НОВЫЕ ТРЕНДЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ NEW TRENDS IN SOCIAL ECONOMIC RELATIONSHIPS
12.00 .10 Международное право; европейское право
International Law; European Law
DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-3-26-31
Международная экономическая система и международное право
В.М. Шумилов ©
Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, г Москва, Российская Федерация
E-mail: mezhdekpravo@gmail . com
Аннотация. Цель и задачи написания статьи заключаются в сравнительном анализе развития международной экономической системы и международного права. Методологический подход. В работе используются общенаучные методы, а также метод юридического толкования и сравнительно-правовой метод. Результаты и выводы. В статье раскрывается понятие международной экономической системы (МЭС) как особо значимого для важнейших разделов целого ряда наук - экономики, политологии, философии, юриспруденции. Показывается, что МЭС - это та реальность, которую каждая наука изучает под своим углом зрения. Именно в международной экономической системе - на территории всех государств мира - происходит производство товаров и услуг, складываются товаропотоки, осуществляется трансграничное движение товаров, услуг, финансовых инструментов, инвестиций, рабочей силы. Национальное право и международное право служат своеобразной правовой надстройкой над этими реалиями; посредством двух систем права государства управляют процессами, регулируют все виды отношений в международной экономической системе. Оригинальность и ценность работы заключается в выявлении взаимосвязи между МЭС и международным правом. Автором исследуется, как международное право задействовано в процесс регулирования международных экономических отношений на всех уровнях и каким образом оно видоизменятся вместе с трансформацией МЭС, которая происходит в наше время.
Ключевые слова: международная экономическая система (МЭС), компоненты МЭС, международное право, международной экономическое право, национальное право, международный экономический правопорядок
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Шумилов В. М . Международная экономическая система и международное право // Социально-политические науки. 2021. Т 11. № 3 .С. 26-31. РО!: 10.33693/2223-0092-2021-11-3-26-31
КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОССИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ В НЕФТЕГАЗОВОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Райхерт А.В., Терешина Е.А.
DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-3-26-31
International Economic System and International Law
V.M. Shumilov
All-Russian Academy of Foreign Trade, Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
E-mail: mezhdekpravo@gmail . com
Abstract. The purpose and objectives of this article are to provide a comparative analysis of the development of the international economic system and international law. Methodological approach. The work uses general scientific methods, as well as the method of legal interpretation and the comparative legal method. Results and conclusions. The article reveals the concept of the international economic system (MEA) as particularly significant for the most important sections of a number of sciences - economics, political science, philosophy, and law. It is shown that the MEA is the reality that each science studies from its own point of view. It is in the international economic system - on the territory of all States of the world-that the production of goods and services takes place, commodity flows are formed, and the cross-border movement of goods, services, financial instruments, investments, and labor is carried out. National law and international law serve as a kind of legal superstructure over these realities; through the two systems of law, States manage processes and regulate all types of relations in the international economic system. The originality and value of the work lies in the identification of the relationship between the MEA and international law. The author examines how international law is involved in the process of regulating international economic relations at all levels and how it will change along with the transformation of the MEA, which is taking place in our time.
Key words: international economic system (IES), components of the IES, international law, international economic law, national law, international economic order
FOR CITATION: Shumilov V. M . International Economic System and International Law. Sociopolitical Sciences. 2021. Vol. 11.
No . 3. Pp . 26-31. (In Russ .) DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-3-26-31 _J
ВВЕДЕНИЕ
Современная международная экономическая система (МЭС) - продукт многовековой эволюции, результат взаимодействия государств на протяжении всей их истории. В ее структуре отразились все этапы развития, способы производства, типы экономики и экономические циклы, через которые прошло человечество или на которых оно сейчас находится. В ней представлены цивилизационные особенности и экономический потенциал групп государств. Наибольшее влияние на становление современной МЭС оказали государства Европы и США - государства, которые объединяют термином «Запад»; они заложили в систему свои стратегические интересы как приоритетные и легализовали их через право. Большинство остальных государств (преобладающая часть которых - бывшие колонии Запада) приняли правила МЭС, адаптировались к ним через рецепцию норм внутреннего права от стран Запада и через имплементацию международных норм, родившихся под воздействием обычаев и международных договоров. Так МЭС стала цельно-системной, глобальной - главным полем глобализации.
В то же время современная МЭС переживает существенную трансформацию, постепенно - в противостоянии интересов и в конкурентной борьбе между
ведущими державами и группами государств - она становится полицентричной, стремящейся к более справедливому балансу прав и обязанностей, рисков и выгод. Происходящие в МЭС сдвиги связаны, в частности, с процессами интеграции и образованием разного рода интеграционных объединений/партнерств, с наступлением «цифровой эпохи», изменением мироустройства в целом.
Следует иметь в виду, что сложившийся международный экономический порядок со всем его международно-правовым обеспечением охраняется военно-политическими средствами: другими словами, международная военно-политическая система охраняет международную экономическую систему.
Вместе с развитием МЭС эволюционировала и правовая надстройка: от торговых обычаев к первым национальным актам, а от них - к международным договорам, сначала двусторонним, потом - многосторонним, и, наконец, универсальным/глобальным. Постепенно складывались основные принципы МЭС: предоставление национального режима, режима наибольшего благоприятствования, недискриминационного режима и др. [Вельяминов, 2004: 24].
Показательной иллюстрацией роли международно-правового инструментария в развитии МЭС (и в правовом закреплении в ней интересов западных
стран) служат эпизоды борьбы Англии за «свободу торговли» в позднем средневековье: достигнув преимущества в производстве товаров, она выступила за максимальное сокращение в европейских странах таможенных пошлин, а чтобы добиться этого начала заключать двусторонние торговые договоры с закреплением принципа наибольшего благоприятствования. Это означало, что любое снижение пошлин в торговле между государствами Европы, автоматически доставалось Англии (и всем прочим государствам, связанным такими договорами). Так двусторонние международные торговые договоры проложили дорогу товарам Англии в континентальные государства региона и завоеванию рынков Европы.
СФЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДСИСТЕМЫ МЭС
Исходя из изложенного, под МЭС следует понимать всю сферу, в которой из страны в страну перемещаются разного рода ресурсы (факторы производства), и по поводу этих ресурсов взаимодействуют между собой государства, международные организации и частные лица (операторы). Речь идет, прежде всего, о трансграничном перемещении товаров и услуг, финансовых инструментов, инвестиций, рабочей силы. Соответственно в рамках МЭС выделяются подсистемы: международная торговая система (МТС), международная финансовая система (МФС), международная инвестиционная система (МИС) и др.
Правовой надстройкой для регулирования всего комплекса отношений в рамках МЭС служат нормы различных отраслей внутреннего права государств-участников и нормы международного права, сгруппированные в отрасль под названием международное экономическое право (МЭП), а в системе МЭП - в подотрасли: международное торговое право, международное финансовое право, международное инвестиционное право, право международной экономической интеграции и т.д. Часть нормативных блоков еще не доросла до статуса «подотраслей» и пребывает в состоянии международно-правовых «институтов».
Все отношения, подлежащие регулированию в МЭС, составляют ее предметный компонент. Всю их совокупность называют международными экономическими отношениями (МЭО). Понятно, что существует две основные сферы МЭО - сфера, в которой субъекты национального права одного государства взаимодействуют с субъектами права другого государства (ее называют экономическими отношениями международного характера, и она регулируется преимущественно внутренним правом государств); другая сфера - это сфера отношений между государствами (субъектами МП), и она регулируется преимущественно международным правом.
Всё большее распространение в МЭС приобретают так называемые «диагональные» отношения: когда с одной стороны выступает государство, а с другой, например, иностранный инвестор (юридическое лицо). Такие отношения регулируются, как правило, внутренними законодательными актами, а в случае коллизии внутренних актов различных государств - нормами международных договоров, разрешающими такие коллизии: международное право приходит «на помощь» в выходе из коллизии.
В международной торговой подсистеме МЭС регулируются все виды отношений по поводу торговли: на межгосударственном уровне государства договорились о международно-правовых режимах, в которых движутся товаропотоки, осуществляется торговля услугами и правами, прежде всего правами интеллектуальной собственности. В рамках этих режимов государства устанавливают соответствующие законы, касающиеся импорта, экспорта, транзита товаров, заключают двусторонние и многосторонние договоры. Сфера международной торговли глобализирована, для управления ею создана Всемирная торговая организация и соглашения ВТО. В результате сложился определенный международный торговый правопорядок.
В международной финансовой подсистеме МЭС на межгосударственном уровне регулируются отношения, касающиеся денежного обращения, правил платежей и расчетов, установления валютных курсов, предоставления кредитов и их погашения/ реструктурирования. Государства создали Международный валютный фонд для поддержания равновесия платежных балансов, и другие международные финансовые организации; заключают международные договоры. В результате сложился международный финансовый правопорядок [Пелле, 2000: 34].
В международной инвестиционной подсистеме МЭС на межгосударственном уровне регулируются отношения по поводу трансграничного движения инвестиций и инвесторов (в товарной, денежной или других формах). Иностранные инвестиции вкладываются, как правило, в землю, в заводы, в интеллектуальную собственность, в банки. Видно, что в этой сфере необходимо множество национальных актов и соответствующих международных договоров. Многие международные организации занимались разработкой международно-правовых правил, регулирующих перемещение инвестиций и инвесторов между государствами. Так, например, в рамках ОЭСР в свое время шли переговоры о Многостороннем соглашении по инвестициям, завершившиеся неудачей; в рамках ВТО принято Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС); в связке с МБРР созданы и работают Многосторонне агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). В результате сложился международный инвестиционный правопорядок.
В международный экономический правопорядок вписывается также специфический институт международной экономической помощи. Есть мнение, что в состав МЭП следует включить - полностью или частично - и другие нормативные блоки: международное миграционное право; международное налоговое право; международное рыболовное право и др.
СУБЪЕКТНЫЙ КОМПОНЕНТ МЭС
Помимо рассмотренного выше предметного компонента МЭС, в нее входят и другие компоненты, а именно:
• субъектный компонент, или все участники отношений на всех уровнях;
• регулятивный компонент, или все виды норм, которые задействованы в регулирование МЭО в широком смысле;
Райхерт А.В., Терешина Е.А.
• функциональный компонент, или все виды методов регулирования;
• идеологический компонент, или разнообразные доктрины, концепции, теории; официальная аргументация, которой объясняются меры по регулированию отношений.
К участникам международных экономических отношений (в широком смысле) относятся: государства, международные организации, международные неправительственные организации, субъекты федеративных государств, многонациональные предприятия (транснациональные корпорации и банки - ТНК/ТНБ), юридические и физические лица разных стран и др., потому что все они участвуют в разного рода правоотношениях в МЭС. Однако при этом надо разграничивать тех участников, которые являются субъектами права по национальному законодательству, и тех участников, которые являются субъектами международного права (последних для краткости и удобства можно обозначить термином публичные лица). Участников отношений международного характера - на частноправовом уровне - можно обозначить термином «операторы»; это они заключают контракты на поставку товаров и услуг, инвестиционные соглашения, договоры, связанные с финансированием разных проектов, условиями перемещения работников/специалистов из одной страны в другую.
Государства же как участники международных экономических отношений заключают международные договоры, создают международные организации, вступают в интеграционные объединения, а также адаптируют свое внутреннее право под принятые международно-правовые обязательства.
При этом произошла дифференциация международно-правового статуса государств, в частности в зависимости от уровня развития: после деколонизации оформилась группа развивающихся стран, а в последние десятилетия - группа наименее развитых стран. Для обеих групп созданы и функционируют различные преференциальные системы.
Международные организации, в свою очередь, составляют институциональную часть МЭС; постепенно глобальные международные организации становятся, или уже стали, центрами управления теми сферам международных отношений, которые входят в их юрисдикцию. К таким организациям следует отнести ВТО, МВФ, МБРР; «центрами управления» на региональном уровне становятся/стали органы интеграционных объединений, например ЕС.
Следует также обратить внимание на возрастающую роль «мягких организаций» - параорганизаций: Парижского клуба кредиторов, Большой двадцатки ^-20) и др.
Все участники отношений, которые требуется отрегулировать (принять закон, заключить договор), придают большое значение обоснованию своих действий и своей правовой позиции, или, другими словами, идеологической составляющей взаимоотношений, ценностным ориентирам. Этой задаче и во внутренней жизни государств, и в межгосударственных отношениях служат различные заявления, ноты, декларации, концепции, доктрины. Все они становятся частью правосознания. Так, в США регулирование многих сфер
внутренней жизни осуществляется в контексте идеологии рыночной экономики (хотя и в США, и в других государствах Запада мало что осталось от рыночной экономики). В основе права ВТО лежит идеология борьбы с протекционизмом и идеи честной конкуренции. При этом следует отличать правдивые лозунги от словесного прикрытия истинных интересов, которые подвигаются внутри страны или во внешней сфере: ни одно государство не совершило столько тяжких международных преступлений, сколько их совершили США под личиной защиты прав человека.
В разное время для оправдания своих действий и своих приемов/методов регулирования государства использовали в качестве идеологических установок доктрины «открытых дверей», отказа от автаркии, либерализации внешней торговли и др. Идеологический характер несут и многие нормы/принципы международного экономического права.
В основе идущей в наше время трансформации МЭС и международного экономического правопорядка лежат идеи справедливости, равноправия, многополярного мироустройства и некоторые другие.
РЕГУЛЯТИВНЫЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ МЭС
В состав регулятивного компонента МЭС следует включить все виды норм - как норм внутреннего права государств, так и норм международного права. Более того, в регулировании международных экономических отношений принимают участие и разного рода неправовые нормы: политические, религиозные, нормы международной морали. Некоторые неправовые нормы получили название «мягкого права».
Международное экономическое право играет в МЭС двойную роль: во-первых, оно служит для регулирования трансграничного движения разного рода ресурсов (факторов производства), а во-вторых, оно нацелено на сближение и унификацию внутренних правовых систем государств-участников. Требование снятия барьеров в торговле и в инвестиционной сфере влечет за собой принятие в разных странах внутренних законодательных актов, похожих по своему содержанию и целям. Имеет место глобальная конвергенция национальных систем права. Внутреннее право многих государств превращается в однородную среду, в которой товары, услуги, инвестиции, инвесторы свободно перемещаются и взаимодействуют друг с другом.
Между двумя системами права возникает неразрывное двуединство: нормы международного права имплементируются в национальное законодательство и приобретают в нем приоритет; в свою очередь, государства передают часть своей компетенции под прямое регулирование органами/актами международных организаций. Во взаимном переплетении двух систем права, если экстраполировать подмеченное явление в будущее, можно увидеть зачатки формирования некоего «Глобального права» и «Глобальной правовой системы».
В состав функционального компонента МЭС следует включить все виды методов правового регулирования -всех подходов, приемов, инструментов, с помощью которых государства добиваются нужного результата
в регулировании отношении, нужной эффективности, превращая изначальный «хаос» в «порядок» (правопорядок). Вопрос о методах правового регулирования можно рассматривать с разных точек зрения, соответственно этому будут появляться и разные классификации методов. Например, государства, в зависимости от ситуации, подбирают нормы различной степени жесткости: рекомендательные, диспозитивные или императивные - тем самым происходит смещение в методах с «мягкого» регулирования на «жесткое».
В МЭС прикладное значение имеет выделение таких методов регулирования, как одностороннее регулирование; двустороннее; многостороннее; универсальное. Хорошей иллюстрацией служит пример с международной торговой системой: сначала государства регулировали основные вопросы взаимной торговли в основном внутренними актами; затем - двусторонними торговыми договорами; в середине ХХ в. произошло «переключение» с метода двустороннего регулирования на метод многостороннего регулирования: вступило в силу Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) [Карро, Жюйар, 2002: 260]; в 1994-1995 гг. произошло «переключение» с многостороннего регулирования на универсальное/глобальное: система ГАТТ была заменена системой ВТО. Наиболее эффективного регулирования зачастую можно добиться, правильно выбрав метод регулирования.
Как известно, огромной проблемой является в международной нормативной системе практика США экстратерриториального применения своих законов: многие вопросы, которые объективно интернационализированы, США предпочитают решать в одностороннем порядке - принимая национальные законы и навязывая их выполнение и иностранным предприятиям/ банкам за рубежом, и даже государствам. Эту практику можно квалифицировать как правовой гегемонизм, правовой нигилизм, правовую экспансию (на грани с правовым терроризмом). В результате в отношениях между США и другими странами международно-правовой инструментарий заменяется внутренним правом США: продвигая в качестве регулятора отношений между государствами свои законы, США отодвигают международное право в сторону.
В качестве методов регулирования в международной системе можно рассматривать транснациональное регулирование [Берандзе, 2010]; и наднациональное регулирование [Моисеев, 2007]. С одной стороны, в обоих случаях речь идет о неких нормативных комплексах, а с другой стороны, применение этих нормативных комплексов превращает их в методы регулирования. Суть транснационального права состоит в том, что предприятия (банки) разных страны создают на двустороннем и многостороннем уровнях свои собственные нормы взаимоотношений, которые существуют и действуют автономно; это могут быть нормы обычаев или договорные/контрактные нормы. Примером служат нормы «Инкотермс», с помощью которых толкуют положения внешнеторговых контрактов, или нормы унифицированных правил для банков из разных стран. Эти нормы не являются частью ни внутреннего права, ни международного права, но могут опираться на внутреннее право или на международное право. Благодаря транснациональному праву, функционируют обширные
товарные рынки и рынки услуг (например, авиауслуг). В торговых отношениях международного характера нормы транснационального права часто называют lex mercatoria. Аналогичные нормы в финансовой и инвестиционной сфере можно называть, соответственно, lex finanziaria и lex investionis.
Суть наднационального права состоит в том, что государства подчиняются нормам, созданным или вступившим в силу без их согласия, как будто в нормах заложена воля, стоящая выше воли суверенного государства. Речь идет, главным образом, о решениях, принимаемых международными организациями или органами интеграционных объединений на основании их учредительных документов. Некоторые нормы таких актов направлены на прямое действие на территории государств-участников. Не случайно дискутируется вопрос о том, насколько метод наднационального регулирования совместим с суверенитетом государств.
ВЫВОДЫ
Главный вывод, который можно сделать после проведенного обзора, состоит в том, что расширение, усложнение международной экономической системы ведет к соответствующим изменениям в системе и содержании международного права, в организации международного правопорядка и в международном правосознании. Впрочем, верно и обратное: рост международного правосознания, трансформация международного экономического правопорядка и изменения в международном праве ведут, в свою очередь, к новым импульсам в развитии МЭС.
В современном международном праве окончательно оформилась отрасль международного экономического права со своей сложной системой, включающей: международное торговое право, международное финансовое право, международное инвестиционное право, право международной экономической помощи, право международной экономической интеграции и др. Развитие МЭП идет по нескольким направлениям: расширяется его предметная сфера, усиливается взаимодействие с внутренним правом государств, нарастают императивные свойства его норм и принципов, диверсифицируется набор методов регулирования.
МЭП и его подотрасли и институты направлены на создание безбарьерных экономических зон (зон свободной торговли, свободных инвестиционных зон, таможенных, платежных, валютных и экономических союзов) и т.д. Соответственно усложняется состав и содержание всех указанных нормативных блоков применительно к конкретной сфере регулирования. При этом МЭП стоит на переднем крае всех изменений, которые предстоит пройти и международному праву в целом [Шумилов, 2003].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, международная экономическая система находится на переднем крае глобализации. Только сегодня глобализация идет двумя путями - путем выработки универсальных правил (например, в рамках Дохийско-го раунда переговоров в рамках ВТО) и путем создания интеграционных объединений/партнерств, которые
Райхерт А.В., Терешина Е.А.
начинают искать возможности для прямого сопряжения друг с другом. И международное право обеспечивает своим нормативным массивом оба эти пути. Учитывая усиление взаимосвязей и взаимозависимости международного права и внутреннего права государств
ЛИТЕРАТУРА
1. Берандзе М. Р. Концепция транснационального права в международном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
2. Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс. М., 2004.
3. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право / пер. с фр. М., 2002.
4. Моисеев А.А. Соотношение суверенитета и надгосудар-ственности в современном международном праве в контексте глобализации: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2007.
5. Пелле А. Эволюция международной валютной системы (1944-1998) // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. № 6.
6. Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации: монография. М., 2003.
мира, можно констатировать формирование неразрывного двуединства между двумя системами права (по крайней мере, в отдельных областях межгосударственных отношений), а это двуединство ведет к появлению глобальной нормативной системы.
REFERENCES
1. Berandze M.R. The concept of transnational law in international law. Dis. ... Cand. Sci. (Law). Moscow, 2010.
2. Velyaminov G.M. International economic law and the process. Moscow, 2004.
3. Carro D., Juillard P. International economic law, translated from the French. Moscow, 2002.
4. Moiseev A.A. Correlation of sovereignty and supranationality in modern international law in the context of globalization. Dis. ... Dr. Sci. (Law). Moscow, 2007.
5. Pelle A. Evolution of the international monetary system (1944-1998). Foreign Economic Bulletin. 2000. No. 6.
6. Shumilov V.M. International economic law in the era of globalization: monograph Moscow, 2003.
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 80,91%
Статья поступила в редакцию 23.03.2021, принята к публикации 16.05.2021 The article was received on 23.03.2021, accepted for publication 16.05.2021
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Шумилов Владимир Михайлович, заведующий кафедрой международного права Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ. Москва, Российская Федерация. ORCID: 00000002-5247-6284; E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Vladimir M. Shumilov, Head at the Department of International Law of the All-Russian Academy of Foreign Trade of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-5247-6284; E-mail: [email protected]