Научная статья на тему 'Пандемия коронавируса и международная торговля услугами'

Пандемия коронавируса и международная торговля услугами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
687
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пандемия коронавируса / торговля услугами / непосредственный контакт / поставщик и потребитель услуги / онлайн-поставки / вакцинация / pandemic coronavirus / trade in services / direct contact / supplier and consumer services / online delivery / vaccination

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шуйский Вячеслав Павлович

В статье анализируется воздействие пандемии коронавируса на международную торговлю услугами. Отмечено влияние пандемии, а точнее мер борьбы с нею на объемы торговли услугами и ее структуру. Обращено внимание на то, что пандемия оказала воздействие на всю мировую экономику и международную торговлю, но больше всего от нее пострадала торговля услугами, причем, особенно сильно те ее отрасли, где требуется непосредственный контакт поставщика и потребителя услуги. Отмечено и другое влияние пандемии – распространение онлайн-поставок ряда услуг. Проведен поквартальный мониторинг восстановления международной торговли услугами. Установлено, что поиск мер, способствующих торговле услугами, – главное условие для восстановления мировой экономики. С января 2021 г. восстановление международной торговли услугами, как и всей мировой экономики начинает определяться преимущественно ходом вакцинации населения от коронавируса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coronavirus Pandemic and International Trade in Services

The article examines the impact of the coronavirus pandemic on international trade in services. The impact of the pandemic, in particular the measures to combat it, on the volume of trade in services and its structure is noted. Special attention is drawn to the pandemic’s effects on the entire world economy and international trade, with the trade in services having been hit the hardest, especially the industries where direct contact between the service provider and the consumer is required. Another impact of the pandemic is the spread of online services. A quarterly monitoring of the recovery of international trade in services was carried out. It is underlined that creating conditions to facilitate trade in services is necessary for the recovery of the world economy. Vaccination of the population against coronavirus that started in January 2021 is the major factor influencing the recovery of international trade in services, as well as the world economy.

Текст научной работы на тему «Пандемия коронавируса и международная торговля услугами»

Пандемия коронавируса и международная торговля услугами

DOI: 10.24411/2072-8042-2021-4-7-12

УДК : 339.5(100) ББК: 65.428 Ш 953

Вячеслав Павлович ШУЙСКИЙ,

кандидат экономических наук, Институт экономики РАН (117218, Москва, Нахимовский проспект, 32) ведущий научный сотрудник, E-maihslavash938@gmaU.com

Аннотация

В статье анализируется воздействие пандемии коронавируса на международную торговлю услугами. Отмечено влияние пандемии, а точнее мер борьбы с нею на объемы торговли услугами и ее структуру. Обращено внимание на то, что пандемия оказала воздействие на всю мировую экономику и международную торговлю, но больше всего от нее пострадала торговля услугами, причем, особенно сильно те ее отрасли, где требуется непосредственный контакт поставщика и потребителя услуги. Отмечено и другое влияние пандемии - распространение онлайн-поставок ряда услуг. Проведен поквартальный мониторинг восстановления международной торговли услугами. Установлено, что поиск мер, способствующих торговле услугами, - главное условие для восстановления мировой экономики. С января 2021 г. восстановление международной торговли услугами, как и всей мировой экономики начинает определяться преимущественно ходом вакцинации населения от коронавируса.

Ключевые слова: пандемия коронавируса, торговля услугами, непосредственный контакт, поставщик и потребитель услуги, онлайн-поставки, вакцинация.

The article examines the impact of the coronavirus pandemic on international trade in services. The impact of the pandemic, in particular the measures to combat it, on the volume of trade in services and its structure is noted. Special attention is drawn to the pandemic's effects on the entire world economy and international trade, with the trade in services having been hit the hardest, especially the industries where direct contact between the service provider and the consumer is required. Another impact of the pandemic is the spread of online services. A quarterly monitoring of the recovery of international trade in services was carried out. It is underlined that creating

Coronavirus Pandemic and International Trade in Services

Vyacheslav Pavlovich SHUYSKIY,

Candidate of Economic Sciences, Institute of Economics RAS (32, Nakhimovskiy Prospect, Russia, Moscow,117218) - Leading Researcher,

E-mail: slavash938@gmail.com

Abstract

4 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

7 Q

conditions to facilitate trade in services is necessary for the recovery of the world economy. Vaccination of the population against coronavirus that started in January 2021 is the major factor influencing the recovery of international trade in services, as well as the world economy.

Keywords: pandemic coronavirus, trade in services, direct contact, supplier and consumer services, online delivery, vaccination.

Вплоть до 2020 г. среди экономистов-международников, в том числе экономистов ВТО, господствовала точка зрения, что услуги наиболее динамичный и устойчивый сегмент международной торговли.1 В какой-то степени - это действительно так, поскольку торговля услугами не подвержена резким колебаниям конъюнктуры. Пандемия коронавируса, охватившая весь мир в 2020 г., развеяла этот миф. Меры, вводимые для сдерживания распространения вируса (карантины, локда-уны, другие ограничения контактов и мобильности населения) ударили по всей мировой экономике и международной торговле, но сильнее всего они затронули торговлю услугами. Ее объем во втором квартале 2020 г. сократился на 30% по сравнению со вторым кварталом предыдущего года. Торговля товарами за тот же период 2020 г. уменьшилась на 21%.2 Исключительно большое падение объемов международной торговли услугами объясняется тем, что обмен многими из них требует непосредственных контактов поставщика и потребителя услуги, а контакты как раз ограничивались борьбой с эпидемией. Другое отличие торговли услугами от торговли товарами состоит в том, что услуги нельзя произвести впрок, поместить на склад, а при появлении спроса быстро реализовать.

Упущенный доход от непоставленной услуги нельзя компенсировать. Услуги, как известно, играют важную роль в экономике, на них приходится свыше 2/3 мирового ВВП и занятости населения, они влияют на производительность и обеспечивают функционирование глобальных цепочек создания стоимости, облегчают торговлю товарами. Как следствие, восстановление мировой экономики невозможно без восстановления торговли услугами.

Вызванное пандемией коронавируса сокращение международной торговли услугами во втором квартале 2020 г. оказалось намного сильнее, чем ее падение во втором квартале 2009 г. во время мирового финансового кризиса, тогда оно составило 17%.3 Сокращение объемов торговли услугами в период пандемии наблюдалось во всех регионах мира и практически всех секторах сферы услуг. Так, в Северной Америке экспорт услуг во втором квартале 2020 г. уменьшился (год к году) на 32%, в Азии 29%, Европе 26%. Предварительные оценки свидетельствуют о еще большем спаде в Латинской Америке (46%) и наименее развитых странах (60-65%). Наиболее пострадавшими секторами торговли услугами стали туризм

^ 8

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2021

(-81%) и транспорт (-31%). На эти два сектора приходится около 43% всей торговли услугами. Торговля прочими видами услуг упала в гораздо меньшей степени (в среднем на 9%).

Во время мирового финансового кризиса спад в международной торговле транспортными услугами был примерно таким же, как во время пандемии (-29%), однако причины падения были иные. В отличие от 2009 г. их падение в 2020 г. объясняется запретами на пассажирские перевозки и уменьшением потока международного туризма, а не сокращением объема морского фрахта. Прочие виды услуг были по-разному затронуты пандемией. В секторах, где требуется физическая близость продавца и покупателя услуги, спад оказался больше. К примеру, в строительстве (-25%), сфере досуга (-14%). Архитектурные и инженерные услуги, тесно связанные со строительными и прочими деловыми услугами, сократились на 11%. Неуверенность в перспективах экономики отразилась на научно исследовательских услугах (-12%). Торговля интеллектуальной собственностью упала на 9%, телекоммуникационными услугами - на 8%.

Торговля финансовыми услугами была лишь слегка затронута пандемией (-1%). Это резко подчеркивает иную природу нынешнего кризиса и его отличие от мирового финансового кризиса, когда торговля финансовыми услугами в течение первого квартала 2009 г. сократилась на 20%. Компьютерные услуги, бывшие лидерами торговли услугами на протяжении последнего десятилетия, оказались единственным видом услуг, торговля которыми в период пандемии продемонстрировала рост (4%), что является отражением продолжающейся цифровизации мировой экономики.4

Кризис, вызванный пандемией, имеет ряд других последствий, в частности, он ведет к расширению онлайн-поставок целого ряда услуг (розничной торговли, медицинских, образовательных, телекоммуникационных и аудиовизуальных). При этом поставщики таких услуг ускоренно расширяют свои возможности по их онлайн-поставкам, а у покупателей вырабатываются привычки, которые могут привести к долгосрочному сдвигу их предпочтений в сторону онлайн-услуг. Кроме того, нынешний кризис подчеркнул важность услуг, обеспечивающих онлайновые поставки (прежде всего телекоммуникационных и компьютерных), а также большую инфраструктурную роль финансовых, транспортных, распределительных и логистических услуг в содействии товарной торговле и экономическому росту. Поиск и создание мер, способствующих торговле услугами, на наш взгляд, - ключевое условие для восстановления мировой экономики.

Третий квартал 2020 г. зафиксировал лишь незначительное улучшение в международной торговле услугами. Ее объем оказался на 24% ниже, чем год назад (во втором квартале, как показано выше, падение составляло 30%). Восстановление торговли товарами происходило гораздо активнее. Ее стоимость в третьем квартале 2020 г. была всего на 5% ниже, чем год назад.5

4 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

9 0

Основными пострадавшими в сфере услуг вновь были туризм (-68% год к году) и транспорт (-24%). В плюсе оказались финансовые, страховые и компьютерные услуги.

Согласно пресс-релизу ВТО от 31 марта текущего года, в четвертом квартале 2020 г. восстановление международной торговли услугами продолжалось.6 Ее объем достиг 81% уровня предыдущего года. Особенно заметно оживилась торговля транспортными, финансовыми и строительными услугами. Активность в туристическом бизнесе, напротив, продолжала оставаться низкой (29% к уровню 2019 г.). Указав на всплеск активности в четвертом квартале, источник уточняет, что данное оживление, скорее всего не будет продолжено в первом квартале 2021 г., поскольку локдауны, объявленные в первые дни нового года во многих крупных странах в ответ на вторую волну коронавируса, продолжают сдерживать экономический рост и занятость.

Согласно данным того же пресс-релиза, объем международной торговли услугами в 2020 г. составил 80% от уровня предыдущего года, торговли туристическими услугами 37%, транспортными -81%. В отличие от услуг, восстановление международной торговли товарами происходило быстрее и уже в четвертом квартале 2020 г. ее стоимость была на 2% выше, чем год назад, а за весь 2020 год составила около 93% от уровня 2019 г.7 К слову сказать, восстановление торговли прочими деловыми услугами также происходило очень быстро (98% к уровню 2019 г.).8

С января 2021 г. восстановление международной торговли услугами, как и всей мировой экономики, начинает определяться преимущественно ходом вакцинации населения от коронавируса. Начало процессу уже положено. К марту этого года создано несколько десятков вакцин от ковида, 6 или 7 из них, в том числе российская, Спутник V, уже зарегистрированы и одобрены ВОЗ. Однако вакцинировать 60-70% взрослого населения земли - задача чрезвычайно сложная. Во-первых, надо создать мощности для производства такого количества вакцин и найти нужное количество сырья. Во-вторых, подготовить персонал для проведения вакцинации, обеспечить ее хранение и транспортировку.

Пока вакцинация идет крайне медленно даже в развитых странах. Так, в ЕС к 8 марта было вакцинировано менее 10% населения. С такими темпами они закончат вакцинацию к концу 2021 г. Не намного лучше стартовала вакцинация в Австралии, Японии, Канаде. Правда, руководство ЕС обещает ускорить процесс и завершить его к июлю, до вероятного прихода третьей волны вируса. Из группы развитых стран выделяются в лучшую сторону лишь США и Великобритания, где вакцинация идет достаточно успешно. В развивающихся странах ситуация гораздо сложнее, тут и нехватка медперсонала, трудности хранения и транспортировки вакцин и недостаток средств. Анализ ситуации с производством и распределением вакцин показывает, что шансы большинства африканских, латиноамериканских и азиатских развивающихся стран провести вакцинацию в 2021 г. очень малы.

^ 10

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2021

О неблагоприятных перспективах вакцинации развивающихся стран свидетельствует и такой факт: к началу февраля 2021 г. около 50% ожидаемого в текущем году производства вакцин западными корпорациями, зарезервировано богатыми развитыми странами, где проживает 15% населения земли.9

По подсчетам британского The Economist Intelligence Unit, большинство развивающихся стран, в том числе Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Бразилия, Аргентина, Мексика, ЮАР, не говоря уже о наименее развитых африканских и латиноамериканских странах, не смогут провести вакцинацию 60-70% своего населения в 2021 году.10

Восстановление экономики и торговли услугами любой страны, как представляется, будет определяться сроками ее вакцинации. Отсюда можно сделать вывод, что восстановление экономики и торговли услугами в развитых странах начнется раньше, чем в развивающихся. И, тем не менее, и развитые страны, по-видимому, не смогут восстановить объемы своей торговли услугами до уровня 2019 г. Причем в отстающих останутся туризм, транспорт, особенно авиационный, пассажирский и строительство. Прочие же виды услуг, особенно деловые услуги, связанные с торговлей товарами, скорее всего, значительно превысят уровень 2019 г. Выше уже было указано, что торговля такими услугами уже в 2020 г. составила около 98% от уровня 2019 г. В отличие от развитых развивающиеся страны в 2021 г., очевидно, продолжат использовать в борьбе с коронавирусом в основном прежние методы (локдауны, контроль мобильности, санитарные нормы), что, безусловно, будет сдерживать восстановление их экономики и торговли услугами, особенно тех ее отраслей, где требуется непосредственный контакт поставщика и покупателя услуги.

Нельзя сказать, что вакцинация полностью освободит от коронавируса и развитые страны. Все используемые в настоящее время вакцины прекрасно борются с тяжелыми формами заболевания и спасают жизни (около 92% случаев), но они не столь сильны в предотвращении распространения вируса. По некоторым данным, две дозы вакцины сокращают частоту заражения примерно на 67%.11 К тому же вирус постоянно мутирует и не исключено, что могут появиться новые штаммы, на которые нынешние вакцины не будут действовать. Одна из версий экспертов: коронавирус останется с нами надолго и в перспективе превратится в эндемию типа гриппа.

Российская торговля услугами также пострадала от пандемии коронавируса, причем даже сильнее, чем многие другие страны. Ее экспорт услуг в 2020 г. сократился на 24%, а импорт - на 35%.12 Без восстановления торговли услугами России вряд ли удастся поднять свою экономику и ускорить ее модернизацию. Анализ восстановления международной торговли услугами (упор на финансовые, телекоммуникационные, компьютерные, транспортные и другие деловые услуги, способствующие подъему экономики и торговли товарами, ускоренное формирование цифровой инфраструктуры, облегчающей онлайн-поставки ряда услуг) будет полезен для выработки отечественной политики восстановления торговли услугами.

4 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

11 Q

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Шуйский В.П. Торговля услугами- перспективный сегмент международной торговли// Российский внешнеэкономический вестник.2017, №10, С.44-55

2 Services trade drops 30% in Q2 as COVID 19 ravages international travel// https://www.wto.org/english/news_e/news20_e/serv_22oct20_e.htm

3 Services trade drops 30% in Q2 as COVID 19 ravages international travel// https:// www.wto.org/english/news_e/news20_e/serv_22oct20_e.htm

4 Services trade drops 30% in Q2 as COVID 19 ravages international travel// https:// www.wto.org/english/news_e/news20_e/serv_22oct20_e.htm

5 Services trade recovery not yet in sight// https://www.wto.org/english/news_e/news21_e/serv_26jan21_e.htm

World trade primed for strong but uneven recovery after COVID-19 pandemic shock// Press/876 press release, 31 March 2021, WTO

7 World trade primed for strong but uneven recovery after COVID-19 pandemic shock// Press/876 press release, 31 March 2021, WTO

World trade primed for strong but uneven recovery after COVID-19 pandemic shock// Press/876 press release, 31 March 2021, WTO

9 There will be enough vaccines for all if rich countrie share// http:// www.economist.com/graphic-detail/2021/02/13/

10 EIU Global outlook- A global view of vaccination progress// https://www. eiu.com/n/eiu

11 Пол Хантер. Почему можно заразиться COVID-19 после вакцинации//_https://www. nv.ua/opinion/koronavirus-vakcinaciya

12 Внешняя торговля Российской Федерации услугами, ЦБ РФ

БИБЛИОГРАФИЯ:

Услуги в международной торговле/Отв. С.ред.- Л.С.Демидова, И.Б. Кондратьев.-М.:ИМЭМО РАН, 2010.-С.342 (Uslugi v mezhdunarodnjy torgovle/Otv.red.-LS Demidova, I.B.Kondratiev. - M.: IMEMO RAN, 2010.-s.342

Хантер Пол. Почему можно заразиться COVID-19 после вакцинации// https://www. nv.ua/opinion/koronavirus-vakcinaciya (Xanter Pol. Pochemu mozhno zarazitsya COVID-19 posle vakcinacii)

COVID-19 and world trade//https://www/wto.org/english/tratop_e/covid19_e/covid19_e.htm Services trade drops 30% in Q2 as COVID- 19 ravages international travel// https://www. wto.org/english/news_e/news20_e/serv_22oct20_e.htm

Services trade recovery not yet in sight// https://www.wto.org/english/news_e/news21_e/ serv_26jan21_e.htm

There will be enough vaccines for all if rich countries share// http://www.economist.com/ graphic-detail/2021/02/13/

World trade primed for strong but uneven recovery after COVID-19 pandemic shock// Press/876 press release, 31 March 2021, WTO

EIU Global outlook- A global view of vaccination progress// https://www.eiu.com/n/eiu WTO services trade barometer https://www.wto.org/english/res/statis_e.htm

Российский внешнеэкономический вестник 4 - 2021

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.