Научная статья на тему 'Международная безопасность и Актуальные проблемы ее обеспечения'

Международная безопасность и Актуальные проблемы ее обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8206
1112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INTERNATIONAL SECURITY / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / INTERNATIONAL COMMUNITY / ВОЕННАЯ СИЛА / MILITARY FORCE / НЕВОЕННЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / NON-MILITARY THREATS TO SECURITY / ФАКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / FACTORS / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THE COMPONENTS OF THE INTERNATIONAL SECURITY SYSTEM / ИСТОЧНИКИ ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / SOURCES OF LAW OF INTERNATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатьева Ирина Валентиновна

В статье рассматривается правовой аспект разрешения многогранных и всеобъемлющих современных проблем международной безопасности. Рассмотрены современные факторы в обеспечении национальной безопасности, дискуссия относительно соотношения военно-политических факторов, с одной стороны, и социально-экономических, экологических, информационно-технологических с другой. Изучены институты, которые заняты обеспечением международной безопасности, определена роль международного права в решении поставленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL SECURITY AND RELEVANT THE PROBLEMS OF ITS ENSURING

This article examines the legal aspect of the multifaceted and comprehensive contemporary problems of international security. Considers the current factors in ensuring the national security, the debate regarding the relationship of military and political factors, on the one hand, and socio-economic, environmental, and information technology. The studied institutions who are engaged in international security, defines the role of international law in solving the problem.

Текст научной работы на тему «Международная безопасность и Актуальные проблемы ее обеспечения»

УДК 341

МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Игнатьева Ирина Валентиновна

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»,

г. Иркутск e-mail: irina.090@mail.ru

INTERNATIONAL SECURITY AND RELEVANT THE PROBLEMS OF ITS ENSURING

Irina Ignatieva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines The East Siberian Branch of the FSBEI HE «The Russian State University of Justice»,

Irkutsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается правовой аспект разрешения многогранных и всеобъемлющих современных проблем международной безопасности. Рассмотрены современные факторы в обеспечении национальной безопасности, дискуссия относительно соотношения военно-политических факторов, с одной стороны, и социально-экономических, экологических, информационно-технологических - с другой. Изучены институты, которые заняты обеспечением международной безопасности, определена роль международного права в решении поставленной проблемы.

ABSTRACT

This article examines the legal aspect of the multifaceted and comprehensive contemporary problems of international security. Considers the current factors in ensuring the national security, the debate regarding the relationship of military and political factors, on the one hand, and socio-economic, environmental, and information technology. The studied institutions who are engaged in international security, defines the role of international law in solving the problem.

Ключевые слова: международная безопасность; мировое сообщество; военная сила; невоенные угрозы безопасности; факторы международной безопасности; международное право; средства обеспечения международной безопасности; компоненты системы международной безопасности; источники права международной безопасности.

Keywords: international security; international community; military force; non-military threats to security; factors; international security; international law; international security; the components of the international security system; sources of law of international security.

Реальности современного мира свидетельствуют о том, что международная безопасность имеет многогранный и всеобъемлющий характер, безопасность одного государства связана с безопасностью мирового сообщества в целом.

Проблема безопасности — классическая в Вестфальской политической системе мира. Государство с момента своего возникновения заботилось о сохранении суверенитета, т. е. о своей национальной безопасности (англ.:

national security), понимаемой изначально, прежде всего, как недопущение внешней агрессии. В современных условиях это понятие включает и вопросы, связанные с опасностью внутренней дестабилизации. В связи с ростом взаимозависимости мира проблема получает дальнейшее развитие в рамках региональной безопасности (англ.: regional security) и международной безопасности (англ.: international security). Все три термина характеризуют государственные и

межгосударственные отношения. Они чаще используются в реалистической и неореалистической концепциях.

При этом исходной точкой служило положение, согласно которому необходимая для реализации национальных интересов и влияния на международную ситуацию мощь государства определялась, прежде всего, на основе его военной силы, или, по аналогии с компьютерной терминологией, на базе «основной мощи» (англ.: Ьа^рошег), а не на основе культуры, силе авторитета на мировой арене и другом своего рода «программном обеспечении» (англ.: softpower). В результате проблема военной силы была центральной в международных отношениях и в практическом, и в исследовательском плане.

Ситуация изменилась в конце XX столетия. Одними из первых, кто обратил внимание на невоенные угрозы безопасности, были специалисты в области экономики и финансов, а также окружающей среды. Первые заговорили об экономической составляющей безопасности, вторые — о том, что нарушение экологического равновесия загрязнением представляет огромную угрозу человечеству как на национальном, так и глобальном уровне.

Другим фактором, повлиявшим на переосмысление проблем безопасности, стала революция в области новых технологий. Это привело к пониманию, что недостаточно строить концепции безопасности, основываясь на том, что угроза может исходить только от другого государства или их группы. В конце XX столетия многие исследователи, в том числе придерживающиеся реалистических взглядов, для которых характерен акцент на военных аспектах и межгосударственном взаимодействии, стали говорить о возрастании таких факторов в обеспечении национальной безопасности, как образование, развитие новейших технологий, рост экономической мощи, борьба с распространением наркотиков, СПИДа и т. п.

В настоящее время продолжаются дискуссии относительно соотношения военно-политических факторов, с одной стороны, и социально-экономических, экологических, информационно-технологических — с другой. Сторонники «широкого» подхода к проблемам безопасности указывают на усиливающуюся роль экономических и других факторов. Их противники возражают: в этом случае пробле-

ма безопасности «размывается» множеством существующих в международных отношениях и мировой политике других аспектов [2].

Еще один важный в теоретическом плане вопрос — соотношение проблем региональной, международной и глобальной безопасности. Последний термин порой используется для того, чтобы подчеркнуть, что проблема безопасности имеет не только внутри- и межгосударственное измерение. Здесь тоже нет однозначного решения. Как отмечает российский исследователь Т. В. Юрьева, «представления о путях согласования национальных интересов государств — суть концепций региональной, международной, глобальной безопасности, хотя только согласованием национальных интересов государств эти проблемы не исчерпываются. Совпадение национальных интересов группы государств порождает разного рода региональные и международные союзы, руководствующиеся опять-таки определенными представлениями (концепциями) о путях согласования и отстаивания своих групповых интересов как в отношениях между собой, так и в отношениях с третьими странами» [3]. В связи с этим вопросы международной и региональной безопасности, очевидно, тесно связаны с проблемами международных организаций. В современных условиях среди институтов, которые заняты обеспечением международной безопасности, следует, прежде всего, упомянуть ООН. Значительную роль в вопросах безопасности играют и региональные структуры, особенно в Европе, где они имеют достаточно четкое оформление. Это в первую очередь ОБСЕ, НАТО. Основные проблемы, которые в настоящее время интенсивно дискутируются, — реформирование ООН, с тем, чтобы сделать ее деятельность в области сохранения и поддержания мира более эффективной, а также место и роль НАТО в европейских структурах обеспечения безопасности. С учетом того факта, что эта организация была образована в годы холодной войны с определенными целями и задачами.

Роль международного права в создании системы международной безопасности сводится к решению следующих задач:

а) обеспечение функционирования того механизма обеспечения мира, который уже есть у мирового сообщества, и укрепление существующего международного правопорядка;

б) создание новых международно-правовых норм, отвечающих современным реалиям обеспечения безопасности.

Выполнение этих задач связано как с процессом правоприменения, так и нормотворчества. В условиях международной безопасности каждое государство имеет наилучшие условия для проведения политики, направленной на повышение материального уровня жизни людей, свободного развития личности, обеспечения в полном объеме прав и свобод человека и гражданина.

Право международной безопасности понимают в широком и узком смысле слова. Право международной безопасности в широком смысле — это совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, направленных на поддержание мира и международной безопасности, пресечение актов агрессии, обеспечение политической, экономической и социальной стабильности в мире. Право международной безопасности в узком смысле — это совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, направленных на обеспечение военно-политической безопасности государств, предотвращение возникновения войны и пресечения актов агрессии.

Право международной безопасности — отрасль международного права, представляющая собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности. Нормы данной отрасли направлены на обеспечение как международной, так и национальной безопасности.

Основу права международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного международного права, в том числе:

— неприменение силы или угрозы силой;

— территориальная целостность государств;

— нерушимость государственных границ;

— невмешательство во внутренние дела государств;

— мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами.

Помимо общепризнанных принципов международного права право международной безопасности имеет и свои, отраслевые, принципы. Специалисты в области международного права к отраслевым принципам права международной безопасности относят следующие.

Принцип неделимости международной безопасности означает, что в XXI в. мир, как никогда ранее, неделим. Государства нашей планеты тесно взаимосвязаны. Жизнь показывает, что любой кризис в одной части земного шара, будь то природные катаклизмы, вооруженные конфликты или акты международного терроризма, сразу же негативно сказывается в других его частях. Государства ставят перед собой задачу совершенствования универсальной системы международной безопасности, основы которой заложены положениями Устава Организации Объединенных Наций [1].

Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств предполагает проведение такой внешней политики государством, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего государства, но и всего мирового сообщества. Безусловно, обеспечение национальной безопасности государства — один из приоритетов деятельности его высших органов, ибо речь идет о безопасности общества, обеспечении и защите прав человека и гражданина. В то же время каждое государство при выработке и осуществлении своей внешней политики, осуществлении военно-политических и военно-технических связей с другими государствами должно максимально учитывать все аспекты обеспечения безопасности как своих союзников, так и международного сообщества в целом.

В праве международной безопасности длительное время обосновывался принцип равной и одинаковой безопасности, который по своей сути развивает и конкретизирует предыдущий принцип — ненанесения ущерба безопасности других государств. Имеется в виду, что государство должно обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств. Речь идет о паритете безопасности.

Основополагающими принципами международной безопасности являются: принцип равной безопасности и принцип ненанесения ущерба безопасности государств.

Международно-правовое обеспечение мира и безопасности представляет собой совокупность урегулированных международно-правовых мер, направленных на решение актуальных проблем обеспечения международной безопасности, таких как мирное разрешение международных споров, создание систем коллективной безопасности, предотвращение

возникновения войны, пресечение актов агрессии, а также сокращение вооруженных сил и вооружений, сужение материальной базы и пространственной сферы ведения войны, укрепление мер доверия и установление эффективного международного контроля за деятельностью государств в военной области.

Главная цель международной безопасности сформулирована в Уставе ООН — «поддерживать мир и международную безопасность» путем «принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира» [1].

Система международной безопасности состоит из целого рода компонентов, обеспечивающих безопасное и стабильное развитие международных отношений. Она предусматривает:

1. Коллективные меры, предполагающие широкое международное сотрудничество.

2. Превентивную дипломатию, задача которой состоит в предотвращении возникающих угроз миру и мирном урегулировании международных споров.

Международное право располагает набором средств обеспечения международной безопасности:

а) коллективная безопасность (универсальная и региональная);

б) мирные средства разрешения споров;

в) меры по ослаблению международной напряженности, прекращению гонок вооружений и разоружению;

г) меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы мира;

д) неприсоединение и нейтралитет;

е) меры по укреплению доверия между государствами и др.

Среди названных средств обеспечения международной безопасности особое место отводится созданию системы коллективной безопасности — совместным мероприятиям государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемым для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии. Система коллективной безопасности имеет два основных признака в качестве общей характеристики.

Первый признак — принятие государствами — участниками системы, по крайней мере, трех обязательств, обращенных как бы «внутрь» системы:

• не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;

• разрешать все споры мирным путем;

• активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру, оздоровления международной обстановки.

Второй признак — наличие организационного единства государств — участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической» формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения).

Гуманитарная интервенция — применение военной силы против иностранного государства или каких-либо сил на его территории для предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения.

Под понятие гуманитарной интервенции не попадают следующие действия:

• миротворческие операции, проводимые ООН с согласия государства, на территории которого они предпринимаются;

• акции с использованием вооруженной силы по просьбе законного правительства (включая акции, предусмотренные соглашениями). Однако существуют ситуации, при которых нелегко установить, что является законным правительством или действительным согласием.

• военные операции, предпринимаемые государством с целью спасения своих граждан за рубежом от неминуемой угрозы их жизни или здоровью;

• акции принудительного характера, не включающие использование вооруженной силы.

В международном праве различают два вида системы коллективной безопасности:

1) Универсальная. Глобальной организацией коллективной безопасности является ООН. Она преследует ряд целей, но главная состоит в поддержании международного мира и безопасности, принятии для этого эффективных коллективных мер (ст. 1 Устава ООН) [1].

Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН [1], охватывает:

— меры по запрещению угрозы силой или ее применение в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);

— меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);

— меры разоружения (ст. 11, 26, 47);

— меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);

— меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);

— временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

— принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);

— принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42);

2) Коллективная безопасность на региональной основе. Устав ООН допускает существование региональных соглашений и органов безопасности (гл. VIII) и предъявляет к ним определенные требования:

— участие только государств одного политико-географического района;

— действие соглашений не должно выходить за пределы данного района;

— акции, предпринимаемые в рамках региональной системы безопасности, не могут противоречить действиям ООН и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН;

— СБ ООН должен быть информирован о предпринимаемых или намечаемых действиях по поддержанию международного мира и безопасности. Главным в системе коллективных мероприятий региональных организаций безопасности (по смыслу ст. 52 Устава ООН) [1] являются:

а) мирные средства предотвращения войны;

б) принудительные меры с применением вооруженной силы могут предприниматься только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников системы коллективной безопасности (т. е. на основе ст. 51 Устава ООН — коллективная самооборона);

в) принудительные меры в рамках региональной организации безопасности могут применяться под руководством СБ ООН.

В настоящее время региональными системами коллективной безопасности являются: Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Система коллективной безопасности в рамках СНГ.

Систему международной безопасности призваны поддерживать региональные между-

народные организации в системе коллективной безопасности.

Мирное разрешение международных споров является одним из основных принципов международного права, который нашел свое закрепление в Уставе ООН (ст. 1), Декларации о принципах международного права 1970 г., Декларации принципов ЗА СБСЕ 1975 г. и др. Средствами мирного разрешения международных споров определены в ст. 33 Устава ООН [1]:

— непосредственные переговоры;

— добрые услуги и посредничество;

— смешанные комиссии — следственные и согласительные;

— международная арбитражная и судебная процедура;

— разрешение споров в международных организациях.

Первые три средства предполагают определенное участие спорящих сторон в процедуре урегулирования их разногласий. Международная арбитражная и судебная процедура исключает заинтересованные стороны из процесса урегулирования спора и требует обязательного выполнения решения, принятого международным судом или арбитражем.

Разрешение спора в международных организациях предусматривает политическое урегулирование спора.

Разоружение — это комплекс мер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения заложена в Уставе ООН [1].

Основными источниками норм в области права международной безопасности являются международные договоры:

1) универсальные (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.);

2) региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.).

Международное право прямо не обязывает государства разоружаться, но по духу и букве основных международно-правовых актов они должны стремиться к перспективе всеобщего и полного разоружения под международным контролем. В международных отношениях активно используются частичные меры по разоружению:

— запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, их производства, накопления, развертывания и применения;

— ограничение некоторых видов вооружений в количественном и качественном отношении;

— сужение возможности качественного совершенствования оружия;

— сокращение сферы или районов размещения различных видов вооружений.

Разоружение предусматривает существование института международного контроля, который наблюдает за выполнением государствами договорных обязательств в области разоружения, анализирует полученные данные и доводит их до соответствующих международных органов. Он осуществляется на различных уровнях: национальном (спутники, сейсмические станции и др. технические средства) и международном (наблюдатели, инспекции и т. п.). В настоящее время достаточно остро стоит проблема ограничения ядерного оружия. Оно относится к оружию массового уничтожения и находится под особым вниманием международного права. Хотя прямого запрета в отношении ядерного оружия еще не существует, приняты международно-правовые акты, вводящие ограничения в ядерную проблематику.

Существующие нормы направлены на то, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия и не допустить приобретения его какими-либо государствами, кроме тех, которые официально признаны обладающими ядерным оружием (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция). Но здесь есть проблемы. Актуальным является вопрос регулирования ядерных стратегических вооружений. К ним относятся межконтинентальные баллистические ракеты, тяжелые бомбардировщики и атомный подводный флот.

Регулированием ядерных стратегических вооружений в основном занимаются РФ и США. Ими подписан ряд соглашений: Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения наступательных стратегических вооружений 1972 г.; Договор об ограничении наступательных стратегических воору-жений1979 г., не вступивший в силу; Договор о сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений 1991 г. и Договор о дальнейшем сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений

1993 г., который воспринимается весьма неоднозначно.

К оружию массового уничтожения относятся также химическое и бактериологическое оружие. Бактериологическое оружие находится под всеобъемлющим запретом: запрещено не только его применение в военных целях, но и разработка, производство и накопление; запасы бактериологического оружия подлежат уничтожению или переработке в мирных целях (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.).

Конвенция 1972 г. обязала каждого участника не разрабатывать, не производить, не накапливать:

— микробиологические и другие биологические агенты или токсины, независимо от их происхождения и производства, таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических, защитных и других мирных целей;

— оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах.

Государства обязались уничтожить или переключить на мирные цели не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, которыми оно обладает или которое находится под его юрисдикцией или контролем. Конвенция вступила в силу в марте

1975 г., официально считается, что с начала

1976 г. все бактериологическое оружие и средства его доставки уничтожены или переключены на мирные цели.

Химическое оружие как средство ведения войны является противозаконным на основании Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или иных подобных газов и бактериологических средств 1925 г. После вступления в силу подписанной в 1993 г. Конвенции о запрещении разработок производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении этот вид оружия массового уничтожения также оказался под полным запретом.

Для содействия скорейшему введению такого запрета РФ и США приняли решение о прекращении производства химического оружия, сокращении имеющихся у них его запа-

сов и принятии других мер, способствующих переходу к многостороннему сотрудничеству в этой области. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. обязала каждого участника:

— не разрабатывать, не производить и не накапливать химического оружия;

— не позднее 2 лет после вступления Конвенции в силу (1997 г.) начать работу по уничтожению этого оружия и завершить не позднее 10 лет после вступления Конвенции в силу;

— процесс уничтожения химического оружия должен отвечать самым последним достижениям науки и производиться на специально оборудованных объектах.

К источникам права международной безопасности относятся универсальные договоры (Устав ООН, соглашения в области разоружения), региональные договоры (уставы региональных организаций безопасности, соглашения в области разоружения, установления мер доверия и создания безъядерных зон) и двусторонние соглашения (о мире и дружбе, о разоружении и др.). Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл. I, VI, VII). Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер — главные из целей ООН (ст. 1).

Составными частями права международной безопасности являются всеобщая безопасность, региональная безопасность, разоружение и меры доверия.

Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к ка-

тегории источников права международной безопасности, например «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» (1972 г.) или «Определение агрессии» (1974 г.). Важное место в комплексе источников права Международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на 4 группы:

1. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении.

2. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях.

3. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение.

4. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны.

Важное место среди источников права международной безопасности занимают документы СБСЕ — ОБСЕ и НАТО. Хотя по своей сути они являются политико-правовыми, тем не менее обеспечивают международную безопасность.

Список литературы

1. Устав ООН [Электронный ресурс]. — URL: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html.

2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. — URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml.

3. Юрьева Т. В. Социальная экономика : учебник / Т. В. Юрьева. - М. : Дрофа, 2001. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.