НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2022. № 4 (77). С. 163-169. The Bulletin of Ryazan State University named for S. A. Yesenin. 2022; 4 (77): 163-169.
Научная статья
УДК 811.161.1(049.32)
DOI 10.37724/RSU.2022.77.4.016
Международная научно-практическая конференция преподавателей и студентов «Слово. Словесность. Словесник»
Юлия Александровна Южакова
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань, Россия yu.yuzhakova@365.rsu.edu.ru
Для цитирования: Южакова Ю. А. Международная научно-практическая конференция преподавателей и студентов «Слово. Словесность. Словесник» // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2022. № 4 (77). С. 163-169. РР!: Ш.37724^Ц.2022.77А016.
Original article
"Word. Writing. Writers": an International Research Conference for Teachers and Students
Yulia A. Yuzhakova
Ryazan State University named for S. A. Yesenin, Ryazan, Russia yu.yuzhakova@3 65.rsu.edu.ru
For citation: Yuzhakova Yu. A. "Word. Writing. Writers": an International Research Conference for Teachers and Students. The Bulletin of Ryazan State University named for S. A. Yesenin. 2022; 4 (77): 163-169. (In Russ.). DOI: 10.37724/RSU.2022.77.4.016.
21 апреля 2022 года на факультете русской филологии и национальной культуры (ФРФНК) прошел День науки в форме IX ежегодной научно-практической конференции преподавателей и студентов «Слово. Словесность. Словесник». Научный форум давно перерос факультетский и даже университетский уровень и в этом году проводился как Международная научно-практическая конференция, посвященная Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. В работе конференции приняли участие иностранные ученые, аспиранты, студенты, учителя-практики из ДНР (Донецк, Горловка), Казахстана, Беларуси, КНР, а также студенты из Египта, Туниса, Алжира, Узбекистана, обучающиеся в вузах Рязани; среди отечественных участников были представители 16 субъектов Российской Федерации: Рязани, Казани, Калуги, Астрахани, Ярославля, Ельца, Кирова, Новосибирска, Оренбурга, Севастополя, Воронежа, Пензы, Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области.
© Южакова Ю. А., 2022
Участников конференции приветствовали проректор по международному сотрудничеству и инновационной деятельности О. А. Сулица и декан факультета русской филологии и национальной культуры К. В. Алексеев. Пленарное заседание прошло в смешанном формате: в аудитории 21 ФРФНК и на платформе ZOOM (рис. 1). Модератор Ю. А. Южакова рассказала собравшимся об истории конференции, ее участниках и статусе. С докладами выступили профессора РГУ имени С. А. Есенина О. А. Скрябина, А. А. Решетова, Ю. В. Лазарев, А. В. Сафронов и гость из Пензы, доктор философских наук, профессор И. Г. Родионова. Спикеры говорили о юбилярах этого года — И. И. Срезневском и К. Г. Паустовском, их вкладе в науку и литературу, анализировали ценностный потенциал научных и художественных текстов, традиции и их отражение в современных исследованиях. К сожалению, по техническим причинам не смогли выступить гости из ДНР.
Рис. 1. Пленарное заседание конференции
Работа конференции велась по 12 секциям, в программе было заявлено 247 докладов. Беспрецедентный масштаб конференции отмечали все собравшиеся. Традиционно выступили преподаватели, подав студентам пример научных докладов. Круг вопросов, затронутых в сообщениях, соответствовал направлениям работы конференции.
Секция «Язык и стиль художественного текста» была посвящена 130-летию со дня рождения К. Г. Паустовского. Свои доклады представили профессора и доценты кафедры русского языка и гости из Ельца, Оренбурга, Ярославля, студенты и магистранты нашего университета, ведущих вузов Москвы (Московского педагогического государственного университета, Московского государственного института международных отношений (университет)) (рис. 2).
Рис. 2. Секция «Язык и стиль художественного текста»
Работа секции «Актуальные проблемы теории и истории современного русского языка» проходила в онлайн-формате. Прозвучало 14 докладов, в которых рассматривались проблемы диалектологии и лексикологии, спорные вопросы русской грамматики. Среди участников — студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, Академии ФСИН России, Московского государственного института международных отношений (университет) МИД России и других вузов (рис. 3). Все прозвучавшие выступления вызывали интерес у слушающей аудитории и сопровождались дискуссией.
Каммла Вагатова
* Виталий Александрович Я I 2902 Спорыхима Софья I Яма Арешкииа
т т I V
Спорыхииа Совья I Яна Арешкмма Юлия Дворянке ва^^Ц^
1
Л
■й
5 2901 Кузнецова Марин ( Светлана Игнатова > Сорокина Евгения Алекса..
в
. <.902 Токарев Евгений I Зайцева Мария
XI
вГ^Л Анастасия Дюп...
I 2901 Савина Ирина I Анастасия Дюпина
Мария Пахмут... ^ ^ ^
Мария Пахмутова ? АпдеЬпа Т|5ЬсЬепко
м
ш
Анастасия Макарова
Макарова У Сергей
I 2902 Шарова Маргарита
V 7-Г» 2901 Артамоно...
Я 2902 Гарлэшова Сабрина I 2902 Егошкина Мэрия I Анастасия Михалина Г 2901 Артамонова Дарья X Оегё ОеЬоу
т
. л.
®
Рис. 3. Секция «Актуальные проблемы теории и истории современного русского языка»
Тематика секций «Аксиология обучения русскому языку и речевое развитие личности» и «Лингвистическое и методическое наследие И. И. Срезневского в современном изучении (к 210-летию ученого). Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе» касалась актуальных проблем преподавания русского языка (рис. 4).
Секции вызвали особый профессиональный интерес, и к их работе присоединялись в качестве слушателей будущие учителя, чтобы узнать, как своим практическим опытом делятся преподаватели Рязанского института развития образования, Рязанского гвардейского высшего военно-десантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова, а также ведущие учителя школ Рязани, Калуги, Казани. Особое внимание в разговоре обращалось на необходимость проведения исследований влияния ценностно-ориентированного обучения русскому языку на формирование личности.
вяшяишн
I; 41МЧШ ™ 17 Т« ^ И 3 V
Рис. Секции «Аксиология обучения русскому языку и речевое развитие личности» и «Лингвистическое и методическое наследие И. И. Срезневского в современном изучении (к 210-летию ученого). Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе»
На секции «Проблемы поэтики и рецепции на материале литературных текстов Древней Руси и XVIII века» доклады были сфокусированы на исследовании сочинений указанного периода, их поэтико-стилистических особенностей, специфики сюжетно-мотивного комплекса и авторского начала, пространственно-временной организации, жанровых традиций, а также проблем литературной рецепции, выявлении автобиографизма в тексте. Заседание прошло в дистанционном формате, что позволило принять участие большому количеству студентов и преподавателей (52 слушателя) и не помешало созданию доброжелательной атмосферы, живому и дискуссионному общению (рис. 5).
Рис. 5. Секция «Проблемы поэтики и рецепции на материале литературных текстов
Древней Руси XVIII века» В секции «Изучение литературы в системе "автор — текст — читатель"» было прослушано и обсуждено 8 докладов, остальные выступающие избрали форму заочного участия. Озвученные доклады вызвали живой интерес и получили высокую оценку.
Работа секции «Русская и зарубежная литература в современном изучении» успешно прошла в смешанном формате — несколько докладчиков участвовали дистанционно (рис. 6). Сообщения повлекли за собой обсуждения и дискуссии. В целом деятельность секции была плодотворной.
Рис. 6. Секция «Русская и зарубежная литература в современном изучении»
Секция «А. И. Солженицын и русская литература» состоялась в очном формате и получилась информативной и динамичной (рис. 7).
^ ВВРюи»
II
Рис. 7. Секция «А. И. Солженицын и русская литература»
Слушателями секции «Актуальные проблемы преподавания литературы в школе» были студенты РГУ имени С. А. Есенина и Московского педагогического государственного университета. Участники рассмотрели вопросы применения на уроках литературы интерактивных приемов при изучении произведений в средней и старшей школе, возможность использования метода проектов, практико-ориентированного подхода к анализу драматических произведений в 9-11-х классах. Состоялось обсуждение проблем, возникающих при знакомстве с литературоведческими терминами и включении их в письменные работы школьников. Большая часть докладов сопровождалась грамотно разработанными презентациями (рис. 8).
Рис. 8. Секция «Актуальные проблемы преподавания литературы в школе»
Все прозвучавшие на секции «Журналистика в системе массовой коммуникации» доклады были по-настоящему научными, хорошо подготовленными и интересными. Выступающие иллюстрировали доклады яркими презентациями (рис. 9).
Рис. 9. Секция «Журналистика в системе массовой коммуникации»
В темах докладчиков секции «Теория и история журналистики» нашла отражение общественно-политическая, военная, спортивная, социальная, экологическая проблематика современных СМИ (рис. 10). В спектр научных интересов попали как традиционные жанровые модели текстов, к примеру, репортаж, статья, интервью, так и новые жанровые разновидности и форматы, использующие алгоритмы искусственного интеллекта. Эмпирической базой для исследователей послужили видеоматериалы федеральных и региональных телеканалов, фотоиллюстрации и журналистские тексты, опубликованные в газетах и журналах, на официальных сайтах СМИ и сайтах информационных агентств, а также в интернет-изданиях.
Рис. 10. Секция «Теория и история журналистики»
В секции «Культурные доминанты российского общества» прозвучали сообщения студентов направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки», направленность/профиль «Искусство и Дополнительное образование»). Председатель секции — заведующий кафедрой культурологии Н. Г. Меркулова, в выступлении которой рассматривались вопросы реконструкции культурных кодов на художественном материале. Аудиторию секции также составили студенты направления 48.03.01 «Теология» (направленность/профиль «История конфессии»).
Работа конференции оказалась плодотворной. Все прозвучавшие доклады были по-настоящему научными, хорошо подготовленными, актуальными и вызвали как заинтересованные вопросы, так и положительные отклики.
Информация об авторе
Южакова Юлия Александровна — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.
Сфера научных интересов: синтаксис русского языка, вопросы культуры речи, филологические аспекты преподавания русского языка в вузе и школе.
Information about the author
Yuzhakova Yulia Aleksandrovna — Head of the Organizing Committee, Doctor of Philology, Professor in the Department of the Russian Language and Teaching Techniques at Ryazan State University named for S. A. Yesenin.
Research interests: Russian syntax, speech patterns, philological aspects of teaching the Russian language in schools and universities.
Статья поступила в редакцию 15.05.2022; принята к публикации 20.09.2022. The article was submitted 15.05.2022; accepted for publication 20.09.2022.