Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "БОЛГАРСКИЕ ЧТЕНИЯ: БОГОСЛОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ РОССИИ"'

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "БОЛГАРСКИЕ ЧТЕНИЯ: БОГОСЛОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ РОССИИ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хайрутдинов Айдар Гарифутдинович

В рамках развития научной деятельности 11-13 февраля 2018 года Болгарская исламская академия провела в своих стенах первый крупный научный форум «Международная конференция “Болгарские чтения: Богословское наследие мусульманских народов России”». В конференции приняли участие более сотни ученых и богословов, представляющих регионы России и зарубежные страны. В качестве рабочих языков конференции были заявлены русский, татарский, английский, турецкий и арабский языки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Хайрутдинов Айдар Гарифутдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "БОЛГАРСКИЕ ЧТЕНИЯ: БОГОСЛОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ РОССИИ"»

УДК 061.3

А.Г. Хайрутдинов

Международная конференция «Болгарские чтения: Богословское наследие мусульманских народов России»

2017-2018 учебный год стал первым годом работы уникального образовательного учреждения Болгарской исламской академии, возведенной в древнем городе Болгар (Республика Татарстан). Учреждение нацелено на выпуск мусульманских богословов, получивших в нем классическое исламское образование высшего уровня по мировым исламским стандартам без выезда в другие страны и возрождение традиционной российской школы мусульманского богословия. В текущем учебном году академия готовит специалистов по следующим направлениям: Исламское право; Исламская мысль и вероучение; Коранические науки; Исламская экономика.

В рамках развития научной деятельности 11-13 февраля 2018 года Болгарская исламская академия провела в своих стенах первый крупный научный форум «Международная конференция "Болгарские чтения: Богословское наследие мусульманских народов России"». В конференции приняли участие более сотни ученых и богословов, представляющих регионы России и зарубежные страны. В качестве рабочих языков конференции были заявлены русский, татарский, английский, турецкий и арабский языки.

Гости конференции начали прибывать в Татарстан 11 февраля. Сам форум начал работу 12 февраля в здании БИА в г. Болгар. В торжественной части пленарного заседания конференции, проходившем в великолепном многофункциональном зале академии, с приветственными выступлениями выступили советник Первого заместителя Руководителя Администрации Президента РФ, Помощник Президента Республики Татарстан, Президент Болгарской исламской академии Камиль Шамильевич Исхаков, ректор Болгарской исламской академии, ректор Российского исламского института доктор политических наук Рафик Мухаметшевич Мухаметшин, глава Спасского района РТ Камиль Нугаев, муфтий Республики Татарстан Камиль-хазрат Самигуллин, представитель Федерального агентства по делам национальностей Валентина Лаза, заместитель председателя ДУМ РФ, ректор Московского исламского института, член Общественной палаты Российской Федерации Дамир-хазрат Мухетдинов, представитель Министерства образования Иорданского Хашимитского королевства Люай аль-Халиль и другие гости.

В выступлении президента Академии Камиля Исхакова было отмечено, что российское исламское богословское наследие является гордостью не только России, но и значимым составляющим мировой исламской ци-

вилизации. К. Исхаков привлек внимание к тому, что Академия распахнула свои двери именно в городе Болгар, которому в свое время было суждено стать одним из первых на территории современной России центров мусульманской культуры, образования и государственности. К. Исхаков выразил надежду, что возрождение духовного наследия российских мусульман будет осуществляться за счет возрождения классических религиозных трудов с поправкой на местную специфику и традиционных ценностей российского ислама. Президент БИА заверил также, что конференция «Болгарские чтения» будет ежегодной, и одним из ведущих направлений ее деятельности станет объединение возможностей всех заинтересованных сторон в деле изучения богатого религиозного наследия мусульманских народов России.

Председатель Духовного управления мусульман РТ муфтий Камиль-хазрат Самигуллин в своем выступлении подчеркнул, что татарское богословское наследие представлено огромным количеством трудов. Задачу БИА К. Самигуллин видит в том, чтобы в ее стенах происходило становление новых гигантов, подобных Шигабутдину Марджани.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов в своем выступлении напомнил слова муфтия шейха Равиля Гайнутдина, который предостерег, что сознательный отказ современных мусульманских деятелей от религиозного обновления подталкивает мусульманскую молодежь к поиску иных, часто, чуждых духу ислама псевдоценностей. Д. Мухетдинов также рассказал об издательской деятельности Издательского Дома «Медина».

Важную рекомендацию озвучил в своем выступлении директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Ра-миль Хайрутдинов, предложив создать объединенный диссертационный совет Болгарской исламской академии, Казанского федерального университета, университетов Москвы и Санкт-Петербурга.

Пленарная часть первого дня работы конференции была продолжена в том же многофункциональном зале БИА. Своим видением концептуальных основ дальнейшего развития деятельности БИА поделился ее ректор Р.М. Мухаметшин. По словам ректора, концептуальные основы развития БИА строятся вокруг реализации следующих целей, среди которых были названы: создание в России системы мусульманского образования; возрождение и развитие отечественной богословской школы; интеграция мусульманских религиозных деятелей в российские реалии; создание конкурентоспособного исламского научно-образовательного центра; системное противодействие идеологии религиозного экстремизма и радикализма.

Интересно прозвучал доклад Д. В. Мухетдинова, посвященный перспективам развития исламского обновленческого движения в России; доклад Б.М. Бабаджанова о дискуссии между богословами Средней Азии и Поволжья в начале ХХ в.; доклад Р.Р. Сафиуллиной-Аль-Анси о проблемах и перспективах внутриконфессионального диалога в российском исламе.

Доклады других участников, выступавших в рамках рабочей части пленарного заседания, затрагивали различные тематические направления конференции, а именно: обзор пособий имама Мухаммада ал-Газали для студентов (А.А. Хисматуллин); анализ влияния татарских богословов на бухарских просветителей (на примере А. Курсави и Ш. Марджани) (Ра-джабов К.К.); роль Габдерашита Ибрагимова и татарских религиозных деятелей в сохранении ислама в России (И. Тюркоглу); дилемма «возрождение или реформирование шариата» на примере дискуссии между бого-слововами Средней Азии и Поволжья в начале ХХ века (Б.М. Бабаджа-нов); изучение и академическое издание письменного наследия Ризаэд-дина бин Фахреддина (М.Н. Фархшатов); сообщение об опыте создания цифрового архива и электронного каталога восточных рукописей Дагестана (Ш.Ш. Шихалиев); обзор практических подходов к проблеме сохранения «татарской» исламской идентичности в условиях российских мегаполисов с учетом возможностей ханафитской богословско-правовой школы (И.Ф. Сафаргалеев); обзор состояния исламского образования в Республике Башкортостан: на пути воссоздания отечественного богословия и борьбы с новыми рисками (Д. М. Абдрахманов).

Второй день конференции «Болгарские чтения» был посвящен работе участников в следующих тематических секциях: секция 1. Концептуальные основы изучения интеллектуальной традиции ислама в России; секция 2. Внутриконфессиональный диалог в мусульманском сообществе и исламское образование; секция 3. Мусульманские богословы России: жизнь и наследие; секция 4. Проблемы выявления, сбора, хранения, описания и изучения образцов письменного наследия мусульманских народов России и текстология ислама.

В рамках секции «Концептуальные основы изучения интеллектуальной традиции ислама в России» выступили Р. К. Адыгамов с докладом «Ханафитско-матуридитское вероучение между богословием и исламове-дением», Р.Ф. Патеев: «Формирование кадрового потенциала мусульманского духовенства в контексте развития системы исламского образования России»; Ф.А. Хайдаров: «Перспективы возвращения татарского богословского наследия»; Г.Н. Сеидова: «Роль исламских богословских традиций и достижений научного исламоведения для воссоздания отечественной богословской школы»; Е.А. Досмагамбетов: «Новый взгляд к изучению учения Шами Дамулла ат-Тараблуси: постановка проблемы»; Д.Р. Гильмут-динов: «Внешние влияния на татарское богословие Нового времени (17881917 гг.)»; П.Ф. Сироткин: «Современные практики сохранения духовного наследия мусульманских народов»; Д.Р. Тумалаев: «Богословское наследие шейха Саида афанди аль Чиркави как источник профилактики экстремизма и духовно-нравственного роста современной молодежи Дагестана»; Л.И. Алмазова: «Интеллектуальные споры и дискуссии вокруг открытия Болгарской исламской академии»; Ш.Р. Кашаф: «Между Хиршем, Вебометрикс и Марджани: повысят ли наукометрические базы и рейтинги

конкурентоспособность субъектов исламского образования»; Ф.Г. Вагапо-ва: «Коммуникативные практики взаимодействия вузов и религиозных организаций: парадигмальные подходы»; Л.В. Сагитова: «Социология ислама в Татарстане: проблемы методологии изучения богословской традиции в контексте постсоветской ре-исламизации в РТ»; А.Ф. Садриев: «Основы национальной самобытности мусульманской культуры татар»; Р.Г. Батров: «К вопросу о понятии традиционного ислама в России»; Г.Я. Гузельбаева: «Радикализация веры: личный выбор, давление группы, непримиримость с внешним миром»; Г.Ф. Габдрахманова: «"Изге бит!": этнография мусульманского культа святых у татар».

Участники секции «Внутриконфессиональный диалог в мусульманском сообществе и исламское образование» заслушали следующие выступления: «Реформа современного среднего специального Исламского образования на примере медресе Крыма» (А.(Р.)Т. Баиров); «Полемика вокруг 'ибадат между Шигабутдином Марджани и его оппонентами» (Д.З. Марданова); «Дискуссии в вопросах фикха между редакцией и читателями на страницах журнала «Дин ва магишат» (1906-1918)» (Р.А. Назмутдинов); «Татарская соборная мечеть татар Ташкента сквозь призму деятельности имам-хатибов (вторая пол. XIX - первая треть XX в.)» (Р.Н. Шигабдинов); «Учебные пособия традиционных татарских медресе: проблемы и перспективы их применения в современных исламских образовательных организациях» (Р.Р. Миниахметов); «Обучение мусульман в школе и светский идеал: есть ли решение?» (К.И. Насибуллов); «Особенности преподавания дисциплин конфессиональной подготовки в государственной образовательной организации» (И.Д. Ибрагимов); «Современное положение исламского образования в Татарстане» (А.А. Кари-буллин); «Эстэрлебаш мэдрэсэсе hэм татар зыялылары» (Н.Ш. Насибулли-на); «Тенденции в развитии исламского образования в Крыму в конце XIX - начале XX века» (Ф.(Э.)Х. Абдураманова); «ХХ гасыр башында балалар-да рухи hэм дини кыйммэтлэрне YCтерYДЭ бэйрэм чараларын куллану» (В.М. Муратов); «Учебные пособия традиционных татарских медресе: проблемы и перспективы их применения в современных исламских образовательных организациях» (Р.Р. Миниахметов); «Краткий обзор истории суфизма в Республике Татарстан и его перспективы» (Р.И. Маликов); «Опыт взаимодействия органов государственной власти с религиозными организациями в Республике Дагестан» (М.Ю. Магомедов); «Особенности преподавания дисциплин конфессиональной подготовки в государственной образовательной организации» (И.Д. Ибрагимов).

Специалисты, участвовавшие в работе секции «Мусульманские богословы России: жизнь и наследие», выступили с докладами по следующим темам: «Формирование крымско-татарского "наследственного" духовенства в конце XVIII - первой трети XIX в.» (И.К. Загидуллин); «Документы по истории токийской исламской общины 1930-1940-х гг. в архиве университета Васэда (Токио, Япония)» (Д.М. Усманова); «"Истэлеклэр"

("Воспоминания") Ахмад-Заки Алиева как источник по развитию мусульманского образования на территории северо-востока современного Татарстана в конце Х1Х-начале XX века» (А.Ю. Хабутдинов); «Абу Бакр Калан-дар Руми: суфийский шейх XIV века в Крыму» (И.Р. Гибадуллин); «Вклад Шихаб ад-дина аль-Марджани в ханафитский мазхаб» (Д.А. Шагавиев); «Общественная и религиозная деятельность ученика Ш.Марджани имама и мударриса Астраханской губернии Абдурахмана Умерова (1867-1933)» (С. Т. Рахимов); «Письменное наследие шейха Зайнуллы Расулева» (Е.Н. Хамидов); «Муса Джаруллах Бигиев о суфизме» (И.Ф. Гимадеев); «Богословское наследие Мусы Джаруллаха Бигиева: обнаруженное, искомое и перспективы» (А. Г. Хайрутдинов); «"Коран Бигиева": татарский или османский?» (И.Г. Саетов); «Пособие Ризаэтдина Фахрутдина по хадисо-ведению» (А.М Гайнутдинов); «"Ислам китабы" (Книга об исламе) один из главных источников о богословских взглядах Г. Баязитова» (Р.Р. Шан-гараев); «Национальный фактор в татаро-мусульманской системе образования: из богословско-педагогического опыта Каюма Насыри» (Р. Ф. Ша-фигуллина); «Труды Г. Баруди в системе татарской учебной книги» (Г.Р. Мирдиянова); «Татар мэгьрифэтчелэренец меселман деньясына керткэн елешлэре» (Р.Ш. Шайхевалиев); «Решение проблемы антропоморфизма у Курсави и Марджани в свете толкования аятов и сыфатов му-ташабихат» (Р.М. Сибгатулин); «Анализ татарских частных религиозных журналов начала ХХ века» (З.З. Гилазев); «Издания религиозной тематики в личном книжном собрании И. Гаспринского» (С.А. Сеитмеметова); «Труд Мурада Рамзи "Талфикуль ахбар ва талфихуль асар фи вакаигыйль Казан ва Булгар"» (А.А. Калимуллин); «Ученик Шигабутдина Марджани Габдулла Апанаев» (Ф.К. Даминова); «Учебно-методическая литература для мектебов и медресе, разработанная Хади Максудовым» (Э. Шендере); «Труды Г. Баруди в системе татарской учебной книги = Татар уку ки-таплары системасында Г. Баруди хезмэтлэре» (Г.Р. Мирдиянова); «Роль татарских просветителей в открытии новометодных школ в Бухаре» (Д.Ш. Назаров); «Методы классической экзегетики в суннитском исламе и в татарских тафсирах» (А.Г. Сафин); «Поэт-просветитель Габделжаббар Кандалый и его потомки» (И.Ф. Латыпова); «Богословское наследие Та-киюддина Ибн Таймийа: переосмысление традиции» (И.И. Течиев).

В секции «Проблемы выявления, сбора, хранения, описания и изучения образцов письменного наследия мусульманских народов России и текстология ислама» были заслушаны доклады по следующим темам: «Персоязычные рукописи религиозного содержания из коллекции Г. Бару-ди в собрании Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета» (А.А. Арсланова); «Выявление и хранение книг с дарственными надписями известных деятелей, богословов XIX - начала XX в. в фондах Бахчисарайского историко-культурного и археологического заповедника» (Э.Э. Абибуллаева); «Арабские рукописи, хранящиеся в 10 фонде Государственного архива Респуб-

лики Татарстан» (Р.Б. Бикбаев); «Арабографическое письменное наследие татарского народа: история собирания, задачи изучения, современные требования» (Н.А. Гараева); «Музей Корана в Татарстане: опыт создания и актуализации культурного наследия» (Г.Р. Назипова, С.Ю. Васильева); «Восточные рукописи в фондах Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета» (Р.Г. Шарафеева).

Таким образом, в ходе работы конференции произошел плодотворный обмен мнениями, участники обсудили проблемы, связанные с поиском, сбором, хранением, исследованием и введением в научный оборот образцов письменного наследия религиозного содержания; рассмотрели проблемы определения методических основ изучения местной интеллектуальной традиции российского ислама и вопросы их корреляции с зарубежным исламом и религиозными практиками с учетом современных вызовов и тенденций, влияния и развития процессов глобализации. Также были подробно рассмотрены проблемы реновации и адаптации образцов классических исламских текстов для учебно-методического обеспечения современных исламских духовных образовательных организаций; проблемы информационно-библиотечного обеспечения востоковедческих исследований, учета и каталогизации арабоязычных, персоязычных и татарских арабографичных рукописных источников, находящихся на территории России и за ее пределами с учетом современных информационных технологий. Обсуждались также и вопросы влияния богословского наследия мусульманских народов России на научную и общественную жизнь мировой мусульманской уммы.

Работа конференции завершилась подведением итогов и принятием резолюции.

Хайрутдинов Айдар Гарифутдинович - кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

Hayrutdinov Aydar Garifutdinovich - Candidate of Philosophy, Associate Professor, Senior Researcher of the Institute of History. Sh. Mardzhani Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.