Научная статья на тему 'Между поддержкой и нейтралитетом: роль региональных партнеров кнр в конфликте за пространства и ресурсы Южно-Китайского моря'

Между поддержкой и нейтралитетом: роль региональных партнеров кнр в конфликте за пространства и ресурсы Южно-Китайского моря Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
315
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ОКЕАН / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ / АСЕАН / THE WORLD OCEAN / ASIA-PACIFIC REGION / SOUTH CHINA SEA / ASEAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мишин Игорь

Южно-Китайское море остается одной из «горячих точек» Азиатско-Тихоокеанского региона. В статье рассматриваются позиции стран АСЕАН, не имеющих правопритязаний на ЮКМ Камбоджи, Лаоса, Таиланда и Мьянмы. КНР, как одна из ключевых сторон конфликта, пытается заручиться поддержкой этих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Между поддержкой и нейтралитетом: роль региональных партнеров кнр в конфликте за пространства и ресурсы Южно-Китайского моря»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том II, № 4 (45), 2019_

© Мишин И.

ИМЭМО РАН

МЕЖДУ ПОДДЕРЖКОЙ и НЕЙТРАЛИТЕТОМ:

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ КНР в КОНФЛИКТЕ за ПРОСТРАНСТВА и РЕСУРСЫ ЮЖНО-КИТАЙСКОГО МОРЯ

Южно-Китайское море (ЮКМ) остается одной из «горячих точек» Азиатско-Тихоокеанского региона. После 2016 г. Китай не только не признал решения Постоянной Палаты Третейского Суда (ППТС), но и значительно расширил свое военное присутствие в акватории ЮКМ1. США, в свою очередь, заметно активизировали проведение различных мероприятий - военно-морских учений и маневров - в рамках программы Freedom of Navigation (FON), а также более активно привлекая своих региональных и внерегио-нальных союзников к оказанию силового давления на Пекин2.

При этом масштабное американо-китайское противостояние в Южно-Китайском море затмевает собой ту роль, которую в этом конфликте играют другие страны - Камбоджа, Лаос, Таиланд и Мьянма. Несмотря на то, что они не имеют здесь каких-либо пра-вопритязаний, их оценка ситуации в ЮКМ - от нейтральной до открыто прокитайской - приносит Китаю очевидную политическую выгоду: любая поддержка КНР с их стороны напрямую или же косвенно усиливает правовую стратегию Пекина.

Официальная позиция по Южно-Китайскому морю Королевства Камбоджа на протяжении последних лет отличается определенной двойственностью, отражая «перекрестное» положение страны между двумя центрами силы - Китаем и АСЕАН. Несмотря на то, что конфликт в ЮКМ не затрагивает непосредственно Камбоджу, он оказывает серьезное влияние на её позицию внутри АСЕАН, членом которой является Королевство. Именно Камбоджу чаще всего называют главным проводником позиции Китая по ЮКМ в АСЕАН и основным китайским союзником в Юго-Восточной Азии.

Такие утверждения основаны главным образом на том факте, что Китай на протяжении долгих лет является основным экономическим партнером Камбоджи и крупнейшим иностранным инвестором. С 2012 г. китайские инвестиции увеличились с 600 млн долл. до 1 млрд долл. к 2016 г.3. При этом государственный долг Кам-

боджи КНР в 2013 г. достиг 8 млдр долл.4. Активно развивается и двустороннее военно-техническое сотрудничество, где Пекин также является главным поставщиком военной помощи Пномпеню5. За последние годы КНР передала Камбодже до 50 ПЗРК FN-6, 12 многоцелевых вертолетов Harbin Z-9 и четыре сторожевых катера. С 2017 г. проводятся ежегодные совместные учения «Golden Dragon». Более того, Камбоджа стала крупнейшим получателем китайской военной помощи среди всех стран ЮВА6. Премьер-министр Хун Сен, авторитарно руководящий страной более 30 лет, часто обвиняется в коррумпированности и зависимости от Китая. Все это позволило западным экспертам характеризовать Камбоджу, как подчиненную Китаю страну, «государство-клиент» и «сателлит» КНР .

С 2012 г. Южно-Китайское море превратилось в главную внешнеполитическую дилемму для Пномпеня. В июле 2012 г., находясь в статусе страны-председательницы АСЕАН, Камбоджа заблокировала итоговую резолюцию, касающуюся проблемы ЮКМ на ежегодном совещании стран АСЕАН. По требованию Филиппин и Вьетнама в резолюции должен был быть отвергнут тезис Китая о разрешении споров в ЮКМ только на двустороннем уровне. Обе страны также хотели, чтобы в совместное заявление было включено

о

упоминание об их территориальных спорах с КНР . Однако из-за использования Камбоджей права вето, впервые за 45-летнюю историю АСЕАН итоговое коммюнике министров иностранных дел Ассоциации так и не было принято. Это привело к серьезным дипломатическим разногласиям внутри Ассоциации и обвинениям Камбоджи в «подыгрывании Китаю», в первую очередь со стороны Филиппин и Вьетнама. Пномпень, однако, настаивал на том, что неспособность опубликовать коммюнике была вызвана не непримиримостью с его стороны, а отсутствием усилий всех стран АСЕАН по нахождению общей позиции по ЮКМ. Премьер-министр Камбоджи Хун Сен заявлял, что «Камбоджа снова и снова становится жертвой проблемы Южно-Китайского моря из-за несправедливых обвинений»9. Руководство Камбоджи также осудило Филиппины и Вьетнам за попытки втянуть Королевство в территориальный спор.

В апреле 2016 г. китайский министр иностранных дел Ван И отметил, что Китай достиг четкого четырехстороннего консенсуса с Брунеем, Камбоджей и Лаосом о территориальных спорах в ЮКМ. Во-первых, КНР и три страны согласились, что споры по поводу некоторых островов и архипелага Спратли не являются проблемой между Китаем и АСЕАН, и не должны отражаться на их взаимоот-

ношениях. Во-вторых, они договорились о том, что споры о правах на острова и акватории должны разрешаться путем диалога и консультаций сторон, в соответствии со статьей 4 Декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море (DOC) - единственному на сегодняшний день правовому инструменту разрешения противоречий в ЮКМ10. В -третьих, четыре страны согласились, что Китай и страны АСЕАН могут совместно поддерживать мир и стабильность в ЮКМ посредством сотрудничества. Государства за пределами региона должны играть не дестабилизирующую, а конструктивную роль11. Фактически, с помощью этих договоренностей Китай значительно усилил свою позицию по ЮКМ, создав с помощью Брунея, Лаоса и Камбоджи «прокитайский» плацдарм внутри АСЕАН.

В сентябре 2016 г. Камбоджа также столкнулась с серьезными проблемами на саммите АСЕАН в Лаосе. Встреча состоялась через несколько месяцев после решения ППТС, которая отвергла право-

притязания КНР на 80% акватории Южно-Китайского моря, в том

12

числе основанных на исторических правооснованиях . Филиппины и Вьетнам настаивали на включении гаагского решения в итоговое коммюнике. Однако перед встречей на саммите, премьер Камбоджи Хун Сен подтвердил позицию своей страны - Пномпень не будет подписывать никаких совместных заявлений в поддержку решения Третейского суда. Аргумент камбоджийского правительства заключался в том, что правительство Филиппин в одностороннем порядке и по собственной инициативе передало дело по ЮКМ в суд, что, как считала Камбоджа, не должно быть предметом рассмотрения на саммите АСЕАН. Явно «прокитайская» позиция Камбоджи вновь поставила в тупик попытки Ассоциации государств Юго-Восточной Азии прийти к единому заявлению. И хотя по итогам саммита в Лаосе коммюнике все же было опубликовано, но решение ППТС в нем даже не упоминалось. Правительство Камбоджи, во многом повторяя китайские тезисы о ЮКМ, заявило о недопустимости интернационализации спора в Южно-Китайском море, а вмешательство третьих сторон в конфликт, в первую очередь США, назвало дестабилизирующим. Руководство КНР неоднократно выражало

13

благодарность Камбодже за поддержку ее позиции .

Вместе с тем, руководство Камбоджи утверждает, что страна занимает нейтральную позицию и играет посредническую роль между Китаем и странами АСЕАН в споре за острова и акватории ЮКМ. Среди целей, которые преследует Камбоджа в ЮКМ, заявлены следующие:

- дальнейшая реализация Декларации 2002 г. о поведении сторон в Южно-Китайском море;

- окончательное принятие Кодекса поведения в ЮКМ (обязательного для исполнения всеми сторонами);

- необходимость урегулирования всех противоречий между КНР и другими государствами ЮКМ мирными средствами и в двухстороннем формате, не выводя спор в ЮКМ на уровень Китай-АСЕАН14.

Камбоджа последовательно придерживалась этой позиции со времени своего первого председательства в АСЕАН в 2002 г.15. Впрочем, даже такая позиция интерпретируется Вьетнамом и Филиппинами как поддержка Китая, увеличивающая его дипломатический вес на саммитах АСЕАН.

Однако такая политика Камбоджи отличается определенной двойственностью. С одной стороны, публично заявляя об исключительно двустороннем формате спора между Пекином и странами-претендентами, и блокируя резолюции саммитов АСЕАН по ЮКМ, Пномпень играет на руку КНР. С другой стороны, справедливо опасаясь еще более серьезных разногласий с АСЕАН, Камбоджа ни разу официально не поддерживала позицию Китая в её наиболее радикальной форме. Напомним, что Пекин претендовал на распространение правового статуса внутренних исторических вод, находящихся под его полным государственным суверенитетом, на большую часть акватории ЮКМ.

С большим трудом присоединившись к АСЕАН в 1999 г. (последней из 10 стран-членов АСЕАН), Камбоджа в случае дальнейшей «прокитайской» ориентации рискует стать страной-изгоем внутри Ассоциации. Опасный для Камбоджи «звоночек» уже случился после второй заблокированной резолюции АСЕАН по ЮжноКитайскому морю в 2016 году - высокопоставленный сингапурский дипломат Билахари Каусикан (ВИакап Кашгкап) публично выступил за исключение Камбоджи из АСЕАН16.

В последние годы Пномпень пытается отойти от роли китайского сателлита, официально заявляя о своем нейтралитете по проблеме ЮКМ. Руководство Камбоджи даже выступило с инициативой стать страной-медиатором в споре между Китаем и государствами - участниками спора по ЮКМ. «Камбоджа хочет выступать посредником, чтобы уменьшить напряженную атмосферу между АСЕАН и КНР, потому что мы понимаем, что никакого решения не может быть найдено без общения друг с другом», заявлял Министр

иностранных дел Камбоджи Хор Намхонг17. С этой целью налаживаются связи и на уровне военных министерств Камбоджи с Вьетнамом и Филиппинами.

Однако, учитывая рост военно-политического сотрудничества между Пномпенем и Пекином, а также зависимость Камбоджи от китайских экономических инвестиций, можно сделать вывод о сохранении Камбоджи в китайской сфере влияния по ЮКМ. Так, например, в июле 2019 г. во многих мировых СМИ появилась информация о договорённости между Китаем и Камбоджей о предоставлении КНР камбоджийской военно-морской базы Реам в Сиамском заливе (с юго-восточной стороны Сиамский залив переходит в

18

Южно-Китайское море) . База ВМС Китая в Камбодже может стать еще одним шагом в увеличении военного присутствия Пекина в Юго-Восточной Азии, а главным образом и в регионе ЮКМ.

Лаосская Народно-Демократическая Республика, с одной стороны, не является участницей спора относительно пространств и ресурсов ЮКМ, так как не имеет выхода в Мировой океан (единственное государство региона). С другой стороны, экономически слабый Лаос находится в сильной зависимости от двух других социалистических государств региона - Вьетнама и Китая. Политика лавирования между двумя основными конкурентами в ЮжноКитайском море, безусловно, накладывает свой отпечаток на позицию Лаоса по ЮКМ.

23 апреля 2016 г. министры иностранных дел Китая и Лаоса заявили, что две страны достигли консенсуса по вопросу ЮжноКитайского моря. Эта общая позиция заключалась в том, что КНР и Лаос согласились, что споры вокруг островов ЮКМ не являются проблемой между Китаем и АСЕАН и не должны влиять на развитие отношений между ними. Была подтверждена позиция, согласно которой необходимо уважать право суверенных государств самостоятельно выбирать способы разрешения споров в соответствии с международным правом. Обе страны заявили о поддержке Статьи 4 Декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море, чтобы поддерживать мир и стабильность в ЮКМ19. Китайские эксперты и СМИ, безусловно, расценивали позицию Лаоса по ЮКМ как поддержку территориальных требований Китая. В ответ генеральный секретарь АСЕАН Ле Лыонг Минь (бывший заместитель министра иностранных дел Вьетнама), а также высокопоставленные дипломаты из Сингапура и Индонезии подвергли резкой критике Лаос. Генсек АСЕАН считал, что Вьентьян не должен вести переговоры с

Пекином по вопросам ЮКМ, которые затрагивают интересы других

стран АСЕАН. Дипломаты расценили такой двухсторонний консен-

20

сус между КНР и Лаосом как шаг к разделению самой АСЕАН .

После вынесения вердикта ППТС по иску Филиппин против Китая, Лаос не изменил своей прокитайской ориентации и, фактически, поддержал китайский подход в отношении ЮКМ. 15 июля 2016 г. премьер-министр Лаоса Тхонглун Сисулит заявил, что «Лаос поддерживает позицию Китая и готов работать с Пекином для поддержания мира и стабильности в регионе Южно-Китайского моря»21.

Обвинения Лаоса со стороны государств-членов АСЕАН в прокитайской позиции по ЮКМ небеспочвенны и вполне объяснимы. Крупные китайские инвестиции в Лаос дают экономические и политические рычаги влияния на Вьентьян. Начиная с 2013 г. Китай стал крупнейшим инвестором в Лаос, потеснив Таиланд (общие инвестиции на сумму более 5 млрд долл.)22. Пекин активно разрабатывает в стране полезные ископаемые, через Лаос пройдет крупный инфраструктурный проект «Один пояс - Один путь». Ведется строительство паназиатской железной дороги, которая также пройдет через территорию Лаоса. КНР рассматривает Лаос как «ворота» в остальную часть ЮВА, а также как полезный инструмент для продвижения своих региональных политических целей.

Однако, несмотря на статус «прокитайского» государства в АСЕАН, Лаос не решается полностью поддержать все пункты китайских требований в Южно-Китайском море. Во многом это происходит из-за боязни обострения отношений с другим социалистическим государством - Вьетнамом, который также активно инвестирует в экономику Лаоса и наращивает военное сотрудничество. Дипломатии Лаоса приходится лавировать между Китаем, Вьетнамом и еще одним важным экономическим партнером - Таиландом. В 2014 г., Лаосу, будучи страной-председателем АСЕАН, удалось согласовать позиции стран-претендентов (включая Китай и Вьетнам), чтобы опубликовать совместное коммюнике Совещания министров АСЕАН. В заявлении председателя Регионального форума АСЕАН Лаос заявил, что стороны должны «добиваться мирного разрешения споров в соответствии с международным правом, включая Конвенцию ООН по морскому праву(UNCLOS) 1982 г.» . Как известно, Китай, со своей стороны, достаточно критично относится к данному международному соглашению по управлению про-

24

странствами и ресурсами Мирового океана . Этот случай - нагляд-

ная демонстрация того, что дипломатия Лаоса способна к много-векторностии, балансированию между двумя заинтересованными сторонами в ЮКМ.

В годы «холодной войны» Таиланд был членом СЕАТО (Организация Договора Юго-Восточной Азии) и одним из основных союзников США в Юго-Восточной Азии. Военно-политическое сотрудничество между двумя странами сохранилось и после 1991 г. (в 2003 г. Таиланд получил статус «основного союзника вне НАТО»). Однако после военного переворота, произошедшего в Таиланде в 2014 г., США приостановили оказание военной помощи Бангкоку.

На этом фоне серьезную борьбу за Таиланд, в качестве своего союзника, повел Китай. Согласно Декларации 1999 г. отношения между Бангкоком и Пекином рассматриваются как стратегические25. Таиланд первым получил такой статус от КНР среди стран Юго-Восточной Азии26. В последние годы Китай также активно инвестирует в экономику Таиланда - в 2014-2017 гг. объем прямых китайских инвестиций составил 937 млн долл.27. В 2018 г. Китай уже обогнал США по этому показателю, и уступает только Японии. Важным элементом китайской «мягкой силы» в Таиланде также является крупная китайская диаспора, которой принадлежит значительная часть таиландского бизнеса.

Согласно внешнеполитической доктрине, стратегическими целями внешней политики Таиланда являются обеспечение хороших отношений, как с соседними странами, так и с остальными государствами Восточной Азии, содействие миру и стабильности в регионе28. Отдельное внимание Бангкок, как один из основателей АСЕАН, уделяет продвижению и расширению организации. Официальной позиции Таиланда по Южно-Китайскому морю присуща нейтральность и желание взять на себя роль посредника между конфликтующими сторонами.

В рамках АСЕАН предусмотрен такой формат, когда каждое государство-член организации выступает в качестве координатора

29

между самой АСЕАН и партнером по диалогу сроком на три года . Главная задача координатора - выступать в роли ведущего участника переговоров АСЕАН, представляя организацию, продвигая ее интересы и поддерживая связь с партнерами по диалогу.

С июля 2012 г. Бангкок стал государством-координатором отношений между Китаем и АСЕАН и способствовал продолжению переговоров по разработке Кодекса поведения в ЮКМ. Что касается последнего, Таиланд стремился начать официальное обсуждение

Кодекса и подготовить проект соглашения в максимально возможной степени до истечения срока его полномочий в июне 2015 г.

Основные усилия в этом качестве Таиланд сконцентрировал на преодолении разногласий между сторонами конфликта в ЮжноКитайском море после провала в Пномпене-2012, когда Камбоджа заблокировала итоговую резолюцию по ЮКМ. Таиланд, как страна-координатор между Китаем и АСЕАН выработал стратегию «трех C» ('three Cs') в отношении Китая:

- построение общего сообщества (Community Building);

- взаимосвязанность (Connectivity);

- дальнейшая работа по принятию Кодекса поведения в ЮКМ

30

(Code of Conduct) .

Кроме того, Таиланд, используя свои полномочия по созыву совещаний, представил новую дискуссионную площадку, беспрецедентную в рамках диалогов АСЕАН-Китай (2012-2015 гг.). Встреча должностных лиц (ASEAN-China Senior Officials'Meeting Retreat) преследовала две цели: привлечь все вовлеченные стороны за стол переговоров, а также обеспечить сбор информации и причин, почему затрудняется принятие Кодекса поведения в ЮКМ.

В июле 2012 г. были приняты так называемые 6 принципов АСЕАН в Южно-Китайском море:

- осуществление Декларации о поведении сторон;

- необходимость скорейшего подписания Кодекса поведения в ЮКМ;

- соблюдение норм международного права;

- отказ всех стран от применения военной силы;

- дальнейшее проявление сдержанности;

31

- решимость к мирному урегулированию споров в ЮКМ .

На посту страны-координатора Таиланд активно продвигал идею миротворческой коалиции из не имеющих каких-либо право-притязаний на ЮКМ государств. 23 мая 2013 г. в ведущем англоязычном журнале Таиланда «The Nation» была опубликована статья о том, что страны АСЕАН, которые не были непосредственно вовлечены в конфликт (Таиланд, Индонезия, Сингапур) могли бы внести больший вклад в процесс урегулирования спора, поскольку проблема Южно-Китайского моря затрагивает не только безопасность и стабильность АСЕАН, но и всей западной части Тихого

32

океана . Предполагалось, что подобная коалиция могла бы более эффективно влиять на Китай и принуждать его к соблюдению Кодекса поведения в ЮКМ. В дополнение к этому, Таиланд настаивал

на возможности составления министрами иностранных дел АСЕАН собственных резолюций по ЮКМ.

Тем не менее, в январе 2013 г. Таиланд поддержал иск Филиппин к Китаю. Заместитель премьер-министра Таиланда и министр иностранных дел охарактеризовали иск как «национальную

33

твердость/решительность Филиппин» . Однако, официальная позиция таиландской дипломатии заключалась в том, что Китай и Филиппины должны решить территориальные споры вокруг Скар-боро именно на основе Кодекса поведения в ЮКМ.

За три года (2012-2015 гг.) нахождения на посту страны-координатора отношений между Китаем и АСЕАН, Таиланд проделал серьезную миротворческую работу. Бангкок поддерживал общую позицию АСЕАН - мирное разрешение спора в ЮКМ на основе международного права, сохранение мира и безопасности судоходства, а также скорейшего принятия Кодекса поведения сторон. В тоже время, многие посреднические и миротворческие усилия Таиланда остались нереализованными.

В последние годы Таиланд продолжает сохранять нейтралитет в споре за ЮКМ, однако после прихода к власти военных в 2014 г., стало заметным сближение позиций Китая и Таиланда. В феврале 2019 г. министры иностранных дел обеих стран заявили об общем видении ситуации в Южно-Китайском море. Они положительно оценили текущую ситуацию в ЮКМ и договорились продолжить разрешение споров путем мирных консультаций и переговоров. Будучи участниками Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Китай и Таиланд пообещали совместно защищать свободу судоходства и полетов в Южно-Китайском море. Также тайская сторона высоко оценила вклад Китая в завершение консультаций по Кодексу поведения в ЮКМ и его готовность работать с другими странами АСЕАН, чтобы внести свой вклад в региональное и международное

34

сотрудничество34.

Очевидно, что подобные заявления Таиланда могут быть восприняты противоречиво. С одной стороны, заметны усилия Бангкока сохранить партнерские отношения с Китаем и продолжать поддерживать имидж страны-миротворца в конфликте вокруг ЮКМ. С другой стороны, таиландские выступления в поддержку «свободы судоходства и полетов в ЮКМ совместно с КНР» неизбежно вызывают болезненную реакцию США. Именно в нарушении свободы судоходства в Южно-Китайском море Соединенные Штаты на про-

тяжении долгого времени обвиняют Китай, инициируя практически

35

ежегодно те или иные мероприятия в рамках программы FON .

Несмотря на то, что Мьянма не имеет никаких правопритяза-ний в Южно-Китайском море, это государство явно заинтересовано в безопасном морском сообщении, связывающем Юго-Восточную Азию и Индийский океан (и, в первую очередь, через ЮКМ и Ма-лаккский пролив). Особенно важно это стало для Мьянмы в последние годы, после частичного снятия санкций и увеличения торговых отношений со странами Запада.

Став членом АСЕАН в 1997 г., руководство Мьянмы неизменно поддерживало консенсус Ассоциации по Южно-Китайскому морю. В 2002 г. Мьянма поддержала Декларацию о поведении сторон в ЮКМ, подписанную между АСЕАН и Китаем. Даже после некоторого политического сближения Мьянмы и КНР, и на фоне резко ухудшавшихся американо-мьянманских отношений при Джордже Буше-мл., правительство Тан Шве не подрывало общую принципиальную позицию АСЕАН по ЮКМ.

Хотя, в то же самое время Мьянма не поддерживает и позиции Филиппин и Вьетнама относительно их суверенитета над островами и акваториями в ЮКМ. Во многом это связано с внешнеполитической доктриной неприсоединения и нейтралитета, на протяжении многих лет являющейся основной стратегией Мьянмы на международной арене. Несмотря на авторитарный режим военной хунты, установившийся в Мьянме, режим Тан Шве остался верен этой внешнеполитической линии.

В 2014 г. Мьянма, будучи впервые страной-председателем АСЕАН, столкнулась с сильным давлением со стороны Китая. Высказывались опасения, что Мьянма может повторить позицию Камбоджи двухлетней давности и заблокировать совместную итоговую

36

резолюцию, касающуюся Южно-Китайского моря . Однако властям Мьянмы удалось сохранить нейтралитет - коммюнике было опубликовано, а Мьянма, как страна-председатель выступила с заявлением о «серьёзной обеспокоенности» по поводу обострения ситуации в ЮКМ. Она настоятельно призвала решать споры в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Интересно, что в 2012 г., Мьянма не была против даже первоначального проекта коммюнике, который был абсолютно неприемлем для Китая, и, как мы уже упоминали выше, заблокирован Камбоджей37.

До 2016 г. Мьянма практически не высказывалась публично о проблеме Южно-Китайского моря. Молчание было прервано 13

июля 2016 г., на следующий день после вердикта ППТС. МИД Мьянмы в своем заявлении призвал все стороны соблюдать сдержанность и воздерживаться от угроз и применения силы. Мьянма подчеркнула, что, несмотря на то, что Китай отказывается признавать решение суда, она остается привержена принципу верховенства права, в том числе в отношениях между странами. «Мьянма продолжит работать с государствами-членами АСЕАН и Китаем в целях полного и эффективного осуществления консенсуса на основе Декларации о поведении сторон в ЮКМ и скорейшего заключе-

38

ния Кодекса поведения», - говорилось в заявлении . Представитель департамента АСЕАН в составе МИД Мьянмы отмечал, что страна отдает приоритет дипломатическому урегулированию конфликта в ЮКМ. Несмотря на то, что Мьянма не является страной-претендентом, ее заявление вызвало положительную реакцию внутри АСЕАН.

В последние годы проблема ЮКМ несколько ушла на второй план во внешней политике Мьянмы. Официальные лица заявляют о поддержке Декларации 2002 г. и недопустимости применения вооруженной силы в акватории ЮКМ.

***

Ситуация в Южно-Китайском море остается нестабильной. Пекин после проигрыша в ППТС в 2016 г. изменил стратегию и перешел к активной наступательной политике в ЮКМ. Продолжается китайская программа наращивания искусственных островов, с формированием на них элементов ПВО, построением взлетно-

39

посадочных полос и размещением китайских военных самолетов39. Как отмечает отечественный специалист Д.В. Мосяков, в связи с активным вмешательством США в конфликт в ЮКМ, произошел «переход конфликта регионального в конфликт глобальный»40. Стороны так и не пришли к выполнению Кодекса поведения в ЮКМ, а страны-участницы конфликта проводят планомерную ми-

41

литаризацию данной акватории .

На примере Камбоджи, Лаоса, Таиланда и Мьянмы заметно, как неоднородна позиция стран АСЕАН, даже не являющихся претендентами на спорные территории в ЮКМ. С одной стороны, все рассматриваемые страны официально поддерживают Декларацию о поведении сторон в Южно-Китайском море 2002 г., заявляют о необходимости скорейшего принятия Кодекса поведения сторон в ЮКМ. Все четыре страны поддержали т.н. «6 принципов АСЕАН в ЮКМ», подписанные в 2012 г. Все четыре страны отвергают силу,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

как инструмент решения спора в ЮКМ. С другой стороны, Лаос и Камбоджа выступают за исключительно двусторонний формат урегулирования (Китай против Филиппин или Вьетнама), а Таиланд высказывается за обсуждение проблемы ЮКМ на саммитах АСЕАН.

Камбоджа и Лаос публично выражали поддержку китайской позиции в ЮКМ, что привело к серьезным разногласиям внутри АСЕАН. Очевидно, что Китай прилагает большие усилия, чтобы обеспечить себе «лобби» внутри АСЕАН и воздействовать на принятие внешнеполитических решений по Южно-Китайскому морю. Внутри АСЕАН, где итоговые совместные резолюции принимаются консенсусом, Пекину достаточно даже одного союзника, чтобы неугодная резолюция по ЮКМ не была принята. С приходом к власти Си Цзиньпина Пекин проводит т.н. «сопредельную дипломатию», повышая свое внимание к развитию взаимодействия со странами

42

региона . КНР использует экономические инвестиции, двухстороннее военно-политическое партнерство, «мягкую силу», как инструмент воздействия на местные элиты. В наибольшей степени это проявилось с Камбоджей и Лаосом, экономически слабыми странами, фактически зависимыми от китайской помощи. Обе страны неоднократно поддерживали позицию Китая по ЮКМ, в том числе и внутри АСЕАН. Таиланд и Мьянма, публично объявляя нейтралитет, также сталкиваются с серьезным давлением со стороны Китая, которое, вероятно, только будет усиливаться.

США, в свою очередь, очевидно, не намерены мириться с нарастающим военно-политическим влиянием Китая. Четырехсторонний диалог по вопросам безопасности (QSD, Quad) с участием США, Австралии, Японии и Индии явно создавался для сдерживания Китая, в том числе и в акватории ЮКМ. Со странами АСЕАН, с которыми у США нет союзнических договоров, Вашингтон проводит политику т.н. расширенной двусторонности. Основная задача -на базе двусторонних альянсов со странами ЮВА формировать широкие инициативы сотрудничества, делая акцент не на противостоянии, а общности угроз43. Этой политикой обуславливаются, например, и нарастающие в последние годы контакты США с Мьянмой и Лаосом, странами, с которыми Вашингтон исторически не имел тесных партнерских отношений.

1 Фу Ин, У Шицунь. Обстановка в Южно-Китайском море и спор вокруг архипелага Наньша: историческая ретроспектива и актуальные соображения // Проблемы Дальнего Востока, №6, 2016. С.36-54.

2 Гудев П., Мишин И. Южно-Китайское море: второй фронт американо-китайского противостояния // РСМД. 27.06.2019. URL:

https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/yuzhno-kitayskoe-more-vtoroy-front-amerikano-kitayskogo-protivostoyaniya/

о

Cambodia's Hun Sen has an important election backer: China // Reuters. 28.07.2018 URL: https://www.reuters.com/article/us-cambodia-election-china/cambodias-hun-sen-has-an-important-election-backer-china-idUSKBN1KI01U?il=0

4 Локшин Г. Южно-Китайское море: трудный поиск согласия. М.: ИДВ РАН, 2013. С. 187.

5 Lim A. Sino-Cambodian Relations: Recent Economic and Military Cooperation. Eurasia Review. 30.06.2015 URL: https://www.eurasiareview.com/30062015-sino-cambodian-relations-recent-economic-and-military-cooperation-analysis/

6 China and Cambodia Hold Their Biggest Military Exercise Yet // The Diplomat. 21.03.2019. URL: https://thediplomat.com/2019/03/china-and-cambodia-hold-their-biggest-military-exercise-yet/

n

См.напр.: Ciorciari J. China and Cambodia: Patron and Client? International Policy Center Working Paper № 121. Gerald R. Ford School of Public Policy, University of Michigan. 14.06.2013.

о

8 ASEAN Nations Fail to Reach Agreement on South China Sea // BBC News. 13.07.2012. URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-18825148

9 See Prime Minister Hun Sens Remarks at the Graduation Ceremony of the Royal School of Administration, in Phnom Penh, on 20 June 2016. URL: http://cnv.org.kh/selected-impromptu-comments-graduation-ceremony-royal-school-administration-unofficial-translation/thol/

10 Канаев Е. Проблема Южно-Китайского моря // Дисбалансы транстихоокеанского пространства / Под ред. В.В. Михеева, В.Г. Швыдко; ИМЭМО РАН. -М.: Магистр, 2014. С.72.

11 Wang Yi Talks about China's Four-Point Consensus on South China Sea Issue with Brunei, Cambodia and Laos // The Ministry of Foreign Affairs of the People's

Republic of China. 23.04.2016.

12

The South China Sea Arbitration (The Republic of the Philippines vs. The People's Republic of China). The Hague, 12 July 2016. The Tribunal Renders Its Reward.

13 South China Sea: ASEAN Avoids Mention of China Ruling // BBC. 25.07.2016. URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-36878995

14 Var V. Cambodia's Strategic and Security Situation and Prospects: Implications for Defense Policy // Security Outlook of the Asia Pacific Countries and Its Implications for the Defense Sector. The National Institute for Defense Studies. P. 20

15 Var V. Cambodia Looks for Middle Ground in the South China Sea // East Asia Forum. 20.06.2015. URL: https://www.eastasiaforum.org/2015/06/20/cambodia-looks-for-middle-ground-in-the-south-china-sea/

16 Why Cambodia is Portrayed as the Thorn in ASEAN's Side // ABC-CBN News. 26.07.2016. URL: https://news.abs-cbn.com/overseas/07/26/16/why-cambodia-is-portrayed-as-the-thorn-in-aseans-side

17

Cambodia Seeks Role as Mediator between ASEAN, China // VOACambodia.

22.07.2015. URL: https://www.voacambodia.com/a/cambodia-seeks-role-as-

mediator-between-asean-china/2873352.html

18

Deal for Naval Outpost in Cambodia Furthers Chinas Quest for Military Network // The Wall Street Journal. 22.07.2019. URL:

https://www.wsj.com/articles/secret-deal-for-chinese-naval-outpost-in-cambodia-raises-u-s-fears-of-beijings-ambitions-11563732482

19 Wang Yi: China and Laos Reach Consensus on South China Sea Issue and China Appreciates Laos 'Objective and Fair Stance. The Ministry of Foreign Affairs of the

People's Republic of China 23.04.2016.

20

Laos Strikes Careful Balance on South China Sea Disputes as ASEAN Chair // The Global Times.04.05.2016. URL:

http://www.globaltime s.cn/content/981392.shtml

21

China Says Laos Supports It on South China Sea Case // Jakarta Globe.

15.07.2016. URL: https://jakartaglobe.id/context/china-says-laos-supports-south-

china-sea-case/

22

China Becomes Largest Investor in Laos // The Economist. 15.11.2013. URL: http://country.eiu.com/article.aspx?articleid= 1171209901&Country=Laos&topic=P olitics&subtopic=Forecast&subsubtopic=International+relations&u=1&pid= 215906005&oid=215906005&uid=1

23

Cho Y. Laos Showing Off Some Diplomatic Skills // Nikkei Asian Review. 14.08.2016.

24 См. напр.: Гудев П. Политика Китая и международное морское право // Ежегодник СИПРИ 2016 «Вооружения, разоружение и международная безопасность». Под ред. А.А. Дынкина, А.Г.Арбатова, В.Г. Барановского. - М.: ИМЭМО РАН, 2017. С. 969- 970; Keyuan Zou. China's Maritime Legal System and the Law of the Sea. Brill, Leiden: Martinus Nijhoff Publishers, 2005. P. 60-69.

25 Text of Sino-Thai Joint Statement // Xinbua, 05.02.1999.

26 Storey I. China's Bilateral Defense Diplomacy in Southeast Asia // Asian Security. Vol. 8, № 2, 2012. P. 294.

27 Власов Н. Современная политика Китайской Народной Республики в Юго-

Восточной Азии // Вестник МГИМО-Университета. 2015. С.62.

28

Vision and Mission of Foreign Policy. Ministry of Foreign Affairs of the Kingdom of Thailand. URL: http://www.mfa.go.th/main/en/policy

29

Партнерами по диалогу АСЕАН являются: Австралия, ЕС, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Россия, США, Южная Корея, Япония. Например, Вьетнам исполнял функции координатора между АСЕАН и Китаем с июля 2009 по июнь 2012 гг.

30

Pitakdumrongkit K. Coordinating the South China Sea Issue: Thailand's Roles in the Code of Conduct Development // International Relations of the Asia-Pacific. April 2015.

31 Statement of the ASEAN Foreign Ministers. 20.07.2012.

32

Цит.по: Thailand and the South China Sea Issue // BienDong.31.12.2013. URL: http://www.southchinasea.com/analysis/593-thailand-and-the-south-china-sea-issue.html

33

Thailand and the South China Sea Issue...

34 China, Thailand to Jointly Maintain the Freedom of Navigation and Over-Flight in South China Sea // CGTN. 16.02.2019. URL:

https://news.cgtn.com/news/3d3d414d344d7a4e32457a6333566d54/index.html

35

Гудев П. Свобода судоходства: прошлое, настоящее и будущее // «14 Пунктов Вильсона сто лет спустя: Как переизобрести мировой порядок. М., 2018. С. 43-50.

36 Credo P. Jeremie. Myanmar's ASEAN Leadership: Progress on the South China Sea // Foreign Service Institute. 07.09.2014.

37

Haacke J. Myanmar and Maritime Security // The Asan Forum. 22.02.2016. URL: http://www.theasanforum.org/myanmar-and-maritime-security/#3

38

Myanmar's Statement on the Award of the Arbitral Tribunal on the South China Sea under Annexure VII of UNCLOS. 13.07.2016.

39

39 Локшин Г. Напряженность в Южно-Китайском море сохраняется // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Том II, №3 (40), 2018. С. 26.

40 Мосяков Д. Новое качество конфликта в Южно-Китайском море // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Выпуск XXXVI. № 36, 2017. С. 6.

41 Губин А. Военная многополярность в Южно-Китайском море // РСМД. 01.07.2015. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/voennaya-mnogopolyarnost-v-yuzhno-kitayskom-more/

42

42 Ломанов А. Новые концепции китайской внешней политики // Азия и Африка сегодня. №12, 2017. С.12.

43 Канаев Е. Взаимодействие США с АСЕАН по проблеме Южно-Китайского моря // Россия и АТР, 2018. С.101-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.