Научная статья на тему 'Международная научная конференция «Культ-товары: феномен массовой литературы в современной России», Санкт-Петербург, 23-25 апреля 2008 г'

Международная научная конференция «Культ-товары: феномен массовой литературы в современной России», Санкт-Петербург, 23-25 апреля 2008 г Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
267
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кузьмина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научная конференция «Культ-товары: феномен массовой литературы в современной России», Санкт-Петербург, 23-25 апреля 2008 г»

состояние в условиях межэтнической интеграции, урбанизации, глобализации и других последствий цивилизационного разлома XX столетия».

Несомненным достоинством работы, повышающим ее наглядность и информативность, являются данные в приложении фотоиллюстрации, списки ученых, конференций и статей. Особое внимание привлекают историко-мемориальные статьи, написанные в разные годы Н.А. То-миловым лично или в соавторстве по случаю юбилеев ученых-сибиреведов или трагических событий, связанных с ними. Являясь первой работой историографического плана, монография И. В. Захаровой, Н.А. Томилова «Этнографические научные центры Западной Сибири середины XIX-начала XXI вв. Омский этнографический центр» внесла существенный вклад в историографическое осмысление этнографического сибиреведения.

Ш.К. Ахметова, старший научный сотрудник сектора этнографии Омского филиала Института археологии и этнографии СО рАн, канд. ист. наук

Международная научная конференция «КУЛЬТ-ТОВАРЫ: феномен массовой литературы в современной России», Санкт-Петербург, 23-25 апреля 2008 г.

23 апреля, в Международный день книги и чтения, в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие I Международной конференции, посвященной феномену современной массовой литературы и культуры. Она явилась реализацией совместного проекта ученых России (Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена) и Финляндии (Тампере, Отделение русского языка и культуры Тамперского университета). Впервые научная конференция объединила не только ученых, библиотекарей, социологов, учителей, но и издателей. Партнерами конференции стали издательство «ЭКСМО» (Москва) - крупнейшее российское издательство, специализирующееся на издании массовой литературы - и Петербургское отделение Российского книжного союза. В качестве соучредителей высту-

пили также Северо-Западный институт печати СПГУТД и Центр чтения Российской национальной библиотеки.

Свою главную цель организаторы и участники конференции определили следующим образом: перевести разговор о феномене массовой литературы из оценочной в исследовательскую парадигму.

В течение трех дней ученые из десяти стран (России, Финляндии, Германии, США, Китая, Италии, Польши, Украины, Белоруссии, Грузии) обсуждали вопросы о месте массовой литературы в современном обществе и литературном процессе, о жанрах и разновидностях маслита, о соотношении литературной продукции с другими формами массовой культуры и масс-медиа, о проблемах издания и потребления популярной культуры.

На пленарном заседании прозвучали доклады, в которых поднимались ключевые проблемы изучения массовой литературы, определялся круг дискуссионных вопросов, предлагаемых для обсуждения участникам конференции: М.В. Загидуллиной (Челябинский государственный университет) «Мифологизация «недалекого прошлого» как генератор сюжетов массовой литературы», И. Сав-киной (Финляндия, Тампере) «Закодированные»: новые формулы современной массовой литературы», ГЛ. Тульчинского (СПбФ-ГУ -Высшая школа экономики) «Массовая литература в современном обществе: эволюция жанров», А.В. Чернова (Череповецкий государственный университет) «Пояс человечности в мире «масс-медиа»: Массовая литература как социальный адаптер», Н.А. Кузьминой (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского) «Феномен массовой литературы в свете теории интертекста», Н.В. Крыловой (КГПУ, Петрозаводск), TAYLOR UNIVERSITY (IN, USA) и Е. Грицай (SHSU, USA) «На пути к панталыку: постсоветский человек в поисках родовой идентичности».

Вечернее пленарное заседание открылось сообщением писательницы, автора детективов Татьяны Гармаш-Роффе «Место детектива в литературной иерархии: вертикаль и горизонталь». Были заслушаны доклады М.А. Литовской (Уральский государственный университет им. А. М. Горького) «Маслит как учебник жизни: «жанровые» книги для подростков», М.П. Абашевой (Пермский государственный педаго-

гический университет) «Рекламный дис-мы взаимодействия», Н. Арлускайте (Вильнюс, Литва) «Классик в массах

2000: жанровые стратегии экранизаций произведений Достоевского и Толстого», М.А. Черняк (РГПУ им. А.И. Герцена) «От «Глянца» к «Антиглянцу»: остановка по требованию (к вопросу о новых маршрутах современной массовой литературы)».

24 апреля конференция продолжилась

в павильоне «Ленэкспо», где проходило торжественное открытие 111-й выставки-ярмарки «Санкт-Петербургский международный книжный салон-2008». В этот день состоялся Круглый стол, в котором приняли участие писатели, работающие в разных жанрах массовой литературы: детский писатель Владимир Сотников, критик и автор детективов, написанных под псевдонимом Лев Гурский, Роман Ар-битман, заведующая отделом редакции журнала «Новый мир» и писатель Ольга Новикова, профессор МГУ, писатель и критик Владимир Новиков, автор популярных женских романов Татьяна Сотникова (Анна Берсенева), Татьяна Гар-маш-Роффе. В их выступлениях были затронуты самые разные проблемы: психология автора массовой литературы, взаимоотношения автора и издателя, автора и читателя, специфика подростковой литературы, взаимоотношение «серьезной» и массовой литературы. К обсуждению проблем подключились ученые: М.А. Евдоки-мычева (Санкт-Петербургский гуманитарный университет Профсоюзов) «К вопросу о картине мира массового читателя», Т. Г. Браже (СПб АППО) «Учитель и

библиотекарь как читатели массовой литературы», Б.А. Ланин (ИСМО РАО, Москва) «Массовая литература в российской школьной программе».

25 апреля в Российской национальной

библиотеке состоялись заседания восьми секций: «Феномен массовой литературы», «Автор и читатель массовой литературы», «Массовая литература и классика/элитарная литература», «Гендерные проблемы массовой литературы», «Глобализация и локализация (Россия-Запад-Восток)», «Мас-

совая литература и современный литературный процесс», «Жанры массовой культуры», «Жанры массовой литературы».

Во многих выступлениях затрагивались и по-новому освещались проблемы, обозначенные в пленарных докладах. Так, взаимо-

курс в художественном тексте: механиз-влиянию массовой литературы и кинематографа были посвящены выступления И.А. Мартьяновой (РГПУ им. А.И. Герцена) «Кинематограф» современной массовой литературы» и Т.Ю. Дашковой (Высшая школа европейских культур РГГУ, Москва) «Литература и кинематограф в спорах о фантастическом: фильмы Андрея Тарковского «Соля-рис» и «Сталкер».

Существует ли элитарная литература и элитарный читатель? Каким образом массовая литература «присваивает» себе энергию классических произведений? К этим вопросам, поднятым на пленарном заседании, вернулись О.Я. Обухова (Пизанский университет, Италия) «Взаимоотношения массовой и элитарной литературы» и И. Банах (Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, Беларусь) «Ремейк в современной русской драматургии: стратегии трансформации классики».

Обсуждение соотношения общего и национально-специфического, глобального и локального в массовой культуре было продолжено в докладах, посвященных генезису отдельных жанров массовой литературы, переводу популярных произведений и их восприятию инонациональной аудиторией: И. В. Кабановой (Саратовский государственный университет) «Сладостный плен: переводная массовая литература в России», Н. Михайловой (Тампере, Финляндия) «Love story в переводе на... (Глобальные и локальные факторы в контексте шоу Survivor»), Т. Милютиной (Опольский университет, Польша) «О восприятии российского детектива в польской (студенческой) аудитории», В.Б. Чупасова (Тверской университет) «Историческая фантастика в контексте культурных трансформаций в России», Е.А. Афанасьевой (Петрозаводский государственный университет) «Фольклорная волшебная сказка и славянская фэнтези: проблема заимствования».

К разговору о массовой литературе для подростков, начатому на пленарном заседании и продолженному в выступлениях на Круглом столе, подключилась Н.П. Хрящева (Уральский государственный педагогический университет) в докладе «Специфика жанра подросткового детектива в современной прозе (М.О. Чу-дакова "Дела и ужасы Жени Осинкиной", Б. Акунин "Детская книга")».

Массовая литература - свердинамич-но развивающаяся система, ее читатель требует постоянного обновления проблем и жанров. Поэтому целый блок докладов и сообщений был посвящен новым явлениям и активным процессам в этой сфере.

Так, «гламурный маршрут» современной женской прозы привлек внимание Н.В. Барковской (УрГПУ) «Ключи от счастья женского» в романах А. Вербицкой и Ю. Высоцкой», С.О. Филоненко (Бердян-ский государственный педагогический университет, Украина) «Гендерный дискурс современной «гламурной прозы», Л.С. Кисловой (Тюменский государственный университет) «Если звезды зажигают»: гламурный эксперимент в художественной прозе Оксаны Робски», Ю.Ю. Да-ниленко (Пермский государственный педагогический университет) «Модный» роман О. Робски: секреты успеха».

Описанию новых субкультур, возникших в рамках Сетературы, посвятили свои сообщения Е.А. Ксенофонтова (МГУ им. Ломоносова) «Гарри Поттер»: особенности российской субкультуры»; И.Н. Иванова и А.С. Иванова (Ставропольский государственный университет) «Fan fiction как жанр массовой литературы: стереотипы гендерного сознания «аффтаров».

Метаморфозы жанра биографии -превращение биографического и автобиографического произведения в явление массовой культуры, создание мифа о «музе» -спутнице великого человека -обсуждались в докладах Т.Е. Милевской (Государственный Архитектурно-строительный университет, СПб) «Мемуары XXI века как жанр массовой литературы» и Т. В. Савинковой (СевероЗападная академия государственной службы, Санкт-Петербург) «Муза как продукт массовой литературы».

Путеводитель как тип текста массовой литературы привлек внимание И. В. Столяровой (РГПУ им. А. И. Герцена, Петербург), а в докладе М.А. Левченко (РГПУ им. А. И. Герцена) «Современная поэзия как культ-товар» исследовалась массовая поэзия.

Специфике отражения действительности в массовой литературе был посвящен доклад И. И. Саморукова (Самарский государственный университет) «Изобразительный режим» массовой литературы. Е.В. Козлова (Волгоградская академия государственной службы) заинтересовал феномен автора массовой литературы, его

доклад назывался «Nomen est omen: имя автора на периферии развлекательного текста». Особенности языка массовой литературы рассмотрены В.Д. Черняк (РГПУ им. А. И. Герцена) «Язык как объект рефлексии в массовой литературе XXI века». Вызвало интерес сообщение ст. научного сотрудника Центра чтения Российской национальной библиотеки В. В. Ялышевой «Публичная библиотека и массовая литература: история взаимоотношений».

Не остались без внимания и традиционные жанры массовой литературы - детектив, авантюрный роман. Процессы, происходящие в этих жанрах, обсуждались в докладах Н.В. Пращерук (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) "Детективизация" современной прозы: к вопросу об онтологии процесса», Т.А. Мелешко (Невский институт языка и культуры, Петербург) «Product placement в произведениях Дарьи Донцовой: формула успеха», М.Э. Маликовой (ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН) «Проблемы «революционного социально-авантюрного жанра»: критика Сергея Динамова».

Следует отметить весьма высокий уровень конференции, на которой практически не было «проходных» или слабых докладов, возможно, поэтому все выступления вызвали оживленные дискуссии, продолжавшиеся не только на самих заседаниях, но и в кулуарах. Участники конференции согласились с тем, что традиционные методы литературоведческого изучения художественного произведения малоэффективны в приложении к массовой продукции и необходимо вырабатывать новые подходы, новую методологию анализа, органически сочетающую социологические, культурологические и собственно филологические методы и приемы.

Подводя итоги, все участники были единодушны: конференция «КУЛЬТ-ТОВАРЫ: феномен массовой литературы в современной России» и готовящийся к выпуску сборник материалов - первый шаг в систематическом исследовании российской массовой литературы, ее производства, распространения и потребления. Ученые предложили сделать конференцию регулярной и в дальнейшем усилить компаративный и междисциплинарный аспект в исследованиях.

Конференция была прекрасно организована: участники имели возможность со-Фундаментальной библиотеке имени императрицы Марии Федоровны РГПУ им.

А.И. Герцена, по Российской национальной библиотеке. Своеобразным сценическим преломлением поднятых на конференции проблем явился спектакль студенческого театра «Ювента» РГПУ им. А.И. Герцена «Симфония огня» (по роману Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту»).

В заключение скажу, что все это происходило в весеннем Санкт-Петербурге на Страстной неделе в самом центре города, у Казанского собора.

Н.А. Кузьмина, д-р филол. наук, профессор, заведующая кафедрой стилистики и

языка массовых коммуникаций ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

«За границами научности начинается самое главное» (обзор филологической Международной конференции в Челябинске)

Бесспорно, это было самое спорное высказывание на Международной научно-практической конференции в Челябинске, и принадлежит оно доктору филологических наук профессору Донецкого национального университета А.А. Кораб-лёву. Научная конференция «Авторское книготворчество в мировой литературе: комплексный подход» прошла в Челябинске с 19 по 21 марта 2008 года и была организована по инициативе омских филологов, и в первую очередь благодаря усилиям доктора филологических наук О.В. Мирошниковой. Более десяти омичей стали очными участниками конференции, составив одну из самых представительных иногородних делегаций челябинского форума. Конференция состоялась также благодаря огромным усилиям кафедры русского языка и литературы факультета журналистики ЮУрГУ и её заведующей -д.ф.н., доценту Е.В. Пономаревой.

О.В. Мирошникова подчеркнула актуальность проблематики конференции. В частности, в её докладе было отмечено, что в настоящее время вектор исследований смещается от цикла в сторону лирической книги. В докладах участников

вершить интереснейшие экскурсии по

форума рассматривались самые различные вопросы, связанные с лирической книгой: архитектоника и поэтика, прозаические и прозиметрические версии лирической книги, её историческое, культурологическое и лингвостилистическое осмысление. Кроме того, была представлена издательская стратегия лирической книги, она же (лирическая книга) проанализирована в аспекте герменевтики, рецептивной эстетики, психологии и авторского права, дизайна и материального производства.

Структура конференции напоминала большую коллективную монографию:

введение - первое пленарное заседание, основная часть - работа секций и второе пленарное заседание, заключение - итоговое пленарное. В нашем обзоре будут представлены доклады, прочитанные на пленарных заседаниях.

При том, что на конференции царила доброжелательная обстановка, во время обсуждения докладов разгорались острые споры, шли научные дебаты. Полемический настрой был задан уже в первом выступлении пленарного заседания -докладе О.В. Мирошниковой «Жанровая модель лирической книги: конструктивный и деструктивный план».

В докладе д.ф.н., проф. РГТУ Ю.Б. Ор-лицкого (г. Москва) рассматривалась проза в составе прозиметрической книги в литературных опытах ХХ века. Прозиметриче-ская версия включает в себя как стихотворные, так и прозаические тексты, но они представляют собой единое целое, т. к. в содержании сохраняется лирический вектор. В докладе были представлены опыты А. Белого, В. Брюсова, В. Каменского, С. Кирсанова, Л. Мартынова, Л. Азаровой и других поэтов.

Доклад д.ф.н. старшего научного сотрудника ИМЛИ О.А. Лекманова (г. Москва) был посвящен рассмотрению эволюции стихов в русском модернизме. В нем представлены краткие характеристики первой и второй волны модернизма в сопоставлении с третьей волной - постсимволизмом. Как показал автор, эволюция шла от большего к меньшему, так как постсимволисты - М. Кузмин, А. Крученых, В. Хлебников - тяготели к малостраничным книгам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.