Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ'

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / ТОРГОВЛЯ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раднаева Р. А.

Санкционное давление в сторону Российской Федерации со стороны Запада давно уже перестало быть игрой с нулевой суммой, а его влияние на различные области Российской экономики до сих пор мало изучено. Задачей этой статьи является поиск решений проблемы экономического регулирования России в условиях действия санкций и общая оценка ущерба по отдельно взятым ключевым показателям внешней торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Раднаева Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL TRADE IN THE RUSSIAN FEDERATION UNDER WESTERN SANCTIONS

Sanctions pressure on the Russian Federation from the West has long ceased to be a zero-sum game, and its impact on various areas of the Russian economy is still poorly understood. The purpose of this article is to find solutions to the problem of Russia's economic regulation in the context of sanctions and an overall assessment of the damage in terms of individual key indicators of foreign trade.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ»

В-третьих, контроль за деятельностью финансовых институтов. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль может также включать контроль за деятельностью финансовых институтов, таких как банки и инвестиционные фонды. Неправильное управление рисками или финансовыми операциями этих институтов может привести к финансовым потерям, которые могут в конечном итоге повлиять на финансовую устойчивость государства.

Таким образом, внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль может оказывать значительное влияние на уровень государственного долга и финансовую устойчивость через различные механизмы, в этой связи он является важным инструментом обеспечения экономической безопасности страны.

Список использованной литературы:

1. Чуйков, А.С. Анализ показателей экономической безопасности России [Электронный ресурс] / А.С. Чуйков, И.В. Ревун // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №5-3. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/analiz-pokazateley-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii.

2. Федеральная налоговая служба: сайт. - Москва, 1999- . - URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 16.02.2023).

3. Федеральная служба государственной статистики: сайт. - Москва, 1999- . - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.02.2023).

4. Электронный бюджет: сайт. - URL: budget.gov.ru (дата обращения 01.03.2023).

© Жукова К.Р., Гарина А.О., 2023

УДК 339.3, 339.5

Раднаева Р.А.

студентка 4го курса ИРНИТУ, г. Иркутск, РФ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ

Аннотация

Санкционное давление в сторону Российской Федерации со стороны Запада давно уже перестало быть игрой с нулевой суммой, а его влияние на различные области Российской экономики до сих пор мало изучено. Задачей этой статьи является поиск решений проблемы экономического регулирования России в условиях действия санкций и общая оценка ущерба по отдельно взятым ключевым показателям внешней торговли.

Ключевые слова

Санкции, торговля, импорт, экспорт, международные отношения.

Radnaeva R.A.

4th year master's student of IRNITU, Irkutsk, Russian Federation

INTERNATIONAL TRADE IN THE RUSSIAN FEDERATION UNDER WESTERN SANCTIONS

Annotation

Sanctions pressure on the Russian Federation from the West has long ceased to be a zero-sum game, and

issn 2410-6070

международный научный журнал «инновационная наука»

№ 4-2 / 2023

its impact on various areas of the Russian economy is still poorly understood. The purpose of this article is to find solutions to the problem of Russia's economic regulation in the context of sanctions and an overall assessment of the damage in terms of individual key indicators of foreign trade.

Keywords

Sanctions, trade, import, export, foreign relations.

Мировая экономика в нынешних реалиях при санкционном давлении отдельных её участников претерпевает всё больше преобразований в своей структуре, власти и влиянии. Различные экономические регуляторы вынужденно или добровольно меняются в планах обеспечения собственного экономического благосостояния, направленности импорта и экспорта, а также разработок глобальных рыночных конъюнктур и экономической ориентированности.

Исключением из данной динамики развития событий не стала и Российская Федерация, вокруг которой сложилась наиболее острая экономическая ситуация. Удар по ней пришёлся в такие важные статьи дохода государства, как: нефтегазовая отрасль, электронная, атомная и ракетостроительная промышленность [1]. Ориентация экспорта показала свою ненадёжность и малую гибкость в условиях действий России бывшими партнёрами по торговым делам, вынуждая её искать новые международные связи и пути обмена товаром с целью поддержания уровня спроса населения и отраслей, оставшихся без поддержки зарубежных баз технического или ресурсного обеспечения.

Оценка общего положения дел российской внешней экономики в условиях ограничений в областях мировой торговли и международной политики является первостепенной аналитической задачей для решения целого ряда вопросов, связанных с прогнозированием направлений дальнейшей внешней торговли России, её главных торговых и стратегических партнёров, а так же определения возможной переориентации её экономики на производство определённого вида товаров и услуг.

На момент 1 марта 2023 года Россия занимает перовое место по количеству введённых против неё санкций (16,2 тысяч позиций), обогнав прежних лидеров списка: КНДР (2,1 тысячи), Сирию (2,5 тысячи) и Иран (3,5 тысячи) - при этом трёх четвертей санкций (порядка 12 тысяч) было введено после 22 февраля 2022 года (см. Рис.1) [2].

Рисунок 1 - Страны с наибольшим числом введённых против них санкций

С введением санкций западными странами закономерно снизился поток их чистых инвестиций в различные отрасли экономики Российской Федерации [3]. Однако, даже не смотря на относительно малый процент этих инвестиций по сравнению с общим объёмом, отток средств заметно сказывается на финансовом секторе страны и отдельных её отраслях в частности.

Одними из наиболее пострадавших от санкционного давления областей экономики России стали технологическая и добывающая сферы. Россия, начиная с 2021 года больше не публикует информацию о показателях международной торговли. Сложно дать фактическую оценку понесённому ущербу в этой сфере международного взаимодействия. Но можно отследить эту деятельность по опубликованным показателям её основных деловых партнёров.

Согласно данным евростата на конец 2022 года показатели импорт товара из России в Европу увеличились на 2,3% до отметки в 258,7 млрд евро, в то время как экспорт в Россию сократился до минимума на 38,2% и составил 52,3 млрд евро. Вместе с тем статистика европейского банка реконструкции и развития показала, что распределение экспорта стран Европы приобрело ориентацию на партнёров, территориально соседствующих с нашей страной [4].

Потеря Россией статуса Режима наибольшего благоприятствования (РНП) с некоторыми западными партнёрами, большинство из которых, начиная с Канады, в рамках ВТО разорвало обоюдные экономические обязательства в одностороннем порядке, позволило данным странам манипулировать ценами на импортируемые из РФ товары и услуги. Поставка товаров из Российской Федерации оказалась под угрозой введения новых пошлин со стороны как больших игроков мировой экономической арены (отдельных стран и международных корпораций), так и отдельных зарубежных компаний. Эта экономическая ситуация привела к уменьшению или частичному отказу странами ВТО от российских сырьевых продуктов. У экономики появилась задача переориентации значительной части своего экспорта.

Исключением не стали и совместные проекты как на территории Российской Федерации, так и за её пределами. Список компаний, официально объявивших о своём уходе и закрывших все производственные центры, магазины и представительства в России, насчитывает порядка 150 позиций. Наибольшее число таких компаний территориально относятся к странам Евросоюза, США и Японии[4]. Основной удар по Российской экономике был нанесён в область экспорта природного газа из-за диверсии на обоих трубопроводах международных проекта «Северный поток 1» и «Северный поток 2», а также установки западными странами потолка на цену за один баррель нефти на уровне 60 долларов. Помимо этого, значительным ударом стал запрет США на сотрудничество с критически важными для российской экономики компаниями, поставки в которые теперь запрещены даже в том случае, если товар произведён на территории третьей страны, но по американской лицензии. Данный запрет так же касается и высокотехнологичных поставок и закупок, в частности, оборудования аэрокосмической и атомной промышленности. Аналогичным образом поступили и страны ЕС, которые ввели запрет на поставки в Россию оборудования для железнодорожной, нефтеперерабатывающей, атомной и авиационной промышленности, а также товаров двойного назначения. Британия, не так давно экономически абстрагировавшаяся от Евросоюза, ввела собственный запрет на поставки высокотехнологичной электроники и товаров для её изготовления.

Закрывшиеся пути импорта товаров в области машиностроения привели производство к переориентированию на иные рынки технологического обеспечения. Так, например, по состоянию на конец 2022 года объём импорта товаров из Китая в Россию составил 114,1 млрд. долларов, что на 43,4% больше показателей того же периода прошлого года [5]. На 10 млрд. долларов вырос объём торговли с Бразилией (в том числе из-за продажи удобрений), на 12 млрд. с Южной Кореей (в основном за счёт продажи ископаемых, нефти и газа) и на 2,3 млрд. долларов с Северной Кореей. Схожую динамику показывает взаимодействие с остальными партнёрами России по БРИКС. Удивительную динамику роста торговых отношений с Россией показала Турция: общий объём торговли достиг 6,9 млрд долларов, что в полтора раза превышает показатели за аналогичный период прошлого года [6]. Общая статистика импорта в Россию представлена на рисунке 2.

Северная Кореш

Рисунок 2 - Основные торговые партнёры России за 2022 год

Россия активно укрепляет политические связи и культурно-технологический обмен совместных международных проектов. С Индией заключен ряд стратегических контрактов на поставку военной техники, сотрудничество в области атомной энергетики, нефтедобывающей и горнообрабатывающей промышленности, а также в аэрокосмической сфере. Помимо Индоевропейского региона сотрудничество в сфере мирного атома утверждено с Китаем и странами Латинской Америки, которые также состоят в космической программе международного сотрудничества. Практически все из обозначенных направлений сотрудничества между странами направлены на построение взаимовыгодных союзов. [7]

Западные санкции нанесли ущерб экономике России, однако непоправимым его назвать нельзя. Проведенные исследования объёмов внешней торговли позволяют сделать выводы о нынешних направлениях развития внешних торговых отношений РФ и определить её потенциальных партнёров на мировой арене. Смещение ориентации экспорта и импорта товаров на дружественные страны, а также параллельный импорт и наращивание взаимодействия с геополитическими партнёрами, в первом приближении позволяют России сохранить необходимое обеспечение обескровленных санкциями отраслей. Дальнейшее развитие международной торговли Российской Федерации позволит нивелировать большую часть негативного воздействия санкций на экономическое развитие нашей страны.

Список использованной литературы:

1. European Council, European Council conclusions on the Russian military aggression against Ukraine, 24 March 2022 - https://www.consilium.europa.eu/

2. Automate Compliance Screening - https://www.castellum.ai/

3. Казанцев С.В. Антироссийские санкции: оценка ущерба. - Новосибирск. ООО «Офсет-ТМ». 2021. - 212 с.

4. Eurostat - https://ec.europa.eu/eurostat

5. The General Administration of Customs of the People's Republic of China (GACC) -http://english.customs.gov.cn/

6. Türkiye istatistik Kurumu (TÜiK) - https://www.tuik.gov.tr/

7. Российский совет по международным делам - https://russiancouncil.ru/

8. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) - https://www.acra-ratings.ru/

© Раднаева Р.А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.