Международная практика управления кондоминиумами на основе механизмов креативной экономики
В.В. Иванов, И.И. Григ
УДК 339.9 ББК 65.5 И - 200
В настоящее время наблюдается динамичный рост креативной экономики, позволяющей коммерциализировать творческие идеи и процессы. Постоянно растущее влияние креативного сектора экономики на общее экономическое развитие страны отмечается в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Гонконге, что подтверждается результатами исследований, посвященных картированию культурных и творческих ресурсов креативного сектора экономики, постоянно формируемого творческого класса в этих странах [1-5].
В 2011 году Martin Prosperity Institute были сформулированы принципы и проведено исследование глобального индекса креативности [7].
Анализ рейтинга стран по основным показателям исследования (см. таблицу 1) показал, что Россия занимает 30 место из 82, что указывает на существование достаточного потенциала в развитии креативной экономики в нашей стране.
Практика использования технологии выбора инструментов для решения проблем муниципального управления и повышения комфортности проживания людей выдвигает актуальную научно-практическую задачу коренной модернизации управления повсеместно формируемых кондоминиумов, максимального развития творческих способностей проживающих и привлекаемых ими людей на основе методов креативной экономики [8].
Авторское исследование международного опыта управления кондоминиумами, на основе механизмов креативной экономики показало, что ключевым критерием успеха модернизации кондоминиумов является генерация и внедрение креативных знаний, их коммерциализация с последующим распространением.
Таблица 1
Рейтинг стран по основным показателям креативной экономики [7]
Страна Индекс креативности Общий рейтинг Креативный класс Высокие технологии
Швеция 0.923 1 2 6
США 0.902 2 8 3
Финляндия 0.894 3 1 1
Дания 0.878 4 4 7
Австралия 0.870 5 7 15
Новая Зеландия 0.866 6 5 19
Канада 0.862 7 17 11
Норвегия 0.862 8 6 12
Сингапур 0.858 9 3 10
Россия 0.541 30 13 21
Исследования авторов в области управления кондоминиумами в России позволили выделить ключевую проблему его функционирования - отсутствие должного внимания со стороны самих собственников жилья, так называемого эффекта «апатии» к участию в управлении своей недвижимостью и контроля за деятельностью ТСЖ. Созданная сегодня инфраструктура для развития российских ТСЖ преимущественно решает задачи предоставления жильцам разноформатной недвижимости на ограниченных условиях, не позволяющих обеспечить эффективное управление ими [9].
Используемые в ТСЖ креативные идеи, в основном, касаются оформления подъездов, озеленения придомовой территории, что связано не только с недостаточной инициативностью проживающих, но и невозможностью для самих жильцов реализовать свой творческий потенциал из-за отсутствия успешных моделей финансирования.
Причиной большой популярности кондоминиума за рубежом, как формы владения недвижимостью, является его рассмотрение как наиболее ликвидного и перспективного вида инвестиций.
Наибольшее количество кондоминиумов «condominium» находится в США и Канаде. В Австралии аналогичное понятие - «Stratatitle». Австралийская система принята в Сингапуре, Малайзии, на Фиджи, в ОАЭ (Дубай), в Индии. Во Франции такой тип владения носит название «Copropriete» (общая собственность), в Англии и Уэльсе - «Commonhold» (общее владение), в Южной Африке - Sectional Title, владельцы которого образуют юридическое лицо. В Норвегии кондоминиумы составляют около 19% [10].
Перспективность зарубежного кондоминиума (кондо) заключается в его организационной структуре, позволяющей выбирать несколько вариантов приобретения. В первую очередь, как для собственного проживания, так и для последующей сдачи в аренду или перепродажи. Следующим преимуществом кондо является то, что для его приобретения может требоваться относительно небольшая для рынка недвижимости сумма, например, в штате Калифорния США, в зависимости от месторасположения и площади, их стоимость колеблется от 150 тыс. до 1,5 млн долл. Роскошные пентхаусы в районе Wilsher Corridor стоят в районе 9 млн долл., а стоимость обычных кондо в таких домах начинается с 600 тыс. - 700 тыс. долл. [11]. Иностранный рынок кондоминиумов предоставляет огромные возможности выбора - дома, района, этажа, соседей и цены.
Крупнейшей мировой столицей кондоминиумов является город Торонто (Канада). Маркетинговый анализ рынка недвижимости Торонто, проведенный авторами статьи, показал [12], что в ноябре 2012 года средние цены на жилую собственность по Большому Торонто за прошедший 2011 год упали на 16%. Средняя стоимость отдельного объекта (Semi-Detached) жилой недвижимости по Большому Торонто составила 575 долл. По муниципальному Торонто средняя цена за год снизилась до 517 долл. по сравнению с прежней отметкой 520 долл. В пригородах (зоне 905-Rest of GTA («905»)) средняя цена за год поднялась до 463 долл. с прежней отметки 445 долл. Вместе с тем, цена недвижимости в кондоминиуме в целом по Торонто, по состоянию на декабрь 2012 года, остается стабильной - 338 долл. Исходя из вышеприведенного исследования, можно сделать вывод, что начало 2012 года обеспечило все предпосылки для стабильного роста цен на кондоминиум.
Анализ стоимости квадратных метров в кондоминиуме (регион Торонто), приведенный в таблице 2, показал, что ежемесячная плата за квартиру в кондомини-муме площадью 1 049 кв. м в среднем составляет 730,5 долл.
Таблица 2
Анализ стоимости квадратных метров в кондоминиумах Торонто [13]
Кондоминиум Площадь квартиры в кондоминиуме (кв. метр) Средняя площадь квартиры в кондоминиуме (кв.метр) Плата за обслуживание (в долл.) Средняя цена за обслуживание в месяц (в долл.) Стоимость квартиры в кондоминиуме (в долл.) Средняя стоимость квартиры в кондо в месяц (в долл.)
University Adelaide 1600 -1799 1 049 1 730 1 675
King &Bathurst 800-899 509 499 388
Bathurst& Wellington 1000-1199 768 859
Yong/King 500-599 570 195
Каковы же основные тренды продвижения механизмов креативной экономики. Исследование данных, приведенных в таблице 3, показывает, что креативная экономика напрямую влияет на прирост ВВП страны, а также оказывает эффективное действие на развитие креативного класса, вовлеченного в управление кондоминиумом.
Таблица 3
Влияние креативной экономики на ВВП страны и основные международные тренды развития
Страны / креативная экономика Россия США Страны ЕС
В сфере недвижимости 1% Авторский анализ 3% Авторский анализ 2,І% Источник: [І4]
Прирост ВВП 35% 80% 85%
Источник: [15]
Страны / креативная экономика Россия США Страны ЕС
Креативный класс 30-39% Источник: [16] Ежегодный профессиональный отток достигает 80-100 тыс. человек (3 - 4 %). 30% 40%, при этом 80-90% составляют знания.
Источник: [17]
Международная практика управления кондоминиумами позволяет обозначить основные тренды новых механизмов креативной экономики:
Собственники могут рассматриваться как креативный класс; Внедрение инноваций в сфере предоставления услуг в кондоминиумах базируется на креативном подходе; Технологии креативной экономики основываются на моделях управления знаниями и информационными технологиями.
Исследования показали, что около 38 миллионов человек - 30% всех работающих американцев, принадлежит к креативному классу. Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания.
На сегодняшний день в России креативный класс насчитывает примерно 39% работоспособного населения, и включает два сегмента. Первый - профессионалы, представители классических интеллектуальных специальностей - работники таких секторов как здравоохранение, образование, право, бизнес и финансы. Второй - самый активный сегмент- ученые, инженеры, изобретатели, исследователи, также как художники, дизайнеры, писатели, музыканты. Данная общность - это ключевая «движущая сила экономики будущего». Именно поэтому механизмы креативной экономики являются той эффективной системой управления кондо. позволяющей увеличивать свою рентабельность и расширять возможности для комфортного проживания собственников в кондоминиуме за счет использования
всех ресурсов креативной экономики и прежде всего развития человеческого капитала.
Учитывая лучшую зарубежную практику работы кондоминимумов, уже реализованные в управлении ТСЖ в многоквартирных домах наработки, авторы предлагают новые комбинированные механизмы креативной экономики, которые будут способствовать повышению управляемости ТСЖ с использованием креативных технологий.
Первый механизм: разработка креативных идей на основе моделей управления знаниями и информационными технологиями - заключается в использовании креативного потенциала и способностей жителей по генерированию ими новых идей комфортного проживания. В качестве главного инструмента рекомендуется использовать технологии краудсорсинга [18,19].
Правление ТСЖ размещает на официальном вебсайте вопросы по самым острым проблемам его развития и привлекает жителей к активному участию в обсуждении и дискуссиях, позволяющих найти консенсус и внести коррективы в стратегию управления на основе рейтингования полученной информации. Соответствующее программное обеспечение может быть приобретено как на зарубежном, так и на российском рынке.
Второй механизм: развитие государственно-частного партнерства в сфере управления ТСЖ, который будет базироваться на развитии профессионализма собственников, привлечении зарубежных и российских креативных инноваций в сфере управления и предоставления услуг. Результатом станет быстрое внедрение энергосберегающих технологий, оперативное бюджетирование выделяемых государственными органами средств и оптимального финансирования со стороны собственников ТСЖ, использование самых известных инновационных достижений в области жилищно-коммунального хозяйства. Плюсом использования данного механизма является и то, что непосредственно сами жители будут мотивированы на улучшение их жилищных условий, частные компании предложат самые интересные технологические рыночные решения, органы власти будут заинтересованы в эффективном использовании средств с жесткой антикоррупционной защитой. Кроме того, использование данного механизма позволит жильцам знать друг друга в лицо, участвовать в публичных профессиональных дискуссиях, формировать нормальные уважительные человеческие отношения между соседями. А это значит, появится сплоченность, сопереживание, не безразличие к уюту на лестничных этажах дома, внешнему виду жилого дома и, конечно, к устройству собственной безопасности проживания. Среди используемых технологий - заполнение опросных листов по выяснению, например, необходимости создания на свободных площадях ТСЖ «Домашнего клуба» с библиотекой, фитнес-залом или, например, голосование по бонус-системе оплаты внедрения различных креативных идей.
Третий механизм: применение инструментов эффективного экономического управления ТСЖ. Используя исследования в области управления недвижимостью,
обосновывая эффективную ценообразование, стимулируя развитие управленческих инструментов воздействия на бизнес-процессы, ТСЖ решает задачи ускорения оборачиваемости денежных средств, минимизации рисков, привлечение инвестиций и т.д. В международной практике управления кондоминиумом люди воспринимают создаваемое управленческое креативное пространство как предоставление возможности для творческой самореализации с учетом различных экономических инструментов, индивидуальных способностей и увлечений горожанина, собственника недвижимости. Нам предстоит только реализовать подобный подход.
Четвертый механизм: развитие конкретных профессиональных навыков, управляющих кондоминиумами. Механизм базируется на приобретении управленцами новых творческих способностей по использованию широкого диапазона методов управления, таких как: повышение квалификации сотрудников ТСЖ в области тарифной политики, маркетинга, управления персоналом, информационных, управленческих, финансовых технологий и т.д.
Пятый механизм: коммерциализация возникших в ТСЖ креативных идей, предусматривающих не только их непосредственное использование в кондо, но и разработка модели продаж идей во внешнюю среду. Креативная экономика напрямую пересекается с интеллектуальным правом, поэтому все разработанные идеи и механизмы должны быть не только умело коммерциализированы, но и защищены.
Предложенные механизмы креативной экономики основываются на самом эффективном и надежном факторе - потенциале неограниченного источника, которым является интеллектуальный капитал. Результатами применения механизмов креативной экономики будут: достижение сочетания интересов управленца и собственников, привлечение необходимых человеческих, инновационных и инвестиционных ресурсов для повышения комфортности проживания на территории жилых комплексов, обсуживаемых кондоминиумами. В свою очередь это позволит применять гибкие финансовые стратегии, кондоминиум станет самым эффективным и рентабельным способом управления многоквартирным домом, количественным и качественным развитием человеческих талантов, использование на практике разнообразных, в том числе и международных управленческих механизмов и инструментов креативной экономики, что будет способствовать развитию современного города и обеспечению комфортного проживания людей.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Australia’s Strategic Framework for the Information Economy 2004-2006. Режим доступа: http://www.dbcde.gov.au/__data/assets/pdf_file/0018/20457/New_SFIE_July_2004_final.
2. Centre for International Economics (2005);Режим доступа: http://www.thecie.com.au/ content/publications/ciesydneys_transport_infrastructure.pdf
3. Economic & Social Research Council (2003); Режим доступа: http://www.esrc.ac.uk/_im-ages/AR05-06_tcm8-4519.pdf
4. Hui D., Chung-Hung NG.,Mok P. (2004): A Study on Creativity Index. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnel.gov.pt/document/creativity_index_hong_kong.pdf, свободный. Загл. с экрана. Яз. англ.
5. The Work Foundation (2007): Staying Ahead: the Economic Performance of the UK\’s Creative Industries. [Электронный ресурс] режим доступа: http://headshift.com/dcms/index. cfm?fuseaction=main.viewBlogEntry&intMTEntryID=3095, свободный. загл. с экрана. англ. яз.
6. Иванов В.В., Коробова А.Н. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 383 с. - (Национальные проекты).
7. Исследование глобального индекса креативности. Martin Prosperity Institute, 2011. Режим доступа: http://martinprosperity.org/media/GCI%20Report%20Sep%202011.pdf
8. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальное управление. Справочное пособие. М.: ИНФРА-М, 2013 г. - 718 с.
9. Иванов В.В., Хан О.К. Управление недвижимостью. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 225 с. - (Национальные проекты).
10. Грачева О., статья: «За и против жизни в кондоминиуме». Электронный источник: http://www.jjc.ru/Pages/za-i-protiv-zhizni-v-kondominiume/
11. EWT INTERNATIONAL. США. [Электронный ресурс] Режим доступа:http:// ewtinternational.aurumode.com.ua/index.php?page=ssha&hl=rus
12. Статистические данные. Совет по недвижимому имуществу в Торонто (the Toronto Real Estate Board (TREB.)) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://toreal.blogs.com/
13. «The Toronto Condo Team» продажа недвижимости в Торонто по состоянию на декабрь 2012 года. Электронный источник http://www.torontocondoteam.ca/
14. Журнал Новой экономической ассоциации, №5, Москва 2010.-192 c. http://journal. econorus.org/pdf/NEA-5.pdf
15. Подберезкин А.И. Национальный человеческий капитал. ТОМ III Идеология русского социализма. Книга 3. Креативный класс и идеология русского социализма. - М.: МГИМО, 2011. Режим доступа: http://nasled.ru/sites/default/files/doc/capital/hc_t3_b3.pdf
16. Флорида P. Креативный класс в России — это 39% работоспособного населения. Электронный источник: http://pulseparty.ru/articles/view/384/
17. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Richard Florida (The Rise of The Creative Class and How It’s Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life). — Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. — 421с. Электронный источник: http://prepod.nspu.ru/file.php/149/met.prob.psikh/Florida_Kreativnyi_klass.pdf
18. Иванов В.В., Коробова А.Н. Международные технологии краудсорсинга для развития инновационных кластерных зон. // Российский внешнеэкономический вестник. -2012.- №2. - с. 48-55.
19. Иванов В.В., Коробова А.Н. Инфраструктурное обеспечение краудсорсинга для продвижения инноваций. // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012.- №3. - с. 3843.
ю