Общество: политика, экономика, право. 2021. № 11. С. 36-45. Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 11. P. 36-45.
Научная статья УДК 339.923+339.982 https://doi.org/10.24158/pep.2021.11.4
Международная кооперация и региональные инициативы в области синей экономики
Валерия Сергеевна Минчичова1, Елизавета Валентиновна Оглоблина2
■^Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5838-659X [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1946-4385
Аннотация. Международная кооперация в области синей экономики базируется на институциональной структуре, в которой ведущую роль играют подразделения ООН, разрабатывающие и имплементирующие инструменты развития и сохранения Мирового океана. Конвенции, конференции ООН по климату результиро-вали свои достижения в выделении особой значимости синей экономики в рамках одной из целей устойчивого развития - сохранения морских экосистем. Значимое место в международной и региональной кооперации занимают исследовательские институты, инициативы и фонды. Особое внимание в статье уделено систематизации европейских инициатив в области сохранения и использования ресурсов Мирового океана: продовольствии, энергетике, транспортной инфраструктуре, перевозках и туризме. Проанализирована деятельность свыше 30 основных международных и региональных инициатив, которые, с одной стороны, облегчают и систематизируют усилия по сохранению ресурсов синей экономики, с другой - ослабевают из-за смещения фокуса внимания правительств государств на борьбу с последствиями пандемического кризиса.
Ключевые слова: международная кооперация, синяя экономика, экономика Мирового океана, цели устойчивого развития, использование морских ресурсов, ресурсосбережение, экология, продовольственная безопасность, энергобезопасность
Для цитирования: Минчичова В.С., Оглоблина Е.В. Международная кооперация и региональные инициативы в области синей экономики // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 11. С. 36-45. https://doi.org/10.24158/pep.2021.11.4.
Original article
International cooperation and regional Blue Economy initiatives Valerija S. Mincicova1, Elizaveta V. Ogloblina2
^Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5838-659X [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1946-4385
Abstract. International cooperation in the Blue Economy is based on the structure with the core role of United Nations. UN bodies invent and implement the instruments of development and preservation of the World Ocean. The UN Climate Conventions, the UN Climate Conferences have resulted in highlighting the particular importance of the Blue Economy within one of the sustainable development goals - the preservation of marine ecosystems. Research institutions, funds and regional or transregional initiatives play the outstanding role in international cooperation. We pay special attention to European efforts in preserving and sophisticated usage of the World Ocean resources, such as food, energy resources - oil, gas, RES, transport infrastructure, transportation and tourism services. The authors analyze more than 30 basic international and regional cooperation initiatives, which on the one hand have facilitated and systematized efforts to preserve Blue Economy resources, but on the other hand have weakened as the focus of national governments has shifted to dealing with the consequences resulting from the pandemic crisis.
Keywords: international cooperation, Blue economy, World Ocean economy, sustainable development goals (UN SDG 17), marine resource exploitation, resource conservation, environment, food security, energy security
For citation: Mincicova, V.S., Ogloblina, E.V. (2021) International cooperation and regional Blue Economy initiatives. Society: Politics, Economics, Law. (11), 36-45. Available from: doi:10.24158/pep.2021.11.4 (In Russian).
Большая часть территории Мирового океана в отличие от суши представляет собой свободные воды, которые не принадлежат ни одному государству, - морские зоны, находящиеся вне национальной юрисдикции. Однако очевидно, что океан существует как единый организм, поэтому для заботы о нем и в целях полноценного устойчивого использования его ресурсов необ-
© Минчичова В.С., Оглоблина Е.В., 2021
ходимо охватывать вниманием как территориальные воды, так и свободные. Важность бережного обращения с океаном подчеркивает его влияние на жизнь людей, как живущих на побережье, так и никогда не видевших моря. Устойчивое управление может помочь океану производить в 6 раз больше продуктов питания и в 40 раз больше возобновляемой энергии, чем в настоящее время, содействовать сокращению выбросов парниковых газов на 1/5 для цели сдерживания роста температуры к 2050 г. на 1,5 °С, установленной Парижским соглашением. Работа в данном направлении способна помочь миллионам людей избавиться от нищеты, добиться равноправия и гендерного баланса, повысить экономическую и экологическую устойчивость, построить отрасли будущего и обеспечить производство низкоуглеродных топлива и корма1.
Помимо этого, Мировой океан представляет интерес и с инвестиционной точки зрения. Согласно оценкам, вложения в размере 2,8 трлн долл. США в четыре морских решения - производство морских ветров, устойчивое производство продуктов питания на океанской основе, декарбонизация международных перевозок, сохранение и восстановление мангровых зарослей - принесут чистую выгоду в размере 15,5 трлн долл. США к 2050 г., обеспечив более чем пятикратный возврат сумм2.
Направления исследований Мирового океана обусловлены, с одной стороны, перечнем проблем, характерных для океана и его экологии, с другой - возможностями и ресурсами для мировой экономики. География и масштабы Мирового океана, в свою очередь, объясняют необходимость его изучения в рамках международной кооперации, которая позволяет вовлечь нескольких особо заинтересованных в результатах подобной работы субъектов (например, островные государства), а также аккумулировать ресурсы, требуемые для масштабных проектов.
Среди основных направлений исследования Мирового океана, во многом реализуемых через проекты международной кооперации, целесообразно выделить следующие:
- особая роль экономики Мирового океана на современном этапе развития международных экономических отношений, включая угрозы и возможности в связи с процессами деглобали-зации и пандемией;
- экология Мирового океана: зеленые и синие тенденции;
- основные проблемы экономики Мирового океана в национальном, региональном и мировом разрезах;
- регионализация экономики Мирового океана и разделение ответственности за поддержание экологии регионов;
- продовольственные ресурсы Мирового океана и их вклад в борьбу с проблемой мирового голода;
- энергетические ресурсы синей экономики и их вклад в достижение целей углеродной нейтральности;
- ископаемые ресурсы морского дна и оценка объемов резервных запасов исчерпаемых ресурсов;
- рекреационные и туристические ресурсы морей и побережья и их вклад в экономику прибрежных государств;
- Мировой океан как основа международной транспортной сети и иные инфраструктурные возможности синей экономики;
- международная кооперация и региональные инициативы в области синей экономики как самостоятельное движение, параллельное развитию исследований конкретных направлений.
Таким образом, в вопросах экономики Мирового океана международная кооперация и совместные региональные инициативы как государств, так и неправительственных общественных организаций и бизнеса приобретают критическое значение, выступая точкой приложения усилий с высоким потенциалом. В связи с этим особый интерес представляет исследование в целях систематизации мирохозяйственных отношений в области синей экономики в современных условиях энергетического перехода.
Комплексное изучение обозначенных вопросов является относительно новым трендом в мировой экономической мысли. Широкую известность термин «синяя экономика» получил в 2010 г., когда Г. Паули опубликовал доклад Римскому клубу «Голубая экономика: 10 лет, 100 инноваций, 100 миллионов рабочих мест» (Pauli, 2010). В нем проведены параллели между природными процессами и бизнес-моделями, однако регулирование данной сферы не было затронуто.
1 Ocean Solutions, которые приносят пользу людям, природе и экономике [Электронный ресурс] : сводный отчет // Группа высокого уровня по устойчивому экономическому развитию океана : официальный сайт. URL: https://www.oceanpanel.org/ocean-action/files/executive-summary-ocean-solutions-report-rus.pdf (дата обращения: 11.11.2021).
2 Konar M., Ding H. A Sustainable Ocean Economy for 2050. Approximating Its Benefits and Costs [Электронный ресурс] // Группа высокого уровня по устойчивому экономическому развитию океана : официальный сайт. URL: https://oceanpanel.org/sites/default/files/2020-07/Ocean%20Panel_Economic%20Analysis_FINAL.pdf (дата обращения: 11.11.2021).
Современные исследователи 2020-х гг., например Р. Брирз (Brears, 2021), И. Перисси, У. Барди (Perissi, Bardi, 2021), Р.В. Спинрад, концентрируют внимание на экологических аспектах преобразования бизнес-моделей с учетом возможностей синей экономики. Значительное внимание уделяется региональным особенностям разумного использования ресурсов Мирового океана: Индийского - Л. Шеной, Ш. Райпатак, Х. Ирфанулла, Р. Мухопадиай, П. Сингх, Атлантического - Ф. Мваиджанде, Ч.С. Коган, В.Л. Форбс, И. Биуксане, Б. Ролле, М. Колесникова, Тихого -Ф. Спигарелли, Дж. Сампауло, И. Пенезис, Дж. Виттингтон. В меньшей степени научные труды посвящены синей экономике Южного и Северно-Ледовитого океанов, этот сегмент рассматривается как часть стратегий развития энергетики или продовольственных отраслей. Проблемы меж-странового и межконтинентального регулирования чаще затронуты в докладах спецподразделений ООН, Еврокомиссии и мало отражены в трудах ученых (например, Х. Гован (Govan, 2020), К. Финдлей, Т. Дрейк (Drake, 2021) касаются вопросов необходимости международного обсуждения перспектив синей экономики во благо уравнивания развития государств и регионов). Именно поэтому представляется важным систематизировать существующие инициативы в области международной кооперации по использованию ресурсов Мирового океана.
Однако низкая степень изученности ресурсов и возможностей Мирового океана, а также новые вызовы современности в виде последствий пандемии COVID-19 говорят о том, что предпринимаемых в данном направлении усилий может быть недостаточно. В связи с этим представляется необходимым систематизировать существующие инициативы в области международной кооперации по использованию ресурсов Мирового океана. Достижение поставленной цели видится возможным через выполнение задач по выявлению предпосылок разработки проектов международной кооперации; изучению роли наднациональных органов и специализированных профильных неправительственных учреждений в исследованиях океана, а также их кооперации с национальными институтами; проверке потребности в совместном стимулировании синей экономики в рамках целей устойчивого развития ООН (далее - ЦУР); анализу роли коммерческих структур в исследовании Мирового океана; оценке успехов научных институтов в отдельных вопросах синей и зеленой экономик, связанных с океаном; определению наиболее передового регионального опыта международной кооперации и интеграции в вопросах океана на примере Европейского союза.
Прежде всего отметим, что в развитии международного сотрудничества и кооперации по проблемам экономики Мирового океана можно выделить несколько этапов, где каждый последующий приводил к более глубокому и всестороннему взаимодействию на международном уровне:
- рамочный этап (конец 1950-х - начало 1980-х гг.);
- комплексно-правовой этап (1980-е гг.);
- этап начала системного международного взаимодействия по вопросам экологии и экономики Мирового океана (1990-2010-е гг.);
- этап широкомасштабного взаимодействия в интересах глобального устойчивого развития (2010-е гг. - настоящее время).
С учетом комплексности проблем Мирового океана закономерна ведущая роль Организации Объединенных Наций в разработке и имплементации инструментов его развития. Конвенция об открытом море была принята ООН в 1958 г. и явилась основополагающим рамочным документом по международному сотрудничеству в области вопросов Мирового океана. Вместе с тем рассматриваемое направление наиболее прочно закрепилось в повестке интересов ООН только в начале 1980-х гг.
Так, в 1982 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву, которая к настоящему времени ратифицирована более чем 110 государствами. Этот документ является своего рода конституцией океана. Концепция содержит правовой режим океанов и морей, устанавливает правила, регулирующие всю деятельность в океанах и использование их ресурсов, в том числе судоходство и воздушные перелеты, разведку и добычу минералов, сохранение и загрязнение, рыболовство и перевозки1. В документе особо подчеркивается, что проблемы, связанные с океаническим пространством, тесно взаимосвязаны и должны рассматриваться в комплексе.
Новый виток акцентирования внимания мировой общественности на проблемах Мирового океана наблюдался в 1990-е гг. В частности, в итоговом документе «Повестка дня на XXI в.» Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г., также называемой Саммит Земли, отдельная глава была посвящена защите океанов, всех видов морей, включая замкнутые и полузамкнутые, и прибрежных районов, а также охране, рациональному использованию и освоению их живых
1 Конвенция ООН по морскому праву [Электронный ресурс] : 1994 г. // ООН : официальный сайт. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/lawsea.pdf (дата обращения: 11.11.2021).
ресурсов1. Программными областями развития Мирового океана, принятыми и утвержденными на самом высоком уровне, стали следующие:
- комплексное и рациональное использование и устойчивое развитие прибрежных районов, в том числе исключительных экономических зон;
- охрана морской среды;
- устойчивое использование и сохранение морских живых ресурсов открытого моря;
- устойчивое использование и сохранение живых морских ресурсов, находящихся под национальной юрисдикцией;
- устранение неопределенностей, имеющих важное значение для рационального использования морской среды и оценки климатических изменений;
- укрепление международного, в том числе регионального, сотрудничества и координации;
- устойчивое развитие малых островов.
Спустя 20 лет Мировой океан вновь стал важной частью повестки Конференции ООН по устойчивому развитию, также состоявшейся в Рио-де-Жанейро и получившей название Рио +20. В ее итоговом документе «Будущее, которого мы хотим» особо подчеркивается важность поддержания жизнедеятельности океанов и морей. Возрастание внимания и обеспокоенности состоянием Мирового океана привело к тому, что в 17 целей устойчивого развития ООН, в соответствии с которыми уже несколько лет без преувеличения существует весь мир, была включена цель, связанная с океаном.
ЦУР № 14 включает в себя несколько важнейших задач по сохранению, развитию и исследованию океана. Ее полное название - Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития - отражает направленность на решение всех ключевых проблем экологии и экономики Мирового океана (таблица 1)2.
Таблица 1 - Задачи в рамках цели устойчивого развития ООН № 14 Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития_
Номер задачи Содержание
1 2
14.1 К 2025 г. обеспечить предотвращение и существенное сокращение любого загрязнения морской среды, в том числе вследствие деятельности на суше, включая загрязнение морским мусором и питательными веществами
14.2 К 2020 г. обеспечить рациональное использование и защиту морских и прибрежных экосистем с целью предотвратить значительное отрицательное воздействие, в том числе путем повышения стойкости этих экосистем, и принять меры по их восстановлению для обеспечения хорошего экологического состояния и продуктивности океанов
14.3 Минимизировать и ликвидировать последствия закисления океана, в том числе благодаря развитию научного сотрудничества на всех уровнях
14.4 К 2020 г. обеспечить эффективное регулирование добычи и положить конец перелову, незаконному, несообщаемому и нерегулируемому рыбному промыслу и губительной рыбопромысловой практике, а также выполнить научно обоснованные планы хозяйственной деятельности, для того чтобы восстановить рыбные запасы в кратчайшие возможные сроки, доведя их по крайней мере до таких уровней, которые способны обеспечивать максимальный экологически рациональный улов с учетом биологических характеристик этих запасов
14.5 К 2020 г. охватить природоохранными мерами по крайней мере 10 % прибрежных и морских районов в соответствии с национальным законодательством и международным правом и на основе наилучшей имеющейся научной информации
14.6 К 2020 г. запретить некоторые формы субсидий для рыбного промысла, содействующие созданию чрезмерных мощностей и перелову, отменить субсидии, содействующие незаконному, несообщаемому и нерегулируемому рыбному промыслу, и воздерживаться от введения новых таких субсидий, признавая, что надлежащее и эффективное применение особого и дифференцированного режима в отношении развивающихся и наименее развитых стран должно быть неотъемлемой частью переговоров по вопросу о субсидировании рыбного промысла, которые ведутся в рамках Всемирной торговой организации
14.7 К 2030 г. повысить экономические выгоды, получаемые малыми островными развивающимися государствами и наименее развитыми странами от экологически рационального использования морских ресурсов, в том числе благодаря экологически рациональной организации рыбного хозяйства, аквакультуры и туризма
1 Защита океанов и всех видов морей, включая замкнутые и полузамкнутые моря, и прибрежных районов и охрана, рациональное использование и освоение их живых ресурсов [Электронный ресурс] : гл. 17 // Повестка дня на XXI в. : принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г. // ООН : официальный сайт. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21_ch17.shtml (дата обращения: 11.11.2021).
2 Цель 14: Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития [Электронный ресурс] // ООН : официальный сайт. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/oceans (дата обращения: 11.11.2021).
Продолжение таблицы 1
1 2
14.а Увеличить объем научных знаний, расширить научные исследования и обеспечить передачу морских технологий, принимая во внимание критерии и руководящие принципы в отношении передачи морских технологий, разработанные Межправительственной океанографической комиссией, с тем чтобы улучшить экологическое состояние океанской среды и повысить вклад морского биоразнообразия в развитие развивающихся стран, особенно малых островных развивающихся государств и наименее развитых стран
14.b Обеспечить доступ мелких хозяйств, занимающихся кустарным рыбным промыслом, к морским ресурсам и рынкам
14.с Улучшить работу по сохранению и рациональному использованию океанов и их ресурсов путем соблюдения норм международного права, закрепленных в Конвенции ООН по морскому праву, которая, как отмечено в п. 158 документа «Будущее, которого мы хотим», закладывает юридическую базу для сохранения и рационального использования Мирового океана и его ресурсов
В рамках ООН также функционируют профильные организации, связанные с решением проблем Мирового океана1. В частности, Программа по региональным морям, созданная в рамках Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), содействует безопасному с точки зрения экологии использованию морских ресурсов. В рамках ЮНЕП также учреждена Глобальная программа действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности. Учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) поддерживает Межправительственную океанографическую комиссию, координирующую проекты в области морских исследований, систем наблюдения, а также смягчения опасных явлений и более эффективного управления океанскими и прибрежными районами. Деятельность Международного органа по морскому дну (МОМД), созданного в рамках Конвенции ООН по морскому праву, направлена на организацию и контроль разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна районов, находящихся вне национальной юрисдикции.
Одна из самых значимых структур ООН в отношении Мирового океана - Международная морская организация (ИМО). Ее профиль - создание глобальной эффективной нормативно-правовой базы в области индустрии судоходства, отражающей интересы всех сторон. Организация разработала ряд инструментов по борьбе с загрязнением окружающей среды морскими судами, в том числе в рамках соответствующих документов - Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью, Международного кодекса для судов, эксплуатируемых в полярных водах (Полярный кодекс).
С учетом того, какую роль Мировой океан играет в обеспечении населения планеты продовольствием, закономерно большое участие в обсуждении соответствующих вопросов принимает Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН - ФАО. Разработанный ею Кодекс ведения ответственного рыболовства устанавливает международные стандарты поведения для внедрения ответственных видов практики рыболовства в целях эффективного сохранения, рационального использования и развития живых водных ресурсов наряду с оказанием должного внимания экосистеме и биоразнообразию. ФАО также поддерживает Программу глобального устойчивого рыболовства и сохранения биоразнообразия в зонах, находящихся вне национальной юрисдикции (Common Oceans ABNJ Program)2. Такие территории, безусловно, являются первоочередными объектами наднационального регулирования и международной кооперации.
ООН обращает внимание мировой общественности на вопросы Мирового океана также путем призыва к их усиленному и ускоренному рассмотрению и изучению. Так, период с 2021 по 2030 г. был объявлен Десятилетием науки об океане в интересах устойчивого развития ООН и Десятилетием ООН по восстановлению экосистем. С 2017 г. ООН также проводит конференции, посвященные проблемам океана, что в первую очередь способствует продвижению к достижению ЦУР № 14 ООН.
Конференция ООН по Мировому океану, впервые состоявшаяся в 2017 г., продемонстрировала приверженность участников разных уровней к реализации мероприятий, связанных с экономикой и экологией океана. Очередная конференция, которая должна была состояться в 2020 г., по причинам обеспечения безопасности в связи с пандемией COVID-19 перенесена на неопределенный срок. Участники прошедшей и запланированной конференций были призваны регистрировать программные меры и обязательства по выполнению задач ЦУР № 14 в специальном перечне, который по состоянию на август 2021 г. содержал 1 649 инициатив (рисунок 1)3.
1 Мировой океан и морское право [Электронный ресурс] // ООН : официальный сайт. URL: https://www.un.org/ru/global-issues/oceans-and-the-law-of-the-sea (дата обращения: 11.11.2021 ).
2 Program, Structure and Goals [Электронный ресурс] // ФАО : официальный сайт. URL: https://www.fao.org/in-action/commonoceans/background/program-structure-goals/ru (дата обращения: 11.11.2021).
3 The Ocean Conference. Registry of voluntary commitments [Электронный ресурс] // ООН : официальный сайт. URL: https://oceanconference.un.org/commitments (дата обращения: 11.11.2021).
Благотворительные организации; 22
Частный сектор:
Научное 124 сообщество; 34 Академические институты; 58
Организации гражданского общества; 100
Иные Партнерства; 60 участники; 31
Межправительст
венные организации; 79
\_ Организации ООН; 118
Рисунок 1 - Распределение обязательств в области задач ЦУР № 14 по ответственным институтам, август 2021 г.
Анализ инициатив показывает, что большая их доля приходится на островные и развивающиеся государства, а также развитые страны с протяженной береговой линией. Также зачастую ООН и правительства реализуют совместные проекты по развитию и защите океана, которые государствам было бы объективно сложно реализовать в одиночку, что еще раз подчеркивает важность международной, в том числе наднациональной, кооперации в вопросах Мирового океана. Например, ООН совместно с правительством Сейшельских Островов запустили проект создания охраняемой зоны, включающей наземные экосистемы и 76 258 га морских экосистем, охватывающей 1 237 направлений сохранения биоразнообразия и устойчивого управления земельными и морскими ресурсами островов1.
Количество проектов, реализуемых частным сектором, в будущем должно возрасти, хотя проблемы океана пока беспокоят малую часть делового сообщества. В целях вовлечения бизнеса в вопросы устойчивого развития, поощрения его социальной ответственности ООН учредила Глобальный договор (UN Global Compact), в который в настоящее время входит блок, связанный с Мировым океаном (Sustainable Ocean Business Action Platform). Помимо призыва к вовлеченности в вопросы океана, платформа предлагает интересный инструмент - руководство по выпуску «голубых» облигаций для финансирования устойчивого развития рассматриваемой сферы. Ожидается, что повышение объемов «голубого» финансирования станет ключевым стимулом перехода от программ к реальным действиям по улучшению состояния океана.
В вопросах международной кооперации в области исследования состояния и перспектив развития Мирового океана велика роль научных институтов. Крупные исследования, проводимые ежегодно или раз в несколько лет, отчеты о которых публикуются в открытом доступе, помогают ученым со всего мира быть в курсе последних тенденций и изменений океана. Среди таких исследований можно выделить масштабный документ World Ocean Assessment, охватывающий большинство проблем в данной области, выпускаемый Межправительственной океанографической комиссией; комплекс отчетов об изучении аспектов жизнедеятельности океана World Ocean Review, формируемый некоммерческой организацией из Германии Maribus.
Интересно, что внимание к вопросам океана привлекают и видные коммерческие структуры. Так, один из крупнейших медиахолдингов The Economist Group учредил проект World Ocean Initiative и ежегодную конференцию World Ocean Summit. В рамках этих инициатив интерес фокусируется на трех столпах качественного повышения эффективности использования океана - финансировании, управлении и инновациях.
1 Новостной обзор в области устойчивого развития [Электронный ресурс] : вып. 27 от 27 апр. 2020 г. // Делойт : официальный сайт компании. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/risk/articles/2020/sustainable-development-news-issue-27.html (дата обращения: 11.11.2021).
Переходя к вопросам региональной кооперации при изучении и освоении ресурсов Мирового океана, нельзя не отметить международную инициативу Ocean Panel (The High Level Panel for Sustainable Ocean Economy), объединившую лидеров 14 государств на пути к устойчивой синей экономике. К инициативе, учрежденной в 2018 г., сегодня подключены Австралия, Канада, Чили, Фиджи, Гана, Индонезия, Ямайка, Япония, Кения, Мексика, Намибия, Норвегия, Палау и Португалия, которые в совокупности занимают 40 % береговой линии, предоставляют 20 % флота и обеспечивают 20 % рыболовного промысла1. Стран-участниц сложно объединить по какому-либо признаку, поскольку они разнесены территориально и находятся на разных уровнях экономического развития. Тем не менее они консолидировались добровольно, что дополнительно подчеркивает обеспокоенность морских государств проблемами Мирового океана.
На региональном уровне существует Программа региональных морей ЮНЕП, состоящая из трех типов конвенций и планов действий по региональным морям (в зависимости от управления: под эгидой ЮНЕП, не администрируемые ЮНЕП, независимые) в 18 регионах, в которых участвует в совокупности более 140 стран2. Программы составляются и реализуются в целях решения следующих проблем: морской мусор, загрязнение на суше, управление прибрежной территорией, коралловые рифы, малые островные развивающиеся государства, сохранение биоразнообразия в районах за пределами национальной юрисдикции.
Глобальный экологический фонд поддерживает устойчивое управление 23 из 66 крупных морских экосистем (Large Marine Ecosystem - LME), благодаря чему более 120 стран сотрудничают в целях развития общих для них крупных морских экосистем3. С помощью этой организации реализуются совместные проекты даже тех государств, между которыми существуют трения относительно использования морских ресурсов (нефти, газа, рыбы и т. п.) на спорных территориях. Например, в Южно-Китайском море и Сиамском заливе осуществлена программа по восстановлению популяции рыбы и биологического разнообразия, в которой приняли участие Камбоджа, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд и Вьетнам.
Активно развивается сообщество региональных рыбохозяйственных организаций (Regional Fisheries Management Organisations - RFMOs), занимающихся устойчивым управлением мигрирующих видов или рыбными ресурсами в определенном регионе международных вод4. Деятельность таких субъектов может быть направлена как на защиту отдельных биологических видов (например, атлантического тунца), так и на более широкие области (в частности, сохранение морских живых ресурсов Антарктики). Одну из наиболее заметных ролей в подобной деятельности играет Европейский союз, участвующий в 5 организациях, связанных с сохранением популяции тунца, и 11 организациях, занимающихся иными проблемами сбережения морского биоразнообразия.
Опыт Евросоюза, в состав которого входит достаточное число государств, так или иначе зависящих от Мирового океана и влияющих на него, особенно интересно рассмотреть с точки зрения региональной кооперации в области синей экономики. ЕС участвует в ряде региональных конвенций, касающихся деятельности в прилегающих к нему акваториях, например Конвенции по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики (ОСПАР), Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинкской конвенции - ХЕЛКОМ), Конвенции по защите морской среды и прибрежных зон Средиземного моря (Барселонской конвенции), Конвенции по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестской конвенции).
Морскую политику Европейского союза регулируют сразу несколько взаимосвязанных документов (таблица 2) (Толкаченко, 2018). Основополагающей и определяющей перспективы деятельности самого ЕС в вопросах, связанных с Мировым океаном, является Рамочная директива о морской стратегии (The European Union Marine Strategy Framework Directive). В соответствии с ней целевым показателем для страны Евросоюза в вопросах морских водных ресурсов выступает достижение «хорошего экологического состояния» морских вод, обеспечивающего экологически разнообразные океаны и моря, которые могут быть охарактеризованы как экологически чистые, здоровые и продуктивные.
1 About the Ocean Panel [Электронный ресурс] // Группа высокого уровня по устойчивому экономическому развитию океана : официальный сайт. URL: https://www.oceanpanel.org/about (дата обращения: 11.11.2021).
2 Программа региональных морей [Электронный ресурс] // ООН : официальный сайт. URL: https://www.unep.org/ru/issleduyte-temy/okeany-i-morya/nasha-deyatelnost/programma-regionalnykh-morey (дата обращения: 11.11.2021).
3 Large Marine Ecosystems [Электронный ресурс] // GEF : официальный сайт. URL: https://www.thegef.org/topics/large-marine-ecosystems (дата обращения: 11.11.2021).
4 Regional fisheries management organisations (RFMOs) [Электронный ресурс] // European Commission : официальный сайт. URL: https://ec.europa.eu/oceans-and-fisheries/fisheries/international-agreements/regional-fisheries-management-organisations-rfmos_en (дата обращения: 11.11.2021).
Таблица 2 - Перечень основных документов, сопровождающих реализацию морской политики Европейского союза_
Документ Область применения
Директива Европейского парламента и Евросовета № 2000/60/ЕС от 23 октября 2000 г., устанавливающая рамочные положения о деятельности сообщества в области водной политики Общие вопросы применения водной политики ЕС
Директива Европейского парламента и Евросовета № 2014/89/ЕС от 23 июля 2014 г. «О создании основы для планирования морских пространств» Требования к морскому пространственному планированию в ЕС
Общая политика рыбного промысла (2002) Квотирование вылова рыбы, поощрение рыболовной промышленности
Рекомендации Европейского парламента и Евросовета от 30 мая 2002 г. относительно имплементации интегрированного менеджмента прибрежных зон в Европе № 2002/413/ЕС Установление принципов и правил менеджмента прибрежных зон
Директива Европейского парламента и Евросовета № 2008/56/ЕС от 17 июня 2008 г. о стандартах действий содружества в сфере морской экологической политики (Морская директива) Установление рамочных стандартов хорошего экологического состояния морской среды
Директива № 92/43/ЕЕС от 21 мая 1992 г. относительно охраны среды обитания и дикой фауны и флоры (Директива среды обитания и птиц) Регулирование отношений в области охраны природы и природных богатств, а также сохранения биологического разнообразия
Директива № 2006/7/ЕС Европейского парламента и Евросовета от 15 февраля 2006 г. относительно менеджмента качества воды, пригодной для купания, а также аннулирования Директивы № 76/160/ЕЕС (Пляжная директива) Регулирование контроля качества прибрежных зон, пригодных для купания
Регламент Евросовета № 708/2007 от 11 июня 2007 г. относительно использования чужеродных и локально отсутствующих видов аквакультуры Регулирование состояния аквакультуры в целях сокращения влияния некоторых видов аквакультуры на устойчивое развитие сектора
Важно отметить, что вопросы Мирового океана в ЕС рассматриваются в контексте синей экономики, включающей шесть основных отраслей: добыча и производство живых ресурсов (включая рыболовство, аквакультуру, переработку рыбной продукции); морская добыча нефти и газа; портовая и складская деятельность; реализация водных проектов; морской транспорт; судостроение и судоремонт; прибрежный туризм (Колесникова, 2019). Однако области приложения усилий Евросоюза расширяются: в дополнение к ранее внедренным механизмам планируется сформировать базу морских данных, создать основанные на них инструменты и центр наблюдения за развитием синей экономики, подготовить инициативу по наблюдению за океаном, чтобы структурировать сбор информации и стимулировать переход к устойчивому инвестированию в морские отрасли, разрешить использование одних и тех же акваторий неконфликтующими видами деятельности, разработать предложения о перспективах трансграничного сотрудничества и национальные планы стран ЕС в сфере развития возобновляемой энергетики в прибрежных районах, а также обновить в 2021-2023 гг. Рамочную директиву о морской стратегии (Колесникова, 2021).
Политика синей экономики, реализуемая ЕС, сегодня тесно связана со стратегией зеленого развития. Согласно последним заявлениям Евросоюза, синяя экономика должна полностью встроиться в программу реализации Зеленой сделки ЕС (The European Green Deal), т. е. в обязательном порядке стать устойчивой. Еврокомиссия представила также стратегию экологической перестройки экономики ЕС, предусматривающую введение прогрессивных климатических тарифов для морского транспорта и расширение системы торговли углеродными квотами на морские суда. Эти и иные предложенные меры должны привести к сокращению выбросов парникового газа в ЕС к 2030 г. как минимум на 55 % по сравнению с уровнем 1990 г.1 Однако нужно принимать во внимание последствия пандемии COVID-19, оказавшей серьезное влияние на скорость движения Европы в сторону синей и зеленой экономик, когда потребности в сохранении наиболее пострадавших отраслей могут «перевешивать» требования устойчивого развития.
Анализ опыта международной и региональной кооперации позволяет сделать вывод о наличии большого числа инициатив разного уровня и общей озабоченности всех государств мира, неправительственных организаций и бизнеса проблемами Мирового океана и теми возможностями, которыми он может обеспечить синюю и зеленую экономики. Однако очевидно, что темпы предпринимаемых усилий, в том числе ввиду пандемии COVID-19 и ее последствий, недостаточны для требуемой динамики развития. Перенаправление внимания на заполнение пустот, образовавшихся в ряде морских отраслей, наиболее пострадавших из-за COVID-кризиса, с одной стороны, привело к замедлению реализации более глобальных инициатив, с другой - дополнительно подсветило отрасли, остро нуждающиеся в переходе к устойчивому развитию.
1 Еврокомиссия представила стратегию экологической перестройки всей экономики ЕС [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2021. 14 июля. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4900247 (дата обращения: 11.11.2021).
В вопросах международной кооперации, особенно в условиях кризиса, не стоит забывать и о потенциальной опасности преобладания национальных интересов над глобальными, риске отказа ряда государств от участия в межнациональных и региональных инициативах.
Изучение проблем, связанных с развитием международной кооперации и региональных проектов в области синей экономики, позволяет сделать вывод, что система мирохозяйственных связей в данной сфере носит многогранный и многоуровневый характер. Вопросы необходимости исследования Мирового океана все чаще поднимаются на самом высоком межправительственном уровне. Центром международной кооперации являются ООН и ее подразделения, однако частные инициативы, в том числе межрегиональные, не имеют ядра координации. При этом Мировой океан как единая система, затрагивающая всю планету, требует именно глобального подхода. В связи с этим ООН в контексте достижения ЦУР имеет смысл каталогизировать национальные и международные инициативы по использованию ресурсов синей экономики, создать комиссии или советы по региональным программам развития и сохранения Мирового океана.
В настоящее время вектор вопросов, требующих первоочередного совместного изучения в рамках международных и региональных проектов, сместился в сторону поиска путей, которыми Мировой океан может помочь миру в борьбе с распространением вирусной инфекции, и методов ограждения его от истощения, связанного с той же пандемией и прочими вызовами глобализации. Таким образом, подтверждается тезис о важности усиления международной исследовательской деятельности, невозможной без международной и региональной интеграции и кооперации как способов аккумуляции нужного объема ресурсов для ускорения темпов изучения аспектов синей экономики и зеленого развития Мирового океана.
Список источников:
Колесникова М.Л. Экологические амбиции Европейского союза: синяя экономика // Аналитические записки Института Европы РАН. 2021. № 21. С. 11-18. http://doi.org/10.15211/analytics32120211118.
Колесникова М.Л. Синяя экономика и ЕС // Международная жизнь. 2019. № 6. С. 106-113.
Толкаченко Е.В. Отдельные аспекты морской политики Европейского союза // Вюник ОНУ iменi 1.1. Мечникова. Пра-вознавство. 2018. Т. 23, вип. 1 (32). С. 190-198. https://doi.org/10.18524/2304-1587.2018.1(32).134171.
Brears R.S. Developing the Blue Economy. Cham, 2021. 337 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-84216-1.
Drake T.G. National security and the new blue economy // Preparing a Workforce for the New Blue Economy / ed. by L. Ho-taling, R.W. Spinrad. Amsterdam, 2021. P. 261-268. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-821431-2.00045-7.
Govan H. Preconditions for a Blue Economy // DAWN Informs, Development Alternatives with Women for a New Era. 2020. July. P. 22-25.
Pauli G. Blue economy - 10 years, 100 innovations, 100 million jobs : Report to the Club of Rome. Taos, New Mexico, 2010. 308 p.
Perissi I., Bardi U. The Future: The Blue Economy // The Empty Sea. Cham, 2021. P. 129-173. https://doi.org/10.1007/978-3-030-51898-1_6.
References:
Brears, R.S. (2021) Developing the Blue Economy. Cham, Palgrave Macmillan. Available from: doi:10.1007/978-3-030-84216-1.
Drake, T.G. (2021) National security and the new blue economy. In: Hotaling, L. & Spinrad, R.W. (eds.) Preparing a Workforce for the New Blue Economy, Amsterdam, Elsevier, 261-268. Available from: doi:10.1016/B978-0-12-821431-2.00045-7.
Govan, H. (2020) Preconditions for a Blue Economy. DAWN Informs, Development Alternatives with Women for a New Era. July, 22-25.
Kolesnikova, M.L. (2021) The European Union's environmental ambitions: the blue economy. Analytical papers of IE RAS. (21), 11-18. Available from: doi:10.15211/analytics32120211118. (In Russian)
Kolesnikova, M.L. (2019) Blue economy and EU. Mezdunarodnaa Zizn'. (6), 106-113. (In Russian)
Pauli, G. (2010) Blue economy - 10 years, 100 innovations, 100 million jobs. Report to the Club of Rome. Taos, New Mexico, Paradigm Publications.
Perissi, I. & Bardi, U. (2021) The Future: The Blue Economy. In: Perissi I., Bardi U. The Empty Sea. Cham, Springer, 129-173. Available from: doi:10.1007/978-3-030-51898-1_6.
Tolkachenko, E.V. (2018) Some Aspects of the European Union Maritime Policy. Odesa National University Herald. Jurisprudence. 23 (1), 190-198. Available from: doi:10.18524/2304-1587.2018.1(32).134171 (In Russian).
Информация об авторах
В.С. Минчичова - кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента мировой экономики и международного бизнеса факультета международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=691607.
Е.В. Оглоблина - кандидат экономических наук, доцент департамента мировой экономики и международного бизнеса факультета международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=699114.
Information about the authors V.S. Mincicova - PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of World Economy and International Business Department, School of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=691607.
E.V. Ogloblina - PhD in Economics, Associate Professor, Department of World Economy and International Business, School of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=699114.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.10.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.11.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 18.11.2021.