Научная статья на тему 'Междисциплинарная интеграция и оптимизация процесса обучения в медицинском вузе'

Междисциплинарная интеграция и оптимизация процесса обучения в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / INSTRUCTIONAL PROCESS / TRAINING DISCIPLINE / MEDICAL HIGH SCHOOL / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапочкина Елена Владимировна, Стаковецкая Ольга Константиновна

В статье рассматривается вопрос об особенностях междисциплинарной интеграции в учебном процессе и возможностях её осуществления в образовательной практике медицинского вуза (на примере латинского языка и биологии). В современных условиях междисциплинарная интеграция является одним из важнейших факторов оптимизации процесса обучения, обеспечивает взаимосвязь и взаимное дополнение содержания учебных дисциплин, повышает познавательную деятельность студентов и способствует более осознанному усвоению знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапочкина Елена Владимировна, Стаковецкая Ольга Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная интеграция и оптимизация процесса обучения в медицинском вузе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ

ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

1 2 Лапочкина Е.В. , Стаковецкая О.К.

Email: Lapochkina652@scientifictext.ru

1Лапочкина Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков; 2Стаковецкая Ольга Константиновна - старший преподаватель, кафедра биологии, Ивановская государственная медицинская академия, г. Иваново

Аннотация: в статье рассматривается вопрос об особенностях междисциплинарной интеграции в учебном процессе и возможностях её осуществления в образовательной практике медицинского вуза (на примере латинского языка и биологии). В современных условиях междисциплинарная интеграция является одним из важнейших факторов оптимизации процесса обучения, обеспечивает взаимосвязь и взаимное дополнение содержания учебных дисциплин, повышает познавательную деятельность студентов и способствует более осознанному усвоению знаний.

Ключевые слова: междисциплинарная интеграция, процесс обучения, учебная дисциплина, медицинский вуз, компетентностный подход.

INTERDISCIPLINARY INTEGRATION AND THE OPTIMIZATION

OF INSTRUCTIONAL PROCESS IN MEDICAL HIGH SCHOOL

12 Lapochkina E.V.1, Stakovetskaya O.K.2

1Lapochkina Elena Vladimirovna - PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES; 2Stakovetskaya Olga Konstantinovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF BIOLOGY, IVANOVO STATE MEDICAL ACADEMY, IVANOVO

Abstract: the article deals with the special features of interdisciplinary integration in training process and the possibilities of its realization in educational practice of medical high school (based on Latin language and Biology). In modern communication interdisciplinary integration is one of the important factors of the optimization of instructional process, ensures interrelation and mutual addition of training disciplines' content, increases students' cognitive activity and contributes to learning and gaining more knowledge.

Keywords: interdisciplinary integration, instructional process, training discipline, medical high school, competence approach.

УДК 378. 37.09

В последнее время становится очевидным, что междисциплинарная интеграция, согласованная работа преподавателей различных дисциплин для достижения целей процесса обучения - один из важнейших факторов оптимизации процесса обучения в вузе, в том числе медицинском. Междисциплинарная интеграция гораздо шире, чем межпредметные связи, так как помимо чисто технического и функционального взаимодействия, подразумевает глубокое осмысление, целеполагание и

проектирование в рамках процесса обучения. Интеграция способствует целостному, глубокому и системному познанию окружающего мира, обеспечивает не только взаимосвязь, но и взаимопроникновение отдельных учебных дисциплин друг в друга, повышает познавательную деятельность студентов и способствует более осознанному усвоению знаний. Междисциплинарная интеграция - взаимное дополнение содержания разных учебных дисциплин путем использования различных инновационных методов, средств и организационных форм обучения. В психологии и педагогике обоснован вывод о том, что междисциплинарная интеграция является одним из важных психолого-педагогических условий, а принцип междисциплинарности в последнее время стал одним из ведущих дидактико-методологических принципов.

Работа преподавателя вуза должна быть направлена на отыскание оптимальных путей реализации междисциплинарной интеграции, которая обеспечивает оптимизацию учебного процесса и даёт студентам целостное представление о явлениях и объектах, а в случае медицинского вуза - о человеке, окружающей среде, их взаимодействии и взаимовлиянии. Как правило, каждый преподаватель обучает своему предмету изолированно от других дисциплин. Сложность реализации междисциплинарного подхода связана, прежде всего, с отсутствием в вузах преподавателей, которые бы были носителями глубоких знаний сразу по нескольким дисциплинам. В медицинских вузах преподаватели гуманитарных дисциплин не имеют, как правило, медицинского образования, а преподаватели клинических дисциплин, не имея специального педагогического образования, часто плохо владеют методикой преподавания. Это в свою очередь препятствует комплексному применению приобретённых знаний при решении различных профессиональных задач в будущей деятельности выпускника медицинского вуза. С целью реализации междисциплинарной интеграции преподаватели теоретических, гуманитарных и специальных дисциплин должны знакомиться с содержанием программы по биологии и анатомии, точно так же, как и преподаватель биологии и анатомии должен знать не только программу (или часть программы, которая непосредственно связана с его учебной дисциплиной) по латинскому языку, но и программы гуманитарных и специальных дисциплин. Только в этом случае процесс междисциплинарной интеграции будет осознанным, продуктивным и целенаправленным. Цель должна быть одна, каждый предмет должен вносить свой вклад в формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций и способствовать подготовке специалиста высокой квалификации, способного применять полученные в вузе знания на практике. При составлении учебных программ все преподаватели должны работать в одном направлении, но при этом учебный материал не должен дублироваться на разных предметах.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по основным направлениям подготовки выпускник должен обладать, например, следующими общекультурными (ОК), общепрофессиональными (ОПК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

- готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

- готовностью к использованию основных физико -химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК-7);

- способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или)

распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

- способностью к участию в проведении научных исследований (ПК-21);

- готовностью к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан (ПК-22).

Как видно из перечисленного выше, требования к выпускнику медицинского вуза достаточно высоки и касаются разных наук и разных сфер жизни человека. Междисциплинарная интеграция в медицинском вузе - это процесс взаимодействия, взаимопроникновения и дополнения содержательных компонентов изучаемых дисциплин. Она реализуются за счет участия каждой отдельной дисциплины в формировании целостной картины и привлечения сведений из одной дисциплины для объяснения и демонстрации явлений и законов другой дисциплины. Обучение на основе междисциплинарной интеграции предъявляет при этом особые требования к методам их преподавания, а сам преподаватель должен обладать творческим подходом, использовать различные методы и формы обучения с целью формирования целостности и системности знаний студентов.

Существование связей между такими предметами как анатомия и латинский язык, фармакология и биохимия, биология и физиология в медицинском вузе не вызывает сомнений. Однако, возможности для междисциплинарной интеграции можно найти и между другими предметами.

Одной из самых простых форм интеграции являются интегрированные учебные занятия и научные проекты - лекции, семинары, практические работы, доклады, статьи.

Так, студентами 1 курса ИвГМА было подготовлено несколько докладов, презентаций и статей под совместным руководством преподавателей биологии и латинского языка. Это особый вид работы, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Так, на кафедре биологии ИвГМА ведутся исследования различных растений, по которым определяется степень загрязнения окружающей среды [3]. Как известно, изучать проще и интереснее то, что хорошо знакомо и близко, поэтому с целью повышения мотивации к исследованию мы вводим изучение этимологии названий этих растений [1, 2, 3], например:

Quercus шьш": этимология названия, биологические особенности и использование в экологических исследованиях студентов-медиков [1].

БеШ1а: происхождение названия, биологические характеристики и использование в экологических исследованиях студентов-медиков [2].

Pinus: этимология названия, биологические характеристики, интересные факты.

Гераклова трава: этимология названия и особенности популяций на территории села Богородское.

Изучение этимологии названий, которая часто базируется на античных мифах, сказаниях и легендах позволяет наполнить знакомые явления новым содержанием. Подготовка докладов и выступление с ними на научных кружках кафедр, элективах и конференциях даёт дополнительные баллы к рейтингу успеваемости студента, что выполняет мотивирующую и стимулирующую функции в обучении, а междисциплинарная интеграция создает условия для формирования у студентов целостной картины мира. Студент, овладевший знаниями на междисциплинарной основе, обладает базой для осуществления дальнейшей научно-исследовательской деятельности, поскольку междисциплинарность является сегодня одним из фундаментальных элементов содержания образования. Недостаточность или отсутствие междисциплинарной интеграции часто приводят, с одной стороны, к дублированию отдельных вопросов и тем на занятиях по различным предметам, а с другой - в условиях дефицита учебного времени к недостаточному освоению

студентами ряда вопросов и тем по определённой дисциплине, знание которых обязательно при изучении следующей.

В заключении скажем, что реализация стандартов нового поколения в вузах выдвигает на первый план компетентностный подход, который актуализирует проблему использования принципа междисциплинарной интеграции для повышения эффективности процесса обучения. Данный принцип соотносится с законами мышления и межпредметных ассоциаций, лежащих в основе усвоения знаний.

Список литературы /References

1. Стаковецкая О.К., Лапочкина Е.В., Дригинкина А.А. Quercus robur: этимология названия, биологические особенности и использование в экологических исследованиях студентов-медиков. Современные научные исследования: теоретический и практический аспект: Сб.ст. Межд. науч.-прак. конф. Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. Ч. 2. С. 26-29.

2. Стаковецкая О.К., Лапочкина Е.В. Betula: происхождение названия, биологические характеристики и использование в экологических исследованиях студентов-медиков. Новая наука: от идеи к результату: Межд. науч. -практ. изд-е по итогам Межд. науч.-практ. конф. Стерлитамак: АМИ, 2017. № 3-2. С. 10-12.

3. Стаковецкая О.К., Агаларова Э.А. Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития: сб. ст. по итогам межд. науч.-практ. конф. Стерлитамак: АМИ, 2018. Ч. 2. С. 18-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.