Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ "СЛОВО. СЛОВЕСНОСТЬ. СЛОВЕСНИК"'

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ "СЛОВО. СЛОВЕСНОСТЬ. СЛОВЕСНИК" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORD / WRITING / WRITERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Южакова Ю.А.

В работе конференции приняли участие иностранные ученые, аспиранты, студенты, учителя-практики из ДНР (Донецк, Горловка), Казахстана, Беларуси, КНР, а также студенты из Египта, Туниса, Алжира, Узбекистана, обучающиеся в вузах Рязани; среди отечественных участников были представители 16 субъектов Российской Федерации: Рязани, Казани, Калуги, Астрахани, Ярославля, Ельца, Кирова, Новосибирска, Оренбурга, Севастополя, Воронежа, Пензы, Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“WORD. WRITING. WRITERS”: AN INTERNATIONAL RESEARCH CONFERENCE FOR TEACHERS AND STUDENTS

The conference was attended by foreign scientists, graduate students, students, practical teachers from the DPR (Donetsk, Gorlovka), Kazakhstan, Belarus, China, as well as students from Egypt, Tunisia, Algeria, Uzbekistan studying at universities in Ryazan; among the domestic participants were representatives of 16 constituent entities of the Russian Federation: Ryazan, Kazan, Kaluga, Astrakhan, Yaroslavl, Yelets, Kirov, Novosibirsk, Orenburg, Sevastopol, Voronezh, Penza, St. Petersburg, Moscow and the Moscow region.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ "СЛОВО. СЛОВЕСНОСТЬ. СЛОВЕСНИК"»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2022. № 4 (77). С. 163-169. The Bulletin of Ryazan State University named for S. A. Yesenin. 2022; 4 (77): 163-169.

Научная статья

УДК 811.161.1(049.32)

DOI 10.37724/RSU.2022.77.4.016

Международная научно-практическая конференция преподавателей и студентов «Слово. Словесность. Словесник»

Юлия Александровна Южакова

Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань, Россия yu.yuzhakova@365.rsu.edu.ru

Для цитирования: Южакова Ю. А. Международная научно-практическая конференция преподавателей и студентов «Слово. Словесность. Словесник» // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2022. № 4 (77). С. 163-169. РР!: Ш.37724^Ц.2022.77А016.

Original article

"Word. Writing. Writers": an International Research Conference for Teachers and Students

Yulia A. Yuzhakova

Ryazan State University named for S. A. Yesenin, Ryazan, Russia yu.yuzhakova@3 65.rsu.edu.ru

For citation: Yuzhakova Yu. A. "Word. Writing. Writers": an International Research Conference for Teachers and Students. The Bulletin of Ryazan State University named for S. A. Yesenin. 2022; 4 (77): 163-169. (In Russ.). DOI: 10.37724/RSU.2022.77.4.016.

21 апреля 2022 года на факультете русской филологии и национальной культуры (ФРФНК) прошел День науки в форме IX ежегодной научно-практической конференции преподавателей и студентов «Слово. Словесность. Словесник». Научный форум давно перерос факультетский и даже университетский уровень и в этом году проводился как Международная научно-практическая конференция, посвященная Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. В работе конференции приняли участие иностранные ученые, аспиранты, студенты, учителя-практики из ДНР (Донецк, Горловка), Казахстана, Беларуси, КНР, а также студенты из Египта, Туниса, Алжира, Узбекистана, обучающиеся в вузах Рязани; среди отечественных участников были представители 16 субъектов Российской Федерации: Рязани, Казани, Калуги, Астрахани, Ярославля, Ельца, Кирова, Новосибирска, Оренбурга, Севастополя, Воронежа, Пензы, Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области.

© Южакова Ю. А., 2022

Участников конференции приветствовали проректор по международному сотрудничеству и инновационной деятельности О. А. Сулица и декан факультета русской филологии и национальной культуры К. В. Алексеев. Пленарное заседание прошло в смешанном формате: в аудитории 21 ФРФНК и на платформе ZOOM (рис. 1). Модератор Ю. А. Южакова рассказала собравшимся об истории конференции, ее участниках и статусе. С докладами выступили профессора РГУ имени С. А. Есенина О. А. Скрябина, А. А. Решетова, Ю. В. Лазарев, А. В. Сафронов и гость из Пензы, доктор философских наук, профессор И. Г. Родионова. Спикеры говорили о юбилярах этого года — И. И. Срезневском и К. Г. Паустовском, их вкладе в науку и литературу, анализировали ценностный потенциал научных и художественных текстов, традиции и их отражение в современных исследованиях. К сожалению, по техническим причинам не смогли выступить гости из ДНР.

Рис. 1. Пленарное заседание конференции

Работа конференции велась по 12 секциям, в программе было заявлено 247 докладов. Беспрецедентный масштаб конференции отмечали все собравшиеся. Традиционно выступили преподаватели, подав студентам пример научных докладов. Круг вопросов, затронутых в сообщениях, соответствовал направлениям работы конференции.

Секция «Язык и стиль художественного текста» была посвящена 130-летию со дня рождения К. Г. Паустовского. Свои доклады представили профессора и доценты кафедры русского языка и гости из Ельца, Оренбурга, Ярославля, студенты и магистранты нашего университета, ведущих вузов Москвы (Московского педагогического государственного университета, Московского государственного института международных отношений (университет)) (рис. 2).

Рис. 2. Секция «Язык и стиль художественного текста»

Работа секции «Актуальные проблемы теории и истории современного русского языка» проходила в онлайн-формате. Прозвучало 14 докладов, в которых рассматривались проблемы диалектологии и лексикологии, спорные вопросы русской грамматики. Среди участников — студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, Академии ФСИН России, Московского государственного института международных отношений (университет) МИД России и других вузов (рис. 3). Все прозвучавшие выступления вызывали интерес у слушающей аудитории и сопровождались дискуссией.

Каммла Вагатова

* Виталий Александрович Я I 2902 Спорыхима Софья I Яма Арешкииа

т т I V

Спорыхииа Совья I Яна Арешкмма Юлия Дворянке ва^^Ц^

1

Л

■й

5 2901 Кузнецова Марин ( Светлана Игнатова > Сорокина Евгения Алекса..

в

. <.902 Токарев Евгений I Зайцева Мария

XI

вГ^Л Анастасия Дюп...

I 2901 Савина Ирина I Анастасия Дюпина

Мария Пахмут... ^ ^ ^

Мария Пахмутова ? АпдеЬпа Т|5ЬсЬепко

м

ш

Анастасия Макарова

Макарова У Сергей

I 2902 Шарова Маргарита

V 7-Г» 2901 Артамоно...

Я 2902 Гарлэшова Сабрина I 2902 Егошкина Мэрия I Анастасия Михалина Г 2901 Артамонова Дарья X Оегё ОеЬоу

т

. л.

®

Рис. 3. Секция «Актуальные проблемы теории и истории современного русского языка»

Тематика секций «Аксиология обучения русскому языку и речевое развитие личности» и «Лингвистическое и методическое наследие И. И. Срезневского в современном изучении (к 210-летию ученого). Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе» касалась актуальных проблем преподавания русского языка (рис. 4).

Секции вызвали особый профессиональный интерес, и к их работе присоединялись в качестве слушателей будущие учителя, чтобы узнать, как своим практическим опытом делятся преподаватели Рязанского института развития образования, Рязанского гвардейского высшего военно-десантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова, а также ведущие учителя школ Рязани, Калуги, Казани. Особое внимание в разговоре обращалось на необходимость проведения исследований влияния ценностно-ориентированного обучения русскому языку на формирование личности.

вяшяишн

I; 41МЧШ ™ 17 Т« ^ И 3 V

Рис. Секции «Аксиология обучения русскому языку и речевое развитие личности» и «Лингвистическое и методическое наследие И. И. Срезневского в современном изучении (к 210-летию ученого). Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе»

На секции «Проблемы поэтики и рецепции на материале литературных текстов Древней Руси и XVIII века» доклады были сфокусированы на исследовании сочинений указанного периода, их поэтико-стилистических особенностей, специфики сюжетно-мотивного комплекса и авторского начала, пространственно-временной организации, жанровых традиций, а также проблем литературной рецепции, выявлении автобиографизма в тексте. Заседание прошло в дистанционном формате, что позволило принять участие большому количеству студентов и преподавателей (52 слушателя) и не помешало созданию доброжелательной атмосферы, живому и дискуссионному общению (рис. 5).

Рис. 5. Секция «Проблемы поэтики и рецепции на материале литературных текстов

Древней Руси XVIII века» В секции «Изучение литературы в системе "автор — текст — читатель"» было прослушано и обсуждено 8 докладов, остальные выступающие избрали форму заочного участия. Озвученные доклады вызвали живой интерес и получили высокую оценку.

Работа секции «Русская и зарубежная литература в современном изучении» успешно прошла в смешанном формате — несколько докладчиков участвовали дистанционно (рис. 6). Сообщения повлекли за собой обсуждения и дискуссии. В целом деятельность секции была плодотворной.

Рис. 6. Секция «Русская и зарубежная литература в современном изучении»

Секция «А. И. Солженицын и русская литература» состоялась в очном формате и получилась информативной и динамичной (рис. 7).

^ ВВРюи»

II

Рис. 7. Секция «А. И. Солженицын и русская литература»

Слушателями секции «Актуальные проблемы преподавания литературы в школе» были студенты РГУ имени С. А. Есенина и Московского педагогического государственного университета. Участники рассмотрели вопросы применения на уроках литературы интерактивных приемов при изучении произведений в средней и старшей школе, возможность использования метода проектов, практико-ориентированного подхода к анализу драматических произведений в 9-11-х классах. Состоялось обсуждение проблем, возникающих при знакомстве с литературоведческими терминами и включении их в письменные работы школьников. Большая часть докладов сопровождалась грамотно разработанными презентациями (рис. 8).

Рис. 8. Секция «Актуальные проблемы преподавания литературы в школе»

Все прозвучавшие на секции «Журналистика в системе массовой коммуникации» доклады были по-настоящему научными, хорошо подготовленными и интересными. Выступающие иллюстрировали доклады яркими презентациями (рис. 9).

Рис. 9. Секция «Журналистика в системе массовой коммуникации»

В темах докладчиков секции «Теория и история журналистики» нашла отражение общественно-политическая, военная, спортивная, социальная, экологическая проблематика современных СМИ (рис. 10). В спектр научных интересов попали как традиционные жанровые модели текстов, к примеру, репортаж, статья, интервью, так и новые жанровые разновидности и форматы, использующие алгоритмы искусственного интеллекта. Эмпирической базой для исследователей послужили видеоматериалы федеральных и региональных телеканалов, фотоиллюстрации и журналистские тексты, опубликованные в газетах и журналах, на официальных сайтах СМИ и сайтах информационных агентств, а также в интернет-изданиях.

Рис. 10. Секция «Теория и история журналистики»

В секции «Культурные доминанты российского общества» прозвучали сообщения студентов направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки», направленность/профиль «Искусство и Дополнительное образование»). Председатель секции — заведующий кафедрой культурологии Н. Г. Меркулова, в выступлении которой рассматривались вопросы реконструкции культурных кодов на художественном материале. Аудиторию секции также составили студенты направления 48.03.01 «Теология» (направленность/профиль «История конфессии»).

Работа конференции оказалась плодотворной. Все прозвучавшие доклады были по-настоящему научными, хорошо подготовленными, актуальными и вызвали как заинтересованные вопросы, так и положительные отклики.

Информация об авторе

Южакова Юлия Александровна — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

Сфера научных интересов: синтаксис русского языка, вопросы культуры речи, филологические аспекты преподавания русского языка в вузе и школе.

Information about the author

Yuzhakova Yulia Aleksandrovna — Head of the Organizing Committee, Doctor of Philology, Professor in the Department of the Russian Language and Teaching Techniques at Ryazan State University named for S. A. Yesenin.

Research interests: Russian syntax, speech patterns, philological aspects of teaching the Russian language in schools and universities.

Статья поступила в редакцию 15.05.2022; принята к публикации 20.09.2022. The article was submitted 15.05.2022; accepted for publication 20.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.