Научная статья на тему 'Международная научная конференция "понимание общественно-исторического развития и современности: методология социальных наук"'

Международная научная конференция "понимание общественно-исторического развития и современности: методология социальных наук" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зайнутдинов А.Э.

28–29 июня 2013 г. на базе Социологического института Российской академии наук состоялась международная научная конференция «Понимание общественно-исторического развития и современности: методология социальных наук», посвященная российскому историку и социальному ученому академику А.С. Лаппо-Данилевскому (1863–1919).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зайнутдинов А.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Scientific Conference “Understanding Socio-Historical Development and Modernity: A Methodology for Social Sciences”

The International Scientific Conference “Understanding Socio-Historical Development and Modernity: A Methodology for Social Sciences” was held 28-29 June 2013 on the basis of the Sociological Institute of the Russian Academy of Sciences. It was dedicated to the Russian historian and social scientist, academician A. Lappo-Danilevsky (1863-1919). The event was organized by the sector of the history of Russian Sociology. The conference was attended by 49 people, among them participants from Mexico, Spain, India, the Philippines, and Belarus.

Текст научной работы на тему «Международная научная конференция "понимание общественно-исторического развития и современности: методология социальных наук"»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПОНИМАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК»

28—29 июня 2013 г. на базе Социологического института Российской академии наук состоялась международная научная конференция «Понимание общественно-исторического развития и современности: методология социальных наук», посвященная российскому историку и социальному ученому академику А.С. Лаппо-Данилевскому (1863—1919). Мероприятие было организовано сектором истории российской социологии Социологического института РАН. В работе конференции приняли участие 49 человек, в том числе ученые из Мексики, Испании, Индии, Филиппин, Беларуси; 2 докладчика приняли участие в виртуальной форме.

Пленарная сессия открылась докладом И.Ф. Девятко (Москва) «Стадии эволюции и проблема классификации исторических типов общества: можно ли вернуть социологический дискурс в "междисциплинарный синтез"?». Автором были рассмотрены наиболее популярные в неоэволюционной теории социологические классификации эволюционных стадий и исторических типов общества в соотнесении с иными влиятельными классификациями в других социальных науках (истории, антропологии, археологии). В докладе были затронуты вопросы о пригодности и продуктивности этих классификаций, а также о критериях их оценки и возможности создания «всеобъемлющей» таксономии, полезной для макросоциологических и междисциплинарных исследований.

М.Б. Хомяков (Екатеринбург) продолжил работу сессии докладом на тему «Как воспитать свободу: образовательные модели модерности». Автор начал с утверждения о центральности вопросов образования для модерности, основанной на принципах автономии и рационального овладения миром. Первым классическим выражением этих принципов явился гумбольдтовский университет, представляющий собой принципиальное соединение образовательной и научной деятельности. Университет поздней модерности, однако, далеко уходит от этой модели и строится по образцу крупной корпорации. В разных моделях такого университета продуктами считаются образовательные программы или выпускники, а клиентами — студенты или работодатели. Автор проана-

Международная научная конференция...

лизировал эти две модели, указав на противоречивость тенденций развития современного образования.

Р.Г. Браславский (С.-Петербург) в докладе «Трансдисциплинарные стратегии анализа в современных социальных науках» показал, что при всех различиях наиболее распространенные подходы к пониманию общественно-исторического развития и современности (модернизационный, локально-цивилизационный, мир-системный, полиэволюционный) в своих «классических» версиях разделяют общую приверженность к построению редукционистских, детерминистских и когерентных моделей. Накапливаемые в рамках каждой из этих парадигм эмпирические аномалии и концептуальные девиации вынуждают исследователей искать новые модели. В качестве современных решений автором рассматриваются неоинституциональный анализ в экономической истории (Д. Норт) и цивилизационный анализ в исторической социологии (Ш. Эй-зенштадт, Й. Арнасон). Их общей характеристикой является критическое переосмысление концептуальных оснований соответствующих дисциплин и отказ от детерминизма в пользу принципа неопределенности и контингент-ности.

М.В. Масловский (С.-Петербург) выступил с докладом «От реконструкции веберовской исторической социологии к разработке поствеберианской теории ци-вилизационного анализа». С началом «веберовского ренессанса» неоднократно предпринимались попытки реконструкции исследовательской программы М. Вебера. Иной подход к оценке теоретического наследия классика был предложен ведущими современными представителями цивилизационного анализа в социологии — Ш. Эйзенштадтом и Й. Арнасоном. Оба исследователя определяют цивилизации на основе религиозных и политических критериев. Однако если подход Эйзенштадта сосредоточен на культурных факторах, что приводит к выделению «зависимости от колеи», то Арнасон понимает культуру как «констелляцию», в рамках которой креативность социального действия и влияние случайных событий могут изменить траекторию цивилизационной динамики. В целом при сохранении определенной преемственности с веберианским подходом представители цивилизационного анализа выходят за его рамки.

Б.Н. Миронов (С.-Петербург) проанализировал вопрос «Почему произошла Русская революция 1917 года?». Революция 1917 г., как любое сложное общественное явление, своим происхождением обязана совокупности факторов (психологических, политических, экономических, социальных, демографических, метеорологических и других) и совпадению множества случайностей. В докладе была предпринята попытка дать междисциплинарный ответ на вопрос о предпосылках и причинах Русской революции в сравнительной перспективе.

В.В. Козловский (С.-Петербург) в докладе «Диффузии современности: конвертация социально-исторического опыта в текущую приватную и публичную историю» коснулся проблемы понимания современности, которое, в отличие от ее описания, означает раскрытие изменчивого характера и механизма текущей природной, социальной и культурной реальности. В центр внимания было поставлено понятие модерности, охватывающее тип устройства общества, реализуемый и проживаемый в настоящее время. Исходя из принципа множествен-

Научная жизнь

ности модерностей, автор аргументировал тезис о диффузии современности, социокультурным механизмом которой является конвертация социально-исторического опыта в повседневные практики.

После пленарной сессии работа конференции продолжилась в трех параллельных секциях.

В первой секции «Типы понимания общественно-исторического развития и современности» В.В. Василькова (С.-Петербург) проанализировала эволюцию социологического знания в границах между физикой и метафизикой и показала, что основные парадигмальные революции в развитии социологического знания происходили, главным образом, в результате перенесения на социум естественнонаучных подходов, опосредованных философской рефлексией. Н.В. Немирова (С.-Петербург) обратилась к особенностям теоретико-методологических построений А.С. Лаппо-Данилевского, проведя сопоставление и уточнение ключевых понятий неокантианской методологии социально-исторического познания. Данную тему продолжила Г.А. Меньшикова (С.-Петербург), описав предложенный Лаппо-Данилевским алгоритм изучения истории как последовательность трех исследовательских операций: обозначение сути явления — выявление отклонения реалий от идеальной модели — выяснение факторов, его обусловивших. Во второй день участники секции сосредоточились на тематике исторической памяти. М.М. Мацкевич (С.-Петербург) проанализировала, что влияет на представления российских социологов, исследующих социальную память. Вывод докладчицы состоял в том, что изменения в государственной политике памяти оказывают меньшее влияние на методику и интерпретацию результатов исследования по сравнению с личными ориента-циями исследователя. Социальную память как фактор «инставрации» жизненного мира рассмотрела Э.Г. Позднякова-Кирбятьева (Харьков). Н. Старостина-Трубицына (США) обратилась к проблеме исторической памяти в творчестве русских писателей-эмигрантов Ивана Бунина (1870—1953) и Надежды Тэффи (1872—1952). В частности, автором был сделан вывод о том, что ностальгия зачастую приводила к отстранению, даже изоляции писателей от современной общественной и интеллектуальной жизни. Linn Ruth (США) задалась вопросом о том, насколько «коллективной» является коллективная память о Холокосте, рассмотрев ее на примере истории одной из жертв Холокоста — Рудольфа Врба, и истории его мемуаров.

Вторая секция «Пересекая дисциплинарные границы: стратегии социальных исследований» начала свою работу с доклада Х.С. Гафарова и Ю.Ю. Гафаровой (Минск) «Социальная философия и социология: проблема дисциплинарных границ». Авторы акцентировали внимание на проблеме дисциплинарного самоопределения социальной философии, связав ее с задержкой институционализации данной науки. Ю.А. Прозорова (С.-Петербург) проанализировала основания, траектории и перспективы междисциплинарных взаимодействий между антропологией, археологией и социологией в области цивилизационных исследований. Eleni Nina-Pazarzi и Michail Pazarzis (Греция) исследовали развитие социологии права в Греции в соотношении с историей правовой мысли и в социально-историческом контексте. Julian Jr. Advincula (Филиппины) в своем

Международная научная конференция..

докладе показал значение социального, политического и экономического аспектов подхода Маркса в контексте современных проблем глобализации. Maria Perevochtchikova (Мексика) проанализировала теоретические и методологические подходы к изучению экологических услуг с точки зрения междисциплинарного подхода. Т. И. Суслова (Томск) рассмотрела интегративные тенденции в современных социальных исследованиях, предположив, что в комплексе наук о человеке не социальные факторы и объекты природы, а различные стороны человеческой деятельности будут основанием для выделения направлений исследования. Возможности источниковедения для методологии социальных наук проанализировал В.В. Коршаков (Москва), понимая под «источниковедением» упорядочение источников информации, их ранжирование и построение научных реконструкций на основе таких источников.

На третьей секции «Социологический дискурс и анализ модерности» были представлены доклады широкой тематики. А.Г. Эфендиев (Москва) в своем докладе показал, что необходимо усложнение представлений о механизмах воздействия ценностей на поведение личности и осмысление решающей роли институциональной практики в регуляции реального поведения акторов. Теоретико-методологические проблемы исследования «современности» проанализировала В.И. Бочкарева (С.-Петербург), сопоставив позицию А.С. Лап-по-Данилевского с взглядами таких современных социологов, как З. Бауман и М. Кастельс. Д. Мельников (С.-Петербург) обратился к теме региональных особенностей модерна постсоветской России, рассматривая их через призму заимствованной у И. Валлерстайна модели «центр — полупериферия — периферия». И. Ситнова (Москва) провела сравнительный анализ «цветных» революций в странах постсоветского пространства, отметив основные факторы и последствия трансформации политических режимов Грузии, Киргизии и Украины. В.И. Ильин (С.-Петербург) обратился к теме методологического поворота к повседневности. Поворот к повседневности означает методологический сдвиг от социальной архитектуры к «социальному сопромату», включающему в себя жизненный мир индивидов, повседневные практики взаимодействия и ситуационный анализ. Проект Санкт-Петербурга в современном публичном дискурсе региональной властной элиты проанализировала А. Дауга-вет (С.-Петербург). Д.К. Тихазе и А.С. Курилова (Москва) посвятили свой доклад актуальности высказанных около полувека назад социологических идей Г. Маркузе, Э. Фромма и У. Уайта в контексте современных реалий «общества потребления».

В конференции приняли участие специалисты из различных областей со-циогуманитарного знания. Пленарные доклады, доклады на секциях и дискуссии послужили хорошей базой для продолжения междисциплинарных исследований. В заключение конференции все участники совершили прогулку по рекам и каналам Санкт-Петербурга.

А.Э. Зайнутдинов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.