И. Д. Афанасенко
МЕЖДИСЦИПЛИНАРОНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ
Аннотация
Междисциплинарность имеет объективное основание. Использование этого метода в научных исследованиях и учебном процессе продиктовано коренными изменениями реальности. В статье рассмотрены проблемы интеграции научных дисциплин и кооперации отраслей при формировании экологического самосознания.
Ключевые слова
Междисциплинарность, экологическое сознание, экологически ориентированные логистические системы.
I. D. Afanasenko
INTERDISCIPLINARY AND FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS
Annotation
Interdisciplinary has an objective basis. Use of this method in scientific research and educational process dictated by fundamental changes in reality. Article deals with problems of integration of scientific disciplines and cooperation sectors in formation of ecological consciousness.
Keywords
Interdisciplinary, ecological consciousness, environmentally oriented logistics system.
Мы живем в эпоху перемен, которая включает: новый дух времени; новую культуру и уровень цивилизации; новый образ человека и его жизни. Среди факторов развития на первое место перемещается способность человека к творческому мышлению. Научная мысль переходит пределы отдельной науки, возникают новые области знания. В процессе научного познания одновременно обнаруживаются две противоположные тенденции, которые позволяют нам ответить на вопрос: почему необходимо учитывать совокупное знание о предмете изучения?
Накопление научных знаний подчиняется определенным закономерностям. В творческом позитивном мыш-
лении разделение труда является основой преобразований.
Специализация в научном мышлении приводит к разным по результатам последствиям, что задействует разнонаправленные социальные тенденции:
1) происходит сужение поля научного поиска, что повышает результативность процесса исследования и ускоряет накопление научного опыта; достигается более точное оформление полученных знаний, их определенность и полнота. Новые научные направления организуются в отдельные науки. Специализация в научном мышлении означает, что общественный процесс накопления новых знаний осуществляется в соответствии с законом сохранения энергии;
2017 № 4 (60) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
2) специализированное знание, обособляясь, превращается в частичное знание о предмете. Раздробленное мышление индивида утрачивает способность улавливать наличие всеобщей организационной связи. Частичное знание о предмете нередко выдают за общее знание. Специализация в научном мышлении объективно порождает тенденцию к единству организационного опыта. Специализация в научном мышлении включает в действие принцип единства способа организации научного опыта в виде тенденции к совокупному, общему знанию.
Происходит осознание потребности и в обобщающих, фундаментальных науках. Пример, хозяйство — сложное и постоянно развивающееся образование, особый мир, творимый человеком. Учение о хозяйстве разрабатывает наука о хозяйстве — политическая экономия. Но в силу своей узкой специализации она не способна отразить многообразие его свойств и характеристик. Требуется комплексный подход, подключающий различные направления знаний: философское, религиозное и научное. Это не только знания, полученные экономическими науками, но и данные психологии, биофизики, лингвистики, археологии и др. Философия составляет корни и жизненную атмосферу научного знания. Философские концепции и идеи входят в науку как необходимый ее элемент. Без философии нет и науки. Этот вывод сделан признанным гением отечественной науки академиком В. И. Вернадским. Чтобы научное направление стало полноценной современной наукой, оно должно обрести свою философию.
Две тенденции в научном мышлении обусловили разные подходы в организации научного опыта: дисциплинарный и междисциплинарный.
В основании дисциплинарного подхода лежит разделение труда в научной и образовательной сферах. В понятие «научная дисциплина» заложен классификационный принцип.
Междисциплинарность — явление противоположное: происходит стирание искусственных границ между науками.
Междисциплинарность — не мода, она объективна. Это такое новое, которое определяет будущее науки. Переход на наноуровень означает интеграцию научных дисциплин и кооперацию отраслей в промышленности, конвергенцию науки и технологий.
Междисциплинарность имеет объективное основание. Использование этого метода в формировании экологического самосознания продиктовано коренными изменениями реальности.
«Экологическое самосознание вырабатывается в процессе воспитания человека. Это не приходит само по себе. Экологическое сознание означает: понимание физической зависимости человека от среды обитания; осознание единства человека с природным целым; неизбежность последствий (наказания) для человека за причиненный природе вред (закон воздаяния)» [1, с. 21].
Изучение предмета без раскрытия связей между разными науками признано непродуктивным. Научные исследования без использования знаний, полученных о данном явлении другими науками, не дают нужного результата.
Междисциплинарность позволяет: использовать знания о предмете, накопленные разными науками; выйти на внутреннюю связь различных наук; более глубоко и полно понять изучаемые проблемы; увеличить широту научного кругозора и глубину познания; обнаружить новые рубежи процесса познания, которые с прежних позиций невидимы и недоступны изучению. Междисципли-нарность способствует осмыслению проблемы за рамками конкретной научной дисциплины; сочетанию разных научных или учебных дисциплин, обнаружение между ними определенных связей; реализует заимствование и перетекание подходов и методов различных дисциплин; содействует интеграции на
уровне конструирования междисциплинарных объектов, которые далее функционируют как некая антологически самостоятельная реальность».
Новое знание определяется не одним научным направлением, а системой или совокупностью наук. Осмысление проблемы за рамками конкретной научной дисциплины может стать началом формирования новых научных и учебных дисциплин: исследователь создает новый синтез, который открывает новую реальность. Возникает возможность интеграции на уровне конструирования междисциплинарных объектов, составными элементами которых являются гуманитарные, социальные, естественнонаучные и другие дисциплины.
Предстоит определить роль и возможности вуза в формировании экологического самосознания. Решить такую задачу можно, лишь внеся изменения в образовательную программу через: предмет; усиление роли фундаментальных учебных дисциплин; внедрение в учебные планы в качестве обязательных междисциплинарные курсы. К фундаментальным учебным дисциплинам относятся: экономическая теория, философия и история. Повышению уровня гуманитарного образования и установлению равновесия между обучением и просвещением способствуют и специальные междисциплинарные курсы.
Место и назначение междисциплинарных курсов в образовательной программе университета определяются исходя из того, что они: являются связующим звеном между гуманитарными, социальными, естественно-научными и другими дисциплинами; вырабатывают у обучающихся наиболее полное представление об изучаемом предмете; способствуют развитию сознания и чувства ответственности за практическое использование полученных знаний; восстанавливают равновесие между обучением и просвещением в воспитании самодостаточной личности.
Результаты реализации в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете первого междисциплинарного научно-образовательного проекта «Россия в изменяющемся мире» подтвердили то, что междисциплинар-ность возводит и воспитание через предмет на новый, отвечающий современности уровень. Использование совокупного знания о предмете поднимает уровень научного исследования на более высокую ступень. Новый метод позволяет рассматривать исследуемое явление с разных сторон, с позиции разных наук, и это делает сам объект изучения более полным, объемным и целостным.
Как вообще возникла идея меж-дисциплинарности? Может быть, она зародилась только сейчас? Оказывается, наши предки при написании летописей широко использовали принцип синкретизма: совмещение того, что кажется несовместимым. И получалась цельная картина отражения реальности.
«Нарушение законов природы, прямой и непоправимый вред, наносимый ей хозяйственной деятельностью, происходит не только по причинам экономического характера, но и от разрыва связи человека с природой, от нравственного оскудения, забвения нравственной дисциплины».
Закономерности движения экономических потоков в экологически ориентированных логистических системах нацелены на внедрение оригинальных технологий ресурсосбережения, освоение новых моделей вовлечения вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот, использование новых информационных технологий и программных продуктов. Такие системы имеют надотраслевой характер, объединяют не только функциональные области логистики, но и различные отрасли и сферы деятельности, усиливая фактор трансдисциплинарности [2, с. 14].
Библиографический список
1. Афанасенко, И. Д. Экологисти-ка и общественное самосознание // Зеленая логистика: концепция минимизации нагрузки на окружающую среду и сохранения планеты для будущих поколений : материалы междунар. науч,-практ. конф. XII Южно-Российский логистический форум. — Ростов н/Д: ИПК РГЭУ (РИНХ), 2016. — С. 24-28.
2. Афанасенко, И. Д., Борисова, В. В. Междисциплинарность в логистическом знании // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2017. — № 3 (105). — С. 12-16.
Bibliographie list
1. Afanasenko, I. D. Ecologistics and public consciousness // Green logistics: concept of minimization of load of environment and preserving of planet for future generations : Materials of international scientific and practical conference. XII Southern Russian logistic forum. — Rostov-on-Don : PPC of RSUE (RINH), 2016. — P. 24-28.
2. Afanasenko, I. I)., Borisova, V. V. Interdisciplinaryty in logistic knowledge // News of St. Petersburg State Economic University. — 2017. — № 3 (105). — P. 12-16.