Теологические исследования
Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. №3. С. 6-23
УДК 340
Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин Роман Владимирович)
ректор
Смоленской православной духовной семинарии
Междисциплинарные связи теологии и юриспруденции:
Аннотация: Настоящая статья посвящена вопросу междисциплинарного взаимодействия теологической и юридической наук. На основе анализа паспортов специальностей 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» и 26.00.01 «Теология» автор статьи предпринимает попытку обосновать выбор канонического права в качестве общего предмета для двух научных областей знания. В период образования и развития Древнерусского государства параллельно этим процессам происходило и формирование нового правового поля, вобравшего в себя как местные правовые обычаи, так и достижения римского права. Последнее к моменту проникновения на Русь включало в себя христианские каноны, регламентировавшие не только религиозную, но и социальную жизнь общества. Таким образом, именно религиозная парадигма в период активного формирования и развития древнерусского права была вписана в мышление, культуру и политику нашего государства. Более того, это мышление во многом определяло жизнь России до Октябрьской революции и оказывает влияние до сих пор. В этой связи поиск не только общих предметов, но и сохранение субъектности каждой из сторон, становится залогом эффективного сотрудничества и диалога двух научных направлений -теологии и юриспруденции.
Ключевые слова: теология, юриспруденция, каноническое право, влияние, междисциплинарный подход, научная специальность, история Церкви, богословие, правовые нормы, правовые обычаи, предмет исследования, диалог.
В 2015 году президиум Высшей аттестационной комиссии принял решение о признании теологии в качестве научной специальности. Первая защита диссертации по этой специальности состоялась в июне 2017 года. Тема работы была связана с богословскими воззрениями митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). В данном случае автор обратился к богословской тематике. Однако теологическая наука заключает в себе широкий спектр гуманитарных исследований, находящихся на стыке многих дисциплин. Среди таковых можно выделить каноническое право, неразрывно связанное с
теория и практика
юриспруденцией. В этой связи вполне правомерно может возникнуть вопрос и о связи юридической науки с теологией. Связь эта, несмотря на некоторую неочевидность, тем не менее, значительно более тесная, чем могло бы показаться на первый взгляд.
Как теология, так и право, опираются на тексты, имеющие для них непререкаемый авторитет. На основе этих текстов создаются различные толкования, основанные на определенных практиках. И богословие, и право оказывают влияние лишь на тех, кто видит себя в их системе координат и готов признавать их верховенство, не претендуя на всеобщность следования их постулатам. Юридические и богословские тексты являются тем мерилом, согласно которому выстраивается связь между теорией и практикой. В таком случае вполне актуальным и необходимым видится изучение возможности наличия юридической тематики в работах по специальности 26.00.01 «Теология» и наоборот.
Для этого необходимо, в первую очередь, обратиться к дискуссиям, которые были посвящены вопросу соотношения каноники и богословия, между дореволюционными исследователями. В данном случае под богословием будет подразумеваться не «духовное», то есть практико-аскетичное понимание, присущее восточной традиции, а «теоретико-когнитивное», зародившееся на Западе в период схоластики и оказавшее влияние и на российскую богословскую науку1.
Изучение многих отраслей права немыслимо без знания права канонического. Об этом свидетельствовали многие дореволюционные исследователи. Профессор М.Е. Красножен замечал, что значительная часть отраслей российского права развивалась не без «влияния церковного законодательства»2. В этом с ним согласны и современные исследователи, к числу которых относится протоиерей Владислав Цыпин, опубликовавший
-5
большое число монографий и статей по канонике . Однако на протяжении долгого времени открытым оставался вопрос о путях развития каноники и ее осмысления в качестве самостоятельной науки, а не раздела богословия, частью
4
которого она долгое время рассматривалась .
Ключевым вопросом в исследовании канонической науки является тема источников церковного права. Профессор А.А. Дорская в своей диссертации обосновывает наличие трех подходов при формировании системы церковного права: богословский, юридический и отвергающий церковное право Православной церкви как таковое (нигилистический). К первой категории А.А. Дорская относит и труды одного из виднейших канонистов своего времени епископа Иоанна (Соколова)5. Однако обращаясь к его работам, мы
1 Польсков К.О. Два понимания терминов «Богословие» и «Теология»: традиция и современные вызовы // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Вып. 2. Том 16. С. 225.
2 Красножен М.Е. Краткий очерк церковного права. Юрьев: Типография К. Маттисена, 1900. С. 9.
3 Цыпин В., свящ. Церковное право. Учебное пособие. Клин: Христианская жизнь, 2002. С. 8 - 9.
4 Дорская А.А. Церковное право в системе права Российской империи конца XVIII - начала XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М.: Российский государственный социальный университет, 2008. С. 5.
5 Там же. С. 7.
можем обнаружить, что в них во многом отражены идеи, сближающие каноническую науку со светским правом. Итак, рассуждая об источниках церковного права, епископ Иоанн подразделял их на три вида: основные (собственно канонические), исторические и практические6. Несмотря на то, что само название источников первого разряда говорит о степени их важности, преосвященный Иоанн (Соколов) подчеркивал важность практических и исторических источников. Что касается последних, то епископ Иоанн обращал особое внимание на роль римского гражданского права в формировании канонов Древней церкви, которые в дальнейшем стали частью не только церковного, но и светского правового поля нашего государства7. Таким образом, преосвященный Иоанн одним из первых выделил канонику из богословия, обосновал ее самостоятельность на примере источников церковного права и задал дальнейшее направление исследованиям в этой
о
научной области .
Тема источников с течением времени получила еще большую значимость в процессе отделения канонического права от богословия и перевода его в разряд юридических наук. Историческая школа права оказала решающее влияние на эту трансформацию, в результате этого во второй половине XIX века сформировалась отдельная группа ученых, занимавшихся изучением источников церковного права, созданием и функционированием его основных институтов9. К концу XIX века учеными юристами в различных исследованиях активно поднимался вопрос о соотношении церковного и светского права10. И на закате существования Российской империи особую актуальность в научном и общественном пространстве приобрела дискуссия, связанная с положением религии в обществе и государстве11. Все это происходило на фоне изменения законодательства о вероисповеданиях, дальнейших революционных процессов, появления запроса на изменения сложившегося положения церкви в государстве, исходившего со стороны как членов иерархии, так и отдельных групп верующих.
Таким образом, несмотря на смещение акцента в изучении канонической науки с богословского на юридический, изменения тем и вопросов, актуальных для того или иного периода, церковное право рассматривалось в качестве неотъемлемой части правового поля нашего государства на протяжении
6 Иоанн (Соколов), еп. Опыт курса церковного законоведения. СПб.: Типография Фишера, 1851. С. 23.
7 Там же. С. 31.
8 См. Исидор (Тупикин), митр. Вклад епископа Смоленского и Дорогобужского Иоанна (Соколова) в развитие канонической науки в России // Богословский вестник. 2018. № 1. С. 178-200.
9 См. Заозерский Н.А. Историческое обозрение источников права Православной Церкви. М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1891; Иоанн (Соколов), еп. Древние правила церковного суда // Православный собеседник. 1859. Ч. 2. № 5. С. 3-44; Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Киев: Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1886; Павлов А.С. Первоначальный славяно-русский Номоканон. Казань: Университетская типография, 1869.
10 Соколов Н.К. О влиянии церкви на историческое развитие права // Московские университетские известия. 1870. № 1. С. 2.
11 См. Бердников И.С. Открытия в области церковного права, сделанные современным так называемым обновленческим движением. Вып. 1. Казань: Центральная типография, 1908; Темниковский Е.Н. Положение Императора Всероссийского в Русской Православной Церкви в связи с общим учением о церковной власти. Историко-догматический очерк. Ярославль: Типография Губернского правления, 1909.
большей части истории его существования. Кроме того, богословие всегда рассматривалось в качестве ключевого или, по крайней мере, одного из ключевых источников каноники. Эти выводы подтверждаются не только дореволюционными, но и современными исследованиями.
В 1990-е гг. стали появляться работы, посвященные различным отраслям канонического права: семейному, гражданскому, уголовному праву. Однако самое значительное число исследований было посвящено взаимодействию церковного и светского права. Среди таких работ выделяется монография Т.Е. Новицкой о влиянии церковного права на государственное, в которой автор ключевое внимание уделяет трудам одного из видных дореволюционных канонистов Н.С. Суворова12. Е.В. Белякова и Е.П. Гаранова также внесли большой вклад в изучение истории церковного процессуального права. Первая
13
издала по этой теме монографию, а вторая защитила диссертацию в 2004 г. .
Важным предметом современных исследований, посвященных каноническому праву, является его природа и сущность. По данному вопросу мнения ученых разделились. Одни рассматривают церковное право как самостоятельную правовую отрасль, отнести которую к какой-либо правовой семье не представляется возможным14. Каноническое право также определяют как корпоративное15, что не находит своего подтверждения в российском законодательстве, которое определяет Церковь как некоммерческую организацию. Корпоративное же право имеет отношение прежде всего к корпорациям, целью существования которых является извлечение прибыли, что к Церкви не применимо.
Далее, из вышеперечисленных позиций проистекают различные точки зрения на место церковного права в современном государстве. Некоторые утверждают, что в настоящее время оно не имеет юридического значения и может рассматриваться в отношении исторического развития юридической науки в России. Другие поддерживают точку зрения, согласно которой церковное право распространяется лишь на жизнь Русской Православной Церкви внутри ее границ. Третьи же заключают, что и поныне канонические нормы имеют значение в жизни верующих граждан нашего общества,
12 См. Новицкая Т.Е. Правовое регулирование имущественных отношений в России во второй половине ХУШ века. М.: Зерцало-М, 2005.
13 Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М: Культурный центр «Духовная библиотека», 2004; Гаранова Е. П. Церковное право в правовой системе российского общества (общетеоретический и исторический аспекты). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2004.
14 Дорская А.А. Церковное право в системе права Российской империи конца XVIII - начала XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М.: Российский государственный социальный университет, 2008. С. 19 - 20; Чабан Л.Е. Необходимость возведения канонического права в самостоятельную правовую отрасль // Апробация. 2014. № 8. С. 91-92.
15 Боровой Д.Д. Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ставрополь: СевероКавказский государственный технический университет, 2004. С. 18; Варьяс М.Ю. Церковное право в романо-германской правовой системе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: Московская государственная юридическая академия, 1997. С. 18 - 24; Гаранова Е. П. Церковное право в правовой системе российского общества (общетеоретический и исторический аспекты). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2004. С. 9 - 10.
составляющих значительное его количество. Как бы то ни было, все эти рассуждения предполагают важность для современного общества и юридической науки изучения церковного права, его развития и влияния на наше общество в истории и современности.
Таким образом, несомненным является то, что современное российское право, несмотря на свой светский характер, так или иначе имеет в своем основании право каноническое. В свою очередь, каноника неразрывно связана с теологией как ключевым источником своего происхождения. Из этого следует, что изучение теологической науки и канонического права не могут проходить в отрыве друг от друга.
В этой связи важным является рассмотрение вопроса о возможности и целесообразности защиты работ, посвященных исследованию канонического права, по двум специальностям - 26.00.01 «Теология» и 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве». Кроме того, подобное научное направление может способствовать зарождению новых междисциплинарных связей между теологией и юриспруденцией.
К решению подобного вопроса приблизился профессор ГУ ВШЭ А.А. Вишневский, который опубликовал статью «О системе канонического права»16. В этой работе автор рассматривал критерии, принятые в светском праве, применительно к каноническому. В заключении своего рассуждения исследователь утверждает о важности рассмотрения канонического права «изнутри», то есть с точки зрения того источника, из которого оно происходит - религии. Такой «субъективизм» позволяет избежать игнорирования
17
подлинной природы каноники . Продолжая данное размышление о природе канонического права, стоит в очередной раз подчеркнуть следующее. Каноническое право, действительно, распространяется на всех членов религиозной организации, ее служителей и верующих. Однако, обращаясь к истории России, мы обращаем внимание на то, что состояние, при котором подданный не принадлежал бы к какому-либо вероисповеданию, не признавалось государством. Более того, по причине главенствующей роли Православия все подданные Российской империи вплоть до 1917 г. обязаны
были соблюдать нормы канонического права, включенные в правовую систему
18
государства .
Далее обратимся к области исследований паспорта специальности 12.00.01 «Теория и история права и государства; история правовых учений», в одном из пунктов которого прямо упоминается церковное право: «Предпосылки возникновения права и государства в Древней Руси. Древнерусское обычное право: его индоевропейские и славянские корни. Роль восточнославянского язычества в становлении форм древнерусского права и государства. Возникновение древнерусского государства. Христианизация
16 См. Вишневский А.А. О системе канонического права // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 4. С. 47-59.
17 Там же. С. 59.
18 Петюкова О.Н. Проблемные аспекты определения места церковного права в современной системе права // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 3. С. 147.
Руси, ее воздействие на развитие государства и правовых институтов. Церковное и светское право на Руси». Однако, помимо этой позиции в паспорте имеются и иные области, которые потенциально имеют связь с теологией.
Четыре общности, а именно - государство, церковь, община и мир в целом - на протяжении значительного периода истории нашей страны определяли правосознание и поведенческие стереотипы индивида, относящего себя к одной или нескольким группам19. Вместе с христианством Русь восприняла не только религию, но и уникальную правовую систему византийцев, включавшую в себя как светские, так и церковные правовые нормы. Эти нормы в большей степени нашли свое отражение в Номоканоне -византийском сборнике, относящемся к VI веку и включавшим в себя решения Вселенских и Поместных церковных соборов, произведения авторитетных учителей христианства, нормативные акты византийских правителей, законодательные памятники, своды законов и др. В конечном итоге нормы канонического права рассматривались в Древней Руси по степени важности наряду с государственными законами. В дальнейшем, в процессе развития собственного права, нормы византийского права стали частью законодательных сборников Московского государства. Наконец, в XVII веке Соборное Уложение
закрепило положение, согласно которому преступления против Церкви
20
являлись более тяжкими, чем преступления против государства . В последующем, несмотря на роль Церкви в Российской империи в качестве «ведомства православного исповедания», церковное право продолжало оказывать влияние на светское в части уголовного, процессуального и семейного права21. В таком случае, рассмотрение источников канонического права является одной из ключевых задач при изучении правовых учений и норм нашего государства.
Эта позиция вполне согласуется с пунктом 1.7 паспорта специальности 12.00.01, в котором в качестве области исследований рассматриваются источники права, правовые обычаи и доктрины. Источником права является «внешняя форма выражения права, те правовые образования, которые содержат
правовые нормы». К юридическим источникам права относятся среди прочих
22
религиозные памятники .
Ключевым источником церковного права является Божественное откровение. Последнее, в свою очередь, проявляется в догматах и нравственных заповедях, содержащихся в Священном Писании и Священном Предании. Священное Писание представляет из себя сборник канонических, то есть общепризнанных, книг, пользующихся непререкаемым авторитетом. Священное Предание, составляя часть Божественного права, не
19 Дорская А.А. Эволюция места канонического (церковного) права в системе права России // Юриспруденция. 2010. Вып. 2. Т. 18. С. 37.
20 Там же. С. 39.
21 См. Дорская А.А. Взаимодействие уголовного и процессуального права Российской Империи с церковным правом // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. Г. Герцена. 2005. № 11. С. 255-269.
22 Краснов А.В. Носаненко Г.Ю. и др. Проблемы теории государства и права: учебник. Казань: Познание (Институт ЭУП), 2013. С. 199.
зафиксированного в священных текстах, тем не менее, является не менее важным плодом как устного, так и письменного творчества апостолов, их учеников и авторитетных лиц.
Формирование источников права, их значение и утверждение находилось в прямой зависимости от исторической ситуации, при которой происходили эти процессы. Правовой обычай был одним из основополагающих элементов на раннем этапе формирования законодательных норм. Главными критериями, согласно которым некая модель принятия решений становилась обычаем, были повторяемость и время, в ходе которых эти нормы становились общеобязательными. С течением времени обычай уступил место зафиксированному государственному праву. Подобные процессы наблюдались и в развитии церковного права, в котором обычаи стали играть все менее
23
заметную роль с развитием положительного права . Предание Церкви и составляло тот кладезь неписаных правил и обычаев, часть из которых в дальнейшем приобрела письменный характер. К виду обычая относится и судебный прецедент, который в церковном суде может использоваться при рассмотрении дел, ранее имевших место быть.
Одними из основных дисциплин, позволяющих преуспеть в изучении ключевых источников канонического права - Священного Писания и Священного Предания, являются библеистика, догматическое богословие и патрология. Перечисленные дисциплины входят в перечень направлений исследований в области православной теологии (пп. 1.2 «Библеистика»; 1.3 «Патристика и патрология»; 1.4 «Догматическое богословие»). Настоящие области исследований в значительной мере позволяют сконструировать фундамент исследований источников не только канонического, но и светского права, вобравшего в себя многие церковные нормы.
Толкование права, его способы и виды также входит в номенклатуру области исследований специальности 12.00.01. Толкование законодательных норм является одним из важнейших условий не только реализации права, но и
24
процесса правотворчества24. Так как законотворчество опирается на верное толкование уже принятых законов25, толкование предполагает использование не только юридических знаний, но также культуры, и в некоторой степени искусства. Это подтверждается трудами греческих юристов поздневизантийской эпохи, трудившихся над уяснением и разъяснением канонических текстов. В свою очередь, традиция комментирования канонических текстов ведет свое начало от законодательных практик римского права, в котором интерпретация и ссылка на авторитетных авторов стали неотъемлемой частью правотворчества26.
23 Цыпин В., свящ. Церковное право. Учебное пособие. Клин: Христианская жизнь, 2002. С. 31.
24 Краснов А.В. Носаненко Г.Ю. и др. Проблемы теории государства и права: учебник. Казань: Познание (Институт ЭУП), 2013. С. 265.
25 Беляева О.М. Толкование норм права // Ученые записки Казанского государственного университета. 2007. Т. 149. Кн. 6. С. 39.
26 Задорнов А., свящ. Interpretatio как актуальная проблема канонического права // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2017. № 7-8. С. 152.
О значении толкований говорит тот факт, что к XIII веку списки Номоканона без комментариев рассматривались как неактуальные и выходили
27
из употребления27. Ключевыми фигурами, повлиявшими на методы и развитие
толковательной практики, стали Иоанн Зонара, Аристин и патриарх Феодор
28
Вальсамон . Их толкования благодаря своему значительному авторитету сами стали частью церковного права. Таким образом, толкование занимает значимое место как в светском, так и в церковном правовом поле.
Наряду с толкованием следует также рассмотреть и его методы. Епископ Никодим (Милаш), являясь одним из значительных канонистов XIX века, так рассуждал о возникновении комментариев к церковным правилам: «Толкование вызвано было в Церкви, так сказать, необходимостью, и нужда в этих толкованиях чувствовалась точно так же, как и в толкованиях Священного
29
Писания»29. Эта фраза указывает на сходство не только в изучении Библии и канонических сводов, но и методах их толкования. Тот же автор подчеркивал значение монографии одного из первых исследователей церковного права
30
преосвященного Иоанна (Соколова) , опубликовавшего в 1851 г. «Опыт курса церковного законоведения». Епископ Никодим среди прочего выделял следующую методологию работы епископа Иоанна над комментариями канонов. В первую очередь, им выявлялись мотивы и обстоятельства создания канона. Кроме того, ученый изучал содержание правила в том контексте, когда оно получило свое оформление, а также его место среди существующих подобных ему канонических норм. Далее, архимандрит Иоанн (Соколов) анализировал труды авторитетных христианских писателей, которые подтверждали бы или опровергали канон, а также рассматривал источники
31
римского права, соотносящиеся по смыслу с церковными нормами .
Рассмотрим далее методы толкования, употребляемые в светской юридической науке. Они суть таковы:
1. грамматический (филологический);
2. логический;
3. систематический;
4. специально-юридический;
5. историко-политический;
6. телеологический;
7. функциональный.
Все эти методы можно объединить термином герменевтика. В древности, как правило, данное понятие употреблялось по отношению к литературным
27 Казбекова Е.В., Королев А.А., Тюшагин В.В. Каноническое право // Православная энциклопедия. 2017. Т. 30. С. 377.
28 См. Красножен М.Е. Толкование канонического кодекса Восточной Церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон. Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1911.
29 Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви с толкованиями: В 2 т.: Т. 1. / Пер. с сербск. СПб., М.: Отчий дом, 2001. С. 1.
30 Задорнов А., свящ. Interpretatio как актуальная проблема канонического права // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2017. № 7-8. С. 152.
31 Иоанн (Соколов), еп. Древние правила церковного суда // Православный собеседник. 1859. Ч. 2. № 5. С. 9 -10.
памятникам, однако при наступлении эпохи Возрождения ученые значительно расширили границы научного применения этого метода и разработали принципы общей герменевтики. Ее самостоятельной частью является библейская герменевтика, которая в полной мере вобрала в себя все методы, правила и принципы. Эти принципы состояли в том, что толкование текста не могло начаться без предварительного критического анализа первоисточников, в случае с текстом Священного Писания, - рукописей. Такой подход позволял обнаружить наиболее надежные источники. Решающее значение для правильной интерпретации имел анализ исторического и культурного фона. Личность автора, его характеристика, время жизни, социальный статус также проливают свет на содержание произведения. Наибольшей объективности при изучении памятника возможно добиться лишь при рассмотрении всех его частей в комплексе, а не изолировано друг от друга. Таким же образом необходимо подходить и к сравнительному анализу памятника в контексте иных подобных произведений. Кроме того, пониманию и раскрытию текста способствует тщательное изучение его филологических и грамматических особенностей. И последнее, комментатору необходимо выяснить именно тот смысл, который видел автор произведения и его адресаты, после чего уже
32
переходить к изучению текста в современном контексте32.
Далее, сравнивая вышеприведенные методы толкования в юридической и библейской науках, возможно заметить немало сходств между ними. Выяснение точного значения отдельных слов, фраз, знаков препинаний и т.д. является немаловажным как в изучении священных текстов, так и юридических документов, так как от этого зависит не только смысл написанного, но и то, как
33
буква будет осуществляться в жизни . Об этом свидетельствует история человечества и в светском, и в религиозном аспекте.
Одним из ключевых способов толкования правовых норм является систематический метод34. Его использование подразумевает рассмотрение объекта анализа в контексте иных норм, регулирующих параллельные области. В таком случае основное внимание уделяется не содержанию объекта, а его внешним связям. Главное достоинство этого способа состоит в том, что он позволяет обнаружить противоречия, осмыслить их в зависимости от сходных условий и рассмотреть в единстве друг с другом. Настоящий метод находит свое место в теологии при изучении богословских дисциплин и книг Священного Писания. Протоиерей Олег Давыденков к числу научных методов богословия на первое место ставит раскрытие основных вероучительных истин
35
в систематическом порядке35.
Телеологические толкование священных текстов и норм права также является общим для теологии и юриспруденции методом, который подразумевает выявление цели, которую преследовал автор документа или
32 Добыкин Д.Г. Лекции по Введению в Священное Писание Ветхого Завета. Учебное пособие. СПб.: Изд -во Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2012. С. 77.
33 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. Москва: Дело, 2020. С. 346.
34 Там же. С. 347.
35 Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. С. 45.
памятника. И если цели нормативного акта указываются, как правило, в его названии, то цели написания какой-либо из книг Библии проистекают из самого содержания текста. Верное представление о целях создания того или иного памятника, нормы права или же догматического положения позволяют более объективно подходить к их комментированию.
На примере анализа отдельных инструментов толкования права с методами толкования библейских текстов обнаруживаются точки соприкосновения юридический и теологической науки. И в той и другой области знания на протяжении многих веков использовались сходные методы, которые в определенный период были значительно усовершенствованы богословский наукой и широко применяются в юриспруденции. Эта позиция является одним из звеньев, доказывающих важность и уместность рассмотрения обоих дисциплин в комплексе.
Вопросу периодизации развития российского права, основным направлениям его изучения и историографии посвящена отдельная область исследования. Как правило, историки права выделяют следующие периоды в его развитии36:
• Древняя Русь (Х-ХП вв.).
• Период феодальной раздробленности (ХП-ХУ вв.).
• Период образования Русского централизованного государства ^У^УП вв.).
• Россия в период абсолютизма (XVIII-середина XIX в.).
• Россия в период буржуазной монархии (середина XIX-начало XX
в.).
• Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.).
• Создание Советского государства (октябрь 1917-1920 г.).
• Советское государство в период нэпа (1921-1929 гг.).
• Период тоталитаризма (1929-июнь 1941 г.).
• Советское государство в период ВОВ (июнь 1941-1945 г.).
• Советское государство в период либерализации общественных отношений (1953-октябрь 1964 г.).
• Советское государство в период кризиса социализма (1960-1990
гг.).
• Период перестройки (апрель 1985-декабрь 1991 г.).
• Российская Федерация на современном этапе.
По меньшей мере пять первых периодов, начиная от Древней Руси и заканчивая Октябрьской революцией, Православие играло значительную роль во многих процессах, происходивших в нашей стране, в том числе в формировании правового поля. Поэтому его изучение в контексте истории не только государства, но и Церкви, позволит глубже рассмотреть условия
36 Романенкова Е.Н. История отечественного государства и права. Учебное пособие. Москва: Проспект, 2015. С. 5.
трансформации отечественного нормотворчества и происхождения его источников.
В описанном подходе предполагается использование хронологического метода при изучении истории отечественного права и государства. В этой связи необходимо отметить существование иной точки зрения на эффективность использования этого метода. Так, по мнению И.В. Минникес, необходимо пересмотреть прежние формы и методы изучения истории государства и права в пользу практико-ориентированного подхода, который предполагает отказ от хронологии как единственной системы координат при исследовании материала. Вместо этого исследователь предлагает три принципа, заключающих в себе фокусировку на изучении отдельных отраслей права, применение диахронного сравнительно-правового метода, построение структуры материала и строгое
37
следование по выбранной траектории37. В качестве иллюстрации изложения материала, при котором используются обозначенные принципы, автор статьи
38
приводит пример из области семейного права . На этом примере убедительным образом показана практическая ценность предложенного подхода для более успешного изучения истории государства и права. Кроме того, этот метод демонстрирует важность понимания исторического развития христианства в истории России, так как при использовании хронологического подхода не предполагается целостного анализа контекста, тенденций и закономерностей, но дается общее представление о наиболее важных с точки зрения отдельных авторов исторических явлениях.
История Русской Православной Церкви теснейшим образом связана с Восточной Римской империей - Византией. В свою очередь, история Византии на протяжении всего своего существования во многом определялась религиозным контекстом и римским цивилизационным наследием. До XV века Русская Церковь являлась частью Вселенского патриархата, что предопределяло влияние последнего не только на религиозную, но и иные стороны жизни русских княжеств. Среди наиболее авторитетных источников древнерусского права, по замечанию протоиерея Владислава Цыпина, были патриаршие грамоты, имевшие форму писем к русским церковным иерархам и князьям. Наряду с этим для Русской Церкви обязательными к исполнению были решения, принятые на Вселенских соборах, Поместных соборах
39
Константинопольской церкви и постановления ее патриархов . Изучение этих памятников представляет широкий интерес для современных исследователей, о чем свидетельствует значительное число работ, посвященных данной проблеме. Так, В.В. Чемеринская в своем диссертационном исследовании в качестве ключевой цели поставила изучение византийских правовых памятников Эклога, Прохирион и Эпанагога и их влияние на Соборное уложение 1649 г.40 Однако
37 Минникес И.В. История отечественного государства и права: практико-ориентированный подход // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016. № 3. С. 45.
38 Там же. С 49.
39 Цыпин В., свящ. Церковное право. Учебное пособие. Клин: Христианская жизнь, 2002. С. 129 - 130.
40 Чемеринская В.В. Влияние Византийского права на древнерусское и российское законодательство Х-ХУП вв. (Опыт сравнительного анализа). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: Московская государственная юридическая академия, 2004. С. 4 - 5.
16
среди задач, призванных способствовать достижению этой цели, нет изучения формирования указанных памятников, условий, при которых они создавались. Например, создание сборника Эклога, впоследствии вошедшего в русскую Кормчую, связано с именами императоров периода иконоборчества Льва Исавра и Константина Копронима. Последний факт проливает свет на причины, по которым Эклога, несмотря на свою приспособленность к употреблению славянскими народами, не вошла в сербскую редакцию Номоканона. Это имело место быть потому, что памятник фиксировал такую форму взаимоотношений между церковью и государством, которая предполагала доминирование последнего не только в мирской, но и в религиозной сфере41. Кроме того, в Эклоге значительное внимание уделяется вопросу о браках. И это отнюдь не случайно, так как императоры-иконоборцы и их сторонники нашли активное сопротивление своим религиозным реформам именно в лице монашества. Поэтому в документе можно наблюдать борьбу с монастырями, и стремлением воспрепятствовать их наполнению новыми насельниками. Наряду с этим в рассматриваемый период зародилось и приобретало все больший размах так называемое «павликианство», представители которого выступали против официальной церкви, монашества, монастырей и некоторых сторон обрядовости. Об этом религиозно-историческом фоне, предваряя публикацию Эклоги, пишет Е.Э. Липшиц42. Так как в иконоборческий период в большей степени проявилась власть императора над вопросами веры и догматики, изучение нормативных актов этого периода невозможно без учета религиозного контекста. Это один из примеров, иллюстрирующих необходимость глубокого изучения догматического богословского наследия при рассмотрении теории формирования права.
Подобная задача не может быть реализована без обращения к истории Церкви и ее методологии. Именно этому направлению исследований посвящен пункт «1.6 История Церкви. История православной церкви...». К этому выводу подталкивают следующие соображения. Среди исследователей истории формирования права в Древнерусском государстве имеются различные мнения относительно влияния на этот процесс со стороны византийского права, так как помимо последнего имелись связи со странами, где господствовало скандинавское и немецкое право, и взаимодействие с ними также имело место быть. Помимо этого, невозможно отрицать и существование местных правовых обычаев, через которые преломлялись все иноземные правовые веяния. Однако эти различные гипотезы в большей мере согласуются вокруг значения христианства и его этического учения для государственности и общества не только Древней Руси, но и иных европейских народов. Е.В. Кравченко отмечает, что принятие христианства Русью «произвело фактически революцию», так как возникли новые социально-политические условия существования государства, связанные с изменением идеологии, появлением
41 Цыпин В., свящ. Церковное право. Учебное пособие. Клин: Христианская жизнь, 2002. С. 124.
42 Липшиц Е.Э. Введение // Эклога: Византийский законодательный свод УШ века. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1965. С. 5.
нового социального класса - духовенства, руководствовавшегося своим собственным правом, которое необходимо было согласовать с уже имевшимися обычаями и правилами43. Анализ истории христианизации Руси, состояния Киевской митрополии и ее положения в ряду иных административных единиц Константинопольской церкви способствует тому, что исследователи значительно больше могут узнать о подлинном состоянии общества, правовых обычаев и норм, которыми оно руководствовалось в тот или иной исторический период. В конечном итоге, глубокое изучение этих и иных вопросов позволяет рассматривать объективную картину проникновения византийской и иных правовых систем в наше государство, их усвоение, переработку или отторжение древнерусскими обычаями и правовыми нормами.
В Новейшее время происходят значительные изменения в принципах построения междисциплинарных связей. Эта трансформация объясняется стремлением преодолеть разобщенность как между различными научными дисциплинами, так и научным и религиозным мировосприятием. В настоящей статье шла речь о христианской теологии, как научной дисциплине, изучающей богословскую традицию, ее источники и историческое развитие. Анализ областей исследования юриспруденции и теологии показал, что эти научные специальности имеют множество предметов, в которых их научные интересы пересекаются. В этой связи важным является объединение усилий для достижения максимального результата в исследовательской работе. Но имеются и иные основания, которые позволили бы интенсифицировать изучение рассматриваемых дисциплин в связи друг с другом. Л.А. Маркова в одном из своих исследований рассматривает трансформацию междисциплинарного подхода от общего предмета к субъектности и
44
плюрализму . В таком случае на передний план выступает не совокупность дисциплин, так или иначе повлиявших на формирование и развитие друг друга, но и сами субъекты, которые их формируют. Все эти субъекты обладают определенными историческими, социальными, научными и религиозными составляющими. И именно последнее является предметом внимания современных ученых. В таком контексте междисциплинарные исследования приобретают совершенно иной характер, а именно - диалогический, а не полемический. При этом диалог выстраивается на равных между различными областями знания, основанными на философии, науке и религии.
В настоящее время ценность диалога, взаимоуважения и поиска оснований для этого является, как и всегда, важной задачей сообщества, в том числе и научного. Это движение, актуализированное в последние десятилетия, дает надежду на плодотворное взаимодействие различных областей человеческого знания, научных дисциплин. Подобное сотрудничество в очередной раз позволяет обратить внимание на самобытность, уникальность и неповторимость человека и продукта его научной, культурной и социальной
43 Кравченко Е.В. Влияние византийских правовых норм на юридические памятники Древней Руси // Философия права. 2014. № 5. С. 121.
44 См. Маркова Л.А. Наука и теология: от междисциплинарных взаимоотношений к диалогическим // Философский журнал. 2010. № 1. С. 93-106.
деятельности. Такой вывод способствует дальнейшему рассмотрению вопроса о важности и возможности междисциплинарного диалога.
Литература
1. Бердников И.С. Открытия в области церковного права, сделанные современным так называемым обновленческим движением. Вып. 1. Казань: Центральная типография, 1908. 67 с.
2. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М: Культурный центр «Духовная библиотека», 2004. 663 с.
3. Беляева О.М. Толкование норм права // Ученые записки Казанского государственного университета. 2007. Т. 149. Кн. 6. С. 39-47.
4. Боровой Д.Д. Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2004. 28 с.
5. Варьяс М.Ю. Церковное право в романо-германской правовой системе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: Московская государственная юридическая академия, 1997. 25 с.
6. Вишневский А.А. О системе канонического права // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 4. С. 47-59.
7. Гаранова Е.П. Церковное право в правовой системе российского общества (общетеоретический и исторический аспекты). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2004. 27 с.
8. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. 624 с.
9. Дорская А.А. Взаимодействие уголовного и процессуального права Российской Империи с церковным правом // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. Г. Герцена. 2005. № 11. С. 255-269.
10. Дорская А.А. Церковное право в системе права Российской империи конца XVIII -начала XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М.: Российский государственный социальный университет, 2008. 41 с.
11. Дорская А.А. Эволюция места канонического (церковного) права в системе права России // Юриспруденция. 2010. Вып. 2. Т. 18. С. 37-43.
12. Добыкин Д.Г. Лекции по Введению в Священное Писание Ветхого Завета. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2012. 114 с.
13. Заозерский Н.А. Историческое обозрение источников права Православной Церкви. М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1891. 237 с.
14. Задорнов А., свящ. Interpretatio как актуальная проблема канонического права // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2017. № 7-8. С. 151-177.
15. Иоанн (Соколов), еп. Опыт курса церковного законоведения. СПб.: Типография Фишера, 1851. 515 с.
16. Иоанн (Соколов), еп. Древние правила церковного суда // Православный собеседник. 1859. Ч. 2. № 5. С. 3-44.
17. Исидор (Тупикин), митр. Вклад епископа Смоленского и Дорогобужского Иоанна (Соколова) в развитие канонической науки в России // Богословский вестник. 2018. № 1. С. 178-200.
18. Казбекова Е.В., Королев А.А., Тюшагин В.В. Каноническое право // Православная энциклопедия. 2017. Т. 30. С. 367-421.
19. Красножен М.Е. Краткий очерк церковного права. Юрьев: Типография К. Маттисена, 1900. 160 с.
20. Красножен М.Е. Толкование канонического кодекса Восточной Церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон. Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1911. 276 с.
21. Кравченко Е.В. Влияние византийских правовых норм на юридические памятники Древней Руси // Философия права. 2014. № 5. С. 120-124.
22. Краснов А.В. Носаненко Г.Ю. и др. Проблемы теории государства и права: учебник. Казань: Познание (Институт ЭУП), 2013. 324 с.
23. Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Киев: Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1886. 224 с.
24. Липшиц Е.Э. Введение // Эклога: Византийский законодательный свод VIII века. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1965. 228 с.
25. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. Москва: Дело, 2020. 529 с.
26. Минникес И.В. История отечественного государства и права: практико-ориентированный подход // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016. № 3. С. 43-56.
27. Маркова Л.А. Наука и теология: от междисциплинарных взаимоотношений к диалогическим // Философский журнал. 2010. № 1. С. 93-106.
28. Новицкая Т.Е. Правовое регулирование имущественных отношений в России во второй половине ХУШ века. М.: Зерцало-М, 2005. 567 с.
29. Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви с толкованиями: В 2 т.: Т. 1. / Пер. с сербск. СПб., М.: Отчий дом, 2001. 649 с.
30. Павлов А.С. Первоначальный славяно-русский Номоканон. Казань: Университетская типография, 1869. 100 с.
31. Петюкова О.Н. Проблемные аспекты определения места церковного права в современной системе права // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 3. С. 146-147.
32. Польсков К.О. Два понимания терминов «Богословие» и «Теология»: традиция и современные вызовы // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Вып. 2. Том 16. С. 217-226.
33. Романенкова Е.Н. История отечественного государства и права. Учебное пособие. Москва: Проспект, 2015. 96 с.
34. Соколов Н.К. О влиянии церкви на историческое развитие права // Московские университетские известия. 1870. № 1. С. 1-103.
35. Темниковский Е.Н. Положение Императора Всероссийского в Русской Православной Церкви в связи с общим учением о церковной власти. Историко-догматический очерк. Ярославль: Типография Губернского правления, 1909. 72 с.
36. Цыпин В., свящ. Церковное право. Учебное пособие. Клин: Христианская жизнь, 2002. 700 с.
37. Чабан Л.Е. Необходимость возведения канонического права в самостоятельную правовую отрасль // Апробация. 2014. № 8. С. 91-92.
38. Чемеринская В.В. Влияние Византийского права на древнерусское и российское законодательство X-XVII вв. (Опыт сравнительного анализа). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: Московская государственная юридическая академия, 2004. 25 с.
Metropolitan of Smolensk and Dorogobuzh Isidor (Tupikin Roman Vladimirovich) Rector of the Smolensk Orthodox Theological Seminary
Interdisciplinary connections between theology and jurisprudence:
theory and practice
Abstract: This article is devoted to the interdisciplinary interaction of theological and legal sciences. With the help of the analysis of passports of specialties 12.00.01 «Theory and history of law and state; history of doctrines about law and state» and 26.00.01 «Theology» the author tries to justify the choice of canon law as a common subject for this two scientific fields of knowledge. Both the local legal customs and the achievements of Roman law were forming together the new legal field during the period of establishment and development of the Old Russian state. By the time of expansion in Russia, Roman law included Christian canons which were regulating not only religious life of society, but also its social aspects. Therefore, the religious paradigm was essential part of thinking, culture and policy of our state at the period of active formation and development of Old Russian law. Moreover, this type of thinking determined the life of Russia until the October Revolution and was influential even after. In addition to search of common issues, the preservation of the subjectivity of each of branch becomes important objective for effective cooperation and dialogue between the two scientific directions - theology and jurisprudence.
Keywords: theology, jurisprudence, canon law, influence, interdisciplinary approach, scientific specialty, church history, theology, legal norms, legal customs, subject of study, dialogue.
References
• Berdnikov I.S. Discoveries in the field of church law made by the modern so-called renovationist movement. Issue. 1. Kazan: Central Printing House, 1908. 67 p.
• Belyakova E.V. Church court and problems of church life. M: Cultural Center "Spiritual Library", 2004. 663 p.
• Belyaeva O.M. Interpretation of legal norms // Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2007. T. 149. Book. 6. P. 39-47.
• Borovoy D.D. Canonical (ecclesiastical) law as a normative system of social and legal regulation. Abstract of the dissertation for the degree of candidate of legal sciences. Stavropol: North Caucasian State Technical University, 2004. 28 p.
• Varias M.Yu. Church law in the Romano-Germanic legal system. Abstract of the dissertation for the degree of candidate of legal sciences. M.: Moscow State Law Academy, 1997. 25 p.
• Vishnevsky A.A. On the system of canon law // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2010. No. 4. P. 47-59.
• Garanova E. P. Church law in the legal system of Russian society (general theoretical and historical aspects). Abstract of the dissertation for the degree of candidate of legal sciences. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2004. 27 p.
• Davydenkov O., priest. Dogmatic Theology: Textbook. M.: Publishing House of PSTGU, 2017. 624 p.
• Dorskaya A.A. Interaction of the criminal and procedural law of the Russian Empire with church law // Proceedings of the Russian State Pedagogical University. A. G. Herzen. 2005. No. 11. S. 255-269.
• Dorskaya A.A. Church law in the system of law of the Russian Empire in the late 18th - early 20th centuries. Abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Law. M.: Russian State Social University, 2008. 41 p.
• Dorskaya A.A. Evolution of the place of canonical (ecclesiastical) law in the legal system of Russia // Jurisprudence. 2010. Issue. 2. T. 18. S. 37-43.
• Dobykin D.G. Lectures on Introduction to the Holy Scriptures of the Old Testament. Tutorial. St. Petersburg: Publishing House of the St. Petersburg Orthodox Theological Academy, 2012. 114 p.
• Zaozersky N.A. Historical review of the sources of law of the Orthodox Church. M.: Type. M.G. Volchaninova, 1891. 237 p.
• Zadornov A., priest. Interpretatio as an actual problem of canon law // Sretensky collection. Scientific works of teachers of SDS. 2017. No. 7-8. pp. 151-177.
• John (Sokolov), ep. Experience of the course of church jurisprudence. St. Petersburg: Fischer Printing House, 1851. 515 p.
• John (Sokolov), bishop. Ancient rules of the church court // Orthodox interlocutor. 1859. Part 2. No. 5. S. 3-44.
• Isidore (Tupikin), Metropolitan The contribution of Bishop of Smolensk and Dorogobuzh John (Sokolov) to the development of canonical science in Russia // Theological Bulletin. 2018. No. 1. S. 178-200.
• Kazbekova E.V., Korolev A.A., Tyushagin V.V. Canon Law // Orthodox Encyclopedia. 2017. V. 30. S. 367-421.
• Krasnozhen M.E. Brief essay on church law. Yuryev: Printing house of K. Mattisen, 1900. 160 p.
• Krasnozhen M.E. Interpretation of the canonical code of the Eastern Church: Aristin, Zonara and Balsamon. Yuriev: Type. K. Mattisena, 1911. 276 p.
• Kravchenko E.V. Influence of Byzantine legal norms on the legal monuments of Ancient Russia // Philosophy of Law. 2014. No. 5. P. 120-124.
• Krasnov A.V. Nosanenko G.Yu. etc. Problems of the theory of state and law: a textbook. Kazan: Cognition (EUP Institute), 2013. 324 p.
• Lashkarev P.A. Church law in its foundations, types and sources. Kyiv: Type. G.T. Korchak-Novitsky, 1886. 224 p.
• Lipshits E.E. Introduction // Eclogue: Byzantine legislative code of the VIII century. Moscow: Nauka Publishing House, Main Editorial Board of Eastern Literature, 1965. 228 p.
• Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of State and Law: Textbook. Moscow: Delo, 2020. 529 p.
• Minnikes I.V. History of the domestic state and law: a practice-oriented approach // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Legal Sciences. 2016. No. 3. P. 43-56.
• Markova L.A. Science and Theology: From Interdisciplinary to Dialogic Relationships // Philosophical Journal. 2010. No. 1. P. 93-106.
• Novitskaya T.E. Legal regulation of property relations in Russia in the second half of the 18th century. M.: Zertsalo-M, 2005. 567 p.
• Nicodemus (Milash), bishop Rules of the Orthodox Church with interpretations: In 2 volumes: T. 1. / Per. from Serbian SPb., M.: Father's House, 2001. 649 p.
• Pavlov A.S. The original Slavic-Russian Nomocanon. Kazan: University Printing House, 1869. 100 p.
• Petyukova O.N. Problematic aspects of determining the place of church law in the modern system of law // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. No. 3. S. 146-147.
• Polskov K.O. Two understandings of the terms "Theology" and "Theology": tradition and modern challenges // Bulletin of the Russian Christian Academy for the Humanities. 2015. Issue. 2. Volume 16. S. 217-226.
• Romanenkova E.N. History of domestic state and law. Tutorial. Moscow: Prospekt, 2015. 96 p.
• Sokolov N.K. On the influence of the church on the historical development of law // Moscow University News. 1870. No. 1. S. 1-103.
• Temnikovsky E.N. The position of the All-Russian Emperor in the Russian Orthodox Church in connection with the general doctrine of church authority. Historical and dogmatic essay. Yaroslavl: Typography of the Provincial Administration, 1909. 72 p.
• Tsypin V., priest. Canon law. Tutorial. Klin: Christian Life, 2002. 700 p.
• Chaban L.E. The need to build canonical law into an independent legal branch // Approbation. 2014. No. 8. P. 91-92.
• Chemerinskaya V.V. The Influence of Byzantine Law on Old Russian and Russian Legislation in the 10th-17th Centuries. (Experience of comparative analysis). Abstract of the dissertation for the degree of candidate of legal sciences. M.: Moscow State Law Academy, 2004. 25 p.