Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕНЫХ И СПЕЦИАЛИСТОВ НА БАЗЕ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПЛОЩАДКИ ОРНЖ (ОБЪЕДИНЕННОЙ РЕДАКЦИИ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ)'

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕНЫХ И СПЕЦИАЛИСТОВ НА БАЗЕ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПЛОЩАДКИ ОРНЖ (ОБЪЕДИНЕННОЙ РЕДАКЦИИ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ / РЕАЛЬНЫЕ И ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / НАУКА / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / PSYCHOLOGY / SOCIOLOGY / REAL AND VIRTUAL COMMUNITIES / SCIENCE / SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCES / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупров Л. Ф.

В статье описана история становления и развития изданий «Объединенной редакции научных журналов» и деятельность редакционной коллегии этих изданий по международной интеграции и сотрудничеству ученых и специалистов Сибири, России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Обсуждаются вопросы развития виртуального сообщества ученых и специалистов, как одного из вариантов социально-психологической категории реальной группы. Представлено описание собственного опыта взаимодействия ученых, специалистов и студентов разных стран в процессе совместного участия в общих мероприятиях: научно-практических конференциях и публикации научных материалов. Рассмотрено взаимодействия членов редакционной коллегии «Объединенной редакции научных журналов» с другими реальными и виртуальными сообществами, изданиями и учреждениями России и зарубежных стран, в частности, Беларуси, Болгарии, Узбекистана, Украины, США. Описана тематика сотрудничества участников исходя из взаимных научных и исследовательских интересов в области российской и зарубежной истории психологии, психологической диагностики, подготовки специалистов, в организации и взаимодействия научных сообществ и научно-методических изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чупров Л. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL INTEGRATION OF SCIENTISTS AND SPECIALISTS ON THE BASIS OF THE PUBLISHING PLATFORM UEBSJ (UNITED EDITORIAL BOARD OF SCIENTIFIC JOURNALS)

The article describes the history of the formation and development of publications of the "United Editorial Board of Scientific Journals" and the activities of the editorial board of these publications on international integration and cooperation of scientists and specialists from Siberia, Russia, and near and far abroad countries. The issues of developing a virtual community of scientists and specialists, as one of the options of the social-psychological category of a real group are discussed. A description of their own experience in the interaction of scientists, specialists and students from different countries in the process of joint participation in common events: scientific and practical conferences and the publication of scientific materials is presented. Interactions of members of the editorial board of the United Editorial Board of Scientific Journals with other real and virtual communities, publications and institutions of Russia and foreign countries, in particular, Belarus, Bulgaria, Uzbekistan, Ukraine, and the USA, are examined. The subject of cooperation of the participants is described on the basis of mutual scientific and research interests in the field of Russian and foreign history of psychology, psychological diagnosis, training of specialists, in the organization and interaction of scientific communities and scientific and methodological publications.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕНЫХ И СПЕЦИАЛИСТОВ НА БАЗЕ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПЛОЩАДКИ ОРНЖ (ОБЪЕДИНЕННОЙ РЕДАКЦИИ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ)»

Психологические науки

УДК 159.99+316.1

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕНЫХ И СПЕЦИАЛИСТОВ НА БАЗЕ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПЛОЩАДКИ ОРНЖ (ОБЪЕДИНЕННОЙ РЕДАКЦИИ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ)

Л.Ф. Чупров, «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири», Черногорск, Россия); СШО: 0000-0002-7878-5245

Аннотация. В статье описана история становления и развития изданий «Объединенной редакции научных журналов» и деятельность редакционной коллегии этих изданий по международной интеграции и сотрудничеству ученых и специалистов Сибири, России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Обсуждаются вопросы развития виртуального сообщества ученых и специалистов, как одного из вариантов социально-психологической категории реальной группы. Представлено описание собственного опыта взаимодействия ученых, специалистов и студентов разных стран в процессе совместного участия в общих мероприятиях: научно-практических конференциях и публикации научных материалов. Рассмотрено взаимодействия членов редакционной коллегии «Объединенной редакции научных журналов» с другими реальными и виртуальными сообществами, изданиями и учреждениями России и зарубежных стран, в частности, Беларуси, Болгарии, Узбекистана, Украины, США. Описана тематика сотрудничества участников исходя из взаимных научных и исследовательских интересов в области российской и зарубежной истории психологии, психологической диагностики, подготовки специалистов, в организации и взаимодействия научных сообществ и научно-методических изданий.

Ключевые слова: психология; социология; реальные и виртуальные сообщества; наука; научно-практические

конференции; международное сотрудничество

UDC 159.99+316.1

INTERNATIONAL INTEGRATION OF SCIENTISTS AND SPECIALISTS ON THE BASIS OF THE PUBLISHING PLATFORM UEBSJ (UNITED EDITORIAL BOARD OF SCIENTIFIC JOURNALS)

L.F. Chuprov, Journal of Pedagogy and Psychology of Southern Siberia (Chernogorsk, Russia)

Abstract. The article describes the history of the formation and development of publications of the "United Editorial Board of Scientific Journals" and the activities of the editorial board of these publications on international integration and cooperation of scientists and specialists from Siberia, Russia, and near and far abroad countries. The issues of developing a virtual community of scientists and specialists, as one of the options of the social-psychological category of a real group are discussed. A description of their own experience in the interaction of scientists, specialists and students from different countries in the process of joint participation in common events: scientific and practical conferences and the publication of scientific materials is presented. Interactions of members of the editorial board of the United Editorial Board of Scientific Journals with other real and virtual communities, publications and institutions of Russia and foreign countries, in particular, Belarus, Bulgaria, Uzbekistan, Ukraine, and the USA, are examined. The subject of cooperation of the participants is described on the basis of mutual scientific and research interests in the field of Russian and foreign history of psychology, psychological diagnosis, training of specialists, in the organization and interaction of scientific communities and scientific and methodological publications.

Keywords: psychology; sociology; real and virtual communities; science; scientific-practical conferences; international cooperation

Введение

Развитие современной науки и практики предполагает взаимодействие и взаимный обмен научной информацией, опытом экспериментально-исследовательской и практической деятельности между учеными и специалистами. Наука - система открытая. Именно с этой целью в настоящее время, используя возможности интернета, идет интенсивное создание сообществ и виртуальных объединений ученых и специалистов.

Становление издательской площадки ОРНЖ

Любое объединение в своем развитии проходит ряд этапов.

Первый этап.

Конкордация (от лат. сопсо^а - соглашение).

Издания ОРНЖ ("Объединенная редакция научных журналов") начали функционировать с 2012 года. Сначала это был печатный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». Издание учреждено его главным редактором кандидатом психологических наук Л. Ф. Чупровым (Черногорск, Хакасия). Первоначальный состав редакции: доктор педагогических наук, профессор М. В. Воропаев (Москва), доктор педагогических наук, профессор Елка Кирилова Янакиева (Благоевград, Болгария), кандидат психологических наук, доцент Г. В. Вержибок (Минск, Беларусь) и несколько практических психологов.

Первая конференция была проведена в 2012 году по педагогическим наукам научным журналом «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». Основные материалы были представлены коллегами из Болгарии и Украины. Педагогическая тематика получила свое продолжение в 2014 году, когда вышел специальный номер «Вестника по педагогике и психологии Южной Сибири» по теме «Проблемы подготовки студентов к их будущей педагогической деятельности» (редакторы Л.Ф. Чупров и Е.К. Янакиева). Этот номер «Вестника» вышел одновременно в издательстве «Букстрим» (Россия) и в Издательстве Юго-Западного университета им. Неофита Рилского (Благоевград, Болгария).

Первые конференции электронного научного журнала «РЕМ:

Psychology. Educology. Medicine» проводились в очно-заочном формате 2013 года по трем темам:

1. Научно-практическая конференция «500 лет использования понятия «психология» в литературе, искусстве, науке и практике по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ Marko Marulic». Тема конференция возникла из обсуждения на Форуме ЭСПП (Экспертное сообщество профессиональных психологов ) вопроса о том, кто первым ввел понятие «психология» в его нынешнем значении. В обсуждении приняли участие А.А. Кроник (США), Е.Е. Насиновская, Ю.А. Тукачев, Л.Ф. Чупров, А.Г. Шмелев (Россия) [7]. Первый номер за 2014 год ЭНЖ «PEM: Psychology. Educology. Medicine» (PEM) вышел с материалами этой конференции. Тема была продолжена в следующих номерах PEM и позднее перешла на другую площадку: на ЭНЖ «История российской психологии в лицах: Дайджест», где была завершена в 2017 году. За четыре года по истории психологии свои материалы представили ученые и специалисты из России и ряда зарубежных стран, среди которых Беларусь, Болгария, Великобритания, Канада, Кипр, Сербия, Украина, Узбекистан [7; 19; 21]. Часть материалов с конференции, посвященной пятисотлетию названия «Психология» была издана в США (Чикаго) [18].

2. Совместно с психологами и социальными педагогами из Медико-психолого-социального института Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова было проведено ряд научно-практических конференций по тематике «Этнопсихологические исследования в медицине, социологии и сфере образования». Это также были международные научно-практические конференции участие, в которых приняли кроме российских ученых и специалистов, аспирантов и студентов, также представители Беларуси, Болгарии, Македонии [20], Республики Йемен, Узбекистана, Украины.

3. В дальнейшем психолого-педагогическая тематика была продолжена Томским государственным педагогическим университетом [1; 2]. Инициатором следующей конференции стала Л.В. Ахметова, директор Международного Евро-Азиатского адаптационно-образовательного центра (ЕврАзОЦ) Томского государственного педагогического университета.

Таким образом, научно-практические конференции определяли на первых годах издания его специфику.

Выход первого номера журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» 2014 года совпал по времени с проведением XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. Это событие истории спорта и истории России нашло отражение в основной тематике размещенных в номере материалов, определив тематику первого раздела журнала как «Физкультура. Спорт. Здоровье». Над материалами номера трудились ученые Болгарии под руководством профессора Теодора Попова (Медицинский Университет, София), исследователи и специалисты из России и Узбекистана, а также Македонии. Рубрика «Педагогические науки» вышла под редакцией кандидата педагогических наук И.А. Ильиной, трехкратной чемпионки мира по легкоатлетическому супермногоборью (Санкт-Петербург, Россия) и содержит ряд материалов по актуальным вопросам технологии обучения студентов в области физической культуры, медицины и психологии.

В 2014 году к ОРНЖ в состав коллектива редакционных коллегий трех журналов влились два аспиранта из Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского А.А. Костригин и Т.М. Хусяинов. Молодые люди вдвоем основали НИП «Молодые исследователи» (URL: http://young-researchers.org/). У ОРНЖ появилась возможность информировать своих потенциальных авторов о событиях в ОРНЖ и о мероприятиях на внешних издательских научных площадках.

В сотрудничестве с группой участников портала аспирантов (URL: http://www.aspirantura.spb.ru/), объявивших себя ЦНИИ «Парадигма» ОРНЖ смогла подготовить сборник трудов международной конференции [16].

Спустя некоторое время к ОРНЖ присоединилось самостоятельное издание «История российской психологии в лицах: Дайджест» URL: http://journals.hist-psy.ru/index.php/HPRPD/index (учредитель и главный редактор А.А. Костригин), который успешно функционирует.

Второй этап.

Организация.

В настоящее время Интернет предоставляет возможности значительно расширить контакты между людьми. Во Всемирной паутине существует значительное число сообществ, часть из которых представляет относительно устойчивые формы коммуникации. В профессиональной психологической среде уже в полной мере используется Интернет для расширения контактности и реализации профессиональных целей, например для осуществления психологического просвещения [4]. В частности, профессиональную известность имеет своеобразная виртуальная научная школа ЭСПП (Экспертное сообщество профессиональных психологов), возглавляемая профессором, доктором психологических наук А.Г. Шмелевым (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва) [3; 5].

Интересно, что сетевые сообщества функционируют по тем же законам, что были описаны еще К.К. Платоновым, применительно к реальным группам [9; 10]. Виртуальные группы столь же реальны, как были реальными контактные группы до изобретения Интернета.

В рамках этой системы координат представляется возможным описать ОРНЖ как внутренне организованную структуру, действующую совместно и имеющую общую, вынесенную за пределы группы цель деятельности. Иными словами, ОРНЖ - это коллектив.

Третий этап.

Интеграция.

Члены научного коллектива принимают активное участие в организации научных мероприятий как России в целом, так и с зарубежными коллегами. Это взаимное сотрудничество определяется общностью научных интересов.

Четвертый этап.

Инфильтрация (от лат. infiltro - вливаю), подразумевается в данном случае расширение границ виртуального взаимодействия с такими же по роду деятельности другими группами.

Широкая известность изданий ОРНЖ дала возможность расширения границ виртуального взаимодействия с другими изданиями. Сегодня члены редакционных коллегий ОРНЖ входят как члены редакционного совета внешних научных журналов: «Психология в странах АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион): Человеческий фактор

развития». Научно-политическое издание (Л.В. Ахметова); редакционной коллегии украинского научно-методического журнала «Освта та розвиток обдаровано! особистостЬ. (Л.Ф. Чупров); «Pedagogik mahorat» (Ilmiy-nazariy va metodik jurnal) [Педагогическое мастерство (Научно-теоретический и методический журнал)] (Бухара, Узбекистан) В.Г. Морогин, Е.К. Янакиева, О.А. Белобрыкина, М.Н. Козубцов, В.П. Чудакова, Л.Ф. Чупров [14].

Заключение

Представленная информация по истории развития научного коллектива ОРНЖ и его работа по интеграции научных контактов на постсоветском пространстве, а также взаимодействие с учеными, специалистами из стран дальнего зарубежья может быть интересна для специалистов гуманитарного профиля, которые захотят принять участие в дальнейшем расширении контактов. За рамками рассмотрения остались еще многие моменты, связанные с содержанием материалов опубликованных на страницах журналов «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири», «История российской психологии в лицах: Дайджест» и на страницах тех сборников материалов внутрироссийских и международных конференций, в которых члены ОРНЖ принимали активное участие.

Литература

1. Ахметова Л.В. Международный молодежный научно-культурный форум как творческая форма НИРС/УИРС по психолого-педагогическим наукам. ЭНЖ «PEM: Psychology. Educology.Medicine». 2014. № 4. С. 6-23.

2. Гребешкова О.Ю., Воропаев М.В., Янакиева Е.К. В гостях у "Вестника по педагогике и психологии Южной Сибири" Евро-Азиатский адаптационно-образовательный центр и Международный молодежный форум (вступительная статья редакции журнала) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2018. № 4. С. 8-13.

3. Завоеванная Н.С. Указатель "Методика-автор": Комплекс ПД-Триада (Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров, М.С. Певзнер,

1990 // Наука. Мысль. 2014. Т. 4. № 7. С. 52-57.

4. Завоеванная Н.С. Особенности психологического просвещения с помощью ресурсов Интернет (на примере авторского психологического сайта) // Наука. Мысль. 2017. Т. 7. № 9. С. 32-37.

5. Завоеванная Н.С. Экспертное сообщество профессиональных психологов: 10 лет взаимодействия на Интернет-площадке // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2018. № 5. С. 8-16.

6. Костригин А.А., Хусяинов Т.М. Ужупис - "Республика" в центре Вильнюса // Урбанистика. 2015. № 1. С.19-32. DOI: 10.7256/23108673.2015.1.15551. URL: http://e-notabene.ru/urb/article_15551.html

7. Кроник А.А. У истоков психологии // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. № 1. С. 165-170.

8. Обутська А.Г. Дiяльнiсть психолого-медико-педагопчних консультацм в умовах Ытеграци дтей з особливими осв^ыми потребами - Електрон. данк - КиТв, УкраТнський НМЦ практично! психологи i со^ально'Т роботи, 2013. - 1 електрон. опт. диск (CD-ROM), 12 см. ISBN 978-617-7118-06-9.

9. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1981. 175 с.

10. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. 216

с.

11. Сизова И.Л. Академическая культура современного российского университета // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 2. С. 9-24.

12. Симановский А.Э., Алексеева Т.В. Мониторинг развития регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. С. 184-188.

13. Хусяинов Т.М. Проекты "виртуальных государств" как способ политической самореализации молодого поколения // XX Ломоносовские чтения: материалы Всероссийской научной конференции / Науч. ред. И.В. Кузнецова, С.В. Напалков; Филиал САФУ им. М.В. Ломоносова, Арзамасский филиал ННГУ. - Коряжма: ООО «РГ «Успешная», 2018. С. 43-45.

14. Чудакова В. П., Баратов Ш. Р., Чупров Л. Ф., Шарипов Ш. С.

Психологическое обеспечение образовательного процесса: психологическая служба в школе - создание, современное состояние и перспективы. // Щоквартальний науково-методичний журнал «Освта та розвиток обдаровано! особистосто / Н.Ф.Федорова. (гол. редактор) та к Ки!в: 1нститут обдаровано! дитини НАПН Укра!ни, 2019. № 1 (72). С. 39 -46. https://doi.org/10.32405/2309-3935-2019-2(73)-39-46.

15. Чупров Л.Ф., Костригин А.А., Янакиева Е.К. По следам апрельских научно-практических конференций 2018 года. 25-летию Катановских чтений посвящается // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2018. № 2. С. 7-20.

16. Pedagogics. Psychology: Selected Papers of the International Scientific School "Paradigma" (Summer-2015, Varna, Bulgaria) Compiling coeditors Dr Dr.Sc., Prof. A.V.Berlov, Dr.h.c.mult., Ph.D. L.F. Chuprov, Dr.Sc., Prof. E.K. Yanakieva. Yelm, WA, USA, 2015.144 P.

17. Pishchik Vlada, Molokhina Galina. Difficulties in manifistation of predictive thinking of preschool senior age children with under development // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. Vol. 5, No.1, 2017. Pp. 65-73. doi: 10.5937/IJCRSEE1701065P

18. Psychological science and practice: State of the Art Collected papers /Ed. Kostrigin A.A. Chicago: Lulu Press, 2017. 156 p. ISBN: 978-1365-99550-7

19. Smith R. The Concept of Psychology: Comments for a Correspondence Conference // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 3-4. С. 71-77.

20. Stavreva Veselinovska S. What are the psychological, pedagogical and social factors that influence successful learning in environmental education // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. № 3. С. 79-91.

21. Zelitchenko А. Manifest of deep sociopsychology // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, № 3. 2013. С 118-146.

References

1. Ahmetova L.V. Mezhdunarodnyj molodezhnyj nauchno-kul'turnyj forum kak tvorcheskaja forma NIRS/UIRS po psihologo-pedagogicheskim

naukam. JeNZh «PEM: Psychology. Educology.Medicine». 2014. № 4. Pp. 623.

2. Grebeshkova O.Ju., Voropaev M.V., Janakieva E.K. V gostjah u "Vestnika po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri" Evro-Aziatskij adaptacionno-obrazovatel'nyj centr i Mezhdunarodnyj molodezhnyj forum (vstupitel'naja stat'ja redakcii zhurnala) // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2018. № 4. Pp. 8-13.

3. Zavoevannaja N.S. Ukazatel' "Metodika-avtor": Kompleks PD-Triada (L.I. Peresleni, E.M. Mastjukova, L.F. Chuprov, M.S. Pevzner, 1990 // Nauka. Mysl'. 2014. T. 4. № 7. Pp. 52-57.

4. Zavoevannaja N.S. Osobennosti psihologicheskogo prosveshhenija s pomoshh'ju resursov Internet (na primere avtorskogo psihologicheskogo sajta) // Nauka. Mysl'. 2017. T. 7. № 9. Pp. 32-37.

5. Zavoevannaja N.S. Jekspertnoe soobshhestvo professional'nyh psihologov: 10 let vzaimodejstvija na Internet-ploshhadke // Istorija rossijskoj psihologii v licah: Dajdzhest. 2018. № 5. Pp. 8-16.

6. Kostrigin A.A., Husjainov T.M. Uzhupis - "Respublika" v centre Vil'njusa // Urbanistika. 2015. № 1. Pp. 19-32. DOI: 10.7256/23108673.2015.1.15551. URL: http://e-notabene.ru/urb/article_15551.html

7. Kronik A.A. U istokov psihologii // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. № 1. Pp. 165-170.

8. Obuhivs'ka A.G. Dijal'nist' psihologo-mediko-pedagogichnih konsul'tacij v umovah integracii ditej z osoblivimi osvitnimi potrebami -Elektron. dani. - Kiiv, Ukrains'kij NMC praktichnoi psihologii i social'noi roboti, 2013. - 1 elektron. opt. disk (CD-ROM), 12 sm. ISBN 978-617-7118-06-9.

9. Platonov K.K. Kratkij slovar' sistemy psihologicheskih ponjatij. Uchebnoe posobie. M.: Vysshaja shkola, 1981. 175 p.

10. Platonov K.K. O sisteme psihologii. M.: Mysl', 1972. 216 p.

11. Sizova I.L. Akademicheskaja kul'tura sovremennogo rossijskogo universiteta// PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 2. Pp. 9-24.

12. Simanovskij A.Je., Alekseeva T.V. Monitoring razvitija reguljativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij u detej mladshego shkol'nogo vozrasta s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2015. № 3. Pp. 184-188.

13. Husjainov T.M. Proekty "virtual'nyh gosudarstv" kak sposob

politicheskoj samorealizacii molodogo pokolenija // XX Lomonosovskie chtenija: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii / Nauch. red. I.V. Kuznecova, S.V. Napalkov; Filial SAFU im. M.V. Lomonosova, Arzamasskij filial NNGU. - Korjazhma: OOO «RG «Uspeshnaja», 2018. Pp. 43-45.

14. Chudakova V. P., Baratov Sh. R, Chuprov L. F., Sharipov Sh. S. Psihologicheskoe obespechenie obrazovatel'nogo processa: psihologicheskaja sluzhba v shkole - sozdanie, sovremennoe sostojanie i perspektivy. // Shhokvartal'nij naukovo-metodichnij zhurnal «Osvita ta rozvitok obdarovanoi osobistosti» / N.F.Fedorova. (gol. redaktor) ta in. Kiiv: Institut obdarovanoi ditini NAPN Ukraini, 2019. № 1 (72). Pp. 39 - 46. https://doi.org/10.32405/2309-3935-2019-2(73)-39-46.

15. ChuprovL.F., Kostrigin A.A., Janakieva E.K. Po sledam aprel'skih nauchno-prakticheskih konferencij 2018 goda. 25-letiju Katanovskih chtenij posvjashhaetsja // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2018. № 2. Pp. 720.

16. Pedagogics. Psychology: Selected Papers of the International Scientific School "Paradigma" (Summer-2015, Varna, Bulgaria) Compiling coeditors Dr Dr.Sc., Prof. A.V.Berlov, Dr.h.c.mult., Ph.D. L.F. Chuprov, Dr.Sc., Prof. E.K. Yanakieva. Yelm, WA, USA, 2015.144 p.

17. Pishchik Vlada, Molokhina Galina. Difficulties in manifistation of predictive thinking of preschool senior age children with under development // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. Vol. 5, №.1, 2017. Pp. 65-73. doi:10.5937/IJCRSEE1701065P

18. Psychological science and practice: State of the Art Collected papers /Ed. Kostrigin A.A. Chicago: Lulu Press, 2017. 156 p. ISBN: 978-1365-99550-7

19. Smith R. The Concept of Psychology: Comments for a Correspondence Conference // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 3-4. Pp. 71-77.

20. Stavreva Veselinovska S. What are the psychological, pedagogical and social factors that influence successful learning in environmental education // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. № 3. Pp. 79-91.

21. Zelitchenko A. Manifest of deep sociopsychology // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri, № 3. 2013. Pp. 118-146.

Сведения об авторе

Леонид Федорович Чупров, кандидат психологических наук, главный редактор научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» и ЭНЖ «PEM: Psychology. Educology. Medicine». Черногорск, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.