рамках отдельного региона; выявление принципов функционирования международных энергетических организаций и проведение анализа нормативных актов, лежащих в основе их деятельности; формулирование предположений о возможных векторах дальнейшего

развития правового регулирования торговли энергоресурсами.

Достижение поставленных целей становится возможным посредством использования индуктивного, системного, исторического, сравнительно-правового и формально-юридического методов.

Проводя параллель с важностью правовой регламентации торговли энергоресурсами на национальном уровне, следует отметить, что правовое регулирование оборота энергетических ресурсов являются не менее важным и в масштабе всего мирового сообщества. Прежде всего, это обусловлено исключительной важностью топливно-энергетического комплекса (далее ТЭК) в функционировании и жизнедеятельности всего мирового сообщества. Роль энергоресурсов становится ещё более весомой и очевидной в связи с ускорением процессов глобализации, развитием национальных экономик и их взаимной интеграцией. Появляются все новые задачи правового регулирования международного сотрудничества в сфере энергетики, что объясняется стремлением государств к установлению всесторонне согласованного на международном уровне вектора развития, а также к решению вопроса неравномерного распределения энергетических ресурсов. Именно правовое регулирование призвано упорядочить внешнеэкономический оборот ресурсов и урегулировать потенциально возможные разногласия между субъектами правоотношений в данной сфере.

Особенности правового регулирования международной торговли энергоресурсами определяются специфическими свойствами этих ресурсов как товара, пользующегося повышенным спросом и задействованного практически во всех сферах человеческой деятельности.

Как было сказано ранее, процесс глобализации мировой экономики, интернационализации и либерализации энергетической сферы, взаимной интеграции ТЭК различных государств обеспечивается тесным сотрудничеством государств, которое в том числе затрагивает и правотворчество соответствующих отраслевых и иных международных организаций и интеграционных объединений.

Основной задачей, стоящей перед данными международными образованиями, является решение вопросов и проблем организации взаимодействия государств в рамках этих объединений, определения их компетенции и правосубъектности, разработки единой стратегии деятельности, минимизации противоречий в создании унифицированных норм, возникающих из-за преобладания интересов отдельно взятого государства над международными интересами [1].

Каждое государство, осуществляющее экспорт или импорт энергетических ресурсов, заинтересовано в разработке оптимального механизма их поставки и транспортировки для обеспечения возможности успешной реализации этих ресурсов в социальных, экономических и иных целях как национального, так и глобального характера. Так, в Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года в качестве основных направлений развития российского энергетического комплекса называются укрепление и сохранение позиций РФ в мировой энергетике, структурная диверсификация энергетического комплекса, оптимизация пространственного размещения энергетической инфраструктуры и т. д. [2].

Другой важной задачей правовой регламентации функционирования мировых энергетических рынков является обеспечение безопасности в этой сфере, особенно на глобальном уровне. Для достижения данной цели мировому сообществу необходимо устанавливать и постоянно поддерживать комплексную систему коллективной безопасности, основы которой отражены в Уставе Организации Объединенных наций (далее - ООН). Обеспечение международной безопасности основывается не только на неукоснительном соблюдении общих принципов и норм международного права, но и на уважении и соблюдении отраслевых принципов права международной безопасности, которые в том числе распространяются и на энергетический сектор. а Одним из ключевых вопросов в данной о сфере, является вопрос об обеспечении 1 безопасных поставок энергии. Решение В этого вопроса затрагивает интересы как а

стран-импортеров, так и экспортеров ресурсов, поскольку транспортировка энергетических ресурсов оказывает непосредственное влияние на такие ключевые аспекты, как состояние окружающей среды в целом [3].

Энергетическая сфера, начавшая стремительно развиваться в XX веке, стала фундаментом для становления современной экономики, способной обеспечивать как частные, так и публичные интересы. Важность энергетических ресурсов как особого объекта международной торговли отмечен и Европейским Судом в решении от 10 июля 1984 года по делу № 72/83: «нефтепродукты вследствие их исключительного значения как источника энергии в современной экономике, принципиально важны для жизнедеятельности государства в экономической сфере, в частности, в сфере оказания общественных услуг и даже необходимы для поддержания благосостояния населения». Кроме того, в параграфе 7 данного решения сказано, что «прерывание поставок нефтепродуктов» может серьезно повлиять на общественную безопасность страны. Таким образом, можно констатировать наличие необходимости публично-правового регулирования отношений в сфере энергетики, в том числе на международном уровне. Энергетические ресурсы могут стать инструментом, используемым в международных отношениях в качестве средства для ведения конфликта или напротив, для установления международного сотрудничества в мирных целях [4].

Оптимальным способом решения вопроса о регулировании энергетических рынков, об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития торговли энергоресурсами является использование возможностей многостороннего взаимодействия в рамках международных энергетических объединений, функционирующих с целью создания эффективных механизмов обеспечения международной энергетической безопасности.

Одним из наиболее крупных импортеров нефти и других энергоресурсов в настоящее время является Европейский Союз (далее - ЕС).

Долгое время в рамках ЕС отсутствовало какое-либо закрепление вопросов, связанных с развитием энергетики на наднациональном уровне. Однако в дальнейшем в качестве основной конституции организации был признан Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (далее - ЕЭС). Данный учредительный акт, как и все последующие, обладает высшей юридической силой в рамках интеграционного объединения.

Этот договор, преобразованный в Договор об учреждении Европейского сообщества, а затем и в Договор о функционировании Европейского Союза (ДФЭС), стал первичным источником энергетического права ЕС. Так, энергетика в нем выделена в качестве отдельного направления деятельности и регламентирована в Разделе XXI ДФЭС. В качестве целей энергетической политики ЕС были провозглашены обеспечение функционирования энергетического рынка, обеспечение надежности энергоснабжения, содействие энергоэффективности и экономии энергии, а также развитию новых и возобновляемых источников энергии (ВИЭ), содействие соединению энергетических сетей. Сами меры, необходимые для достижения упомянутых целей, и энергетическая политика в целом определяются Европейским парламентом и Советом. Несмотря на это, положения ДФЭС не ущемляет права государств-участников самостоятельно определять условия реализации энергоресурсов и структуру энергоснабжения, делать выбор между различными источниками.

ЕС может также осуществлять сотрудничество с третьими государствами для реализации проектов, представляющих общий интерес. Это способствует оказанию поддержки при воплощении проектов с участием государств, заинтересованных в переносе норм права ЕС на национальный уровень.

Основные принципы, закрепленные в ДФЭС, конкретизируются и дополняются посредством других актов, которые издаются институтами ЕС на базе положений первичного права.

В процессе развития правовой регламентации энергетики в ЕС было разработано три энергетических пакета. Первые две директивы в рамках Первого энергетического пакета были направлены на полную либерализацию рынков электроэнергии и газоснабжения. Директива 96/92 Европейского парламента и Совета ЕС от 19 декабря 1996 года об общих правилах внутреннего рынка электроэнергии установила общие правила выработки электроэнергии, ее передачи по электрическим сетям, а также поставки энергии потребителям. Директива 98/30 Европейского парламента и Совета ЕС от 28 июня 1998 года об общих правилах внутреннего рынка природного газа определила правовые стандарты хранения, транспортировки, поставки и продажи природного газа.

Директивы, входящие в Первый энергетический пакет, в дальнейшем были отменены. На замену им пришли Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2003/54 от 26 июня 2003 года относительно общих правил на внутреннем рынке электричества и отмены Директивы 96/92, а также Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2003/55 от 26 июня 2003 года относительно общих правил на внутреннем рынке природного газа и отмены Директивы 98/30, образовавшие Второй энергетический пакет. Положения данных правовых актов были также направлены на всестороннюю либерализацию энергетических рынков государств-членов ЕС. Был взят курс на поддержание открытости этих рынков и их демонополизацию, обеспеченных принципами транспарентности и недискриминации.

В 2007 году началась активная работа над созданием Третьего энергетического пакета, обусловленная стремлением Европейской комиссии реформировать энергетический сектор и сформировать единую энергетическую политику. В данный Пакет вошли следующие директивы и регламенты:

1) Директива 2009/72 Европейского парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 года об общих правилах внутреннего рынка электроэнергии и заменяющая Директиву 2003/54;

2) Директива 2009/73 Европейского парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 года об общих правилах внутреннего рынка природного газа и заменяющая Директиву 2003/55;

3) Регламент 713/2009 Европейского парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 года, учреждающий Агентство по сотрудничеству органов регулирования энергетики. Регламент 713/2009 был впоследствии заменен Регламентом 2019/942 Европейского парламента и Совета ЕС от 5 июня 2019 года, учреждающим Агентство Европейского Союза по сотрудничеству органов регулирования энергетики;

4) Регламент 714/2009 Европейского парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 года об условиях доступа к сети для трансграничного обмена электроэнергией и заменяющий Регламент 1228/2003. Данный акт был впоследствии заменен Регламентом 2019/943 Европейского парламента и Совета ЕС от 5 июня 2019 года о внутреннем рынке электроэнергии;

5) Регламент 715/2009 Европейского парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 года об условиях доступа к сетям транспортировки природного газа и заменяющий Регламент 1775/200555.

Принятие данных правовых актов позволило обеспечить точную регламентацию правил поведения, затрагивающих поставки, производство, подачу ресурсов конечным потребителям, транспортировку, распределение и хранение ресурсов, для участников европейских рынков электроэнергетики и газа.

Одним из ключевых аспектов, получивших отражение в Третьем энергетическом пакете, стало централизованное планирование развития европейской энергетической сети. Так, была определена необходимость создания единой европейской энергетической сети. Ранее же вопросы строительства и развития систем транспортировки ресурсов находились в национальном ведении. В соответствии с положениями Третьего энергетического пакета на уровне государств-членов ЕС операторы транспортных систем разрабатывают обязательные национальные десятилетние планы сетевого развития, а национальные регулирующие органы, в свою очередь, утверждают эти планы. В рамках ЕС разрабатывается и принимается единый десятилетний сетевой план, которому националь- а ные планы должны соответствовать, за чем О должны следить специализированные ре- |

гулирующие органы государств-членов ЕС. п

а

и

сч о сч

ю

Благодаря Третьему энергетическому пакету было учреждено Агентство по сотрудничеству органов регулирования энергетики, обладающее широким кругом консультативных, ограничительных, надзорных и иных полномочий. Агентство может принимать обязательные для государств-членов решения в случае возникновения противоречий, связанных с трансграничной транспортировкой энергоресурсов. Также существует Апелляционный совет - специализированный орган, рассматривающий жалобы на принятые Агентством решения. Иски об отмене решения, вынесенного Агентством в соответствии с Регламентом 2019/942 могут быть переданы в Суд ЕС после безуспешного завершения процесса обжалования. При этом, Агентство должно принимать все возможные и необходимые меры для выполнения решения Суда ЕС.

Немаловажным источником права, обеспечивающих либерализацию энергетических рынков, являются решения Комиссии ЕС, которые могут быть направлены отдельно взятым субъектам в сфере энергетики, которые, по мнению Комиссии, создают препятствия для конкуренции и нарушают правила Союза об организации рыночных отношений.

Ключевую роль в регламентации энергетической сферы в ЕС играют и результаты деятельности судебных инстанций ЕС, которые находят отражения в многочисленных учредительных актах и актах вторичного права. Посредством таких судебных решений определяются основополагающие принципы организации энергетических рынков в рамках ЕС. В дальнейшем такие принципы оказывают существенное влияние на объем обязанностей, возлагаемых на государства-члены ЕС и значительно меняющих их положение на энергетическом рынке. К таковым, в частности, относится и принцип «энергетической солидарности», обязательный статус которого был подтвержден в Решении Суда ЕС от 15 июля 2021 года [5].

Другим важным международным правовым актом, непосредственно нацеленным на регулирование межгосударственного оборота энергетических ресурсов, явля-

ется Договор к Энергетической Хартии (далее - ДЭХ). Этот договор был подписан в Лиссабоне в 1994 году и стал результатом трехлетних переговоров, проходящих в рамках Европейской энергетической хартии 1991 года. Необходимость создания единого источника правового регулирования отношений в энергетической сфере было обусловлено появлением ряда государств в Европе после распада СССР, который ранее и являлся одним из основных источников энергоресурсов для европейских стран.

Если ЕЭС представляет собой некую политическую декларацию о намерении организовать сотрудничество в энергетической сфере, то ДЭХ содержит конкретные определения, цели, механизмы разрешения споров, положения о структуре и институтах, представленные в 50 статьях, объединенных в 8 разделов. Помимо этого, договор включает 14 приложений. Подразумевается также и возможность расширения сферы регулирования ДЭХ посредством заключения сторонами дополнительных соглашений - протоколов, конкретизирующих, дополняющих или уточняющих положения, закрепленные в ДЭХ. Так, например, был подписан протокол о энергоэффективности и некоторых связанных с ней экологических аспектах.

Проанализировав становление и развитие создания ДЭХ, можно констатировать, что этот договор стал первым юридически обязывающим многосторонним соглашением о защите инвестиций и торговле энергетическими материалами и продуктами в целом. Кроме того, Договор является первым многосторонним договором, предусматривающим правила транзита к энергетическим системам и юридически обязательное разрешение международных споров [6].

В соответствии со вторым разделом Декларации основной формой сотрудничества между участниками является коммерческая деятельность, основанная на принципе взаимной выгоды. Однако подчеркивается, что такая деятельность может быть дополнена и межправительственным сотрудничеством, в особенности в области разработки энергетической политики и для

достижения иных целей. То есть ДЭХ направлен как на поддержание сотрудничества государств в сфере энергетики, так и на защиту коммерческих интересов частного бизнеса.

Особенностью ДЭХ является также и то, что положения, содержащиеся в нем, охватывают весь энергетический производственно-сбытовой процесс, начиная с разведки и заканчивая получением энергии конечным пользователем), а также энергетические продукты и связанное с энергетической сферой оборудование. ДЭХ выходит за рамки регионализма, однако его нельзя назвать в полной мере всеобъемлющим и универсальным, поскольку он так и не получил всеобщего признания, в частности, не был ратифицирован и Россией.

Как было сказано ранее, одним из основных направлений, регулируемых ДЭХ, является режим защиты инвестиций. В этой сфере можно выделить несколько особенностей: инвестор имеет право предъявлять иск правительству государства, нарушившего какое-либо из взятых на себя обязательств по ДЭХ, непосредственно в независимый арбитражный трибунал (часть V ДЭХ); обеспечиваются равные возможности для инвестиций в энергетическом секторе в рамках общества государств - членов ДЭХ для сведения к минимуму некоммерческих рисков, связанных с инвестициями в энергетический сектор; обеспечивается защита иностранных инвестиций в энергетику, основанная на принципе недискриминации (то есть государства обязуется распространить национальный режим или режим наибольшего благоприятствования на физических и юридических лиц других государств, подписавших ДЭХ и осуществляющих инвестиции в энергетический сектор).

Важным правилом, закрепленным в ДЭХ, является защита собственности (включает «лицензии» (право пользования недрами) на добычу нефти и газа, такие как концессии и соглашения о разделе продукции) от экспроприации обязательством быстро выплатить соразмерную достаточную компенсацию (ст. 13 ДЭХ). Другими словами, экспроприация не запрещена, но

при условии выплаты полноценной компенсации.

Другим существенным правилом является требование «соблюдать все (контрактные) обязательства». Речь идет о том, что правительства обязаны уважать и соблюдать контракты, заключенные с иностранными инвесторами. Они не могут применять свою административную силу для аннулирования соглашений, а также оказывать какое-либо насильственное принуждение инвестора к пересмотру условий этого соглашения. Опять же, контракты могут быть признаны недействительными только при условии выплаты полноценной компенсации.

Следующим важнейшим принципом является недискриминация, под которой подразумевается отсутствие возможности у правительства, выстраивая отношения с инвесторами, отдавать предпочтение каким-либо отечественным или иностранным инвесторам по сравнению с режимом, который оно предоставляет всем остальным инвесторам из государств — членов ДЭХ [7].

Согласно правилам, предусмотренным статьей 47 ДЭХ, каждая договаривающаяся сторона может выйти и ДЭХ в любое время по истечении пяти лет после того, как ДЭХ вступил в силу для этой договаривающейся стороны. Сам же выход вступает в силу спустя 1 год после получения депозитарием уведомления о выходе из договора. Необходимо отметить, что ДЭХ продолжает защищать существующие инвестиции иностранных инвесторов других договаривающихся сторон на территории вышедшей из Договора договаривающейся стороны, а также существующие инвестиции инвесторов этой договаривающейся стороны на территории других участвующих сторон в течение еще 20 лет после даты вступления в силу выхода этой стороны из ДЭХ.

В ДЭХ фигурирует положение о возможности «временного применения» ДЭХ. В а частности, до июня 2022 года такой воз- о можностью пользовалась и Россия. 1

Дискуссии о значении ДЭХ в сфере пра- В вового регулирования внешней торговли а

сч о сч

ю

энергоресурсами в настоящее время находятся в активной фазе. Так, многие европейские политики скептически отзываются о данном Договоре. Многие из них считают, что ДЭХ создает угрозу зеленой политике ЕС, в связи с тем, что предусматривает инвестиции и арбитражные оговорки для решения вопросов в нефтегазовом секторе. Чугунов Д. К. предполагает, что такие доводы ряда европейских политиков могут быть связаны с тем фактом, что в отличие от ранних дел, в которых в преобладающем большинстве случаев ответчиками являлись государства Центральной и Восточной Европы, в настоящее время именно против государств Западной Европы стало возбуждаться все большее количество дел. В конечном счете, в сентябре 2021 года Суд ЕС в своем предварительном решении заявил, что энергетические компании ЕС больше не имеют возможности подавать иски в суд, обращенные к правительствам ЕС, используя ДЭХ. Иными словами, ДЭХ не может быть применен для разрешения спора между инвестором из ЕС и государством - членом ЕС, что напрямую ставит под сомнение значимость ДЭХ по крайней мере для Европейского Союза.

Функции экономического и правового регулирования торговли природным газом осуществляет Форум стран-экспортеров газа (далее - ФСЭГ) - международная организация, идея создания которой была сформулирована в Тегеране в 2001 году. Основан ФСЭГ был в 2008 году в Москве, где был принят его Устав и подписано межправительственное соглашение, определившее принципы работы организации, порядок взаимоотношений с государствами-потребителями газа, механизмы реализации инвестиционных программ и иные важные аспекты. Участниками организации стали страны-лидеры по запасам природного газа и его экспорту (Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Россия, Экваториальная Гвинея, Тринидад и Тобаго).

В качестве целей создания ФСЭГ выступили развитие сотрудничества в энергетической сфере, защита интересов производителей, создание базы для исследований

и обмена опытом, работа над совершенствованием устойчивого и прозрачного рынка «голубого топлива» [8].

Первый саммит ФСЭГ состоялся в Дохе в 2011 году. Заседание второго саммита прошло в 2013 году в Москве под названием «Природный газ - ответ на призыв 21 века к устойчивому развитию». Результатами саммита в Москве стали: подтверждение абсолютного суверенного права стран ФСЭГ на распоряжение своими природными ресурсами; одобрение международно-правовых принципов и норм международной торговли газом; обсуждение вопросов роста значения природного газа как экологически благоприятного энергоресурса и неблагоприятного влияния односторонне введенных отдельными государствами-потребителями мер по урегулированию внешней торговли газом на стабильность газового рынка и т.д.

В рамках третьего саммита ФСЭГ, прошедшего в 2015 году в Тегеране, был принят Итоговый документ об основных направлениях сотрудничества стран ФСЭГ в газовой сфере. В данном документе был закреплен ряд совместных действий государств-участников ФСЭГ: осуществление обмена информацией по производству и торговле газом, объединение усилий по продвижению газа как наиболее благоприятного для окружающей среды и экологически чистого энергоресурса, привлечение инвестиций в газовую отрасль, сохранение практики долгосрочных контрактов на поставку газа для финансирования крупномасштабных газовых проектов и обеспечения справедливого ценообразования и другое.

В настоящее время ФСЭГ по исполнения предписаний, содержащихся в Итоговой декларации, держит курс на выход на полномасштабную работу, укрепление позиций на международной арене, поддержание и развитие сотрудничества с ведущими фигурами глобального энергетического рынка. [9]

Одним из наиболее сильных субъектов мирового энергетического рынка является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

ОПЕК является межправительственной экономической организацией, членство которой ограничено условием об обязательном осуществлении участниками организации экспорта нефти. При этом полноправными членами могут быть только члены -учредители ОПЕК и те государства, чьи заявки на прием в организацию были одобрены Конференцией (высший орган ОПЕК, который состоит из делегаций, представляющих государства - члены, возглавляемых министрами нефтяной добывающей промышленности или энергетики). Основание данной организации непосредственно связано с борьбой развивающихся государств, добывающих нефть, за экономическую независимость. Масштабное развитие нефтяного рынка во второй половине XX века и переход главенства в этой отрасли от транснациональных компаний к странам-производителям нефти стали толчком для роста влияния ОПЕК.

В качестве правовой основы возникновения и функционирования ОПЕК выступает ее учредительный акт - Устав. Помимо установления прав и обязанностей сторон (государств-членов ОПЕК) Устав также регламентирует создание международной организации, то есть определяет структуру ее органов, устанавливает их компетенцию, правовое положение членов организации, ее персонала, характер взаимоотношений с другими международными организациями и т. д [10].

Устав ОПЕК был зарегистрирован в Секретариате ООН 6 ноября 1962 года (резолюция №6363), в чем выражается и чем подтверждается международно-правовая природа ОПЕК. Кроме того, 30 июня 1965 года Опек установила отношения с Экономическим и Социальным Советом (ЭКО-СОС) на основании резолюции №1053, в рамках которых предусматривалось обеспечение взаимного обмена информацией и документацией между организациями, предоставление возможности ОПЕК иметь представительство на заседаниях органов ООН при рассмотрении представляющих взаимный интерес вопросов, осуществление консультаций и технического сотрудничества ОПЕК и ООН по вопросам, представляющим общий для них интерес. Опек

также находится в непосредственных правовых связях с неправительственной организацией НПО (Международная организация стандартизации).

Следует отметить, что с момента создания ОПЕК действовала строго в рамках принципов, закрепленных в уставе ООН, и в соответствии с целями ООН. Это во многом обеспечило возможность Секретариату ОПЕК участвовать в заседаниях ряда органов и учреждений, к которым, в частности, относятся Конференция ООН по торговле и развитию, Конференция Всемирного Банка, Международного валютного фонда.

Первоначально ряд государств, международных организаций и транснациональных компаний (далее - ТНК) отказывались признавать ОПЕК международной межправительственной организацией. Многие ТНК пересмотрели свои взгляды на организацию государств-экспортеров нефти в связи с активным ростом ее авторитета и влияния в сфере внешней торговли энергоресурсами.

Соединенные штаты Америки также предпринимали попытки отрицать правовой статус ОПЕК, пытаясь распространить на нее американское конкурентное права. Однако Апелляционный суд по делу «International Association and Aerospace V. OPEC (July 6, 1981)» пришел к выводу о несостоятельности доводов США.

Проанализировав положения Устава ОПЕК, можно сформировать перечень основных целей ее деятельности: общая координация и унификация политики государств-членов ОПЕК в сфере торговли нефтью, установление и реализация наиболее оптимальных как коллективных, так и индивидуальных механизмов защиты интересов государств-членов; обеспечения стабильного снабжения нефтью государств-потребителей; стабилизация уровня цен на мировом рынке нефти; обеспечение охраны окружающей среды; обеспечение устойчивых доходов странам-производителям нефти; сотрудничество с гос- g ударствами, не являющимися членами о ОПЕК в вопросах поставки нефти [11]. *

Ранее упомянутые международные орга- В низации и правовые акты, выраженные в их g уставах и иных формах, создают правовую т

основу деятельности членов мирового сообщества в сфере торговли различными энергетическими ресурсами.

Правовой регламентации принципов осуществления государствами деятельности в сфере торговли энергоресурсами отведена важнейшая роль. Только она может позволить сформировать систему стандартов и механизмов, обеспечивающих претворение в жизнь интересов как государств-экспортеров, так и импортеров энергетических ресурсов.

Исключительная важность правового регулирования данной сферы на настоящем этапе развития общества непосредственно вытекает из сущности энергоресурсов, без которых невозможно представить деятельность человека.

Однако следует отметить, что правовое регулирование сферы международной торговли энергоресурсами в настоящее время далеко от совершенства. Прежде всего, это выражается в его ярко выраженном региональном характере, в связи с чем отсутствуют универсальные международные договоры, удовлетворяющие интересы всего мирового сообщества. Другой проблемой является прямая зависимость сферы международной торговли энергетическими ресурсами от текущей политической ситуации. Третьим насущным вопросом является необходимость актуализации аспектов, касающихся вопросов обеспечения экологической безопасности при разработке и транспортировке энергетических ресурсов. Решение этих и других вопросов является центральным направлением деятельности международных организаций в сфере торговли энергетическими ресурсами сегодня.

Принимая во внимание существующие в настоящий момент проблемы правового регулирования рассматриваемой области, можно выделить ряд тенденций такого развития, в реализации которых заинтересовано все мировое сообщество в силу их исключительной важности для эффективного и стабильного функционирования международного рынка энергетических ресурсов.

Энергетическая безопасность является одним из ключевых элементов национальной безопасности, который обеспечивает

стабильное функционирование государства в областях сохранения как экономических, экологических, так и социальных ресурсов. Энергетическая безопасность определяется Международным Энергетическим Советом как уверенность в наличии энергии того количества и качества, которые требуются при данных экономических условиях в настоящий момент. Анализируя зарубежные источники, Шестопалов П. В. Приходит к выводу о том, что иностранные исследователи определяют энергетическую безопасность как «безопасность предложения», что заключается в существовании гарантированных внутри- и внешнего-сударственных источников энергии при условии их бесперебойной поставки и несет своей целью отсутствие энергетической зависимости между субъектами энергетических правоотношений. Учеными даются различные определения энергетической безопасности, которые в большинстве своем сводятся к обеспечению достаточного предложения и защищенности личности, общества и государства от ситуации нехватки энергоресурсов [12]. Тенденция стремления к обеспечению государствами собственной энергетической безопасности следует из их намерения создать прочную экономическую основу для стабильного развития, защитить граждан и общество от резкого дефицита энергоресурсов, реализовать национально выгодные стратегии взаимодействий на мировой арене, лишиться энергетической зависимости.

Мы можем видеть обеспечение государствами энергетической безопасности своих граждан на реальных примерах настоящего времени. Интерфакс 25 октября 2023 года опубликовал новость о продлении США Генеральной лицензии (далее - Лицензия) на совершение финансовых операций по финансированию энергетики с российскими структурными объединениями, подпавшими под санкции. «Энергетика» в терминах Лицензии подразумевает не только добычу, транспортировку и сжижение нефти/газа, но и производство иных источников энергии (под таковыми подразумеваются уголь, уран и возобновляемые источники энергии). Лицензия санкционирует

сделки со Сбербанком, ВТБ и другими банками, а также с Центральным банком РФ [13]. Понимаем, что в компетенцию ЦБ РФ входят статистические и аналитические аспекты экспорта энергетических товаров, а также адаптационные проекты, связанные с вопросами энергоэффективности и энергоперехода. Отсюда делаем вывод: ЦБ РФ обеспечивает энергетическую безопасность, являющуюся составляющей национальной безопасности, в смежных областях со своей основной целью - обеспечением экономической безопасности РФ [14]. В таком случае, Лицензия есть предпосылка и инструмент обеспечения конструктивного сотрудничества в области энергетической безопасности как РФ, так и США в условиях геополитического кризиса.

В связи с этим, по нашему мнению, правовое регулирование торговли энергоресурсами будет развиваться в направлении создания гарантий каждого отдельного государства договорным путем, отказа от кабальных условий существующих договоров между поставщиками и потребителями, наращивания всеми государствами собственного энергетического потенциала.

Другой тенденцией является активная интеграция. Целесообразность развития интеграции государств и тесного взаимодействия интеграционных энергетических объединений, прежде всего, проистекает из непрерывного роста процесса глобализации и развития мировой экономики, вследствие чего увеличивается потребление энергоресурсов, усиливаются диспропорции в их распределении между субъектами мирового сообщества. В настоящее время наиболее эффективным и перспективным путем интеграции в сфере торговли энергоресурсами является разработка и реализация различных краткосрочных и долгосрочных программ, нацеленных на обеспечение стабильного взаимодействия энергетических секторов двух и более государств. Подобное взаимодействие осуществляется в рамках таких интеграционных объединений, как Центрально-Азиатское Региональное Экономическое Сотрудничество (ЦАРЭС), Специальная программа ООН для экономик стран Централь-

ной Азии (СПЕКА), Проект передачи электроэнергии в странах Центральной Азии и Южной Азии (CASA-1000) и т. д. Теория стадий интеграции энергетических рынков, представленная Всемирным Банком, содержит описание стадии глубокой интеграции, подразумевающей наличие полностью синхронной взаимосвязанной энергетической системы между многими странами. Несмотря на то, что в настоящее время такого уровня международной интеграции достичь невозможно, целесообразно предпринимать меры по интеграции энергетических комплексов государств на континентальном уровне [15].

Литература

1. Марчуков И. П. Гражданско-правовое регулирование внешнеторгового оборота энергетических ресурсов в РФ, ЕС и БРИКС: дис. канд. юр. наук: 12.00.03. - М., 2017. - 200 с.

2. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523 - р [электронный ресурс] - URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026

3. Лапшина И. Е. Акустические и иные экологические риски: международно-правовое регулирование средств предупреждения // Акустика среды обитания (АСО-2020) Материалы Пятой Всероссийской конференции молодых ученых и специалистов. Под редакцией А.И. Комкина. Москва, 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Judgment of the Court of Justice of European Union, regarding case № 72/83 Campus Oil Limited and others v Minister for Industry and Energy and others. [Электронный ресурс] — 1984. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-

content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A61983CJ00 72

5. Чугунов Д. К. Правовые аспекты реализации энергетической политики Европейского Союза в отношениях с третьими государствами (на примере деятельности энергетического сообщества): дис. канд. юр. w наук: 12.00.10. - М., 2022. [электронный ре- о сурс] - URL: И https://www.dissercat.com/content/pravovye- В aspekty-realizatsii-energeticheskoi-politiki- а evropeiskogo-soyuza-v-otnosheniyakh g

6. Голованова, А. Е. Основные положения Договора к Энергетической Хартии / А. Е. Голованова, А. Н. Куклина // Рыночная трансформация экономики России: проблемы, перспективы, пути развития: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 01 апреля 2020 года. - Пенза: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2020. - С. 12-14. - EDN AXLZSG.

7. Вальде Т., Конопляник А. Договор к Энергетической Хартии и его роль в мировой энергетике // Нефть, Газ и Право. 2008 [электронный ресурс] - URL: http://konoplyanik.rU/ru/publications/articles/4 36_2_Dogovor_k_Energeticheskoj_Xartii_i_e go_rol_v_mirovoj_energetike.pdf

8. Утехина, А. М. А. Международное правовое и экономические регулирование торговли природным газом / А. М. А. Утехина // ТЕОРИЯ и ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ : сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 июля 2020 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. - С. 45-47. - EDN BXUBXI.

9. Грачев А. Ю. Обеспечение энергетической безопасности государств СНГ и ЕАЭС и роль Форума стран - экспортеров газа (ФСЭГ) в решении проблем ближневосточного нефтегазового противостояния // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. №4 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie -energeticheskoy-bezopasnosti-gosudarstv-sng-i-eaes-i-rol-foruma-stran-eksporterovgaza-fseg-v-reshenii-problem (дата обращения: 13.04.2023)

10. OPEC Statute, approved by the Conference in January 1961 in Caracas. [Электронный ресурс] // URL: http://www.opec.org/opec_web/static_files_pr oject/media/downloads/publications/OPEC_S tatute.pdf

11. Гусова З.М. Международно-правовые вопросы деятельности организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: (специальность 12.00.10 «Международное право; Европейское право») / Гусова За-лина Маратовна - [Российский университет

дружбы народов]. - М., 2004. [электронный ресурс] - URL:

https://www.dissercat.com/content/mezhduna rodno-pravovye-voprosy-deyatelnosti-organizatsii-stran-eksporterov-nefti-opek

12. Шестопалов П. В. Энергетическая безопасность: определение понятия и сущность // Проблемы экономики и юридической практики. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/energetichesk aya-bezopasnost-opredelenie-ponyatiya-i-suschnost (дата обращения: 19.06.2023).

13. США продлили лицензию на операции по энергетике с санкционными банками России URL: https://www.interfax.ru/world/927567 (дата обращения: 06.11.2023).:

14. Лапшина, И. Е., Огородникова Л. Е. Перспективы развития и направления деятельности Центрального банка РФ (Банка России) // Приоритетные направления устойчивого социально-экономического развития государств в условиях усиления внешних рисков : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Киров, 03 ноября 2022 года. -Киров: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Аверс», 2022. - С. 430-437. - EDN KXAIAI. (дата обращения: 06.11.2023).

15. Жиряева Е.В., Наумов В.Н., Мохам-мад И. Уточнение стадий экономической интеграции стран в торговле электроэнергией // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. №2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/utochnenie-stadiy-ekonomicheskoy-integratsii-stran-v-torgovle-elektroenergiey (дата обращения: 19.06.2023).

International legal regulation of energy trade Lapshina I.E., Zelenkova L.K., Ogorodnikova L.E.

Bauman Moscow State Technical University (National

Research University) The subject of this work is the regulation of energy trade by international legal norms, the analysis of the effectiveness of the implementation of contractual relations of a number of international organizations engaged in energy trade at the present stage. The objectives of the study are: analysis of the current regulatory framework governing relations between subjects of international law in the field of energy trade; identification of the principles of functioning of international energy organizations and analysis of regulations underlying their activities; formulation of

assumptions about possible vectors of further development of legal regulation of energy trade.

The methodology of the study consisted of logical methods of analysis and synthesis, formal legal method, comparative legal method.

Based on the set goals and the conducted research, conclusions were drawn about the existence of a number of problems in the current state of the regulatory framework regulating energy trade both on a global scale and at regional levels, in particular, there are no international treaties that satisfy the interests of the entire world community, insufficient attention is paid to the legal regulation of environmental safety in the development and transportation of energy resources. resources. The main trends in the activities of international organizations in the field of trade in energy resources are also noted.

Keywords: Public international law, regulatory regulation of energy trade, energy security, environmental risks.

References

1. Marchukov I. P. Civil law regulation of foreign trade turnover

of energy resources in the Russian Federation, the EU and BRICS: dis. Candidate of Legal Sciences: 12.00.03. -Moscow, 2017. - 200 p.

2. Decree of the Government of the Russian Federation No.

1523 - r of June 9, 2020 [electronic resource] - URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026

3. Lapshina I. E. Acoustic and other environmental risks: international legal regulation of means of prevention // Acoustics of the habitat (AS0-2020) Materials of the Fifth All-Russian Conference of Young Scientists and Specialists. Edited by A.I. Komkin. Moscow, 2020

4. Judgment of the Court of Justice of European Union, regarding case № 72/83 Campus Oil Limited and others v Minister for Industry and Energy and others. [Electronic resource] — 1984. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT /?uri=CELEX%3A61983CJ0072

5. Chugunov D. K. Legal aspects of the implementation of the

energy policy of the European Union in relations with third states (on the example of the activities of the energy community): dis. Candidate of Legal Sciences: 12.00.10.

- Moscow, 2022. [electronic resource] - URL: https://www.dissercat.com/content/pravovye-aspekty-realizatsii-energeticheskoi-politiki-evropeiskogo-soyuza-v-otnosheniyakh

6. Golovanova, A. E. The main provisions of the Energy Charter Treaty / A. E. Golovanova, A. N. Kuklina // MARKET TRANSFORMATION OF the RUSSIAN ECONOMY: PROBLEMS, PROSPECTS, WAYS OF DEVELOPMENT: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Penza, April 01, 2020.

- Penza: Aeterna Limited Liability Company, 2020. - pp. 12-14. - EDN AXLZSG.

7. Walde T., Konoplyanik A. The Energy Charter Treaty and

its role in world energy // Oil, Gas and Law. 2008 [electronic resource] - URL:

http://konoplyanik.ru/ru/publications/articles/436_2_Dogo vor_k_E nergeti cheskoj_Xarti i_i_ego_rol_v_mirovoj_en er getike.pdf

8. Utekhina, A. M. A. International legal and economic regulation of natural gas trade / A. M. A. Utekhina // THEORY and PRACTICE of MODERN ECONOMICS : collection of articles of the II International Scientific and Practical Conference, Penza, July 30, 2020. - Penza: "Science and Education" (IP Gulyaev G.Yu.), 2020. - pp. 45-47. - EDN BXUBXI.

9. Grachev A. Yu. Ensuring the energy security of the CIS and

EAEU states and the role of the Gas Exporting Countries Forum (GECF) in solving the problems of the Middle East oil and gas confrontation // International cooperation of the Eurasian states: politics, economics, law. 2015. No.4 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-energeticheskoy-bezopasnosti-gosudarstv-sng-i-eaes-i-rol-foruma-stran-eksporterovgaza-fseg-v-reshenii-problem (accessed: 04/13/2023)

10. OPEC Statute, approved by the Conference in January 1961 in Caracas. [Electronic resource] // URL: http://www.opec.org/opec_web/static_files_project/media/ downloads/publications/OPEC_Statute.pdf

11. Gusova Z.M. International legal issues of the Organization of Petroleum Exporting Countries (OPEC): abstract. dis. on the job. learned. step. cand. jurid. Sciences: (specialty 12.00.10 "International Law; European Law") / Gusova Zalina Maratovna - [Peoples' Friendship University of Russia]. - M., 2004. [electronic resource] - URL: https://www.dissercat.com/content/mezhdunarodno-pravovye-voprosy-deyatelnosti-organizatsii-stran-eksporterov-nefti-opek

12. Shestopalov P. V. Energy security: definition of the concept and essence // Problems of economics and legal practice. 2012. No.5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskaya-bezopasnost-opredelenie-ponyatiya-i-suschnost (accessed: 06/19/2023).

13. The United States has extended the license for energy operations with sanctioned banks of Russia URL: https://www.interfax.ru/world/927567 (accessed: 06.11.2023).:

14. Lapshina, I. E., Ogorodnikova L. E. Prospects of development and directions of activity of the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia) // Priority directions of sustainable socio-economic development of states in conditions of increasing external risks : Collection of materials of the International Scientific and practical Conference, Kirov, November 03, 2022. - Kirov: Limited Liability Company "Avers Publishing House", 2022. - pp. 430-437. - EDN KXAIAI. (accessed: 06.11.2023).

15. Zhiryaeva E.V., Naumov V.N., Mohammad I. CLARIFICATION OF THE STAGES OF ECONOMIC INTEGRATION OF COUNTRIES IN ELECTRICITY TRADE // Eurasian integration: economics, law, politics. 2020. No. 2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/utochnenie-stadiy-ekonomicheskoy-integratsii-stran-v-torgovle-elektroenergiey (accessed: 06/19/2023).

U

8) *

0 X

00 a 8) O T V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.