Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ СТРАН АТЭС В УСЛОВИЯХ ПОСТПАНДЕМИИ COVID 19'

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ СТРАН АТЭС В УСЛОВИЯХ ПОСТПАНДЕМИИ COVID 19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
международная торговля / внутрирегиональная торговля / товар / услуга / экспорт / импорт / пандемия / стагнация / Великая депрессия / цифровизация. / international trade / intraregional trade / goods / services / export / import / pandemic / stagnation / Great Depression / digitalization.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведкина Е.А., Медведкин Т.С.

Данная статья посвящена изучению современных тенденций развития международной торговли в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и мире. Проведено секторальное сравнение внутрирегиональной торговли товарами в странах АТЭС, определено региональное и глобальное значение Китая как основного узла глобальных производственно-сбытовых цепочек, а также оценен потенциал восстановления торговли по секторам и странам региона. В результате проведенного исследования определены перспективы восстановления международной торговли товарами и услугами в странах АТЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL TRADE IN GOODS AND SERVICES IN APEC COUNTRIES UNDER COVID 19 POSTPANDEMIC

This article is devoted to the study of modern trends in the development of international trade in the countries of the Asia-Pacific region and the world. A sectoral comparison was made of intraregional merchandise trade in APEC countries, the regional and global importance of China as a major hub of global value chains was identified, and the potential for trade recovery across sectors and countries in the region was assessed. As a result of the study, the prospects for the restoration of international trade in goods and services in the APEC countries have been identified

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ СТРАН АТЭС В УСЛОВИЯХ ПОСТПАНДЕМИИ COVID 19»

ECONOMIC SCIENCES

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ СТРАН АТЭС В УСЛОВИЯХ

ПОСТПАНДЕМИИ COVID 19

Медведкина Е.А.

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), заведующая кафедрой «Мировая экономика»,

Медведкин Т.С.

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

профессор кафедры «Мировая экономика»

INTERNATIONAL TRADE IN GOODS AND SERVICES IN APEC COUNTRIES UNDER COVID 19

POSTPANDEMIC

Medvedkina E.,

Rostov State Economic University (RSUE), Head of the Department of World Economy

Medvedkin T.

Rostov State Economic University (RSUE), Professor of the Department of World Economy

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена изучению современных тенденций развития международной торговли в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и мире. Проведено секторальное сравнение внутрирегиональной торговли товарами в странах АТЭС, определено региональное и глобальное значение Китая как основного узла глобальных производственно-сбытовых цепочек, а также оценен потенциал восстановления торговли по секторам и странам региона. В результате проведенного исследования определены перспективы восстановления международной торговли товарами и услугами в странах АТЭС.

ABSTRACT

This article is devoted to the study of modern trends in the development of international trade in the countries of the Asia-Pacific region and the world. A sectoral comparison was made of intraregional merchandise trade in APEC countries, the regional and global importance of China as a major hub of global value chains was identified, and the potential for trade recovery across sectors and countries in the region was assessed. As a result of the study, the prospects for the restoration of international trade in goods and services in the APEC countries have been identified.

Ключевые слова: международная торговля, внутрирегиональная торговля, товар, услуга, экспорт, импорт, пандемия, стагнация, Великая депрессия, цифровизация.

Keywords: international trade, intraregional trade, goods, services, export, import, pandemic, stagnation, Great Depression, digitalization.

Постановка проблемы. Глобальная и региональная торговля товарами и услугами столкнулась с большими понижательными тенденциями в 2019 и 2020 годах. Возникновение пандемии ОДУТО-^ в сочетании с растущими торговыми спорами и уже замедляющейся глобальной экономикой послужило основой для самых худших экономических показателей мира со времен Великой депрессии: глобальная торговля сократилась на 14,5 % в 2020 году. Несмотря на резкое снижение торговли предполагается, что в 2020 году Азиатско-Тихоокеанский регион покажет лучшие показатели, чем остальная часть мира.

Теоретико-методологическую основу данной статьи составляют фундаментальные положения

современной экономической теории, а также методы диалектического познания, системного и факторного анализа.

Цель исследования состоит в изучении динамики развития международной торговли товарами и услугами стран АТЭС в условиях постпандемии ТО^УГО 19.

Изложение основных результатов исследования. Согласно последним прогнозам, предполагается, что стоимостной объем экспорта сократится на 9,7 %, а импорта на 10,3 % (рис. 1). В результате этого предполагается, что в 2020 году регион займет высокое место в глобальной торговле товарами. На деле ожидается, что на долю Азиатско-Тихоокеанского региона придется 41,8 % глобального экспорта и 38,2 % глобального импорта по сравнению с 39,9 % и 36,9 % в 2019 году [2].

Рисунок 1

Показатели глобальной и Азиатско-Тихоокеанской торговли товарами 2018-2020 годы, трлн долл. США

Сравнивая последние прогнозы в отношении оставшейся части года с теми прогнозами, которые делались до пандемии, ЭСКАТО считает, что в 2020 году Азиатско-Тихоокеанский регион потенциально потеряет в сфере торговли 2,2 трлн долл. США. В глобальном масштабе предполагается, что эти потери, достигнут 6,6 трлн долл. США [2].

Однако показатели торговой деятельности в 2020 году не были одинаковыми по всему региону. За исключением Китая развивающиеся страны в наибольшей степени пострадали от нынешней пандемии. Предполагается, что экспорт и импорт развивающихся стран снизится на 15,8% и 17,1% по сравнению с 10,1% и 8,8% по развитым странам. Это непропорциональное воздействие на развивающиеся страны тесно увязано с их ограниченными возможностями для фискальных и кредитно-денежных мероприятий, их зависимостью от сектора поездок и туризма и их неблагоприятным положением в том, что касается цифрового потенциала.

Из числа всех субрегионов Южная и Юго-Западная Азия, по всей видимости, столкнутся с наибольшим общим сокращением торговли: предполагается, что оно составит 21,6% по экспорту и 21,4% по импорту. В то же время предполагается, что ввиду резкого снижения цен на нефть Северная и Центральная Азия продемонстрируют самые худшие показатели экспорта (24,4%). Одновременно с этим, несмотря на лучшие, чем средние показатели экспорта, Юго-Восточная Азия демонстрирует самый большой показатель снижения импорта (22,1%). Прогнозы по Тихому океану соответствуют средним региональным тенденциям. Самые лучшие показатели ожидаются от Восточной и Се-

веро-Восточной Азии, где потери в торговле составят, по оценкам, 5,5% в результате восстановления Китая.

Секторальное сравнение показывает, что торговля топливом и продукцией горнодобывающей промышленности сократилась в наибольшей степени в результате резкого снижения спроса на вводимые факторы производства, в то время как сельское хозяйство продемонстрировало наилучшие показатели ввиду того, что потребители сохранили спрос на основные продукты. Продукция промышленности сократилась приблизительно в той же степени, что и общая торговля товарами в результате снижения потребления неосновных продуктов, при этом увеличение было обусловлено повышением спроса на медицинские продукты и оборудование, фармацевтические изделия и цифровые товары.

Внутрирегиональная торговля остается одним из важных компонентов общей торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Согласно данным о торговле, приблизительно 54% и 57% от общего объема регионального экспорта и импорта было обеспечено в регионе. Интенсивность внутрирегиональной торговли остается неравномерной в субрегионах. Южная и Юго-Западная Азия (39,3% внутрирегиональной торговли) и Северная и Центральная Азия (43,9%) была относительно менее интегрированными, чем Тихий океан (73,9%) и Юго-Восточная Азия (68,0%), что также отражает интеграционные тенденции субрегиональной торговли. Несмотря на различные уровни интенсивности, все субрегионы в наибольшей степени торговали с Восточной и Северо-Восточной Азией, прежде всего с Китаем, по сравнению с какими-либо другими субрегионами.

Экономика Китая остается ведущим фактором торговли и инвестиций в регионе. На деле в 2018 году Китай был либо самым крупным, либо вторым по размеру рынком для экспорта 22 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Макао, Китай, и Гонконг, Китай. В результате этого 21,5 % всего экспорта Азиатско-Тихоокеанского региона в этом году (за исключением Китая) пришлось на Китай [4].

Региональное и глобальное значение Китая как основного узла глобальных производственно-сбытовых цепочек привлекло особое внимание, когда строгие правила закрытия в стране приостановили производство жизненно необходимых промежуточных и готовых товаров. Многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона сразу же почувствовали на себе воздействие таких крупномасштабных нарушений в форме непосредственного снижения импорта, а также уменьшения экспорта ввиду нехватки компонентов из Китая. На деле ЭСКАТО обнаружила, что 12 стран, которые внесли наибольший вклад в глобальное снижение импорта, относились к числу 15 наиболее интегрированных с Китаем (в том, что касается добавленной стоимости, поступающей из Китая и Гонконга, Китай). В целом на долю всего региона пришлось более половины от общей утраты экспорта в мире, при этом стоимость его собственного экспорта сократилась на 7,6% по сравнению с глобальным показателем 6,2% на протяжении первого квартала 2020 года [2].

Однако во втором квартале страны Азиатско-Тихоокеанского региона и глобальные производственно-сбытовые цепочки продемонстрировали поразительную устойчивость. Снижение экспорта и импорта в регионе на уровне 11,6% и 16,1% было гораздо меньшим по сравнению с историческим снижением на 20% в глобальной торговле в этом квартале [2]. Китай и Гонконг показали медленное улучшение показателей торговли региона в результате постепенного возобновления экономической деятельности в рамках местного производства, в то время как другие страны двигались в противоположном направлении. Торговля связанными с COVID-19 товарами, такими как личное оборудование, для защиты, медицинское оборудование и цифровые товары, подтверждает утверждение о том, что торговля может содействовать правительствам в получении необходимых предметов снабжения.

Высокочастотные экономические показатели отражают частичное восстановление торговли товарами во второй половине 2020 года. На деле, согласно предварительным оценкам, предполагается, что в третьем квартале в годовом выражении снижение глобальной торговли товарами составит 4,5%, что отражает значительное восстановление по сравнению с предыдущими кварталами, однако по-прежнему оставляет международную торговлю на уровне, значительно не достигающем показателей, существовавших до пандемии. Азиатско-Тихоокеанский регион продемонстрирует лучшие пока-

затели по сравнению с миром в сфере торговли товарами. По оценкам секретариата, стоимость регионального экспорта сократилась на гораздо менее значительный показатель на уровне 0,2% в третьем квартале в результате хороших показателей экспорта в Китае (рост на 8,8%) и Вьетнаме (рост на 10,9%) [2].

Секретариат предполагает, что в 2021 году произойдет незначительное восстановление торговли, при этом стоимостные показатели торговли в регионе должны увеличиться с очень низкой пороговой величины 2020 года на 9,1% (экспорт) и 10,1% (импорт). Однако в основном это будет связано с ростом цен, а не с восстановлением торговли в реальном выражении. После учета повышения цен предполагается, что торговля увеличится только на 5,8% (экспорт) и 6,2% (импорт) в реальном выражении в 2021 году, что по-прежнему не является достаточным для возвращения региона на объемы торговли до эпидемии. Ожидается, что торговля в развивающихся странах будет расширяться более быстрыми темпами, чем в развитых. Предполагается, что развивающиеся страны (за исключением Китая) продемонстрируют увеличение объемов экспорта на 8,3%, а импорта - на 11,6% по сравнению с предполагаемым увеличением объема экспорта на 3,3% и снижением объема импорта на 0,8 % в развитых странах Азиатско-Тихоокеанского региона [2-3].

Услуги еще больше пострадали от разрушительного воздействия пандемии, чем товары. Торговля коммерческими услугами перешла от слабого роста в 2019 году к резкому сокращению в 2020 году. В глобальном масштабе объем торговли коммерческими услугами увеличился лишь незначительно, на 2 % в 2019 году. В первые шесть месяцев 2020 года глобальный экспорт и импорт сократились на 19,5 % и 20,1 % по сравнению с тем же периодом в 2019 году [3].

Торговля коммерческими услугами в Азиатско-Тихоокеанском регионе продемонстрировала еще более худшие показатели. В 2019 году рост стагнировал на уровне 0,3%, однако в первой половине 2020 года экспорт и импорт сократились на 22,5% и 22,1% (рис. 2). В случае сохранения этой тенденции доля региона в глобальной торговле коммерческими услугами в 2020 году сократится до 26,5% по экспорту и 30,1% по импорту по сравнению с 27,8 процента и 31,5% в 2019 году [2].

Слабое восстановление произошло во второй половине года, поскольку многие страны региона частично отменили меры по борьбе с вирусом. Согласно самым последним данным по торговле услугами Всемирной торговой организации (ВТО) [4], глобальные транспортные услуги, строительные услуги и индекс менеджеров по закупкам глобальных услуг показали небольшие улучшения после резкого падения в первом квартале. Данные о торговле коммерческими услугами в мире и Азиатско-Тихоокеанском регионе, по всей видимости, сохранятся на значительно более низком уровне по сравнению с периодом до пандемии.

Н1 2018 Н2 2018 Н12019 Н2 2019 Н1 2020 Н2 2020 I Экспорт Импорт - Темпы роста экспорта - ■♦- Темпы роста импорта

Рисунок 2 - Показатели торговли коммерческими услугами в мире и Азиатско-Тихоокеанском регионе за

2018-2020 годы, трлн долл. США

Восстановление по-прежнему неустойчиво с учетом возможности дальнейших волн СОУ[Э-19, которые заставят правительства вновь принять ограничительные меры, что подорвет чувство уверенности потребителей и инвесторов. На деле рост импорта в Китае по-прежнему на 30,1% ниже по сравнению с тем же периодом в 2019 году. Снижение спроса на услуги в Китае окажет большое воздействие на экспорт связанных с поездками и туризмом услуг торговых партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе [4].

Потенциал восстановления торговли также варьируется по секторам и странам. В целом, зависящие от поездок и транспорта страны сталкиваются с более серьезными последствиями по сравнению с другими. В отличие от этого страны, экспортирующие услуги информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и цифровые услуги, могут получить ряд возможностей, связанных с принятием цифровых инструментов и услуг, ускоренным эпидемией СОУ[Э-19. В регионе следует отметить показатели экспорта услуг Китая в первые месяцы третьего квартала. На деле экспорт этой страны в первые два месяца третьего квартала увеличился на 2,6 % по сравнению с тем же периодом в 2019 году.

С января по август 2020 года в Азиатско-Тихоокеанском регионе произошло снижение числа международных туристов на 78,8%, поскольку более 60% стран региона ввели меры по полному закрытию границ в тот или иной момент данного периода. Снижение числа туристов обусловило ошеломляющее снижение на 96% в июле и августе по сравнению с теми же месяцами в 2019 году. Предполагается, что число туристов в Азиатско-Тихоокеанском регионе сократится на 76,3 млн. человек в 2020 году. Снижение объема связанных с поездками услуг создает огромное давление на многие страны региона. На деле до эпидемии экспорт таких услуг, включая туристические услуги, обеспечивал более 4% валового внутреннего продукта (ВВП) в 19 странах региона и более 70% от общего объема экспорта услуг в восьми. Важно отметить, что большинство зависящих от поездок и туризма стран являются странами с особыми потребностями. Они серьезно пострадали, несмотря на то, что часто в них отмечалось относительно низкое число заболевших га\ТО-19 [4].

Транспортные услуги, один из ключевых секторов, обеспечивает 18,6% и 25,1% от общего объема экспорта и импорта коммерческих услуг в Азиатско-Тихоокеанском регионе по состоянию на

2019 год. Ввиду ограничений на поездки, закрытия границ и сокращения спроса, взятых в своей совокупности, отмечается значительное снижение торговли по всем транспортным сегментам, а именно: морские, воздушные и внутренние перевозки. Данные Международной организация гражданской авиации (ИКАО) показывают огромное сокращение числа международных полетов на 65,3 % (1,3 млн.) в Азиатско-Тихоокеанском регионе на протяжении первых восьми месяцев 2020 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года [1]. Также резко сократился объем услуг морского транспорта. Этот сектор пострадал в результате нарушений в системах снабжения на протяжении первого квартала, а позже - в результате резкого уменьшения объемов торговли товарами, которые в основном перевозятся по морю. Однако, как представляется, показатели деятельности морского транспорта восстановились во второй половине года ввиду возобновления торговли товарами.

На долю сектора услуг ИКТ пришлось 10,7 % и 5,6 % экспорта и импорта Азиатско-Тихоокеанского региона в 2019 году, при этом он играл важную роль в содействии цифровизации экономической деятельности в период пандемии СОУ[Э-19. Предполагается, что в 2020 году произойдет сокращение торговли услугами ИКТ в регионе, в основном по причине снижения спроса. В то же время пандемия СОУ[Э-19 обусловила увеличение спроса в ряде субсекторов услуг ИКТ, в частности компьютерных услуг и Интернет-услуг. В регионе отмечалось огромное увеличение Интернет-трафика на 75% и 32% в первом и втором кварталах

2020 года. Предполагается, что в основных странах Азиатско-Тихоокеанского региона произойдет рост по социальным сетям и онлайн-платформам для совместной деятельности на уровне 17,3% и 31,3%. Кроме того, общедоступный облачный сервис, еще один сегмент сектора услуг ИКТ, должен, по прогнозам, продемонстрировать позитивную тенденцию в 2020 году [1].

В заключении отметим, что ввиду того что последствия пандемии остаются в высшей степени непредсказуемыми, прогнозы характеризуются необычайно высокой неопределенностью. На деле по-прежнему существует возможность возникновения новой волны СО'УГО-19. В этом случае правительствам может потребоваться принять или вновь ввести ограничительные меры, которые значительно усугубят нынешний экономический кризис и замедлят окончательное восстановление. С другой стороны, в случае быстрого применения эффективной вакцины в 2021 году усиление чувства уверенности у бизнеса и потребителей, несомненно, позволит расширить торговлю.

Пандемия ускорила две структурные тенденции, которые в перспективе затронут глобальную и региональную торговлю: перестройка глобальных производственно-сбытовых цепочек и цифровиза-ция глобальной экономики. Даже до пандемии уже предполагалось перестроить эти цепочки. До того, как геополитическая напряженность ускорила данный процесс, повышение заработной платы в Китае уже служило стимулом для частичного перевода производства в другие конкурентоспособные районы. Нарушения в системах снабжения в ходе пандемии могут побудить ведущие фирмы сократить глобальные производственно-сбытовые цепочки и диверсифицировать места поставок. Обе стратегии окажут большое воздействие на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Те страны, которые географически близки или надлежаще интегрированы с тремя крупнейшими рынками (Соединенные Штаты Америки, Европейский союз и Китай), получат выгоду от перенаправления инвестиций применительно к глобальным производственно-сбытовым цепочкам. Предполагается, что страны Юго-Восточной Азии обеспечат наибольшие выгоды, став альтернативными центрами снабжения для Китая и других основных рынков. С другой стороны, Южная и Юго-Западная Азия и Северная и Центральная Азия могут утратить прямые иностранные инвестиции (ПИИ), поскольку они будут перенаправляться в Европу и Соединенные Штаты, с тем чтобы быть более близко к клиентам на этих рынках. Четвертая промышленная революция, в частности в том, что касается робототехники, делает доступ к дешевой рабочей силе менее важным для глобальных производителей, что повышает все большую обоснованность возвращения производства из-за рубежа.

Однако избыточные издержки, связанные с аутсорсингом в ближнее зарубежье и диверсификацией снабжения, которые могут поощряться протекционистскими стратегиями, могут повышать цены для потребителей. Бремя на них в сочетании с находящимся в состоянии постоянной депрессии глобальным спросом в период после СО'УГО-19 могут оказать существенное понижательное давление на восстановление всемирной экономики. Более того, сокращение норм прибыли, обусловленное реструктуризацией глобальных производственно-сбытовых цепочек, может заставить фирмы и страны отойти от устойчивой практики в сфере торговли.

Ожидается, что региональная торговля услугами не вернется на уровни до СОУГО-19 в 2021 году. Предполагается, что связанные с поездками и туризмом услуги, еще один ключевой сектор ком-

мерческих услуг в Азиатско-Тихоокеанском регионе, будет демонстрировать низкие показатели в 2021 году, при этом в глобальном масштабе число пассажиров не вернется, по прогнозам, на уровни

2019 года до 2023 года. По всей видимости, одной из повышательных тенденций в 2021 году будет являться рост услуг морского транспорта в случае восстановления торговли товарами. Такие же оптимистичные перспективы существуют в отношении компьютерных услуг, которые уже продемонстрировали позитивный рост в глобальном масштабе в

2020 году ввиду расширения спроса на цифровиза-цию. Тем не менее, перспективы восстановления в 2020 году остаются неясными. Потенциальные новые волны COVID-19 у основных торговых партнеров и связанная с этим возможность повторного введения ограничительных мер дополнительно усугубляют неясное положение относительно любых перспектив восстановления.

Несмотря на неясные перспективы, потенциал восстановления торговли варьируется по секторам услуг и странам. В зависимости от их модели торговли услугами различные страны сталкиваются с различными угрозами и возможностями, обусловленными мерами социального дистанцирования и ограничениями мобильности. В целом, зависящие от поездок и транспорта страны сталкиваются с более отрицательными последствиями по сравнению с другими. В отличие от этого страны, занимающиеся экспортом услуг ИКТ и услуг, предоставляемых в цифровом формате, могут получать доступ к новым возможностям, проистекающим из процесса цифровизации, который был ускорен COVID-19. Эти услуги обладают огромным потенциалом для роста в случае устранения в развивающихся странах Азиатско-Тихоокеанского региона нормативных препятствий, особенно касающихся частного характера данных, безопасности и операционной эффективности.

В среднесрочной перспективе цифровизация, ускоряемая пандемией COVID-19, позволит пересмотреть характер торговли услугами в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Тенденция поставлять услуги при помощи цифровых средств сохранится после пандемии, поскольку они могут обеспечить более высокую степень эффективности и производительности. Например, услуги телемедицины и телеконференций могут сократить спрос на поездки, в том числе пассажирские авиационные перевозки. По аналогии с этим пандемия COVID-19 ускорила переход к электронной торговле в качестве нового нормального положения. Это может потребовать от правительств развивающихся стран региона скорректировать свои приоритеты развития и сосредоточиться на получении потенциала для эффективного участия в условиях быстро циф-ровизующегося торгового окружения.

Литература

1. Официальный сайт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) // URL: https://www.un.org/ru/ecosoc/icao/

2. Официальный сайт Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана // URL: https://www.un.org/ru/ecosoc/escap/

3. World Economic Situation and Prospects 2021 // un.org URL: http://surl.li/aaect

4. World trade primed for strong but uneven recovery after COVID-19 pandemic shock // wto.org URL: http://surl.li/aaecs

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.