Научная статья на тему 'Международная практика управления кондоминиумами на основе механизмов креативной экономики'

Международная практика управления кондоминиумами на основе механизмов креативной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ КРЕАТИВНОГО РАЗВИТИЯ / МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ КРЕАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ КОНДОМИНИУМАМИ / ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ / CREATIVE ECONOMY / WORLDWIDE TRENDS IN CREATIVE DEVELOPMENT / MECHANISMS OF CREATION OF CREATIVE SPACES / INTERNATIONAL PRACTICES OF CONDOMINIUM MANAGEMENT / HOMEOWNERS ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Валерий Викторович, Григ Инесса Игоревна

В статье рассматриваются основные тренды развития креативной экономики и её влияние на ВВП страны, международная практика управления кондоминиумами с использованием интеллектуального потенциала, предложены новые механизмы создания креативного пространства в целях эффективного управления товариществами собственников жилья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Валерий Викторович, Григ Инесса Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International practices of condominium management on the basis of mechanisms of creative economy

The article deals with the main trends in development of creative economy and its influence on gross domestic product (GDP), international practices of condominium management with the use of intellectual potential. New mechanisms of creation of creative spaces for effective management of condominiums are offered.

Текст научной работы на тему «Международная практика управления кондоминиумами на основе механизмов креативной экономики»

Международная практика управления кондоминиумами на основе механизмов креативной экономики

В.В. Иванов, И.И. Григ

УДК 339.9 ББК 65.5 И - 200

В настоящее время наблюдается динамичный рост креативной экономики, позволяющей коммерциализировать творческие идеи и процессы. Постоянно растущее влияние креативного сектора экономики на общее экономическое развитие страны отмечается в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Гонконге, что подтверждается результатами исследований, посвященных картированию культурных и творческих ресурсов креативного сектора экономики, постоянно формируемого творческого класса в этих странах [1-5].

В 2011 году Martin Prosperity Institute были сформулированы принципы и проведено исследование глобального индекса креативности [7].

Анализ рейтинга стран по основным показателям исследования (см. таблицу 1) показал, что Россия занимает 30 место из 82, что указывает на существование достаточного потенциала в развитии креативной экономики в нашей стране.

Практика использования технологии выбора инструментов для решения проблем муниципального управления и повышения комфортности проживания людей выдвигает актуальную научно-практическую задачу коренной модернизации управления повсеместно формируемых кондоминиумов, максимального развития творческих способностей проживающих и привлекаемых ими людей на основе методов креативной экономики [8].

Авторское исследование международного опыта управления кондоминиумами, на основе механизмов креативной экономики показало, что ключевым критерием успеха модернизации кондоминиумов является генерация и внедрение креативных знаний, их коммерциализация с последующим распространением.

Таблица 1

Рейтинг стран по основным показателям креативной экономики [7]

Страна Индекс креативности Общий рейтинг Креативный класс Высокие технологии

Швеция 0.923 1 2 6

США 0.902 2 8 3

Финляндия 0.894 3 1 1

Дания 0.878 4 4 7

Австралия 0.870 5 7 15

Новая Зеландия 0.866 6 5 19

Канада 0.862 7 17 11

Норвегия 0.862 8 6 12

Сингапур 0.858 9 3 10

Россия 0.541 30 13 21

Исследования авторов в области управления кондоминиумами в России позволили выделить ключевую проблему его функционирования - отсутствие должного внимания со стороны самих собственников жилья, так называемого эффекта «апатии» к участию в управлении своей недвижимостью и контроля за деятельностью ТСЖ. Созданная сегодня инфраструктура для развития российских ТСЖ преимущественно решает задачи предоставления жильцам разноформатной недвижимости на ограниченных условиях, не позволяющих обеспечить эффективное управление ими [9].

Используемые в ТСЖ креативные идеи, в основном, касаются оформления подъездов, озеленения придомовой территории, что связано не только с недостаточной инициативностью проживающих, но и невозможностью для самих жильцов реализовать свой творческий потенциал из-за отсутствия успешных моделей финансирования.

Причиной большой популярности кондоминиума за рубежом, как формы владения недвижимостью, является его рассмотрение как наиболее ликвидного и перспективного вида инвестиций.

Наибольшее количество кондоминиумов «condominium» находится в США и Канаде. В Австралии аналогичное понятие - «Stratatitle». Австралийская система принята в Сингапуре, Малайзии, на Фиджи, в ОАЭ (Дубай), в Индии. Во Франции такой тип владения носит название «Copropriete» (общая собственность), в Англии и Уэльсе - «Commonhold» (общее владение), в Южной Африке - Sectional Title, владельцы которого образуют юридическое лицо. В Норвегии кондоминиумы составляют около 19% [10].

Перспективность зарубежного кондоминиума (кондо) заключается в его организационной структуре, позволяющей выбирать несколько вариантов приобретения. В первую очередь, как для собственного проживания, так и для последующей сдачи в аренду или перепродажи. Следующим преимуществом кондо является то, что для его приобретения может требоваться относительно небольшая для рынка недвижимости сумма, например, в штате Калифорния США, в зависимости от месторасположения и площади, их стоимость колеблется от 150 тыс. до 1,5 млн долл. Роскошные пентхаусы в районе Wilsher Corridor стоят в районе 9 млн долл., а стоимость обычных кондо в таких домах начинается с 600 тыс. - 700 тыс. долл. [11]. Иностранный рынок кондоминиумов предоставляет огромные возможности выбора - дома, района, этажа, соседей и цены.

Крупнейшей мировой столицей кондоминиумов является город Торонто (Канада). Маркетинговый анализ рынка недвижимости Торонто, проведенный авторами статьи, показал [12], что в ноябре 2012 года средние цены на жилую собственность по Большому Торонто за прошедший 2011 год упали на 16%. Средняя стоимость отдельного объекта (Semi-Detached) жилой недвижимости по Большому Торонто составила 575 долл. По муниципальному Торонто средняя цена за год снизилась до 517 долл. по сравнению с прежней отметкой 520 долл. В пригородах (зоне 905-Rest of GTA («905»)) средняя цена за год поднялась до 463 долл. с прежней отметки 445 долл. Вместе с тем, цена недвижимости в кондоминиуме в целом по Торонто, по состоянию на декабрь 2012 года, остается стабильной - 338 долл. Исходя из вышеприведенного исследования, можно сделать вывод, что начало 2012 года обеспечило все предпосылки для стабильного роста цен на кондоминиум.

Анализ стоимости квадратных метров в кондоминиуме (регион Торонто), приведенный в таблице 2, показал, что ежемесячная плата за квартиру в кондомини-муме площадью 1 049 кв. м в среднем составляет 730,5 долл.

Таблица 2

Анализ стоимости квадратных метров в кондоминиумах Торонто [13]

Кондоминиум Площадь квартиры в кондоминиуме (кв. метр) Средняя площадь квартиры в кондоминиуме (кв.метр) Плата за обслуживание (в долл.) Средняя цена за обслуживание в месяц (в долл.) Стоимость квартиры в кондоминиуме (в долл.) Средняя стоимость квартиры в кондо в месяц (в долл.)

University Adelaide 1600 -1799 1 049 1 730 1 675

King &Bathurst 800-899 509 499 388

Bathurst& Wellington 1000-1199 768 859

Yong/King 500-599 570 195

Каковы же основные тренды продвижения механизмов креативной экономики. Исследование данных, приведенных в таблице 3, показывает, что креативная экономика напрямую влияет на прирост ВВП страны, а также оказывает эффективное действие на развитие креативного класса, вовлеченного в управление кондоминиумом.

Таблица 3

Влияние креативной экономики на ВВП страны и основные международные тренды развития

Страны / креативная экономика Россия США Страны ЕС

В сфере недвижимости 1% Авторский анализ 3% Авторский анализ 2,І% Источник: [І4]

Прирост ВВП 35% 80% 85%

Источник: [15]

Страны / креативная экономика Россия США Страны ЕС

Креативный класс 30-39% Источник: [16] Ежегодный профессиональный отток достигает 80-100 тыс. человек (3 - 4 %). 30% 40%, при этом 80-90% составляют знания.

Источник: [17]

Международная практика управления кондоминиумами позволяет обозначить основные тренды новых механизмов креативной экономики:

Собственники могут рассматриваться как креативный класс; Внедрение инноваций в сфере предоставления услуг в кондоминиумах базируется на креативном подходе; Технологии креативной экономики основываются на моделях управления знаниями и информационными технологиями.

Исследования показали, что около 38 миллионов человек - 30% всех работающих американцев, принадлежит к креативному классу. Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания.

На сегодняшний день в России креативный класс насчитывает примерно 39% работоспособного населения, и включает два сегмента. Первый - профессионалы, представители классических интеллектуальных специальностей - работники таких секторов как здравоохранение, образование, право, бизнес и финансы. Второй - самый активный сегмент- ученые, инженеры, изобретатели, исследователи, также как художники, дизайнеры, писатели, музыканты. Данная общность - это ключевая «движущая сила экономики будущего». Именно поэтому механизмы креативной экономики являются той эффективной системой управления кондо. позволяющей увеличивать свою рентабельность и расширять возможности для комфортного проживания собственников в кондоминиуме за счет использования

всех ресурсов креативной экономики и прежде всего развития человеческого капитала.

Учитывая лучшую зарубежную практику работы кондоминимумов, уже реализованные в управлении ТСЖ в многоквартирных домах наработки, авторы предлагают новые комбинированные механизмы креативной экономики, которые будут способствовать повышению управляемости ТСЖ с использованием креативных технологий.

Первый механизм: разработка креативных идей на основе моделей управления знаниями и информационными технологиями - заключается в использовании креативного потенциала и способностей жителей по генерированию ими новых идей комфортного проживания. В качестве главного инструмента рекомендуется использовать технологии краудсорсинга [18,19].

Правление ТСЖ размещает на официальном вебсайте вопросы по самым острым проблемам его развития и привлекает жителей к активному участию в обсуждении и дискуссиях, позволяющих найти консенсус и внести коррективы в стратегию управления на основе рейтингования полученной информации. Соответствующее программное обеспечение может быть приобретено как на зарубежном, так и на российском рынке.

Второй механизм: развитие государственно-частного партнерства в сфере управления ТСЖ, который будет базироваться на развитии профессионализма собственников, привлечении зарубежных и российских креативных инноваций в сфере управления и предоставления услуг. Результатом станет быстрое внедрение энергосберегающих технологий, оперативное бюджетирование выделяемых государственными органами средств и оптимального финансирования со стороны собственников ТСЖ, использование самых известных инновационных достижений в области жилищно-коммунального хозяйства. Плюсом использования данного механизма является и то, что непосредственно сами жители будут мотивированы на улучшение их жилищных условий, частные компании предложат самые интересные технологические рыночные решения, органы власти будут заинтересованы в эффективном использовании средств с жесткой антикоррупционной защитой. Кроме того, использование данного механизма позволит жильцам знать друг друга в лицо, участвовать в публичных профессиональных дискуссиях, формировать нормальные уважительные человеческие отношения между соседями. А это значит, появится сплоченность, сопереживание, не безразличие к уюту на лестничных этажах дома, внешнему виду жилого дома и, конечно, к устройству собственной безопасности проживания. Среди используемых технологий - заполнение опросных листов по выяснению, например, необходимости создания на свободных площадях ТСЖ «Домашнего клуба» с библиотекой, фитнес-залом или, например, голосование по бонус-системе оплаты внедрения различных креативных идей.

Третий механизм: применение инструментов эффективного экономического управления ТСЖ. Используя исследования в области управления недвижимостью,

обосновывая эффективную ценообразование, стимулируя развитие управленческих инструментов воздействия на бизнес-процессы, ТСЖ решает задачи ускорения оборачиваемости денежных средств, минимизации рисков, привлечение инвестиций и т.д. В международной практике управления кондоминиумом люди воспринимают создаваемое управленческое креативное пространство как предоставление возможности для творческой самореализации с учетом различных экономических инструментов, индивидуальных способностей и увлечений горожанина, собственника недвижимости. Нам предстоит только реализовать подобный подход.

Четвертый механизм: развитие конкретных профессиональных навыков, управляющих кондоминиумами. Механизм базируется на приобретении управленцами новых творческих способностей по использованию широкого диапазона методов управления, таких как: повышение квалификации сотрудников ТСЖ в области тарифной политики, маркетинга, управления персоналом, информационных, управленческих, финансовых технологий и т.д.

Пятый механизм: коммерциализация возникших в ТСЖ креативных идей, предусматривающих не только их непосредственное использование в кондо, но и разработка модели продаж идей во внешнюю среду. Креативная экономика напрямую пересекается с интеллектуальным правом, поэтому все разработанные идеи и механизмы должны быть не только умело коммерциализированы, но и защищены.

Предложенные механизмы креативной экономики основываются на самом эффективном и надежном факторе - потенциале неограниченного источника, которым является интеллектуальный капитал. Результатами применения механизмов креативной экономики будут: достижение сочетания интересов управленца и собственников, привлечение необходимых человеческих, инновационных и инвестиционных ресурсов для повышения комфортности проживания на территории жилых комплексов, обсуживаемых кондоминиумами. В свою очередь это позволит применять гибкие финансовые стратегии, кондоминиум станет самым эффективным и рентабельным способом управления многоквартирным домом, количественным и качественным развитием человеческих талантов, использование на практике разнообразных, в том числе и международных управленческих механизмов и инструментов креативной экономики, что будет способствовать развитию современного города и обеспечению комфортного проживания людей.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Australia’s Strategic Framework for the Information Economy 2004-2006. Режим доступа: http://www.dbcde.gov.au/__data/assets/pdf_file/0018/20457/New_SFIE_July_2004_final.

pdf

2. Centre for International Economics (2005);Режим доступа: http://www.thecie.com.au/ content/publications/ciesydneys_transport_infrastructure.pdf

3. Economic & Social Research Council (2003); Режим доступа: http://www.esrc.ac.uk/_im-ages/AR05-06_tcm8-4519.pdf

4. Hui D., Chung-Hung NG.,Mok P. (2004): A Study on Creativity Index. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnel.gov.pt/document/creativity_index_hong_kong.pdf, свободный. Загл. с экрана. Яз. англ.

5. The Work Foundation (2007): Staying Ahead: the Economic Performance of the UK\’s Creative Industries. [Электронный ресурс] режим доступа: http://headshift.com/dcms/index. cfm?fuseaction=main.viewBlogEntry&intMTEntryID=3095, свободный. загл. с экрана. англ. яз.

6. Иванов В.В., Коробова А.Н. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 383 с. - (Национальные проекты).

7. Исследование глобального индекса креативности. Martin Prosperity Institute, 2011. Режим доступа: http://martinprosperity.org/media/GCI%20Report%20Sep%202011.pdf

8. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальное управление. Справочное пособие. М.: ИНФРА-М, 2013 г. - 718 с.

9. Иванов В.В., Хан О.К. Управление недвижимостью. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 225 с. - (Национальные проекты).

10. Грачева О., статья: «За и против жизни в кондоминиуме». Электронный источник: http://www.jjc.ru/Pages/za-i-protiv-zhizni-v-kondominiume/

11. EWT INTERNATIONAL. США. [Электронный ресурс] Режим доступа:http:// ewtinternational.aurumode.com.ua/index.php?page=ssha&hl=rus

12. Статистические данные. Совет по недвижимому имуществу в Торонто (the Toronto Real Estate Board (TREB.)) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://toreal.blogs.com/

13. «The Toronto Condo Team» продажа недвижимости в Торонто по состоянию на декабрь 2012 года. Электронный источник http://www.torontocondoteam.ca/

14. Журнал Новой экономической ассоциации, №5, Москва 2010.-192 c. http://journal. econorus.org/pdf/NEA-5.pdf

15. Подберезкин А.И. Национальный человеческий капитал. ТОМ III Идеология русского социализма. Книга 3. Креативный класс и идеология русского социализма. - М.: МГИМО, 2011. Режим доступа: http://nasled.ru/sites/default/files/doc/capital/hc_t3_b3.pdf

16. Флорида P. Креативный класс в России — это 39% работоспособного населения. Электронный источник: http://pulseparty.ru/articles/view/384/

17. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Richard Florida (The Rise of The Creative Class and How It’s Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life). — Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. — 421с. Электронный источник: http://prepod.nspu.ru/file.php/149/met.prob.psikh/Florida_Kreativnyi_klass.pdf

18. Иванов В.В., Коробова А.Н. Международные технологии краудсорсинга для развития инновационных кластерных зон. // Российский внешнеэкономический вестник. -2012.- №2. - с. 48-55.

19. Иванов В.В., Коробова А.Н. Инфраструктурное обеспечение краудсорсинга для продвижения инноваций. // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012.- №3. - с. 3843.

ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.