Научная статья на тему '"между кочек живущая женщина" в культуре обских угров'

"между кочек живущая женщина" в культуре обских угров Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБСКИЕ УГРЫ / ЛЯГУШКА / ЗООМОРФНАЯ ИПОСТАСЬ / МИС-КУТ-ИМИ / НАВЫРТ-НЭ / НЯРС-НАЙ-ЭКВА / ПОРЫХПАН-ЭКА / НУМИ-ТОРУМ / КАТТАСЬ-ИМИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кашлатова Любовь Васильевна

Следует особо отметить, что внешнему облику духа обские угры придавали большое значение. Это проводилось с той целью, чтобы можно было по внешнему признаку различать друг от друга множества создаваемых духов-покровителей. В этих целях за каждым духом-покровителем закрепляется определённое символическое изображение. В статье рассматривается представление о лягушке в традиционных воззрениях обских угров. Описаны локальные территории поклонения, функции, изображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"между кочек живущая женщина" в культуре обских угров»

«Между кочек живущая женщина» в культуре обских угров

Кашлатова Любовь Васильевна,

кандидат культурологии, начальник Березовского филиала Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, kashlatovalv@mail.ru

Следует особо отметить, что внешнему облику духа обские угры придавали большое значение. Это проводилось с той целью, чтобы можно было по внешнему признаку различать друг от друга множества создаваемых духов-покровителей. В этих целях за каждым духом-покровителем закрепляется определённое символическое изображение. В статье рассматривается представление о лягушке в традиционных воззрениях обских угров. Описаны локальные территории поклонения, функции, изображения.

Ключевые слова: обские угры, лягушка, зооморфная ипостась, Мис-Кут-Ими, Навырт-Нэ, Нярс-Най-Эква, Порыхпан-Эка, Нуми-Торум, Каттась-Ими

со

П

< е

0

сч

см

01

Изучение традиционного мировоззрения обско-угорских народов занимает особое место в этнографии. Термин «обско-угорские народы» или «обские угры» используется для обозначения двух близкородственных народов - ханты и манси, населяющих бассейн Оби в Западной Сибири. Первые сведения о племенах, к которым относятся обско-угорские народы, относятся к XI веку в «Повести временных лет». К планомерному изучению духовной и материальной культуре обских угров приступили в XVIII веке. За двести с лишним лет в науке накоплен значительный материал по языкознанию, лингвистике, религии, фольклору, социальному устройству, родовому строю и обрядовой деятельности обско-угорского общества.

Существенный вклад в изучение религии и традиционного мировоззрения народов Западной Сибири внес финский ученый К.Ф Карьялайнен, опубликовавший три тома в 1921, 1922, 1927 гг., на русском языке они были выпущены в 1994-1996 гг. в переводе Н.В. Лукиной. Изучение религиозных воззрений посвятили свои работы и другие ученые и по выражению Н.В. Лукиной «Вера в духов или анимизм, пронизывает всю религиозную систему обских угров. Поражает число этих духов, сложная система их взаимоотношений . Следует отметить, что они живут везде, где поселился или ходит за добычей человек» [1, 14-17].

В данной статье пойдет речь о женской богине, зооморфная ипостась которой Мис-Кут-Ими 'Между кочек живущая женщина', другие её названия Навырты-Нэ 'Прыгающая женщина' (хант.), Нярс-Най-Эква 'Румяная богиня-женщина' (манс.), Савырки 'Лягушка, жаба' (вост.х.) - в образе лягушки. Обские угры её очень почитают, она считается священным животным, детям не разрешается трогать, ловить и мучать лягушку. Если кто-либо случайно наступил на лягушку или убил её, необходимо было завернуть тело в «чистый арсын» и положить на пень [2, 80].

Территориальную группу северных манси нередко именуют нярас махум 'лягушки-народ' [3, 104]. Здесь особо почитают лягушку Нярс-Най-Эква 'румяная женщина', здесь она наиболее крупное божество [4, 64]. По мнению Е.И. Ром-бандеевой «она сама, по-видимому, тоже была 'румяной героиней', поэтому и называют её Нярс-Най-Эква [5, 57]. Она считается хозяйкой дорогих пушных зверей - соболя, горностая, бобров, выдры, хозяйкой лосей и иных богатств. Это героиня-покровительница славится тем, что дала сильное потомство, её дети-потомки всегда были красно-

щёкими. Нярс-Най-Экве приписывается способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды [6, 91].

По преданиям Нярс-Най-Эква приходится сестрой Ханглас-Най-Эква 'Великая женщина Хангла-сам', которая почитается на Сосьве, там же хранится её изображение, а владения её простираются в верховьях Сосьвы, начиная вверх по течению от деревни Нильдино Березовского района. Здесь она считается предком, покровительницей. По сведениям В.Н. Чернецова «Ханглас-Най-Эква считалась одной из дочерей Нуми-Торума, но чаще упоминалась как старшая сестра Тайт-Котиль-Ойки 'Хозяина-Середины-Сосьвы'. У неё было семь дочерей, три из которых жили на Оби. Иногда её называли Нярс-Най-Эква или Порых-пан-Эква (манс.) 'лягушка'» [7, 96]. Изображение лягушки из дерева и мха в рост человека, в женской одежде и украшенную в парчу нашли исследователи мансийских святилищ И.Н. Гемуев и А.В. Бауло в юртах Хангласам [8, 75].

Почитание лягушки прослеживается и у усть-казымских хантов. В деревне Тугияны Белоярского района на берегу Лягушачьего озера Тым-Кут-Ики находится священное место Хартс. Здесь почитают богиню Наварт-Нынг 'Женщину-Лягушку' (хант.), хранителями священного места является род Гришкиных [4, 44, 45]. В д. Пашторы Белоярского района тоже почитают лягушку. В легенде говорится о том, как один из жителей поехал зимой на охоту. Вдруг видит, что прямо по лыжне прыгает живая лягушка. Он привез её домой и с тех пор держит шкурку в одном из сундуков [4, 61].

В фольклорных текстах с лягушкой связывается представление о счастье, изобилии. Изображение лягушки встречается в орнаменте у хантов и манси в виде ромба с крючком [9, 216]. Чаще всего встречается на женских мешках для одежды и на тучангах 'мешок для рукоделия'. В изображениях лягушки подчеркивались женские черты, и она нередко понималась как прародительница людей.

Богиню в образе лягушки почитают ханты с реки Вогулка. Их местный дух Пашит-Ими Женщина по имени Пашит' имеет зооморфную ипостась лягушки, священное место находится в деревне Большие Шоганы Березовского района [ПМА 2007]. Почти у всех жителей реки Вогулка найдены изображения богини Пашит-Ими в виде резиновых лягушек, берестяных фигурок лягушек и множества ракушек. Как пишет А.В. Бауло «Березовские ханты относят их (ракушки) к святым вещам .... и считают, что в раковине рождается лягушки и посылает её людям» [4, 16, 76].

Наряду с рукотворными изображениями домашних духов бытуют случайно обнаруженные, необычные предметы - изделия древнего бронзо-литейного производства, наконечники стрел, необычной формы камни. Найденные предметы как бы сами «явились» в семью и, по словам информаторов, их необходимо почитать. Р.К. Бардина пишет, что в Вежакарах жила семья Партановых, которые почитали женского духа-покровителя Ня-рас-Най-Эку 'Лягушка-женщина'. В их семье есть

предание, в котором говорится о том, как лягушка стала семейным духом-покровителем. «В один из мартовских дней, когда стало припекать солнце, дед Партанов вышел из дома и видит - перед входом на снегу сидит большая лягушка. Дед подумал и решил, что это определённый знак - Нярас-Най-Эка явилась к ним и хочет быть семейным духом-покровителем. Дед подобрал её, сделал из неё мумию и поместил в отдельный ящик. Так в семье Партановых стали почитать духа-покровителя Ня-рас-Най-Эку» [10, 75, 76]. Анализируя фольклорные тексты, автор заметила, что подобные легенды встречаются на всех территориях проживания хантов и манси.

По мнению А.В. Бауло, «наиболее часто обращались к образу лягушки в Нижнем Приобье, культ которой был в этих местах чрезвычайно распространён. Её почитали в Куновате и в Шишингах. В этих местах, в святом сундуке, хранили изображение лягушки или её шкурки. Преподносили ей угощение перед началом промысловых сезонов и по праздникам» [4, 76].

Восточные ханты богиню в образе лягушки называли Савырки. У васьюганских хантов есть поверье, что «молодой мужчина якобы мог «присушить» понравившуюся ему женщину, пришив косточку лягушки к рукаву своей одежды и при первом удобном случае как бы нечаянно прикоснувшись к женщине» [6, 91].

В своих исследованиях Е.П. Мартынова выводит, что Калтащ-Анки в ипостаси лягушки почиталась всеми хантами [2, 80]. О том, что функции лягушки в мифологии хантов близки функциям Каттась заметила З.П. Соколова, которая описала культ лягушки у обских угров [11]. Она заметила, что к лягушке обращались с теми же просьбами и даже с теми же подарками, что и к Каттась. З.П. Соколова также считает, что лягушка была не семейным, а скорее, поселковым духом-покровителем в Шишингах [11, 143154]. А также она считает, что лягушка в начале нашего столетия была семейным или домашним духом-покровителем у отдельных групп хантов [12, 526].

Лягушке приписывали магические свойства привораживания в любви, охранительные функции во время родов, способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды [6, 91]. Её изображению дарили платки после рождения ребёнка. В схеме мирового древа или космологических зон лягушка (вместе с другими хтоническими животными) была приурочена соответственно к корням и к нижнему миру, прежде всего к подземным водам.

Как отмечал В.Н. Топоров: «Лягушка выступает в функции тотемного животного. Она несет положительную функцию, так как связана с плодородием, землей, женской производящей силой» [13, 84]. У обских угров её почитали члены фратрии Мось [14, 15]. Неудивительно, что её (лягушки) изображение нашли многие ученые в священных вещах у почитаемых групп манси и хантов [15, 216], [16, 75], [4, 16].

П m

Т

Исследователи предполагают, в прошлом это был фратриальный культ, ставший впоследствии культом генеалогических групп, принадлежавших к фратрии Мось. На стадии культа предков генеалогических групп изображение лягушки стало играть, вероятно, роль «вместилища души-имени», отсюда впоследствии и особая роль, которую придавали ханты изображению лягушки или самой лягушке при родах и в свадебном обряде [12, 521-526].

Таким образом, представление о «между кочек живущей женщине» (о лягушке) распространены повсеместно среди многих локальных групп ханты и манси. Это одно из наиболее крупных женских божеств, почитаемых обскими уграми. Почти в каждой семье имеются легенды, в которых говорится о том, как она стала тотемным животным какого-нибудь рода или семейным духом-покровителем. На каждой территории проживания обских угров богиня в образе лягушки имеет определенные функции, но особенно они проявляются в обряде рождения, через которые лягушка близка с функциями богини Каттась.

Литература

1. Мифы, предания, сказки хантов и манси. Пер. с хантыйского, мансийского, немецкого языков. Сост., предис. и примеч. Н.В. Лукиной, под редакцией Е.С. Новак. - М.: Наука. 1990. - 568 с.

2. Мартынова Е.П. Образ Калтащ-Анки в религиозной традиции хантов. / Е.П. Мартынова. // Модель в культурологии Сибири и Севера. Екатеринбург. 1992 г. с. 74-84.

3. Мифология манси / Под редакцией И.Н. Ге-муева. - Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2001. - 196 с.

4. Бауло А.В. Культовая атрибутика Березовских хантов. / А.В. Бауло. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2002. -92 с.

5. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов) / Е.И. Ромбандеева. - Сургут: АИИК «Северный дом» и Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1993. - 208 с.

6. Знакомьтесь: ханты. - Новосибирск: «Наука». Сибирское издательская фирма, 1992. - 136 с.

7. Источники по этнографии Западной Сибири -Томск: Изд-во Том. ун-та. 1987. - с. 284.

8. Гемуев, И.Н., Бауло, А.В. Небесный всадник. Жертвенные покрывала манси и хантов / И.Н. Гемуев, А.В. Бауло. - Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2001. - 160 с.

9. Мифология хантов / В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, Т.А. Молданов, Т.А. Молданова. - Томск: Изд-во Том. ун-та. 2000. - 310 с.

со 10. Бардина, Р.К. Угорское население Ниж-< несосьвинского Приобья (XVIII -XXI века) / Р.К. ■Г Бардина. - Новосибирск: Издательство СО РАН, £ 2011. - 291 с.

® 11. Соколова, З.П. Находки в Шишингах (культ

2 лягушки и угорская проблема) / З.П. Соколова. // 2 СЭ. 1975. № 6. - С. 143-154.

12. Ханты и манси: взгляд из XX века. / Соколова З.П. М., 2009. 756 с. 69 п.л.

13. Топоров В.Н. К индоиранскому влиянию в финно-угорской мифологии / В.Н. Топоров. // Финно-угорские народы и Восток. - Тарту, 1975. - 7276 с.

14. Соколова, З.П. Общее и особенное в религии народов Сибири (конец XIX- начало XX вв.) / З.П. Соколова. // Традиционные ритуалы и верования . Ч.1. - М.4. 1995. - с.7-35.

15. Соколова, З.П. Пережитки религиозных верований у обских угров / З.П. Соколова. // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале XX века / Сборник музея антропологии и этнографии. Т. XXVII. ЛО. - Ленинград 1971. - с. 211-238.

16. Гемуев, И.Н., Бауло, А.В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы / И.Н. Гемуев, А.В. Бауло. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1999. - 240 с.

"Between hummocks living woman" in the culture the Ob Ugri-ans

Kalachova L.V.

Ob-Ugric Institute of applied research and development It should be particularly noted that the outward appearance of the spirit of the Ob Ugric peoples have attached great importance. This was carried out with the intention that it was possible on the basis of appearance to distinguish from each other many created spirits-patrons. For these purposes, each the guardian spirit is assigned a certain symbolic image. The article discusses the idea of the frog in the traditional beliefs of the Ob Ugri-ans. Describes the local site of worship, features, images. Key words: Ob Ugrians, frog, zoomorphic hypostasis, MIS-Kut-Them, Navert-Ne, NARS Nai Equus, Porexpan-ECA, numi-Torum, Kattas Them References

1. Myths, legends, fairy tales by Khanty and Mansi. The lane from

the Khanty, Mansi, German languages. Сост., предис. and примеч. N.V. Lukina, under edition E.S. Novak. - M.: Science. 1990. - 568 pages.

2. Martynova E.P. Kaltashch-Anka's image in religious tradition of

Khanty. / E.P. Martynova.//Model in cultural science of Siberia and the North. Yekaterinburg. 1992 of page 74-84.

3. Mythology of Mansi / Under I.N. Gemuyev's edition. - Novosi-

birsk: Publishing house of Institute of archeology and ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science, 2001. - 196 pages.

4. A.V. trunk. Cult attributes of Berezovsky of Khanty. / A.V. Baulo.

- Novosibirsk: Publishing house Ying-that archeology and ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science, 2002. - 92 pages.

5. Rombandeeva E.I. History of the people of Mansi (Voguls) and

his spiritual culture (according to folklore and ceremonies) / E.I. Rombandeeva. - Surgut: AIIK "Northern House" and North Siberian regional book publishing house, 1993. - 208 pages.

6. Get acquainted: Khanty. - Novosibirsk: "Science". Siberian book-

publishing firm, 1992. - 136 pages.

7. Sources on ethnography of Western Siberia - Tomsk: Publishing

house Tom. un-that. 1987. - page 284.

8. Gemuyev, I.N., Baulo, A.V. Heavenly rider. Sacrificial covers of

Mansi and Khanty / I.N. Gemuyev, A.V. Baulo. - Novosibirsk: Publishing house of Institute of archeology and ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science, 2001.

- 160 pages.

9. Mythology of Khanty / V.M. Kulemzin, N.V. Lukina, T.A. Mol-

danov, T.A. Moldanova. - Tomsk: Publishing house Tom. un-that. 2000. - 310 pages.

10. Bardina, R.K. Ugrian population of Nizhnesosvinsky Priobye (XVIII -XXI century) / R.K. Bardina. - Novosibirsk: Siberian Branch of the Russian Academy of Science publishing house, 2011. - 291 pages.

11. Sokolova, Z.P. Nakhodki in Shishingakh (a cult of a frog and an Ugrian problem) / Z.P. Sokolova.//SE. 1975. No. 6. - P. 143-154.

12. Khanty and Mansi: a look from the 20th century. / Sokolova Z.P. M., 2009. 756th page 69 of the item of l.

13. Toporov V.N. To the Indo-Iranian influence in Finno-Ugric mythology / V.N. Toporov.//Finno-Ugric people and East. - Tartu, 1975. - 72-76 pages.

14. Sokolova, Z.P. Obshchey and special in religion of the people of Siberia (the end of XIX-the beginning of the 20th centuries) / Z.P. Sokolova.//Traditional rituals and beliefs. P.1. - M.4. 1995. - page 7-35.

15. Sokolova, Z.P. Remnants of religious beliefs at the Ob ugr / Z.P. Sokolova.//Religious representations and ceremonies of the people of Siberia in XIX - the beginning of the 20th century / Collection of Museum of Anthropology and Ethnography. T. XXVII. Leningrad Region. - Leningrad 1971. - page 211-238.

16. Gemuyev, I.N., Baulo, A.V. Sanctuaries of Mansi of upper courses of North Sosva / I.N. Gemuyev, A.V. Baulo. - Novosibirsk: Publishing house Ying-that archeology and ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science, 1999. - 240 pages.

n m

T

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.