Научная статья на тему 'Международная научная конференция "Национальные коды в языке и литературе. Литературоведение"'

Международная научная конференция "Национальные коды в языке и литературе. Литературоведение" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
209
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шарыпина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научная конференция "Национальные коды в языке и литературе. Литературоведение"»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

DOI: 10.18384/2310-7278-2018-2-171-177

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОДЫ В ЯЗЫКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ»

Шарыпина ТА.

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского 603950, Нижний Новгород, проспект Гагарина, д. 23, Российская Федерация

INTERNATIONAL SCiENTiFiC CONFERENCE "NATiONAL CODES iN LANGUAGE AND LiTERATURE. LiTERARY CRITICISM"

Sharypina TA.

Lobachevsky State University of Nizhniy Novgorod

23, Gagarina ave, Nizhni Novgorod, 603950, Russian Federation

1-3 декабря 2017 г. в Институте филологии и журналистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского проходила Международная научная конференция «Национальные коды в языке и литературе». С 2013 г. конференции, посвящённые изучению национальных кодов в западноевропейской и русской словесности («Национальные коды в европейских литературах XIX-XXI вв.»), ежегодно проводит кафедра зарубежной литературы. В 2017 г., как и в 2014 г., Международная научная конференция «Национальные коды в языке и литературе» была организована и проведена совместно с кафедрой современного русского языка и общего языкознания, что позволило осветить поставленную проблему всесторонне, комплексно.

В 2017 г. работа литературоведческих секций конференции определялась глобальной темой «Феномен революции в мировом литературном сознании», связанной со 100-летием революции 1917 г. в России. На пленарном заседании профессором Института филологии и журналистики ННГУ имени Н.И. Лобачевского И.С. Юхновой был прочитан доклад «Мир Востока в эпоху революционных преобразований в произведениях М. Шевердина», в котором ярко освещены вопросы соотношения художественных и политико-идеологических смыслов восточного восприятия русской революции. В выступлении доцента

© CC BY Шарыпина Т.А., 2018.

V17y

кафедры всемирной литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета А.И. Кузнецовой «Образ Ленина в дадаизме и постдадаистическом нарративе» проанализированы причины и обстоятельства генезиса устойчивого фикционального сюжета мировой литературы и искусства ХХ-ХХ1 вв., связанного с возможным знакомством Владимира Ленина и Тристана Тцара (П. Вайс, Т. Стоппард, А. Кодреску и др.), а также одна из первых литературных обработок этого диалога - пьеса П. Вайса «Троцкий в изгнании». Доцент кафедры истории зарубежных литератур Московского государственного областного университета А.А. Стрельникова в докладе «Миф о "новом человеке" в творчестве И.Р. Бехера» рассмотрела названную проблему в широком контексте этико-эстетических воззрений писателя.

Литературоведческая часть конференции была продолжена секционными заседаниями, которые проходили по следующим направлениям: «Феномен революции в мировом литературном сознании: мифы и реальность», «Революционный дискурс в мировом культурно-историческом и художественном пространстве», «Осмысление динамики интерпретаций русской и зарубежной литературой революционных контекстов».

Работа секции «Феномен революции в мировом литературном сознании: мифы и реальность» была посвящена рассмотрению многообразия революционных идеологических моделей и особенностям их трактовок зарубежным литературным сознанием. Доклад профессора И.Б. Казаковой (Самара, СГСПУ) был посвящён

анализу темы Великой французской революции в творчестве Уильяма Вод-сворта. В частности, была прослежена определённая динамика в восприятии английскими романтиками глобального катаклизма исторической эпохи. Гражданская война 1861-1865 гг. в литературе «южной» традиции 1930 гг. стала предметом анализа в сообщении профессора И.Б. Архангельской (НИУ ВШЭ - Нижний Новгород). Формированию национальных рецептивных континуумов революционного феномена был посвящён целый ряд выступлений. В докладе профессора Т.А. Ша-рыпиной (Нижний Новгород, ННГУ) анализировалась тема Крестьянской войны в Германии и феномен революционного сознания в пьесах Фридриха Вольфа «Бедный Конрад» (1923) и «Томас Мюнцер, человек со знаменем радуги» (1953). Речь шла не только о том, что проблемой развития и становления героя и народной массы в борьбе за свои права Ф. Вольф занимался всю жизнь, но и о самой специфике феномена революционного сознания в Германии. В докладе А.А. Ольковой (Нижний Новгород, ННГУ) рассмотрено своеобразие воплощения революционного кода в драматургии Ирландии. В сообщении Л.А. Мельниковой (Балашов, Балашовский институт СГУ), по-свящённом особенностям изображения революционной действительности в пьесе Э. Толлера «Человек-масса», выявляется центральный конфликт произведения, представляющий собой противостояние Человека и Массы.

Тема философского осмысления истории в драматургии Хайнера Мюллера (1970-1990-х гг.) стала предметом анализа в сообщении А.С. Фроловой (Нижний Новгород, ННГУ), в част-

ности, докладчик констатировал, что в мировоззрении Хайнера Мюллера история больше не предстаёт перед нами как непрерывный логический процесс, а, следовательно, форма привычного драматического нарративного повествования в таком случае становится невозможной. Особенностям зарубежных трактовок утопических смыслов русской литературы был посвящён доклад польской исследовательницы Эвы Козак, кандидата гуманитарных наук Естественно-гуманитарного университета (Седльце, Польша). В нём рассматривались два облика революции в романе известного современного польского писателя Яцека Дукая «Ксаврас Выжрын».

Два доклада были посвящены осмыслению проблем Германии эпохи объединения и падения Берлинской стены. В сообщении М.В. Мазеновой (Нижний Новгород, ННГУ) о традициях Т. Фонтане в повести Ф.К. Делиу-са «Груши Риббека» делается вывод о том, что сама художественная структура этого произведения способствует изображению атмосферы смены философских, социально-политических ориентиров в эпоху перелома, позволяя воспроизвести различные оттенки отражения происходящих событий в зависимости от исторического опыта героев и повествователей. В докладе польской исследовательницы Адрианы Погода-Колодзеяк, кандидата гуманитарных наук Естественно-гуманитарного университета (г. Седльце) рассматривалась животрепещущая проблема пересмотра нравственных ценностей и итогов второй мировой войны в современном немецком киноискусстве эпохи объединения.

В работе секции «Революционный дискурс в мировом культурно-историческом и художественном пространстве» приняли участие восемь докладчиков. В докладе профессора Н.Э. Сейбель (Челябинск, ЮУрГГПУ) обозначены основные векторы обсуждения предложенной темы. Рассматривая роман Ф. Верфеля «Барбара, или благочестие» (1929) в контексте экспрессионизма, докладчик отметил зафиксированную в этом направлении «готовность к тотальной жестокости», свойственную эпохе первой трети двадцатого века. Доклад профессора Г.И. Родиной (Арзамас, АфННГУ) представляет политические взгляды Г. Зудермана. Тема русской революции как квинтэссенции переходной эпохи связана с социальными и этическими проблемами рубежа веков, раскрытыми немецким писателем в его творческом наследии.

В контексте революционных идей первой трети ХХ в. В.И. Кравченко (Ростов-на-Дону, ДГТУ) рассмотрел творчество английского писателя Д.Г. Лоуренса. Он напомнил об утверждении английского писателя, что «большевизм - новое величайшее заблуждение человечества». В центре исследования здесь роман «Пернатый змей» (1929), художественный мир которого связан с историей Мексиканской революции. Картину общественного самосознания Европы, воплощённого в творчестве писателей разных стран, удачно дополнил доклад Е.Э. Овчаровой (Санкт-Петербург, СПбГУ) о социальных прозрениях Анатоля Франса.

Современной литературе, связанной с проблемами революционного дискурса, были посвящены доклады,

V173;

представляющие литературу Великобритании. Художественное воплощение «тотальной жестокости» эпохи в романе современного английского писателя Д. Мика «Декрет о народной любви» (2005), созданном на основе исторических материалов гражданской войны в России, рассмотрено в докладе В.Г. Новиковой (Нижний Новгород, ННГУ). М.С. Дроздова (Москва, МГПУ) представила «поэзию в эпоху социальных потрясений» на материале книги Д. Фаулза «Аристос» и его сборника стихов «Избранное». Она останавливается на идее, которую всемерно поддерживал этот современный английский классик: социальное развитие состоит из личных вкладов ярких личностей, особенно личностей поэтов.

В связи с разочарованием, характерным для эпохи социальных потрясений, закономерно появление антиутопий. К очень яркой в этом отношении дилогии С. Таунсенд, посвящённой крушению британской королевской семьи, обращён доклад Ю.Г. Ремаевой (Нижний Новгород, ННГУ). А.А. Ли-пинская (Санкт-Петербург, СПбГУ) вновь работала с литературным материалом первой половины ХХ в., достаточно неожиданным в контексте конференции. Её доклад посвящён готической новелле Э. Норткопа. Следует отметить, что А.А. Липинская не только переводчик, но и один из самых заметных отечественных специалистов в области современной литературной готики, что и позволило ей убедительно связать готику и революцию.

В докладах, заслушанных на заседании секции «Осмысление динамики интерпретации европейской литерату-

рой революционных контекстов», рассматривалось, как осознавалась тема революции и революционных преобразований в литературе и фольклоре. В докладе Н.А. Федосеевой (Йошкар-Ола, МарНИИЯЛИ) было показано, как в марийской поэзии XIX в. представлена тема революции. Это событие соотносится поэтами с природными образами грозы, молнии. Революция преображает мир, озаряет его новой идеей. Преобладание природных образов объясняется системой верований марийцев, у которых сохраняется язычество. А ритмику и строфику они переняли у русских поэтов, воспевших революцию (в частности, часто используют «лесенку» В.В. Маяковского).

В центре внимания Альдоны Борковской (Естественно-гуманитарный университет, г. Седльце, Польша) оказался роман Владимира Зазубрина «Щепка». В докладе было показано, что писатель воспринимает революцию как механизм, как машину, и такое восприятие определило художественные особенности произведения: преобладание сенсорных метафор, ориентация на зрительное восприятие. Подробно была рассмотрена цветовая символика: отмечено преобладание красного, чёрного, белого цветов, которые связаны с идеей смерти, крови, образом апокалипсиса. О.И. Плешкова (Барнаул, АлтГПУ) обратилась к творчеству Бориса Акунина. Она рассмотрела два произведения писателя - роман «Пела-гея и Красный Петух» и новеллу «Материя первична». В первом произведении докладчица прокомментировала мистические коннотации и библейские аллюзии. Во втором раскрыла аналогию «коммунизм - вампиризм» и объяснила оформление первого изда-

ния книги, в которую включена данная новелла.

В докладе О.С. Сухих (Нижний Новгород, ННГУ) «Революция как путь обречённых в романе Л. Юзефо-вича "Зимняя дорога"», во-первых, была раскрыта историческая основа произведения, во-вторых, сопоставлены судьбы генерала Пепеляева и анархиста Строда. Революционные контексты в произведениях Юрия Олеши выявила и проанализировала А.Н. Ушакова (Нижний Новгород, Нижегородский филиал УРИО), показав, что понимание сущности революции писателем оказалось наиболее близко европейскому читателю. Л.Х. Нас-рутдинова (Казань, КФУ) представила доклад, выполненный совместно с Н.Г. Махининой, «Образ игрушечного мира в детской литературе 1920-х гг. как отражение реальности революции и гражданской войны». Авторы доклада выявили генезис сюжета, обозначили круг произведений, в которых он представлен, проанализировали его пропагандистско-воспитательное значение.

Доклад А.А. Смолянской (Санкт-Петербург, СПбГУ) был обращён к целому ряду произведений: «Холсто-меру» Л. Толстого, «Путешествию Гулливера ...» (4-я часть) Дж. Свифта, «Скотному двору» Дж. Оруэлла, «Скотскому бунту» Н. Костомарова и «Бунту» В. Реймонта. Автором убедительно доказано, что между ними существует текстовая омонимия, а главным основанием для рассмотрения этих произведений в едином контексте для неё стало использование одного художественного приёма - показано общество людей с точки зрения животного (неантропоморфный

взгляд на общество). Особый интерес вызвал доклад Ю.М. Шеваренковой (Нижний Новгород, ННГУ) «Нижегородские частушки о Ленине в записях 20-30-х гг. XX в.». Ценность данного исследования и в материале (политические частушки, как правило, боялись записывать, потому они ушли из коллективной памяти), и в характере его интерпретации. Докладчица показала, как, сохраняя традиционную форму, народ сумел выразить своё отношение к новой власти и её вождям.

Завершал научное мероприятие круглый стол «Русская революция в западном литературном сознании ХХ-ХХ1 вв.», организованный Научно-исследовательской лабораторией «Изучение национально-культурных кодов русской идентичности в контексте европейской ментальности на рубеже ХХ-ХХ1 вв.» Института филологии и журналистики ННГУ имени Н.И. Лобачевского и Отделом теории, Отделом литератур Европы и Америки Новейшего времени ИМЛИ имени А.М. Горького РАН в рамках межинституционального международного проекта «Русская литература - революция - Россия в зарубежном воображении ХХ в.» ИМЛИ РАН. Большая часть выступлений была посвящена осмыслению особенностей зарубежного восприятия и понимания мира революционной России в контексте процессов зарубежной рецепции русской литературы. В центре внимания также было взаимодействие зарубежной русской литературы и идей русского анархизма, марксизма и т. д. (труды П.А. Кропоткина, М.А. Бакунина, Г.В. Плеханова, А.В. Луначарского, Л.Д. Троцкого). В частности, М.Ф. Надъярных (Москва, ИМЛИ РАН) была рассмотре-

на история создания и уничтожения книги «Красные ритмы» Х.Л. Борхеса, а Е.Э. Юрчик (Москва, МГУ) проанализировала освещение испанской либеральной прессой (1917-1918) октябрьских событий 1917 г. в России. Осмысление русской революции в немецком литературном сознании через призму личности и творчества В.В. Маяковского рассмотрено Т.В. Кудрявцевой (Москва, ИМЛИ РАН). Автором были выявлены примеры прижизненной и современной рецепции личности и творчества Маяковского в Германии в контексте революционной проблематики произведений русского поэта. В основу анализа положена переводческая и литературоведческая деятельность Л. Кошута.

Художественное отражение революционных событий истории Индии ХХ в. на примере романов Салмана Рушди («Дети полуночи», «Клоун Шалимар» и др.) было рассмотрено

Э.Э. Новинским (Москва, МГИМО МИД РФ). Изображение революции 1917 г. в трилогии Сухбата Афлатуни «Поклонение волхвов» стало предметом сообщения А.В. Емелиной (Нижний Новгород, ННГУ). Мифологизации русской революции и гражданской войны в историческом детективе «Контрибуция» (1987) Л. Юзефовича и одноимённой экранизации (2016) С. Снежкина были проанализированы в завершающем докладе д. филол. н. Д.В. Кобленковой (Нижний Новгород, ННГУ).

Международная научная конференция «Национальные коды в языке и литературе» стала новым шагом в осмыслении революционных процессов в обществе и отражении этого осмысления в литературе. Участники конференции выразили глубокую благодарность организаторам конференции и надежду на будущие встречи в Нижнем Новгороде.

Выступление В.В. Сайлина, первого проректора,

проректора по экономическому

образованию и инновационному развитию Нижегородского госуниверситета

имени Н.И. Лобачевского

Идёт пленарное заседание

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Шарыпина Татьяна Александровна - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной литературы Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского; научный руководитель лаборатории «Изучение национально-культурных кодов русской идентичности в контексте европейской ментальности на рубеже XX-XXI вв.» Института филологии и журналистики Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tatiana A. Sharypina - Doctor in Philological sciences, professor, head of the Department of Foreign Literature, Lobachevsky State University of Nizhniy Novgorod; scientific supervisor of the laboratory "The study of national and cultural codes of the Russian identity in the context of the European mentality at the turn of the 20th and 21st centuries", Institute of Philology and Journalism, Lobachevsky State University of Nizhniy Novgorod; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Шарыпина Т.А. Международная научная конференция «Национальные коды в языке и литературе. Литературоведение» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2018. № 2. С. 171-177 DOI: 10.18384/2310-7278-2018-2-171-177

FOR CITATION

Sharypina T.A. International scientific conference "National codes in language and literature. Literary criticism". In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Russian philology. 2018, no. 2, pp. 171-177 DOI: 10.18384/2310-7278-2018-2-171-177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.