Научная статья на тему 'Международно-правовая защита окружающей среды от общественно опасных загрязнений'

Международно-правовая защита окружающей среды от общественно опасных загрязнений Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
593
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовая защита окружающей среды от общественно опасных загрязнений»

Ачмиз Зарема Мухтаровна

старший преподаватель кафедры экономики и финансов Кубанского государственного технологического университета, соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России,

г. Краснодар

Международно-правовая защита окружающей среды от общественно опасных загрязнений

Н

еобходимость международного сотрудничества в области охраны окружающей среды диктуется тем обстоятельством, что в настоящее время государства оказались в экологической зависимости друг от друга. Разрушение озонового слоя Земли, загрязнение воздуха, Мирового океана, пагубное влияние ядерных взрывов распространяется не только на те страны, где допускаются экологически опасные действия, но и на все мировое сообщество. Поэтому в настоящее время государства под эгидой ООН или на двусторонней основе действуют с целью охраны и использования окружающей среды. Общепризнанные мировым сообществом принципы закреплены в межгосударственных актах, в нормативных документах международных организаций и сконцентрированы в решениях наиболее значительных международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества государств и народов в этой области.

Природа нашей планеты не имеет государственных границ, она едина для всех обитателей земного шара. Как справедливо подчеркивает

И.М. Авраменко, «международное сообщество на всех уровнях может и должно совместно и в отдельности охранять окружающую среду. Природные ресурсы за пределами действия национальной юрисдикции являются общим достоянием, и сохранение их есть задача всех государств и народов мира; окружающая среда не подлежит национальному присвоению путем провозглашения над ней суверенитета, использования, оккупации или любыми другими средствами. Данный принцип закреплен в Договоре о Космосе, включая луну и другие небесные тела (1967 г.), Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 г.), а также на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.)»1.

Формирование международно-правовых отношений в области защиты окружающей среды от загрязнений обусловлено несколькими серьезными факторами: нерациональным потреблением природных ресурсов людьми, что очевидно «борьба с загрязнением природной среды относится к числу приоритетных направлений деятельности государства в области обеспечения экологической безопасности», экологическому кризису во многих экосистемах Земли; наличием общемировой проблемы экологически вред-

1 Авраменко И.М. Международное экологическое право. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. С. 9.

255

ных (и опасных) отходов производственной деятельности человека; отсутствием эффективной системы предупреждения природных и техногенных катастроф, влекущих экологические кризисы национального, регионального и международного масштаба, а также некоторыми иными, связанными с данными, проблемами. Разработка и хранение ядерного и биологического оружия.

Если попытаться охарактеризовать проблему защиты окружающей среды от масштабных загрязнений в международном масштабе, то вначале следует обратиться к древней истории. Уже рабовладельчество, при охране своих притязаний на природные ресурсы, использовало поддержку существовавшего тогда законодательства. В те времена использовались в основном возобновляемые природные богатства, при этом и экономический рост был медленным. Однако и серьезных вмешательств в законы функционирования окружающей природной среды не происходило, - за исключением информации о больших вырубках средиземноморских лесов и ливанского кедра, который использовали для строительства морских судов, храмов, выработке смолы для бальзамирования1.

При феодализме экономический рост несколько интенсифицировался, однако из природных ресурсов использовались также в основном только возобновляемые - в особенности, леса (в целях строительства, получения энергии), а также осваивались новые земельные пространства. Колоссальным активным ростом потребления природных ресурсов отличилось начало ХХ в., с которым в экономику пришли новые энергопотреб-ляемые технологии, требующие серьезного расширения разработок угля и нефти, резко возросли вырубки лесов, явно увеличились нагрузки на землеиспользование. В тех странах, где имелся большой резерв возобновляемых природных ресурсов, произошел стремительный экономический рост, поскольку использование возобновляемых природных ресурсов позволяло сразу же получать отдачу.

Одним из государств, где достаточно быстро были разрушены крупные экосистемы, леса и встала проблема серьезного загрязнения воздуха, является Великобритания. Крупные города Западной Европы и США, развивая собственную индустрию, сделали своими поставщиками ресурсов иные страны, однако вносили огромную долю в загрязнение окружающей среды на планете.

Постепенно картина «распределения» экологически вредных производств распределилась таким образом, что высокий удельный вес промышленности с потенциально опасными для окружающей среды технологиями имеют восточноевропейские государства, хотя центр «тяжести» экологически вредной промышленности очевидно смещается в страны третьего мира. Показательно, что в развивающихся государствах выбросы диоксида углерода растут пропорционально увеличению ВНП (валового национального продукта) и численности населения, - что свидетельствует о тесной связи с промышленными технологиями и их модернизацией. В этой связи В.М. Котляков подчеркивает, что развивающиеся страны должны ориентироваться «на ускоренное прохождение этапа высокого «технологического индустриализма», сменяющего «грязный индустриализм»2.

В 1970-е гг. развитые страны вступили на путь постиндустриального развития, характеризующегося стремлением к ресурсосберегающим технологиям, развитием наукоемких технологий. Началось формирование международной экологии как отрасли права, появились первые международно-правовые документы в этой области. Заметим, что на современном этапе существует около 500 международных соглашений по различным проблемам охраны окружающей природной среды (многосторонние, международные, региональные и т.д.).

В 1972 г. в Стокгольме состоялась конференция ООН по окружающей среде, которая фактически явилась первым этапом в формировании международных отношений по защите природы. Фактически, на ней впервые в истории человечества была обсуждена проблема права человека на благоприятную окружающую среду (принцип I Стокгольмской декларации провозглашал право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь). Один из важнейших принципов, ею провозглашенный, состоял в констатации связи между правами человека и окружающей средой. По итогам работы конференции был создан постоянно действующий орган ООН по окружающей среде - ЮНЕП.

В 1979 г. под эгидой Европейской экономической комиссии ООН была принята Конвенция «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния», главной целью принятия которой была разработка мер по устранению вли-

1 См.: Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. М.: ЗАО «Книга сервис», 2003. С. 60.

2 Котляков В.М. Наука. Общество. Окружающая среда. М.: «Наука», 1997. С. 67.

_256

яния негативных воздействий на окружающую среду и здоровье человека. Позднее, в 1985 г. был подписан Протокол по сокращению выбросов соединений серы или их трансграничных потоков, в результате чего, например, для России уменьшение выбросов данного вещества к 2005 г. должно было уменьшится на 40% по отношению к показателю 1980 г. В 1988 г. был подписан Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков (данное обязательство было выполнено Россией в 1991 г. - за счет спада промышленного производства).

Можно сказать, что в конце 90-х гг. ХХ в. человечество наконец полностью осознало нависшую над ним угрозу глобальной экологической катастрофы, что повлекло за собой требование максимальной осведомленности и быстрого реагирования на изменения окружающей среды не только в рамках каждой отдельно взятой страны мира, но и других государствах, регионе, планете в целом. Одним из важнейших шагов международного сообщества в борьбе с экологическим загрязнением в масштабах планеты, была Венская конвенция 1985 г. об охране озонового слоя, после чего в 1987 г. в Монреале был подписан международный протокол о сокращении выбросов озоноразрушающих веществ.

В 1989 г. мировым сообществом была принята Базельская конвенция «О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», которая подписана и Россией.

Существенным событием в развитии международного экологического права стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Научный мир назвал ее «беспрецедентным саммитом», собравшим правительственные делегации большинства 154 стран, а также международные и неправительственные организации. Главная цель, установленная РКИК - добиться стабилизации концентрации газов в атмосфере на таких уровнях, которые позволят предотвратить последствия разрушения экосистемы. В частности, накопление парниковых газов должно происходить довольно медленно, чтобы экосистемы могли естественным путем адаптироваться к изменившимся климатическим условиям, что позволит предотвратить угрозу экологической катастрофы и обеспечить, вместе с тем, устойчивость экономического развития1.

Следующим документом, вошедшим в историю борьбы с загрязнением планеты, является протокол Конференции в Киото (Япония), в

подписании которого участвовали 159 стран мира. Конференция поставила перед участниками задачу - снижение общих выбросов так называемых «долгоживущих парниковых газов» индустриально развитыми странами (оно должно составить в среднем 5,2% к уровню 1990 г.).

В 1991 г. был принят протокол об ограничении выбросов летучих органических соединений (ЛОС) или их трансграничных потоков, а в 1994-м г. - Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков. В 1998 г. многие вопросы, поставленные РКИК ООН, были обсуждены на 4-й конференции сторон-участников РКИК в Буэнос-Айресе. На ней же был установлен контрольный период реализации основных положений РКИК - период 2008-2012 гг. В 1999 г. в рамках Конвенции был разработан и открыт для подписания Протокол о борьбе с под-кислением, этрофикацией и приземным озоном, цели которого заключались в сокращении выбросов диоксида серы, оксидов азота, аммиака и иных опасных газов, пагубно воздействующих на окружающую природную среду и здоровье человека.

В августе 2002 г. в Сеуле (Республика Корея) состоялся 8-ой Международный конгресс INTECOL «Экология в изменяющемся мире», собравший участников из множества стран. Ряд пленарных докладов и симпозиумов был посвящен традиционным аспектам экологии, но появились и новые направления. Участники проявили повышенный интерес к ландшафтной экологии -очевидно, что это связано с продолжающимся сокращением естественных ландшафтов. Введена новая терминология обозначения экологичных ландшафтов - ecoscape, а для подобных городских ландшафтов - с^саре. Участниками конгресса была принята «Декларация экологов мира по гармоничному существованию людей и биосферы в XXI в.», в которой, в частности, были даны советы приближающемуся Мировому саммиту.

23-я Конференция Всемирного саммита устойчивого развития была проведена в Йоханнесбурге (ЮАР) с 26 августа по 4 сентября 2002 г. На саммите рассматривались пять важнейших тем: состояние водных ресурсов и санитарии, энергоснабжение, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие. Все эти вопросы имеют большое значение для всего мира, но особенно они касаются развивающихся стран.

На современном этапе международное сотрудничество (в том числе, России) в области

1 См.: Будыко М.И., Винников К.Я. СССР. Сер. Геогр. 1978. № 6. С. 5-20.

Дроздов О.Я., Ефимова Н.А. Предстоящие изменения климата // Изв. АН

257

защиты окружающей среды от загрязнений осуществляется в следующих формах: разработка и заключение многосторонних международных документов; участие в деятельности международных организаций, совместная проектная, научно-техническая и практическая деятельность по предупреждению и ликвидации последствий загрязнений различных видов.

Нарастающий интерес международного сообщества к проблемам окружающей среды после второй мировой нашел свое выражение не только в усилении прямого международного сотрудничества, проведении большого числа политических, социально-экономических и научно-технических форумов, посвященных отдельным аспектам взаимодействия общества и природы, но и в возрастании численности рядов, повышении активности и расширении компетенции международных организаций.

Международные организации позволяют объединить природоохранительную деятельность всех заинтересованных государств, независимо от их политических позиций, определенным образом вычленяя экологические проблемы из совокупности политических, экономических и других международных проблем.

По признаку пространственной сферы полномочий или субъектно-территориальному признаку различают глобальные и региональные (субрегиональные) межправительственные экологические организации. Так, важную роль в области охраны окружающей среды играют активно занимающиеся организацией исследований окружающей среды и ее ресурсов специализированные учреждения ООН.

ЮНЕСКО (организация Объдиненных Наций по вопросам образования, науки и культуры): образована в 1945 г., уже в первые годы своей деятельности поддержала научные инициативы и общественные природоохранительные движения. Наиболее известным природоохранительным направлением в деятельности ЮНЕСКО является научная программа «Человек и биосфера» (МАБ), принятая в 1970 г. на XVI Генеральной конференции этой организации. К выполнению программы МАБ уже приступило около 100 стран;

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения): создана 22 июля 1946 г., имеет главной целью заботу о здоровье людей, что всегда связано с охраной окружающей среды;

ВМО (Всемирная метеорологическая организация): учреждена в 1951 г., природоохранительные функции прежде всего связаны с глобальным мониторингом окружающей среды.

Не является учреждением ООН, но осуще-

ствляет свою деятельность по договору с ООН МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), созданное в 1957 г. В соответствии со своим мандатом МАГАТЭ ведет широкие исследования по использованию атомной энергии, разрабатывает меры по технике безопасности при использовании атомной энергии, разрабатывает меры по технике безопасности при использовании ядерного топлива и в связи с этим вплотную занимается защитой окружающей среды от опасности радиоактивного заражения.

Кроме организаций, входящих в систему ООН, действуют международные региональные организации. Проблемы окружающей среды, обострившиеся в современном мире, не могли остаться незамеченными межправительственными региональными организациями. Такие организации, расширившие свою компетенцию и включившиеся в международное природоохранительное сотрудничество, также внесли определенный вклад в разработку мер сохранения благоприятных природных условий и обеспечения рационального использования природных ресурсов, включая меры правового характера. В число таких организаций входят: Европейский союз, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет. С распадом СССР и образованием СНГ была образована экологическая организация независимых государств, бывших республик СССР.

В настоящее время в мире насчитывается более 500 неправительственных международных организаций. Главная роль среди этих организаций принадлежит небольшому числу специализированных и зарекомендовавших себя высокой активностью организаций, таких как Международный союз охраны природных ресурсов (МСОП).

МСОП создан по решению учредительной ассамблеи в сентябре 1948 г. (Фонтенбло, Франция). В соответствии со ст. Устава МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны окружающей среды и сохранения природных ресурсов путем проведения соответствующих национальных и международных мероприятий.

Не один десяток международных соглашений приняты мировым сообществом по охране окружающей среды в период вооруженных конфликтов, например:

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду

258

1976 г. (ЭНМОД);

Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 г. и др.

Международные соглашения по охране окружающей среды и соответствующие нормы международного права в отсутствие иных положений должны применяться сторонами в вооруженном конфликте. Природоохранные обязательства перед государствами, не являющимися участниками конфликта (например, соседними государствами), и в отношении районов за пределами национальной юрисдикции (например, открытое море) в отсутствие иных положений не должны быть затронуты происходящим вооруженным конфликтом.

Природная среда не должна быть законным объектом нападения. При ведении военных действий должна проявляться забота о защите окружающей среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов и средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинять такой ущерб здоровью и выживанию населения.

Для того, чтобы облегчить опознавание установок или сооружений, содержащих опасные силы, или мест, где ведутся опасные действия, либо мест окружающей среды, необходимых для здоровья человека, и культурных ценностей, включая культурные и природные памятники, их следует специально обозначить в соответствии с международными нормами.

Уже несколько столетий в Западной и Центральной Европе идут процессы деформации и разрушения природных экосистем и ландшафтов вследствие хозяйственной деятельности.

Они особенно усилились после второй мировой войны. Беспрецедентные темпы роста энергопотребления, развития транспорта, повышение загрязненности окружающей среды привели к резкому усилению разрушения окружающей среды.

Двадцать первый век, согласно прогнозам, вообще будет существенно отличаться от двадцатого. Предполагается, что в XXI в. изменятся взаимоотношения природы и общества в результате использования новых технологий, начнется глобальное изменение климата, возрастут масш-

табы и разнообразные проявления комплексных воздействий на окружающую среду.

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни.

В заключение можно сказать, что сегодня современное международное экологическое право опирается на следующие ключевые положения:

1. Устойчивое использование природных ресурсов.

2. Интеграция охраны окружающей среды и экономического развития.

3. Право стран и народов на развитие.

4. Равенство прав различных поколений (нынешнего и будущих).

5. Равенство внутри поколения (отношения: развитые страны - развивающиеся страны).

6. Обеспечение элементов процедуры учета экологических интересов общества (ОВОС и участие общественности).

Международное сообщество все глубже осознает значение международного экологического права. Конечно, во многих странах все еще проводят мероприятия, включая и охрану окружающей среды, для «театрального эффекта» или для предвыборных лозунгов. «Имущественное богатство и благоприятная природная среда должны уравновешивать друг друга в системе человеческих ценностей. И экологическое право должно сыграть здесь колоссальную историческую роль - оно должно стать противовесом всего остального права, стоящего на страже имущественного богатства и сопряженной с ним власти»1.

Природа Земли едина, ее законы всеобщи. Она не знает государственных и административных границ. Региональные проблемы, имеющие потенциальные политические последствия, могут возникнуть, когда соседние страны совместно пользуются общими ресурсами, например, международными реками или региональными морями. Поэтому международные экологические проблемы должны решаться согласно общим принципам и правилам сотрудничества между суверенными государствами, подкрепляемым силой убеждения и переговорами.

Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982. С. 72.

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.