Научная статья на тему 'Международная организация гражданской обороны: координатор взаимодействия государств по защите от стихийных бедствий и катастроф'

Международная организация гражданской обороны: координатор взаимодействия государств по защите от стихийных бедствий и катастроф Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
687
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ОТ БЕДСТВИЙ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ ПО ЗАЩИТЕ ОТ БЕДСТВИЙ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО БЕДСТВИЙ / INTERNATIONAL PROTECTION FROM DISASTERS / INTERNATIONAL CIVIL DEFENCE ORGANIZATION / COOPERATION OF THE STATES IN PROTECTION FROM DISASTERS / INTERNATIONAL LAW OF DISASTERS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лисаускайте Валентина Владо

Международные организации принимают активное и плодотворное участие в развитии международных отношений в разных сферах. Одной из таковых является международная защита от бедствий, относительно которой с каждым годом все больше и больше международных структур различного уровня реализуют свою деятельность. Цель статьи анализ деятельности Международной организации гражданской обороны (МОГО), как межправительственной структуры, занимающейся защитой от бедствий. Автор рассматривает историю создания, особенности членства, деятельности и основные направления работы МОГО. Одной из особенностей организации выступает смена неправительственного статуса на межправительственный, что, по мнению автора, свидетельствует о признании со стороны государств важности деятельности МОГО в целях развития мирового сообщества. Особое внимание уделено особенностям членского состава организации, который представляет определенный политический и географический интерес. Автор выявляет определенные недостатки блокового подхода в работе организации. Дана характеристика отдельных программ, которые реализуются совместно с другими международными организациями и государствами. Важное место среди последних занимают образовательные проекты и проект по созданию глобальной системы мониторинга и реагирования, которая находится на начальной стадии своего функционирования. Автор отмечает особые отношения МОГО и России в лице МЧС России, которое выступает в качестве стратегического партнера организации. Проведенное исследование свидетельствует о важной и значимой работе Международной организации гражданской обороны как единственной универсальной специализированной организации в области защиты населения и территорий от бедствий. Автором выявлены определенные сложности и перспективы в развитии, реализация которых будет способствовать совершенствованию международного механизма защиты от бедствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Лисаускайте Валентина Владо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная организация гражданской обороны: координатор взаимодействия государств по защите от стихийных бедствий и катастроф»

УДК 34.1/8

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ: КООРДИНАТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ ПО ЗАЩИТЕ ОТ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И КАТАСТРОФ

© Лисаускайте В. В., 2018

Иркутский государственный университет, Иркутск

Международные организации принимают активное и плодотворное участие в развитии международных отношений в разных сферах. Одной из таковых является международная защита от бедствий, относительно которой с каждым годом все больше и больше международных структур различного уровня реализуют свою деятельность. Цель статьи - анализ деятельности Международной организации гражданской обороны (МОГО), как межправительственной структуры, занимающейся защитой от бедствий. Автор рассматривает историю создания, особенности членства, деятельности и основные направления работы МОГО. Одной из особенностей организации выступает смена неправительственного статуса на межправительственный, что, по мнению автора, свидетельствует о признании со стороны государств важности деятельности МОГО в целях развития мирового сообщества. Особое внимание уделено особенностям членского состава организации, который представляет определенный политический и географический интерес. Автор выявляет определенные недостатки блокового подхода в работе организации. Дана характеристика отдельных программ, которые реализуются совместно с другими международными организациями и государствами. Важное место среди последних занимают образовательные проекты и проект по созданию глобальной системы мониторинга и реагирования, которая находится на начальной стадии своего функционирования. Автор отмечает особые отношения МОГО и России в лице МЧС России, которое выступает в качестве стратегического партнера организации. Проведенное исследование свидетельствует о важной и значимой работе Международной организации гражданской обороны как единственной универсальной специализированной организации в области защиты населения и территорий от бедствий. Автором выявлены определенные сложности и перспективы в развитии, реализация которых будет способствовать совершенствованию международного механизма защиты от бедствий.

Ключевые слова: международная защита от бедствий, Международная организация гражданской обороны, сотрудничество государств по защите от бедствий, международное право бедствий.

Международное сотрудничество по защите от бедствий активно развивается в последние десятилетия. Своевременное предупреждение, мониторинг, реагирование на бедствия и борьба с их последствиями не могут быть решены силами одного государства. Проблема требует широкого международного формата и координации ООН, международными и региональными организациями, национальными структурами гражданской обороны и другими чрезвычайными ведомствами [1].

Таким образом, все новые и новые участники включаются в этот международный процесс. Целая система специальных структур функционирует в рамках системы ООН и интенсивно взаимодействует с заинтересованными государствами. Специализированные международные организации реализуют совместные и самостоятельные программы по выполнению своих функций в сфере защиты от бедствий (Всемирная метеорологическая организация, ЮНЕСКО и др.).

Однако есть и, так сказать, «бойцы невидимого фронта» - международные институты, деятельность которых непосредственно связана

с бедствиями, однако информация о них и их работе детально не распространяется среди общественности. К таким международным организациям относится Международная организация гражданской обороны (МОГО), о которой, как правило, упоминают, как о создателе «женевских зон» в случае вооруженного конфликта для защиты гражданского населения. В то же время, эта организация, особенно в последние годы, известна и в качестве активного участника глобального проекта по реализации положений Сендайской программы по снижению риска бедствий.

На наш взгляд, именно это направление деятельности МОГО необходимо проанализировать: рассмотреть формы и направления сотрудничества, особенности членского состава, а также проблемы, с которыми сталкивается данная международная организация по защите от бедствий.

Прежде чем перейти к деятельности МОГО по защите от бедствий, рассмотрим, с чего и как все началось.

В настоящее время Международная организация гражданской обороны представляет собой международную федерацию национальных

служб гражданской обороны. Но изначально именно МОГО способствовала созданию таких служб на национальном уровне в целях защиты гражданского населения.

Официально организация была создана в 1931 г. как неправительственная организация Ассоциация «женевских зон». Ее основная задача заключалась в создании зон безопасности в период вооруженных конфликтов для гражданского населения. Появление такой структуры связано с восприятием и осознанием всей катастрофичности незащищенности населения в период войны основателем Ассоциации Жоржем Сен-Полем. Первое время Ассоциация располагалась в Париже, однако в 1937 г. по просьбе ее создателя была переведена в Женеву и стала именоваться Международная Ассоциация по защите гражданского населения и исторических зданий в военное время.

Поскольку после окончания II Мировой войны были серьезно пересмотрены нормы международного гуманитарного права и был создан международный механизм защиты, в том числе гражданского населения, необходимо было учесть данные обстоятельства относительно статуса и компетенции Ассоциации. В результате трех международных конференций в 1958 г. Ассоциация была преобразована в неправительственную Международную организацию гражданской обороны. Теперь к полномочиям МОГО были отнесены:

- установление связи между национальными организациями гражданской обороны;

- организация обучения и проведения научных исследований по вопросам защиты населения;

- содействие обмену опытом и объединению усилий по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации [2].

В этом же году фактически было определено еще одно направление деятельности организации - радиационная безопасность. Исполнительный Совет создал Центр оповещения о радиационной опасности в целях развития международной системы предупреждения о радиационной опасности. В результате активной деятельности организации и повышения интереса со стороны многих государств, в 1972 г. вступил в силу Устав МОГО и организация получила статус межправительственной организации.

Согласно Уставу целью создания организации является: «интенсификация и координация во всемирном масштабе разработки и совершенствования организации, средств и методов предотвращения и сокращения последствий, вызванных стихийными бедствия-

ми в мирное время или применением оружия в случае конфликта» [3].

Постепенно, посредством проведения конференций, МОГО фактически расширяет сферу своей деятельности, включая еще и защиту от бедствий. Такая трансформация не единственный пример в истории международных отношений. Ее удостаиваются те международные объединения, которые эффективны в своей деятельности и функционирование которых государства хотят перевести на более высокий, публичный уровень в целях продвижения данного направления сотрудничества на благо мирового сообщества (например, Интерпол, ОБСЕ). В 1976 г. посредством заключения соглашения между МОГО и правительством Швейцарии, организация получила легальный статус в этом государстве.

Закрепленные в Уставе функции организации позволяют охарактеризовать ее особенности:

- установление и поддержание тесного сотрудничества между учреждениями, на которые возложена задача защиты и спасания населения и имущества. То есть можно рассматривать МОГО как межведомственную организацию, поскольку взаимодействие государств-членов осуществляется конкретными органами исполнительной власти, к деятельности которых относится данная функция;

- содействие созданию и расширению организации гражданской обороны в тех странах, где таких структур нет. В частности, в развивающихся странах. Оказание содействия государствам по их просьбе в создании и расширении таких организаций по защите. Данное обстоятельство прослеживается в членском составе организации, где представлено много стран, которые только развивают свои национальные структуры гражданской обороны либо стремятся поделиться своими технологиями и опытом (например, РФ);

- установление и поддержание эффективного сотрудничества со специальными учреждениями, государственными службами, профессиональными группами и другими организациями, осуществляющими свою деятельность в рассматриваемой сфере. Совместные программы реализуются с ООН, АСЕАН и другими организациями;

- изучение и распространение знаний по вопросу обучения, подготовки и снабжения персонала для учреждений по спасанию и защите. Это одно из активно развиваемых и эффективных направлений деятельности организации.

Это лишь некоторые функции МОГО, особенности которых будут рассмотрены позднее.

Одним из важных этапов в своем развитии, на наш взгляд, стало принятие Рамочной конвенции по оказанию помощи в области гражданской обороны [4]. В 2002 г. это соглашение было зарегистрировано в ООН, что подтвердило важность и значимость регулируемых в нем отношений. На сегодняшний день МОГО представляет собой специальную межправительственную структуру, которая является полноправным партнером ООН и МККК в деле защиты гражданского населения в случаях вооруженных конфликтов и стихийных бедствий. Следует отметить, что МОГО в последние годы больше внимания уделяет именно защите населения от бедствий. На наш взгляд, это вызвано, во-первых, необходимостью разделения компетенций таких международных организаций, как МОГО и МККК (неправительственная организация). Во-вторых, МОГО - единственная организация универсального характера, которая занимается именно защитой от бедствий.

В настоящее время членами МОГО являются 57 стран. Большинство из них - это страны Ближнего Востока, Азии, Африки. В меньшей степени представлены страны Европейского континента. Это достаточно специфично, учитывая историю создания и становления организации. В то же время ряд европейских стран имеют статус наблюдателя (Франция, Швейцария и др.).

Такой специфический состав отчасти можно обосновать стремлением африканских и арабских государств к созданию, совершенствованию своих служб гражданской обороны и сотрудничеству для обмена опытом с другими государствами-членами. В организацию стремятся вступить страны, которые заинтересованы в профессиональном совершенствовании своих систем гражданской обороны и в содействии развитию управления региональными возможностями гражданской защиты (Сербия, Вьетнам, Португалия и др.).

Следует отметить наличие определенных блоков среди государств-членов, в зависимости от географического расположения последних. Можно выделить арабский блок, африканский блок, азиатский блок, блок государств - членов СНГ, латиноамериканский блок. Для каждого блока характерны свои политические амбиции и интересы, свои лидеры и свои противоречия. Такая блоковая система имеет определенное негативное влияние на развитие организации и ее деятельность. Исторический анализ свидетельствует, что, при руководстве организацией представителем определенного блока, секретариат достаточно насыщен гражданами государств из этого же блока. В настоящее время

Генеральным секретарем второй срок подряд является представитель России. За этот период отмечается постепенное установление географического баланса среди должностных лиц организации, что направлено на повышение эффективности ее работы и всестороннюю направленность.

Помимо государств-членов, для МОГО, как и для большинства международных организаций, характерно наличие статуса наблюдателя. В настоящее время 18 государств имеет такой статус. Наблюдатели принимают непосредственное участие в работе организации. Особо следует отметить Швейцарию, которая осуществляет непосредственную деятельность и выступает в качестве «серого кардинала» при решении различных внутриорганизационных вопросов. Эта страна стремится не упустить свою выгоду даже от статуса наблюдателя и не спешит его менять на постоянное членство в организации.

Сам Устав не содержит правил относительно статуса наблюдателя. Определены лишь общие условия членства. Именно внутренний регламент определяет, что членами организации могут быть только государства, определен статус наблюдателя. Его особенностью является то, то Генеральная Ассамблея пересматривает статус каждого наблюдателя каждые 2 года и определяет возможность его продления.

Внутренний регламент определяет и особенности статуса аффилированного члена. В качестве такового указаны: любые субъекты Федерации, государства, входящие в конфедерацию или союз государств, а также любые автономные административно-территориальные образования унитарного государства [5]. Такой статус также могут получить межправительственные и неправительственные организации, частные коммерческие или промышленные концерны. В настоящее время таковыми являются различные научно-исследовательские институты государств (Институт гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций Соединенного Королевства), образовательные учреждения (Многопрофильный колледж гражданской обороны), международные органы (Российско-сербский гуманитарный центр) и другие.

Традиционно структурные особенности организации и специфика ее управления закрепляются в уставных документах. Относительно МОГО таковыми выступают не только Устав, но и Внутренний регламент, который был принят несколько позднее и раскрывает ряд особенностей, не отраженных в основном акте организации. Исходя из содержания последнего, можно констатировать, что в нем закреплены правила,

не нашедшие своего места в Уставе, а также более детальная регламентация отдельных статей Устава. Принятие Внутреннего регламента вполне логично и обоснованно, поскольку с момента принятия Устава прошло много времени. Документ, регламентирующий деятельность международной организации, должен соответствовать современным тенденциям и интересам для эффективности ее работы.

Основным органом МОГО является Генеральная Ассамблея. Согласно Уставу на каждой очередной сессии Генассамблея должна выбирать страну, в которой состоится следующая очередная сессия. Однако на практике все встречи проходят в Женеве, в городе расположения штаб-квартиры организации. И лишь в отдельных случаях встречи проводятся в других странах. Во Внутреннем регламенте напрямую не сказано, что заседания органов проходят только в месте расположения штаб-квартиры. Однако закреплены условия, которые необходимо соблюсти государству-члену, предлагающему провести сессию в каком-либо другом месте, отличном от местоположения Секретариата.

Такая особенность, на наш взгляд, связана с тем, что на момент принятия Устава организация еще не имела постоянного расположения штаб-квартиры. А к 1974 г. (дата принятия регламента) уже было определено и юридически оформлено ее месторасположение, что снимало необходимость решать вопрос о месте проведения встреч государств-членов.

Интересными, на наш взгляд, являются положения частей VII и IX Устава. Они предусматривают возможность организации и деятельности иных форм взаимодействия государств-членов. Во-первых, это организация конференций и симпозиумов, технических совещаний. В их деятельности могут участвовать в качестве наблюдателей представители государств, не являющихся членами МОГО. Во-вторых, предусмотрено учреждение комиссий для осуществления определенных целей организации (Внутренний регламент именует их уже техническими комиссиями). Такие формы работы активно используются МОГО.

Международная организация гражданской обороны выделяет несколько направлений своей деятельности:

- укрепление национальных служб гражданской обороны;

- оказание технической помощи;

- обучение;

- реализация гуманитарных проектов.

Рассмотрим отдельные направления более

подробно.

Первое указанное направление реализуется разнонаправленно. В том числе посредством реализации положений Сендайской рамочной программы 2015-2030 гг. Учитывая проблемы, с которыми сталкиваются международные организации и государства при оказании помощи в случае бедствий и реагировании на них, основным таким направлением работы было выбрано создание системы мониторинга и реагирования. Проект предполагает организацию оперативного зала в штаб-квартире организации, обеспечение связи со всеми членами и партнерами организации и структурными подразделениями ООН и региональных организаций.

В июне 2015 г. результатом совместной работы МОГО и МЧС России стало открытие в Женеве Международного координационно-информационного центра по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Его основной задачей является обеспечение современной оперативной связи и обмена информацией со всеми членами и партнерами организации, включая соответствующие структуры ведущих агентств ООН [6].

На наш взгляд, одной из важных в международной практике форм деятельности является обучение. Организация реализует образовательные программы старших должностных лиц гражданской обороны. Обучение проходит в специальных учебных заведениях на территории государств-членов. Активным партнером в реализации этого направления является Российская Федерация. Так, в 2014 г. в Санкт-Петербургском университете противопожарной безопасности МЧС России была реализована программа «Пожарная безопасность в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей индустрии». Обучение и семинары проводятся в Белоруссии, Сингапуре, Швейцарии, Китае и других странах.

В последние годы активно развивается реализация дистанционных программ, что позволяет сократить финансовые расходы и в то же время обеспечить специалистов новыми знаниями и навыками. В 2015 г. в Тунисе была открыта Школа гражданской защиты с центром дистанционного обучения, который представляет собой международную многоязычную дистанционную платформу электронного обучения [7].

Реализация данного направления деятельности МОГО позволяет обучить специалистов стран, которые не имеют подобных собственных ресурсов, а также повысить квалификацию спасателей знаниями в учебных заведениях других стран.

Другое направление деятельности МОГО -гуманитарные проекты. Как отмечено на сайте организации, их реализация в настоящее время осуществляется со стратегическим партнером - МЧС России. Осуществляется несколько базовых программ: разминирование в странах, пострадавших от вооруженных конфликтов (гражданской войны); оказание гуманитарной помощи странам, пострадавшим и от вооруженных конфликтов, и от бедствий. Всего было реализовано 25 проектов в 23 странах мира.

Необходимо отметить, что в настоящее время сотрудничество МОГО и МЧС России является одним из активно развивающихся для организации. В 2016 г. специально был разработан и подписан Регламент обмена информацией между МОГО и МЧС России. Согласно содержанию данного документа, он был создан в целях организации взаимодействия и определения порядка обмена информацией в случае угрозы либо возникновения чрезвычайных ситуаций, а также в целях оперативного реагирования на них [8]. Документ действует на основании ранее заключенных меморандумов между участниками в 2008, 2014 и 2015 гг., которые регламентируют взаимодействие МОГО и МЧС России в целом.

Регламент предусматривает 3 вида режимов обмена информацией:

- в режиме повседневной деятельности -при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций;

- в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

- в режиме чрезвычайных ситуаций - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Эту работу выполняют Международный центр мониторинга и координации МОГО и Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России. Информация передается от национального центра в международный в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе. Это информация об угрозе или о факте чрезвычайных ситуаций, которые могут иметь трансграничный характер, о сложившейся обстановке, о принятых мерах, задействованных и дополнительно требуемых силах и средствах. В свою очередь, международный центр информирует национальный о трансграничных и международных чрезвычайных ситуациях, для ликвидации последствий которых может потребоваться привлечение сил и средств МЧС России.

В идеале такой механизм обмена информацией должен функционировать со всеми государствами - членами МОГО, а также струк-

турами-партнерами. В настоящее время международный центр только набирает обороты в своей работе и система информационного взаимодействия и обмена находится на стадии становления.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Международная организация гражданской обороны представляет собой интересную международно-правовую структуру, занимающуюся важным для мирового сообщества направлением - защитой от бедствий. Однако, как любой живой организм, организация не избежала и определенных недостатков. Проведенное исследование позволяет их выявить:

1. По-прежнему присутствие блоковой системы государств-членов в решении внутри-организационных вопросов делает их излишне политизированными.

2. Реализация проектов организации в большей степени осуществляется за счет ресурсов МЧС России. В данном случае можно понять политику нашего государства: оно продвигает интересы на внешнеполитической арене, чтобы занять и удерживать определенную нишу; продвигать российские технологии на гуманитарном рынке товаров и услуг. С другой стороны, участие в работе организации государств-членов должно осуществляться максимально равномерно всеми с учетом их возможностей. Иначе, на наш взгляд, очень тонка та грань, когда организационное сотрудничество может превратиться в систему власти и управления со стороны одного государства-члена.

3. Отсутствие активного желания европейских государств изменить свой статус наблюдателя на члена организации. Это способствовало бы, в том числе, продвижению европейских технологий в области спасания.

4. Неравномерное распределение географии государств-членов. Конечно, вряд ли большинство международных организаций могут этим похвастаться. Однако отметим данный факт относительно МОГО, поскольку иная ситуация позволила бы более эффективно осуществлять функции организации в глобальном плане. Ш

Научная статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-01091.

Автор выражает благодарность коллективу Департамента международной деятельности МЧС России за помощь в подготовке материала для написания данной научной статьи.

1. Кувшинов А. В. Некоторые вопросы сотрудничества МЧС России с международной организацией гражданской обороны в области борьбы с катастрофами // Междунар. отношения. 2016. № 4. С. 296.

2. МОГО [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://www. юдо.о^/еп/аЬоиЫссЗо/Ы81огу_(дата обращения 10 марта 2018).

3. Устав Международной организации гражданской обороны 1972 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.icdo.org/ru/about-ic-do/constitution-and-regulation (дата обращения 10 марта 2018).

4. Lisauskaite V. The Framework Convention on Civil Defence: Characteristics of Its Content and Application // Czech Yearbook of International Law. 2017. Vol. 8. P. 195-204.

5. Об организации [Электронный ресурс] // МОГО : офиц. сайт. URL: http://www.icdo.org/ru/about-icdo/constitution-and-regu-lation (дата обращения 10 марта 2018).

6. Публикации [Электронный ресурс] / МОГО : офиц. сайт. URL: http://www.icdo.org/ru/media/press-media/glava-mchs-ros-sii-otkryl-v-zheneve-mezhdunarodnyj-centr-po-voprosam-zashi-ty-naselenija-ot-chs/ (дата обращения 10 марта 2018).

7. The ICDO Executive Council 2015 took place in Tunis - Crisis Response Jornal [Электронный ресурс]. URL: http://www.icdo.org/ en/media/press-media/icdo-executive-council-2015-took-place-tu-nis-crisis/ (дата обращения 10 марта 2018).

8. Регламент обмена информацией между Международной организацией гражданской обороны и МЧС России [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.icdo.org/ru/about-icdo/consti-tution-and-regulation (дата обращения 10 марта 2018).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кувшинов А. В. Некоторые вопросы сотрудничества МЧС России с международной организацией гражданской обороны в области борьбы с катастрофами // Междунар. отношения. - 2016. - № 4. - С. 296-299.

Об организации [Электронный ресурс] // МОГО : офиц. сайт. - URL: http://www.icdo.org/ru/about-icdo/consti-tution-and-regulation (дата обращения 10 марта 2018).

МОГО [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - URL: http://www.icdo.org/en/about-icdo/history (дата обращения 10 марта 2018).

Публикации [Электронный ресурс] // МОГО : офиц. сайт. - URL: http://www.icdo.org/ru/media/press-media/gla-va-mchs-rossii-otkryl-v-zheneve-mezhdunarodnyj-centr-po-vopro-sam-zashity-naselenija-ot-chs/ (дата обращения 10 марта 2018).

Регламент обмена информацией между Международной организацией гражданской обороны и МЧС России [Электронный ресурс]. - URL: http://http://www.icdo.org/ru/about-icdo/ constitution-and-regulation (дата обращения 10 марта 2018).

Устав Международной организации гражданской обороны 1972 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.icdo. org/ru/about-icdo/constitution-and-regulation (дата обращения 10 марта 2018).

Lisauskaite V. The Framework Convention on Civil Defence: Characteristics of Its Content and Application // Czech Yearbook of International Law. - 2017. - Vol. 8. - P. 195-204.

The ICDO Executive Council 2015 took place in Tunis - Crisis Response Jornal [Электронный ресурс]. - URL: http://www.icdo.org/ en/media/press-media/icdo-executive-council-2015-took-place-tu-nis-crisis/ (дата обращения 10 марта 2018).

REFERENCES

Kuvshinov A.V. Nekotorye voprosy sotrudnichestva MChS Rossii s mezhdunarodnoj organizacziej grazhdanskoj oborony v oblasti borby s katastrofami. Mezhdunarodnye otnosheniya, 2016, no. 4, pp. 296-299. (in Russian)

Ob organizaczii. Oficzialnyj sajt MOGO [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.icdo.org/ru/about-icdo/constitution-and-regulation (Accessed 10 March 2018). (in Russian)

Oficzialnyj sajt MOGO [E'lektronnyj resurs], URL: http://www.icdo. org/en/about-icdo/history (Accessed 10 March 2018). (in Russian)

Publikaczii. Oficzialnyj sajt MOGO [Elektronnyj resurs], URL: http:// www.icdo.org/ru/media/press-media/glava-mchs-rossii-otkryl-v-zhene-ve-mezhdunarodnyj-centr-po-voprosam-zashity-naselenija-ot-chs/ (Accessed 10 March 2018). (in Russian)

Reglament obmena informacziej mezhdu Mezhdunarodnoj organizacziej grazhdanskoj oborony i MChS Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http:// http://www.icdo.org/ru/about-icdo/constitution-and-regulation (Accessed 10 March 2018). (in Russian)

Ustav Mezhdunarodnoj organizaczii grazhdanskoj oborony 1972 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.icdo.org/ru/about-icdo/constitu-tion-and-regulation (Accessed 10 March 2018). (in Russian)

Lisauskaite V. The Framework Convention on Civil Defence: Characteristics of Its Content and Application. Czech Yearbook of International Law, 2017, vol. 8, pp. 195-204.

The ICDO Executive Council 2015 took place in Tunis - Crisis Response Jornal [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.icdo.org/en/media/ press-media/icdo-executive-council-2015-took-place-tunis-crisis/ (Accessed 10 March 2018).

International Civil Defence Organization: the Protection Coordinator of Interaction of the States from Natural Disasters and Accidents

© Lisauskaite V. V., 2018

The international organizations take active and fruitful part in development of the international relations in different spheres. One of those is the international protection from disasters concerning which every year more and more the international structures of various level realize the activity. As the purpose of article the analysis of activity of the International Civil Defence Organization (ICDO), as to the intergovernmental structure which is engaged in protection from disasters. The author considers history of creation, feature of membership, activity and the main areas of work of ICDO. As one of features of the organization change of the non-governmental status on intergovernmental acts that, according to the author, testifies to recognition from the states of importance of activity of ICDO for development of the world community. The special attention is paid to features of member structure of the organization which represents a certain political and geographical interest. The author reveals certain shortcomings of block approach of work of the organization. The characteristic of separate programs which are realized together with other international organizations and the states is given. The important place among the last is taken by educational projects and the project on creation of global system of monitoring and reaction which is at an initial stage of the functioning. The author notes the special relations of ISDO and Russia represented by Emercom of Russia which acts as the strategic partner of the organization. The conducted research testifies to important and significant work of the International organization of civil defence, as only universal specialized organization in the field of protection of the population and territories from disasters. The author revealed certain difficulties and prospects in development which realization will promote improvement of the international mechanism of protection from disasters.

Keywords: international protection from disasters; International Civil Defence Organization; cooperation of the states in protection from disasters; international law of disasters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.