Научная статья на тему 'Международная практика государственного регулирования промышленной безопасности'

Международная практика государственного регулирования промышленной безопасности Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
789
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бобровская Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная практика государственного регулирования промышленной безопасности»

экспериментальном материаловедении» - М.: Машиностроение, 2002. - С. 32-36.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Т.А. Бобровская, главный специалист, адъюнкт, Главное управление МЧС России по Камчатскому краю,

г. Петропавловск-Камчатский

В европейских странах в 1982 году введена Европейская директива по опасности возникновения крупных аварий в некоторых отраслях промышленности. На основе проведенного анализа сложившейся ситуации в мировой промышленности в 1992 году была принята Конвенция ООН «О трансграничном воздействии промышленных аварий» устанавливающая требования по разработке и принятию юридических, технико-экономических и организационных мер, направленных на снижение риска возникновения аварий при проектировании и эксплуатации опасного производственного объекта (ОПО).

В США регулирование в области обращения и использования опасных веществ регламентируется федеральным законодательством и законодательством штата. Департаментами природных ресурсов и окружающей среды осуществляется выдача разрешений на несколько десятков различных видов производств и операций, в том числе: эксплуатация пунктов сбора нефти, наземных резервуары веществ с температурой вспышки менее 200 градусов по Фаренгейту, резервуаров природного газа, резервуары ШФЛУ, подземные резервуары нефтепродуктов и опасных веществ, и даже химчисток. Осуществляется выдача разрешений на нефтяное и газовое бурение, вторичную переработку и хранение углеводородов, разрешений на запуск и остановку нефтяных и газовых скважин, на углубление нефтяных и газовых скважин, разрешения на размещение вредных отходов. Для персонала производственных объектов предусматривается обязательная сертификация операторов подземных хранилищ опасных веществ, а также персонала производств, наносящих вред окружающей среде [4].

Также в США предусмотрена выдача разрешений на перевозку опасных веществ и предусмотрена обязательная сертификация сварщиков. В Австралии функционирует система лицензирования опасных производств. В Канаде осуществляется лицензирование и выдача разрешений на нефтяное и газовое бурение и производство. Выдаются разрешения на выбросы и перевозку опасных веществ. В Европе действует система разрешений на бурение и размещение новых опасных производств. В Великобритании выдаются разрешения на операции с опасными отходами, а также выдаются разрешения на некоторые виды деятельность связанные с обработкой металлов, химических производств и др. В Европе широко развита система декларирования безопасности производств -представление специального документа - SAFETY REPORT (Великобритания, Нидерланды).

Обеспечение безопасности промышленных предприятий является одной из ключевых задач, как государства, так и промышленности России. От эффективности ее решения зависит не только безопасность отдельных объектов регулирования, но и создание действенной системы обеспечения безопасности, как на региональном уровне, так и на федеральном.

Вопросы обеспечения промышленной безопасности технологически связаны с деятельностью предприятий и оказывают решающее значение на результаты их работы, а, следовательно, на темпы экономического развития страны в целом [3].

Судоремонтная промышленность относится к потенциально опасным отраслям и уровень аварийности и травматизма в отрасли остается высоким. Проблема снижения риска аварийности и травматизма на предприятиях судоремонтной отрасли является важной и актуальной.

На протяжении всех последних лет в России происходило физическое и моральное старение оборудования, ухудшалось материально-финансовое положение большинства предприятий. Всё это способствовало значительному росту числа крупных аварий с тяжелыми социальными и экономическими последствиями. Из-за роста аварийности на промышленных объектах, пришло осознание, что надежность технической системы не гарантирует её безопасность, что привело к новому подходу в оценке уровня опасности технических систем [2].

Данные обстоятельства вывели проблему промышленной безопасности в число главных задач государственного уровня. Основным системообразующим документом в этой области сегодня является Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принят Государственной Думой РФ для преодоления негативных тенденций с аварийностью в отечественной промышленности. Данный закон определяет правовые, экономические и социальные основы по обеспечению безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО), устанавливает административную и уголовную ответственность предприятий. Основная задача сводится к тому, чтобы перейти от ликвидации последствий аварий на обеспечение мер по их предупреждению и сведению к минимальному риску их возникновения.

Изменения, внесенные в закон в 2013 году, значительно изменили саму систему государственной промышленной безопасности ОПО. Изменения в законодательстве обусловлены утверждением 2011 году Правительством РФ плана мероприятий по совершенствованию деятельности Ростехнадзора в целях создания благоприятных условий для развития бизнеса и внедрения инновационных технологий. Еще одной причиной, положившей начало переработки закона № 116-ФЗ, стала ратификация Россией 30.11.2011 года конвенции № 174 Международной организации труда «О предотвращении крупных промышленных аварий», заключенной в г. Женеве 22.06.1993 года законом № 366-ФЗ конвенция была ратифицирована.

В современных условиях крайне важно формировать мотивацию к инновационному поведению. Особенностью современного этапа развития судоремонтных предприятий является их зависимость от состояния внешней

среды, возможности оперативно и адекватно реагировать на изменения факторов среды. Предприятиям для нормальной работы не хватает полной и достоверной информации [1].

Говоря об оценке законодательно-правовой деятельности в области промышленной безопасности, нельзя не согласиться с мнением ведущих российских ученых о том, что «сегодняшнее» законодательство России и других стран СНГ в области промышленной безопасности продолжает базироваться на концепции «абсолютной безопасности». Отдельные нормативные документы устанавливают взаимоисключающие, дублирующие или избыточные требования в области обеспечения промышленной безопасности.

Список использованной литературы

1. Кузьмин И.И., Махутов Н.А., Хетагуров С.В. Безопасность и риск: эколого-экономические аспекты. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та экономики и финансов. 1997 - 164 с.

2. Горгома О.Л., «Промбезопасность: время перемен»./ Вестник промышленности, бизнеса и финансов. 2014. - №1 (19).

3. Храпов В.Е., Турчанинова Т.В. «Инновационные преобразования на судоремонтных предприятиях как потребность устойчивого обеспечения морской деятельности»./ Вестник МГТУ, 2010. - Т 13. - № 1. - С. 120-125.

4. Аналитическая записка к вопросу о состоянии дел по законодательному и нормативно-правому регулированию обеспечения промышленной безопасности: «Промышленная безопасность», http://www.safety.ru/.

ИССЛЕДОВАНИЕ АДИАБАТИЧЕСКОЙ СЖИМАЕМОСТИ В ЖИДКОМ

ТЕПЛОНОСИТЕЛЕ РЬ-Ш ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА НА БЫСТРЫХ НЕЙТРОНАХ

А.В. Борисенко, старший преподаватель, к.ф.-м.н., А.Р. Курочкин, преподаватель, к.ф.-м.н., А.А. Сушкевич, начальник кафедры, к.т.н., доцент, О.Ю. Баранова, доцент, к.т.н., доцент, Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург

В 2010 году постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года» [1]. Основная цель программы - разработка ядерных энергетических технологий нового поколения на базе реакторов на быстрых нейтронах с жидкометаллическими теплоносителями. Одной из основных проблем, возникающих перед проектировщиками новых реакторов, является выбор жидкометаллического теплоносителя и разработка технологии обращения с ним. В качестве перспективных рассматриваются расплавы системs свинец-висмут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.