Научная статья на тему 'Кукушка-девица из юрт проточных (о локальных особенностях одежды духов-покровителей обских манси в XIX - начале XX В. )'

Кукушка-девица из юрт проточных (о локальных особенностях одежды духов-покровителей обских манси в XIX - начале XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
339
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЖЕНИЕ ДУХА-ПОКРОВИТЕЛЯ / ОДЕЖДА ДУХА-ПОКРОВИТЕЛЯ / САКРАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ / ИЗОБРАЖЕНИЕ КУКУШКИ / РЕЛИГИЯ / КУЛЬТ / ОБРЯДЫ / МАНСИ / НАРОДЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ СИБИРИ / IMAGE OF THE GUARDIAN SPIRIT / CLOTHES OF THE GUARDIAN SPIRIT / SACRED SYMBOLS / IMAGE OF THE CUCKOO / RELIGION / CULT / RITUALS / MANSI / PEOPLES OF NORTH-WEST SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богордаева Аксана Александровна

Статья посвящена изучению изображения женского духа-покровителя в образе кукушки. Оно бытовало в одном из поселений обских манси в XIX начале XX в. Долгое время изображение считалось утерянным, а было обнаружено автором в музейном хранилище. Приводится его подробное описание с целью определения особенностей костюма. На основе сравнительно-типологического метода проанализированы материал, покрой, украшения и другие его специфические признаки. Исследование показало, что костюм духа-покровителя Кукушки-девицы состоит из традиционного для обских манси комплекта одежды. Обычно он включает рубаху-платье, халат и платок. В данном случае на деревянную скульптуру в виде птицы надеты две рубахи, пять халатов и три платка. Халаты и рубахи сшиты вручную и имеют традиционный для обских манси крой. Состав и покрой костюмного комплекса изображения Кукушки-девицы отражает особенности женской одежды обских манси, среднеобских и северных (березовских и казымских) хантов конца XIX XX в. При этом на халатах и рубахах Кукушки-девицы полностью отсутствуют характерные для женской одежды этих групп хантов и манси украшения: вышивка цветными нитками и бисером, аппликация. В то же время имеется другой присущий ей признак прикрепленная тем или иным способом монета. Предполагается, что эти две особенности одежды отсутствие орнамента и наличие монет связаны с сакральной символикой и призваны подчеркнуть особый статус этого изображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is aimed to study images of a female guardian spirit in the form of a cuckoo. It existed in one of the settlements of the Ob Mansi in the XIX early XX century. The image had been considered lost for a long time, and it was discovered by the author in a museum archive. The article provides its detailed description to determine features of the costume. Based on the comparative typological method, the material, cut, ornaments and other specific features are analyzed. It was found out that the costume of Cuckoo maiden guardian spirit consists of a traditional clothing set of the Ob Mansi. It usually includes a gown shirt, a robe and a kerchief. In the case under consideration, a wooden sculpture in the form of a bird is dressed in two shirts, five robes and three kerchiefs. The robes and shirts are sewn by hand and have a traditional Mansi cut. The composition and the cut of the costume set of Cuckoo maiden image reflects the features of the women's clothing of the Ob Mansi, of the Middle Ob and Northern (Berezovo and Kazym) Khanty of the late XIX and XX centuries. At the same time, such adornments typical of the women's clothes of these Mansi and Khanty groups as embroidery with beads, coloured threads and applied ornaments are not represented on the robes and shirts of Cuckoo maiden. But the clothes have another inherent characteristic which is a coin attached to them in some way. It is assumed that these two features of the clothes, the lack of ornamentation and the presence of coins, are sacred symbols which aim at emphasizing a special status of this image.

Текст научной работы на тему «Кукушка-девица из юрт проточных (о локальных особенностях одежды духов-покровителей обских манси в XIX - начале XX В. )»

А.А. Богордаева

ФИЦ Тюменский научный центр СО РАН ул. Малыгина, 86, Тюмень, 625026 Е-mail: [email protected]

КУКУШКА-ДЕВИЦА ИЗ ЮРТ ПРОТОЧНЫХ (О ЛОКАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОДЕЖДЫ ДУХОВ-ПОКРОВИТЕЛЕЙ ОБСКИХ МАНСИ В XIX — НАЧАЛЕ XX в.)1

Статья посвящена изучению изображения женского духа-покровителя в образе кукушки. Оно бытовало в одном из поселений обских манси в XIX — начале XX в. Долгое время изображение считалось утерянным, а было обнаружено автором в музейном хранилище. Приводится его подробное описание с целью определения особенностей костюма. На основе сравнительно-типологического метода проанализированы материал, покрой, украшения и другие его специфические признаки. Исследование показало, что костюм духа-покровителя Кукушки-девицы состоит из традиционного для обских манси комплекта одежды. Обычно он включает рубаху-платье, халат и платок. В данном случае на деревянную скульптуру в виде птицы надеты две рубахи, пять халатов и три платка. Халаты и рубахи сшиты вручную и имеют традиционный для обских манси крой. Состав и покрой костюмного комплекса изображения Кукушки-девицы отражает особенности женской одежды обских манси, среднеобских и северных (березовских и казымских) хантов конца XIX — XX в. При этом на халатах и рубахах Кукушки-девицы полностью отсутствуют характерные для женской одежды этих групп хантов и манси украшения: вышивка цветными нитками и бисером, аппликация. В то же время имеется другой присущий ей признак — прикрепленная тем или иным способом монета. Предполагается, что эти две особенности одежды — отсутствие орнамента и наличие монет связаны с сакральной символикой и призваны подчеркнуть особый статус этого изображения.

Ключевые слова: изображение духа-покровителя, одежда духа-покровителя, сакральные символы, изображение кукушки, религия, культ, обряды, манси, народы Северо-Западной Сибири

DOI: 10.20874/2071-0437-2018-40-1-138-143

Среди множества образов божеств северных манси изображения женских духов-покровителей не так многочисленны, как мужские. Кроме того, все они связаны с определенной территорией и проживающим здесь населением, т.е. имеют этноареальную специфику, которая должна отражаться и в их облачении. Исследования показали, что традиционный женский костюм манси обладает ярко выраженными локальными особенностями, проявляющимися и в материале одежды, и в ее покрое, и в украшениях и пр. [Федорова, 1994, с. 213-215; Богордаева, 2006, с. 177-193; Богордаева, 2014, с. 250-251]. Однако вопрос, насколько эта специфика отражена в одежде духов-покровителей, до настоящего времени не рассматривался.

Во многом это обусловлено недостаточностью сравнительных материалов, относящихся к конкретной территории, а также неразработанностью методики описания изображений духов-покровителей и их одежды. В основной массе этнографической литературы XVI11—XX вв., посвященной культуре манси и хантов, дается общая информация о святилищах. Для XVIII — первой половины XIX в. характерны отрывочные сведения об изображениях духов-покровите-лей и несколько предвзятое к ним отношение. Однако из этих источников уже становится ясно, что изображения духов-покровителей в это время различались по полу и были одеты в «мужское и женское платье» [Абрамов, 1857, с. 338-341; Новицкий, 1999, с. 100; Описание..., 1982, с. 168; Шав-ров, 1871, с. 7-8]. Более подробные данные об изображениях духов-покровителей и их одежде у манси имеются в трудах исследователей конца XIX — первой половины XX в. [Карьялайнен, 1995; Kannisto, 1958].

Последняя треть XX в. ознаменовалась целым рядом работ, посвященных мансийским святилищам, их типологии и описанию хранящихся здесь атрибутов. В этих работах были описаны изображения духов-покровителей, дана характеристика иконографии, представлены сведения

1

Работа выполнена по госзаданию согласно Плану НИР ТюмНЦ СО РАН на 2018-2010 гг., протокол № 2 от 08.12.2017 г. Приоритетное направление Х11.186.; Программа Х11.186.4; проект № 0371-2018-0033.

об одежде духов-покровителей. Впервые было предложено рассматривать одежду духов-покровителей хантов и манси как важный источник по их истории и культуре [Прыткова, 1971]. Наиболее полные описания женских духов-покровителей приведены в работах И.Н. Гемуева [1990], И.Н. Гемуева, А.В. Бауло [1999], И.Н. Гемуева, А.М. Сагалаева [1986], а также в коллективном труде «Мифология манси» [2001].

Исследования начала XXI в. позволили взглянуть на святилища и их атрибутику как на памятные места и народные хранилища предметов традиционной культуры и искусства. Вновь открытые материалы дали толчок для детального изучения культовых мест, в том числе культовой и обрядовой одежды. Собраны и опубликованы материалы по современным святилищам северных манси и одежде духов-покровителей [Бауло, 2013; Богордаева, 2007]. Целью данного исследования является определение локальных особенностей одежды духа-покровителя обских манси на основе сравнительно-типологического анализа материала, способов кроя и украшений этой одежды и традиционного женского костюма, бытовавшего в это время на данной территории.

Пример облачения женского духа-покровителя обских манси представляет костюм изображения Кук-кук-экв'ы — 'Женщины-кукушки', который нам удалось изучить в фондах Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. «Кукушка-девица» была привезена А. Авдеевым в 1936 г. из Юрт Протошных (Проточных), расположенных на р. Оби [ТИАМЗ № 1355, 9617, ТМ КП 7208]. Кук-кук-эка (Кук кук аги) являлась духом-покровителем Шадриных, проживающих в д. Проточное (Посал Павыл — «селение на протоке», Проточинские), и, по верованиям местных жителей, была дочерью Най эк'и [Источники..., 1987, с. 221; Бардина, 2009, с. 62]. По сведениям Р.К. Бардиной, вначале ее хранили на священной полке в доме А.И. Шадрина, а затем перенесли в священный лабаз, установленный за его домом [Бардина, 2009]. Каким образом фигура Кук-кук эки попала к А. Авдееву, неизвестно.

В настоящее время изображение Кук-кук-эки состоит из деревянной скульптуры в виде птицы и надетых на нее двух рубах, пяти халатов и трех платков (рис. 1). Птица вырезана в технике скульптурной резьбы из целого куска дерева (рис. 2). Она имеет закругленную голову и туловище, а также широкий лопатообразный хвост. На голове обозначены в виде прорезанных углублений глаза и ноздри. Длина фигуры 27,5 см, толщина туловища 4,5 см, ширина туловища 8 см, длина хвоста 8 см, ширина хвоста 7,5 см. Ее нижнюю одежду составляют две рубахи, сшитые вручную хлопчатобумажными нитками из белой хлопчатобумажной ткани — ситца и фланели (рис. 3). Рубахи имеют туникообразный покрой с цельнокроеными рукавами, округло вырезанный ворот с пришитым к нему воротником-стойкой, нагрудный разрез с завязками. На спинку каждой из рубах под воротом было прикреплено по монете, на одной рубахе монета утрачена. Длина рубах 34 и 31,5 см, ширина подола — 53 и 63,5 см, длина рукава 14 и 13,5 см.

Рис. 1. Изображение духа-покровителя д. Проточное Кук-кук эки (манс.) 'Женщины-кукушки' [ТИАМЗ № 1355, 9617, ТМ КП 7208]. Фото автора.

Поверх рубах один на другой надето пять халатов из хлопчатобумажной ткани (ситца) белого, голубого, светло-коричневого и красного цвета (рис. 4). Все халаты сшиты вручную хлопчатобумажными нитками. Они имеют туникообразный покрой с цельнокроеными рукавами и округло вырезанным воротом. У четырех халатов из пяти к вороту пришит воротник-стойка. Все халаты имели закрепленные тем или иным способом монеты, у двух халатов монеты утрачены. У одного из халатов монета завязана в узел на левой полочке, у другого — зашита под прямоугольный кусок ткани под воротом на спинке, у трех халатов — монеты пришиты к воротнику.

Из трех платков, надетых на изображение духа-покровителя, два нижних представляют собой прямоугольные куски хлопчатобумажной ткани (ситца) белого и светло-коричневого цветов размерами 25*25,5 см и 32,5*28,5 см. Только верхний платок является таковым в полном смысле этого слова. Он сделан из шерстяных ниток белого цвета и украшен по периметру цветочным набивным рисунком. Его размеры составляют 65,5*66,5 см.

Мануфактурные клейма на тканях и завязанные в одежду монеты указывают на то, что одежда Кук-кук эки была изготовлена в начале 1900-х гг. В целом состав костюмного комплекса изображения Кукушки-девицы, в который входят рубахи, халаты и платки, отражает особенности женской одежды обских манси, среднеобских и северных (березовских и казымских) хантов конца XIX — XX в. [Богордаева, 2006, с. 183-184; 2014, с. 240-247]. При этом на халатах и рубахах Кук-кук эки отсутствуют украшения — аппликативные орнаменты, столь характерные для женской одежды этой территории.

Рис. 2. Внутренняя часть изображения Кук-кук эки. Фото автора.

Имеющиеся в этнографической литературе свидетельства об одежде других женских изображений духов-покровителей манси позволяют нам сравнить их одежду с одеждой Кук-кук эки и определить их общие и особенные признаки. Так, близка по описанию одежды, ее видам и цвету к изображению Кук-кук эки исследованная И.Н. Гемуевым фигура Калтащ-экв'ы (Торум-щань, мать Мир-сусне-хум'а) из д. Хурумпауль (р. Ляпин) [1990, с. 47-50]. Ее изображение имело 21 экз. плечевой одежды (халаты и рубахи). Среди них также числилась одежда белого цвета. Судя по приводимому в тексте рисунку, она также была без украшений, присущих женской одежде. В воротники были зашиты монеты. Кроме того, среди внутренних вложений в одежду, составлявших основу изображения, находилась помимо металлических фигурок коня и оленя серебряная утка [Там же, с. 48]. Среди значительных отличий одежды Калтащ-экв'ы можно назвать прорези под мышками, а также использование платков в качестве поясов и большое количество арсынов, прикрепленных к завязкам халата [Там же, с. 50].

Следует отметить, что орнитоморфные изображения духов-покровителей мужского и женского пола часто встречаются у манси. Так, известны: деревянное изображение ворона из д. Панино [Карьялайнен, 1995, с. 155]; фигура в виде халея — крупной речной чайки (Ягрим тур котиль ой^а, п. Игрим), изображение коршуна (дочери Тагт котиль ойк'и) [Ромбандеева, 1993, с. 59], бронзовый ястреб из д. Анеево [Гемуев, 1990, с. 128-129]. С филином ассоциировался образ духа-покровителя д. Хурумпауль (р. Ляпин) Йибы-ой^и [Гемуев, Сагалаев, 1984, с. 8-11].

Рис. 3. Нижняя рубаха Кук-кук эки.

Краткие описания Торум-щань из д. Анеево (р. Северная Сосьва), Йибы-экв'ы также указывают на сходство видового состава их костюмов, включающих халаты, рубахи и платки, с составом облачения Кук-кук эки [Гемуев, 1990, с. 125; Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 11]. Существенные отличия от наряда Кук-кук эки имеет облачение изображения Мис-нэ из Хурумпауля [Гемуев, 1990, с. 66-68]. Помимо двух «накидок», входящих в ее костюм, ее шелковый халат был украшен нашитой вдоль края бортов и подола красной атласной лентой [Там же, с. 66-67].

Рис. 4. Халат Кук-кук эки.

В основном, как показывает сравнительно-типологический анализ одежды других изображений духов-покровителей женского пола, состав костюма для всех был одинаков и включал чаще всего в качестве нижней одежды — рубахи, в качестве верхней — халаты. Головным убором служил четырехугольный платок. Рубахи, как правило, сшиты из хлопчатобумажных тканей, халаты — из сукна, шелка и хлопчатобумажных тканей. Как можно заметить, рубахи в основном имеют туникообразный покрой, а вот покрой халатов может различаться. У Кук-кук эки он туни-

кообразный и в целом соответствует покрою халатов, входящих в состав женского костюма этой территории. Также общей деталью всей одежды духов-покровителей является прикрепленная к ней монета. В то же время такие признаки, как разрезы под мышками, пришивные украшения (металлические бляхи, полосы и пр.), видимо, имеют локальный характер. Обращает на себя внимание и полное отсутствие каких-либо орнаментов на одежде изображений духов-покровителей женского пола. Очевидно, что отсутствие орнамента, характерного для традиционной женской одежды, и монеты служат сакральными символами и призваны подчеркнуть особый статус изображения духа-покровителя.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Абрамов Н.А. Описание Березовского края // Записки ИРГО. СПб., 1857. Кн. 12. С. 327-448.

Бардина Р.К. Обские и нижнесосьвинские манси: этносоциальная история в конце XVIII — начале XXI века. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. 150 с.

Бауло А.В. Священные места и атрибуты северных манси в начале XXI века: Этнографический альбом. Ханты-Мансийск; Екатеринбург: Баско, 2013. 208 с.

Богордаева А.А. Традиционный костюм обских угров. Новосибирск: Наука, 2006. 239 с.

Богордаева А.А. Одежда духов-покровителей у обских угров во второй половине XX — начале XXI века // Памяти И.Н. Гемуева: Сб. науч. статей и воспоминаний. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2007. С. 84-96.

Богордаева А.А. Традиционная одежда обских угров в 1930-1970-е гг. (по фотоматериалам Р.К. Бардиной) // Портреты обских угров (из семейных фотоархивов обских и нижнесосьвинских манси и хантов). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014. С. 235-251.

Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск: Наука, 1990. 232 с.

Гемуев И.Н., Бауло А.В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1999. 240 с.

Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси: Культовые места XIX — начало XX в. Новосибирск: Наука, 1986. 190 с.

Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1987. 284 с.

Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Томск: Изд-во ТГУ, 1995. Т. 2. 284 с.

Мифология манси/А.В. Бауло, И.Н. Гемуев, А.А. Люцидарская, А.М. Сагалаев, З.П. Соколова, Г.Е. Сол-датова. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2001. 196 с.

Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком, сочиненное Григорием Новицким в 1715 г. // Путешествия по Обскому Северу. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. С. 13-116.

Описание Тобольского наместничества. Новосибирск: Наука, 1982. 321 с.

Прыткова Н.Ф. Один из источников изучения одежды народов Сибири // СМАЭ. 1971. Т. 27. С. 101-112.

Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: Северный дом: Северо-Сибирское регион. кн. изд-во, 1993. 208 с.

Федорова Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси. СПб.: МАЭ РАН, 1994. 284 с.

Шавров В.Н. Краткие записки о жителях Березовского уезда // Чтения в обществе истории и древностей российских при МГУ. М., 1871. Кн. 2. С. 1-21.

Kannisto A. Materialien zur Mythologie der Wogulen // MSFOu. Helsinki, 1958. Vol. 113. 444 S.

A.A. Bogordayeva

Tyumen Scientific Centre of Siberian Branch RAS Malygina st., 86, Tyumen, 625003, Russian Federation E-mail: [email protected]

A CUCKOO MAIDEN FROM IURTY PROTOCHNYE (ON THE LOCAL FEATURES OF THE CLOTHES OF THE OB MANSI GUARDIAN SPIRITS IN THE XIX — BEGINNING OF THE XX CENTURY)

The article is aimed to study images of a female guardian spirit in the form of a cuckoo. It existed in one of the settlements of the Ob Mansi in the XIX — early XX century. The image had been considered lost for a long time, and it was discovered by the author in a museum archive. The article provides its detailed description to determine features of the costume. Based on the comparative typological method, the material, cut, ornaments and other specific features are analyzed. It was found out that the costume of Cuckoo maiden guardian spirit consists of a traditional clothing set of the Ob Mansi. It usually includes a gown shirt, a robe and a kerchief. In the case under consideration, a wooden sculpture in the form of a bird is dressed in two shirts, five robes and three

kerchiefs. The robes and shirts are sewn by hand and have a traditional Mansi cut. The composition and the cut of the costume set of Cuckoo maiden image reflects the features of the women's clothing of the Ob Mansi, of the Middle Ob and Northern (Berezovo and Kazym) Khanty of the late XIX and XX centuries. At the same time, such adornments typical of the women's clothes of these Mansi and Khanty groups as embroidery with beads, coloured threads and applied ornaments are not represented on the robes and shirts of Cuckoo maiden. But the clothes have another inherent characteristic which is a coin attached to them in some way. It is assumed that these two features of the clothes, the lack of ornamentation and the presence of coins, are sacred symbols which aim at emphasizing a special status of this image.

Key words: image of the guardian spirit, clothes of the guardian spirit, sacred symbols, image of the cuckoo, religion, cult, rituals, the Mansi, peoples of North-West Siberia.

DOI: 10.20874/2071-0437-2018-40-1-138-143

REFERENCES

Abramov N.A., 1857. Opisanie Berezovskogo kraia [Description of Berezovo region]. Zapiski Imperatorskogo Russkogo geograficheskogo obshchestva, no. 12, pp. 327-448.

Bardina R.K., 2009. Obskie i nizhnesos'vinskie mansi: Etnosotsial'naia istoriia v kontse XVIII — nachale XXI veka [The Mansi of the Ob river and the Lower Sosva river: Ethnosocial history at the end of the 18th and the beginning of the 21st century], Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 150 p.

Baulo A.V., 2013. Sviashchennye mesta i atributy severnykh mansi v nachale XXI veka: Etnograficheskii al'bom [Sacred places and attributes of the Northern Mansi in the beginning of the 21st century: Аn ethnographic album], Khanty-Mansiisk; Ekaterinburg: Basko, 208 p.

Baulo A.V., Gemuev I.N., Liutsidarskaia A.A., Sagalaev A.M., Sokolova Z.P., Soldatova G.E., 2001. Mi-fologiia mansi [Mythology of the Mansi], Novosibirsk: Izd-vo IAET SO RAN, 196 p.

Bogordayeva A.A., 2006. Traditsionnyi kostium obskikh ugrov [The traditional costume of the Ob Ugric peoples], Novosibirsk: Nauka, 239 p.

Bogordaeva A.A., 2007. Odezhda dukhov-pokrovitelei u obskikh ugrov vo vtoroi polovine XX — nachale XXI veka [Clothes of guardian spirits of the Ob Ugric people in the second half of the XX — beginning of the XXI century]. Pamiati I.N. Gemueva: Sb. nauch. statei i vospominanii, Novosibirsk: Izd-vo IAET SO RAN, pp. 84-96.

Bogordaeva A.A., 2014. Traditsionnaia odezhda obskikh ugrov v 1930-1970-e gg. (po fotomaterialam R.K. Bardi-noi) [Traditional clothes of the Ob Ugric peoples in 1930-1970s (based on photo materials by R.K. Bardina)]. Portrety obskikh ugrov (iz semeinykh fotoarkhivov obskikh i nizhnesos'vinskikh mansi i khantov), Novosibirsk: Izd-vo IAET SO RAN, pp. 235-251.

Gemuev I.N., 1990. Mirovozzrenie mansi: Dom i Kosmos [Mansi worldview: Home and Space], Novosibirsk: Nauka, 232 p.

Gemuev I.N., Baulo A.V., 1999. Sviatilishcha mansi verkhov'ev Severnoi Sos'vy [Sacred places of the Mansi of the Upper Northern Sosva river], Novosibirsk: Izd-vo IAET SO RAN, 240 p.

Gemuev I.N., Sagalaev A.M., 1986. Religiia naroda mansi [Religion of the Mansi people], Novosibirsk: Nauka, 192 p.

Kannisto A. 1958. Materialien zur Mythologie der Wogulen. Mèmoires de la Société Finno-Ougrienne, vol. 113, Helsinki, 444 p.

Karialainen K.F., 1995. Religiiaiugorskikh narodov [Religion of the Ugric peoples], vol. 2, Tomsk: Izd-vo TGU, 284 p.

Kolesnikov A.D., 1982. Opisanie Tobol'skogo namestnichestva [Descrption of Tobolsk viceregency], Novosibirsk: Nauka, 321 p.

Markov G.E., Lukina N.V., 1987, (eds.). Istochniki po etnografii Zapadnoi Sibiri [Sources on ethnography of Western Siberia], Tomsk: Izd-vo TGU, 284 p.

Novitsky G., 1999. Kratkoe opisanie o narode ostiatskom, sochinennoe Grigoriem Novitskim v 1715 g. [A brief description of the Ostyak peoples written by Grigory Novitsky in 1715]. Puteshestviia po Obskomu Severu, Tiumen: Izd-vo Yu. Mandriki, pp. 13-116.

Shavrov V.N., 1871. Kratkie zapiski o zhiteliakh Berezovskogo uezda [Brief notes about the inhabitants of Berezovo district]. Chteniia v obshchestve istorii I drevnostei rossiiskikh pri MGU, no. 2, Moscow, pp. 1-21.

Prytkova N.F., 1971. Odin iz istochnikov izucheniia odezhdy narodov Sibiri [One of the sources for the study of clothing of the Siberian peoples]. Sbornik Muzeia antropologii I etnografii, vol. 27, pp. 101-112.

Rombandeyeva E.I., 1993. Istoriia naroda mansi (vogulov) i ego dukhovnaia kul'tura (po dannym fol'klora I obriadov) [History of the Mansi people (Voguls) and their spiritual culture (according to folklore and ritual data)], Surgut: Severnyi dom: Severo-Sibirskoe regional'noe knizhnoe izdatel'stvo, 208 p.

Fedorova E.G., 1994. Istoriko-etnograficheskie ocherki material'noi kul'tury mansi [Historical and ethnographic essays on Mansi material culture], St. Petersburg: MAE RAN, 284 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.