Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА «НОВГОРОД В СИСТЕМЕ ГАНЗЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА»'

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА «НОВГОРОД В СИСТЕМЕ ГАНЗЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Caurus
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД / ГАНЗЕЙСКИЙ СОЮЗ / БАЛТИЙСКИЙ РЕГИОН / СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грохотова В. В.

Обзор посвящен описанию Международной научно-практической летней школы «Новгород в системе ганзейских отношений в Средние века», прошедшей с 26 июня по 3 июля 2022 года в Гуманитарном институте Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого в рамках стратегического проекта «Университет как генератор культурной идентичности» (Приоритет 2030).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL SUMMER SCHOOL "NOVGOROD IN THE SYSTEM OF HANSEATIC RELATIONS IN THE MIDDLE AGES"

The review is devoted to the description of the International Scientific and Practical Summer School "Novgorod in the system of Hanseatic relations in the Middle Ages", which took place from June 26 to July 3, 2022, at the Institute of Humanities of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University in the framework of the strategic project "University as a generator of cultural identity" (Priority 2030).

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА «НОВГОРОД В СИСТЕМЕ ГАНЗЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА»»

УДК 378(470.24) ББК 74.48(4Нов)

001: 10.34680/СаигиБ-2022-1(2)-116-122

В. В. Грохотова

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА «НОВГОРОД В СИСТЕМЕ ГАНЗЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В

СРЕДНИЕ ВЕКА»

В 2022 году в рамках стратегического проекта Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого «Университет как генератор культурной идентичности», проекта кафедры всемирной истории и международных отношений (далее - кафедра ВИМО) «Феномен Ганзы» с 26 июня по 3 июля в Гуманитарном институте НовГУ прошла международная научно-практическая летняя школа «Новгород в системе ганзейских отношений в Средние века»1.

Ежегодное проведение летних образовательных программ по ганзейской тематике рассматривается как возможность транслирования результатов большой исследовательской работы, которую проводит научный коллектив, возглавляемый профессором кафедры д.и.н. М.Б.Бессудновой. Международная научно-практическая летняя школа «Новгород в системе ганзейских отношений в Средние века» продолжила заложенный в 2021 г. тренд, когда в НовГУ была организована летняя школа «Повседневная жизнь ганзейцев в средневековом Новгороде» 2.

Программа3 мероприятия 2022 года включала обширную лекционную, практическую и экскурсионную части. В работе Школы приняли участие как профессорско-преподавательский состав НовГУ, так и приглашенные специалисты из России и Швеции. Всего в работе школы приняли участие 24 студента, магистранта и аспиранта из различных уголков России (из Великого Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова и Липецка). Высокий научно-практический уровень программы обеспечили 17 лекторов/спикеров из Великого Новгорода, Санкт-Петербурга, Пскова и Стокгольма.

Участники программы собрались в Великом Новгороде 26 июня, ставшим днем знакомства участников друг с другом, городом и организаторами Школы. Участников поприветствовала завкафедрой всемирной истории и международных отношений, к.и.н. В. В. Грохотова, рассказавшая о деятельности кафедры ВИМО и концепции работы Школы. С докладом-знакомством выступила студентка 4-го курса, председатель исторического студенческого научного общества (далее - ИСНО) А. В. Егорова. В докладе она рассказала о деятельности двух исторических кафедр Гуманитарного института НовГУ, а также об основных направлениях работы ИСНО и

1 https://vk.com/video-193055266_456239044

2 Бессуднова М. Б. «Ганзейская» летняя школа на базе Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого // Studia Б^са et Ва!сатса Ре^оро!И:апа. 2021. № 2 (30). С. 189-191.

3 Ознакомиться с программой: https://vk.com/balt_centr?w=wall-193055266_310

планах его развития. Неформальная обстановка встречи позволила каждому участнику представить себя, сферу своих научных интересов, объяснить мотивы участия в «ганзейской» школе, сформулировать ожидаемые результаты. Завершился день знакомством слушателей школы с ансамблем Антониева монастыря XII века, на территории которого расположены сегодня учебные корпуса Гуманитарного института НовГУ.

27 июня состоялось открытие работы Летней школы. С приветственным словом к участникам обратился проректор по научной работе НовГУ А. Б. Ефременков, особо отметивший важность формирования в Новгороде площадки для встречи молодых исследователей, обеспечение междисциплинарного подхода в изучении истории. К слушателям также обратились и.о. директора Гуманитарного института Д. Е. Крапчунов, председатель комитета по туризму и зарубежным связям Великого Новгорода О. Н. Васильева, завкафедрой ВИМО В. В. Грохотова и директор Центра сотрудничества со странами Северной Европы и Балтии, профессор ВИМО и вдохновитель программы М. Б. Бессуднова.

Научная часть открылась лекцией профессора КВИМО, д.и.н. М. Б. Бессудновой «Великий Новгород и Ганза: краткая история взаимодействия», ставшей базовой для всех последующих лекций и практических занятий. Марина Борисовна рассказала о том, что такое Ганза, представила особенности обсуждения «ганзейской» проблематики в современной российской и зарубежной историографии, отдельно остановилась на вопросах русско-ганзейских отношений в Средние века, особой роли Новгорода. Отдельное внимание было уделено традициях «старины» и феномене «необычной торговли». Новгородскую тематику продолжила юот-лекция доцента кафедры славянских языков Стокгольмского университета Элизабет Лёфстранд, в которой она затронула различные аспекты пребывания шведов в Новгороде в первой четверти XVII века. Первое практическое занятие школы, посвященное основам метода палеографии средненижненемецких ганзейских текстов, провела ассистент кафедры ВИМО В. А. Якунина. Участники школы работали с копиями из Таллиннского городского архива, попробовали прочесть письма фогтов, бургомистров и ратманов Нарвы XV века. Завершился день экскурсией в Николо-Вяжищский монастырь, первое упоминание о котором относится к 1411 году. В наши дни это один из объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, который особенно был интересен участникам школы как уникальный архитектурный ансамбль. Кроме того хранящиеся сегодня в ГАНО монастырские документы содержат массу уникальных сведений по истории Новгородской земли.

Третий день школы (28 июня) начался с экскурсии в университетский учебный археологический музей им. С. Н. Орлова, которую провела к.и.н., доцент, заведующая кафедрой истории России и археологии НовГУ; эксперт Министерства культуры Российской Федерации Е. В. Торопова. Елена Владимировна познакомила участников школы с экспозицией музея, рассказала об истории археологического изучения Новгородской области, вкладе ученых университета, а также о работе университетской археологической экспедиции. Тематику археологического изучения Новгорода продолжила О. А. Тарабардина, к.и.н., заведующая Центром археологических исследований ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-

заповедник». выступив с лекцией «Археологическое изучение Новгорода». В своей лекции она сделала акцент не только на истории самого города, но и на людях, кто эту историю воссоздавал.

Практическая часть этого дня началась с занятия «Немецкое подворье в ганзейских источниках», которое провел ассистент кафедры ВИМО А. В. Ушаков. Он познакомил участников Летней школы с историей создания и функционирования Немецкого подворья в Новгороде, затем слушатели поработали с текстом устава Немецкого подворья - «шрой» (скрой) и письмами купцов в ганзейские города. Участники практикума смогли самостоятельно реконструировать картину жизни Немецкого подворья в XV-XVI вв., а также оказались посвящены в проблемы, которые интересовали ганзейских купцов в Новгороде. В продолжение практической части программы К. В.Суториус, доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, провел занятие в Zoom, посвящённое работе с латинскими книжными памятниками. Слушатели школы познакомились с основами латинской палеографии и смогли погрузиться в динамику изменений латинского письма в течении столетия.

После аудиторных занятий участники школы отправились на археологический раскоп (квартал 38, предполагаемое Немецкое подворье), работы на котором осуществляются под руководством П. Г. Гайдукова, д.и.н., члена-корреспондента РАН, зам. директора ИА РАН. Здесь П. А. Миляев, м.н.с. Отдела славяно-финской археологии ИИМК РАН, познакомил слушателей с находками этого года, поделился основаниями предположения того, что в этом месте нашли Немецкое подворье.

Завершился день экскурсией в Музей письменности, которую провел К.С.Десятсков, доцент кафедры ВИМО, один из создателей этого Музея. Он познакомил слушателей с экспозицией, рассказал об истории создания музея показал древнейшую из ныне известных книг Древней Руси - Новгородскую Псалтырь.

День 29 июня полностью прошел в городе Старая Русса. Здесь участники Летней школы отправились на Пятницкий раскоп, где директор Центра археологических исследований НовГУ С. Е. Торопов рассказал о том, как сегодня ведутся раскопки, познакомил с принципами работы на раскопе и дальнейшим изучением обнаруженных материалов. Познакомиться с технологией добычи старорусской соли, устройством средневекового дома и образом жизни его обитателей участники школы смогли в интерактивном музее «Усадьба средневекового рушанина», а о средневековой Руссе, об особенностях жизни в средневековом городе Сергей Евгеньевич рассказал в ходе обзорной прогулки по Старой Руссе.

Особое интерес во время визита в Старую Руссу всегда занимает посещение дома-музея Ф. М. Достоевского, где он провел не одно лето, где был написан ряд его романов. Жаркий и такой насыщенный день завершили посещением Старорусского курорта. Участники школы увидели знаменитый Муравьевский фонтан, минеральные озёра, а также набрали с собой целебной старорусской воды.

Работа школы 30 июня началась в Государственном архиве новейшей истории Новгородской области (ГАНИНО), где доцент кафедры ВИМО Н. В. Салоников и сотрудники архива провели для учащихся практическое занятие «Документы по истории новгородской земли в государственных архивах Новгородской области». Студенты познакомились с архивом, его фондами, принципами работы, а также смогли

почитать подлинники документов, посвященных истории Новгорода не только из ГАНИНО, но и из фондов Государственного архива Новгородской области (ГАНО). После практического занятия в архиве участники школы направились в легендарные Реставрационные мастерские Грековых, где им познакомили с современными методами реставрации, рассказали об истории мастерской и о судьбе её основателей.

Во второй половине дня была представлена лекция ассистента кафедры ВИМО Е. М. Поповой «Повседневная жизнь новгородцев в документах Ockupationsarkivet fran Novgorod (Riksarkivet I Stockholm)», а в конце занятия слушатели пробовали самостоятельно прочитать одно из писем, написанное русской скорописью первой половины XVII века, повествующее о повседневных заботах новгородцев оккупационного периода.

1 июля стал днем обсуждения междисциплинарных подходов в изучении истории. Открылся цикл занятий по данной тематике лекцией заведующей Лабораторией комплексного исследования рукописных памятников СПбИИ РАН Е. И. Носовой. Учащиеся узнали о теории графов и о том, как её можно применять в исторических исследованиях. Екатерина Игоревна предоставила слушателям список бесплатного программного обеспечения, направленного на работу с графами и сетевым анализом, дала подробную инструкцию о том, как с этими программами работать. Тему продолжил научный руководитель и исполнительный директор Лаборатории «Искусство и искусственный интеллект» (Европейский университет в Санкт-Петербурге) О. Ю. Лашманов. Доступным для гуманитариев языком в своей лекции Олег Юрьевич рассказал о машинном обучении и о применении искусственного интеллекта в изучении археологии, палеографии и искусства.

Лекция старшего научного сотрудника СПбИИ РАН М. Е. Проскуряковой «Просопографические базы данных как инструмент работы с массовыми источниками» помогла слушателям составить представление о предмете просопографии, ключевых этапах распределения массовых источников. Особое внимание лектором было уделено возможности создания и применения просопографических баз данных при историческом исследовании, продемонстрированы созданные ею базы.

Прекрасным завершением дня стало посещение выставки «Русская икона XI-XIX вв.» в Новгородском музее. Участники школы увидели иконы XI-Х1Хвв., им рассказали об истории их создания, ключевых этапах в судьбе отдельных произведений и роли российской иконописи в развитии мирового искусства.

Научная составляющая 2 июля началась с лекции заведующей Лабораторией комплексного исследования рукописных памятников СПбИИ РАН Е. И. Носовой «Что скрывают тексты? Компьютерные программы для текстометрического анализа». Екатерина Игоревна рассказала о возможностях применения текстометрического анализа в исторических исследованиях и обозначила основные проблемы его использования. Слушатели также получили ссылки на необходимое бесплатное программное обеспечение и познакомились с платными ПО.

После лекции прошло практическое занятие Д. И. Вебера, к.и.н., доцента кафедры ВИМО, с.н.с. Центра восточнославянских исследований Отдела редких книг РНБ «Шифрованная переписка на Балтике». Дмитрий Иванович ввел слушателей в

общую историю шифрованной переписки в Западной Европе, рассказал о принципах шифровки и дешифровки, обозначил основные проблемы изучения шифрованных документов. Практическая часть занятия состояла в работе со средневерхненемецким шифрованными орденскими материалами.

О французской экспансии в Ливонию и о торговых отношениях России и Франции в начале Нового времени слушателям в своей лекции «Французская торговая экспансия в Ливонию во второй половине XVI — первой половине XVII вв.: проекты и реальность» рассказал доцент кафедры всеобщей истории регионоведения ПсковГУ М. Ю. Колпаков.

Тему развития торговых отношений продолжила лекция ассистента кафедры ВИМО НовГУ А. В. Ушакова «"Новгородские гости" Любека в системе русско-ганзейских отношений XV - начала XVI века». Артём Владимирович рассказал о «новгородских гостях», специализированной купеческой корпорации, заинтересованной в торговле с городами Северо-Запада и, в первую очередь, с Новгородом. Особое внимание лектор уделил проблемам трансформации механизмов ганзейской торговли в середине -второй половине XV века, специфике функционирования Ганзейского союза, а также конкуренции между отдельными ганзейскими городами, в первую очередь, Любеком и Ревелем.

Завершил день круглый стол «Изучение Ганзы в XXI веке: письменное наследие и информационные технологии», модераторами которого выступили профессор кафедры ВИМО М. Б. Бессуднова и старший научный сотрудник СПбИИ РАН М. Е. Проскурякова. Марина Борисовна рассказала об архивах, хранящих в себе огромное количество источников, которые могут стать отличным материалом для исследователей, поделилась личным опытом работы в них и дала несколько советов тем, кто планирует начать заниматься изучением истории Балтийского региона. Мария Евгеньевна рассказала о проектах СПбИИ РАН, направленных на использование исследователями компьютерных технологий для расшифровки скорописи. Представленные вопросы вызвали большой интерес у слушателей и вызвали бурное обсуждение как озвученных тем, так и работы ганзейской школы в целом. Участники задавали интересующие их вопросы, делились впечатлениями и высказывали предложения по улучшению программы школы в последующих годах.

3 июля - последний день Летней школы показал результаты работы и обозначил новые задачи, как для начинающих, так и для опытных исследователей и преподавателей. Утро началось со стратегической сессии: «Изучение Ганзы в

V и V л- и

современной российской науке: проблемы и перспективы». В течение недели каждый участник школы был закреплен за одним из преподавателей-кураторов и подготавливал проект научной работы в рамках научной проблематики школы. Теперь же, вместе со своим куратором каждый участник должен был доработать свой проект и вынести его на обсуждение и защиту.

Участники представили широкий спектр проблем: развитие ганзейской торговли после присоединения Новгорода к Московскому царству, положение женщин и их приданного в ганзейской среде и роли в их судьбе приданого, визуализация историографии Русской Ганзы с использованием графов и многое другое. Помимо проектов по Ганзе было представлены и другие, не менее интересные

проекты, такие как, предложение провести текстометрический анализ берестяных грамот на предмет сохранившихся архаических традиций с помощью программы Lexico 5.13. Кроме того, участники школы инициировали разработку и создание ганзейского квеста по Великому Новгороду, что было горячо поддержано всеми участниками школы.

Завершилась школа торжественным вручением сертификатов участникам школы и благодарственных писем приглашенным лекторам.

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого стремится к укреплению научных связей, расширению круга участников проводимых мероприятий, реализации своей цели создания экспертной и исследовательской коммуникативной площадки по исследованию Ганзы, международных отношений в Балтийском регионе. Эта деятельность, как на уровне студенческих мероприятий, так и в рамках развития академической науки, будет продолжена и в 2022/2023 учебном году.

Информация о статье

Автор: Грохотова Валентина Владимировна - заведующий кафедрой всемирной истории и международных отношений, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого; ORCID: 0000-0002-8838-7590; email: [email protected]

Заголовок: Международная научно-практическая летняя школа «Новгород в системе ганзейских отношений в Средние века»

Аннотация: обзор посвящен описанию Международной научно-практической летней школы «Новгород в системе ганзейских отношений в Средние века», прошедшей с 26 июня по 3 июля 2022 года в Гуманитарном институте Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого в рамках стратегического проекта «Университет как генератор культурной идентичности» (Приоритет 2030).

Ключевые слова: Великий Новгород, Ганзейский союз, Балтийский регион, студенческая наука

Библиографический список

Бессуднова М. Б. «Ганзейская» летняя школа на базе Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2021. № 2 (30). С. 189-191.

Information about the article

Author: Grokhotova Valentina Vladimirovna — Head of the Department of World History and International Relations, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University; ORCID: 0000-0002-8838-7590; e-mail: [email protected]

Title: International Scientific and Practical Summer School "Novgorod in the System of Hanseatic Relations in the Middle Ages"

Abstract: The review is devoted to the description of the International Scientific and Practical Summer School "Novgorod in the system of Hanseatic relations in the Middle Ages", which took place from June 26 to July 3, 2022, at the Institute of Humanities of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University in the framework of the strategic project "University as a generator of cultural identity" (Priority 2030).

Keywords: Veliky Novgorod, Hanseatic League, Baltic Region, students' research

References

Bessudnova, MarinaBorisovna. «Ganzeyskaya» letnyaya shkola na baze Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo ["Hanseatic" summer school at Yaroslav-the-Wise Novgorod State University], in Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, 2021. No. 2(30). P. 189-191.

Для цитирования статьи:

Грохотова В. В. Международная научно-практическая летняя школа «Новгород в системе

ганзейских отношений в Средние века». Caurus. 2022. Т. 1. № 2. С. 116-122. DOI: 10.34680/Caurus-2022-1(2)-116-122

For citation:

Grokhotova V. V. International Scientific and Practical Summer School "Novgorod in the System of Hanseatic Relations in the Middle Ages". Caurus. 2022. Vol. 1(2). P. 116-122. (in Russian) DOI: 10.34680/Caurus-2022-1(2)-116-122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.