Научная статья на тему 'Международная научная конференция «Российско-шведский (союзный) договор 1812 года и его последствия для Северной Европы»'

Международная научная конференция «Российско-шведский (союзный) договор 1812 года и его последствия для Северной Европы» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научная конференция «Российско-шведский (союзный) договор 1812 года и его последствия для Северной Европы»»

Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2012. Вып. 4

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РОССИЙСКО-ШВЕДСКИЙ (СОЮЗНЫЙ) ДОГОВОР 1812 ГОДА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ»*

25-26 марта 2012 г. в Санкт-Петербурге в конференц-зале гостиницы «Астория» проходила Международная научная конференция «Российско-шведский (союзный) договор 1812 года и его последствия для Северной Европы». Конференция была посвящена 200-летию заключения Российско-шведского договора, подписанного в Санкт-Петербурге 5 апреля (24 марта) 1812 г. Организаторами конференции выступили Фонд защиты свободы слова (Fritt Ord Foundation) (Осло) и Институт всеобщей истории Российской академии наук (Москва). Кроме того, организаторами конференции были Институт истории и религиоведения Университета Тромсё и Институт оборонных исследований Университетского колледжа Норвежской обороны (Осло).

Конференцию открыли директор Фонда защиты свободы слова (Осло) Эрик Руденг и заместитель директора Института всеобщей истории РАН (Москва) докт. ист. наук В. В. Ищенко. В самой же работе этого крупнейшего научного форума приняли участие ведущие историки из России, Швеции, Франции, Великобритании, Норвегии, Дании и Финляндии. С докладами, которые проходили в режиме пленарных сообщений, выступили известные специалисты-исследователи эпохи Наполеоновских войн, такие как Доминик Ливен (университет Кембриджа), Мари-Пьер Рей (Парижский университет (Сорбонна I)), В. В. Рогинский (Институт всеобщей истории РАН), Гуннар Оселиус (Шведский национальный военный колледж) и др. Конференцию вел профессор Патрик Салмон (Министерство иностранных дел и по делам Содружества, Лондон).

Прежде всего, на конференции обсуждалась проблема, связанная с раскрытием особой роли Российско-шведского (союзного) договора для развития международных отношений на Севере Европы в начале XIX в. Участники конференции наибольшее внимание уделили рассмотрению региональных и международных вопросов, показывающих какое значение в условиях Наполеоновских войн, затронувших большую часть Европы, имел подписанный в 1812 г. Российско-шведский договор. Весьма подробно, как представляется, этот вопрос осветил в своем докладе шведский профессор университета г. Умео К. Вальбек. Так же отдельно этот договор как одну из наиболее важных международных предпосылок, приведших к принятию в 1814 г. конституции Норвегии и началу основания, таким образом, норвежского национального государства, был рассмотрен в выступлении профессора В. В. Рогинского. При этом, как было подчеркнуто, Российско-шведский договор означал для обоих государств «фундаментальный союз, чем был заложен первый камень в основание новой атлантической коалиции», поскольку затем Швеция подтвердила окончательный отказ от Финляндии, а Россия соглашалась на присоединение к Швеции Норвегии, которая являлась «наследственным владением Дании». Эту же мысль затем разделил с российским исследователем профессор военной истории Г. Оселиус, который посвятил свое выступление раскрытию эволюции изменений в российско-шведских отношениях в 1809-1814 гг., выразившейся в откровенном переходе от враждебных межгосударственных отношений к союзническим.

Далее в ряде докладов, прозвучавших на конференции, была затронута проблема раскрытия роли именно Наполеоновских войн как формы мирового соперничества, а также значе-

* Сообщение подготовлено в рамках выполнения работ по соглашению, заключенному с Министерством образования и науки РФ по заявке № 2012-1.5-12-000-3001-005 «Проблемы идентичности в истории стран Европы и Америки в эпоху Нового и новейшего времени», мероприятия 1.5 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

ния взаимоотношений русского императора Александра I с Наполеоном и шведским королем Карлом Юханом. Эта тема прежде всего была представлена в докладах известного британского историка, специалиста по истории России, профессора Д.Ливен и автора недавно изданного во Франции капитального произведения «Александр I. Царь победивший Наполеона» М. -П. Рей. Профессор кафедры истории России и Советского Союза, директор Центра исследований по истории славян Университета Париж I Пантеон Сорбонна М. -П. Рей в своем докладе постаралась досконально проанализировать трагедию Великой Армии. Одновременно выступавшая не оставила без внимания и точку зрения России, полагая, что именно победитель в войне с Наполеоном Александр I приложил после ее окончания решающие усилия, чтобы «сохранить величие и силу Франции, которые считал необходимыми для блага Европы». В возникшей по этому докладу весьма острой дискуссии активное участие принял известный петербургский исследователь Наполеоновских войн, автор книги «Битва двух империй. 1805-1812» (М.; СПб., 2012) канд. ист. наук О. В. Соколов. Он высказал свое видение проблемы развития российско-французских отношений начала XIX в. и постарался ответить на вопрос, «кто проиграл от несостоявшегося союза Франции и России» перед началом Отечественной войны 1812 г. В обсуждении данной темы приняли участие известный российский историк, доктор исторических наук, лауреат премии им. А. Леруа-Больё А. В. Чудинов (Институт всеобщей истории РАН), а также преподаватель кафедры истории Нового и новейшего времени СПбГУ канд. ист. наук Т. Н. Гончарова.

В ходе дальнейшей работы конференции ее участники сосредоточились уже на значении Российско-шведского договора, прежде всего для дальнейшего формирования внешнеполитических процессов, проходивших в странах самой Северной Европы. В частности, Томас Мунк-Петерсен из Университетского колледжа Лондона раскрыл непосредственные условия, подготовившие отделение Норвегии от Дании, а Одд Арвид Сторсвеен и Ойстейн Риан из Университета Осло особо остановились на важной роли утверждения пересмотренной Конституции Норвегии в окончательном становлении Шведско-норвежской унии 1814 г. Причем профессор истории О. А. Сторсвеен попытался прежде всего ответить на вопрос, касающейся определения степени взаимовлияния великих держав, и той роли, которую играют в этом малые страны Европы. Профессор истории раннего Нового времени О. Риан, который хорошо был известен участникам конференции по публикациям о региональной истории Норвегии XVII — начала XIX в. и внешней политике Дании-Норвегии до 1814 г., коснулся рассмотрения в целом внешней политики скандинавских стран в XIX в., обратив при этом особое внимание на эволюцию политики этих стран от очевидной воинственности в начале века к проведению к концу этого столетия дипломатической линии, свойственной уже «миролюбивым нациям-государствам».

Отдельно на конференции обсуждались также проблемы, связанные с рассмотрением причин изменения роли России в ее отношениях к Шведско-норвежской унии в последующую эпоху. Как отмечалось в ходе возникшей на конференции дискуссии, в середине XIX — начале XX в. Россию уже нередко рассматривали в виде некой своеобразной «угрозы для Европейской цивилизации». На это указал в своем выступлении профессор Або академии Макс Энгман. Причем участники конференции подчеркивали, что шведско-российская дружба, начавшаяся в 1812 г., уже явно завершилась во время Крымской войны, а ноябрьский договор 1855 г., заключенный между Швецией, Англией и Францией, гарантировавший Шведско-норвежское королевство «от посягательств России», четко определил Российскую империю как наиболее вероятного агрессора в отношении Скандинавии. И уже в конце XIX в., подчеркивалось на конференции, Швеция даже активно использовала «русскую угрозу» — в первую очередь для того, чтобы удержать Норвегию внутри унии. Эту мысль наиболее четко в ходе состоявшегося на конференции обсуждения сформулировал профессор Йенс Петтер Нильсен (Институт истории университета Тромсё). Исследователь в своем докладе четко проанализировал так называемый «норвежско-шведско-российский треугольник», не раз в данном случае подчеркнув, что в Норвегии тогда начали достаточно безосновательно опасаться России — будет ли она все больше и больше нуждаться в ее незамерзающих гаванях на севере страны. Это придавало, по его мнению, объективность представлениям о «русской угрозе», нависшей над севером Норвегии, но это также можно

рассматривать как один из факторов в проявлении стремления норвежцев к самоутверждению в рамках унии. Тем не менее, как справедливо было замечено на конференции, уния между Норвегией и Швецией была в 1905 г. мирно расторгнута, а Россия стала первой сверхдержавой, признавшей независимость Норвегии.

Окончательный итог конференции подвел профессор Патрик Салмон, который подчеркнул несомненное значение Российско-шведского договора 1812 г. для последующего исторического развития стран Северной Европы.

Конференция закончилась организованным для ее участников концертом классической музыки, который хорошо гармонировал как с академической формой ее проведения, так и с интерьерами гостиницы «Астория», построенной в 1912 г. по проекту известного шведского архитектора Ф. Лидваля.

В. Н. Барышников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.