ХРОНИКА
И. В. Чуркина, О. В. Хаванова (Москва)
Международная конференция «Роль церкви в развитии межконфессиональных, культурных и общественных связей между Россией и зарубежными славянами»
11-12 октября 2011 г. в Институте славяноведения РАН была проведена международная конференция «Роль церкви в развитии межконфессиональных, культурных и общественных связей между Россией и зарубежными славянами», посвященная 200-й годовщине со дня рождения протоиерея русской посольской церкви в Вене Михаила Федоровича Раевского (18.07.1811-2.05.1884). В конференции приняли участие более 40 человек, в том числе 29 представителей России, 5 — Словении, 2 — Австрии, 1 — Словакии, 1 — Украины, 1 — Хорватии.
Такой интерес к конференции был вызван как самой ее темой, так и фигурой Михаила Федоровича Раевского.
Михаил Федорович Раевский более 40 лет занимал пост настоятеля русской посольской церкви в Вене. Все это время он не только исполнял свои прямые обязанности, но и активно общался со славянскими деятелями Австрийской и Османской империй. Это общение происходило, с одной стороны, по поручению дипломатических кругов России и Синода, с другой — по поручению российских общественных и научных организаций. Через Раевского русские слависты контактировали со славянскими учеными, через него шла помощь от русских обществ, Синода, правительственных кругов и частных лиц (в том числе и принадлежащих к императорской фамилии) славянским культурным обществам, газетам, православным церквям, отдельным славянским национальным деятелям, студентам. Большую роль Раевский сыграл в создании на Балканах (в Черногории, в Боснии и Герцеговине) первых средних учебных заведений европейского типа.
К М. Ф. Раевскому обращались многочисленные славянские национальные деятели с самыми разнообразными просьбами: о денежной помощи, о посылке книг, о приискании рабочих мест в России, о налаживании связей с тем или иным русским учреждением или деятелем, о помещении статей в русских изданиях и т. д. По мере возможности Раевский старался выполнять эти просьбы. Славянские национальные деятели хорошо знали Раевского и в общении с ним были гораздо более откровенны, чем с любым другим представите-
лем России. Раевский представлял российским властям (Министерству иностранных дел, Министерству просвещения, Синоду), славянским комитетам «записки» о положении славян в Австрийской и Османской империях. Эти записки давали возможность направлять помощь в необходимые места и даже в известной мере корректировать внешнюю политику России.
Пленарное заседание конференции, проходившее 11 октября 2011 г., было посвящено жизни и деятельности М. Ф. Раевского, его связям со славянскими национальными деятелями.
Вступительное слово произнес директор Института славяноведения РАН д. и. н. К. В. Никифоров, отметивший большое значение материалов М. Ф. Раевского для изучения национальных движений славянских народов и их связей с Россией во второй половине XIX в. Никифоров подчеркнул роль первых исследователей архивных материалов М. Ф. Раевского, особенно словацкого ученого В. Матулы, отыскавшего основную часть документов в Отделе письменных источников Государственного исторического музея в Москве. Заведующий кафедрой истории южных и западных славян Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова профессор Г. Ф. Матвеев сообщил о выходе в свет сборника «Славянский мир в поисках идентичности», содержащий доклады конференции, посвященной 175-летию учреждения кафедр истории и литературы славянских наречий в университетах России. Эту конференцию провели Исторический факультет МГУ, Институт славяноведения РАН и Российский государственный гуманитарный университет в декабре 2010 г.
С основным докладом о жизни и деятельности М. Ф. Раевского выступила д. и. н. И. В. Чуркина. Заведующая Отделом истории славянских народов Юго-Восточной Европы в Новое время д. и. н. С. И. Данченко рассказала о работе международной редколлегии, в которую входили известные историки-слависты — русские С. А. Никитин и В. Г. Карасев, словак В. Матула, чех Й. Кочи, серб Н. Петрович, — над первым изданием документов архива М. Ф. Раевского «Зарубежные славяне и Россия» (М., 1975). Словенский академик Й. Пи-рьевец остановился на роли Раевского в налаживании связей российских культурных и общественных организаций с национально-просветительскими обществами словенцев. Д-р И. Шварц из Венского университета ознакомила участников конференции с новыми документами из Австрийского государственного архива, которые показывают, какую неотступную слежку вела венская полиция за Раевским и всеми лицами, общавшимися с ним.
Д-р Д. Кодаева из Института истории Словацкой академии наук остановилась на славянских концепциях словаков, на роли Раевского в установлении русско-словацких научных и культурных связей. Профессор Московской духовной академии А. М. Пентковский выступил с анализом проповеди М. Ф. Раевского, произнесенной им в 1863 г. по поводу тысячелетия прихода свв. Кирилла и Мефодия в Моравию для проповеди христианства.
Несколько докладов было посвящено роли Раевского в установлении русско-хорватских связей. Доцент МГУ Е. Ф. Фирсов прокомментировал письма хорватских студентов Раевскому. Аспирант Института славяноведения РАН М. С. Ващенко охарактеризовал роль Раевского в развитии русско-хорватских отношений. Д-р З. Злоди из Института хорватской истории проанализировала развитие хорватского славянофильства во второй половине XIX в. и рассказала об оценке хорватской историографией деятельности Раевского.
Аспирантка МГУ Д. А. Сундукова осветила тему о церковном вопросе в Черногории, опираясь на переписку М. Ф. Раевского с известным российским дипломатом и географом Е. П. Ковалевским. Доцент кафедры истории южных и западных славян исторического факультета МГУ З. С. Ненашева показала роль Раевского в создании в Праге русской православной церкви.
Закончился первый день конференции презентацией двух книг: монографии И. В. Чуркиной «Протоиерей Михаил Федорович Раевский и югославяне» (М., 2011) и публикации «Дорога на восток. Чехи в корреспонденции М. Ф. Раевского» (Прага, 2006), изданной чешским ученым В. Доубеком.
Второй день работы конференции был посвящен роли церкви в национальных движениях славян Австрийской и Османской империях. Работа велась в двух секциях. В первой секции «Церковь и формирование национальных идеологий» было заслушано 14 докладов.
Д. и. н. И. И. Лещиловская ( Институт славяноведения РАН) сообщила о роли католической церкви в хорватском национальном движении в первой половине XIX в. Доклад д. и. н. О. И. Величко (Институт социологии РАН) об этноконфессиональной ситуации в Австро-Венгрии определил место католицизма в ее обществе. Докладчик высказала мнение, что Австро-Венгрия явилась прообразом современной Объединенной Европы. Эта точка зрения вызвала возражение со стороны некоторых участников конференции.
Несколько докладов осветили положение церкви в словенских землях. Директор Словенского института в Вене В. Райшп остано-
вился на развитии национальных и славянских идей у словенских священников Каринтии в XIX в.; профессор Венского университета К. Штурм-Шнабль рассказала о деятельности в словенской Карин-тии чешских священников, которые помогали словенцам защищать свои национальные права.
К. и. н. Л. А. Кирилина (Институт славяноведения РАН) рассмотрела отношение словенских католиков к православию в начале XX в., связав это с их различной политической ориентацией. Доклад П. Тестен (Институт культуры Словенской академии наук) осветил раскол среди словенских католиков, произошедший в конце XIX в. Правое их крыло возглавил епископ Антон Махнич, левое — Антон Грегорчич. Вторая представительница того же Института — П. Бабич выступила с докладом «В окопах правоверности: католицизм и православие во время Первой мировой войны». Она показала, как накануне и во время войны католическая церковь Словении пыталась разжечь у словенцев ненависть к России и Сербии, как православным, следовательно неправоверным странам.
Профессор Люблянского университета А. Розман рассмотрел освещение культурной и национальной проблематики в словацкой периодической печати XIX в. Профессор Московского университета Л. П. Лаптева рассказала об исследованиях богомильской ереси русскими историками конца XIX — начала XX в. (Г. А. Ильинский, А. Л. Погодин и др.). Аспирантка МГУ Е. В. Бирюкова охарактеризовала внешнеполитический аспект программы чешских католиков в начале ХХ в.
В двух докладах освещалось русинское национальное движение. Д-р С. А. Ганус (Ужгородский университет) показал, как в трудах историков М. И. Лучкая, Д. И. Зубрицкого, Д. Н. Бантыш-Каменского излагалась история церкви на русинской территории. Сотрудник Института славяноведения РАН М. Ю. Дронов остановился на вопросе о том, как воспринимало русское православное духовенство в Северной Америке (конец XIX — начало XX вв.) религиозную жизнь русинов, приехавших из Австро-Венгрии.
Интерес вызвал доклад сотрудников Института славяноведения д. и. н. Г. П. Мурашко и д. и. н. А. Ф. Носковой «Роль греко-католической церкви в формировании украинского сепаратизма в годы Второй мировой войны», основанный на ранее неизвестных материалах. В частности, любопытен приведенный авторами документ о попытке митрополита А. Шептицкого завязать сношения с советским руководством.
Во второй день конференции, параллельно с Секцией 1, проходила работа Секции 2, посвященной аспектам взаимодействия церкви, власти и общества, начиная с раннего Нового времени и до конца ХХ в. В первой половине дня выступили докладчики, рассматривавшие означенный круг проблем на материале Центральной и Юго-Восточной Европы. В докладе д-ра В. Доубека (Институт Т. Г. Масарика, Прага) была показана роль церкви в ходе эмиграции чехов в Российскую империю в конце XIX в. Деятельность православной и католической церкви в национальных государствах славян была освещена в докладах сотрудников Института славяноведения РАН к. и. н.
A. В. Карасева на примере Сербии второй половины XIX в., к. и. н.
B. И. Косика применительно к так называемой непризнанной православной церкви в Независимом Государстве Хорватия (1942-1945 гг.) и к. и. н. Н. С. Пилько, охарактеризовавшей положение католической церкви Словении во время Второй мировой войны. Дискуссия о формах организации и самоорганизации православного населения на подвластных Османской империи территориях сопровождала доклад к. и. н. И. Ф. Макаровой об эскалации болгаро-греческого конфликта в период Танзимата. Большой интерес также вызвал доклад д. и. н. В. Н. Виноградова о попытке распространить гражданское равноправие на нехристианское население Румынии в 1870-е гг.
Вторая половина дня была посвящена дипломатическим, общественным личным связям между Россией и зарубежным славянством в контексте общей проблематики секции. К роли конфессионального фактора в раннее Новое время обратился д. и. н. М. В. Дмитриев (МГУ), рассмотревший процессы сближения московской Руси и православного общества Речи Посполитой в конце XVI — начале XVII в. Протоиерей Н. А. Ким (Отдел внешних церковных связей Московской патриархии) предложил вниманию слушателей биографический очерк о протоиерее А. Самборском, сыгравшем роль в формировании политики Российской империи на Балканах в начале XIX в. К. и. н. Л. В. Кузмичева (МГУ) продолжила тему России и Балкан, сопоставив взгляды славянофилов на церковный вопрос в Сербии. В двух докладах сотрудников Института славяноведения РАН поднимался вопрос о роли русской дипломатии в контексте этно-конфессиональной ситуации на Балканах. К. и. н. М. М. Фролова рассмотрела реакцию российской дипломатии на католическую пропаганду в Македонии. К. и. н. П. А. Искендеров осветил роль России в сербско-албанском конфликте начала ХХ в.
В завершение работы секции прозвучали доклады о русской эмиграции. Д. и. н. С. И. Михальченко (Брянский государственный университет) показал, как виделась религиозная жизнь славянской Европы конца XIX — первой трети XX в. философу Е. В. Спектор-скому. Д. и. н. Т. В. Волокитина (ИСл РАН) воссоздала историю пребывания в Болгарии русского священника В. Д. Шпиллера.
Подводя итоги дискуссии, участники отметили плодотворность проблемного подхода к формированию программы конференции, позволившего специалистам по разным странам и эпохам вступить в диалог о роли церкви как института в национально-государственном развитии народов региона, об общем и особенном в национальных историях славянства.
В рамках культурной программы 13 октября зарубежные участники конференции совершили экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру.