Научная статья на тему 'Международная научно-практическая конференция “стратегия действий Республики Узбекистан: макроэкономическая стабильность, инвестиционная активность и перспективы инновационного развития” императивы стратегического развития национальной экономики'

Международная научно-практическая конференция “стратегия действий Республики Узбекистан: макроэкономическая стабильность, инвестиционная активность и перспективы инновационного развития” императивы стратегического развития национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научно-практическая конференция “стратегия действий Республики Узбекистан: макроэкономическая стабильность, инвестиционная активность и перспективы инновационного развития” императивы стратегического развития национальной экономики»

Международная научно-практическая конференция

"Стратегия действий Республики Узбекистан: макроэкономическая стабильность, инвестиционная активность и перспективы инновационного развития"*

Императивы стратегического развития национальной экономики

Saidakmal Nabievich ZIYADULLAEV,

Candidate of Economic Sciences, Market Economy Institute, RAS (47 Nahimovskiy prospekt, Moscow, 117418) - Senior Researcher, e-mail: nabi926@mail.ru

«Strategy of the Republic of Uzbekistan: macroeconomic stability, investment activity and prospects for innovative development» The Republic of Uzbekistan, Tashkent, May 28 - 29, 2018

Imperatives of strategic development national economy

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-02-00403 а-ОГОН).

Республика Узбекистан, г.Ташкент 28 - 29 мая 2018 г.

УДК 332 ББК 65.9 З-668

Саидакмал Набиевич ЗИЯДУЛЛАЕВ,

кандидат экономических наук, Институт проблем рынка РАН (117418 Москва, Нахимовский проспект, 47) - старший научный

сотрудник, e-mail: nabi926@mail.ru

International Scientific and Practical Conference

8 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

7 Q

28-29 мая 2018 г. прошла международная научно-практическая конференция "Стратегия действий Республики Узбекистан: макроэкономическая стабильность, инвестиционная активность и перспективы инновационного развития", организованная Ташкентским государственным экономическим университетом.

Цель конференции заключалась в научно-теоретической и практической оценке международными экспертами кардинальных реформ, осуществляемых в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. и выработке рекомендаций по её практической реализации.

В числе тем обсуждения были: Мировая практика трансформации национальных экономик. Опыт и уроки для Узбекистана; Повышение конкурентоспособности национальной экономики за счет углубления структурных преобразований, модернизации и диверсификации ее ведущих отраслей; Углубление международного сотрудничества в области внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности; Место и роль Республики Узбекистан в условиях глобализации.

С большим интересом прошли выездные секции Конференции в Самаркандском и Бухарском государственных университетах.

Тематика секций конференции включала: 1. Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. как пример ответственной государственной политики. 2. Новые тренды в национальной экономике: глобализация, центральноазиатская интеграция, либерализация, цифровая экономика. 3. Внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность, повышение конкурентоспособности, модернизация и диверсификация отечественной экономики. 4. Инвестиционный климат и экономика доверия - диалог между государством, населением и бизнесом.

Работа секций проходила на площадках Ташкентского государственного экономического университета, Банковско-финансовой академии Республики Узбекистан, Международного Вестминстерского университета в Ташкенте, Государственного Университета дипломатии и международных отношений Республики Узбекистан.

Заинтересованность и практическая направленность конференции связана с участием в ней руководителей министерств и ведомств Республики Узбекистан. С докладами от узбекской стороны выступили: Б. Ю. Ходиев - Ректор Ташкентского государственного экономического университета; И. У. Мажидов - Министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан; Б. А. Ход-жаев - Министр экономики Республики Узбекистан и Ш. Шерматов - заместитель Министра инновационного развития Республики Узбекистан.

^ 8

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2018

С видеообращением к участникам конференции обратился лауреат Нобелевской премии по экономике, известный британский экономист Кристофер Антониу Писсаридес (Christopher Antoniou Pissarides). Он подчеркнул важность проведения конференции, отметил, что её участники смогут дать объективную научно-теоретическую и методологическую оценку масштабных реформ, осуществляемых новым Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым, поддержат его начинания по переходу на качественно новую модель экономического и социального развития. Отдавая должное актуальности и значимости выступлений всех участников конференции, более обстоятельно рассмотрим основные сообщения российских учёных-экономистов.

Значительный вклад в организацию конференции внесла российская сторона - Институт проблем рынка РАН, Институт экономики РАН и Московская школа экономики МГУ им. М. В. Ломоносова. Столь представительное научно-экономическое сообщество не собиралось в Узбекистане более 25 лет.

С докладом «Трансформация государственных активов в процессе рыночных преобразований: опыт и уроки России» выступил директор Московской школы экономики МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН А. Д. Некипелов, который в своё время разработал не имеющую прямых аналогов в мировой экономической науке модель перевода активов, остающихся в государственной собственности, в рыночный режим управления.

Проблема управления государственными активами приобрела принципиально новое звучание в условиях перехода к рынку плановых социалистических экономик, в которых государственная форма собственности занимала господствующее положение. В идейном отношении ключевое значение имело соображение, в соответствии с которым подлинная рыночная экономика возможна только в условиях частной собственности. Однако возможность продажи государственных активов частным лицам ограничивалась отсутствием, с одной стороны, необходимых денежных ресурсов у населения, а, с другой, - рыночных цен на активы. В результате вплоть до настоящего времени в постсоциалистических странах сохранились весьма значительные по объему активы, принадлежащие государству. В этих условиях актуальной остаётся проблема управления имуществом, находящимся в собственности государства, которое в 90-х гг. в России устранилось от выполнения функций собственника.

Следствием этого стала глубокая деформация всей хозяйственной системы: экономика была почти парализована кризисом неплатежей, коммерчески эффективным оказался не нормальный инвестиционный процесс, а псевдоэкономическая деятельность, нацеленная на растаскивание оказавшихся «бесхозными» государственных активов. Крах возникшей таким образом мутантной экономики произошел в августе 1998 г.

8 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

9 Q

Завершение в общих чертах становления рыночной экономики и переход ее в «нулевых годах» XXI века в режим роста способствовали смене акцентов в отношении к проблеме государственных активов: центральной объявляется задача формирования отношений собственности, обеспечивающих эффективное функционирование экономики. В этих условиях необходимо преодоление конфликта интересов "государства-регулятора" и "государства-собственника" при помощи преобразований внутри государственного сектора, направленных на институциональное разделение этих функций. Функции регулятора должны, естественно, остаться за правительством; функции собственника следует сосредоточить полностью принадлежащей государству холдинговой структуре при выведении ее из непосредственного подчинения исполнительной власти.

В. Л. Квинт - иностранный член РАН, зав. кафедрой финансовой стратегии МШЭ МГУ им. М.В. Ломоносова выступил с докладом «Теория и методология разработки национальной стратегии». Учёный отметил, что в стратегическом мышлении существуют три подхода. Первый подход - стратегия новых горизонтов, требующий умения мыслить далеко за пределами существующей повестки дня объекта стратегического анализа. Второй - стратегия улучшений, который определяется как вторичный по отношению к стратегии новых горизонтов. Данный подход в отличие от первого основан преимущественно на системном анализе подсистем объекта, его элементов и функций, а также их взаимодействия друг с другом (между собой). Третий подход можно назвать стратегией совмещения. Он призван на какой-то переходный период времени совмещать стратегию новых горизонтов со стратегией улучшений.

Системный подход к стратегии требует чёткого понимания взаимосвязи и различия между категориями «стратегия», «тактика» и «политика». В экономической и стратегической литературе можно найти дефиниции этих категорий, которые в той или иной степени противоречат друг другу. Довольно часто политика представляется в качестве практической реализации стратегии. В этих случаях трудно объяснить, к чему относится тактика и в чем разница между тактикой и политикой. Стратегия и тактика - две самостоятельные категории, являющиеся взаимосвязанными аспектами стратегического управления. Их различия заключаются в следующем: когда стратегия утверждена и принята к реализации, ее внедрение и становится практическим ориентиром объекта, а тактика диктует ежедневные, ежемесячные и ежегодные (текущие) планы и мероприятия. Политика - это агрегация стратегии и тактики. Иначе говоря: стратегия плюс тактика равняются политике. Особенно важно, чтобы стратегия могла предвидеть еще не проявившиеся закономерности и тренды и уметь соответствующим образом определять их влияние на параметры системы.

^ 10

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2018

Р.С. Гринберг - член-корр. РАН, научный руководитель Института экономики РАН в докладе «Механизмы достижения целей по либерализации экономики в Стратегии действий Республики Узбекистан в 2017-2021 гг». остановился на теории и практике трансформации хозяйственных систем, либерализации экономики Узбекистана, бюджетно-налоговой политике страны. В докладе отмечалось, что целесообразно привлечение иностранных компании к участию в высокозатратных инфраструктурных проектах в Узбекистане на принципах формируемой правовой и институциональной базы государственно-частного партнерства (ГЧП). На основе анализа зарубежного опыта, необходимо разработать меры по углублению внешнеторговых связей. Подготовить программу вовлечения страны в цифровую экономику. Стимулировать инвестиции в высокотехнологичные секторы экономики, поощряя производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

В целях полного использования туристического потенциала страны, повышения объема иностранных инвестиций и потока туристов в страну, необходимо разработать конкретные маркетинговые механизмы для поощрения повторного посещения туристов, с разработкой программы улучшения имиджа и национального бренда Республики Узбекистан.

Н.С. Зиядуллаев - заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института проблем рынка РАН, советник Ташкентского государственного экономического университета представил доклад «Центральноазиатская интеграция - главный приоритет внешнеэкономической политики Республики Узбекистан в 2017-2021 гг.».

В докладе отмечалось, что в Центральной Азии сталкиваются интересы мировых и региональных держав, переплетаются интересы России, Китая, США, Турции, Евросоюза, всех государств Центральной Азии и др. Народы Центральной Азии испокон веков стремились к сотрудничеству, единению, совместному использованию природных ресурсов. Однако им пока не удалось создать эффективное международное сотрудничество.

Новое руководство Республики Узбекистан стало проводить предсказуемую многовекторную, последовательную внешнюю политику, отказавшись от рискованных попыток поиграть на противоречиях великих держав. Узбекистан демонстрирует готовность к диалогу, укреплению взаимного доверия и сотрудничеству со всеми странами. Говоря о проблеме лидерства в Центральной Азии, отмечалось, что впервые не ставится вопрос - кто важнее? А идёт поиск разумных компромиссов, ищутся точки соприкосновения. И сегодня отношения между Казахстаном и Узбекистаном, как и другими республиками ЦА, складываются так, что все страны заинтересованы в процветании друг друга и региона в целом.

8 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

11 ^

Среди ключевых проблем региона Центральной Азии были названы три - обеспечение водой (использование общих бассейнов рек) и энергоресурсами, вопросы экологии. К основным направлениям сотрудничества России и ЦА относятся безопасность и военно-техническое сотрудничество, энергетические проекты в нефтегазовой сфере и гидроэнергетике, укрепление совместной деятельности всех государств, независимо от степени участия их в интеграционных проектах СНГ. России хочется укрепить свое присутствие в ЦА. Условности вроде участия или неучастия в многосторонних форматах не могут быть главными, подчеркнул Н.С.Зиядуллаев, в определении союзников, причем без привязки к ОДКБ или попытке склонить к вступлению в ЕАЭС.

В разные годы присутствовали различные позиции стран ЦА по отношению к СНГ и РФ, хотя среди стран в значительной мере и сейчас сохраняется разно-векторность экономической политики, разнотипность моделей экономических и социальных реформ. Страны борются, конкурируют за иностранные инвестиции, за лидерство в регионе. Однако сейчас для достижения поставленных целей требуется гармонизация, сопряжение моделей развития, их стыковка. Нужно найти равновесие между национальными приоритетами и общими задачами для всего региона, найти равновесие между рынком и государством.

В докладе «Демографическое развитие и миграционное взаимодействие стран Центральной Азии с Российской Федерацией», подготовленного С.В. Рязанцевым - член- корр. РАН, директором Института социально-политических исследований, зав. кафедрой МГИМО МИД России отмечалось, что необходима разработка стратегии демографического развития страны в контексте перспектив социально-экономического развития. Требуется определить роль миграции в стратегии демографического развития страны; развивать двусторонние соглашения о трудовой миграции. Целесообразна предвыездная подготовка трудящихся-мигрантов. Защита прав трудящихся-мигрантов за рубежом; привлечение ресурсов диаспор (сообществ трудовых мигрантов) к развитию национальной экономики (финансовых, инновационных, научных); привлечение в страну молодежи, получившей образование за рубежом. Следует включить критерии Концепции «достойного труда» Международной организации труда (МОТ) при разработке отраслевых программ.

С.П.Глинкина - заслуженный деятель науки РФ, руководитель научного направления Института экономики РАН, зав. кафедрой МШЭ МГУ им. М.В. Ломоносова выступила с докладом «Международный опыт трансформации экономических систем: уроки для Узбекистана».

Полученные результаты постсоциалистических трансформаций, как отмечалось в докладе, убедительно доказывают, что сформировались различные типы капитализма, при этом не существует «одного лучшего варианта» капитализма. Ни

^ 12

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2018

в одной из постсоциалистических стран не созданы базовые модели, характерные для развитых стран Запада, к каковым принято относить либеральный рыночный, а также координируемый рыночный капитализм.

Успешными стали те страны, которые ушли от ловушки теоретического фундаментализма, либо достаточно быстро из нее выбрались, т.е. поняли, что рынок, частная собственность, либерализация экономических трансакций и др. - это не цели развития, а инструменты модернизации экономики. Пользоваться ими надо очень умело, учитывая и конкретную ситуацию, и ее соотношение с обстановкой, в которой она возникает. Ведь ни одна из конкретных совокупностей факторов не является статичной, каждый пример верен для конкретной ситуации и в конкретном контексте. Успешными, таким образом, оказались те страны, которые осознали, что западный путь развития - не универсален, а скорее уникален, и приступили к разработке национальных стратегий развития, учитывая, но не копируя, опыт западных государств.

В. И. Волошин - руководитель Сектора энергетической политики Института экономики РАН представил доклад «Проблемы энергообеспечения в контексте Стратегии действий Республики Узбекистан в 2017-2021 гг.».

Одна из ключевых проблем развития энергетики Узбекистана - низкая эффективность использования топлива и энергии. Энергоёмкость ВВП страны в несколько раз выше, чем в Западной Европе и США, Японии и Корее. Другая важная проблема заключается в увеличении в энергобалансе доли возобновляемых источников энергии. Для их решения предполагается осуществить ряд мер, направленных на сокращение энергоёмкости и внедрение энергосберегающих технологий, инновационное обновление топливно-энергетического комплекса (ТЭК), диверсификацию топливно-энергетического баланса за счет возобновляемых источников энергии. В настоящее время ещё рано говорить о результатах реализации этих мер. Однако в процессе их осуществления может быть полезен опыт России.

Энергетика Республики Узбекистан - ключевое звено энергетического комплекса стран Центральной Азии. В энергетике Узбекистана сталкиваются интересы отдельных компаний и стран международного сообщества, возрастает конкуренция. Чтобы она не перерастала в энергетические конфликты, её необходимо дополнить согласованными действиями ключевых игроков энергетического сектора мирового хозяйства Запада и Востока. Это может стать хорошей основой для формирования надёжной системы энергообеспечения, поднимет уровень энергетической безопасности Узбекистана.

Высокую оценку Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг.» дали учёные и практики из Великобритании, США, Германии, Японии, Австралии, Южной Кореи, Индонезии и

8 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

13 ^

стран Центральной Азии, представители международных организаций, дипломатического корпуса и иностранных компаний. Они отметили стратегемность мышления руководства Узбекистана, которое предполагает умение правильно оценить сложившуюся обстановку, внутренние и внешние вызовы, а также определить ресурсы, имеющиеся для решения сложных задач.

Конференция выработала четкие рекомендации по практической реализации Стратегии, в частности, по либерализации национальной экономики и углубления внешнеэкономического сотрудничества.

В заключение участники международной научно-практической конференции поддержали предложение о ежегодном проведении в Узбекистане Центрально-Азиатского экономического форума - наподобие Давосского и Санкт-Петербургского экономических форумов.

^ 14

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.