Научная статья на тему 'Международная научная конференция «Великая французская революция, Империя Наполеона и Европа» памяти профессора В. Г. Ревуненкова'

Международная научная конференция «Великая французская революция, Империя Наполеона и Европа» памяти профессора В. Г. Ревуненкова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
540
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научная конференция «Великая французская революция, Империя Наполеона и Европа» памяти профессора В. Г. Ревуненкова»

2006 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_Сер. 2, вып. 3

ХРОНИКА

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ИМПЕРИЯ НАПОЛЕОНА И ЕВРОПА»

ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА В.Г. РЕВУНЕНКОВА

28 октября 2005 г. в стенах исторического факультета СГ16ГУ прошла Международная научная конференция «Великая Французская революция, Империя Наполеона и Европа», посвященная памяти выдающегося российского ученого профессора Владимира Георгиевича Ревупепкова (1911-2004). Организатором конференции выступила кафедра истории Нового и Новейшего времени, которой В.Г. Ревунепков заведовал на протяжении тридцати лет, с 1957 до конца 80-х годов. Этот научный форум состоялся через год после конференции в честь другого крупного ученого и педагога, проработавшего на кафедре многие годы, Кирилла Борисовича Виноградова1.

Более 50 историков из Санкт-Петербурга и других российских городов, а также из-за рубежа (США, Панама) выступили с докладами. Церемония открытия научного форума и пленарные заседания состоялись в просторной 50-й аудитории, которая собрала столь большое количество участников и слушателей, что яблоку было негде упасть. 'Особенно велик был интерес студентов, которые составляли значительную часть слушателей. И неудивительно, независимость ученого от общепринятых концепций всегда притягивала к нему учеников. Ведь известный в отечественной науке прежде всего как специалист по истории Великой французской революции конца XVIII в., В.Г. Ревунепков предложил свои концепции якобинской диктатуры и Парижской Коммуны 1792-1794 гг. и стал основателем ленинградской школы в изучении истории этого масштабного события. Самостоятельность и оригинальность мышления, верность своим взглядам противопоставила его в сложные годы идеологического засилья московской школе историков. Эта «ипаковость» мышления имела широкий резонанс в научной среде. В постперестроечные годы своей приверженностью к «марксистской парадигме» В.Г. Ревунен-ков также не укладывался в схемы, на этот раз ревизионистские, черпавшие вдохновение из книг французского историка Франсуа Фюре.

Приуроченная к случаю мемориальная выставка включила портрет В.Г. Ревунен-кова и его работы, в том числе принесшую ему известность докторскую диссертацию «Польское восстание 1863 г. и европейская дипломатия» (1957 г.) и завершившую творческий путь монографию «История Французской революции» (2003 г.). На выставке были также представлены работы «Марксизм и проблема якобинской диктатуры»

© Т.Н. Гончарова, О.В. Амисимов, 2006

(1966 г.), «Парижскиесанкюлоты эпохи Великой Французской революции» (1971), «Парижская коммуна. 1792-1794» (1976 г.), где В.Г. Ревупенков изложил свое понимание якобинской диктатуры как двоевластия монтапьярской части буржуазного Конвента и санкюлотской Коммуны. Пользующиеся известностью «Очерки по истории Великой Французской революции» в нескольких изданиях, каждый раз переработанных и дополненных, также притягивали взгляды собравшихся. На их страницах ученый подробно остановился на системе революционного правосудия 1792-1794 гг., показав, что подавляющее большинство казненных и заключенных в тюрьмы были люди из парода. А две работы «Наполеон и революция. 1789-1815» (1999) и «Взлет и падение Наполеона Бонапарта» (2001) свидетельствовали об увлечении разработкой проблем, связанных с этой незаурядной личностью, на которой, считал он, революция вовсе не закапчивается. Недаром и в своем обобщающем труде по истории революции он довел изложение до 1814 г.

Два солдата и офицер 46-го пехотного полка французской армии, встречавшие участников и гостей на входе, придавали мероприятию особый колорит революционной эпохи. Конференция открылась под руководством заведующего кафедрой истории Нового и Новейшего времени д-ра ист. паук, профессора В.Н. Барышникова. Вступительное слово произнес декан исторического факультета д-р ист. паук, профессор АЛО. Дворпиченко, поделившись своими воспоминаниями о В.Г. Рсвупепкове, об академичной манере подачи материала, которая отличала лекции профессора, об умении ясно и доходчиво изложить суть научной проблемы.

После приветствия проректора СПбГУ по международным связям С.Л. Ткачепко слово предоставили гостье конференции, директору Французского института в Санкт-Петербурге Елене Перу. Выяснилось, что для французов Наполеон остается легендарной фигурой, олицетворением политического идеала V республики, основателю которой Шарлю де Голлю в какой-то степени удалось воплотить в жизнь наполеоновскую систему сочетания демократии и сильной власти.

Пленарное заседание началось с доклада канд. ист. наук, доцента кафедры истории Нового времени А.А. Петровой «В.Г. Ревупенков - человек и педагог». Она сделала акцент на впечатлениях от общения со знаменитым ученым. Признаться, эмоциональный эффект се выступления был очень высок. «Последний оставшийся в живых марксист» (такое определение дал В.Г. Ревуненкову один журналист) всю жизнь оставался убежденным коммунистом, хотя и отделял научную теорию марксизма от идеологии. Маркс был прежде всего ученым, который своей теорией о социально-экономических формациях дал в руки историкам важный инструмент для исследований исторического процесса. В последние двадцать лет, с того момента как перестроечные процессы позволили российским ученым ревизовать прежние общепринятые схемы, эта убежденность вызывала волны несправедливой критики в адрес ученого.

200 научных работ, из них 12 монографий доказали, что основным рабочим принципом профессора была широта научных интересов. Нельзя быть узким специалистом -так говорил В.Г. Ревупенков своим коллегам, чем больше знает человек, тем более объективные оценки он может дать. И действительно, его палитра была широка: ряд исследований, посвященных политическому кризису 1862 г. в Пруссии и приходу Бисмарка к власти, международным отношениям середины XIX в., истории стран Латинской Америки. Он был прекрасным знатоком французской историографии и в течение многих лет читал этот курс для студентов кафедры. В.Г. Ревуненков - педагог любил собирать

вокруг себя самостоятельно мыслящих студентов, поощрял их работу, приветствовал новизну взгляда и подхода к той или иной, казалось бы, изученной проблеме.

Д-р. ист. наук, профессор Э.Д. Фролов, заведующий кафедрой истории Древней Греции и Рима, продолжил тему личных воспоминаний о профессоре. Он припомнил случай из брежневской эпохи, когда В.Г. Ревуненкова, убежденного коммуниста, разбирали по партийной линии. Курьезный, в общем-то, случай. Командированный в Пекин читать лекции, профессор имел неосторожность прокатиться на рикше. Какой-то бдительный сотрудник огласил это, и было закручено дело о том, что Ревуненков подражает капиталистам. Эдуард Давидович помнит В.Г. Ревуненкова как чрезвычайно одаренного исследователя, выступления которого на Ученом совете отличались взвешенностью и продуманностью, как человека принципиального и ответственного, мастера на меткое определение, обладавшего крепким здоровьем и закалкой, который сумел сохранить бодрый дух и ясный ум даже в немолодые годы.

Канд. ист. наук, председатель оргкомитета конференции О.В. Соколов представил научному собранию доклад «Внешняя политика Наполеона в эпоху Консульства и ранней Империи». Он сделал акцент на 1799-1801 гг., когда имело место реальное франко-русское сближение, причем обильно приправил свое изложение цитатами из русских и французских источников. «Мир - это первая необходимость для человечества и самая высокая слава», - писал в одном письме Бонапарт. В 1800 г., когда влияние Ш.М. де Та-лейрана было особенно сильно, во внешней политике республики действовал принцип «война с Англией до победного конца, с Австрией - до заключения мира, с Россией -союз». Франко-русское сближение было облегчено рыцарским жестом первого консула, вернувшего около 6000 русских военнопленных на родину, обмундировав их во все новое, со знаменами, барабанами и разнообразными почестями.

Торжественная встреча посланца императора генерала Спренгпортена в Париже, а также совместные проекты военных действий против Англии, обсуждавшиеся в переписке между Павлом I и Бонапартом, свидетельствуют о том, что в первые месяцы 1801 г. де факто сложился франко-русский союз, не следствие безумия Павла, а результат общности геополитических интересов обеих стран. Российский император и первый консул Французской республики пребывали в радостном возбуждении. 12 февраля 1801 г. в Париже прогремела канонада, звуки которой возвещали о том, что мир с Австрией подписан. «Journal des débats» написал по этому поводу: «Какой великолепный мир, какое славное начало века!» Если бы тогда знали, чем обернутся для Европы будущие14 лет! Как известно, трагическая смерть императора Павла, увы, поставила точку на союзе. Преемник Павла император Александр I возьмет совсем иной внешнеполитический курс. Ответ на вопрос, с чем был связан выбор нового курса Александром и насколько он не соответствовал геополитическим интересам российского государства, мы найдем в новой книге О.В. Соколова, посвященной 200-летию Аус-терлицкого сражения.

Дальнейшая работа конференции проходила по трем секциям, которые охватили широкий круг вопросов: историографические, социально-экономические и дипломатические, политические и военно-исторические. Среди докладчиков были как неопытные, начинающие авторы (студенты, аспиранты), так и уже зарекомендовавшие себя кандидаты и доктора наук. Несколько докладов и сообщений выходили за заявленные хронологические рамки (конец XVIII - начало XIX в.), но были органически связаны с основной тематикой. Не останавливаясь на всех докладах, с содержанием которых можно будет

познакомиться в сборнике материалов конференции, хотелось бы подчеркнуть основные направления работы каждой из секций.

Большую часть времени «историографическая» секция посвятила изучению актуальнейшей проблемы науки - образу России в зарубежных странах. Тема крепостничества в России прозвучала в выступлении М.М. Сафонова, сотрудника Института истории РАН, который коснулся особенностей видения российской действительности Жильбера Ромма, известного французского математика и якобинца: «Рабство русских крестьян не столь ужасно, они в нем обретают спокойствие, сохраняя свободу духа»; «пусть повсюду господствует рабство такое, как в России». Проблема рабства, но на материале американской истории, была затронута и в докладе доцента кафедры Новой истории C.B. Шершневой, которая рассказала собравшимся о русском историке второй половины XIX в. В.А. Бильбасове и о его малоизвестной рукописи, посвященной причинам восстания южных штатов в 60-е годы XIX в.

Участники секции обсудили также преувеличенно негативный и агрессивный образ России в общественном мнении Европы, складыванию которого способствовали как подложный документ под названием «Завещание Петра Великого» (выступление д-ра ист. наук, профессора В.А. Ушакова), так и путевые заметки маркиза Астольфа де Кюстина «Россия в 1839 году» (выступление П.Е.Самсонова). Доклад сотрудника Российской Национальной библиотеки A.B. Лихоманова «Цензура во Франции при Наполеоне I» послужил подтверждением тому, что и в просвещенной Франции имели место замалчивания и лицемерие авторитарной власти. Бонапарт, прекрасно понимая, что «снять узду с печати - значит потерять власть», делал вид, что цензуры в стране нет, считал должность цензора недостойной и не терпел, когда в книгах были надписи «дозволено цензурой».

Студент 3-го курса О.В. Анисимов представил сообщение, посвященное взглядам профессора В.Г. Ревуненкова на Наполеона, на сущность бонапартистской политики и причины ее противоречий. Скептически относясь к деятельности Бонапарта, особенно в качестве императора, ученый объяснял противоречивость его политики в сложности перехода от феодального к буржуазному строю; войны, призванные защитить революцию, привели к созданию новой «Каролингской» империи, новой тюрьме народов; азарт, амбиции и утрата чувства реального имели следствием поражение Первой империи.

В секции «Социально-экономические и дипломатические аспекты» доклады и сообщения были тематически разделены на три части: дипломатия, экономика и людские судьбы. Д-р ист. наук, профессор А.Я. Массов (Морской техн. ун-т), рассказал о том, как прибытие русских моряков в порт Сидней в августе 1814 г. с известием о свержении Наполеона положило начало дружественным связям между Россией и английской переселенческой колонией в Австралии. Канд. ист. наук A.A. Петрова рассказала о незаурядной личности испанского дипломата герцога Осуны, который представлял свою страну в Санкт-Петербурге более десяти лет, с 1856 по 1868 г. Канд. ист. наук С.И. Щего-лев посвятил свое сообщение герцогству Варшавскому в системе наполеоновской Европы, а д-р ист. наук В.А. Ушаков привел отклики революционной Франции на кончину «отца-основателя» США Дж. Вашингтона. В эту же группу сообщений относится и выступление студентки 5-го курса Е.С. Тохтасьевой, посвященное неоднозначной реакции Наполеона на становление династии Бернадотов в Швеции.

Научный сотрудник уральского Института истории и археологии РАН Г.Н. Шумкин рассказал в своем докладе о мероприятиях властей по реанимации металлургии и

военной промышленности Урала в период Наполеоновских войн. Вопросу российско-португальских торговых договоров конца XVIII - начала XIX в. было посвящено выступление студентки 5-го курса Л.О. Лиходиевской.

Непростым судьбам эмигрантов, дворян и священнослужителей после их возвращения во Францию эпохи Консульства был посвящен доклад доцента Волгоградского гос. ун-та Е.П. Пискуновой. Выступление ассистента кафедры Новой истории Т.Н. Гончаровой на примере трех великосветских дам в Париже 1801-1804 гг. продемонстрировало все многообразие отношения российской аристократии к первому консулу и его двору (от откровенного неприятия Варвары Головиной, насмешек Екатерины Долгорукой до восторженного обожания Елизаветы Дивовой). Американский историк Бен-дек Уитни поведал собравшимся о причинах того, почему молодая жена Наполеона Мария-Луиза, став символом фрапко-австрийского сближения, гак и не сумела примирить две нации.

В третьей секции обсуждались политические и военно-исторические аспекты. Доклад Б.Г. Кипниса (Госуниверснтет культуры и искусств) «Причины катастрофы при Аустерлице» вызвал дискуссию о личности М.И. Кутузова, в ходе которой прозвучали мнения о том, что в великом полководце царедворец часто брал верх, что заставляло его жертвовать интересами армии для личной выгоды. Выступление д-ра ист. наук В.Е. Воз-грина, посвященное Дании в Наполеоновских войнах, приоткрыло завесу недостаточной изученности над проблемой роли и значения Северной Европы в начале XIX века. Доклад С.Л. Малышева (Госуниверситет культуры и искусств) обратил внимание на эволюцию политических взглядов русских солдат, которые в 20-е годы призывали господа ниспослать им «Наполеопушку». Ведущий секции О.В. Соколов раскрыл свое понимание личности и психологии Александра I. Комплекс зависти и маниакальная цель победить «выскочку» Бонапарта везде, где только возможно, - вот что толкало царя па войны и заставляло его гнать в бой пруссаков и австрийцев. «Лицедей па троне», не руководствовавшийся национальными и политическими интересами России, есть, по мысли О.В. Соколова, главный виновник Наполеоновских войн.

Сообщение студента 3-го курса М.С. Белоусова было посвящено военным действиям французов и провалу их администрации в Испании. В этой связи О.В. Соколов подчеркнул боевое превосходство французских войск в ряде битв, в частности в сражении при Сомосьерре, где снискал славу польский эскадрон улан. В сообщении ассистента кафедры A.B. Бодрова были освещены проблемы перехода Второй империи на путь конституционной монархии незадолго до лета 1870 г., когда судьба уготовила ей военное поражение. Секция обсудила и проблему завершения французской революции. В этой связи были высказаны мнения по вопросу о демократии и «самоотрицании» революции, а также по процессу складывания нового общества во Франции. Итог дискуссии подвел руководитель секции О.В. Соколов, но мнению которого Наполеон, несмотря ни на что, скорее - созидатель, чем разрушитель, и брошенные им «на зыбучий песок гранитные плиты» (так выражался сам император) легли в основу современной Франции.

На вечернем пленарном заседании были подведены итоги работы секций и прозвучали предложения сделать подобные конференции традиционными. На этом Международная конференция «Великая французская революция, Империя Наполеона и Европа» памяти профессора В.Г. Ревуненкова завершила свою работу. Ее участникам удалось обнажить актуальные и острые проблемы науки, разработка которых даст им-

пульс новым исследованиям. Кафедра истории Нового и Новейшего времени - организатор конференции - получила мощный заряд для собственного развития и для поднятия престижа «новистики».

' Международные отношения п Hoiioe и Нонешнее нремя. Материалы Международной научной конференции, носнящепной памяти профессора К.Б. Виноградова. Санкт-Петербург, декабрь 2004 г. СПб., 2005.

Т.Н. Гончарова, О.В. Анисимов

Статья поступила и редакцию 30 марта 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.