Научная статья на тему 'Международная миграция и формирование этнических общин в Лондоне и Нью-Йорке'

Международная миграция и формирование этнических общин в Лондоне и Нью-Йорке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВЫЕ ГОРОДА / МЕГАПОЛИСЫ / ТЕОРИИ МИГРАЦИЙ / ЛОНДОН / НЬЮ-ЙОРК / ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ТЕОРИЯ "ПЛАВИЛЬНОГО КОТЛА" / WORLD CITIES / MEGACITIES / MIGRATION THEORIES / LONDON / NEW YORK / ETHNIC COMMUNITIES / MULTICULTURALISM / "MELTING POT" THEORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Середина М.И.

Автор кратко анализирует теории «мировых городов» и говорит о формировании мегаполисов и роль международных миграций в формировании экономики мегаполисов на примере наиболее значимых этнических общин Лондона и Нью-Йорка. В Лондоне кратко рассмотрены четыре этнические общины: индусы, китайцы, русские и евреи, а в Нью-Йорке еврейская, русская и китайская. Сделаны выводы о роли международных миграций в формировании экономики указанных мегаполисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL MIGRATION AND THE FORMATION OF ETHNIC COMMUNITIES IN THE METROPOLITAN AREAS OF LONDON AND NEW YORK

The author briefly analyzes the theory of "world cities" and talks about the formation of megacities and the role of international migration in the formation of the economy of megacities on the example of the most important ethnic communities of London and New York. In London, four ethnic communities Hindus, Chinese, Russians and Jews-are briefly considered, and in New York Jewish, Russian and Chinese. Conclusions are written about the role of international migration in the formation of the economy of these megacities.

Текст научной работы на тему «Международная миграция и формирование этнических общин в Лондоне и Нью-Йорке»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5 (71). № 2. С. 100-109.

УДК 314.74

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩИН В ЛОНДОНЕ И НЬЮ-ЙОРКЕ

Середина М. И.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

E-mail: MISeredina@fa.ru

Автор кратко анализирует теории «мировых городов» и говорит о формировании мегаполисов и роль международных миграций в формировании экономики мегаполисов на примере наиболее значимых этнических общин Лондона и Нью-Йорка. В Лондоне кратко рассмотрены четыре этнические общины: индусы, китайцы, русские и евреи, а в Нью-Йорке - еврейская, русская и китайская. Сделаны выводы о роли международных миграций в формировании экономики указанных мегаполисов. Ключевые слова: мировые города, мегаполисы, теории миграций, Лондон, Нью-Йорк, этнические общины, мультикультурализм, теория «плавильного котла»

ВВЕДЕНИЕ

Основоположником исследования глобальных городов считается американский урбанист П. Геддес, который в 1915 году выделил «мировые центры» и в их числе Лондон и Нью-Йорк. Затем концепцию мировых городов разрабатывал британец П. Холл, а в 80-е годы ХХ века Дж. Фридман и Г. Вульф занимались системой мировых городов. Они отмечали, что мировые города привлекают большое число международных мигрантов. В 90-е годы ХХ века профессор из Чикаго С. Сассен отметил, что глобальные города концентрируют разного рода услуги.

Термин мегаполис обозначает в настоящее время высокоурбанизированные зоны, которые образуются от срастания нескольких городских агломераций. Таким образом, мегаполисы - это крупнейшие города мира с населением более 10 млн человек. Слово мегаполис происходит от греческого города Мегалополя, основанного в IV в до н. э., который объединил более 35 населенных пунктов, а в середине XX века французский ученый Ж. Готтман впервые применил этот термин для характеристики урбанизированной зоны на Востоке США.

Важнейшей проблемой для мегаполисов является выявление роли международных миграций в формировании экономики мегаполисов. Некоторые ученые считают необходимым создать всеобъемлющую модель миграции, а также создать теории для анализа таких современных видов миграции, как вынужденная или экономическая миграция. Д. Массей - автор синтетической теории миграции, а голландец Р. Дженнассен предложил теорию синтетического конструктора. Концепцию транснациональной миграции разработал Ш. Глик. Это позволяет определить роль миграций населения в формировании мегаполисов.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Кратко рассмотрим роль международных миграций в формировании этнических общин Лондона и Нью-Йорка. Формирование этнического состава населения Лондона носит длительный характер, так как мигранты появились здесь еще в XVI веке ввиду того, что Лондон был морским портом (глубина реки Темза позволяла заходить морским судам). К числу ранних иммигрантов можно отнести голландцев из-за тесных связей Лондона и Амстердама, которой в этот период был крупнейшим финансовым и торговым центром Европы.

Затем население Лондона и всей агломерации довольно быстро увеличилось, и в первой четверти XX века это стал самый густонаселенный город мира, пока Нью-Йорк не превысил его по данному показателю. Перед Второй Мировой войной массовая миграция в Лондон наблюдается только из Ирландии, а в этническом составе преобладает население британского происхождения.

В настоящее время Лондон занимает территорию в 1580 кв. км. и включает 33 территориальные единицы: внутренний Лондон - Сити и 13 административных округов и Внешний Лондон - 19 административных округов. Население мегаполиса (включая метрополитенскую зону) составляет от 12 до14 млн человек в зависимости от используемых различных подходов при выявлении границ мегаполиса. Согласно статистическим данным Евростата, Лондон сегодня является самым многонаселённым городом Евросоюза. Время создания разнообразной этнической структуры населения Лондона связано с периодом 1950-1960 гг., когда британская иммиграционная политика была менее жесткой, чем в США, а правила после 1960 гг. затруднили получение прав неевропейскими иммигрантам. Несмотря на это, «небелое» население Лондона составляет примерно четверть от всего населения города.

В XX веке возросла доля иммигрантов из бывших британских колоний (с 6,3 % до 7,6 %), а также темнокожих британцев (с 5,4 % до 6,0 %), включая переселенцев с Карибских островов и Африки. Число жителей Лондона, родившихся на территории Британии, составило чуть более 20 % от всего населения города. В Лондоне представлены три общности - англо-американская, Британского содружества и европейская. Причем главным источником неевропейской миграции в Лондоне была Азия, где расположены основные бывшие колонии Британской Империи - Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка.

В Лондоне сейчас наблюдается не менее 50 различных общин, где говорят более чем на 300 языках и наречиях. Рассмотрим кратко представителей четырех этнических общин Лондона (индусы, китайцы, русские и евреи).

Индусская община - самая многочисленная, а еврейская и китайская относятся к давно формирующимся общинам, причем русская - самая молодая этническая община Лондона.

Индусы участвовали в двух мировых воинах - примерно 1,5 млн индусов сражались в Европе на стороне союзников в Первой Мировой войне и 2,5 млн индусов во Второй мировой войне. Формирование этой общины имело давнюю историю. Переселенцев с Индостана в Лондоне называют «юго-азиатами».

Индийская община в городе (5,6 % населения Лондона) - высокообразованная этническая группа, где в настоящее время велика доля специалистов, имеющих ученую степень.

В результате в XX в. индийская община разрастается, и в ее составе, кроме моряков и домашнего персонала, появляются врачи, купцы, юристы и студенты, т. к. состоятельные индусы часто посылали своих сыновей получать образование в Лондон. Большая часть индусов концентрировалась в восточной части Лондона.

В 50-е годы XX в. «юго-азиатов» стал поставлять в Лондон и Пакистан. В Лондон ехали учителя и врачи, бывшие офицеры и сельские фермеры, которые находили здесь работу, т. к. в послевоенный период существовала большая потребность в рабочей силе. В известных районах Лондона позднее стали появляться индийские рестораны.

Вместе с тем необходимо отметить, что индийская община играет важную роль в экономике Лондона, т. к. торговля тканями и специями находится в руках индусов. Кроме того, индусы вносят большой вклад в медицинское обслуживание лондонцев, организуя частные медицинские практики.

Если посмотреть на расселение индусской общины, то можно сделать вывод, что значительная концентрация индусов наблюдается в западной и северо-восточной части города. Вместе с тем, следует отметить, что в этих районах Большого Лондона также концентрируются выходцы из Пакистана и Бангладеш.

В результате индусы стали самой многочисленной общиной Лондона, численность которой на сегодняшний день составляет 850 тыс. человек. При этом необходимо отметить, что численность этнических общин в Лондоне быстро растет, поскольку численность белого населения остается почти неизменной, а доля национальных меньшинств ежегодно увеличивается в Лондоне на 2-3 % за счет более высоких темпов рождаемости и иммиграции. Комиссия по расовому равенству (СКЕ) подсчитала, что к 2020 г. представители иммиграционных этносов составят 10 % от населения Лондона.

Русская миграционная община в Лондоне довольно разнообразна по составу и составляет примерно 250 тыс. человек. Увеличение числа выходцев из России в Лондоне не сопровождалось появлением здесь «русского района» по аналогии с индийским, китайским и другими. Русские любят обживать районы Челси, Хэмстед и Сент Джон Вуд, но это связано не со стремлением сохранить связи с соотечественниками, а скорее с тем, что эти районы кажутся им более привлекательными. Русские успешно ассимилируются в Лондоне, обрастая английскими связями, что отличает их от положения русских мигрантов в континентальной Европе, где они не теряют свою этническую идентичность.

Самую большую группу русских в Лондоне условно можно назвать «русские в Сити». Это наемные работники, у которых карьерный рост зависит от способности адаптироваться в чужой среде. Эти молодые люди достаточно легко находят работу в крупных банках и компаниях, у них дипломы престижных британских университетов, и они имеют все шансы войти в лондонское менеджерское сословие.

Русские менеджеры способствуют развитию британской (лондонской) экономики, т. к. русскоязычные практичные финансисты следуют за денежными

потоками, приводящими их в итоге в финансовую столицу Европы - Лондон. Важную роль в формировании российской общины играет «утечка мозгов» -студенты, аспиранты, научные сотрудники стремятся в Лондон, т. к. британская школа, в отличие от континентально-европейской школы, лишена евроцентризма и нацелена на изучение общемирового опыта.

Еще одна группа русских мигрантов - представители низкооплачиваемых профессий - стройка, гостиничный бизнес, работа на фабрике или фирме. В последние несколько лет доля этой группы русских мигрантов сокращается.

В русской общине в Лондоне почти не существует институтов общения. Одним из институтов общения внутри общины являются школы выходного дня в лондонских районах Именг, Стратфорд и Блумсбери.

В начале XXI в. русские балеты ставились в Королевском Альберт-холле и театре Сэдлер-Уэллс, а концерты современной музыки в Шенердс-Буш Эмпайр. Лондонский клуб «Аквариум» превратился в культовое место для представителей русской общины.

Достаточно отметить, что в январе на Трафальгарской площади каждый год присутствует до 100 тыс. человек на фестивале «Русская зима», а в феврале здесь гуляет русская Масленица, что свидетельствует о масштабах русскоязычной общины в Лондоне.

Еврейская община в Лондоне имеет многовековую историю. Еще в 1066 г. Вильгельм пригласил евреев Руана (Франция) в Лондон, а к 1880 г. их в Лондоне было 5 тыс. человек. Затем начались погромы при Ричарде I, Эдварде I, а в 1273 г. были закрыты все синагоги Лондона, и только в 1649 г. О. Кромвель разрешил евреям селиться в Лондоне и других городах страны. Поэтому к 1671 г. в Лондоне проживало 500 евреев, а к концу века - свыше 1 тыс. за счет переселенцев из Испании, Франции и Италии. Была построена большая сефардская синагога в лондонском районе Бевис-Маркс, существующая и сейчас.

В руководстве общины стояли купцы. Евреи работали также врачами, фармацевтами, оптиками, обрабатывали алмазы. В 1760 г. сефардская община образовала комитет депутатов, чтобы представлять в правительстве интересы евреев, которых в Лондоне уже было 6 тыс. человек.

Иммиграция евреев - ашкеназов шла параллельно с сефардами сначала из Германии, а с 1770 г. - из Польши. В 1696 г. германские евреи-купцы основали большую синагогу в лондонском районе Элгейт, а с 1724 по 1761 гг. в Лондоне были построены еще две «гамбургские» синагоги.

В 1835 г. евреи добились натурализации (снималась необходимость принятия причастия англиканской церкви для тех, кто родился за границей), а с 1858 г. еврейских депутатов стали допускать в парламент, и они были освобождены от обязанности христианской присяги.

В 1881 г. началась массовая иммиграция евреев в Лондон из России, Польши и Украины. Причем из этих частей Российской империи прибыло свыше 150 тыс. человек, селившихся в основном в лондонском районе Вест-Энде.

В 1917 г. была подписана Декларация Бальфура, в которой правительство Великобритании обещало поддержку «национальному дому для еврейского народа в

Палестине». После прихода Гитлера к власти в Германии до 60 тыс. еврейских беженцев переселилось в Великобританию.

В послевоенное десятилетие еврейская община в Великобритании выросла с 350 тыс. человек в 1948 г. до 450 тыс. в 1960 г., но затем сократилось еврейское население Великобритании до 270 тыс. человек, из которых две трети живут в Лондоне.

Многие связывают рост антисемитизма в Лондоне с ростом мусульманской общины, особенно в последние годы. Нередки случаи нанесения материального ущерба, осквернение могил и памятников, угрозы, оскорбления, распространения юдофобской литературы.

Но у еврейской общины Лондона есть свои достижения. Из числа 500 богатейших людей Великобритании - 50 евреи. В распоряжении еврейской общины Лондона - 200 синагог. Еврейский музей, открытый еще в 1932 г., в 1994 г. переехал в хорошее здание викторианской эпохи на Алюберт-стрит в северной части Лондона.

В Лондоне много еврейской периодики и литературы: «Еврейская хроника» (ей уже 40 лет), «Еврейский квартал». При правительстве Великобритании существует реформистское правление представительств британских евреев.

Современные семьи китайцев в Лондоне - представители нескольких поколений, которые были хорошо интегрированы в общественную жизнь города. Это были выходцы из бывших английских колоний - Гонконг, Малайзия, Сингапур и др. В начале XXI века 247,4 тыс. человек в Великобритании признавали себя китайцами.

В Лондоне быстрыми темпами росла китайская община с начала XX в. Если сначала в Чайнатауне преобладали рестораны и прачечные, то затем они отстроили большой район Сохо, где многие китайские иммигранты нашли себе работу; в результате данный район Лондона стал сердцем китайской общины.

Большой прирост китайского населения в Лондоне наблюдался после II Мировой войны, причем работали они в основном в ресторанах и прачечных Лондона. Хорошо работающие китайцы через 10 лет получали возможность открыть свое частное дело в городе.

К концу 60-х годов XX в. китайские рестораны разместились вокруг нескольких улиц города (Gerrard, Lisle, Little Newport и др.). В 70-80-е годы XX века многие этнические китайцы перебрались в Лондон из Вьетнама, а в конце 80-х годов XX в. лондонский Чайнатаун трансформировался в Вестминстерский городской центр и стал привлекать внимание туристов со всего света.

В настоящее время около 100 тыс. китайцев проживает в Лондоне и на его окраинах. Китайцы заняты в различных сферах жизни и образуют сообщества -женские, развлечений и путешествий, здоровья, изучения английского языка.

Британское китайское общество - это непрофессиональная организация, но она освещает все события общины. Китайский информационный центр поддерживает китайцев, живущих в Великобритании и, в частности, в Лондоне.

К числу серьезнейших проблем, которые существуют в китайской общине Лондона, обычно относят существующую изоляцию и часто присущую депрессию, что является довольно характерным для китайской общины этого мегаполиса.

В первом десятилетии XXI века была проведена оценка численности китайского населения офисом национальной статистики (ONS), которая составила 400 тыс. чел.

в Великобритании, причем из них 33 % - это китайцы в Лондоне. Вполне понятно, что такая численность китайской общины в Большом Лондоне создает дополнительные проблемы для администрации мегаполиса, часть которых решается очень медленно.

Несмотря на то, что для многочисленных общин Большого Лондона посредством создания различных центров и организаций, предпринимаются попытки положительной ассимиляции мигрантов в данном мегаполисе, продолжаются достаточно сложные взаимоотношения мигрантов с городскими законами.

Ярким примером конфликтного (отрицательного) социального взаимодействия в мегаполисе Лондона может быть названа сеть погромов в августе 2011 года в районе Тоттенхэма, где по оценкам местной полиции проживает до 300 различных этносов. Эти погромы были связаны с сокращением социальных выплат для иммигрантов в связи с реакцией правительства Великобритании на усиливающийся мировой экономический кризис.

Многие демографы считают, что к 2020 году в некоторых районах лондонского мегаполиса представители национальных меньшинств составят большинство населения. Эти демографические тенденции имеют крайне важное значение для социологического анализа, т. к. усиление этнического, социокультурного разнообразия состава населения обусловливает рост напряженности и конфликтности социальной среды в этом крупнейшем мегаполисе Европы.

Нью-Йорк не только экономическая столица США, но и крупнейший межэтнический центр страны. Неслучайно США называют страной иммигрантов, куда за последние 180 лет переехало 60 млн человек. Обычно выделяют четыре этапа иммиграции в США, причем все они были связаны с поступлением мигрантов в страну через Нью-Йорк.

«Отцы-основатели» США и создатели конституции страны считали, что быть американцем - это значит принадлежать к «англосаксонской расе»; они видели залог единства страны именно в национальном единообразии. Еще первый президент США Джордж Вашингтон писал об «истинно американском характере» как неотъемлемой части нации.

Предполагалось, что европейские иммигранты, прибывающие в США, должны отказываться от родного языка, традиций и перенять систему ценностей англосаксонского большинства. Такой подход получил название концепция «плавильного тигля» («плавильного котла»). Поэтому в течение всего XIX в. в США происходили сложные этнические процессы консолидации, ассимиляции и межэтнической интеграции.

Однако уже в XX в. это положение стало меняться, т. к. значительно увеличился приток в страну «небелых» иммигрантов. Статистика здесь выделяет: американцев США - «белые» (выходцы из Европы - 71,4 % населения страны), афроамериканцы (в основном мулаты - 13 %), латиноамериканцы (испаноязычные) - 13 %, американцы азиатско-тихоокеанского происхождения (3,0 %). К аборигенным группам относятся индейцы, эскимосы, алеуты и гавайцы (1 % населения страны). Иммигранты и переходные группы (те, кто не натурализовался) - 10 % населения страны - это выходцы из Америки, Азии и Европы.

Всё более популярной становится схема мультикультурного общества, в котором различные этносы сохраняют значительную языковую и культурную обособленность. Вообще мультикультурализм как новое направление социальной теории получил развитие в 1960-1970 гг. в политических и научных дискуссиях.

Впервые словосочетание «мультикультурное общество» использовал американский социолог Чарльз Хобарт в 1964 г. в выступлении в городе Виннипег (Канада) для констатации факта существования в границах одного государства различных этнических и культурных сообществ, т. е. факта этнокультурной плюральности национального общества.

Возникли национальные модели мультикультурализма. В частности, модель США: отрицание релевантности этничности в политической сфере; распределение властных, материальных и иных социально значимых ресурсов осуществляется не по этнической принадлежности, а по заслугам; этнические и культурные параметры меньшинств могут сохраняться в групповом или индивидуальном уровнях, будучи отнесенными к частной сфере; индивиды и группы имеют право выбора идентичности, а также право интегрироваться или не интегрироваться в американское общество.

В Нью-Йорке, где говорят на 170 языках мира, 36 % населения родилось за границей. Кратко рассмотрим некоторые этнические общины города (еврейскую, русскую и китайскую).

В границах Большого Нью-Йорка (включая пригороды Нассо, Саффолк, Рокленд и Уэстчестер) на начало ХХ века проживало около 2 млн евреев. В 20-е годы XX в. евреи составили самую многочисленную этническую группу населения Нью-Йорка (45 % еврейского населения США проживало в Нью-Йорке). Расселение среди различных этнических групп населения способствовало культурной ассимиляции евреев. В это время около 28 % еврейского населения было сконцентрировано в районе Манхэттена, 3 % - в районе Бруклина, 38 % - в Бронксе, 18 % - в Куинсе и 13 % - в Ричмонде.

Члены общины в основном работали в швейной промышленности, хлебопечении, мясной промышленности и строительстве. В этот период меняется профессиональный и классовый состав общины. Произошло уменьшение числа рабочих, выросла группа лиц свободных профессий, росло число еврейских юношей и девушек, получивших высшее образование. Сформировался слой богатого еврейского населения, главным образом из текстильных фабрикантов и торговцев недвижимостью.

В середине 90-х годов XX в. наибольший процент евреев с законченным высшим образованием - в Манхэттене (36 %) и наименьший - в Бруклине (12 %). Возросло число евреев на таких государственных и муниципальных службах, где их раньше не было (например, в департаменте полиции города Нью-Йорка служит около тысячи полицейских - евреев).

В 1960-е годы усилилось движение афроамериканцев и пуэрториканцев, стремящихся уменьшить влияние доминирующих этнических общин, в первую очередь евреев, на общественную жизнь города, поэтому многие из евреев подвергались социальной дискриминации.

В Нью-Йорке действуют штаб-квартиры крупнейших еврейских организаций: Национальная конференция по советскому еврейству, Американский еврейский конгресс, Американский еврейский комитет и др.

Около 48 % еврейских детей обучаются в иешивах и дневных школах (ортодоксальные), 37 % - в различных дневных послеобеденных школах и 16 % - в субботних школах (реформистских).

В настоящее время в Нью-Йорке выходит ряд еврейских газет и журналов, функционирует Еврейский музей с богатейшими коллекциями, был создан Музей современного искусства в Нью-Йорке.

Новая волна русско-еврейской иммиграции в США и в частности, в Нью-Йорке, началась в 70-е годы XX в.; более 50 тыс. выходцев из Советского Союза, почти исключительно евреи, поселились в Нью-Йорке, многие из них в Бруклине, в районе Брайтон-Бич.

По данным Центрального статистического бюро Израиля, за пределами страны проживает до 1 млн чел., включая детей, родившихся в эмиграции (большинство - в Нью-Йорке).

В начале XX в. Нью-Йорк стал городом с самой крупной еврейской общиной в мире, после того как в течение трех десятилетий, начиная с 80-х годов XIX в., в США переехали, спасаясь от погромов и преследований, почти 2 млн евреев с территории Российской империи. Большая часть их обосновалась в Нью-Йорке, положив начало самой многочисленной общины российских евреев в мире.

В результате частью жизни потомков этих эмигрантов стало становление новой идентичности, нелегкая адаптация на новом месте, создание СМИ на русском языке и на идише, проникновение в политическую жизнь страны и попытки влияния на происходящие в стране процессы и явления.

К числу небольших этнических общин Нью-Йорка относится русская община, которая насчитывает на сегодняшний день по неофициальным данным 1,5 млн русских.

Необходимо отметить, что дети белой эмиграции, дети перемещенных лиц и последние мигранты были интегрированы в американское общество, а те, кто приехал в 70-е годы ХХ века, - нет.

Когда русским задают вопрос: что значит, для Вас быть американцем? Подавляющее число русских, живущих в Нью-Йорке, ответили: иметь американский паспорт. В то же время для американца важно участвовать в жизни общества, что предполагает участие в благотворительности, что для бывших россиян совсем неприемлемо. Это связано с другим менталитетом.

Несмотря на то, что 85 % российской иммиграции поддерживают республиканскую партию, они пользуются институтами вспомоществования, которые были созданы демократами, такими как бесплатная медицина, разного рода страховки, пособия для беженцев. Русские иммигранты голосуют за республиканцев, т. к. республиканцы ратуют за сокращение налогов, особенно с тех, кто больше зарабатывает.

СМИ, работающие на русском языке, ведут пропаганду в пользу республиканской партии. В Нью-Йорке сейчас десять русскоязычных каналов,

здается около 200 печатных изданий на русском языке. Они распространяются в рамках русской общины, в основном в Бруклине, Бронксе и Квинсе.

Сейчас в Нью-Йорке действует много русско-американских организаций, в том числе Конгресс русских американцев, Ассоциация русского дворянства, благотворительные общества.

В Нью-Йорке был создан русско-американский культурный центр «Наследие», который стремится донести до американцев положительный образ России.

Раньше русские объединялись преимущественно вокруг церкви. Затем появилось много объединяющих обстоятельств. Среди важнейших проектов культурного центра - концерты оперной и классической музыки, русские салоны, симпозиумы. Большая работа связывается с сохранением русской культуры у детей, усыновленных американскими семьями.

Русско-американский культурный центр проводит различные мероприятия, привлекающие американцев к традициям русской культуры. Так, культурный центр широко празднует Старый Новый год, Масленицу, православное Рождество. Российские иммигранты в Нью-Йорке, которые исповедуют ислам, отмечают свои праздники или вливаются в общие мероприятия с элементами своей культуры.

Несколько слов о крупнейшей на Западе китайской общине в Нью-Йорке. Чайнатаун в Нью-Йорке занимает территорию между Бродвеем, Аллен-стрит, Уорт-стрит и Конмер-стрит. Причем Чайнатаун постоянно разрастается и начинает «заглатывать» территорию Маленькой Италии. Большая китайская община Манхэттена, насчитывающая 150 тыс. человек, - не единственная в Нью-Йорке, но одна из самых больших в мире. Сегодня Чайнатаун - один из самых популярных кварталов Манхэттена среди туристов. Здесь можно увидеть настоящую азиатскую экзотику, отведать китайскую кухню и купить недорогие и колоритные сувениры.

Начинается Чайнатаун на «пяти углах» - пересечении пяти улиц: Бэлксер, Малберри, Уорт, Моско и Литтл-Уотр. Сейчас здесь расположился Каламбус-парк -большой сквер с детскими площадками.

Знаковым местом Чайнатауна является буддистский храм Махаяна в районе улиц Гранд-стрит и Канал-стрит. Здесь гости погружаются в нескончаемую череду китайских лавочек с ювелирными украшениями и сувенирами. Напротив этого храма въезд на Манхэттенский мост. Улица Бауэри, уходящая на север, обычная торговая улица, наполненная хозяйственными магазинами.

Истинный дух Чайнатауна - это улицы Бакстер, Эльзабет и Мотт, где можно купить зеленый китайский чай, китайские деликатесы или традиционные соусы.

Особое место отводится рыбным магазинам на Брум-стрит (большое количество морепродуктов), а также бесчисленным множеством ресторанчиков, где можно попробовать утку по-пекински.

ВЫВОДЫ

Некоторые ученые оценивают, что к середине XXI в. в США доля выходцев из Латинской Америки, Азии и Африки достигнет половина всего населения, что скажется и на этническом составе Нью-Йорка. Все более усиливаются тенденции,

связанные со сменой концепции «плавильного котла» на концепцию «салатницы». Таким образом, можно отметить, что в США и, в частности, в Нью-Йорке формируется мультикультурализм иммигрантских обществ, сформировавшихся в США, когда государство несет ответственность за выживание и равный социально-политический статус всех групп культурных, этнических и национальных меньшинств.

Список литературы

1. Абанина И. Н. Социальный капитал. Диалог культур: социальные, политические и ценностные аспекты // Материалы Московского форума, посвященного памяти Гейдара Алиева. М., 2015. С. 75-82

2. Блинова М. С. Современные социологические теории миграции населения: монография. М.: КДУ, 2009.

3. Дюргейм З. О. О разделении общественного труда. Методы социологии. М., 1991.

4. Лескова И. В. Социальное самочувствие молодежи московского мегаполиса // Социальная политика и социология. 2014. № 2. С. 103-111

5. Середина М. И. Формирование и взаимодействие этнических общин в современных мегаполисах мира: социологический анализ. М., 2013.

Статья поступила в редакцию 08.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.