Научная статья на тему 'Международная поддержка мирных усилий в Демократической республике Конго в переходный период (2003–2006 гг.)'

Международная поддержка мирных усилий в Демократической республике Конго в переходный период (2003–2006 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
198
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКАНСКИЙ КОНТИНЕНТ / ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО / СТАБИЛИЗАЦИЯ ОБСТАНОВКИ / АФРОСОЮЗ / ООН / ЕВРОСОЮЗ / AFRICAN CONTINENT / TRANSITION PERIOD / INTERNATIONAL COMMUNITY / STABILIZATION / AFRICAN UNION / UN / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сидорова Галина Михайловна

Затронутая тема обсуждается многими зарубежными исследователями. Одни считают, что роль международного сообщества негативна, поскольку западные страны подчинили своему контролю весь процесс демократизации в ДР Конго. Другие, наоборот, приветствуют координацию международных усилий по стабилизации обстановки в стране в переходный период (2003-2005 гг.) и полагают, что в противном случае обострившаяся ситуация обернулась бы хаосом и кровопролитием. Автор предпринял попытку разобраться в этом вопросе, опираясь на полевые исследования, проведенные в ДР Конго.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International support of peace-keeping eff orts in the DR Congo during the transition period (2003-2006

The named subject is widely discussed by a number of foreign researchers. Some of them find that the role of the international community is negative, since the Western countries have established the full control over the democratization process in the country. As opposed to them, other researchers are welcoming the coordination of international efforts for the country stabilization during the transition period (2003-2005) and argue that without this control the situation would have turned to chaos and bloodshed. The author has made an attempt to clarify this issue basing on field research performed in the DR Congo.

Текст научной работы на тему «Международная поддержка мирных усилий в Демократической республике Конго в переходный период (2003–2006 гг.)»

Г. М. Сидорова

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОДДЕРЖКА МИРНЫХ УСИЛИЙ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ КОНГО В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (2003-2006 гг.)

Забытая Демократическая Республика Конго (ДРК) вновь заставила обратить на себя внимание в 1996 г., когда в стране началась гражданская война. Тогда в фокусе внимания мировых держав был главный вопрос — обеспечение безопасности в Центральной Африке. Расширение рамок конфликта, принявшего транснациональный характер после 1998 г., большое число его участников, сложность и противоречивость отношений между враждующими группировками требовали неотлагательных мер для «тушения пожара», охватившего почти всю страну. В урегулирование конфликта в Центральной Африке были вовлечены многие страны Европы, Африки, США, забили тревогу международные организации. Результатом коллективных усилий было подписание между враждующими сторонами 10 июня 1999 г. Лусакского соглашения о прекращении огня, в котором важное место отводилось Совету безопасности ООН (СБ ООН) и Организации африканского единства (ОАЕ).

В соответствии с резолюцией 1258 (1999 г.) СБ ООН направил в ДРК миротворческую миссию — МООНДРК. Начиная с момента вступления на территорию ДРК, ее мандат ежегодно продлялся, увеличивался бюджет и людские ресурсы. Если в 1999 г. численность МООНДРК составляла всего 79 человек с финансированием в 41 млн дол. США, то в 2011 г. в ее состав входило 19 815 человек с финансированием в 1 млрд 369 млн дол. США [1]. Этого требовала военно-политическая обстановка в ДРК, от которой зависел мир во всем центральном регионе Африки.

МООНДРК оказала значительную поддержку ДРК в переходный период (20032006 гг.) и в ходе проведения выборов 2006 г. «Голубые каски» обеспечивали охрану переписчиков, избирательных пунктов (9120 единиц), а также высокотехнологичного оборудования, предназначенного для выборов, включая бюллетени, компьютеры, коллекторы биометрических данных и прочий материал. По этому поводу журналист Радио Франс Энтернасиональ Т. Виркулон отмечал, что «поиск мира и поддержка переходного процесса в ДРК как никогда мобилизовали усилия международного сообщества в политической, военной и экономической сферах» [2]. Военные эксперты МООНДРК оказывали также содействие реформе сектора безопасности в ДРК, предусмотренной Лусакским соглашением. Армия и полиция находились на тот момент в зачаточном состоянии, они не могли выполнять свою главную функцию — оборону страны.

Восстановление боеспособной конголезской армии было тесно связано с разоружением конголезских и иностранных формирований, действовавших на территории ДРК. В рамках Глобального и всеобъемлющего соглашения 2002 г. этим вопросом занимался Высший совет по национальной обороне во главе с президентом Ж. Ка-билой. Исполняющие функции возлагались на министерство обороны. 18 декабря 2003 г. Ж. Кабила издал три указа, в которых излагались структура Национальной комиссии по разоружению, демобилизации и реинтеграции (CONADER) в рамках

© Г. М. Сидорова, 2011

одноименной Национальной программы (DDR) и механизм сотрудничества с международным сообществом. Разоружение касалось следующих конголезских формирований: бывшие вооруженные конголезские силы (FAC), Движение за освобождение Конго (MLC), Конголезское объединение за демократию (ex-RCD/Goma), Конголезское объединение за демократию — Движение за освобождение (RCD-ML), Конголезское объединение за демократию — Национальное (RCD-N), Май-май, разного рода этнические повстанцы в Итури (UPC/RP, FNI/FRPI, FPDC, PUSIC et FAPC), а также изолированные армейские части и конголезские боевики, находившиеся за пределами страны, частично в Конго-Браззавиле.

Другим важным направлением в области безопасности и создания армии, также исходившим из Лусакского соглашения, была реализация программы по разоружению, демобилизации, репатриации, реинтеграции и реадаптации иностранных боевиков (DDRRR) при финансовой поддержке Всемирного банка. В соответствии с ооновскими резолюциями МООНДРК была участником этих программ. Она взяла на себя обязательства по наблюдению за разоружением, демобилизацией и реинтеграций, хранением оружия, добровольным разоружением отдельных лиц и небольших групп за пределами находившихся под контролем правительства центров, включая уничтожение сданного оружия и боеприпасов.

По всей стране были развернуты центры по разоружению и дальнейшей ориентации экс-комбатантов, а также центры переподготовки, так называемые брассажи, для целей интеграции армии. Туда стекались представители различных военных формирований, пожелавших включиться в мирный процесс. Взамен оружия они получали карточку демобилизованного, что позволяло проводить мониторинг общей численности разоруженных бойцов. Первый приемный центр МООНДРК открыла 16 декабря 2002 г. в населенном пункте Люберо в провинции Северное Киву, где, по оценкам Миссии, находилось от 3 до 4 тыс. руандийских комбатантов.

В результате к началу сентября 2006 г., в канун выборов, было демобилизовано 76 614 комбатантов, включая 19 тыс. детей; 85 тыс. бойцам еще предстояло пройти процесс демобилизации [3, с. 22]. Подростки до 18 лет, дети-солдаты и инвалиды, а также категория лиц, непригодная по возрасту для прохождения службы, попадали под реабилитационную опеку соответствующих служб. По информации, полученной в центрах брассажа, где автору приходилось встречаться и беседовать с демобилизованными солдатами и офицерами, сложнее всего приходилось женщинам. Привыкшие к полевым условиям, они с трудом подвергались социальной и психологической реадаптации, неохотно возвращались к мирным занятиям. Кроме того, за годы конфликта сформировалось целое поколение «детей-солдат», не видящих своего места в мирной жизни. С ними также возникали подобного рода проблемы.

Помимо МООНДРК правительства Анголы, Бельгии, Нидерландов, ЮАР и Евросоюза проявили активный интерес и выступили в качестве доноров в процессе воссоздания вооруженных сил ДРК. Они оказали поддержку шести центрам подготовки военных кадров: ЮАР с использованием средств, предоставленных Нидерландами, — в Мушакии Ньялеке (провинция Северное Киву), Ангола — в Китоне (Нижнее Конго), Евросоюз — в Луберизи (Южное Киву) и Лукусу (Восточная провинция), Бельгия и ЮАР — в Камине (Катанга).

Всего планировалось создать 20 интегрированных бригад, каждая численностью около 3 тыс. человек. Однако, как потом выяснилось, потенциал для их создания ока-

зался не так велик. Первая бригада была сформирована в марте 2004 г. в г. Кисангани при содействии бельгийского правительства на базе договора о военно-техническом сотрудничестве. Она стала своего рода прообразом новой армии и позднее была развернута на востоке страны в Итури.

Вторая объединенная бригада была укомплектована в мае 2005 г. на военной базе Китона в провинции Нижнее Конго. По случаю завершения очередного этапа армейского строительства — создания третьей бригады на военной базе Камина — туда прибыла правительственная делегация в составе трех министров обороны (ДРК, Бельгии и ЮАР), представителей МООНДРК, местного дипломатического корпуса, включая Россию. В итоге проведенных переговоров главы военных ведомств ДРК, Бельгии и ЮАР подписали трехсторонний протокол о намерениях, дополнявший подписанное этими странами 13 декабря 2004 г. соглашение и совместный коммюнике о продолжении сотрудничества в военной области. Важным итогом встречи стало подписание другого документа — трехстороннего соглашения между ДРК, Нидерландами и ЮАР. В соответствии с положениями договора голландское правительство обязалось предоставить сумму в 5 млн евро для дальнейшего процесса демобилизации и реинтеграции на востоке страны, в частности в центрах Мушаки и Ниалеке в провинции Северное Киву. ЮАР в свою очередь обязалась использовать предоставляемый транш голландцами для технического оснащения центров демобилизации, предоставления транспорта и других услуг.

Реформа силового блока ДРК предусматривала также создание двух объедений полиции. Первое предназначалось для охраны государственных деятелей, объектов и имущества институтов переходного периода, второе — для поддержания порядка в стране (полиция быстрого реагирования — UPI). Ряды полиции пополнили правоохранительные органы из числа жандармерии, гражданской полиции и дорожного патруля, действовавшие еще при режиме Мобуту. В 2006 г. численность полиции составляла примерно от 90 до 114 тыс. человек. В соответствии со стратегическим планом правительства предусматривалось формирование 74 631 единицы полиции, в том числе 50 000 в Киншасе, 11 491 в Гоме, 8000 в Гбадолите, 2640 в Бени, 1500 в Изи-ро, 1000 в Люберо [4].

Правительство ДРК при опоре на полицейские силы МООНДРК разработало в 2005 г. национальный план по формированию полиции. Он предусматривал поддержку инициатив правительства ДРК в рамках двусторонних отношений с Анголой, ЮАР, Францией, Бельгией и Евросоюзом до марта 2006 г. С помощью МООНДРК к концу 2005 г. была создана территориальная полиция численностью 17 800 человек, которая была направлена в будущие избирательные центры. Кроме того, было создано 5300 единиц полиции, дислоцированной в крупных городах страны, для борьбы с различного рода кризисными проявлениями. Франция сформировала два батальона полиции быстрого реагирования в столице. Ангола и ЮАР приняли участие в формировании полицейских объединений для охраны порядка во время выборов.

30 апреля 2005 г. Евросоюз (ЕС) развернул Миссию европейской полиции под названием «ЕВРОПОЛ Киншаса» (EUPOL Kinshasa). Речь шла о первой гражданской миссии Европейской политики безопасности и обороны (PESD) в Африке. В ее задачу входили создание и обучение подразделения конголезской UPI под непосредственным контролем спецпредставителя ЕС по проблемам в РВО Альдо Аелло. Формирование и экипировка объединений UPI была профинансирована Фондом европейско-

го развития под управлением Еврокомиссии. Проект предусматривал создание 1008 офицерских кадров, которые должны были распределяться следующим образом: 293 — в Киншасе, 217 — в Гоме, 271 — в Гбадолите, 81 — в Бени, 51 — в Исиро, 41 — в Лулингу [4].

Правительству национального единства ДРК оказывалась помощь со стороны ЕС непосредственно в военных акциях. Первую свою военную операцию за пределами Европы под названием «Артемис» ЕС провел в рамках резолюции 1484 СБ ООН в период с июня по сентябрь 2003 г. [5, с. 78]. Главная ее цель состояла в обеспечении безопасности округа Итури Восточной провинции ДРК, и в первую очередь его административного центра г. Бунья. Операция проводилась преимущественно силами Франции совместно с частями конголезской армии. Командование международными силами осуществлял французский генерал Ж.-П. Тоние. Общие затраты на операцию «Артемис» составили около 7 млн евро. И хотя операция вписывалась в рамки по обеспечению безопасности, ее расценивают скорее как исключение, примененное «в специфических условиях», чем правило. По собственным оценкам ЕС, операция «Артемис» имела «неоспоримый успех» и доказала важность подобных действий для обеспечения безопасности в конфликтных регионах Африки [6].

С целью поддержания мира и безопасности во время проведения всеобщих демократических выборов в ДРК в 2006 г. ЕС направил в ДРК временный военный контингент (ЕВРОФОР) для оказания помощи Миссии ООН в ДРК на основании решения Совета ЕС по политике и безопасности (COPS) от 30 мая 2006 г. [7]. Силы ЕВРОФОР включали военнослужащих из 21 страны — члена ЕС под общим командованием штабов Германии и Франции. Военные ресурсы распределялись по трем основным каналам: силы быстрого реагирования в Киншасе (400-450 чел.), воинский контингент в 1100 человек в соседнем Габоне (столице Либревиль), а также были готовы «в ружье» стратегические резервы, расположенные на территории Франции и Германии.

Международное сообщество оказывало дипломатические усилия переходному правительству ДРК в стабилизации обстановки. Оно определило рамки переходного периода, наметило его цели, обеспечило материальную базу и людские ресурсы. Всякий раз, когда возникала угроза срыва электорального календаря, западные страны стремились повлиять на ход событий, чтобы мобилизовать внутренние резервы страны. Так, посол Германии Рейнхард Букхольц в интервью газете «Потансиэль» от 22 ноября 2005 г. высказал следующую мысль, предостерегая тем самым коалиционное правительство ДРК: «Если выборы будут перенесены, ДРК может раздробиться на части <...> Провал переходного периода означал бы возврат к эпохе переговоров в Сан-Сити» [8].

На протяжении всего переходного периода, вплоть до проведения выборов 2006 г., в ДРК функционировал Международный комитет в поддержку переходного периода (СИАТ) под непосредственным руководством МООНДРК. Создание СИАТ было предусмотрено Глобальным и всеобъемлющим соглашением от 17 декабря 2002 г. Важным элементом деятельности СИАТ была постоянная практика проведения совместных встреч с руководством страны, участие в работе исполнительной и законодательной ветвей власти. В своих заявлениях СИАТ обращался к главным политическим деятелям с призывом о том, чтобы они добивались мира, безопасности и восстановления страны «единственным путем через избирательные урны, а не через оружие». В одном из заявлений говорилось: «СИАТ призывает коалиционное

правительство национального единства к восстановлению климата доверия, спокойствия и примирения, необходимых для успешного проведения выборов, и призывает всех конголезцев в их массовом участии. СИАТ примет необходимые меры против всякого рода манипуляций, откуда бы они ни исходили, направленных на блокирование электорального процесса» [9].

Настойчивая позиция СИАТ, который постоянно реагировал на очевидные недочеты в процессе политического урегулирования и в итоге смог предотвратить массовое кровопролитие в период выборов, не всегда встречала поддержку администрации президента и правительства. Особенно когда речь заходила о суверенитете страны. Официальный спикер правительства К. Касонго обвинял СИАТ в превышении полномочий и вмешательстве во внутренние дела страны. Однако было похоже, что правительство «хотело прикрыться лозунгом суверенитета, чтобы скрыть видимые неудачи» [10, р. 247]. В этой связи вспоминаются слова посла Габона в ДРК Мишеля Мадунгу, который в одном из своих выступлений назвал роль СИАТ весьма деликатной [11]. В заявлении СИАТ от 25 ноября 2005 г. главы дипломатических миссий прямо указали конголезским властям, что они перестали «регулярно платить и кормить армию и предоставлять ей адекватные санитарные условия» [12]. В ответ последовала незамедлительная реакция. В официальном заявлении конголезского правительства говорилось: «Правительство не потерпит актов вмешательства во внутренние дела и унижения конголезского народа. Демократическая Республика Конго больше не колония, чтобы повелевать ею. Напоминаем также, что помощь одного государства другому не должна сводиться к его порабощению» [13].

Процесс формирования новой власти в ДРК в ходе переходного периода был нелегким. Благодаря своевременному представлению рекомендаций и оказанию сторонам активной помощи СИАТ сыграл важную роль в выходе из ряда тупиковых ситуаций. Просуществовав с 2003 по 2006 г., этот беспрецедентный локальный орган окончил свою миссию в связи с завершением переходного периода и проведением общенациональных выборов. Он выполнял важную посредническую роль между мировым сообществом и конголезскими властями в деле урегулирования политического кризиса в стране. Дипломатия международного сообщества в рамках СИАТ оказывала сдерживающее влияние на власти ДРК в самые критические моменты переходного периода, когда внутренние противоречия накалялись до предела и страна была на грани новой войны. «Он дал возможность ведущим членам международного сообщества выступить единым фронтом, а также совместно оказать политическое давление с целью добиться прогресса по тем направлениям переходного процесса, где были отмечены задержки» [14, с. 18].

Неоспоримой заслугой международного сообщества, в первую очередь ООН и Афросоюза, стало проведение Международной конференции по миру, безопасности, демократии и устойчивому развитии в Районе Великих Озер. После длительной подготовки, которая продолжалась в течение двух с половиной лет, конференция состоялась в Дар-эс-Саламе 19-20 ноября 2004 г. с участием 11 стран региона, включая Анголу, Бурунди, ЦАР, ДРК, Кению, Руанду, Судан, Танзанию, Уганду и Замбию. В качестве наблюдателей на конференции присутствовали делегации ЮАР, Габона, Малави, Мозамбика, Намибии, Нигерии, Зимбабве, Афросоюза и ООН [15]. В ходе конференции были выдвинуты инициативы по проблемам мира и безопасности, демократии и эффективному управлению, экономическому развитию и интеграции, гуманитарным и социальным проблемам.

Участники конференции выработали ряд базовых документов, главным из которых стала Дар-эс-Саламская декларация по миру, безопасности, демократии и развитию в Районе Великих Озер [16]. Декларация закрепила обязательства глав государств по обеспечению мира, безопасности и урегулированию спорных вопросов мирным путем, включая переговоры, арбитраж, юридические консультации. Второе совещание глав государств и правительств в рамках Международной конференции по миру, безопасности, демократии и устойчивому развитию состоялось 15-16 декабря 2006 г. в Найроби. Новый важный документ под названием Пакт о мире, безопасности, стабилизации и развитии в Районе Великих Озер [17] требовал серьезных обязательств от партнеров и строгого контроля над выполнением его положений. Его цель состояла в оформлении юридических рамок сотрудничества между странами региона Центральной Африки, воплощении в жизнь положений Дар-эс-Саламской декларации, а главное — создании условий безопасности в Центральной Африке.

Однако, несмотря на то что участники столь масштабных форумов подтвердили свое желание в разработке конструктивных подходов к решению острых проблем региона, сформулировали концептуальные основы и разработали стратегию для решения намеченных проблем, ситуация в Районе Великих Озер коренным образом не изменилась.

Вопрос стабилизации в Центральной Африке сложный, и его урегулирование трудно представить себе без активной поддержки международного сообщества, играющего незаменимую роль координатора мирных усилий и спонсора многих программ развития. В условиях хрупкой демократии, перманентных военно-политических взрывов и, главное, при отсутствии сильной национальной армии поддержка мирных усилий в ДРК, как и во всей Центральной Африке, сегодня необходима.

Литература

1. Доклад генерального секретаря о миссии Организации Объединенных Наций в Демократической Республике Конго : Официальный документ // Совет безопасности ООН: S/2000/30 от 17 января 2000. С. 16, 19.

2. Republique democratique du Congo. Mobilisation sans precedent de la communaute internationale. RFI 07.07.2006. URL: http://www.rfi.fr/fichiers/mfi/politiquediplomatie/1812.asp (дата обращения: 07.02.2011)

3. Двадцать второй доклад Генерального секретаря о Миссии Организации Объединенных наций: Официальный документ // Совет Безопасности ООН: S/2006/759 от 21 сентября 2006. С. 22.

4. Sebahara Pamphile. La reforme du secteur de la securite en RD Congo. 13 mars 2006. // Note d’analyse du groupe de recherche et d’information sur la paix et la securite. URL: http://www.grip-publications.eu/bdg/g4600.html (дата обращения: 12.08.2008).

5. Ханс Э. Г. Что делает ЕС в Конго? // Internationale politik. 2004. N 2. C. 78.

6. «Incontestable reussite» de l’operation Artemis en Republique democratique du Congo. URL: http://www.assemblee-ueo.eu (дата обращения: 15.01.2011).

7. Decision MONUC SPT/2/2006 du Comite politique et de securite du 30 mai 2006 : Официальный документ // Jourral Officiel de l’Union Europeenne. L 194/31 du 14.07.2006. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:L:2006:194:0031:0032:FR:PDF (дата обращения: 31.01.2011).

8. (Le) Potenciel. Kinshasa. 2005.22.11.

9. (Le) Potentiel. Kinshasa. 2006.18.02.

10. Omasombo J. et Obotel N. La derniere transition politique en R. D. C. // L’Afrique des Grands Lacs. Annuaire 2005-200б. Paris: L‘Harmattan, 200б. P. 247.

11. Actes du Seminaire international sur la gestion de la Transition en Republique democratique du Congo (avril 2004). Du role du Comite International d’Accompagnement de la transition en RRC. S. E. Monsieur Michel Madoungou, 2б-28 avril 2004. URL: http://democratie.francophonie. org/rubrique.php3?id_rubrique=705 (дата обращения: 30.01.2011).

12. (Le) communique du Comite International d’Accompagnemet de la transition : Официальный документ // Le Potentiel. Kinshasa, 2б novembre 2005.

13. (Le) gouvernement repond au CIAT: Официальный документ. URL: http://www.lepotentiel. com/afficher_article.php?id_edition=&id_article=18668 (дата обращения: 27.01.2011).

14. Третий специальный доклад Генерального секретаря о Миссии Организации Объединенных Наций от 16 августа 2004 г.: Официальный документ // Совет Безопасности ООН: S/2004/650. C. 18.

15. Sebahara Pamphile. La Conference internationale sur l’Afrique des Grands lacs. Enjeux et impact sur la paix et le developpement en RDC // Rapport du groupe de recherche et d’information sur la pais et la securite (GRIP). Bruxelles, 200б. 25 р.

16. Declaration Dar-es-Salam sur la paix, la securite, la democratie et le developpement dans la regions des Grands Lacs: Официальный документ. URL: http://marc.oberle.pagesperso-orange. fr/declaration-dar-es-salaam.html (дата обращения: 13.02.2001).

17. Pacte sur la securite, la stabilite et le developpement dans la Region des Grands Lacs. 14 au 15 decembre 2006: Официальный документ. URL: http://www.cirgl.org/IMG/pdf/pacte.pdf (дата обращения: 15.02.2001).

Статья поступила в редакцию 31 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.