Научная статья на тему 'Междисциплинарность в логистическом знании'

Междисциплинарность в логистическом знании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ЛОГИСТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТОКИ / СОВОКУПНОЕ ЗНАНИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / INTERDISCIPLINARY / LOGISTICS / ECONOMIC FLOWS / CUMULATIVE KNOWLEDGE / LOGISTICS SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасенко Иван Дмитриевич, Борисова Вера Викторовна

В статье раскрыт междисциплинарный подход к исследованию логистических процессов. Выявлены предпосылки интеграции и кооперации научных дисциплин. Обоснована необходимость формирования транспарентного инновационного логистического пространства на базе современных информационно-коммуникационных технологий; они имеют надотраслевой характер, объединяют не только функциональные области логистики, но и различные отрасли и сферы деятельности, усиливая фактор трансдисциплинарности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARITY IN THE LOGISTICS

Nterdisciplinary approach to the study of logistics processes. Identified prerequisites for integration and cooperation of scientific disciplines. The necessity of forming transparent logistics space innovation based on modern information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарность в логистическом знании»

Афанасенко И.Д., Борисова B.B. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ЛОГИСТИЧЕСКОМ ЗНАНИИ

Аннотация. В статье раскрыт междисциплинарный подход к исследованию логистических процессов. Выявлены предпосылки интеграции н кооперации научных дисциплин. Обоснована необходимость формирования транспарентного инновационного логистического пространства на базе современных информационно-коммуникационных технологий; они имеют надотраслевой характер, объединяют не только функциональные области логистики, но и различные отрасли и сферы деятельности, усиливая фактор трансдисциплинарности.

Ключевые слова. Междисциплпнарностъ, логистика, экономические потоки, совокупное знание, логистические системы.

Afanasenko I.D., Borisova V.V. INTERDISCIPLINARITY IN THE LOGISTICS

Abstract. Interdisciplinary approach to the study of logistics processes. Identified prerequisites for integration and cooperation of scientific disciplines. The necessity of forming transparent logistics space innovation based on modern information and communication technologies.

Keywords. Interdisciplinary, logistics, economic flows, cumulative knowledge, logistics systems.

Точки роста современного логистического знания оказались в плоскости междисциплинарного сближения теоретических и практических проблем по преодолению пространственного (территориального) разделения элементов воспроизводственной системы. В стратегической перспективе потоковые формы организации экономической материи во многом будут предопределены интернационализацией инноваций, использованием научных подходов, объединяющих множество узкоспециализированных междисциплинарных исследований. В нашей стране набирает популярность общественное движение «Россия 2045», связанное с поиском и обоснованием сценариев развития, путей противостояния глобальным угрозам и выхода цивилизации из потребительского тупика на основе междисциплинарной и транс дисциплинарной инте фации технологий [1].

Современная научная мысль переходит пределы отдельной науки, продуцируя новые области знания. Отметим, что в процессе научного познания одновременно обнаруживаются две противоположные тенденции. С одной стороны, происходит сужение поля научного поиска, что повышает результативность процесса исследования и ускоряет накопление научного опыта. На этой основе достигается более точное научное оформление полученных знаний, их определённость и полнота. С другой стороны, специализированное знание, обособляясь, превращается в частичное знание о предмете, а раздробленное мышление индивида утрачивает способность улавливать наличие всеобщей организационной связи. При этом, частичное знание о предмете нередко выдают за общее знание.

ГРНТИ 06.01.07

О Афанасенко И. Д., Борисова В.В., 2017

Иван Дмитриевич Афанасенко - доктор экономических наук, профессор, профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Вера Викторовна Борисова - доктор экономических наук, профессор, профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Борисова В.В.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya Str., 21). E-mail: verabrsv@yandex.ru.

Две тенденции в научном мышлении обусловили разные подходы в организации научного опыта -дисциплинарный и междисциплинарный. В основании дисциплинарного подхода лежит разделение труда в научной и образовательной сферах. Междисциплинарность - явление противоположное: происходит стирание искусственных границ между науками. Это такое новое, которое определяет будущее науки. Оно означает интеграцию научных дисциплин и кооперацию отраслей в промышленности, конвергенцию науки и технологий. Междисциплинарность имеет объективное основание. Использование этого метода в научных исследованиях продиктовано коренными изменениями реальности. Наши исследования подтверждают непродуктивность изучения предмета логистики без раскрытия его связей с другими науками [2].

Междисциплинарность позволяет: использовать знания о предмете, накопленные разными науками; выйти на внутреннюю связь различных наук; более глубоко и полно понять изучаемые проблемы; увеличить широту научного кругозора и глубину познания; обнаружить новые рубежи процесса познания, которые с прежних позиций были невидимы и недоступны изучению. Междисциплинарность означает осмысление исследуемой проблемы за рамками конкретной научной дисциплины. Это сочетание разных научных или учебных дисциплин, обнаружение между ними определённых связей. В таком контексте возможно заимствование и перетекание подходов и методов различных дисциплин. Интеграция научного знания происходит на уровне конструирования междисциплинарных объектов, которые далее функционируют как некая онтологически самостоятельная реальность. В этом случае новое знание определяется не одним научным направлением, а системой или совокупностью наук.

Рассмотрим, как это происходит на практике. Современный этап развития коммерческой деятельности сопровождается фундаментальной трансформацией всех бизнес-процессов. Обозначились новые формы, последовательность и сам процесс перемен. Изменяется характер и направленность организации производства и реализации продукции; иначе формируются конкурентные преимущества. Так, для получения конкурентного преимущества, например, на рынках средств труда и предметов потребления длительного пользования уже недостаточно произвести продукцию высокого качества. Приоритетное значение наряду с технико-экономическими характеристиками товара приобретают социальные, природоохранные, ресурсосберегающие ценности, сервисное обслуживание товара. Из этих приобретённых ценностей образуются новые формы логистической системы, в соответствии с которыми она теперь воспроизводится и развивается.

Локальные трансформации звеньев логистической системы берут начало ещё в период становления логистической деятельности. На данный момент содержание рыночного спроса и рыночного предложения меняет стратегию поведения участников логистической системы. Начался инновационный процесс совместного создания совокупной ценности в логистических системах. Традиционное рыночное предложение в виде чистого продукта уже не способно удовлетворить потребности когнитивной экономики. Конвергентные технологии, как совокупность приоритетных направлений науки, выходят на уровень фундаментальных знаний, создают и внедряют принципиально новые приёмы конфигурации экономических потоков, стандартизации, унификации, пакетизации логистических услуг, поддерживаемых информационными технологиями.

В таких условиях базой научного познания выступают когнитивные исследования проблем понимания работы мозга, познавательных процессов, поведения и коммуникаций. Реальностью становятся нанотехнологии, обеспечивающие предпосылки для понимания единства природы и создания искусственных объектов. Новым содержанием наполняются виртуализация коммерческой деятельности и информационные технологии. В этой всё усложняющейся хозяйственной системе реализуются идеи экологистики, ресурсосберегающего маркетинга, осуществляются инновационные проекты, использующие биотехнологии и интеллектуальные продукты. Такая деятельность порождает многообразие форм материального потока, сложные взаимодействия его с другими потоками, также разными по форме организации и по содержанию. Изменяется и цель экономической логистики: от стимулирования спроса, минимизации затрат, сопровождающих экономические потоки, к улучшению качественных параметров логистической системы, повышению её экологического, ресурсосберегающего, социального потенциала.

Описать процессы, протекающие в таких системах, ориентируясь только на опыт и интуицию инженера, маркетолога, логиста, коммерсанта практически невозможно. Необходим новый научный базис подготовки специалистов: они должны владеть широким спектром знаний. Причём знаний,

14

Афанасенко И.Д., Борисова В.В.

накопленных отдельной наукой, специализирующейся на изучении данного предмета, оказывается недостаточно. Требуется междисциплинарный подход к исследованию явления и обобщённое знание о предмете многих наук: «Рост науки не имеет ничего общего с равномерным развёртыванием научных дисциплин, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на всё большее число водонепроницаемых отсеков. Наоборот, конвергенция различных проблем и точек зрения способствует разгерметизации образовавшихся отсеков и закутков и эффективному "перемешиванию научной культуры"» [3, с. 275].

Теория экономической логистики учитывает необходимость «перемешивания научной культуры», она опирается на методы общей теории систем, системотехники, синергетики и кибернетики Экономическая логистика использует, например, методы нелинейной математики, сетевое планирование и управление, форсайтинг, методы структуризации, бенчмаркинг, факторный анализ и др. Принцип нелинейности нарушает суперпозицию экономического потока в логистической системе: результат суммы воздействий на него не равен сумме результатов этих воздействий. Следствием становится когерентность логистических процессов, усиливающая либо ослабляющая их.

В условиях сильной нелинейности экономический поток как система (форма потока), более уязвим в открытых точках неустойчивости. Импульсом для запуска принципа самоорганизации становится хаос. Согласно Г. Хакену, «во многих случаях самоорганизация возникает из хаотичных состояний, то есть именно из хаотичных состояний возникают высокоупорядоченные пространственно-временные структуры» [4]. Реализуется возможность самоструктурирования потоковых процессов в нелинейной системе. Наблюдается интерферентное взаимовлияние, самоорганизация потоков и появление из хаоса параметров порядка, включая рождение новой структуры. Незамкнутость экономического потока порождает множество его взаимодействий со своим окружением (средой).

Среда, в которой протекают логистические процессы, включает: социально-экономические условия и совокупность людей (субъектов), связанных общностью этих условий; совокупность природных и климатических условий, в которых совершается пространственное перемещение логистических потоков. Результативность совместного действия выражается через синергетический эффект коллективного, кооперативного, комплексного поведения систем. Принятие решений в таких системах всегда носит нелинейный характер [5]. Современные логистические объекты, унифицированные как комплексы (системы), должны не только отвечать на внешние воздействия, но и быть способными реагировать на будущие изменения среды, содействовать формированию благоприятных для себя внешних факторов.

В точках бифуркации незначительное воздействие может радикально изменить состояние логистической системы, порождая новые траектории развития экономических потоков. Это приводит к пониманию необходимости исследования связности элементов-звеньев логистической системы и выявления границ логистических образований, области соприкосновения и взаимодействия нескольких объектов на границе. Разрыв хозяйственных связей - невыполнение договорных обязательств, вызывает негативный резонанс во всём логистическом комплексе. В условиях кооперации и глубокой специализации субъекты-участники логистических образований всё это воспринимают как силу разрушительную. Исследование объектов на границе взаимодействия звеньев логистической системы позволяет вырабатывать упреждающие меры управленческих воздействий и предотвращать возникновение негативных, разрушительных процессов. В результате реализуются функции опережающего действия, когда энергия преобразования будущего подключается к управлению настоящим.

Закономерности движения экономических потоков в логистических системах опережающего развития нацелены на внедрение оригинальных технологий, освоение новых моделей взаимодействия с поставщиками материальных ресурсов, использование новых информационных технологий и программных продуктов. Такие системы обретают трансинституциональные гибридные формы кластерного типа, интегрируя науку, бизнес и управленческие структуры, тем самым продуцируя инновационную среду. Формированию транспарентного инновационного пространства способствуют коммуникации и информационные технологии. Они имеют надотраслевой характер, объединяют не только функциональные области логистики, но и различные отрасли и сферы деятельности, усиливая фактор транс дисциплинарности.

В нанотехнологиях внутренняя логика развития построена так, что происходит интеграция разрозненных знаний отдельных наук в межотраслевую науку, включая соединение науки и технологий

в единую целостную картину восприятия новой наукоёмкой экономики постиндустриального общества. Применение нанотехнологий позволяет коренным образом изменить окружающий мир. Они составляют основу новой научно-технической революции. Но, в отличие от информационных технологий, наносфера материальна. Нанотехнологии становятся базовым приоритетом для логистики: научная сфера осуществляет переход к наноразмеру (технологии атомно-молекулярного конструирования); приоритет получает междисциплинарность научных исследований; началось сближение органического (живой природы) и неорганического (металлы, полупроводники) мира. Применяемые ныне логистические стратегии инновационного развития определяют коммерческие успехи предприятий в будущем.

Наномеханизмы в перспективе будут основным средством труда в инновационных логистических системах. Логистические технологии на основе прямого синтеза атомов и молекул с помощью соответствующих алгоритмов позволят создать безотходные производства, минуя промежуточные стадии обработки, без процессов сепарации и утилизации отходов, при минимальной длительности полного логистического цикла. Отпадёт необходимость транспортировки больших объёмов сырья и продукции, привязки производства к источникам сырья. Это позволит отказаться от строительства гигантских цехов и заводов, организовать производство разнообразной продукции в небольших помещениях, в малых населённых пунктах [6, с. 288].

Инновационные процессы в функциональных областях логистики реализуются на основе петель обратной связи между звеньями логистической системы. При этом интеграционные инновационные процессы охватывают не только внутрисистемные связи, но и тесно взаимодействуют с внешней средой - рынком и потребителями. Экономическая логистика, распространяясь на эти сферы, исследует определённый срез отношений, обусловленный потоковой формой организации экономической материи. В этом срезе отношений, которые находятся в состоянии соразмерности, обозначился феномен конвергентных технологий, названный в литературе моделью NBIC (nano-, bio-, information technologies and cognitive science).

В данной модели наблюдается синергийная связка конвергирующих технологий и быстро развивающихся областей науки: нано-, био-, информационных, коммуникационных и когнитивных технологий [7]. Однако феномен конвергентных технологий имеет не только позитивные, но и негативные последствия. Это связано с таким явлением как технологическая сингулярность, когда технический прогресс приобретает необратимые последствия, ускоряется настолько, что оказывается неуправляемым и недоступным пониманию. Для обеспечения нашей стране достойного места в мировом цивили-зационном пространстве необходим выбор стратегического направления развития и создание инструментов управления будущим. Теории и практике логистики, по мнению авторов, здесь отведена приоритетная роль.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / под ред. Д.И. Дубровского. М.: ООО «Издательство МБА», 2013. 272 с.

2. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика в системе совокупного знания. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. 395 с.

3. Пригожим И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.

4. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. 424 с.

5. Афанасенко ИД., Борисова В.В. Экономическая логистика. СПб.: Питер, 2013.

6. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика снабжения. СПб.: Питер, 2016.

7. Афанасенко ИД., Борисова В.В. Феномен конвергентных технологий и пространственная организация экономических потоков // Логистический потенциал Санкт-Петербурга в формировании инновационной экономики: сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 38-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.