Научная статья на тему 'Международная научно-практическая конференция «Местное самоуправление в системе публичной власти» (г. Саратов, поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 21 января 2015 года)'

Международная научно-практическая конференция «Местное самоуправление в системе публичной власти» (г. Саратов, поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 21 января 2015 года) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
216
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гегедюш Наталья Сергеевна, Мокеев Максим Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научно-практическая конференция «Местное самоуправление в системе публичной власти» (г. Саратов, поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 21 января 2015 года)»

N.S. Gegedyush, M.M. Mokeev The International Scientific and Practical Conference "Local Government in the System of Public Authorities" (Saratov, Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, January 21, 2015)

Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев

МЕЖДУНАРОДНАЯ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ

«МЕСТНОЕ

САМОУПРАВЛЕНИЕ

В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ

ВЛАСТИ»

(г. Саратов,

Поволжский институт

управления

имени П.А. Столыпина -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 21 января 2015 года)

^В Поволжском институте управления имени П.А. Столыпина 21 января 2015 г. состоялась международная научно-практическая конференция «Местное самоуправление в системе публичной власти». Инициатором и соорганизатором мероприятия выступило министерство по делам территориальных образований Саратовской области, обеспечившее участие в работе конференции представителей органов местного самоуправления Саратова; Аткарского, Балаковского, Вольского, Ершовского, Маркского, Ровенс-кого, Советского, Татищевского и Энгельсс-кого муниципальных районов; Натальинско-го, Новопушкинского и Первомайского муниципальных образований. Обсуждение проблем и перспектив развития местного самоуправления в формате конструктивного диалога представителей органов местного самоуправления с научным сообществом пока-

2015 • № 2(47) 14 9

зало свою эффективность годом ранее, 29 января 2014 г., в ходе совместно проведенной на базе института международной научно-практической конференции «От земских учреждений к местному самоуправлению в Российской Федерации: традиции, опыт, перспективы (к 150-летию Земской реформы)».

Актуальность тематики конференции подчеркивается тем фактом, что обеспечение дальнейшего укрепления финансово-экономической базы муниципальных образований, их бюджетной самостоятельности, а также решение вопросов правового и кадрового обеспечения местного самоуправления Президент России В.В. Путин на заседании Совета по местному самоуправлению 31 января 2013 г. обозначил в качестве одного из приоритетов государственной политики. Более того, глава государства указал, что опыт работы муниципалитетов в современных условиях требует обстоятельного анализа, и подчеркнул их роль в повышении инвестиционной привлекательности регионов России [1].

В приветственном слове на открытии конференции директор Поволжского института управления имени П.А. Столыпина кандидат социологических наук, доцент В.Л. Чепляев подчеркнул роль института как экспертно-аналитического центра поддержки развития местного самоуправления на территории Саратовской области. В настоящее время потенциал института позволяет вырабатывать рекомендации по направлениям развития регионального законодательства в сфере местного самоуправления, осуществлять организационно-методическое сопровождение противодействия коррупции и развития кадрового потенциала органов местного самоуправления, определять меры, обеспечивающие устойчивое развитие сельских территорий, содействовать органам местного самоуправления в формировании эффективного диалога с жителями, обобщать лучшие практики муниципального управления. В заключение В.Л. Чепляев выразил надежду, что ориентация научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава на решение конкретных проблем конкретных территорий обеспечит дальнейшее плодотворное сотрудничество Поволжского института управления, министерства по делам территориальных образований Саратовской области и органов местного самоуправления.

Министр по делам территориальных образований Саратовской области Л.П. Жуковская в своем выступлении охарактеризовала значимые изменения регионального законодательства о местном самоуправления, произошедшие в 2014 г. В первую очередь речь шла о содержании принятых в развитие положений, введенных Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-Ф3, законов Саратовской области от 30 сентября 2014 г. № 108-ЗС0 «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» и № 109-ЗС0 «О порядке избрания глав муниципальных образований в Саратовской области», а также от 29 октября 2014 г. № 131-ЗСО «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов в Саратовской области». Л.П. Жуковская подчеркнула, что указанные законы принимались на основе широкого участия в их обсуждении представителей муниципальных образований области и экспертного сообщества, и отметила положительные результаты работы органов местного самоуправления, в том числе в сфере благоустройства терри-

1 5 0 2015 • № 2(47)

тории, привлечения жителей к участию в решении вопросов местного значения, активизации деятельности общественных советов муниципальных образований. Несмотря на многие трудности, в 2014 г. удалось добиться положительной динамики социально-экономического развития муниципальных образований нашего региона.

Особое внимание со стороны органов исполнительной власти Саратовской области в последние три года уделялось вопросам создания условий для устойчивого развития муниципальных образований. Одним из ключевых факторов стало формирование благоприятного инвестиционного климата территорий. Совместными усилиями региональной и муниципальной власти удалось увеличить объем инвестиций в основной капитал. Так, в 2013 г. рост объема инвестиций, за исключением бюджетных средств, составил 5,8% к уровню 2012 г. [2]. Подтверждением достигнутых результатов для участников конференции стала выставка инвестиционных проектов муниципальных образований, организованная ассоциацией «Совет муниципальных образований Саратовской области». В продолжение темы инвестиционной привлекательности территорий выступил глава Советского муниципального района С.В. Пименов, рассказавший об опыте работы органов местного самоуправления по привлечению инвестиций и результатах использования в этой сфере программного подхода. Важный аспект работы муниципальной власти, затронутый в докладе Л.П. Жуковской (применение механизмов обеспечения открытости деятельности органов местного самоуправления), осветила глава администрации Ершовского муниципального района С.А. Зубрицкая.

Первый блок выступлений завершили представители научного сообщества. Различие квалификационных требований к должностям муниципальной службы на примере некоторых муниципальных образований Российской Федерации, приводящее, по сути, к нарушению права на равный доступ к муниципальной службе, охарактеризовал доктор юридических наук, профессор М.В. Пресняков. Нововведения Федерального закона от 22 декабря 2014 г. № 431-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции», а также изменения, произошедшие в этой связи в законодательстве о муниципальной службе, проанализировал доктор юридических наук, профессор С.Е. Чаннов.

Детальное обсуждение актуальных аспектов развития местного самоуправления проходило в формате секционных заседаний. Направления работы шести секций формировались исходя из насущных потребностей муниципалитетов, консолидированное мнение которых представило министерство по делам территориальных образований Саратовской области: «Механизмы повышения качества муниципального управления: российский и зарубежный опыт», «Правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации», «Кадровое обеспечение местного самоуправления в России», «Финансово-экономические инструменты развития местного самоуправления», «Современные информационно-коммуникационные технологии в муниципальном управлении», «Исторический опыт развития местного самоуправления в России».

2015 • № 2(47) 151

Несмотря на продуктивное обсуждение докладов в рамках секционных заседаний, ключевыми мероприятиями конференции были признаны два тематических круглых стола. В отличие от секций, где большее число участников было представлено вузовской наукой, в работе круглых столов превалировало участие представителей муниципальных образований. Круглый стол «Открытость власти и механизмы привлечения населения к осуществлению местного самоуправления» открылся докладом доцента кафедры государственного и муниципального управления Поволжского института управления имени П.А. Столыпина А.А. Степанова, в котором были отражены предпосылки и этапы внедрения концепции открытого управления на федеральном уровне, вопросы правового регулирования этой модели. Проведенный докладчиком анализ позволил понять трудоемкость предстоящей органам власти области и органам местного самоуправления работы по переходу на модели «Открытый регион» и «Открытый муниципалитет», поставить вопрос о необходимости определиться с содержанием модели «Открытый муниципалитет» и дальнейшей единой стратегией действий органов местного самоуправления по ее внедрению.

Направления и результаты реализации социально значимого проекта «Открытость власти - залог успешного развития территории» охарактеризовал заместитель министра по делам территориальных образований Саратовской области С.Ю. Зюзин. Цель проекта - оказание содействия органам местного самоуправления по внедрению принципов и механизмов открытого управления; формы ее достижения - зональные семинары-совещания и круглые столы. Эксперты проекта провели мониторинг пяти сайтов органов местного самоуправления Саратовской области, на основе которого разработали рекомендации по оптимизации содержания сайтов муниципальных образований. Конечные продукты проекта, по мнению министерства, - прозрачность управленческих процессов, привлечение граждан к разработке, контролю и оценке деятельности органов местного самоуправления, а также развитие межсекторного партнерства.

Немаловажная роль в обеспечении открытости управления принадлежит общественным советам муниципальных образований. 2014 год для общественных советов муниципалитетов Саратовской области - это этап «переформатирования», когда был внедрен новый порядок их формирования, четко обозначены статус, цели, задачи и результаты деятельности. Глава Натальинского муниципального образования А.В. Сабрига на примере общественных советов населенных пунктов, входящих в состав поселения, продемонстрировал не только рост социальной активности жителей с момента начала работы советов, но и повышение заинтересованности и желания участвовать в решении вопросов местного значения. По совместному решению общественных советов были внедрены принципы и формы их отчетности и разработаны показатели оценки их деятельности. Таким образом, общественные советы стали для главы муниципалитета серьезной опорой в решении конкретных проблем развития поселения.

Возможности использования в системе муниципального управления инструментов электронной демократии как формы организации общественно-политической деятельности граждан, обеспечивающей за счет широкого применения

1 52 2015 • № 2(47)

информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами власти, общественными и коммерческими организациями, раскрыла Н.С. Гегедюш. Докладчик указала, что такие инструменты электронной демократии, как общественные обсуждения официальных документов, работа с электронными обращениями граждан и организаций, уже используются в деятельности органов местного самоуправления. Однако они ориентированы на обеспечение открытости муниципальной власти. Вовлечению жителей в обсуждение, а затем и непосредственное решение вопросов местного значения способствуют интерактивные электронные сервисы. Практика их создания в России только формируется, но уже можно выделить преимущества и недостатки в подходах, которые реализуют регионы и муниципальные образования. Итогом выступления стали практические рекомендации органам местного самоуправления по внедрению интерактивных электронных сервисов. Еще один аспект обеспечения открытости власти затронула С.В. Бакал, первый заместитель министра информации и печати Саратовской области. Ею был представлен сводный отчет о работе местных средств массовой информации, указаны «слабые места» и обозначены возможности исправления ситуации. В дискуссиях круглого стола также приняли участие представители Мар-ксовского, Саратовского, Советского и Энгельсского муниципальных районов.

На круглом столе «Инвестиционная привлекательность территорий» обсуждались вопросы, связанные с проблемами и перспективами реализации инвестиционных проектов на территории Саратовской области, меры по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований, инструменты формирования благоприятного инвестиционного климата, методические аспекты оценки инвестиционных проектов, способы повышения конкурентоспособности территорий.

Экономическая стагнация и бюджетные проблемы регионов и муниципальных образований, по мнению Е.Е. Нечаевской, референта сводно-аналити-ческого отдела управления прогнозирования социально-экономического развития министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области, стимулируют органы власти к активизации работы по формированию благоприятного инвестиционного климата. Реализации инвестиционных проектов препятствует целый ряд факторов, но над их устранением региональная и муниципальная власть должны работать вместе. К таким факторам относятся высокие административные издержки, низкие темпы создания новых объектов инженерной инфраструктуры и обновления имеющихся объектов инфраструктуры, слабое развитие транспортной и логистической инфраструктуры; неблагоприятная кредитная политика коммерческих банков и прочее.

В начале 2014 г. министерством экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области разработан стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях и сформулированы методические рекомендации по его внедрению. «Инвестиционный стандарт» включает стратегические, инфраструктурные и коммуникационные инструменты, реализация

2015 • № 2(47) 15 3

которых позволит муниципальным образованиям комплексно подойти к вопросам развития территории.

Меры по повышению инвестиционной привлекательности муниципального образования «Город Саратов» охарактеризовала заместитель главы администрации города по экономическим вопросам, председатель комитета по экономике Е.В. Ножечкина. В дискуссиях также приняли участие представители Аткарско-го, Балаковского, Вольского, Саратовского и Татищевского муниципальных районов. По итогам работы круглого стола участниками были сформулированы следующие предложения: 1) обеспечить сотрудничество Поволжского института управления имени П.А. Столыпина с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам инвестиционной политики; 2) на регулярной основе проводить семинары-тренинги и (или) круглые столы по вопросам инвестиционной привлекательности территорий для муниципальных служащих; 3) привлекать к обсуждению вопросов улучшения инвестиционного климата специалистов из субъектов РФ и муниципальных образований, имеющих положительный опыт привлечения инвестиций, а также руководителей ресурсных организаций, таких, как ОАО «Саратовэнерго», ОАО «Саратовская газовая компания».

В целом участники круглых столов отметили продуктивность прошедших обсуждений, поскольку они имели практикоориентированный характер, позволили определить общую стратегию решения проблем социально-экономического и общественно-политического развития муниципальных образований, получить не только ответы на конкретные вопросы, но и информацию о перспективных практиках муниципального управления.

По итогам всех форм работы с докладами на конференции выступили более семидесяти ученых из Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбова, Республики Молдова, Республики Беларусь и Германии. Международная научно-практическая конференция «Местное самоуправление в системе публичной власти», состоявшаяся в Поволжском институте управления имени П.А. Столыпина, является ярким примером эффективного взаимодействия науки и практики. Высокий уровень докладов, заинтересованность и адресность запросов органов государственной власти и местного самоуправления позволяют надеяться на то, что совместными усилиями будет обеспечено дальнейшее и устойчивое развитие не только муниципальных образований, но и региона в целом.

Библиографический список

1. Стенограмма заседания Совета по местному самоуправлению при Президенте РФ от 31 янв. 2013 г. URL: http://www.kremlin.ru/news/17397

2. Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных в границах Саратовской области, по итогам 2013 года // Официальный сайт м-ва по делам территориальных образований Саратовской области. URL: http://saratov.gov.ш/upload/iЫock/214/сводный%20док-лад%20о%20результатах%20мониторинга%20деятельности%20ОМСУ%20по% 20итогам%202013%20года^

1 54 2015 • № 2(47)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.