Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ АЛЛЕРГЕНАМИ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ АЛЛЕРГЕНАМИ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПИЩЕВАЯ АЛЛЕРГИЯ / АЛЛЕРГЕНЫ / МАРКИРОВКА / СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ / ПИЩЕВАЯ ПРОДУКЦИЯ / FOOD ALLERGIES / ALLERGENS / LABELING / FOOD SAFETY MANAGEMENT SYSTEMS / FOOD PRODUCTS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Крюченко Елизавета Вячеславовна, Кузлякина Юлия Алексеевна, Замула Валентина Святославовна, Чернуха Ирина Михайловна

Пищевая аллергия - серьёзная проблема общественного здравоохранения во всём мире. Стратегии управления рисками для здоровья людей, страдающих от пищевой аллергии, сосредоточены на предоставлении информации о наличии пищевых аллергенов на маркировке пищевой продукции. Ряд регулирующих органов стран мира признали важность предоставления этой информации путём принятия регламентов, директив, законов, постановлений или стандартов, содержащих требования к маркировке и производству пищевой продукции, содержащей аллергены. Однако в разных странах использовались разные подходы к определению приоритетных аллергенов и разработке нормативных требований к маркировке и производству пищевой продукции, содержащей аллергены. Возрастающий объём международной торговли пищевыми продуктами указывает на то, что анализ требований к маркировке пищевой продукции, содержащей в своём составе аллергены или продукции в которую аллергены могли попасть путём перекрёстного загрязнения, а также обзор практики управления аллергенами в различных странах мира крайне важны на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Крюченко Елизавета Вячеславовна, Кузлякина Юлия Алексеевна, Замула Валентина Святославовна, Чернуха Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL PRACTICE OF ALLERGEN MANAGEMENT IN THE FOOD INDUSTRY

Food allergy is a major public health problem worldwide. Health risk management strategies for people with food allergies focus on providing information on the presence of food allergens on food labels. A number of regulators around the world have recognized the importance of providing this information through the adoption of regulations, directives, laws, ordinances or standards that contain requirements for the labeling and manufacture of food containing allergens. However, different countries have used different approaches to prioritize allergens and develop regulatory requirements for the labeling and production of food containing allergens. The increasing volume of international food trade indicates that an analysis of the labeling requirements for food containing allergens or food that may have been cross-contaminated with allergens, as well as an overview of allergen management practices around the world, is essential.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ АЛЛЕРГЕНАМИ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК 57.083.32:664 DOI: 10.21323/2071-2499-2020-6-4-13 Табл. 3. Ил. 4. Библ. 19.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ АЛЛЕРГЕНАМИ В ПИШЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Крюченко Е.В., Кузлякина Ю.А., канд. техн. наук, Замула В.С., канд. техн. наук, Чернуха И.М., академик РАН ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова

Ключевые слова: пишевая аллергия, аллергены, маркировка, системы менеджмента безопасности пишевой продукции, пишевая продукция

Реферат

Пищевая аллергия - серьёзная проблема общественного здравоохранения во всём мире. Стратегии управления рисками для здоровья людей, страдающих от пищевой аллергии, сосредоточены на предоставлении информации о наличии пищевых аллергенов на маркировке пищевой продукции. Ряд регулирующих органов стран мира признали важность предоставления этой информации путём принятия регламентов, директив, законов, постановлений или стандартов, содержащих требования к маркировке и производству пищевой продукции, содержащей аллергены. Однако в разных странах использовались разные подходы к определению приоритетных аллергенов и разработке нормативных требований к маркировке и производству пищевой продукции, содержащей аллергены. Возрастающий объём международной торговли пищевыми продуктами указывает на то, что анализ требований к маркировке пищевой продукции, содержащей в своём составе аллергены или продукции в которую аллергены могли попасть путём перекрёстного загрязнения, а также обзор практики управления аллергенами в различных странах мира крайне важны на сегодняшний день.

INTERNATIONAL PRACTICE OF ALLERGEN MANAGEMENT IN THE FOOD INDUSTRY

Kryuchenko E.V., Kuzlyakina Yu.A., Zamula V.S., Chernukha I.M.

Gorbatov Research Center for Food Systems

Key words: food allergies, allergens, labeling, food safety management systems, food products

Summary

Food allergy is a major public health problem worldwide. Health risk management strategies for people with food allergies focus on providing information on the presence of food allergens on food labels. A number of regulators around the world have recognized the importance of providing this information through the adoption of regulations, directives, laws, ordinances or standards that contain requirements for the labeling and manufacture of food containing allergens. However, different countries have used different approaches to prioritize allergens and develop regulatory requirements for the labeling and production of food containing allergens. The increasing volume of international food trade indicates that an analysis of the labeling requirements for food containing allergens or food that may have been cross-contaminated with allergens, as well as an overview of allergen management practices around the world, is essential.

Введение

Концепция управления пищевыми аллергенами как угрозой безопасности пищевых продуктов возникла в последнее десятилетие XX века и значительно расширилась за последние 20 лет. Управление аллергенами эволюционировало вместе с растущими знаниями и пониманием этой проблемы. Первоначально о таких ключевых определяющих факторах риска, как чувствительность и скорость аллергической реакции восприимчивых людей в ответ на потребление аллергена, было известно мало. Знания о количестве пострадавших потребителей также практически отсутствовали, даже в отношении наиболее изученных аллергенных продуктов, таких как арахис.

На сегодняшний день подход пищевой промышленности к управлению аллергенами во всех странах мира основан на существующей надлежащей производственной практике (6МР), обеспечивающей разделение производства пищевой продукции, содержащей аллергенные ингредиенты, и продукции свободной от них, и систематическом нанесении предупредительной маркировки о содержании аллергенов в продукции.

Применение принципов управления аллергенами во всём мире по-прежнему непоследовательно. В настоящее время отдельные производители по-разному интерпретируют риски попадания аллергенов в продукцию в цепочке поставок, поскольку не существует согласованных подходов к оценке рисков в соответствии с единым мировым стандартом. Кроме

того, ввиду отсутствия единого мнения о минимальных дозах аллергенов, вызывающих аллергические реакции, многие производители приняли подход использования предупредительной маркировки о возможном содержании аллергенов в продукции, которые могли попасть в неё путём перекрёстного загрязнения. Возросшее количество случаев необоснованного использования этого типа предупредительной маркировки снизило его влияние в качестве инструмента снижения риска. Это привело к тому, что потребители, страдающие от аллергии, не доверяют такой предупредительной маркировке, как, например, «может содержать» и рискуют здоровьем, употребляя продукты с возможным содержанием аллергена.

Несмотря на широкое международное научное сотрудничество по вопросам управления аллергенами при производстве пищевой продукции, между нормативной базой разных стран мира существует ряд значительных отличий. Каждая юрисдикция определяет разные приоритетные аллергены, и зачастую неясно, какие критерии использовались при разработке списков приоритетных аллергенов.

Анализ этих различий - важный шаг, направленный на защиту потребителей, страдающих от пищевой аллергии, во всём мире. Кроме того, растущий объём международной торговли пищевой продукцией предполагает, что было бы полезно согласовать (насколько это возможно) перечень основных аллергенов, меры по управлению аллергенами при

производстве пищевой продукции, а также тип предупредительной маркировки о содержании основных аллергенов. Ниже представлен обзор практики управления аллергенами и нанесения предупредительной маркировки о наличии аллергенов в разных странах.

Списки приоритетных аллергенов разных стран мира

Как известно, на сегодняшний день нет лекарства от аллергии, гарантирующего полное выздоровление. Пока не станет доступным эффективное лечение пищевой аллергии, чувствительные потребители должны избегать употребления аллергенов, чтобы предотвратить появление аллергической реакции.

Успешное предотвращение потребления аллергенных веществ людьми, страдающими от пищевой аллергии, зависит от наличия у населения достоверной информации о содержании аллергенов в пищевой продукции. В ряде стран приняты нормативные документы, регламентирующие требования к маркировке пищевой продукции содержащей аллергены.

Поскольку было доказано, что более 200 продуктов способны вызывать аллергические реакции у чувствительных к ним людей [1], регулирующие органы ряда стран признали необходимость разработки правил маркировки продукции, содержащей приоритетные аллергены, способные вызвать наиболее сильные аллергические реакции, которые могут причинить существенный вред здоровью и даже привести к летальному исходу.

При этом в разных странах применялись разные подходы при выборе приоритетных аллергенов.

О важности пищевой аллергии как проблемы общественного здравоохранения известно уже много лет. Например, одним из обоснований требования указания всех ингредиентов в составе на маркировке пищевой продукции в редакции 1938 года Федерального закона США о пищевых продуктах, лекарственных препаратах и косметических средствах была необходимость защиты потребителей, страдающих от аллергических реакций [2]. Эта потребность стала более острой в 1980-х и 1990-х годах, когда увеличилось количество применений пищевых производных и экстрактов, что привело к присутствию «скрытых» аллергенов во многих пищевых продуктах.

Для решения этих проблем в 1993 году Комитетом Комиссии «Кодекс Алимента-риус» по маркировке пищевой продукции был представлен рабочий документ по управлению пищевыми аллергенами, за которым последовала публикация Технической консультации по пищевым аллергенам Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) в 1995 году. В 1999 году в Общий стандарт для маркировки расфасованных пищевых продуктов (CODEX STAN1-1985) был внесён список веществ, вызывающих аллергию [3].

В Соединённых Штатах вследствие возросшего понимания важности указания на маркировке пищевой продукции информации о содержании аллергенов, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) в 1996 году опубликовало уведомление для производителей с требованием указывать все аллергены в составе пищевой продукции, даже если они вносятся в продукцию с ароматизаторами или технологическими вспомогательными средствами [4]. Аллергены, указанные в этом уведомлении, ранее приводились в качестве примеров пищевых продуктов, которые обычно вызывают аллергическую реакцию в Программном заявлении «Продукты питания, полученные из новых сортов растений», опубликованном в мае 1992 года [5]. В 2001 году FDA опубликовало письмо «О справочниках по аллергенам» [6], Программное заявления в отношении маркировки и предотвращения перекрёстного контакта распространённых пищевых аллергенов [7] и Руководство по инспекции организаций, производящих пищевые продукты, чувствительные к загрязнению аллергенными ингредиентами [8]. Все три документа были направлены на совершенствование

управления аллергенами маркировки аллергенов за счёт контроля и исключения перекрёстного контакта.

Международное признание пищевой аллергии в качестве важной проблемы общественного здравоохранения и необходимости предоставления информации о содержании аллергенов в пищевой продукции для защиты потребителей, склонных к аллергическим реакциям, привело к принятию Директивы 2003/89/ЕС [9] и Закон США о маркировке пищевых аллергенов и защите потребителей (ВМСРД) [10], содержащих идентификационные списки пищевых продуктов или групп пищевых продуктов, считающихся «приоритетными аллергенами». В данных документах содержится требование об указании на маркировке пищевой продукции информации о содержании ингредиентов из списка приоритетных аллергенов. Позже в ряде других стран были приняты нормативно-правовые основы маркировки аллергенов, многие из которых были основаны на стандартах Комиссии «Кодекс Алиментариус» и Директивах Европейского союза (ЕС).

В 2020 году в рамках темы НИР «Разработка организационных и методических подходов управления аллергенами в мясной промышленности» в ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН были проанализированы 20 законов, директив, постановлений, правил разных стран мира, предъявляющих требования к маркировке пищевых аллергенов, которые были выявлены путём обширного поиска в нормативных базах данных, на официальных веб-сайтах регулирующих органов разных стран, научных статьях (таблица 1).

Из 20 выявленных нормативных документов в 6-ти прямо используется или цитируется стандарт Комиссии «Кодекс Алиментариус», а в 4-х прямо используется или цитируется Директива ЕС.

Продукты, которые в настоящее время определены как приоритетные аллергены в остальных восьми нормативных документах, представлены в таблице 2.

В списках приоритетных аллергенов различных стран идентифицировано от 5-ти до 14-ти аллергенов. Пять аллергенных продуктов (пшеница/злаки, яйца, молоко, арахис и ракообразные) являются общими для всех 10-ти списков. Соя и рыба встречаются в 9-ти (хотя в Корее в список приоритетных аллергенов включён только один вид рыбы), а лесные орехи - в 8-ми.

При составлении списков приоритетных аллергенов регулирующие органы разных стран использовали разные критерии и подходы для определения того,

какие пищевые продукты должны быть включены в список.

Например, согласно Закону США о маркировке пищевых аллергенов и защите потребителей (РД1_СРД) «основные пищевые аллергены являются причиной 90 % пищевых аллергий». В нормативно-правовой базе Гонконга есть аналогичное заявление о том, что 8 перечисленных аллергенов «определены как ответственные за 90% пищевых аллергических реакций». Однако ни в том, ни в другом случае не приводятся данные, объясняющие, как была получена эта цифра и почему 90 % считается приемлемым уровнем опасности для здоровья населения.

Директива 2003/89/ЕС установила список «общих пищевых аллергенов», которые были определены на основании отчёта Научного комитета по пищевым продуктам за 1995 год. В отчёте комитета не объясняется как был разработан этот список, а список аллергенных продуктов ЕС несколько отличается от списка, приведённого в отчёте. Хотя в стандарте Кодекса список Кодекса описывается просто как «те продукты и ингредиенты, которые, как известно, вызывают гиперчувствительность», этот список был разработан после нескольких этапов обсуждения на заседаниях Кодекса и обзора экспертами ФАО. Эксперты предложили использовать 3 конкретных критерия для выбора «продуктов, вызывающих большинство реакций»: достоверная причинно-следственная связь, распространённость, системные реакции), но также указали на то, что имеющихся данных было недостаточно для применения двух из этих критериев (достоверная причинно-следственная связь и распространённость), и не пояснили, как третий (системные реакции) может быть использован для выявления продуктов, вызывающих большинство реакций [1].

Стоит отметить, что перечень приоритетных аллергенов в Российской Федерации, приведённый в ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки» полностью гармонизирован с законодательством ЕС.

В нормативно-правовой базе Канады прямо не указано, как был разработан канадский список, но в сопутствующем анализе нормативного воздействия говорится, что Министерство здравоохранения Канады начало со списка в стандарте Кодекса и добавило три других продукта питания, чтобы «удовлетворить потребности населения Канады». Министерство здравоохранения Канады также разработало документ, описывающий факторы, которые будут учитываться при определении того, следует ли добавлять новый продукт в список.

Нормативно-правовая база управления пищевыми аллергенами при производстве и маркировке пищевой продукции, содержащей аллергены, разных стран мира

Юрисдикция Документ

Codex Alimentarius Codex General Standard for the Labeling of Prepackaged Foods (CODEX STAN1-1985, Rev. 2010)

Аргентина Argentine Food Code Section 235 Seventh (Information from WTO Notification G/TBT/N/ARG/252)

Австралия/Новая Зеландия Australia New Zealand Standard 1.2.3 - Mandatory Warning and Advisory Statements and Declarations

Барбадос Barbados National Standard Specification for Labeling of Prepackaged Foods BNS5: Part 2: 2004 (Second Revision)

Канада Regulations Amending the Food and Drug Regulations (1220 - Enhanced Labeling for Food Allergen and Gluten Sources and Added Sulfites) - Canada Gazette 145 (4) February 16, 2011

Чили Amendment to Article 107 of the Food Health Regulations, Decree No. 977/96 (Information from WHO Notification G/ TBT/N/CHL/95)

Китай General Rules for the Labeling of Prepackaged Foods GB7718-2011 (Information from USDA GAIN Report CH110030)

Европейский Союз Regulation No. 1169/2011 and Annex II; European Commission Directive 2007/68/EC and Annex Ilia; European Commission Directive 2003/89/EC and Annex IIIa, Regulation No. 1169/2011 and Annex II

Гонконг Food and Drugs (Composition and Labeling) (Amendment) Regulation 2004 Labeling Guidelines on Food Allergens, Food Additives and Date Format

Япония Standards and Evaluation Division, Department of Food Sanitation, Pharmaceutical and Medical Safety Bureau, Ministry of Health, Labourand Welfare; FAQs on Labeling System for Foods Containing Allergens

Корея Korean Food and Drug Administration (Information from USDA ARS GAIN Report KS1102)

Мексика Official Standard for General Labeling Specification of Pre-Packaged Foods and Non-Alcoholic Beverages (Information from USDA GAIN Report MX0505)

Монголия Technical Regulation on Trading and Supplying of Specified Import Goods and Products Only with the Labels Which Appear in Mongolian Language in the Domestic Market

Папуа - Новая Гвинея Food Sanitation Regulation 2007

Филиппины Rules and Regulations Governing the Labeling of Prepackaged Foods Products Distributed in the Philippines (Amending Administrative Order No. 88-B s. 1984) (Information from WTO Notification G/TBT/N/PHL/128)

Сент-Винсент и Гренадины Standard for Labeling of Pre-Packaged Foods, SVGNS1 Part 3: 2000 (Rev. 2009)

Швейцария Ordinance of the Federal Department of Home Affairs on Food Labeling and Advertising of Foods (Information from WTO Notification G/TBT/N/CHE/106)

Украина Technical Regulations on Rules for Marking of Food Products (Information from WTO Notification G/TBT/N/UKR/52)

США Food Allergen Labeling and Consumer Protection Act of 2004

Россия Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки»

В пояснительном документе Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии указано, что их список был разработан на основе обзора литературы.

Необходимо уточнить, что восемь аллергенов, которые встречаются в большинстве списков, считаются ответственными за подавляющее большинство пищевых аллергий во всём мире.

Вероятно, различия между списками приоритетных аллергенов разных стран вызваны различиями в критериях, используемых для определения, какие продукты включать в список, и в культурных моделях питания. Любые будущие усилия по согласованию этих списков должны быть направлены на разработку чётких критериев для определения того, какие пищевые аллергены представляют серьёзную проблему для общественного здравоохранения.

Одна из наиболее важных проблем для чувствительных потребителей заключается в том, что информация о пищевом

аллергене может быть «скрыта». Это может произойти, если в составе, указанном на маркировке пищевой продукции, ингредиент, полученный из аллергенного пищевого продукта, описывается с использованием технического или научного термина (например, «казеин» вместо молока или «яичный альбумин» вместо яйца), либо с использованием широкого, малоинформативного термина (например, как текстурированный растительный белок вместо сои). Таким образом, одной из основных целей всех нормативных документов по управлению пищевыми аллергенам является обеспечение использования доступного для каждого потребителя языка в маркировке пищевой продукции. Например, согласно Закону США о маркировке пищевых аллергенов и защите потребителей (РД1_СРД), ингредиенты, содержащие белок, полученный из аллергенного сырья, должны быть указаны с использованием названия сырья. Нормативно-правовая база Канады, ЕС и Мексики также прямо ука-

зывает, что следует использовать простой язык при маркировке пищевой продукции.

Хотя на первый взгляд выбор аллергенных продуктов, включённых в список приоритетных аллергенов, кажется понятным, возникают неожиданные потенциальные трудности. Например, ни в одном из списков не указывается, какой вид является источником «яйца» или «молока». В некоторых случаях другие юридические документы определяют стандарты идентификации (или их эквиваленты), которые ограничивают объём терминов «молоко» и «яйцо». Например, правила США определяют «молоко» как коровье молоко (21СРШ1.110), а «яйцо» - как куриные яйца (21СРМ60.115). Это, в высшей степени защищает потребителей, страдающих от аллергии, поскольку это наиболее часто употребляемые виды молока и яиц. К тому же, продукты, в которых используются другие формы молока (например, козье молоко) или яйца (например перепелиное), скорее всего, будут

Перечень основных аллергенов в разных странах

Основные аллергены

-о Е

51

о. 2 во

а

н s

Пшеница / злаки ХХХХХХ X X

К зерновым относятся К зерновым

пшеница и гречка относятся пшеница

и гречка

X

X

Яйца X X X X X X X X X X

Молоко X X X X X X X X X X

Арахис X X X X X X X X X X

Рыба XXXXXX XXX

Скумбрия - единственная рыба в списке

Ракообразные X X X X X X X Креветки и крабы - единственные ракообразные в списке X крабы и креветки -единственные ракообразные в списке X X

Соя X X X X X X X X X

Лесные орехи X X X X X X X X

Кунжут X X X

Моллюски X X

Горчица X X

Сельдерей X

Люпин X

Другие X «Другие» включают аспартам и аспартам-ацесульфама соль, диоксид серы и сульфиты X «Другие» включают продукты, маркировка которых рекомендуется, но не требуется: морское ушко, кальмары, икра лосося, апельсины, киви, говядина, грецкие орехи, лосось, скумбрия, соевые бобы, курица, бананы, свинина, грибы мацутаке, персики, ямс, яблоки, желатин X «Другие» включают свинину, персики и помидоры

маркироваться как таковые по маркетинговым причинам или попадать под другие требования к маркировке.

Таким образом, одна из основных целей правил маркировки аллергенов для общественного здравоохранения - гарантировать, что присутствие ингредиентов, полученных из аллергенных продуктов (в отличие от самих продуктов), декларируется с использованием терминов,

Рисунок 1. Пример предупредительной

маркировки о наличии в составе пищевой продукции аллергенов в ЕС [11]

Chicfcen (78%), Water, Реа Starth.Milk Sugar, Mille Proteins, Sait, Stabilisais: Diphosphates, Trîphosphstes, Ca rra geer a n; SugarCsne Vinegar, Rosemary Extract. SugarCana Vinegar contains: Vinagar, Atidity Regulaton Sodium Bicarbonate; Potato Starch,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ALLERGY ADV1CE: FORALLERGEN, SEE UNDERUNED INGREDIENT IN BOLD.

понятных потребителям. На рисунке 1 представлен пример предупредительной маркировки о наличии в составе пищевой продукции аллергенов в ЕС. В данном случае аллергенные компоненты выделены жирным шрифтом.

Практика управления аллергенами Великобритании

Федерация продуктов питания и напитков (The Food and Drink Federation (FDF)) представляет интересы пищевой промышленности и безалкогольных напитков Великобритании, которая является крупнейшим производственным сектором страны. В её состав входит примерно треть британских производителей продуктов питания всех размеров, производящих такие разнообразные продукты, как сухие завтраки, органический йогурт и многие другие, а также торговые ассоциации и группы, занима-

ющиеся конкретными секторами промышленности.

Федерация продуктов питания и напитков (РЭР) учредила Руководящую группу по аллергенам, состоящую из отраслевых экспертов, для решения вопросов, связанных с контролем и маркировкой аллергенов. Группа работает над анализом состояния управления аллергенами в производстве пищевых продуктов, распространением передового опыта и предложением шагов по дальнейшему развитию потенциала управления рисками. Руководящая группа по аллергенам Федерации продуктов питания и напитков (РЭР) Великобритании предложила подход к управлению рисками, основанный на количественной оценке риска аллергенов.

Чтобы обеспечить единообразие рекомендаций для потребителей, страдающих аллергией, аналитиками было предложе-

Рисунок 2. Типичные профили непреднамеренного содержания аллергена в зависимости от статуса аллергена [12]

VUCl :-LZI Ч .'L-.И IDaVIiL-T PV г

но классифицировать пищевые продукты на 3 группы (рисунок 2):

1 группа: не содержащие аллергенов.

На такие продукты не будет никакой

реакции у подавляющего большинства высокочувствительных аллергиков. Аллерген, вызывающий реакцию, отсутствует, что с высокой степенью достоверности подтверждено аналитически, а 6МР гарантирует отсутствие этого аллергена в продукте.

2 группа: подходящие для употребления людьми с аллергией.

Эти продукты не вызывают побочных реакций у подавляющего большинства аллергики. Контроль за аллергенами и контроль перекрёстных контактов хорошо организован. Аллерген обнаруживается аналитически, но его количество ниже максимально допустимого уровня содержания. Никакой специальной маркировки, относящейся к аллергенам, не применяется, за исключением обязательной.

3 группа: не подходит для употребления людьми с аллергией (должен содержать предупредительную маркировку) [12].

Существуют эффективные средства управления аллергенами, чтобы гарантировать, что эти продукты не вызывают серьёзных реакций у подавляющего большинства аллергиков. Однако неизбежные очень маленькие количества аллергенных веществ присутствуют в значительной части единиц продукта, несмотря на действия по управлению рисками, и зачастую превышают допустимый уровень.

Первым шагом в процессе управления аллергенами является проведение калиброванной оценки рисков по всей цепочке поставок «от фермы до вилки» для предварительно упакованных пищевых продуктов в соответствии с согласованными (количественными) уровнями действий, включая передовые методы управления рисками аллергенов в производственных процессах. Важным компонентом этого подхода является чёткое и последовательное информирование о рисках, связанных со статусом продукта/ингредиента по всей цепочке поставок. Это приводит к оптимальному распознаванию потребителями и пониманию отдельных категорий фасованных продуктов, что позволяет потребителям из группы риска легко сделать безопасный выбор и гарантировать, что этот выбор будет максимальным. Гармонизированные производственные стандарты, основанные на уровнях действия, на научных знаниях о профиле реактивности аллергического населения, улучшают ясность и последовательность маркировки пищевых аллергенов. Таким образом, это

обеспечивает большую безопасность для аллергиков. Межотраслевые стандарты, интегрированные в контроль, управление аллергенами и общее управление безопасностью пищевых продуктов, которые затем доводятся до потребителей, страдающих аллергией, и специалистов здравоохранения, помогают снизить риск, связав возможное воздействие с тем, что каждый аллергик считает приемлемым. Эта последовательность в информировании о рисках будет действовать аналогично тому, как стандарт Кодекса по глютену защищает людей с целиакией, позволяя им максимизировать выбор продукции и минимизировать риск реакций. Основным препятствием для дальнейшей эволюции управления аллергенами является неопределённость в отношении применения научных и клинических данных, которые в настоящее время только накапливаются.

Австралия и Новая Зеландия

С 2002 года в законодательство Австралии и Новой Зеландии, стран с наивысшей активностью Бюро по вопросам аллергенов (The Allergen Bureau), было введено требование, согласно которому производители продуктов питания должны маркировать аллергены, выводя таким образом на передний план различные подходы к предупредительной маркировке аллергенов, внесённых в продукт в результате перекрёстного загрязнения.

Бюро по вопросам аллергенов было основано в 2005 году, как некоммерческая отраслевая организация в сотрудничестве с национальными и мульти-национальными компаниями пищевой промышленности и маркетинга, груп-

пами поставщиков, импортёров, экспортёров, розничных торговых сетей и потребителей. Конечная цель Бюро по вопросам аллергенов состоит в обмене информацией и опытом касательно управления пищевыми аллергенами среди всех участников цепочки в пищевой промышленности с тем, чтобы обеспечить получение потребителями обоснованной, упорядоченной и понятной информации о наличии в продуктах пищевых аллергенов.

Уместная, упорядоченная и доступная для понимания информация о пищевых аллергенах чрезвычайно важна для потребителей. Ключевым заданием Бюро по вопросам аллергенов является содействие пищевой промышленности в предоставлении такой информации. Вопрос «Что можно сделать, чтобы начать использовать предупредительную маркировку аллергенов в качестве научно обоснованной оценки рисков, а непросто как возможную защиту для производителей и розничных торговых магазинов?» стал для Бюро по вопросам аллергенов поводом для разработки Программы добровольной маркировки следов случайно введённых аллергенов (VITAL®).

Voluntary Incidental Trace Allergen Labeling - Добровольная маркировка следов случайно введённых аллергенов) стандартизированный процесс оценки риска присутствия аллергенов, используемый в пищевой промышленности Австралии, Новой Зеландии, а также большого количества компаний других стран. Цель Программы VITAL® состоит в обеспечении безопасности произведённых продуктов питания для большинства потребителей, страдающих от пищевой аллергии, путём предоставления критериев предупреди-

тельной маркировки, которые позволяют потребителям с аллергией и тем, кто заботится о них, избежать приобретения продуктов с возможным риском для них. Таким образом, они работают над сохранением ценности предупредительной маркировки, как инструмента управления риском.

VITAL® представляет собой и общий подход к комплексному исследованию с целью определения, сокращения и контроля аллергенов в результате перекрёстного заражения и процесс, который может определить надлежащее использование предупредительной маркировки аллергенов.

Производители пищевой продукции добровольно наносят предупредительную маркировку возможного наличия аллергенов (PAL) с целью информирования потребителя, страдающего от аллергии, о риске возможного загрязнения продуктов одним или несколькими пищевыми аллергенами во время производства или переработки. Среди сообщества людей, страдающих от аллергии, отмечается растущая тревога, что маркировка «может содержать» не обоснована проведёнными исследованиями пищевой продукции, и производители пищевой продукции. и торговые сети перечисляют в составе продуктов все аллергены для того, чтобы защитить себя от возможных претензий и исков со стороны потребителей. Такая предупредительная маркировка может значительно и неоправданно ограничить выбор продуктов питания, безопасных для потребителя, страдающего от аллергии.

Прежде чем внедрять VITAL®, необходимо ввести в действие продуманную программу управления аллергенами. Разработка VITAL® предусматривает дополнение этой программой существующих систем обеспечения безопасности пищевых продуктов, в частности, основывающихся на Системе анализа опасных факторов и контроля критических контрольных точек (Hazard Analysis and Critical Control Points (НАССР)).

Программа VITAL® определяет статус аллергенности входящих ингредиентов, включая наличие каких-либо аллергенов, случайно внесённых в пищевую продукцию в ходе производства, хранения, перевозки. Согласно программе VITAL® все ингредиенты и производственные линии должны оцениваться на наличие потенциальных аллергенов, полученных в результате перекрёстного загрязнения для того, чтобы снизить его до минимального уровня.

Ключевой возможностью Программы VITAL® является расчёт концентра-

ции аллергенного белка из аллергенов, попавших в пищевой продукт в результате перекрёстного заражения. Концентрацию белка сравнивают с научно определёнными уровнями, в соответствии с которыми можно сделать вывод, нужно ли указывать на маркировке пищевой продукции информацию о том, что она может содержать те или иные аллергены. При этом цель такой маркировки - предупредить потребителя с аллергией или непереносимостью и посоветовать ему избегать этот продукт; использование маркировки «может содержать» предусматривается только после соответствующей риск-ориентированной оценки.

В случаях, когда невозможно избежать перекрёстного заражения аллергенами, VITAL® предоставляет упорядоченный процесс и метод информирования о риске перекрёстного заражения. При правильном применении Программа VITAL® может снизить необходимость предупредительной маркировки (PAL) и, в свою очередь, расширить выбор продуктов питания, доступных для потребителя, страдающего от аллергии.

Осознавая необходимость основания VITAL® на надёжных и обоснованных научных фактах, в 2011 году Бюро по вопросам аллергенов пригласило учёных со всего мира, специализирующихся на управлении аллергенами, пищевой аллергии и оценке рисков, и учредило Совет научных экспертов VITAL® (VSEP). Задание этого совета состояло в рассмотрении научного обоснования пороговых величин пищевых аллергенов.

Совет научных экспертов VITAL® рассматривал данные клинических пищевых провокационных проб (пероральное потребление небольшой дозы) из опубликованных и неопубликованных исследований. На основании статей авторов из Австралии, Соединённых Штатов и Европейского Союза было сопоставлено более 1800 критических контрольных значений. От данных, допущенных к рассмотрению, требовали такого соответствия указанным критериям качества, предусмотренным в методе моделирования дозового распределения, при котором результаты были бы прогностическими для всего населения. Это обеспечило статистическую обоснованность полученных пороговых величин аллергенов.

Полученные кривые «доза-распределение» позволило определить реактоген-ное значение аллергена (ED), на которое может среагировать часть людей, страдающих от аллергии (рисунок 3).

Необходимо отметить, что такое моделирование не определяет значение, ниже которого не среагировал бы ни один человек, страдающий от аллергии.

Результатом работы Совета научных экспертов VITAL® стала разработка ключевой концепции референтных значений.

Референтное значение, выражают как количество миллиграммов общего белка из аллергенного продукта питания, ниже которого только самое чувствительное лицо (от 1 до 5% населения с аллергией, в зависимости от качества данных) может иметь неблагоприятную реакцию.

Рисунок 3. Реактогенное значение аллергена на которое может среагировать часть людей, страдающих от аллергии [13]

', члгрттн Крвпнь.Ож-11 i .........................hunoU J-iiu .инмкг,

¿puní BOU' (Il'rl»^

hum с. 1 ГК1 ф1< mi r*

■Ib* ОД] fCúi wWatr ftSaLd- AllvniH

*4IÍFV Ü.l Htmi UÍMJ'HI-ÍLI ¡OjHirrv

CM u |l.l 1 ■ l'lMl i

I|IKI"Ü LO EBriitn ■ :■ д., штин

--- 1 Г1 11Г h 1 -.■ h -y 111 .■ 1 EHifHU ЦМННЛЫ*! ЛКЧППНт

rvfimii Pjfll ESflHKb Л.. TI ir* IIЛС

Лттт ■ □ ИМПФ^-И Д|. ГЛГЛИНЧ

ИП¥ВД ÚJ.

faMU 14 tI>73íSfcbi HNÉHUtto jt™ niqp

Tí I^ÉTÍTH НЛ1" H г .VH"1 J Г 1 r n

Fufe 11/71 IIH,; ЛПИ1 v

jlfiti is■ ■ 1 MU" I^VIJ li ¡n lihiin "!4 ^ IH JI ________ I'IMJH Jh tVH "frl -lf-71 """ ' mu iJiuiu к/¿-Jib- <1 HüMjrl JIDUhrt

■ ELY! L ■ folk МПТМНЛЧ Л "U '-,■!■ 1 Min'^h ! rl IJU.UF.IT ' II ПГ ииф 11Г 1ШТ СГП1И M-'WI IIHI I к ЧГЧ1Л MP¡"M" IBT1I

1 í [>rf - h-jLi i 'Mi л 'и iq~m ■ "Tq" "íi S^i n^i.iim" м mi j пт^нпи ''vniH-'N : кш r. рп»

■j I - Мм j шП □[fc'yjj г\чк]1пгг íÉumi |пгтрнш ' >ГТУТЧ*ЯК ЧГ Ч>Ч*ТЧ iF'^^Tl^HMmi^-t^WMiSmHFiHrL'IÍKTTtnf-.'IMHÍ (ючлку.

■ !l"irvr-:i-i :м г j игфгагИ hi iinniu:.-i ншр -Mi 4-111 ih rfyurcrvHiiia ил;вп. iri^v" ir i|v\ipi.rki Liirjniii ■ Al/f - M иг/чг

1 II,'It - Ib ||.|||| H:IH.i

J&PHMi bffWIH^JliflII'ГДОЧ —

В наличии была информация о большом количестве субъектов с аллергией на арахис, молоко, яйца и лесные орехи. Меньшие объёмы найденных данных об индивидуальных пороговых величинах касались сои, пшеницы, кешью, горчицы, люпина, семян кунжута и креветок. Было недостаточно данных для контрольных точек по сельдерею и не было никаких данных для точек по моллюскам, поэтому в Программу VITAL® пока не включены референтные значения для данных компонентов. Поскольку также не было достаточного объёма информации о рыбе, Бюро по вопросам аллергенов приняло исходные данные от Рабочей группы по вопросам пороговых величин Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA).

Применение программы VITAL® - это всего лишь одна часть общего процесса оценки рисков. Её цель состоит в предоставлении дополнительной информации для помощи в оценке необходимости вынесения информации о наличии аллергенов на маркировку пищевой продукции, а не в использовании в качестве отдельного инструмента.

Сравнивая результаты аналитического теста с концентрациями, рассчитанными согласно оценке рисков VITAL®, важно гарантировать сравнимость измеряемых единиц. В шкале пороговых значений VITAL® используется концентрация (мг/ кг) общего белка. Однако аналитические результаты могут выражаться в широком диапазоне единиц измерения и калибраторов. Используемые методы должны быть продуманными, надёжными, воспроизводимыми, чувствительными и специфичными. Чрезвычайно важно иметь также надлежащий план выборки.

Количественная оценка наличия аллергенов, внесённых в продукцию путём перекрёстного загрязнения, должна принимать во внимание спорадическую природу таких аллергенов и применять режим комплексных испытаний. Можно использовать анализ наличия аллергенов при помощи программы VITAL® для ва-лидации предположений, сделанных для программы управления аллергенами.

Применение программы VITAL® может быть полезным в нескольких ключевых сферах: верификация заявлений об аллергенных ингредиентах, верификация аллергенного профиля сырья и потенциального перекрёстного заражения сырья, оценке эффективности очистки и вали-дации процесса очистки, подтверждение предположений, сделанных во время процесса оценки риска, мониторинг критических изменений и валидация оценки риска VITAL®.

Оценка рисков в соответствии с Программой VITAL® состоит из следующих ключевых элементов:

Определение важных аллергенов, подлежащих рассмотрению (согласно указанию в нормативных положениях)

Идентификация намеренно введенных аллергенов

Идентификация и количественное определение аллергенов, полученных в результате перекрестного заражения во время переработки

Идентификация и количественное определение аллергенов, полученных в результате перекрёстного заражения из-за отдельных ингредиентов

Расчёт общего содержания аллергенов, полученных в результате перекрёстного заражения, в готовом продукте

Определение пороговых значений

L

Регистрация предположений

L

Рассмотрение рекомендаций по маркировке и

источников перекрестного заражения

Валидация оценки VITAL®

Постоянный мониторинг

Важно, чтобы научные данные, на которых основывается VITAL®, оставались современными, понятными и значимыми для всех заинтересованных сторон. Для обеспечения вышесказанного Бюро по вопросам аллнргенов продолжает сотрудничать с Советом научных экспертов VITAL®, промышленностью и группа-

ми исследователей, а также постоянно пересматривает информацию о пороговых значениях аллервеиов.Иа сегодвяш-ний день действует обновлённая версия Программы VITAL® 3.0. Изменения доз аллергена, способных вызвать аллергм-ческую реа кцию у чувств ительных людей в новой версии Программы VITAL® 3.0.

по сравнению с версией 2.0 приведены на рисунке 4.

Задействовав Программу VITAL® и используя другие научно обоснованные процессы оценки риска наличия аллергенов в пищевой продукции, можно решить проблему недопонимания и недоверия со стороны потребителей предупредительной маркировке содержания аллергенов в настоящее время. Вместо того, чтобы отвечать интересам производителей и розничных торговых сетей, предупредительная маркировка должна стать заслуживающим доверия методом, который позволит потребителям, страдающим от аллергии, выбирать безопасную для них пищу и при этом не ограничивая их выбор [14].

Международные стандарты, содержащие требования по управлению аллергенами и нанесению предупредительной маркировки о содержании аллергенов в пищевой продукции

Стоит отметить, что требования по управлению аллергенами содержат все добровольные стандарты, которые устанавливают требования к системам менеджмента безопасности пищевых продуктов, такие как BRC [15], IFS [16], FSSC22000 [17], ISO 22000 [18]. Область применения мер контроля, вытекающих из данных стандартов, намного шире, чем только маркировка, необходимая в рамках законодательства многих стран [19].

Так, предприятия пищевой промышленности, которые сертифицированы по вышеупомянутым стандартам, должны соблюдать требования по управлению пищевыми аллергенами в процессе производства, при этом стандарт BRC содержит более строгие с точки зрения управления аллергенами правила, чем стандарт IFS. Прежде всего, стандарт BRC определяет, что должно быть включено в процедуру для поддержания эффективного контроля аллергенов, используемых на предприятии, а также указывает на необходимость валидации. В таблице 3 представлено сравнение требований BRC, IFS, FSSC22000 по управлению пищевыми аллергенами.

Схема сертификации системы менеджмента безопасности пищевых продуктов FSSC22000 (Food Safety System Certification 22000), основанная на стандартах ISO, признанная на международном уровне, содержит обязательное дополнительное требование «Управление аллергенами». Организация должна иметь документированный план управления аллергенами, в который включается: а) оценка риска, охватывающая все потенциальные источники перекрёстного загрязнения аллергенами;

Рисунок 4. Изменения доз аллергена, способных вызвать аллергическую реакцию у чувствительных людей в новой версии Программы VITAL® 3.0. по сравнению с версией 2.0 [13]

JlAMftfEH

VITAL J Л VTTU Ifl

f^ytprtllMJ JHgp уь^ньшн** 3fc

ГО >3"ï" ÏJÛ fl.T '.ísp^i-poji'j pf-v/.-brjT«

СРА из Ci ■чст.-а í ыть îi«pehEceri

С*Ш4 àa M tyjHiiifl «Дстшч L «М&ОимЬДАсТИ* 2 -■npcs-iptTt

4.0 Ifi

?Í£(í-«о ■: ф|<1ГЛ1_ гм D.J 0,05 К^епт», to $.пииют.

Гф KJPT M rpfLMn'i (p-fh 04 0,03

Книг грдоьпан дила увслттчк^

Яиц* ajos «Сt ' 3 í ь:" t

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

HonsKÍ GLl CJ

Рыся G.1 1J í fterHitEHUi nú i.

РфНбрДОН* JO 35

ИцШЯ ЭГй/ЮНЖЫ Дyjd

0,05

F^cpttun« fiCS* 1» « fc^ftr

прюис M Щ

"|11Я*Лк, Z "ЛИ --.-Z'Jit- -lût ф/нщк, мшуиия од

□ ,Q5

б) меры контроля для снижения или

устранения риска перекрёстного загрязнения [17].

В стандарте ISO 22000:2018 «Food safety management systems -Requirements for any organization in the food chain» прописано определение «опасности» - опасность, угрожающая безопасности пищевой продукции: биологическое, химическое или физическое вещество (агент), содержащееся в пищевой продукции, которое может потенциально обусловить отрицательное воздействие на здоровье, при этом к данному термину дано примечание: «опасности, угрожающие безопасности пищевой продукции, включают аллергены и радиоактивные вещества» [18].

Согласно требованиям всех описанных добровольных стандартов первым шагом в работе по управлению аллергенами на предприятии является идентификация аллергенных веществ, которые могут быть поставлены на предприятие с основным сырьём и вспомогательными материалами, в связи с чем необходимо периодически проводить оценку

поставщиков, в рамках которой определять уровень поддержания надлежащей производственной практики (6МР) в контексте мер контроля за аллергенами. Также на предприятии должен быть составлен список используемых аллергенов с указанием места их хранения, информации о поставщике и продукции их содержащей. Самый сложный и в то же время самый важный процесс в управлении пищевыми аллергенами заключается в проведении анализа риска потенциального перекрёстного загрязнения продукта, в рамках которого целесообразно сформировать рабочую группу по управлению аллергенами, состоящую из специалистов разных направлений. Во время регулярных встреч команда должна определить поток сырья, промежуточных продуктов и производство продукции на предприятии, что позволит им определить возможное пересечение аллергенов, а также пути движения потоков различных типов аллергенов с фиксацией на схеме предприятия для последующей разработки эффективных мер контроля.

Требования BRC, FSSC22000 по управлению пищевыми аллергенами

BRC Food Safety (версия 8)

IFS Food(версия 7)

FSSC22000 (версия 5)

5.3.Управление аллергенами

5.3.1. На объекте необходимо провести оценку сырья, чтобы установить наличие

и вероятность заражения аллергенами. Это должно включать обзор спецификации сырья и, при необходимости, получение дополнительной информации от поставщиков (например, с помощью вопросников, чтобы понять аллергенный статус сырья, его ингредиентов и фабрики, на которой оно производится).

5.3.2. Компания должна идентифицировать и перечислять материалы, содержащие аллергены, которые используются на объекте. Это должно включать сырьё, технологические добавки, промежуточные и готовые продукты, а также любые ингредиенты или продукты для разработки новых продуктов.

5.3.3. Должна быть проведена задокументированная оценка риска для определения путей заражения и установления задокументированных политик и процедур для обращения с сырьём, промежуточными и готовыми продуктами, чтобы избежать перекрёстного загрязнения (перекрёстного контакта). Эта оценка должна включать:

► учёт физического состояния аллергенного материала (например, порошок, жидкость, частицы)

► идентификация потенциальных точек перекрёстного загрязнения (перекрёстного контакта) через технологический поток

► оценка риска перекрёстного заражения аллергенами (перекрёстного контакта) на каждом этапе процесса

► определение подходящих средств контроля для снижения или устранения риска перекрёстного заражения (перекрёстного контакта).

5.3.4. Должны быть установлены процедуры для обеспечения эффективного обращения с аллергенными материалами для предотвращения перекрёстного загрязнения (перекрёстного контакта) продуктов, не содержащих аллерген. При необходимости они должны включать:

► физическая или временная сегрегация при хранении, обработке или упаковке ал-лерген-содержащих материалов

► использование отдельной или дополнительной защитной одежды при работе с аллергенными материалами

► использование установленного специального оборудования и посуды для обработки

► планирование производства для уменьшения различий между продуктами, содержащими аллерген, и продуктами, не содержащими аллерген

► системы ограничения движения переносимой по воздуху пыли, содержащей аллергенный материал

► контроль обращения с отходами и утечки

► ограничения на доставку еды на объект персоналом, посетителями и подрядчиками, а также в целях общественного питания.

5.3.5. Если используется переработка или выполняются операции по переработке, должны быть внедрены процедуры, гарантирующие, что переработка, содержащая аллергены, не используется в продуктах, которые ещё не содержат аллерген.

5.3.6. Если обоснованная оценка, основанная на оценке риска, демонстрирует, что характер производственного процесса таков, что невозможно предотвратить перекрёстное загрязнение (перекрёстный контакт) аллергеном, на этикетке должно быть указано предупреждение. При составлении такого предупредительного заявления следует использовать национальные руководящие принципы или свод правил.

5.3.7. Если делается заявление о пригодности продукта питания для лиц, страдающих аллергией или пищевой чувствительностью, предприятие должно гарантировать, что производственный процесс полностью подтверждён на соответствие заявленным требованиям, а эффективность процесса регулярно проверяется. Это должно быть задокументировано.

5.3.8. Оборудование или процедуры очистки должны быть разработаны для удаления или снижения до приемлемого уровня любого потенциального перекрёстного загрязнения (перекрёстного контакта) аллергенами.

Методы очистки должны быть валидированы, чтобы гарантировать их эффективность, а эффективность процедуры регулярно проверяется. Оборудование для очистки, используемое для очистки аллергенных материалов, должно быть идентифицируемым и предназначенным для использования аллергенами, одноразовым или эффективно очищаться после использования

4.19 Снижение риска аллергенов

4.19.1 Должны быть доступны спецификации сырья, идентифицирующие аллергены, требующие деклараций, относящихся к стране продажи готовой продукции. Компания должна постоянно обновлять список всего сырья, содержащего аллергены, используемого в помещениях. Также должны быть указаны все смеси и формулы, в которые добавлено такое сырьё, содержащее аллергены.

4.19.2 Основываясь на анализе опасностей и оценке связанных рисков, от получения до отправки должны применяться превентивные и контрольные меры, чтобы свести к минимуму возможное перекрёстное заражение продуктов аллергенами. Возможные риски перекрёстного заражения, связанные с:

► окружающей средой

► транспортировкой

► местом хранения

► сырьём

необходимо учитывать. Меры контроля должны быть проверены.

4.19.3 Готовая продукция, содержащая аллергены, требующая декларирования, должна быть задекларирована в соответствии с требованиями законодательства. Случайное или технически неизбежное перекрёстное заражение официально заявленных аллергенов и следов должны быть помечены. Решение должно основываться на анализе опасностей

и оценке связанных рисков. Возможное перекрёстное заражение аллергенами из сырья, перерабатываемого на предприятии, также должно учитываться на этикетке продукта.

2.5.6 Управление аллергенами (категории пищевой цепи С, Е, Р1, в, I & К) Организация должна иметь документированный план управления аллергенами, который включает:

а) Оценку риска, охватывающую все потенциальные источники перекрёстного загрязнения аллергенами;

б) Меры контроля для снижения или устранения риска перекрёстного загрязнения. Дополнительные требования:

Управление аллергенами Должен быть принят документированный план управления аллергенами, в который включается:

a) оценка риска, связанного с потенциальным перекрёстным загрязнением аллергенами;

b) меры контроля по сокращению или устранению риска перекрёстного загрязнения;

c) валидация и верификация эффективности реализации.

2) Все готовые изделия преднамеренно или потенциально содержащие аллергенные материалы маркируются в соответствии с нормами по маркировке аллергенов в стране производства и стране назначения.

Заключение

Пищевые аллергены представляют собой большую проблему для общественного здравоохранения и пищевой промышленности, поскольку употребление даже небольшой дозы аллергена человеком, страдающим от аллергии, может нанести серьёзный вред здоровью вплоть

до летального исхода. Кроме того, сложность в управлении аллергенами при производстве пищевой продукции представляет то, что диапазон чувствительности к аллергенным компонентам у потребителей с пищевой аллергией очень широкий. На международном уровне органы здравоохранения и регулирующие

органы признали, что точная и полная маркировка пищевых продуктов, содержащая информацию о наличии пищевых аллергенов, является эффективным инструментом управления рисками употребления пищевых аллергенов чувствительными потребителям. Стоит отметить, что нормативные базы в области управ-

ления аллергенами разных стран имеют много общих черт, однако многие из них имеют важные особенности, включая списки приоритетных аллергенов и процессы формирования этих списков. В последние годы во многих странах мира ведётся активная работа по разработке научных критериев и подходов к управлению аллергенами, в частности по выявлению минимальных концентраций аллергенов, способных вызывать аллергическую реакцию. Наибольшие результаты в этой области в настоящее время достигнуты в Австралии и Новой Зеландии, где Бюро по вопросам аллергенов -ведущим отраслевым органом, содействующим пищевой промышленности в управлении аллергенами, была разработана программа VITAL®, основанная на научных данных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: REFERENCES:

1. Messina, M. Recent Surveys on Food Allergy Prevalence / M. Messina, C. Venter // Nutrition Today (1). - P. 22-29. doi:10.1097/nt.0000000000000389.

2. Gendel, S.M. Comparison of international food allergen labeling regulations / S.M. Gendel // Regulatory Toxicology and Pharmacology. - 2012. - № 63 (2). - P. 279-285. doi:10.1016/j.yrtph.2012.04.007/.

3. Codex (Codex Alimentarius), 2001. Codex Alimentarius - Food Labeling - Complete Texts - Revised 2001. Available at http://www.fao.org/docrep/005/Y2770E/y2770e00.htm#Contents.

4. FDA (Food and Drug Administration), 1996. Label Declaration of Allergenic Substances in Foods. Available at http://www. fda.gov/Food/LabelingNutrition/FoodAllergensLabeling/GuidanceComplianceRegulatoryInformation/ucm106546.htm.

5. FDA (Food and Drug Administration), 1992. Statement of policy: foods derived from new plant varieties. Federal Register 57, 22984. Available at https://www.fda.gov/regulatory-information/search-fda-guidance-documents/statement-poli-cy-foods-derived-new-plant-varieties.

6. FDA (Food and Drug Administration), 2001. Dear Colleague Letter About the Allergen Guides. Available at http://way-back.archive-it.org/7993/20171114172102/https://www.fda.gov/Food/GuidanceRegulation/GuidanceDocumentsRegu-latoryInformation/Allergens/ucm106101.htm.

7. FDA (Food and Drug Administration), 2001. Compliance Policy Guide Sec. 555.250 Statement of Policy for Labeling and Preventing Cross-contact of Common Food Allergens. Available at https://www.fda.gov/media/71940/download.

8. FDA (Food and Drug Administration), 2001. Guidance on Inspections of Firms Producing Food Products Susceptible to Contamination with Allergenic Ingredients. Available at http://www.fda.gov/ICECI/Inspections/InspectionGuides/ ucm074944.htm.

9. European Parliament, 2003. Directive 2003/89/EC of the European Parliament and of the Council of 10 November 2003 amending Directive 2000/13/EC as regards indication of the ingredients present in foodstuffs. Official Journal of the European Union. Available at https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ: L:2003:308:0015:0018: EN: PDF.

10. US Code. 2004. Food Allergen Labeling and Consumer Protection Act of 2004 (Public Law 108-282, Title II). 21 USC301. Available at https://www.fda.gov/food/food-allergensgluten-free-guidance-documents-regulatory-information/food-al-lergen-labeling-and-consumer-protection-act-2004-falcpa.

11. Sikora, E. The practical aspects of allergen management in meat manufacturing in the United Kingdom / E. Sikora, J. Górna // Studia oeconomica posnaniensia. - 2017. - № 5 (7). doi: 10.18559/S0EP.2017.7.12.

12. Ward, R. (2010). A vision for allergen management best practice in the food industry / R. Ward, R. Crevel, I. Bell, N. Khandke, C. Ramsay, S. Paine // Trends in Food Science & Technology. — 2010. — № 21 (12). — P. 619-625. doi:10.1016/j.tifs.2010.09.004.

© КОНТАКТЫ:

Крюченко Елизавета Вячеславовна а I.kryuchenko@fncps.ru Кузлякина Юлия Алексеевна а yu.kuzlyaklna@fncps.ru Замула Валентина Святославовна а v.zamula@fncps.ru Чернуха Ирина Михайловна а I.chernuha@fncps.ru

Allergen bureau website http://allergenbureau.net/. Accessed 20 October 2020.

16. International Food Standard (IFS) version 7.

17. FSSC22000 version 5.0.

18. ISO 22000:2018 «Food safety management systems — Requirements for any organization in the food chain».

19. Van Hengelo, A.J. Analysis of food allergens. Practical applications. Chapter 7 in Food Toxicants Analysis — Y. Picó (Editor) / A.J. Van Hengelo, E. Ankle, S.L. Taylor, S.L. Hefleb. Elsevier, 2007. — P. 189-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.