Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Биктимирова Диля Зайрановна

В данной статье рассматривается вопрос социализации студенческой молодежи и формированию «языковой личности» через междисциплинарный подход в изучении лингвокультурологических ценностей. Основной задачей исследования является изучение взаимосвязи взаимовлияния культуры и языка в процессе формирования языковой личности молодежи, а основой междисциплинарного подхода является компиляция лингвокультурных ценностей материальной и духовной культуры, истории и традиций региона, что составляет языковую картину мира молодежи. Междисциплинарный подход это современная новая, которая обеспечивается многополярный взгляд на происходящие процессы, ситуации и объекты изучения. В статье произведен сравнительный анализ лингвокультурных ценностей Башкирии.В результате исследования было определено, что междисциплинирный подход, как методика формирования лингвокультурологических компетенций студенческой молодежи, и тестирование являются эффективными инструментами при подготовке кадров. В условиях массовой коммуникации, грамотный политический лидер, являясь «продуктом междисциплинарной дискурсивной деятельности», не просто способствует обмену культурно и социально значимой информацией между реципиентами различных культур, а влияет на качество принимаемых политических решений. Знание лингвокультурных региональных концептов играет важную социокультурную роль, выполняя этнохарактеризующую, аккумулятивную и трансляционную функции, вследствие широкого употребления лнгвокультурных концептов, легко узнаваемых в современном сообществе и обладающих широким метафорическим потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Биктимирова Диля Зайрановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARITY AS A METHOD FOR FORMING LINGUISTIC COMPETENCES IN THE FRAMEWORK OF YOUTH SOCIALIZATION

This article deals with the issue of socialization of student youth and the formation of a “linguistic personality” through an interdisciplinary approach in the study of linguocultural values. The main objective of the study is to study the relationship between the mutual influence of culture and language in the process of forming the linguistic personality of young people, and the basis of the interdisciplinary approach is the compilation of linguistic and cultural values of the material and spiritual culture, history and traditions of the region, which constitutes the linguistic picture of the world of youth. The interdisciplinary approach is a modern new one, which provides a multipolar view of ongoing processes, situations and objects of study. The article provides a comparative analysis of the linguistic and cultural values of Bashkiria.As a result of the study, it was determined that an interdisciplinary approach, as a technique for the formation of linguocultural competencies of students, and testing are effective tools in training. In the conditions of mass communication, a competent political leader, being a “product of interdisciplinary discursive activity”, not only facilitates the exchange of culturally and socially significant information between recipients of different cultures, but also influences the quality of political decisions. Knowledge of linguocultural regional concepts plays an important sociocultural role, performing ethnocharacterizing, accumulative and translational functions, due to the widespread use of linguocultural concepts that are easily recognizable in the modern community and have a wide metaphorical potential.

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ»

Междисциплинарность как инструмент формирования лингвистических компетенций в рамках социализации молодежи

Биктимирова Диля Зайрановна,

соискатель, кафедра РСФ, Башкирский государственный университет, Республика Башкортостан E-mail: Uralymrb@gmail.com

В данной статье рассматривается вопрос социализации студенческой молодежи и формированию «языковой личности» через междисциплинарный подход в изучении лингвокульту-рологических ценностей. Основной задачей исследования является изучение взаимосвязи взаимовлияния культуры и языка в процессе формирования языковой личности молодежи, а основой междисциплинарного подхода является компиляция лингвокультурных ценностей материальной и духовной культуры, истории и традиций региона, что составляет языковую картину мира молодежи. Междисциплинарный подход это современная новая, которая обеспечивается многополярный взгляд на происходящие процессы, ситуации и объекты изучения. В статье произведен сравнительный анализ лингвокультурных ценностей Башкирии.

В результате исследования было определено, что междисци-плинирный подход, как методика формирования лингвокульту-рологических компетенций студенческой молодежи, и тестирование являются эффективными инструментами при подготовке кадров. В условиях массовой коммуникации, грамотный политический лидер, являясь «продуктом междисциплинарной дискурсивной деятельности», не просто способствует обмену культурно и социально значимой информацией между реципиентами различных культур, а влияет на качество принимаемых политических решений. Знание лингвокультурных региональных концептов играет важную социокультурную роль, выполняя этнохарактеризующую, аккумулятивную и трансляционную функции, вследствие широкого употребления лнгвокультурных концептов, легко узнаваемых в современном сообществе и обладающих широким метафорическим потенциалом.

Ключевые слова: междисциплинарность, социализация молодежи, языковая личность, лингвокультурные ценности региона.

Введение

Данное исследование посвящено одной из проблем социализации современной молодежи: формированию «языковой личности» будущего политического лидера. Необходимость данного исследования продиктована тем фактом, что данная социальная группа является наиболее активной частью молодёжи, а, следовательно, именно она может стать базой рекрутирования нового правящего класса российского государства, а также интеллектуальной элиты страны и региона. Таким образом, от формирующейся модели социализации студенческой молодёжи зависит характер эволюции политической и управленческой системы России будущего.

Актуальность данной тематики заключается в исследовании влияния истории, культуры и традиций региона на формирование «языковой личности» студенческой молодежи как части лингво-культурного сообщества. Исследования в сфере социализации современной молодежи не только обладают большой прогностической силой в отношении будущего страны, но и позволяют выявить проблемы социализации и воспитания подрастающего поколения, обосновать эффективные методы формирования личности и т.д. Социализация, в том числе политическая, является процессом, направленным на формирование системы политических ценностей и политических установок как отдельного человека, так и целых социальных групп. В этом аспекте исследование вопросов междисциплинарной подготовки и политической социализации молодежи актуально для разработки технологий политического управления обществом.

В связи с этим возрастает внимание к проблеме культуры и её трансляции и вопросам подготовки новых кадров придаётся особое значение. Образование рассматривается как важнейший компонент культуры, «как социокультурная система, обеспечивающая культурную преемственность развития человеческой индивидуальности, как способ подготовки человека к успешному существованию в социуме и культуре». [5] Междисциплинарный же подход позволяет сформировать и научиться транслировать важнейшие лингво-культурологические ценности региона.

Основные результаты

о Межкультурный образовательный процесс, опира-

ющийся на признании уникальности и разнообразия культур, идеи равенства и терпимости, добро-~ желательный и конструктивный диалог, активное

участие в социальных демократических процессах,

служит обогащению интеллектуальных и духовных ценностей молодёжи [3]. Т.И. Дугарова, Л.М. Он-дар, Л.П. Сагалакова отмечают, что сформированная лингвокультурологическая компетентность является важной составной частью профессиональной компетентности студента и должна состоять из трёх основных компонентов: - поведенческий компонент, предполагающий готовность и способность к конструктивному взаимодействию с людьми различных национальностей, к принятию позиции и поступков людей, имеющих отличительные от принятых в данном социуме общественных взглядов и ориентаций; - когнитивный компонент, включающий сформированную систему лингво-культурных знаний, являющихся основой социальных взаимоотношений личности в поликультурном обществе; - аффективный компонент лингвокуль-турологической компетентности студентов, определяющийся как набор эмоций, убеждений, оценочных суждений по отношению к своей и другим этническим группам [4]. Под термином «лингвокультурологическая компетентность студенческой молодёжи» мы понимаем «сформированную в процессе обучения в вузе способность и готовность к взаимодействию и взаимопониманию с представителями других культур на основе полученных знаний, умений, навыков и суждений в области межкультурного взаимодействия, позволяющих находить эффективные поведенческие модели с целью создания атмосферы межкультурного согласия и взаимного доверия, повышения результативности коллективной деятельности. Кроме того, важным

условием развития ценностных ориентаций студенческой молодёжи, гармонично развитой личности, существующей в социокультурном воспитательном и образовательном пространстве, будет являться формирование компетенций на основе профессиональных теоретических знаний и практических умений, навыков и сознательных моделей поведения. [3] Можно выделить три наиболее значимые, на наш взгляд, компоненты лингвокультурной компетентности студенческой молодёжи, которые в наибольшей степени будут способствовать развитию необходимых ценностных ориентаций: готовность и способность студента к эффективному взаимодействию с представителями различных культур, безусловному принятию отличительных особенностей их менталитета; сформированная в достаточной степени система знаний, умений, навыков, являющихся базовым компонентом позитивных межкультурных взаимоотношений в обществе; определённое сочетание эмоций, убеждений и оценочных суждений.

Схема, представленная на рис. 1 иллюстрирует процесс влияния междисциплинарного подхода на формирование новой политической элиты, решающей важные вопросы продвижения имиджа региона. В качестве «преобразователя» выступает представитель студенческой молодежи, чьи приобретенные профессиональные навыки позволяют трансформировать историко-культурные данные с учетом влияния внешней среды: политико-социальных факторов и регионального аспекта и окружающей среды.

ВЛКЯБКЗ

}' ее цк шк нар о к о г о Еамшмкса зшнкн о региона ИсторлЕЭ-^ттл'рвое касп&гск рЕГЕОКЗ

Прнродня-Епныштстие

СопноЕУЛътурЕМ спецкфш:;! рЕГЕОЩ

¿В£ВНЕ брьНИ'ИЕ □ пачдш

1урЕ:тЕиескп; достосгри1ЕЧ£1е.-ьно£теа рЕГКОЩ н Уфы

БЛЕЯНИЕ ОЕружюощен ср^ь;: Еиста^ня. кулытря. траднцкпролЕ. кулътурл рвэх

г

ПрЕДСГЛЕЕЛЕПЬ

стулеечвсеоё

моткдежк }

т>

Грливтиы -К

и

потоячЕС -1/

КНК ЛИДЕР V

Еанлнне инешизк среди: Па.гагичйц.ля ситуация. с.оврЕМЕ>:ные ^еишн. тренды

ПриДЕНШЕше

позлтнЕкога уагитл-^ Р5. ПрННЗИКЕ

У Н VI"

кагелеквьп ВЕ развитие

РЕГКОШ

Рис. 1. Специфика влияния междисциплинарности на формирование будущих политических лидеров

Особое внимание в рамках исследования уделяется перспективным возможностям адаптации студенческой молодежи через развитие и воспитание языковой личности. В рамках профессиональной подготовки специалистов исследуются параметры расширения, углубления их лингвистического мировоззрения, используются методы сравнительной социолингвистики и лингвокультурологии.

В рамках первого этапа исследования были определены базовые компетенции, которыми должны владеть будущие политические лидеры (рис. 2), были выявлены основные лингвокуль-турологические ценности, формирующие языковую личность лидера, а также была выявлена связь между новыми подходами к формированию языковой личности и социализацией мо-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз

о т О от

З

и о со

лодежи не только через краеведение, историю, возможностей и механизмов экскурсионной ри-культуру, традиции региона, а использование торики.

Литературоведческие Ораторское Экономика.

дисциплины искусство. гренды развития

Языкознание. культура речи. региона

Знание нескольких языковая

иностранных языков личность

1

фльтура, искусство. ЭИЕОПИСЬ. МХК. архитектура Междисцнпли Право.

нарность социология

* 1

Исторический Логика, Психология,

контент инновадионноегь коммуникативные практики

Рис. 2. Взаимосвязь базового перечня дисциплин, влияющих на формирование языковой личности политического

лидера

В данном исследовании рассмотрена часть лингвокультурных концептов башкирский картины мира и влияние их на формирование лингвокультурных ценностей будущих политических лидеров. Содержание концепта как единицы языковой картины мира всегда национально специфично, поскольку отражает особенности культуры и мировоззрения конкретной лингвокультурной общности, и поэтому изучение любого концепта ценно для реконструкции языковой картины мира. Культурные концепции характеризуют специфику культуры конкретного народа, представляют собой совокупность лексических единиц, отражающих своеобразие культуры, истории, философии, психологии и менталитета народа [9]. Изучение культурных концепций может помочь выявить систему ценностей, взглядов и традиций, присущих различным культурам и народам и привить ценности молодежи через транслирование данных концептов с помощью экскурсионной деятельности.

Лингвистическая картина мира, образованная прецедентными явлениями, концептами, отражает национально-культурную специфику мировоззрения носителя данного языка. Языковая база регионального лидера должна быть наполнена национально-культурными компонентами следующих значений: смысловыми ассоциациями, афоризмами, антропонимами, топонимами, диалектизмами, художественными текстами, культурными концептами, которые создают национально-культурную картину мира, отражающую историю, культуру, быт, нравы, обычаи, менталитет и поведение людей [6, 8] и формируют ллингвистическую картину мира.

При выявлении основных лингвокультурных ценностей использовались различные методы исследования: дискурсивный анализ, контекстный анализ, элементы компонентного анализа, 5 методы интертекстового сравнения, концепту-I альные и сравнительные методы, наблюдение, Я интроспекция, сравнение, анализ, синтез, ин-~ дукция, дедукция, моделирование, а также иные ав лингвистические методы: 1) компонентный ана-

лиз, 2) контекстный анализ, 3) интерпретативный анализ, 4) этимологический анализ.

В таблице 1 представлены лингвокультурологиче-ские единицы /ценности Республики Башкортостан.

Основными задачами исследования были следующие: определить специфику языковой картины мира и языковой личности современной студенческой молодежи с позиций лингвокуль-турологии в рамках политической социализации; сформировать классификацию ценностей и ценностных ориентиров региона; разработать и провести тестирование на определение наличия/отсутствия ключевых лингвокультурологиче-ских концептов; выявить особенности восприятия лингвокультурных концептов на башкирском, русском языках; создать методологию формирования лингвокультурных компетенций студенческой молодежи. [4]

После формирования перечня лингвокультурных ценностей, знание и понимание которых будет являться информационным маркером, указывающим на наличие требуемых компетенций управленцев, была определена стратегия проведения тестирования на знание лингвокультуроло-гических концептов. Материалом формирования тестирования послужили энциклопедии, словари-справочники, путеводители о Республике Башкортостан, количество рассмотренных лингвокультурных единиц составило 6390. Количественные показатели: 496 рецензентов прошли комплексное тестирование.

В рамках реализованной серии тестирований на наличие лингвокультурологических концептов у современной студенческой молодежи было сформулировано следующее предположение: материалы теста являются маркерами восприятия знаний о культуре, истории, традициях региона, и, согласно принципу лингвокультурной ценности, находят выражение в языке и могут быть установлены при сочетании дискурсивного и концептоло-гического подходов к анализу культурных ценностей и социальных норм.

Таблица 1. Лингвокультурные ценности Республики Башкортостан

Языковые единицы

Примечания

Примеры:

Безэквивалетная лексика

Сюда относят все специфические обозначения для определенной культуры, которые не имеют эквивалентов в другом языке, культуре.

1. Бытовые:

1.1 Одежда и обувь: кэлэпуш (головной убор для замужней женщины), ыштан (штаны под платье), мэрйен яга (женское нагрудное украшение из бус или монеток).

1.2 Строения и предметы: юрта, саба (сосуд для приготовления кумыса), янтау (ведерко для сбора ягод).

1.3 Пища: кызыл эремсек (красный творог), корот (кисло-соленые сырки для супа), кыстыбый (лепешки с начинкой).

2. Этнографические реалии:

2.1 Обычаи, ритуалы, игры: сабантуй (праздник после завершения посевных работ), йыйын (собрание для мужчин для принятия решений), сырга-туй (обряд для помолвки будущих супругов).

2.2 Мифология и культы: Акубазат (крылатый конь), аждаха (демон в образе дракона), Урал батыр (богатырь).

3. Топонимия:

4.1. Гидронимия: Агизель (река Белая), Балоя (река Бальза).

4.2 Оронимия: Алатау, Каратау.

4.3 Ойконимия: Yтар (хутор, место содержания скота).

4.4 Флора и фауна: Азратау (плоскогорье, отрог), Кыдык (ущелье).

4. Реалии-антропонимы:

4.1 Имена известных личностей: Салават Юлаев, Мажит Гафури, Заки Валиди.

4.2 Имена: Аяз, Нэркес, Айхылыу.

Мифологизированные языковые единицы

Мифологема - важный для мифа персонаж, образ или ситуация, которые обладают целостность для культурного человека. Архетип - совокупность образов или событий, не имеющего своего источника.

Образы: волка, коня, лебедя.

Эталоны, символы, стререотипы, этнокультурная семантика

Эталон - выражения с сравнением, где отражается национальное ми-ровидение и миропонимание. Стереотип - устоявшееся отношение к событиям, образу. Символ - знак или изображение животных или явлений.

1. Символы:

Цветок курая - символ дружбы.

Кускар - изображение завитков бараньих рогов. Символ плодородия. Сердце - символ гостеприимства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Этнокультурная семантика:

Цифра один - единство, целостности (бер донья - целый мир) Цифра два - представление о двух мирах, противоположность. Цифра три - структура мира с тремя пространствами, мифологическое время (спать три дня, три ночи).

Паремии

Паремии - пословицы и поговорки, которые характеры для определенной культуры и связаны с ним.

Ике куян kыyhaн, береhен дэ тота алмаghын, (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь). Кеше кунеле - кара урман (Чужая душа - темный лес).

Фразеологизмы

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов.

Во фразеологизмах зашифрована информация об истории, быте, обычаях народа.

Ай YQэhен квн Y9еY (Быстро, на глазах расти). Кунрл былыу (Предаваться всей душой кому-чему). Кунел булыу (Удовлетвориться чем-то)

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

На рис. 3 представлен алгоритм тестирования на выявление лингвокультурологических ценностей.

Заключение

В результате исследования было определено, что междисциплинирный подход, как методика формирования лингвокультурологических компетенций студенческой молодежи, и тестирование являются эффективными инструментами при подготовке кадров. В условиях массовой коммуникации, гра-

мотный политический лидер, являясь «продуктом междисциплинарной дискурсивной деятельности», не просто способствует обмену культурно и социально значимой информацией между реципиентами различных культур, а влияет на качество принимаемых политических решений. Знание лингвокультурных региональных концептов играет важную социокультурную роль, выполняя этнохарактеризу-ющую, аккумулятивную и трансляционную функции, вследствие широкого употребления лнгвокультур-ных концептов, легко узнаваемых в современном сообществе и обладающих широким метафорическим потенциалом.

Рис. 3. Методика междисциплинарного подхода и тестирования при подготовке кадров

Литература

1. Ахметшина А.С. Концептуальный подход в формировании экскурсионного текста // Теоретические и практические проблемы развития современной гуманитарной науки. Материалы IV Международной научно - практической конференции. -2018 - С. 39-42.

2. Ахметшина А. С. Лингвокультурологические особенности формирования регионального турпродукта // Современные тенденции развития науки и технологий. Периодический научный сборник. По материалам XXIV международной научно-практической конференции г. Белгород. - 2017 - № 3-5. -С. 30-34.

3. Ахметшина А.С. Автореферат диссертации: Элокутивная прагматика экскурсионного дискурса (на материале региональных экскурсионных текстов) [Электронный ресурс] URL: https://bashedu.ru/sites/default/files/ dissovets_files/autoref/avtoreferat_ahmetshi-noy_a.s._.pdf

4. Бабарыкина Н.В. Автореферат диссертации: Развитие этнокультурных ценностей студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности. [Электронный ре-

сурс] URL: https://www.mgpu.ru/wp-content/up-loads/2021/02/dissertatsiya. pdf

5. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая; пер. с англ. А.Д. Шмелева. - Языки славянской культуры. - М.: 2001. - 288 с.

6. Вежбицкая, А. Семантика, культура и познание: общечеловеческие понятия в культуро-специфических текстах / А. Вежбицкая // Thesis. -1993. - Вып. 3. - С. 185-206.

7. Марков, Б.В. Путешествие как признание Другого / Б.В. Марков // Путь Востока. Межкультурная коммуникация: Материалы VI Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. - СПб.: СПбФО, 2003. - С. 186-187. - (Серия «Symposium»; вып. 30).

8. Омельченко, Б.Ф. Экскурсионное общение: познание, воспитание, отдых / Б.Ф. Омельченко. М.: Наука, 1991. С. 92.

9. Рогачева, В.И. Туризм как феномен кросскуль-турной коммуникации: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Рогачева Вавара Игоревна. - М., 2003. - 163 с.

10. Садохин, А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А.П. Садохин. - М.: Высш. шк., 2005. - 310 с

INTERDISCIPLINARITY AS A METHOD FOR FORMING LINGUISTIC COMPETENCES IN THE FRAMEWORK OF YOUTH SOCIALIZATION

Biktimirova D.Z.

Bashkir State University

This article deals with the issue of socialization of student youth and the formation of a "linguistic personality" through an interdisciplinary approach in the study of linguocultural values. The main objective of the study is to study the relationship between the mutual influence of culture and language in the process of forming the linguistic personality of young people, and the basis of the interdisciplinary approach is the compilation of linguistic and cultural values of the material and spiritual culture, history and traditions of the region, which constitutes the linguistic picture of the world of youth. The interdisciplinary approach is a modern new one, which provides a multipolar view of ongoing processes, situations and objects of study. The article provides a comparative analysis of the linguistic and cultural values of Bashkiria.

As a result of the study, it was determined that an interdisciplinary approach, as a technique for the formation of linguocultural competencies of students, and testing are effective tools in training. In the conditions of mass communication, a competent political leader, being a "product of interdisciplinary discursive activity", not only facilitates the exchange of culturally and socially significant information between recipients of different cultures, but also influences the quality of political decisions. Knowledge of linguocultural regional concepts plays an important sociocultural role, performing ethnocharac-terizing, accumulative and translational functions, due to the widespread use of linguocultural concepts that are easily recognizable in the modern community and have a wide metaphorical potential.

Keywords: interdisciplinarity, youth socialization, linguistic identity, linguistic and cultural values of the region.

References

1. Akhmetshina A.S. Conceptual approach in the formation of the excursion text // Theoretical and practical problems of the development of modern humanitarian science. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. - 2018 - P. 3942.

2. Akhmetshina A.S. Linguoculturological features of the formation of a regional tourism product // Modern trends in the development of science and technology. Periodical scientific collection. Based on materials of the XXIV international scientific-practical conference in Belgorod. - 2017 - No. 3-5. - S. 30-34.

3. Akhmetshina A.S. Abstract of the dissertation: Elocutionary pragmatics of excursion discourse (on the basis of regional excursion texts) [Electronic resource] URL: https://bashedu.ru/ sites/default/files/dissovets_files/autoref/avtoreferat_ahmetshi-noy_a.s._.pdf

4. Babarykina N.V. Dissertation abstract: Development of ethno-cultural values of student youth by means of social and cultural activities. [Electronic resource] URL: https://www.mgpu.ru/ wp-content/uploads/2021/02/dissertatsiya.pdf

5. Vezhbitskaya, A. Understanding cultures through keywords / A. Vezhbitskaya; per. from English. A.D. Shmeleva. - Languages of Slavic culture. - M.: 2001. - 288 p.

6. Vezhbitskaya, A. Semantics, culture and knowledge: universal concepts in culture-specific texts / A. Vezhbitskaya // Thesis. -1993. - Issue. 3. - S. 185-206.

7. Markov, B.V. Journey as recognition of the Other / B.V. Markov // Way of the East. Intercultural Communication: Materials of the VI Youth Scientific Conference on the Problems of Philosophy, Religion, Culture of the East. - St. Petersburg: SPbFO, 2003. - S. 186-187. - (Series "Symposium"; issue 30).

8. Omelchenko, B.F. Excursion communication: knowledge, education, rest / B.F. Omelchenko. M.: Nauka, 1991. S. 92.

9. Rogacheva, V.I. Tourism as a phenomenon of cross-cultural communication: dis. ... cand. sociological Sciences: 22.00.06 / Rogacheva Vavara Igorevna. - M., 2003. - 163 p.

10. Sadokhin, A.P. Introduction to the theory of intercultural communication / A.P. Sadokhin. - M .: Higher. school, 2005. - 310 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.