Научная статья на тему 'Международная научная конференция «Ян Гус в истории и культуре»'

Международная научная конференция «Ян Гус в истории и культуре» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
178
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научная конференция «Ян Гус в истории и культуре»»

Г. П. Мельников (Москва)

Международная научная конференция «Ян Гус в истории и культуре»

6 июля 2015 г. исполнилось 600 лет со дня казни великого чешского проповедника и богослова Яна Гуса, обвиненного Констанц-ским собором в ереси. Эта печальная дата особо отмечалась в Чехии: прошли многочисленные конференции, выставки, общественные мероприятия, издано много книжных публикаций. Ян Гус для чехов -во многом национальный символ, часть чешской идентичности, один из самых популярных персонажей чешской истории, имеющий также международное значение, поскольку начатая им реформация католической церкви через столетие была продолжена Лютером. В завершение юбилейного года Институт славяноведения РАН провел в Москве 8-9 декабря 2015 г. конференцию «Ян Гус в истории и культуре», в которой приняли участие как российские, так и чешские исследователи.

Большую научно-общественную значимость конференции акцентировала ее поддержка со стороны посольства Чешской Республики в РФ и Чешского центра в Москве. В своем приветственном слове посол Чехии в России Владимир Ремек подчеркнул непреходящее значение Яна Гуса для чешского исторического сознания и культуры и выразил благодарность организаторам конференции. Директор Чешского центра в Москве Марек Гавличек указал на то, что московская конференция стала органичной частью проекта, посвященного памятной дате, так как в рамках конференции проходит передвижная выставка, посвященная Гусу, подготовленная Гуситским музеем в городе Табор и показанная во многих странах Европы. И. о. зам. директора Института славяноведения РАН Э. Г. Задорож-нюк отметила глубокий интерес деятелей культуры России к фигуре Яна Гуса: своими идеями он привлекал внимание Льва Толстого. Его противостояние официальной церкви и жизненный подвиг воспел великий украинский поэт Т. Г. Шевченко. Также Гус оказал воздействие на формирование идеи чешской демократии в политической мысли Т. Г. Масарика. Председатель оргкомитета конференции Г. П. Мельников отметил глубокую укорененность Гуса и гуситской традиции в чешской культуре, обратив внимание на широкое поле интерпретаций деятельности и сочинений Яна Гуса, которые детер-

Международная научная конференция «Ян Гус в истории...» 449

минированы спецификой новых исторических эпох и разных идейных и политических течений. Он подчеркнул заслуги чешской гуси-тологии и указал на то, что отечественная наука в большом долгу перед великим чехом: у нас нет ни одной монографии о Гусе, нет новых переводов его сочинений, многие же, даже самые значительные, не переведены вообще, крайне мало статей о нем. Поэтому наше представление о Гусе далеко от того, что создано современной чешской наукой. Это демонстрирует отличающаяся крайне низким научным уровнем статья о нем, помещенная в таком солидном издании, как «Православная энциклопедия» (2006, т. 13).

Научные доклады, прозвучавшие на конференции, можно разделить на четыре группы. Первую, не очень многочисленную группу составляют выступления, непосредственно посвященные деятельности Гуса и ее отражению у его младших современников. К. Веверкова (декан Гуситского теологического факультета Карлова университета в Праге) проанализировала деятельность Гуса как университетского преподавателя, указав на ее многоаспектность. О. Д. Калашникова (МГУ) охарактеризовала основные направления идеологической борьбы в Праге накануне принятия Кутногроского декрета. А. М. Ланцева (ГАСК) представила комплексный анализ знаменитого Йистебницкого канционала, который она непосредственно изучала в Чехии, как памятника ранней гуситской гимнографии. М. А. Полякова (Калужский филиал Московского гос. технического ун-та им. Баумана) рассмотрела рецепцию идей Гуса в религиозной и педагогической системе Лютера.

Вторую группу составили доклады, посвященные современным интерпретациям наследия Яна Гуса и его месту в сегодняшнем мире. З. Выбирал (Гуситский музей, г. Табор, Чехия) охарактеризовал то значительное положение, которое Гус занимает в сознании чешского социума наших дней, обратив особое внимание на создание новых музейно-выставочных проектов и их специфику. Известный чешский исследователь истории религии Я. Б. Лашек, бывший многие годы деканом Гуситского факультета Карлова университета, дал характеристику новейшим книжным публикациям о Гусе как стремящимся к преодолению старых мифов и максимальной научной объективности, а также остановился на проблеме отношения современной католической церкви к Гусу, признавшей устами папы Иоанна Павла II несправедливость его жестокой казни, но не пошедшей далее по пути его реабилитации. На эту же тему - справедливо ли было обвинение Гуса в ереси - высказал свои соображения А. В. Липатов

450

Г. П. Мельников

(ИСл). О новых интерпретациях наследия Гуса богемистами-литера-туроведами говорила Л. Н. Будагова (ИСл). Большой интерес вызвал доклад П. Кроужека, советника посла Чехии в РФ, показавшего, что по результатам его наблюдений восприятие Гуса в чешском социуме наших дней все еще остается в рамках клише, возникших в предшествующие эпохи.

Третью группу представляли доклады, прослеживавшие интерпретацию гусизма в позднее Средневековье и Новое время. А. А. Ту-рилов (ИСл) привел чрезвычайно интересный материал о том, как Гуса трактовали православные славянские книжники. Г. П. Мельников (ИСл) осветил концепцию религиозного развития Чехии, сформированную чешскими некатоликами XVI-XVII вв., сосредоточившись на сочинении Павла Странского, где генезис гусизма возводился к традиции православия в Чехии, принесенного туда миссией Кирилла и Мефодия. Очевидно, это сочинение было известно русским славянофилам, о чем говорит текст одной из статей И. С. Аксакова. Е. П. Серапионова (ИСл) осветила малоизвестное явление - попытку создания гуситской церкви у чешских колонистов на Волыни в XIX в., закончившуюся безуспешно.

Четвертая группа - доклады по историографии гусизма. Старейшина такого рода исследований в России Л. П. Лаптева (МГУ) осветила оценку Гуса представителями позитивистского направления в русской историографии. Е. П. Аксенова (ИСл) сосредоточилась на высказываниях о Гусе и гусизме видного русского ученого А. Н. Пы-пина. И. И. Бучанов (ИНИОН) проанализировал интерпретации проблемы чешско-немецкого противостояния времен Гуса в отечественной историографии второй половины XX в. Непростому вопросу оценки справедливости процесса над Гусом в современной чешской науке, прежде всего в работах И. Кейржа, посвятила свое выступление Л. М. Гаркуша (Москва).

В целом конференция показала значительный интерес к гуситской проблематике, что позволяет надеяться на возрождение серьезных гуситологических исследований в России. По мнению многих участников, конференция прошла на высоком уровне, а приуроченная к ней выставка, снабженная текстами на чешском и русском языках, позволила дать современное научное представление о Яне Гусе широкой публике. Демифологизированный Ян Гус оказывается не менее интересным, чем его образы, сформированные позднейшей идеологией и культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.