Научная статья на тему 'Мейнстрим инновационности в условиях техноэволюции'

Мейнстрим инновационности в условиях техноэволюции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
112
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЭВОЛЮЦИЯ / ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИЯ / МЕЙНСТРИМ / МЕЙН-СТРИМ ИННОВАЦИОННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васильченко Елена Александровна

В статье раскрывается проблема техноэволюции и образование ее закономерного результата феномена мейнстрима инновационности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мейнстрим инновационности в условиях техноэволюции»

МЕЙНСТРИМ ИННОВАЦИОННОСТИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОЭВОЛЮЦИИ

Е. А. Васильченко

INNOVATION MAINSTREAM UNDER TECHNOLOGICAL EVOLUTION

Vasilchenko E. A.

The article reveals the problem of technological evolution and its logical result - the phenomenon of innovation mainstream

В статье раскрывается проблема техно-эволюции и образование ее закономерного результата - феномена мейнстрима иннова-ционности.

Ключевые слова: техноэволюция, гиперреальность, инновация, мейнстрим, мейн-стрим инновационности.

УДК 140:316

Философское осмысление техноэво-люции дает возможность не только определить источник и ареал распространения инноваций, но и раскрыть проблему контролирования и прогнозирования процессов внедрения новых технологий в социокультурное пространство. Поэтому технократический дискурс, осознание масштаба и значения технической реальности создают предпосылки для поиска новых подходов к проблеме техноэволюции и ее ценностно-смыслового содержания.

Теоретико-методологический каркас исследований техноэволюции сформировался в рамках эволюционного подхода к процессам организации живых и технических систем. Согласно Б. И. Кудрину, по аналогии с биологической эволюцией, техноэво-люция состоит в образовании новых признаков, основанных на общем генофонде научно-инженерной документации и реализации природных закономерностей (1). Им предложена вместо описательной истории техники концепция техноэволюции как непро-граммированного, автономного развития технической реальности (техники, технологии, продукции, отходов и т. п.). Ученый призывает исследовать законы техноэволю-ции, дающие описание общих закономерностей появления технического изделия, особенности превращения его во взрослое состояние, закономерности размещения изделия в пространстве и времени, оптимизацию состава и структуры сообщества, методы и критерии оценки функционирования систе-

Васильченко Е. А.

Мейнстрим инновационности в условиях техноэволюции

мы различающихся изделий. «Техническая реальность стала всеобщей и всепроникающей. Техносфера поглотила биосферу. С неизбежностью произошло закрепление информации: родился документ. Человек сегодня живет среди непредсказуемого множества окружающих его нужных и не нужных вещей и не им самим произведенных продуктов. Изделия окружающего технического мира образуют своеобразные сообщества -технические ценозы», - пишет Б. И. Кудрин

(2). Если технику рассматривать как множество слабо связанных между собой изделий, определяемых документами, а также такими особенностями инновационной деятельности, как диверсификация, вариофикация, ассортица, то техника может быть рассмотрена как естественное образование, напоминающее биологические ценозы, подчиняющееся законам, сходным с биологическими

(3). Под техноценозами следует понимать территориально-производственные комплексы, предприятия, технопарки, киберу-ниверситеты и т. п., которые вместе с информационным отбором, селектогенезом являются движущими силами техноэволюции и задают все ее узловые точки. Ценностно-смысловое содержание движущих сил техноэволюции содержится в технической рациональности, инновационной деятельности, инновационном мышлении и в технологической культуре, сформировавшейся в результате техногенной адаптации общества к техноэволюционным процессам.

Вектор техноэволюции обусловливается спецификой технической рациональности, которая является результатом осмысления и алгоритмизации технической деятельности, а также «способом рассмотрения реальности в качестве подчиненного объективным закономерностям объекта целепола-гающей воли человека (преобразование которого осуществляется через планирование и реализацию причинно-следственных цепочек)» (4). Техническая рациональность проявляется в сложном единстве языковых, поведенческих практик, необходимых для создания и функционирования техники, дающих представление об элементах и участниках технических процессов, их установ-

ках и целях, условиях производства и возможностях социализации. Система стратегических ориентиров техноэволюции, задаваемых технической рациональностью, выступает матрицей построения техногенных социальных практик как типовых стратегий осуществления человеческой деятельности (5).

Закономерным результатом и одновременно самым «мощным двигателей» современной техноэволюции является инновация, определяемая как «материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т. п.» (6). По мнению С. Е. Крючковой, инновации «выступают проявлением глобального аспекта человеческой деятельности вообще и по своему глубинному смыслу они относятся не только к процессу создания и распространения новшеств, но и к изменениям в образе жизни, стиле мышления, которые, так или иначе, затрагивают новшества» (7). Мейнстрим ин-новационности начинает проявляться в своеобразном коллаже инновационности на все виды деятельности, который обусловлен потребительским спросом, масс-медиа и в целом массовой культурой. Еще в недалеком прошлом научные открытия, изобретения, рационализаторские разработки были уделом избранных интеллектуалов. Однако сегодня с уверенностью можно констатировать феномен «омассовости» инновационной деятельности, наличие своеобразного «инновационного бума», «религии иннова-ционности». Важнейшими компонентами инновационных процессов стали массовый производитель и массовый потребитель, причем зачастую обе эти ипостаси совмещены в деятельности одних и тех же агентов. Составные части инновации от генерирования движущих идей до их практического воплощения все больше зависимы от фундаментального вклада подобного интегрального общественного «инвестора» (8). Мейн-стрим инновационности демонстрирует новую форму социальной интеграции - объединение интеллектуальных усилий индиви-

дов на основе свободной ассоциации, указывает на перспективу горизонтальной дифференциации и кооперации труда, достигшего в информационную эпоху высочайшей степени обобществления, а также на потенциальную возможность внерыночного обмена его продуктами. С культурно-антропологической точки зрения, феномен мейнстрима инновационности указывает на возросшую степень творческой мотивации современного человека, его заинтересованность в общественном признании личностного потенциала, тенденцию к дифференциации материального и нематериального окружения в соответствии с индивидуальными потребностями и вкусами. Таким образом, современные инновационные сдвиги в обществе вызывают к жизни новые формы социокультурных взаимодействий, которые способствуют активизации творческого потенциала личности.

Мейнстрим инновационности обусловлен тем, что техноэволюция, в ходе которой возникает качественно новое явление (инновация, новая технология, новый техно-ценоз) сопровождается количественными и качественными изменениями процесса развития технической реальности. Внутренний механизм упорядочения поддерживается потенциалом творческой активности живого вещества. В результате взаимодействия противоположных тенденций, одна из которых ведет к получению новых, а другая - к закреплению существующих эволюционно полезных признаков технических изделий формируются условия для информационного отбора. Но следует отметить, что инновации, в свою очередь, увеличивают неопределенность будущего, поскольку многие последствия их практического применения оказываются неожиданными и непредсказуемыми. Это повышает роль релевантной информации, способной уменьшить неопределенность, и значимость нестандартного индивидуального поведения, способного наилучшим образом приспособиться к неопределенности и, тем самым, усилить инновационный поток. Цикл за циклом реализуется информационный отбор, происходит поступательное усложнение структуры, уси-

ление и расширение взаимосвязи, техническая реальность будет трансформироваться в гипертехническую. Можно допустить, что ее основной характерной чертой будет являться гиперреальность, появление которой опосредовано «видообразованием» технокуль-турных гибридов (информационные технологии, коммуникации «медиа» и т. д.). Есть основания предполагать, что инновация проявляет себя в условиях техноэволюции как технокультурный гибрид. Исходя из закономерностей техноэволюции мейнстрим инновационности приведет к новой стадии техноэволюции, т. е. появится новая форма организации техноценозов уже в условиях эволюции гиперреальности, которая сопровождается диалектической сменой господствующих порядков симулякров. Инфоком-муникационные технологии, средства массовой информации создают образы и симу-лякры, которые определяют гиперреальность современной культуры. Функционирование такой «социальной виртуальной реальности» обусловлено развитием инновационных социальных технологий организации и управления, имиджевыми технологиями средств массовой информации в сочетании со стратегиями институтов власти, в которой осуществляется симуляция коммуникаций. Поэтому не исключено, что приоритетными технокультурными гибридами будут инновационные социальные технологии, направленные на согласованность, гармоничное развитие социокультурной и технической реальности. Это обусловлено тем, что развитие технической реальности потенциально является самоцелью техноэво-люции (техническое порождается техническим), скорость которой непрерывно возрастает по отношению к биоэволюции, что делает невозможной коэволюцию человека и биосферы. По утверждению В. Н. Иванова и В. И. Патрушева, инновационные социальные технологии являются направлением современной социальной инноватики, рожденной требованиями самой жизни и теми изменениями, которые произошли в научном мире под влиянием научно-технической, информационной революции. Они подчеркивают, что с помощью социальных техно-

Васильченко Е . А.

Мейнстрим инновационности в условиях техноэволюции

логий можно разрешить разнообразные конфликты, блокировать рисковые ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Сущностью социальных технологий является инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих затратах (9).

Таким образом, мейнстрим иннова-ционности является закономерным результатом техноэволюционных процессов, потому что техногенное и информационное влияние на современные социокультурные процессы актуализирует социоподдержи-вающие инновационные механизмы, определяющие успешность техногенной и организационно-психологической адаптации человека к современным условиям, формирует технологическую культуру, которая позволяет преодолеть «разрыв» между техногенным и культурным развитием. Процесс овладения технологической культурой носит массовый характер и позволяет человеку включатся в мировое информационное пространство, оптимально использовать современные информационные ресурсы, что является необходимым в формировании нового этапа техноэволюции. Мейнстрим инно-вационности, с одной стороны, определяет инновационную ориентированность и восприимчивость человека, которые проявляются как установки на разработку и освоение новых моделей организации социокультурных процессов. С другой стороны, «спекуляция проблематикой инновационности» в массовой культуре, в частности в процессе формировании «общества брендов», «общества симулякров», способствует созданию новых социальных мифологий, определяет динамичность и неустойчивость современной культурной реальности, обостряет проблему создания новых культурных смыслов в условиях техноэволюции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кудрин Б. И. Техногенез // Глобалистика: Энциклопедия. — М.: Изд-во Диалог, 2003. — С.998.

2. Кудрин Б. И. Философия техники или философия технологии: постнеклассическое видение // Философия. Наука. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Т. 1. — Новосибирск: Параллель, 2009. — С. 316.

3. Кудрин Б. И. Техногенная самоорганизация. Для технариев электрики и философов // Це-нологические исследования. Вып. 25. — М.: Центр системных исследований, 2004.— С. 108.

4. Попкова Н. В. Философия техносферы. — М.: Издательство ЛКИ, 2007.

5. Там же.

6. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент — СПб: Питер, 2000.

7. Крючкова С. Е. Инновации: философско-методологический анализ.— М.: Изд-во МГУ, 2000.

8. Белокрылова В. А. Демократизация инноваций: тенденции и перспективы в «обществе сетевых структур» // Мировоззренческие и философско-методологические основания инновационного развития современного общества: Беларусь, регион, мир: Материалы Международной научной конференции. — Минск: Право и экономика, 2008. — С. 190.

9. Иванов В. Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. — М.: Экономика, 2001.

Об авторе

Васильченко Елена Александровна, Ставропольский государственный университет, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии науки, заместитель декана по учебной работе физико-математического факультета. Сфера научных интересов - философия науки и техники.

evasilchenkQ@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.