Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛЕВОРУКИХ УЧЕНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛЕВОРУКИХ УЧЕНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / ВНУТРИПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / ВНЕШНЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / ВНЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахметова Зарина Альбертовна, Донскова Екатерина Сергеевна

Рассматривается современное состояние психологической науки, характеризующееся запросами на комплексные исследования, затрагивающие интересы нескольких научных дисциплин и включающие взаимодействия между ними. Определены внешние и внутренние факторы развития междисциплинарного подхода в психологической науке. Внешние факторы являются результатом потребности в психологическом знании со стороны других гуманитарных и биологических наук, тогда как внутренние порождаются самой психологической наукой и выражаются в потребности в обращении к другим наукам. Приводятся исторические корни развития исследований на границах нескольких смежных наук в работах российских ученых В.М. Бехтерева, Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, Б.Ф. Ломова. В статье описаны три уровня реализации междисциплинарного подхода в психологии: внутрипсихологический, внешнепсихологический и внепсихологический. Показана актуальность исследования эмоциональных особенностей психики леворуких детей младшего школьного возраста с использованием междисциплинарного подхода, так как предмет изучения предполагает разветвленные междисциплинарные связи с педагогикой, философией, социологией, историей, культурологией, нейрофизиологией, генетикой, биологией, медициной, а также с различными отраслями психологической науки -психофизиологией, возрастной и педагогической психологией, общей психологией, социальной психологией. В контексте современных научных исследований принцип междисциплинарных связей используется с целью нового, широкого понимания предмета изучения. Принцип междисциплинарных связей придает исследованию фундаментальность, масштабность, всесторонность и универсальное понимание. Многосторонний анализ научной проблемы не может быть осуществлен без привлечения знаний из различных отраслей одной науки, а также других научных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY APPROACH IN THE ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF THE EMOTIONAL SPHERE OF LEFT-HANDED PRIMARY STUDENTSOF PRIMARY SCHOOL AGE

The article considers the current state of psychological science, which is characterized by requests for complex research that affects the interests of several scientific disciplines and includes interactions between them. It as well determines the external and internal factors of the interdisciplinary approach development in psychology. The external factors are the result of the need for psychological knowledge on the part of other sciences, while the internal ones are generated by psychology itself and are expressed in the need to turn to other sciences. The historical roots of the development of research at the boundaries of several related sciences are given by V.M. Bekhterev, B.G. Ananiev, B.F. Lomov, A.V. Brushlinsky. The authors give three levels of implementation of the interdisciplinary approach in psychology: intrapsychological, external psychological, extrapsychological. The relevance of studying the features of the emotional sphere of left-handed younger schoolchildren using an interdisciplinary approach is shown, since the subject of study involves branched interdisciplinary connections with other sciences: pedagogy, philosophy, sociology, history, cultural studies, neurophysiology, genetics, biology, medicine, as well as with various branches of psychological science. sciences: psychophysiology, developmental and educational psychology, general psychology, social psychology. In the context of modern scientific research, the principle of interdisciplinary connections is used for the purpose of a new, broad understanding of the subject of study. The principle of interdisciplinary connections gives the study a fundamental, large-scale, comprehensive and universal understanding. A multilateral analysis of a scientific problem cannot be carried out without the involvement of knowledge from various branches of one science, as well as other scientific disciplines.

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛЕВОРУКИХ УЧЕНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 2. С. 12-26. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (2): 12-26.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Научная статья УДК 159.9.01 (09)

DOI 10.21510/18173292_2022_96_2_12_26

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛЕВОРУКИХ УЧЕНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Зарина АльбертовнаАхметова1, Екатерина Сергеевна Донскова2

7Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина, Бишкек, Кыргызстан,

ahzarina@rambler.ru, ORCID0000-0001-5200-2807 2sunnysideofthirty@yandex.ru, ORCID 0000-0002-2990-4076

Аннотация. Рассматривается современное состояние психологической науки, характеризующееся запросами на комплексные исследования, затрагивающие интересы нескольких научных дисциплин и включающие взаимодействия между ними. Определены внешние и внутренние факторы развития междисциплинарного подхода в психологической науке. Внешние факторы являются результатом потребности в психологическом знании со стороны других гуманитарных и биологических наук, тогда как внутренние порождаются самой психологической наукой и выражаются в потребности в обращении к другим наукам. Приводятся исторические корни развития исследований на границах нескольких смежных наук в работах российских ученых В.М. Бехтерева, Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, Б.Ф. Ломова. В статье описаны три уровня реализации междисциплинарного подхода в психологии: внутрипсихологический, внешнепсихологический и внепсихологический. Показана актуальность исследования эмоциональных особенностей психики леворуких детей младшего школьного возраста с использованием междисциплинарного подхода, так как предмет изучения предполагает разветвленные междисциплинарные связи с педагогикой, философией, социологией, историей, культурологией, нейрофизиологией, генетикой, биологией, медициной, а также с различными отраслями психологической науки -психофизиологией, возрастной и педагогической психологией, общей психологией, социальной психологией. В контексте современных научных исследований принцип междисциплинарных связей используется с целью нового, широкого понимания предмета изучения. Принцип междисциплинарных связей придает исследованию фундаментальность, масштабность, всесторонность и универсальное понимание. Многосторонний анализ научной проблемы не может быть осуществлен без привлечения знаний из различных отраслей одной науки, а также других научных дисциплин.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, междисциплинарные связи, внутрипсихологический уровень, внешнепсихологический уровень, внепсихологический уровень, младший школьный возраст

© Ахметова З.А., Донскова Е.С., 2022

Для цитирования: Ахметова З.А., Донскова Е.С. Междисциплинарный подход в организации психологического исследования эмоциональной сферы леворуких учеников младшего школьного возраста // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №2 (96). С. 12-26.

PROBLEMSOFMODERNPEDAGOGYANDPSYCHOLOGY

INTERDISCIPLINARY APPROACH IN THE ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF THE EMOTIONAL SPHERE OF LEFT-HANDED STUDENTS OF PRIMARY SCHOOL AGE

Zarina A. Akhmetova1, Ekaterina S. Donskova2

1Kyrgyz-Russian Slavic University named after B. N. Yeltsin, Bishkek, Kyrgyzstan,

ahzarina@rambler.ru, ORCID 0000-0001-5200-2807 2sunnysideofthirty@yandex.ru, ORCID 0000-0002-2990-4076

Abstract. The article considers the current state of psychological science, which is characterized by requests for complex research that affects the interests of several scientific disciplines and includes interactions between them. It as well determines the external and internal factors of the interdisciplinary approach development in psychology. The external factors are the result of the need for psychological knowledge on the part of other sciences, while the internal ones are generated by psychology itself and are expressed in the need to turn to other sciences. The historical roots of the development of research at the boundaries of several related sciences are given by V.M. Bekhterev, B.G. Ananiev, B.F. Lomov, A.V. Brushlinsky. The authors give three levels of implementation of the interdisciplinary approach in psychology: intrapsychological, external psychological, extrapsychological. The relevance of studying the features of the emotional sphere of left-handed younger schoolchildren using an interdisciplinary approach is shown, since the subject of study involves branched interdisciplinary connections with other sciences: pedagogy, philosophy, sociology, history, cultural studies, neurophysiology, genetics, biology, medicine, as well as with various branches of psychological science. sciences: psychophysiology, developmental and educational psychology, general psychology, social psychology. In the context of modern scientific research, the principle of interdisciplinary connections is used for the purpose of a new, broad understanding of the subject of study. The principle of interdisciplinary connections gives the study a fundamental, large-scale, comprehensive and universal understanding. A multilateral analysis of a scientific problem cannot be carried out without the involvement of knowledge from various branches of one science, as well as other scientific disciplines.

Keywords: interdisciplinary approach, interdisciplinary connections, intrapsychological level, external psychological level, extrapsychological level, primary school age

For citing: Akhmetova Z.A., Donskova E.S. Interdisciplinary approach in the organization of psychological research of the emotional sphere of left-handed primary studentsof primary school age. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; 96(2) : 12-26. (In Russuan).

Введение. Начиная с 90-х годов ХХ века современное состояние науки характеризуется растущим числом междисциплинарных исследований. Речь идет не только о научных исследованиях в целом, но об общественных науках вообще и психологии в особенности. Среди факторов такой популярности междисциплинарного подхода в психологии можно выделить следующее.

Во-первых, именно в психологии в последние десятилетия все чаще звучали общественные запросы на комплексные исследования, затрагивающие научные интересы ряда дисциплин. Такие запросы касались сознания общества в кризисные времена; приспособляемости людей к меняющимся политическим и экономическим условиям; изменений в представлениях людей, связанных с научными инновациями и новыми изобретениями; безопасности детского и взрослого сознания от поступающей информации и ряд других. Большинство исследователей оказалось перед проблемой как понимания предмета исследований, так и эффективности решения задач, невозможных без подробной информации из источников «чужих» научных течений и научных представлений. Дальнейшее практическое применение полученного научного знания зависело от взаимодействия между дисциплинами, что привело к развитию междисциплинарного подхода в научных исследованиях. Запросы общества создавали среду, провоцирующую взаимосвязь различных наук. По мнению А.Л. Журавлева [1], это так называемый внутренний фактор развития междисиплинарного подхода в психологии, когда сама психология как наука в своем развитии и при решении сложных комплексных задач испытывает потребность в обращении к материалам иных наук. При этом, согласно Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьеву и Б.М. Кедрову, психология как наука о человеке находится в центре научного знания [2].

Во-вторых, сама психология в своем развитии достигла такого уровня, когда она предоставляет другим наукам готовые подходы и способы решения комплексных задач. Педагогика, социология, медицина, философия и другие науки испытывают потребность в психологических знаниях и осознают свою ограниченность в научных исследованиях без понимания тех особенностей, которые им может предоставить психология. Этот внешний фактор является результатом острой потребности в психологическом знании со стороны других наук. Точка зрения А.Л. Журавлева [1] о внутреннем и внешнем факторах развития междисциплинарного подхода соотносится с мнением Ж. Пиаже о том, что психология, занимая центральное место в изучении человека, с одной стороны, является продуктом других наук, с другой - сама способна объяснить условия развития и формирования этих наук [3].

В-третьих, проблема психического сама по себе является междисциплинарной. Феномен психики невозможно изучить только ресурсами психологической науки. Наук, затрагивающих поведение живых организмов и их психику в своих исследованиях, довольно много. Это и психиатрия, и генетика, и философия, а также нейрофизиология, этология и т.д. Их взаимовлияние порождает необходимость междисциплинарности в научных исследованиях. Отсюда становится понятной тенденция исследователей психологических феноменов привлекать к своим разработкам ученых из других научных дисциплин. Одними из таких феноменов являются особенности развития эмоциональной сферы леворуких младших школьников. Именно изучение этого феномена в его междисциплинарном аспекте мы выбрали в качестве цели данной работы.

Поступивший в школу ребенок переходит к новому образу жизни, новой ведущей деятельности, и это оказывает огромное влияние на развитие личности растущего человека. В младшем школьном возрасте происходит закладка многих важных психических качеств личности: существенно расширяется кругозор, активно развивается мышление, познавательные процессы (восприятие, память, внимание) становятся произвольными и более сознательными, эмоциональная сфера связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий. Не случайно младший школьный возраст называют вершиной детства. В данном контексте исследование междисциплинарных связей представляется наиболее актуальным. Так, младший школьный возраст считается одним из важнейших разделов психологии развития. В свою очередь, психология развития имеет тесные межпредметные связи с биологией человека, психогенетикой, физиологией развития, культурной антропологией, этнологией, этологией, социологией, педагогикой и др. Эмоциональная сфера леворуких младших школьников - еще более узкий предмет для изучения, в свою очередь предполагающий более разветвленные междисциплинарные связи.

Методология и методы исследования в работе построена на теоретическом анализе научной литературы из различных смежных с психологией областей, направленной на изучение феномена леворукости детей младшего школьного возраста и их эмоциональной сферы в междисциплинарном аспекте (В.А. Айрапетянц, Г.С. Айрумян, Э.М. Александровская, О.В. Андреева, Г.Г. Аракелов, М.М. Безруких, В.Л. Бианки, Н.Н. Брагина, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Г. Дейч, Т.А. Доброхотова, В.Д. Еремеева, А.Л. Журавлев [1], В.И. Лупандин, А.Р. Лурия, В.А. Москвин, Ж. Пиаже [3], С. Спрингер, В.Г. Степанов, А.П. Чуприков, M. Annett, J. Diamond, S. Lewis, M. Tyler и др.). Основным методом исследования выступает метод теоретического анализа публикаций по выбранной проблеме. Данный метод позволил нам расширить взгляд на особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ведущей левой рукой, интегрировать научные данные из различных направлений психологии и других научных дисциплин, изучающих данный феномен, чем способствовал более разностороннему пониманию данного интересующего нас предмета.

Результаты теоретического исследования. Методология российской психологической науки исторически развивалась в междисциплинарном контексте. В.М. Бехтерев проводил научные исследования на границах медицины и различных отраслей психологии. Он изучал одновременно и физиологию деятельности мозга, и поведение человека, его нравственность. Б.Г. Ананьев предлагал проводить комплексные исследования человека на стыках психологии, биологии, антропологии, химии и физиологии. Его идея заключалась в объединении знаний о человеке с помощью междисциплинарных исследований, как на внутрипсихологическом, так и на внешнепсихологическом уровне, используя данные различных направлений в

самой психологии с данными других наук. Б.Ф. Ломов интегрировал понятия о психике как из различных областей психологии, так и из других научных дисциплин, изучающих психику А.В. Брушлинский уже в 90-е годы XX века разрабатывал субъектно-деятельностный подход в психологических исследованиях, основанный на знаниях о феноменах психики не только из психологии, но и из философии, лингвистки, этики, логики и т.д. [4].

Исследование эмоциональных особенностей психики леворуких младших школьников не может быть полным и эффективным без знаний о феномене леворукости, новообразованиях младшего школьного возраста и изменениях в организме ребенка к семи годам, специфике межполушарной асимметрии, культурных и исторических сведений о леворуких людях, статистики представленности леворуких людей в обществе, а также гендерного разграничения, негативных эмоциональных реакций в младшем школьном возрасте, теории происхождения леворукости и многого другого. С целью получения целостной картины исследуемой проблемы необходимо интегрировать сведения из различных направлений психологии и других научных дисциплин, обогащая этим понимание предмета исследования.

В психологии существует несколько уровней реализации междисциплинарного подхода. Первый (внутрипсихологический) уровень характеризуется взаимодействием различных отраслей и направлений в самой психологии для решения задач, которые требуют привлечения более, чем одного направления в науке. В современной психологии можно насчитать несколько десятков направлений, вследствие чего междисциплинарный внутрипсихологический подход становится традиционным практически во всех исследованиях в данной области. На границах нескольких отраслей психологии даже складываются новые направления, такие как социальная психофизика, социально-педагогическая психология и др.

Второй (внешнепсихологический) уровень указывает на то, что научные разработки производятся с использованием знаний, с участием представителей других наук. Различные отрасли психологии сотрудничают с ними соответственно специфике объекта психологического исследования.

На третьем (внепсихологическом) уровне психология внедряется в другие научные области, становясь технической, медицинской или социологической специальностью. Например, эту тенденцию можно увидеть в инженерной, клинической, социальной психологии. Психология объединяется с другими науками, при этом все дисциплины приобретают новые знания.

Рассмотрим, как эти уровни междисциплинарного подхода реализуются при исследовании феномена развития эмоциональной сферы леворуких младших школьников. Первый уровень - внутрипсихологический -предполагает объединение сведений из различных направлений в психологии, полученных из российских и зарубежных источников. Перечислим конкретно.

Проблематика психофизиологии.

• Исследуются психологические и физиологические причины различий в уровне интеллекта, функциональные асимметрии человека. По различным показателям асимметрия мозга леворуких людей отличается от асимметрии мозга праворуких, проявляется не так явно и нет однозначных сведений, как она будет проявляться (Н.Н. Брагина) [5;6].

• В сфере изучения психопатологии левшей показано, что взаимодействие корковых и подкорковых систем мозга, выполняющих регуляторную функцию, является различным у левшей и праворуких людей, поэтому наблюдается специфическая биоэлектрическая асимметрия активности левого и правого полушария мозга (Т.А. Доброхотова) [7;8;9;10].

• В концепции функциональной асимметрии полушарий головного мозга, теории функциональных блоков мозга изучаются как различные варианты сочетания парциального доминирования моторных и сенсорных показателей формируют нейропсихологические индивидуальные различия левшей и правшей (А.Р. Лурия) [11].

• Исследования в области межполушарных асимметрий и индивидуальных различий человека показали, что для педагогической психологии важно знать, какова взаимосвязь асимметрий мозга с функциями воли и регуляции с целью определения индивидуальных особенностей школьников и условий для их обучения, воспитания и развития (В.А. Москвин) [12;13;14].

• При изучении асимметрии мозга рассматривается связь функциональных асимметрий с нарушениями высшей нервной деятельности, взаимодействие правого и левого полушария с различными функциями психики и процессами мышления, половые различия в природе асимметрий (Г. Дейч, С. Спрингер) [15].

• Анализ механизмов парного мозга указывает на то, что левополушарная асимметрия у правшей и правополушарная асимметрия у левшей и организация корковых связей формируется под влиянием специфической межполушарной асимметрии электрических процессов мозга (В.Л. Бианки) [16].

Проблематика возрастной и педагогической психологии.

• Из новообразований в младшем школьном возрасте наибольшее изменение и развитие происходит в познавательной и волевой сфере ребенка. Новообразованиями младшего школьного возраста традиционно считаются: мышление, память, восприятие, а также рефлексия, внутренний план действий и произвольная регуляция познавательных функций, которая формируется под влиянием учебной деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов) [17;18;19].

• Методика обучения леворуких детей изучает особенности и причины школьных трудностей у леворуких детей. Выявлено, что наибольшую трудность у левшей вызывает письмо и звуко-буквенный анализ слова при том, что леворукие дети имеют тенденцию к формированию целостного образа

слова и испытывают затруднения затруднений в буквенном анализе (М.М. Безруких) [20;21].

• Экспериментальное изучение функциональной асимметрии мозга и обучение леворуких детей убедительно доказало, что переучивание леворукого ребенка письму является для него травматичным опытом, однако часто переучивание происходит ненасильственным путем, а с помощью подражания правшам в мире, ориентированном на праворукость (В.А. Айрапетянц) [22].

• Психология трудных школьников как научная область исследует психологические и педагогические проблемы в профориентировании учащихся с позиции функциональной асимметрии (В.Г. Степанов) [23].

Проблематика общей психологии.

• Психоэмоциональные особенности леворуких детей указывают на то, что леворукие дети более чувствительны к отрицательным эмоциональным воздействиям, плохо переносят стрессогенные эмоциональные условия, неадекватную тактику поведения со стороны окружающих людей и чрезмерные требования учебной среды (О.В. Андреева) [24;25].

• Особенности реакции на стресс у детей с ведущей левой рукой отличаются от стрессовой реакции их праворуких сверстников. Выявлено, что правши являются более стрессоустойчивыми, чем левши или амбидекстры вследствие функциональных особенностей головного мозга (Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.К. Шотт) [26].

• Эмоциональная сфера и особенности адаптации леворуких детей характеризуются повышенной эмоциональностью и чувствительностью, такие дети испытывают трудности в адаптации (Э.М. Александровская) [27;28].

Проблематика социальной психологии.

• Для облегчения социальной адаптации леворуких детей учителям и родителям предлагаются меры оказания помощи, снижающие возможность возникновения социальной дезадаптации у леворуких детей и подростков (Е.А. Караваева) [29].

На втором, внешнепсихологическом, уровне предполагается, что данные из других наук помогают психологическому исследованию стать более масштабным и фундаментальным. Перечислим конкретно.

Проблематика педагогики.

• Общеобразовательная школа является сложной средой, состоящей из многих компонентов, имеющая функции адаптации, воспитания и обучения, а также способствующая социализации ребенка (В.Г. Бочарова, А.С. Макаренко и др.) [30;31;32].

• Специалисты в области педагогики рассматривают ребенка в качестве основного участника педагогической системы, исследуют оптимизацию процессов обучения ребенка, а также его воспитания, развития и социализации (Е.В. Бондаревская, Н.И. Пирогов) [33;34;35].

• Исследуются особенности обучения и воспитания детей в зависимости от специфики организации мышления, связанной с различными типами асимметрии (Р.М. Грановская, В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман) [36;37;38].

• В рамках биосоциального подхода рассматриваются причины леворукости, в основном социокультурные факторы леворукости, например, привычка использовать левую руку как ведущую передается из поколения в поколение (С. Джексон.) [21].

• Теория о декстрастрессе, т.е. насильственном переучивании леворуких детей при письме использовать правую руку, показала, что при таком подходе леворукому ребенку наносится психологическая травма, связанная с психофизиологическим напряжением и провоцирующая невротические состояния (А.П. Чуприков) [39].

Проблематика социологии.

• Многие социологические исследования ведутся по статистике леворуких людей. С каждым годом их число увеличивается. За последние 60 лет число мужчин-левшей выросло на 10 % и достигло 13,9 %, а женщин-левшей стало больше на 6 % и достигло 10,4% (М. Аннет, Д. Райф, X. Чемберлен) [40].

Проблематика биологии.

Исследования, посвященные происхождению леворукости, направлены на три основные причины.

• Генетическое направление, или наследование леворукости (Н. L. Koch, М. Аннет, A.M. Кеапе) [41].

• Патологическое направление, связанное с нарушениями функционирования мозговых структур (Г.Е. Введенский, А.А. Капустин) [41].

• Социокультурное направление, ориентированное на изучение влияния социальных условий и подражания деятельности взрослых как возможных причин леворукости (С. Джексон) [21].

• Работы, рассматривающие связь леворукости и главенства полушарий с влиянием тестостерона и сроками созревания мужского и женского плода (Н. Гершвинд, Дж. Леви, Т. Нагилаки) [42; 43].

Медицинская проблематика.

• Изучается влияние патологий эмбрионального развития, характера течения родов и заболеваний раннего детства на возможную специфику межполушарной асимметрии как причин развития леворукости (Е.Ю. Балашова, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, G. Bradshow-McAnulty) [44;45].

• Показана взаимосвязь леворукости с физиологическими и нейропсихологическими нарушениями (Я.Т. Багрий, А.П. Чуприков, М. Tyler) [46;47].

Проблематика истории и культурологии.

• Для полного понимания природы и сущности леворукости важно знать исторические и культурологические особенности отношения к этому

феномену. Положение левшей прослеживается в различные времена и в разных странах. В Древнем Китае, Древнем Риме, Испании, Ирландии, Англии, Италии, Германии, Голландии, Португалии и ряде других стран слово, используемое для обозначения леворукого человека, несет одновременно значение чего-то зловещего, неудачного, неподходящего и несчастливого. Существует огромное количество пословиц и поговорок, характеризующих неумелого человека как имеющего две левые руки, также множество ругательств имеют в своем составе корень, означающий «левый». Очевидно, насколько глубоко проникло в культуру предпочтение правого левому. На основании многих фактов делается вывод, что леворуких людей воспринимали как отклонение от общепринятых норм, приносящих несчастье. В средние века леворукость считалась одержимостью дьяволом, почему левши часто подвергались пыткам и сожжению. В XIX-XX веках леворукость подвергалась сильнейшему гонению. Научный догматизм признавал леворукость признаком дегенеративности и вырождения, почему левшей переучивали с особым фанатизмом.

В последние годы леворукость больше не считается нарушением, число левшей растет с каждым годом благодаря улучшению качества медицинского обслуживания и снижению смертности новорожденных, развитию науки, спорта, культуры, психологии и т.д. (П. Бертран, К. Саган, Р. Герц) [48].

Заключение. Без широкого взгляда на проблему эмоциональных особенностей психики леворуких младших школьников, основываясь только на ресурсах психологической науки, без сочетания результатов исследований, предлагаемых различными дисциплинами, изучающими поведение живых организмов и их психику, невозможно всестороннее понимание заявленного предмета исследования. Различные внешние и внутренние факторы, воздействующие на психологическую науку, подталкивают ее к взаимодействию с другими дисциплинами и развитию междисциплинарного подхода для решения сложных комплексных задач. Проблема исследования эмоциональных особенностей психики леворуких младших школьников вызывает необходимость интегрировать данные из различных направлений психологии и других научных дисциплин, обогащая этим понимание предмета исследования.

Список источников:

1. Журавлев, А.Л. Особенности междисциплинарных исследований в современной психологии // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. - Москва: ИПРАН, 2007. - С. 15-32.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - Москва: Модэк, 2010. - 448 с.

3. Пиаже, Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук // XVIII Международный психологический конгресс. 4-11 авг. 1966 г. - Москва, 1969. - 168 с.

4. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - Воронеж : Модэк, 1996. - З92 с.

5. Брагина, Н.Н. Клинико-электроэнцефалографические сопоставления при эпилепсии у левшей и амбидекстров / Н.Н. Брагина // Функциональная асимметрия и адаптация человека. - Москва, 1976. - С. 38-39.

6. Брагина, Н.Н. Функциональные асимметрии человека. - Москва: Медицина, 1981.

- 287 с.

7. Доброхотова, Т.А. Асимметричный мозг - асимметрично сознание / Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина // Высшая нервная деятельность. - 1993. - Т. 43, вып. 2. -С. 256-261.

8. Доброхотова, Т.А. Левши / Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина. - Москва: Книга, 1994. - 94 с.

9. Доброхотова, Т.А. Пространственно-временные факторы в организации нервно-психической деятельности / Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина // Вопросы философии. - 1975.

- № 5. - С. 133- 145.

10. Доброхотова, Т.А. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга / Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина. - Москва: Медицина, 1977. - 360 с.

11. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга (3-е изд.) - Москва: Академический Проект, 2000. - 512 с.

12. Москвин, В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 116-120.

13. Москвин, В.А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. - Москва: Изд-во МГУ, 2002. - 288 с.

14. Москвин, В.А., Москвина, Н.В. Леворукость в спорте высших достижений // Спортивный психолог. - 2010. - № 2 (20). - С. 25-29.

15. Спрингер, С., Дейч, Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. - Москва: Мир, 1983. - 256 с.

16. Бианки, В.Л. Механизмы парного мозга. - Ленинград: Наука, 1989. - 264 с.

17. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. -Москва: Педагогика, 1991. - 480 с.

18. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: учебное пособие - Москва: Академия, 2006. - 512 с.

19. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. -Москва, 1979. - С. 69-101.

20. Безруких, М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург : ЛИТУР, 2001. - 320 с.

21. Безруких, М.М., Князева, М.Г. Если ваш ребенок левша. - Москва: Новая школа, 2005. - 142 с.

22. Айрапетянц, В.А. Функциональная организация мозга леворуких детей: сб. тр. // Леворукость у детей и подростков / под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской и проф. А.П. Чуприкова. - Москва, 1987. - С. 54-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Степанов, В.Г. Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии: учебное пособие для вузов. - Москва: Академический проект, 2008. - 446 с.

24. Андреева, О.В., Лупандин, В.И. Изучение особенностей психоэмоциональной сферы у леворуких детей // Психологический вестник Уральского государственного университета. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. - Вып. 4. - С. 209-212.

25. Андреева, О.В., Лупандин, В.И. Особенности психоэмоциональной сферы леворуких детей // Объединенный научный журнал. - 2005. - № 21. - С. 52-56.

26. Аракелов, Г.Г. Особенности стрессовой реакции у правшей и левшей // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2004. - № 2.- С. 3-21.

27. Александровская, Э.МВзаимосвязь между латеральным фенотипом и личностными особенностями у детей младшего школьного возраста // Леворукость у детей и подростков: сб.тр. /под ред. Г.Н. Сердюковской, А.П. Чуприкова. - Москва, 1987. - С. 36-38.

28. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников : учебное пособие / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - Москва : Академия, 2002. - 208 с.

29. Караваева, Е.А. Психологические особенности личностно ориентированного подхода в работе с леворукими детьми и подростками в учреждениях образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2009. - N 3. - С. 100108.

30. Бочарова, В.Г. Социально-педагогические исследования: предметно-объектная область, проблемное поле / Рос. акад. образования, Ин-т социал. педагогики. - Москва: ИСП РАО, 2010. - 42 с.

31. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. - Москва: SvR-Аргус, 1994. -

207 с.

32. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения. - Москва: Педагогика, 1977. - 400 с.

33. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 2001. - №1. - С. 54-62.

34. Бондаревская, Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. - Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 1997. - 183 с.

35. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения. - Москва: Педагогика, 1985. - 493 с.

36. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. - Ленинград: Изд-во Ленинград. гос. ун-та, 1988. - 560 с.

37. Еремеева, В.Д. Функциональная межполушарная асимметрия мозга как основа индивидуального подхода к обучению в начальной школе // Сборник материалов 29-й межвузовской конференции преподавателей и аспирантов. - Санкт-Петербург, 2000. -С.179-188.

38. Еремеева, В.Д., Хризман, Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 97 с.

39. Чуприков, А.П. Диагностика леворукости и латеральных признаков / А.П. Чуприков, P.M. Гнамюк // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии: науч. изд. - Москва: Научный мир, 2009. — С. 638-647.

40. Annett, M. Handedness and brain asymmetry: the right shift theory. - Hove, Brighton : Psychology Press. 2002. - 396 p.

41. Равич-Щербо, И.В. Психогенетика. - Москва; Аспект Пресс, 2000. - 447 с.

42. GerschwindN.W., Behan, P. Left-handedness: Assoication with immune disease, migraine, and developmental learning disorder. Proc. Nat. Acad. Science USA, 1982. - Vol. 79. Pp. 5097 - 5100.

43. Levy, J., Heller, W. Gender differences in human neuropsychological function. In A.A. Gerall, M. Howard, & I.L. Ward (Eds.), Sexual differentiation: Handbook of behavioral neurobiology. - Vol. 1. - 1992.

44. Корсакова, Н.К., Микадзе, Ю.В., Балашова, Е.Ю. Неуспевающие дети : нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - Москва: Юрайт, 2017. - 136 с.

45. Bradshaw-McAnulty, G., Hicks, R.E., Kinsbourne, M. Pathological left-handedness and familial sinistrality in relation to degree of mental retardation // Brain and Cognitio. - 1984. -№3(4). Рp. 349-356.

46. Багрий, Я.Т., Чуприков, А.П. Ранний детский аутизм: современные проблемы // Галицкий врачебный вестник. - Ивано-Франковск, 2004.

47. Tyler, M., Diamond, J., Lewis, S. Correlates of left-handedness in a large sample of schizophrenic patients // Schizophrenia Research. - 1995. - №18(1). - С. 37-41.

48. Айрумян, Г.С. Исторический аспект проблемы леворукости // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 387-389.

References

1. Zhuravlev A.L. Osobennosti mezhdistsiplinarnykh issledovaniy v sovremennoy psikhologii [Features of interdisciplinary research in modern psychology] In: Theory and methodology of psychology: post-non-classical perspective / Ed.A. L. Zhuravlev, A. V. Yurevich. Moscow: IPRAN, 2007. Pp. 15-32. (In Russian)

2. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow: Modek, 2010. 448 p. (In Russian)

3. Piaget J.Psikhologiya, mezhdistsiplinarnyye svyazi i sistema nauk [Psychology, interdisciplinary connections and the system of sciences] In: XVIII International Psychological :Congress. Aug 4-11, 1966. Moscow, 1969. 168 p. (In Russian)

4. Brushlinsky A.V. Subyekt: myshleniye, ucheniye, voobrazheniye [Subject: thinking, teaching, imagination]. Voronezh: Modek, 1996. 392 p. (In Russian)

5. Bragina N.N. Kliniko-elektroentsefalograficheskiye sopostavleniya pri epilepsii u levshey i ambidekstrov [Clinical and electroencephalographic comparisons in epilepsy in left-handers and ambidexters].In: Functional asymmetry and human adaptation. Moscow, 1976. Pp. 38-39. (In Russian)

6. Bragina N.N. Funktsional'nyye asimmetrii cheloveka [Functional human asymmetries]. Moscow: Medicine, 1981. 287 p. (In Russian)

7. Dobrokhotova T.A., Bragina N.N. Asimmetrichnyy mozg - asimmetrichnoye soznaniye [Asymmetric brain - asymmetric consciousness]. Vysshaya nervnaya deyatel'nost' = Higher nervous activity. 1993; 43( 2): 256-261. (In Russian)

8. Dobrokhotova T.A., Bragina N.N. Levshi [The left-handed]. Moscow: Book, 1994. 94 p. (In Russian)

9. Dobrokhotova T.A., Bragina N.N. Prostranstvenno-vremennyye faktory v organizatsii nervno-psikhicheskoy deyatel'nosti [Spatio-temporal factors in the organization of neuropsychic activity]. Voprosy filosofii = Questions of Philosophy. 1975; 5: 133-145. (In Russian)

10. Dobrokhotova T.A., Bragina N.N. Funktsional'naya asimmetriya i psikhopatologiya ochagovykh porazheniy mozga [Functional asymmetry and psychopathology of focal brain lesions]. Moscow: Medicine, 1977. 360 p. (In Russian)

11. Luria A.R. Vysshiye korkovyye funktsii cheloveka i ikh narusheniya pri lokal'nykh porazheniyakh mozga [Higher human cortical functions and their disorders in local brain lesions], 3rd edition. Moscow: Academic Project, 2000. 512 p. (In Russian)

12. Moskvin V.A. Mezhpolusharnaya asimmetriya i individual'nyye stili emotsional'nogo reagirovaniya [Interhemispheric asymmetry and individual styles of emotional response]. Voprosy filosofii = Questions of Psychology. 1988; 6: 116-120. (In Russian)

13. Moskvin V.A. Mezhpolusharnyye otnosheniya i problema individual'nykh razlichiy [Interhemispheric relations and the problem of individual differences]. Moscow: MGU, 2002. 288 p. (In Russian)

14. Moskvin V.A., Moskvina, N.V.Levorukost' v sporte vysshikh dostizheniy [Left-handedness in elite sports]. Sportivnyj psiholog = Sports psychologist. 2010; 20 (2): 25-29. (In Russian)

15. Springer S., Deutsch G. Levyy mozg, pravyy mozg. Asimmetriya mozga [Left brain, right brain. Brain asymmetry]. Moscow: Mir, 1983. 256 p. (In Russian)

16. Bianchi V.L. Mekhanizmy parnogo mozga [Mechanisms of the paired brain]. Leningrad.: Nauka, 1989. 264 p. (In Russian)

17. Vygotsky, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology] / Edited by V.V. Davydov. Moscow: Pedagogy, 1991. 480 p. (In Russian)

18. Vygotsky L.S. Psikhologiya razvitiya rebenka [Psychology of child development]: Textbook Moscow: Academy, 2006. 512 p. (In Russian)

19. Davydov V.V. Psikhicheskoye razvitiye v mladshem shkolnom vozraste [Mental development in junior school age]. In: Age and pedagogical psychology / Edited by A. V. Petrovsky. Moscow, 1979. Pp. 69-101. (In Russian)

20. Bezrukikh M.M. Levorukiy rebenok v shkole i doma [A left-handed child at school and at home]. Yekaterinburg: LITUR, 2001. 320 p. (In Russian)

21. BezrukikhM.M., KnyazevaM.G. Yesli vash rebenok levsha [If your child is left handed]. Moscow: New School, 2005. 142 p. (In Russian)

22. Airapetyants V.A. Funktsionalnaya organizatsiya mozga levorukikh detey [Functional organization of the brain of left-handed children]. In: Left-handedness in children and adolescents: collection of works /edited by academitian of USSR Academy of Medical Sciences G.N. Serdyukovskaya and prof. A.P. Chuprikov. Moscow, 1987. Pp. 54-59. (In Russian)

23. Stepanov V.G. Proforiyentatsiya. Funktsional'naya asimmetriya mozga i vybor professii. [Vocational guidance. Functional asymmetry of the brain and choice of profession]. Textbook for universities. Moscow: Academic project, 2008. 446 p. (In Russian)

24. Andreeva O.V., Lupandin V.I. Izucheniye osobennostey psikhoemotsional'noy sfery u levorukikh detey [Studying the features of the psycho-emotional sphere in left-handed children]. Psihologicheskij vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta = Psychological Bulletin of Ural State University. 2003; 4: 209-212. (In Russian)

25. Andreeva O.V., Lupandin V.I. Osobennosti psikhoemotsional'noy sfery levorukikh detey [Peculiarities of the psycho-emotional sphere of left-handed children]. Ob"edinennyj nauchnyj zhurnal =Association of scientific magazines. 2005; 21: 52-56. (In Russian)

26. Arakelov, G.G. Osobennosti stressovoy reaktsii u pravshey i levshey [Peculiarities of stress reaction in right-handers and left-handers]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya = Bulletin of Moscow University. Series 14: Psychology. 2004; 2: 3-21. (In Russian)

27. Alexandrovskaya E.M. Vzaimosvyaz' mezhdu lateral'nym fenotipom i lichnostnymi osobennostyami u detey mladshego shkol'nogo vozrasta [The relationship between the lateral phenotype and personality traits in children of primary school age]. In: Left-handedness in children and adolescents: collection of works / edited by academician of USSR Academy of Medical Sciences G.N. Serdyukovskaya and prof. A.P. Chuprikov. Moscow, 1987. Pp. 36-38. (In Russian)

28. Alexandrovskaya E.M. Psikhologicheskoye soprovozhdeniye shkolnikov [Psychological support for schoolchildren]: a study guide / E.M. Alexandrovskaya, N.I. Kokurkina, N.V. Kurenkov. Moscow: Academy, 2002. 208 p. (In Russian)

29. Karavaeva E.A. Psikhologicheskiye osobennosti lichnostno oriyentirovannogo podkhoda v rabote s levorukimi det'mi i podrostkami v uchrezhdeniyakh obrazovaniya [Psychological features of a personality-oriented approach in working with left-handed children and adolescents in educational institutions]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie = Bulletin of the Moscow University. Ser. 20: Pedagogical education. 2009; 3: 100108. (In Russian)

30. Bocharova V.G. Sotsial'no-pedagogicheskiye issledovaniya: predmetno-obyektnaya oblast, problemnoye pole [Socio-pedagogical research: subject-object area, problem field] / Russian Academy of Education, Institute of Social Pedagogy. Moscow: ISP RAO, 2010. 42 p. (In Russian)

31. Bocharova V.G. Pedagogika sotsialnoy raboty [Pedagogy of social work]. Moscow: SvR-Argus, 1994. 207 p. (In Russian)

32. Makarenko A.S. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow: Pedagogy, 1977. 400 p. (In Russian)

33. Bondarevskaya E.V.Smysly i strategii lichnostno oriyentirovannogo vospitaniya [Meanings and strategies of personality-oriented education]. Pedagogika = Pedagogy. 2001; 1: 5462. (In Russian)

34. Bondarevskaya E. V. Lichnostno oriyentirovannoye obrazovaniye: opyt, razrabotki, paradigmy [Personally oriented education: experience, developments, paradigms]. Rostov-on-Don: Publishing House of the Russian State Pedagogical University, 1997. 183 p. (In Russian)

35. Pirogov N.I. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow: Pedagogy, 1985. 493 p. (In Russian)

36. Granovskaya R.M.Elementy prakticheskoy psikhologii [Elements of practical psychology]. - Leningrad: Publishing House of the Leningrad State University, 1988. 560 p. (In Russian)

37. Eremeeva V.D. Funktsionalnaya mezhpolusharnaya asimmetriya mozga kak osnova individualnogo podkhoda k obucheniyu v nachalnoy shkole [Functional interhemispheric asymmetry of the brain as the basis of an individual approach to teaching in elementary school]. In: Collection of materials of the 29th interuniversity conference of teachers and graduate students. St. Petersburg, 2000. Pp. 179-188. (In Russian)

38. Eremeeva V.D., Khrizman T.P. Malchiki i devochki: dva raznykh mira [Boys and girls: two different worlds]. St. Petersburg: Peter, 2006. 97 p. (In Russian)

39. Chuprikov A.P., Gnamyuk R.M.Diagnostika levorukosti i lateralnykh priznakov [Diagnosis of left-handedness and lateral signs]. In: Guide to functional interhemispheric asymmetry: scientific edition. Moscow: Scientific world, 2009. Pp. 638-647. (In Russian)

40. Annett M. Handedness and brain asymmetry: the right shift theory. Hove, Brighton: Psychology Press. 2002. 396 p. (In English)

41. Ravich-Shcherbo I.V. Psikhogenetika [Psychogenetics]. - Moscow: Aspect Press, 2000. 447 p. (In Russian)

42. Gerschwind N.W., Behan P. Left-handedness: Assoication with immune disease, migraine, and developmental learning disorder. Proc. Nat. Acad. Science USA, 1982. Vol. 79. Pp. 5097 - 5100. (In English)

43. Levy J., Heller W. Gender differences in human neuropsychological function. In A. A. Gerall, M. Howard, & I.L. Ward (Eds.), Sexual differentiation: Handbook of behavioral neurobiology. Vol. 1. 1992. (In English)

44. Korsakova N.K., Mikadze Yu.V., Balashova E.Yu. Neuspevayushchiye deti: neyropsikhologicheskaya diagnostika trudnostey v obuchenii mladshikh shkolnikov [Underachieving Children: Neuropsychological Diagnosis of Learning Difficulties in Primary School Students]. Moscow: Yurayt, 2017. 136 p. (In Russian)

45. Bradshaw-McAnulty, G., Hicks, R E., Kinsbourne, M. Pathological left-handedness and familial sinistrality in relation to degree of mental retardation. Brain and Cognitio. 1984; 3(4): 349-356. (In English)

46. Bagriy Ya. T, Chuprikov A.P. Ranniy detskiy autizm: sovremennyye problemy [Early childhood autism: modern problems]. Galickij vrachebnyj vestnik = Galician Medical Bulletin. Ivano-Frankivsk, 2004. (In Russian)

47. Tyler M., Diamond J., Lewis S. Correlates of left-handedness in a large sample of schizophrenic patients. Schizophrenia Research. 1995; 18(1): 37-41. (In English)

48. Ayrumyan G.S. Istoricheskiy aspekt problemy levorukosti [The historical aspect of the problem of left-handedness]. Molodoj uchenyj = Young scientist. 2012;46(11): 387-389. (In Russian)

Заявленный вклад авторов статьи:

Зарина Альбертовна Ахметова - научное руководство, критический анализ текста, обеспечение ресурсами, оформление статьи.

Екатерина Сергеевна Донскова - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор методологических данных, оформление статьи.

The declared contribution of the authors of the article:

Zarina A. Akhmetova - scientific guidance, critical analysis of the text, provision of resources, article design

Ekaterina S. Donskova - theoretical analysis of the literature on the research problem, methodological data collection, article design.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 14.05.2022; одобрена после рецензирования 14.06.2022; принята к публикации 21.06.2022.

The article was submitted 14.05.2022; approved after reviewing 14.06.2022; accepted for publication 21.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.