Галушкина Софья Леонидовна
E-mail: [email protected]
Международная защита авторского права в глобальной сети Интернет
Рассматриваются наиболее распространенные проблемы защиты авторских прав в сети Интернет, а также предлагаются пути их решения на международном уровне. Кроме того, приводятся примеры из мировой судебной практики, иллюстрирующие остроту и глобальность возникающих проблем, связанных с нарушениями авторских прав в мировой информационной сети.
Ключевые слова: сеть Интернет, авторские права, пиратство, плагиат, международное право, информационная сеть
Sophia Galushkina
E-mail: [email protected]
Integrational protection of copyright on the Internet
This article describes the most common problems of copyright protection in the Internet, and keeps solutions of them at the international level. In addition, examples from the world of jurisprudence to illustrate the severity and global nature of emerging issues related to copyright infringement in the global informational network.
Key words: the Internet, copyright law, piracy, plagiarism, international law, informational network
В настоящее время глобальная сеть Интернет играет важную роль в жизни любого современного человека. Сеть Интернет можно назвать одним из основных элементов системы распространения информации во всем мире. В информационной Интернет-сфере сосредоточен колоссальный объем информации различного вида (аудиовизуальная, текстовая, графическая и т.д.). Это связано с тем, что данная сеть представляет собой наиболее быстрый и выгодный источник распространения информации не только на локальном, но и на мировом уровне. Именно поэтому очень важно обратить особое внимание на международную защиту авторского права в глобальной информационной сети.
Наиболее известными международными нормативными правовыми актами, связанными с авторским правом являются Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.1 (дополнен-
ная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.) и Всемирная конвенция об авторском праве2.
Однако, как в данных законодательных актах не уделяется внимание защите авторских прав в сети Интернет, так и в любых нормативных правовых актах практически отсутствуют положения, посвященные конкретно защите авторского права в глобальной информационной сети. Возможно, это является одной из причин того, что в настоящий момент нарушаются авторские права на огромное количество научных работ, аудиовизуальных и других произведений. Подтверждение этому можно найти, обращаясь к современной мировой судебной практике, а
Бюллетень международных договоров. 2003. №9. С. 3.
2 Собрание Постановлений Правительства СССР, 1973. №24 С. 139.
также различным статистикам, связанным с данной отраслью права.
По данным компании Tera Consultants, подготовившей доклад для Международной торговой палаты, в 2008 году европейцы бесплатно скачали защищенных копирайтом материалов на 10 миллиардов евроЗ. Специалисты компании полагают, что «пиратство» в сети Интернет будет увеличиваться и к 2015 году упущенная прибыль медиаиндустрии составит 240 миллиардов евро. Расчет сделан на основании того, что в настоящее время пиратский трафик растет на 24% в год3.
Примером громкого преступления по отношению к авторским правам может послужить громкое дело супругов Лопуховых, обвиняемых в интернет-пиратстве. Согласно сообщению Генпрокуратуры, в период с апреля 2007 по сентябрь 2008 года Лопуховы, используя псевдонимы «Ripper», «Shturman», «Nadezhda» и «Piratka», по предварительному сговору с проживающим в Германии гражданином по имени Сергей, имеющим псевдоним «Apple», незаконно распространили в глобальной информационной сети Интернет для всеобщего пользования видеопродукцию, разместив их на сайтах interfilm.ru и puzkarapuz.ru. Следует отметить, что речь идёт о более чем тридцати кинофильмах и мультфильмах, общая стоимость прав на размещение которых составляет более чем 38 миллиардов рублей. В настоящее время дело рассматривается в суде. Но подобных нераскрытых преступлений остаётся огромное количество, а крупнейшие медиакомпании несут огромные убытки.4
Но не только на глобальном уровне совершаются подобные преступления. Ежедневно тысячи людей, зачастую сами того не подозревая, становятся нарушителями авторского права. Это, например, учащиеся различных образовательных учреждений, которые предпочитают не самостоятельно делать рефераты, доклады, дипломные работы, а скачивать их с различных сайтов бесплатно или за деньги. При этом ссылка на автора не указывается, то есть учащиеся выдают работу другого автора за свою, следовательно, совершают уголовное преступление - плагиат5. Иногда воз-
3 Терещенко Л.К. Открытость информации и «пиратство» в Интернете. - ПараГраф, 2011.
4 Российская газета. 2011 № 5619 (243).
5 П. 1 ст. 146 УК РФ 1. Присвоение авторства (плагиат),
если это деяние причинило крупный ущерб автору или
иному правообладателю, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы
никают совершенно ироничные ситуации, когда студент или аспирант скачивает из Интернета и выдает за свою научную работу на тему: «Защита интеллектуальной собственности в сети Интернет». В подобных случаях причинами нарушений авторского права можно назвать юридическую безграмотность, а также недостаточную работу правоохранительных органов в данной сфере. В судебной практике крайне редко встречаются дела по подобным правонарушениям.
Еще одной сложностью в защите авторского права в глобальной сети Интернет является то, что наряду со способами защиты разрабатываются новые способы и технологии, помогающие правонарушителям совершать незаконное присвоении авторских прав. Так, известно большое количество нелегальных компьютерных программ, которые являются источником распространения контрафактного материала; однако в законодательстве они практически не предусмотрены. Несмотря на отсутствие в законодательстве положений, регулирующих подобные ситуации, в судебной практике существуют примеры их разрешения. Например, на сетевую службу Grogster, предоставляющую пользователям возможность обмениваться между собой файлами, была наложена ответственность за нарушение авторских прав, так как в отличие от сходных служб (Napster, Aimster и т.п.), администраторы Grogster не контролировали обмен файлов, которые нередко включали в себя контрафактные фонограммы и фильмы. Суд в обоснование своего решения указал, что лицо, предоставляющее оборудование с целью содействия нарушению авторского права, если это ясно выражено, несет ответственность за непосредственные нарушения, совершаемые третьими лицами6.
Достаточно крупными источниками распространения контрафактного материала в сети Интернет являются социальные сети, интерактивные многопользовательские веб-сайты, контент которых наполняется самими участниками сети. Например, Facebook - крупнейшая в мире социальная сеть — содержит огромное количество аудиовизуальных произведений, которые распространяются нелегально, в результате чего
или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.
6 Луцкер А.П. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ. М.: Кудиц-образ. 2005.
Международная защита авторского права в глобальной сети Интернет
известнейшие медиакомпании терпят большие убытки. Такую же проблему создают такие вебсайты, как Вконтакте, МуЗрасе и т.п. Сложность разбирательств по делам, связанным с нарушением авторских прав через социальные сети заключается в нескольких аспектах.
Во-первых, возникает вопрос о необходимости закрытия социальных сетей в виде санкции за нарушение авторских прав. Во-вторых, сложно определить, кого стоит в первую очередь наказывать за нелегальное распространение аудиовизуальных и других произведений: Павла Дурова и Марка Цукенберга (создатели сайтов Вконтакте и Facebook) или же их пользователей. Наконец, главная проблема заключается в необходимости внесения в законодательство таких поправок, опираясь на которые можно будет бороться с нарушителями, при этом не вызывая других проблем (таких как, общественные волнения, которые могут быть вызваны закрытием крупнейших социальных сетей, к примеру).
Все перечисленные выше проблемы следует решать не только на местном, но даже более на глобальном, международном уровне. Необходимо разрабатывать правовые и неправовые методы защиты авторских прав в глобальной информационной сети, а также создавать общественные организации, которые будут функционировать на мировом масштабе.
Сегодня известны различные технические способы защиты авторского права в информационном пространстве Интернет. Аудиовизуальные произведения наиболее просто защитить при помощи такого средства, как «водяной знак» — элемент в графическом цифровом файле, используемый для идентификации владельца авторских прав.7 Водяной знак содержит в себе краткую информацию о владельце конкретного произведения, а затем появляется при воспроизведении данного объекта. Кроме того, водяной знак помогает защитить произведение от каких-либо изменений в нем.
Некоторые сайты предоставляют пользователям электронную лицензию на опубликованное ими произведение (такие как stihi.ru или proza.ru). Конечно, электронная лицензия не может защитить от незаконного копирования произведения, однако она будет представлять собой доказательство в судебном разбирательстве по защите авторских прав.
7 Том Энг. Цифровая фотография. AD Астрель. - Москва, 2005. С. 204.
Некоторые медиакомпании создают собственные источники в сети Интернет, на которых они распространяют свою продукцию как на коммерческой основе, так и бесплатно, доступно для любого пользователя. Это тоже можно назвать своего рода способом защиты авторских прав в глобальной мировой сети.
Однако все это нельзя отнести к юридическим методам защиты. Необходимо обратить особое внимание на законодательство и разработку именно правовых методов защиты авторских прав в глобальной сети Интернет. В первую очередь, следует внести дополнения в различные международные правовые акты, например, во Всемирную конвенцию об авторских правах.8 Кроме того, на мировом уровне можно разработать отдельный нормативный правовой акт, полностью посвященный защите авторских прав в сети Интернет.9 Далее, отталкиваясь от этого правового акта, отдельные государства смогли бы развивать систему защиты авторских прав внутри него.
Международный нормативный правовой акт, посвященный защите авторских прав в глобальной сети, должен включать в себя такие положения, как-то: особенности электронной регистрации авторских прав на произведение, распространяемое в информационной сети; виды санкций за различные нарушения авторских прав в сети Интернет; особый порядок рассмотрения дел о нарушении авторских прав в сети Интернет, совершенном группой лиц из разных государств. Также стоит уделить внимание статьям, регулирующим авторские права на «бытовом уровне», иными словами, направленным на предотвращение нарушений авторских прав гражданами - пользователями социальных сетей или иных программ, распространяющих аудиовизуальную и другую информацию. Кроме того, в данный нормативный правовой акт следует включить информацию обо всех наиболее распространенных неправовых способах защиты авторских прав.
8 Мы предлагаем ввести в данный нормативный правовой акт дополнительные статьи: XX «Регистрация авторских прав на произведенгие, опубликованное в сети Интернет»; XXII «Нарушения авторских прав в сети Интернет».
9 Мы предлагаем разработать международный правовой акт «Конвенция об авторском праве в мировой сети Интернет», который изначально будет содержать положения, устанавливающие основы защиты авторских прав в мировой глобальной сети, а в дальнейшем будет дополняться положениями, основанными на решениях по конкретным судебным разбирательствам.
На наш взгляд, разработка такого законодательства на мировом уровне послужит хорошим фундаментом для развития методов защиты авторских прав в глобальной сети Интернет. Если объединить правовые и неправовые способы защиты в одном международном правовом акте, а в дальнейшем развивать данную отрасль права в каждом государстве, то за несколько лет можно будет добиться успехов в борьбе с рассматриваемым видом информационных преступлений. Главными целями разработки данной ветви в юриспруденции являются: упрощение процедуры доказательства владения правами на конкретное произведение (конкретную информацию) и возмещение убытков авторам, чьи права были нарушены в глобальной мировой сети; но самое главное - предотвращение совершения новых преступлений.
От редакции.
К сожалению, статья не отражает другую точку зрения, которая набирает силу во всем мире - не надо защищать права медиаимперий. Чтобы не бороться с преступлениями, не надо создавать условия для объявления людей преступниками.
Как известно, самая популярная книга в Истории человечества - Библия. Церковь не признает авторские права на нее, Библия принадлежит всем.
Самая распространенная операционная система «Шіпйотз» не была бы столь популярной, если бы не пиратство. Мы даже не знаем имен разработчиков операционной системы, -они так глубоко запрятаны, что надо их разыскивать специально - а фирма Билла Гейтса за долларовый диск берет сотни долларов. И кого же защищают законы об авторском праве? Творца? — Нет, распространителя.
Студента, который качает информацию из сети, следует рассматривать не как преступ-
ника - он обязан (!) это делать в процессе обучения - а только как то, насколько правильно он усвоил изучаемый материал и насколько самостоятельно изложил. Иначе автора этой статьи надо было бы судить, ибо все, что автор написал, кто-то изложил первый. Вообще, вред человечеству от законодательства по авторским правам в нынешнем виде огромен и не поддается исчислению. Из законов, защищающих авторов, законы по авторскому праву превратились в генератор «преступников», причем сами «преступники» в большинстве случаев не подозревают, что они «преступники». Авторы же от этих законов практически не выигрывают. Налицо кризис правоприменения.
На мой взгляд, юриспруденция в этой части зашла в тупик, идя на поводу у бизнеса и медиаторговцев. Развитие Интернета ничего нового не внесло - просто проблема существенно обнажилась.
Я, как автор, часто ничего не приобретаю от этих законов - наоборот, проигрываю, ибо мое произведение ограничивается в распространении. Автору распространение его идей часто важнее жалких копеек (которые к тому же медиаторговцы не выплачивают), люди за идеи не жалели свои жизни, шли на костер.
Неспроста в самой законопослушной стране мира - Германии, где я работал 7 лет и наблюдал законопослушность на всех уровнях, зарегистрирована Пиратская партия, которая быстро набирает популярность.
Г.И.Макаренко,
автор более 20 изобретений.
Редакция публикует эту статью вместе с мнением своего редактора в надежде на широкую дискуссию профессиональной общественности.