Научная статья на тему 'Международная научная конференция «Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики» (18 октября 2013 года)'

Международная научная конференция «Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики» (18 октября 2013 года) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
158
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научная конференция «Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики» (18 октября 2013 года)»

© Простов А.В., составление, 2013

ХРОНИКА НАУЧНОЙ жизни

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ И ЛИНГВОДИДАКТИКИ»

(18 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА)

Простов Александр Владимирович

Кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии Волгоградского государственного университета [email protected], english@volsu. ги

Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

18 октября 2013 г. в рамках мероприятий, посвященных 30-летию института филологии и межкультурной коммуникации, в Волгоградском государственном университете при финансовой поддержке РГНФ (грант N° 13-04-14019/13) состоялась Международная научная конференция «Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики». Конференция объединила широтой проблематики научный поиск отечественных и зарубежных ученых самых разных специальностей: германистов, славистов, романистов, переводчиков, преподава-телей-практиков.

В работе конференции приняли участие свыше 100 человек, среди них - ученые, преподаватели и аспиранты Волгоградского государственного университета, Волгоградского социально-педагогического университета, Волгоградского государственного технического университета, Саратовского государственного университета, Национального горного университета г. Днепропетровска (Украина), Университета им. Я.А. Каменского (Словакия) и многих других вузов России и зарубежья.

Открывая конференцию, с приветственным словом к ее участникам обратился проректор по учебной работе профессор С.Г. Си-

доров. Он подчеркнул значимость этого события для университета и института, отметил актуальность и многоплановость проблематики заявленных докладов, широкую географию участников. С.Г. Сидоров передал всем присутствующим слова приветствия ректора Волгоградского государственного университета профессора О.В. Иншакова и пожелал собравшимся успешной работы.

На пленарном заседании выступили ученые из университетов Волгограда, Саратова, Нижнего Новгорода. В докладе директора института филологии и межкультурной коммуникации профессора Н.Л. Шамне «Основные направления научных исследований в институте филологии и межкультурной коммуникации» были подведены итоги тридцатилетнего развития института. В своем выступлении Н.Л. Шамне подчеркнул, что коллективом института пройден путь от первых публикаций студенческих тезисов до издания научно-теоретического журнала «Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание», который входит в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ; от защиты первой курсовой работы до создания в 1994 г. диссертационного совета, в котором уже защи-

щена 171 диссертация, в том числе 163 кандидатских и 8 докторских (111 диссертаций защищены аспирантами, докторантами и соискателями института); от первой исследовательской лаборатории до формирования 13 научных направлений и создания научно-образовательного центра «Дискурсивная организация современного информационного пространства региона», который первым в ЮФО получил право подписать госконтракт с МОН РФ на проведение масштабного исследования в области эколингвистики в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013». Исследования научных коллективов института получают поддержку РГНФ и РФФИ, фонда «Русский мир», администрации Волгоградской области, Немецкой службой академических обменов.

Грантовая деятельность, отметил докладчик, является приоритетом в работе института, поскольку она позволяет привлечь к анализу актуальных лингвистических проблем исследователей разных поколений - от студента до профессора, получить широкие возможности внедрения научных результатов в практику, сделать достижения науки востребованными обществом.

Доклад доцента Волгоградского государственного университета Д.Ю. Ильина «Региональный топонимикон в функционально-семантическом аспекте» был посвящен исследованию проблем функционирования ономастических единиц в языковом пространстве региона. На материале региональной прессы докладчик показал взаимодействие экстра-лингвистических и собственного лингвистических факторов, определяющих семантический потенциал регионального топонимикона, реализацию его функциональных возможностей как стилистического ресурса газетной публицистики.

Доклад профессора Волгоградского государственного социально-педагогического университета Л.А. Миловановой «Цели обучения иностранным языкам в условиях реализации ФГОС средней (полной) школы» был посвящен проблемам, связанным с изменением содержания школьного образования, в нем были обозначены пути формирования у учащихся новых компетенций, охарактеризован новый вид речевой деятельности школьника - перевод.

В докладе профессора Саратовского государственного университета В.Т. Клокова «Территориальная синонимия в вариантах французского языка во Франции и за ее пределами» были затронуты дискуссионные вопросы взаимодействия лексических единиц в неоднородном пространстве французского языка.

Профессор Волгоградского государственного аграрного университета А.В. Оля-нич в соавторстве с В.В. Копыловой, руководителем Центра группы германских языков издательства «Просвещение» (г. Москва), представил доклад «Семиотика иноязычной лингводидактической коммуникации: знак -слово - текст / дискурс», в котором рассматривалась возникающая в общении между говорящим и слушающим когниция, требующая своего знакового воплощения. Все типы знаков, включенных в иноязычную дидактическую коммуникацию, так или иначе связаны между собой различными видами взаимозависимостей. Алгоритм «знак - слово - текст / дискурс» позволяет выявить эти взаимозависимости и детализировать процесс их актуализации в рамках семиосферы языковой учебной аудитории.

Доклад профессора Нижегородского государственного лингвистического университета Т.П. Понятиной «Управление восприятием смысла художественного текста» был посвящен проблемам диалогичности художественного текста, в частности авторским приемам, позволяющим программировать осмысление текста читателем.

В докладе профессора Волгоградского государственного университета Т.Н. Астафу-ровой «Протективная коммуникация: знак, слово, текст» была рассмотрена лингвосемиотическая специфика протективной коммуникации как защиты от фобий эзотерического (суеверия), биологического (предрассудки) и социального (предубеждения) характера; проанализировано ее дискурсивное пространство, образуемое религиозными, магическими и интолерантными текстами, стратегиями, ритуалами.

В совместном докладе доцента Волгоградского государственного университета В.А. Митягиной и профессор Университета им. Я.А. Каменского (Братислава, Словакия) Э. Шарфави «Оппозиция Global English и на-

ционального языка в терминосистеме Менеджмент» был обобщен опыт работы коллектива ученых из разных стран над созданием русско-словацко-немецкого словаря одной из профессиональных сфер.

Развернутую характеристику современного состояния лингвоконцептологии в России представил в своем докладе «Индивидуально-авторские концептосферы: состояние и перспективы развития» профессор Волгоградского государственного социально-педагогического университета Н.А. Красавский. Докладчик остановился на проблемах интерпретации понятия «концепт», отметил перспективы развития лингвоконцептологии, обосновал необходимость изучения индивидуально-авторских концептосфер. По мнению Н.А. Красавско-го, в ближайшее время при описании индивидуально-авторских концептов основное внимание исследователей будет уделено фигурам речи, раскрывающим содержание этого когнитивного феномена.

В представленном профессором Волгоградского государственного университета О.А. Прохватиловой докладе «Об акустических параметрах звучания православных молитвословий» была рассмотрена формантная структура гласных в каноническом молитвенном чтении и выявлены четыре типа соотношений форматных параметров. На основании полученных данных, не позволяющих соотнести формантную характеристику гласных ни с говорением, ни с пением, сделан вывод о синкретичной природе канонического молитвенного чтения.

Далее работа конференции была продолжена в шести секциях. На заседании секции «Дискурс: когнитивный и социопрагматичес-кий аспекты» (председатель - доцент ВолГУ Л.А. Кочетова) прозвучали доклады, посвященные различным видам дискурса (Е.В. Бобырева, Е.Ю. Викторова, Е.А. Дженкова, Е.А. Елтанская, Н.В. Ефремова, Е.В. Зимич, Е.В. Иванова, Л.А. Кочетова, Г.А. Криво-бокова, Е.А. Курченкова, Т.А. Мизин,

В.И. Торгашов, А.В. Федорюк, Т.Н. Цинкер-ман, М.Г. Цуциева), а также доклады, посвященные функционированию единиц различного уровня в институциональном дискурсе (С.И. Байбикова, А.Б. Бушев, Е.С. Власова, М.Р. Желтухина, Т.Т. Зубарева, А.Н. Крен-

делева, Ю.Н. Куличенко, Ю.И. Медникова, И.В. Палашевская, А.А. Штеба).

В работе секции «Перевод и переводове-дение. Социокультурные аспекты коммуникации. Межъязыковые контакты» (председатель -профессор ВолГУ В.А. Митягина) обсуждались проблемы перевода и его преподавания (А.В. Байкова, О.В. Байкова, Е.В. Бакумова, Н.Р. Гейко, Т.И. Жаркова, Т.Н. Жужгина-Ал-лахвердян, О.И. Попова, О.А. Прыткова, Е.М. Пыреськина, А.Н. Усачева), были проанализированы различные аспекты коммуникации (Л.П. Амири, А.В. Антонов, Е.С. Ашнин, Н.Д. Борисенко, А.А. Борисов, Д.Ю. Гулинов,

С.В. Ионова, К.И. Косова, Ю.А. Лобина, И.В. Рец, С.А. Ржанова, А.А. Сидоров, Л.Г. Фомиченко,), рассматривались вопросы межъязыковых контактов (Н. В. Бубнова, И.В. Кожухова, А.Д. Чиркасова).

На секционном заседании участников конференции «Функционально-семантические и прагматические особенности языковых единиц разных уровней» (председатель - профессор СГУ В.Т. Клоков) уделялось внимание вопросам функционирования различных единиц языка и речи (Е.А. Ванчикова, С.Г. Виноградова, И.С. Выходцева, Л.М. Генералова, А.А. Новожилова, Н.Н. Остринская, А.В. Простов, Е.В. Холодковская) и их семантики (Т.А. Бойкова, С.А. Бобровская, А.Д. Васильев, Т.В. Григорьева, А.В. Гутникова, В.Ю. Журавлева, А.В. Комарова, Е.М. Королевская, Ю.Е. Костерина, Ю.И. Линькова, А.В. Медведева, Л.С. Мокробородова, А.С. Пучнина, В.П. Свиридонова, Т.А. Сироткина, Л.В. Соколова, Л.Ф. Соловьева, Н.Ю. Сороколетова, М.Б. Талапина, Е.Б. Шевченко, И.А. Якунчен-кова, М. Cantore).

На заседании секции «Проблемы линг-вокультурологии и концептологии. Национальная специфика языковой картины мира» (председатель - профессор ВГСПУ Н.А. Кра-савский) рассматривались актуальные проблемы концептологии и вариантов национальных языков (О.В. Атьман, А.С. Бухон-кина, Ю.С. Дзюбенко, Е.М. Королевская, Н.А. Красавский, А.Е. Кулаков, В.В. Леонтьев, В.Л. Макарова, Л.Н. Ребрина, О.В. Сучкова, В.В. Янина).

В секции «Текст и его жанровые разновидности» (председатель - профессор НГЛУ

Т.П. Понятина) такой сложный и многоплановый феномен, как текст, рассматривался, прежде всего, в коммуникативном аспекте: в качестве объекта выступали поэтические тексты (Н.А. Ашихманова), русская и зарубежная проза (Х Бингель, А.А. Вердеш, Б. У. Джол-дасбекова, Е.С. Дьяконова, Е.И. Зайцева, Г.О. Кожухова, И.М. Колышкина, К.В. Лопатина, Н. С. Ольховская), публикации в СМИ и интернет-сети (А.Р. Калашникова, Е.Н. Комаров, И.В. Савельева, Е.М. Хакимова), тексты нового формата - кинодиалог (А.Р Каю-мова, Н.Р. Мигманова), учебные тексты (З.А. Ярыгина), а также региональные документы XVIII в. (О.А. Горбань, Е.М. Шептухина).

Проблемы дидактики и методики обсуждались на заседании секции «Лингводидакти-ка» (председатель - профессор ПГЛУ А.П. Моисеев). Вопросы преподавания иностранных языков, затронутые на пленарном заседании, именно здесь получили более комплексное и детальное освещение. Особое внимание было уделено обсуждению новых методик и приемов обучения иностранным языкам, представленных преподавателями как высших, так и средних учебных заведений (В.Б. Балабанов, Т.Н. Балабанова, А.В. Грачева, А.А. Грекова, М.С. Калинина, С.Ш. Канатова, А.Ю. Кузнецова, М.А. Латышева, О.А. Малетина, А.П. Моисеев, У.Ш. Мусса-ралиева, Т.В. Найдукова, Е.А. Николаева, А.В. Перунов, Н.А. Протасова, И.Ю. Токарева, Е.В. Трошина, В.Н. Худякова); были предложены оригинальные подходы к формированию межкультурной компетенции обучаемых, востребованной в современном поликуль-

турном обществе (Л.А. Дейкова, Г.А. Кажи-галиева, С.Ю. Кочеткова, О.М. Мутовкина); дискутировались вопросы формирования мотивации при изучении иностранных языков (А. Ф. Жаркова), а также выявления составляющих сложного понятия «профессионально-педагогическая компетенция учителя» (А.С. Шимичев).

Секционные заседания стали дискуссионной площадкой для лингвистов различных научных школ и направлений, ученых из разных вузов России (Воронежа, Казани, Москвы, Оренбурга, Пятигорска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Саранска, Томска, Тулы, Челябинска и др.), Белоруссии, Казахстана, Украины, Германии, Словакии, Финляндии. Участники конференции отмечали, что все доклады были интересны по содержанию и актуальны.

Подводя итоги конференции, ее участники выразили надежду на то, что диалог между отечественными и зарубежными учеными продолжится.

Тексты докладов и сообщений опубликованы в сборнике научных трудов: Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингво-дидактики [Текст]: материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 18 окт. 2013 г. / редкол.: Н. Л. Шамне, В. П. Свиридонова (отв. ред.), А. В. Простов (отв. ред.), А. А. Сидоров ; Фе-дер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т», Ин-т филологии и межкуштур. коммуникации, Каф. ром.-герм. филологии. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2013. -709 с. - Посвящ. 30-летию ин-та филологии и меж-культур. коммуникации Волгогр. гос. ун-та.

INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE “COMMUNICATIVE ASPECTS OF MODERN LINGUISTICS AND LINGUODIDACTICS” (OCTOBER 18th , 2013)

Prostov Aleksandr Vladimirovich

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Roman and German Philology, Volgograd State University [email protected], english@volsu. ru

Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.