Т.В. АЛЕНТЬЕВА
МЭТЬЮ БРЭДИ И ЕГО КОМАНДА. ФОТОИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В США
T. V. Alentieva
MATTHEW BRADY AND HIS TEAM. PHOTO HISTORY OF THE AMERICAN CIVIL WAR
Мэтью Брэди с полным правом может быть назван «отцом американской фотографии». Именно ему американцы обязаны сохранением визуальной памяти о братоубийственной Гражданской войне. В статье рассматривается вклад Брэди в фотоисторию Гражданской войны: финансовый, организационный, в плане личного участия, а также его команды и некоторых независимых фотографов. Особое внимание уделено проблеме искажения и фальсификации фотографий того времени. Автор статьи отмечает, что в американской историографии есть немалые достижения в изучении фотоистории Гражданской войны, в то время как в российской американистике данная тема еще на стала предметом специального научного изучения.
Ключевые слова: история, XIX век, Гражданская война в США, фотография, Мэтью
Брэди.
Matthew Brady can rightly be called the «father of American photography». Americans owe the preservation of the visual memory of the fratricidal Civil War to him. The article examines Brady's contribution to the photo history of the Civil War: financial, organizational, in terms of personal involvement, as well as his team and some independent photographers. Special attention is paid to the problem of distortion and falsification of photographs of that time. The author of the article notes that in American historiography there are considerable achievements in the study of the photo history of the Civil War, while in Russian American studies this topic has not yet become the subject of special scientific study.
Keywords: history, 19th century, American Civil War, photography, Matthew Brady.
Гражданская война в США была не первым военным конфликтом, запечатленным в фотографиях: впервые зрители увидели фотографии Мексиканской и Крымской войн. Но именно американская Гражданская война оказалась запечатленной в тысячах фотографий, что было беспрецедентно для XIX столетия. И обязана этим она Мэтью Брэди и его команде.
К тому времени фотография прошла в своем становлении ряд этапов: гелиография (1826-1833), дагерротипия (1837-1857), калотипия (1840-1857), моментальная (с 1860-х гг.). Появление фотографии относится к 30-м гг. XIX столетия. Первые шаги в этой области были сделаны Н. Ньепсом и Л. Да-
гером во Франции и Ф. Тэлботом в Англии. Первоначально всемирной популярностью пользовалось изобретение Дагера, получившее от его имени название дагеротипия. В США активным продолжателем дагеротипии стал Сэмю-эль Морзе (1791-1872): известный художник, изобретатель телеграфа, издатель журнала «New York Observer» и бизнесмен1, заинтересовавшись новым искусством, в марте 1839 г. встретился в Париже с Луи Дагером. Однако дагерротип имел существенные недостатки, так как можно было получить лишь одно позитивное изображение на специальной пластине и это было дорогостоящим удовольствием.
К середине XIX в. ученым удалось усовершенствовать процесс так называемой калотипии, изобретенный Ф. Тэлботом, так как он давал возможность получать негатив, с которого можно был печатать многочисленные фотографии. Новые технологии и коммерциализация привели к расцвету новых форм изображений - амбротипии - как раз перед началом конфликта Севера и Юга. Амбротипия представляла вариант мокроколлодионного процесса, изобретенного Фредериком Арчером и представленного научному сообществу в 1851 г. Смысл процесса заключается в получении и последующем закреплении позитивного изображения на стеклянной пластине. Амбротипы на стеклянных пластинах бережно хранились семьями. «Это была самая близкая связь с их близкими, сражавшимися на фронте», - считает американский историк Р. Зеллер2.
Вторым видом фотографии была carte de visite, или cdv. Эта визитка была прообразом небольшой по размеру фотографии, которая была запатентована в Париже фотографом Андре Диздери в 1854 г. Размеры такой визитной карточки-фотографии были 54 мм на 89 мм. Альбомы для сбора и демонстрации таких карточек, не только семейного плана, стали обычным явлением. Портреты генералов, государственных деятелей, актеров и других знаменито-
1 Алентьева Т.В. Четыре линии жизни Сэмюеля Морзе // Новая и новейшая история. 2013. №5. С. 110-128.
2 Niiler E. How the Civil War photography changed the war. URL: https://www.seeker.com/how-civil-war-photography-changed-war-1766077826.html (18.03.2021).
стей массово выпускались и распространялись на таких карточках, чтобы поддержать боевой дух американцев3.
В то же время Гражданская война в США совпала с периодом появления так называемой моментальной фотографии, связанной с изобретением мокро-коллоидного процесса. Коллодий состоит из нескольких видов опасных химических веществ, включая этиловый эфир и уксусную или серную кислоту, что добавляло проблем в профессию фотографа. Сама технология фотографирования, проявки, закрепления, изготовления фотокопий была довольно сложным и чрезвычайно затратным делом, требовала немалого профессионального мастерства. Фотокамера была громоздкой и тяжелой, время экспозиции занимало до 30 секунд (в дагеротипии до 15 минут). Разумеется, делать фотографии в специально оборудованных студиях было предпочтительней.
ТАК ВЫГЛЯДЕЛИ ФУРГОНЫ ФОТОГРАФОВ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В США
Начавшаяся в апреле 1861 г. Гражданская война потребовала от фотографов изменения условий работы. Теперь их студию заменил внушительный
Niiler E. How the Civil War photography changed the war. URL: https://www.seeker.com/how-civil-war-photography-changed-war-1766077826.html (дата обращения: 18.03.2021).
запряженный лошадьми, фургон, в который грузилось оборудование. Там же размещалась «темная комната» для работы с негативами. Как правило, фотографы работали вдвоем, один - с камерой, другой - с проявкой и закреплением изображения. Любое передвижение фургона требовало, чтобы все реактивы были надежно размещены и закреплены. Известны курьезные случаи, когда солдаты обеих воюющих сторон принимали фотографическое оборудование за новый вид оружия. Фургон или палатка фотографа часто служили отличной мишенью, а лошади, запряженные в повозку, пугались выстрелов и взрывов, что приводило к самым нежелательным последствиям. Осколки снарядов разбивали камеры, на пластины попадал песок и безнадежно портил снимки, палатки и тенты срывало взрывной волной4. Офицеры с обеих сторон также нанимали фотографов, чтобы получить разведданные о вражеских огневых точках, дорогах, мостах и железных дорогах, так что они зачастую рисковали жизнью. Так, Джейкоб Кунли, снимавший мосты, был обстрелян конфедератами с противоположного берега, но не спешил ретироваться, пока не закончил работу.
В Национальном архиве США5, библиотеке Конгресса6, в других архивохранилищах и библиотеках сохранились тысячи фотографий, сделанных «полевыми фотографами». Можно считать, что это были практически первые в истории фоторепортажи. Считается, что более 300 фотографов работали на различных фронтах Гражданской войны . Наиболее знаменитыми фотографами в этот период были северяне: Мэтью Брэди, Александр Гарднер, Тимоти О'Салливэн, Джордж Барнард, Уильям Пайуэлл, братья Бирштадт и др; южане: Джекоб Кунли, Джордж Кук, Джеймс Эдвардс, Ричард Уирн и др.
Толкачева И. Фоторепортаж XIX века: две войны. URL: https://www.photographer.ru/cult/history/750.htm (дата обращения: 21.03.2021).
5 6 тысяч фотографий хранится в Национальном архиве США. URL: https://www.archives.gov/education/lessons/brady-photos (дата обращения: 21.03.2021).
6 Prints & Photographs Online Catalog. URL: https://www.loc.gov/pictures/collection/civwar (дата обращения: 18.02.2021).
7 NewhallB. The History of Photography: From 1839 to the Present. N.Y., 2012. Р. 91.
Целью данной статьи является проанализировать вклад команды Брэди в фотоисторию Гражданской войны в США, изучить ценность фотографий как исторического источника, выявить способы манипуляции с ними.
В американской историографии есть немалые достижения в изучении фотоистории Гражданской войны8, в то время как в российской американистике данная тема еще на стала предметом специального научного изучения. В блогах, в популярных очерках в российском Интернете можно найти немало интересной информации о фотографии времен Гражданской войны в США. Американскими историками написано несколько биографий Мэтью Брэди, его личность интересовала и продолжает привлекать их внимание, судя по последним публикациям9. Большинство считает его «отцом американского фоторепортажа». Наиболее интересными и информативными являются биографии Джеймса Хорана, Роя Мередита, Уэйна Янгблада. Также важны биографии сподвижников М. Брэди, членов его команды, но таковых, к сожалению, весьма мало10. Немало делается для издания фотографий Гражданской войны в ви-
11 12 де альбомов или переизданий авторских альбомов самого М. Брэди и
13
А. Гарднера .
8 Zeller B.O. The Blue and Gray in Black and White: A History of Civil War Photography. N.Y., 2005; Rosenheim J.L. Photography and the American Civil War. N.Y., 2013; Lens of War: Exploring Iconic Photographs of the Civil War / ed. by J.M. Gallman. Athens, 2015.
9 Horan J.D. Mathew Brady, historian with a camera. N.Y, 1955; Meredith R. Mr. Lincoln's Camera Man: Mathew B. Brady. N.Y., 1974; Kunhardt D.M. Mathew Brady and His World. N.Y., 1977; Panzer M. Mathew Brady and the Image of History. Washington, D.C., 1997; Sullivan G. In the Wake of Battle: The Civil War Images of Mathew Brady. N.Y., 2004; Youngblood W. Matthew B. Brady. N.Y., 2008; Wilson R. Mathew Brady: Portraits of a Nation. N.Y., 2013.
10 Katz M.D. Witness to an Era: The Life and Photographs of Alexander Gardner: The Civil War, Lincoln, and the West. Nashville, 1999; Asprinwall J.L. Alexander Gardner: The Western Photographs, 1867-1868. Kansas City, 2014; BestM. Elevate the Masses: Alexander Gardner, Photography, and Democracy in Nineteenth-Century America. Philadelphia, 2020; Horan J.D. Timothy O'Sullivan: America's Forgotten Photographer. Prineville, OR: Bonanza, 1982.
11 Lossing B.J. Mathew Brady's Illustrated History of the Civil War. Sterling, VA, 1988; Garrison W. Brady's Civil War: A Collection of Memorable Civil War Images Photographed by Mathew Brady and His Assistants. N.Y., 2011; Savas Th. Brady's Civil War Journal: Photographing the War 1861-1865. Skyhorse, 2012; Pistor N. Shooting Lincoln: Mathew Brady, Alexander Gardner, and the Race to Photograph the Story of the Century. Boston, 2017.
12 Brady M. The Matthew Brady's Illustrated History of the Civil War. N.Y., 1994.
13 Gardner A. Gardner's Photographic Sketchbook of the Civil War. N.Y., 1959.
Инициатором и энтузиастом фотографирования в военных условиях стал известный американский фотограф Мэтью Брэди (1822/1824-1896). Еще до Гражданской войны он прославился созданием фотопортретов своих знаменитых современников. Его фотопортреты Авраама Линкольна, как считают американские историки, помогли республиканцам выиграть президентские выборы 1860 г. «Моя величайшая цель состояла в том, чтобы продвинуть искусство фотографии и сделать его тем, о чем я думаю, великим и правдивым послан-
14
цем истории» .
Точная дата рождения М. Брэди неизвестна, считается, что он был сыном ирландских иммигрантов и появился на свет в графстве Уоррен, штат Нью-Йорк, в 1822 или в 1824 г. Сам Брэди позже любил утверждать, что родился в Ирландии. В возрасте 16 лет он поступил в обучение к известному художнику-портретисту Уильяму Пейджу (1811-1885) в г. Саратога, штат Нью-Йорк. В 1840-е гг. в США широко распространилось увлечение дагерротипией. Приехав в Нью-Йорк, Мэтью стал посещать уроки у пионера дагерротипии в США - Сэмюэля Морзе. Открыв в Нью-Йорке в 1844 г. собственную фотостудию, он запечатлел Э. Джексона, Дж.К. Адамса, Д. Уэбстера, Г. Клея и других видных политиков и деятелей культуры, например Э.А. По. В 1849 г. он открыл студию в Вашингтоне, где познакомился со своей будущей женой Джулией Хэнди. В 1850 г. они поженились.
В 1850 г. Брэди издал «Галерею знаменитых американцев», состоящую из фотопортретов выдающихся современных деятелей. Альбом не имел особого финансового успеха, но создал Брэди определенную известность15.
На пике своего успеха в качестве фотографа-портретиста Брэди встретил начавшуюся Гражданскую войну, решив отправиться на передовую и запечатлеть сцены разгоравшегося конфликта. Друзья пытались отговорить его, ссылаясь на опасности войны и финансовые риски, но Брэди не сдавался. Позже он сказал: «Я чувствовал, что должен пойти. Некий дух повелел моим стопам:
14 Sullivan G. Op. cit. Р. 38.
15 Volo J.M. The Antebellum Period. N.Y., 2004. P. 106.
"Иди", и я пошел»16. Мэтью знал, что если он хочет стать «военным корреспондентом», то ему нужно получить разрешение от властей. К счастью, у него были знакомства в высших кругах. Он сфотографировал военного министра Эдвина Стэнтона и президента Авраама Линкольна перед войной и продолжал
17
поддерживать личные отношения с обоими политиками . Это помогло. Действительно, Брэди получил официальное разрешение на фотосъемки в расположении военных частей от руководителя разведки Аллана Пинкертона, который написал на документе сверху: «Пропустите Брэди»18. Однако правительство отказалось финансировать деятельность энтузиаста, он нанял целую команду фотографов из 20 человек за свой счет. «У меня были люди во всех частях армии, подобно корпусу корреспондентов влиятельных газет», - вспоминал он после войны19.
Он закупал дорогостоящее оборудование, руководил своими сотрудниками, сохранял негативы и фотографии, которые затем публиковались с его личной подписью: «с фотографии М. Брэди, Нью-Йорк», хотя на самом деле это зачастую были работы его сотрудников20. Большинство членов его команды это устраивало, только А. Гарднер позже разорвал сотрудничество, занявшись фотолетописью войны самостоятельно. Брэди затратил огромную по тем временем сумму в 100 тысяч долларов (эквивалентно 1 млн 670 тыс. долл. в 2019 г.), рассчитывая, что после войны правительство купит его фотоархив. Но этой надежде не суждено было сбыться: скончается «отец американской фотожурналистики» в нищете в 1896 г.
21
Мэтью Брэди не случайно заявлял, что «камера - это глаз истории» . Благодаря его усилиям мы имеем зримую историю американской Гражданской войны. Однако, поскольку техника была несовершенной, фотографы не могли
16 URL: https://www.loc.gov/collections/civil-war-glass-negatives/articles-and-essays/mathew-brady-biographical-note. (дата обращения: 22.04.2021).
17 Meredith R. Op. cit. P. 90.
18 Horan J.D. Op. cit. P. 37-38.
19 Rosenheim J.L. Op. cit. P. 15.
20 После войны у него скопилось 10 тысяч негативов.
21 Youngblood W. Op. cit. P. 12.
делать снимки движущихся объектов, было сложно запечатлеть батальные сцены, динамику боя, наступлений и отступлений, атак и контратак. На фотографиях Гражданской войны чаще всего можно видеть лица военных: рядовых бойцов и офицеров, снятых в импровизированных фотостудиях, в фургончиках или палатках. Фотографы также снимали поля сражений после окончания битвы. На таких снимках были убитые и раненые на батареях и укреплениях, в грязи траншей и приготовленные к похоронам. Главным образом фотографы работали не на линии огня, делая снимки повседневной лагерной жизни. Их объектом становились палаточные лагеря, полевые кухни, импровизированные прачечные, палатки маркитантов, кузницы, склады и т.п.
ПАЛАТОЧНАЯ ЖИЗНЬ 31-ГО ПЕНСИЛЬВАНСКОГО ПОЛКА. 1861 г.
ВАШИНГТОН
Особенное внимание уделялось военной медицине того времени: сохранились десятки снимков медицинских палаток, полевых и стационарных гос-
питалей, раненных солдат, проводимых операций. Фотографии фиксировали инженерные достижения, наведение понтонных мостов через реки, строительство железных дорог, монтаж телеграфных проводов. Когда фронт передвигался, фотографы прилежно фотографировали укрепления, блокгаузы, склады оружия, брустверы и засеки. Сохранилось множество фотографий военной техники того времени. Для массовой переброски войск использовались железные дороги, речные и морские паровые суда. В этой войне применялись ручные гранаты, скорострельное нарезное оружие, карабины и револьверы, кар-течницы (прообраз пулемета), тяжелая и дальнобойная артиллерия (нарезные орудия), воздушные шары; на море - мины и торпеды, броненосные корабли и даже подводные лодки.
ПАРОВОЗ ВРЕМЕН ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
МОРТИРА «ДИКТАТОР», 1 СЕНТЯБРЯ 1864 г.
ПЕТЕРСБЕРГ. ФОТО Д. НОКСА
В это время впервые появились концлагеря для военнопленных, сохранились фотографии выживших в самом страшном лагере для военнопленных северян на Юге - в Андерсонвилле. В объектив фотокамеры попадали афро-американцы, бежавшие с Юга бывшие рабы, которые вначале считались военной контрабандой, чернокожие солдаты и матросы армии Союза.
Когда война шла к завершению, фотографы снимали развалины Юга -разрушенный форт Самтер, сожженные плантации, разрушенные железные дороги, взорванные мосты, руины Атланты, Чарльстона, Ричмонда, бездомных и голодных жителей.
ГРУППА БЕГЛЫХ РАБОВ. ВИРГИНИЯ. 1862 г.
РУИНЫ РИЧМОНДА. АПРЕЛЬ 1865 г. ФОТО А. ГАРДНЕРА
Первые известные фотографии конфликта были сделаны М. Брэди лично 21 июля 1861 г. во время первой битвы при Булл-Ран. Он тогда так близко ока-
22 ъ
зался от места сражения, что едва не попал в плен . Он сделал множество снимков, выезжая лично на фронт, во время сражений при Петерсберге, Фре-дериксберге, где рисковал своей жизнью, часто оказываясь на линии огня.
В 1862 г. Брэди организовал в Вашингтоне выставку фотографий с поля битвы при Антьетаме (16-17 сентября 1862 г.), наиболее кровавого в истории американской Гражданской войны, когда за один день погибло 17 тысяч человек. Иллюстрированный еженедельник «Harper's Weekly», имевший солидный тираж в 200 тыс. экз., опубликовал 8 гравюр с фотографий этой выставки. Эти изображения сразу стали широко известными.
НА ФОТОГРАФИИ МЭТЬЮ БРЭДИ (В СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ) С ГЕНЕРАЛОМ АМБРОУЗОМ БЕРНСАЙДОМ (ЧИТАЮЩИМ ГАЗЕТУ).
МАЙ 1864 г.
22 Wilson R. Op. cit. P. 4.
ЛАГЕРЬ СЕВЕРЯН
«КРОВАВАЯ ЛИНИЯ» АНТЬЕТАМА
Корреспондент «New York Times», посетивший выставку, писал: «Мистер Брэди близко познакомил нас с ужасающей реальностью и серьезностью войны. Нет, он не принес тела и не положил их к нашему порогу или вдоль улицы, но сделал нечто подобное. На двери его галереи висит небольшая афиша "Мертвые Антьетама". Толпы людей постоянно приходят в галерею. Может показаться, что столь ужасные образы оттолкнут публику. Но, напротив, они обладают зловещей притягательностью. Вы можете видеть группы посетителей, в благоговейной тишине склоняющихся к этим роковым свидетельствам человеческой жестокости, чтобы поближе рассмотреть бледные лица
23
мертвых. Они заворожены гипнотическими взглядами мертвецов» . Фотографии Гражданской войны в США создали прецедент нового восприятия. Люди, далекие от войны, получили неизведанный прежде опыт визуализации событий. Фотография как бы доставила войну на дом, приблизила ее к каждому зрителю.
Зрение Брэди ухудшалось, и это обстоятельство заставляло его в большинстве случаев оставаться в Вашингтоне и оттуда руководить работой своих сотрудников. Он направлял их и советовал, каким образом сделать наиболее яркие и запоминающиеся снимки. Как отмечает биограф Рой Мередит, «он был, по сути, режиссером. Фактическая работа с камерой, хотя и механическая, важна, но выбор сцены для съемки так же важен, если не больше, чем
24
просто "щелчок затвора"» .
Стоит хотя бы кратко охарактеризовать самых ярких представителей команды Брэди: Александра Гарднера, Тимоти О'Салливана, Джорджа Барнарда, Томаса Роша, Эдуарда Уитни, Эндрю Рассела, Дэвида Вудбери.
23 New York Times. Oct. 20, 1862.
24 Meredith R. Op. cit. P. VII.
Александр Гарднер (1821-1882) родился в Пейсли, Шотландия. В 14 лет
25
он стал подмастерьем у серебряных дел мастера . Вскоре Гарднер обнаружил, что его интересы и таланты лежат в области журналистики. Когда ему исполнился 21 год, он ушел из ювелирной лавки и устроился репортером в «Glasgow Sentinel», а через год стал редактором. Любовь к химии вскоре привела его к экспериментам с фотографией. Увлекшись идеями утопического социализма, он способствовал организации в Айове «Клайдсдейльской акционерной сельскохозяйственной и коммерческой компании». Сам он не жил в этой коммуне, а поддерживал ее в финансовом отношении. В 1853 г. коммуна была распущена из-за ряда возникших проблем. Но эксперимент вызвал интерес Александра к молодой республике, он решил вместе со всей семьей поселиться в Америке. В 1856 г. он, его брат Джеймс и еще семь человек, включая его жену Маргарет, сына Лоуренса, дочь Элизу и его мать, эмигрировали в Соединенные Штаты.
С М. Брэди Гарднер познакомился еще в Англии, во время всемирной промышленной выставки 1851 г., куда тот прибыл вместе с другими американцами. Александр остановился в Нью-Йорке, где возобновил знакомство с Брэди и начал работать на него. Сотрудничество продолжалось вплоть до 1862 г. В 1858 г. Брэди назначил его ответственным за свою галерею в Вашингтоне, округ Колумбия. Находясь в столице, Гарднер стал весьма популярен как фотограф-портретист, запечатлевавший солдат, уходящих на войну.
Личное знакомство Гарднера с Алланом Пинкертоном (который возглавлял разведку, впоследствии ставшую Секретной службой) помогло Брэди добиться согласия Линкольна на посылку фотографов на театр военных действий. Пинкертон рекомендовал Гарднера на должность главного фотографа под юрисдикцией американских инженеров-топографов.
25 Wilson J.M. A Eulogy on the Life and Character of Alexander Gardner. N.Y., 1883. P. 8.
АВРААМ ЛИНКОЛЬН, АЛЛАН ПИНКЕРТОН И ГЕНЕРАЛ ДЖОН МАК-КЛЕРНАНД В ПЕРИОД БИТВЫ ПРИ АНТЬЕТАМЕ В 1862 г.
Позже Гарднер стал штабным фотографом при штабе генерала Джорджа Макклеллана, командующего Потомакской армией. Ему было присвоено почетное звание капитана. Фотографии битвы при Антьетаме в сентябре 1862 г. принесли ему широкую известность. На фотографиях Гарднера было так много деталей, что родственники могли опознать своих близких по чертам лица.
В 1862 г. Гарднер отказался от сотрудничества с Брэди. Той зимой Гарднер следовал за генералом Амброузом Бернсайдом, фотографируя битву при Фредериксберге. Затем он сопровождал генерала Джозефа Хукера. В мае
1863 г. Гарднер и его брат Джеймс открыли собственную студию в Вашингтоне, наняв многих бывших сотрудников Брэди26. За это время Гарднер сфотографировал битву при Геттисберге (июль 1863 г.) и осаду Петерсберга (июнь
1864 - апрель 1865 г.). Он создал такой шедевр, как «Последний приют мятежника-снайпера», после сражения при Геттисберге27.
В 1866 г. Гарднер опубликовал двухтомный труд «Фотоальбом Гарднера
28
о гражданской войне». Каждый том содержал 50 оригинальных снимков . Книга продавалась не очень хорошо. Не все фотографии принадлежали Гарднеру. В альбом вошли работы других его коллег. Среди его фотографий Авраама Линкольна есть в том числе и сделанные за четыре дня до убийства президента. Он также задокументировал похороны Линкольна и сфотографировал заговорщиков, участвовавших (вместе с Джоном Бутом) в убийстве Линкольна. Гарднер был единственным фотографом, допущенным к их казни, эти фотографии были опубликованы в «Harper's Weekly».
Историки установили, что знаменитые снимки Гарднера «Последний сон мятежника-снайпера», «Дом мятежника-снайпера» - постановочные. Изучая архивы, исследователи обнаружили изображение одного и того же солдата в разных позах и местах расположения в фото «Дом мятежника-снайпера». Историк Уильям Фрассанито установил, что Гарднер и его помощники Тимоти О'Салливан и Джеймс Гибсон перетащили тело снайпера на 37 м в более драматическое место, называемое «Логово дьявола», чтобы создать более живо-
29
писную композицию. Для драматизма было добавлено оружие . В XIX в. верили, что фотография однажды заменит изобразительное искусство. Гарднер считал, что вправе создать композицию для своей фотографии подобно живо-
26 Katz M.D. Op. cit. P. 220.
27 Gardner A. Gardner's Photographic Sketch Book of the War: 2 vols. Washington, 1865-1866. Pl. 37-38, 40-41.
28 Rosenheim J.L. Op. cit. P. 82.
29 Frassanito W.A. Gettysburg. A Journey in Time. N.Y., 1996. P. 187; Idem. Early Photography at Gettysburg. N.Y., 1995. P. 270.
писцу. В то время такие манипуляции с телом покойного не считались неэтич-
30
ными и не осуждались современниками
ДОМ СОЛДАТА-МЯТЕЖНИКА. ГЕТТИСБЕРГ, ИЮЛЬ 1863 г.
Однако эти фотографии не являются аутентичными, поскольку фотограф менял позы погибших и место их расположения, желая создать более впечатляющий образ31.
Еще одним известным фотографом из команды Брэди был Джордж Норман Барнард (1819-1902). Родившийся в Коннектикуте, в семье фермера, он рано увлекся фотографией. Известны его фотографии с инаугурации Лин-
32
кольна . В начале войны работал на Мэтью Брэди в Вашингтоне и Нью-Йорке. Барнард, помимо того что делал портреты и фотографировал войска вокруг Вашингтона, был одним из первых фотографов Брэди, которые были посланы на передовую, чтобы сфотографировать поля сражений в Северной
30
Роговая Е. Урожай смерти: Как выглядела Гражданская война в США. URL: https://birdinflight.com/ru/vdohnovenie/opyt/20170223-urozhaj-smerti-nasledie-fotografov-grazhdanskoj-vojny-v-ssha.html (дата обращения: 24.04.2021).
31 Frassanito W. Gettysburg: A Journey in Time. Р. 222-229.
32 Zeller B. Op. cit. P.12.
Виргинии и на полуострове, включая битвы при Булл-Ран и у Йорктауна, а также в Харперс-Ферри.
Барнард наиболее известен своими фотографиями кампаний У.Т. Шермана, охватывающими сцены оккупации Нэшвилла, сражения у Чаттануги, кампании по взятии Атланты, рейда армии Шермана к морю и похода
33
через Южную и Северную Каролины . Эти фотографии вошли в его книгу 1866 г. «Фотографические виды кампании Шермана»34, которая содержит 61 снимок. В них Барнард показал опустошения войны, последствия «тактики выжженной земли».
Барнард продолжал фотографировать после войны, работая в студиях в Чарльстоне, Калифорнии и Чикаго.
Пожалуй, самым пронзительным и бередящим душу снимком с полей
35
сражений стала фотография Т. О'Салливэна «Урожай смерти» . Впервые на фотографии предстал ужасный облик Гражданской войны, весь ее трагизм.
РУИНЫ КОЛУМБИИ, ЮЖ. КАРОЛИНА ПОСЛЕ «МАРША ШЕРМАНА». ФОТО БАРНАРДА
33 Davis K. George N. Barnard: Photographer of Sherman's Campaign. Albuquerque, 1990.
34 Barnard G.N. Barnard's Photographic views of the Sherman Campaign. N.Y. 1866.
35 A harvest of death, Gettysburg, Pennsylvania / negative by T.H. O'Sullivan; positive by A. Gardner. URL: https://www.loc.gov/resource/cph.3c37392. (дата обращения: 20.02.2021).
УРОЖАЙ СМЕРТИ. ФОТО ТИМОТИ О'САЛЛИВАНА
Тимоти Х. О'Салливан (1840-1882) родился в Нью-Йорке. Будучи подростком, был нанят Мэтью Брэди в качестве помощника и оставался в этом качестве до конца 1862 г. В начале войны следовал за Потомакской армией Мак-клеллана, затем в июле 1862 г. О'Салливан фотографировал кампанию генерала Дж. Поупа в Виргинии. Помимо фотографирования занимался копированием карт. В 1863 г. перешел под начало фотографа А. Гарднера36. В июле 1863 г. он достиг вершины своей карьеры, когда появились его снимки о Гет-тисбергской битве, в том числе «Мертвый снайпер-конфедерат у подножия Литтл-Раунд-Топ»; «Поле, где пал генерал Рейнольдс»; «Вид на пшеничное поле напротив нашего левого фланга»; «Мертвые конфедераты, собранные для захоронения у розовых кустов»; «Тела солдат Союза возле рощи Макферсона» и другие. Как установил историк Уильям Фрассанито, О'Салливан передвигал тела умерших солдат, менял их позы и расположение, опять же, для более драматического эффекта. Так что эти фотографии являются скорее постано-
36 ШшпОр. еИ. Р. 34-35.
-37-
вочными, чем аутентичными , хотя производимое ими трагическое впечатление вряд ли можно переоценить.
В 1864 г. он фотографировал осаду Петерсберга и осаду форта Фишер. затем оказался в Аппоматокс, где была пописана капитуляция армии Роберта Ли 9 апреля 1865 г. Вклад О'Салливана в создание фотолетописи Гражданской войны очень солидный, 45 из 100 снимков в фотоальбоме Гарднера принадлежат ему.
В конце Гражданской войны О'Салливан стал официальным правительственным фотографом и участвовал в фотографировании дальнего Запала и Панамы.
Эдвард Томпкинс Уитни (1820-1893) также принадлежал к команде М. Брэди. В 1844 г. Уитни, родившийся в Нью-Йорке, бросил ранее освоенный ювелирный бизнес, чтобы научиться процессу дагерротипирования. Затем, в 1851 г., он открыл свою собственную фотостудию в Рочестере, штат Нью-Йорк, и регулярно посещал нью-йоркские студии Мэтью Брэди и Джереми Гурни, чтобы изучить последние достижения в области фотографии. В 1859 г. он продал свой бизнес в Рочестере и переехал в Нью-Йорк, открыв галерею на Бродвее вместе с Эндрю Раем, «правой рукой» Брэди. Зимой 1861-1862 гг. Брэди поручил Уитни «запечатлеть укрепления вокруг Вашингтона и места, представляющие интерес для правительства». К ним относятся снимки в Арлингтоне, Фоллс-Черче и Александрии (Виргиния). В марте 1862 г. Брэди снова отправил Уитни вместе с Вудбери фотографировать поле боя у Булл-Ран. Уитни рассказывал в своих воспоминаниях, что был фотографом при Пото-макской армии Макклеллана во время кампании на полуострове. Ему также принадлежит известный снимок делегации индейцев с Великих равнин в Ва-
38
шингтоне .
37 The Case of Confused Identity. Does the Camera Ever Lie? URL: https://www.loc.gov/collections/civil-war-glass-negatives/articles-and-essays/does-the-camera-ever-lie/the-case-of-confused-identity (дата обращения: 22.04.2021).
38 Whitney E.T. Whitney's Reminiscences // Photographic Times and American Photographer. Mar. 1884. P. 122-124; June 1889. P. 279-281.
Эндрю Дж. Рассел (1829-1902) родился в Уолполе, штат Нью-Гэмпшир. Он рано увлекся живописью. Однако, помимо создания портретов местных общественных деятелей, интересовался железными дорогами и поездами. В первые два года Гражданской войны Рассел написал диораму, служившую агитацией для вербовки солдат в армию Союза. 22 августа 1862 г. он записался добровольцем в Эльмире, штат Нью-Йорк, и в следующем месяце стал капитаном 141-го Нью-Йоркского добровольческого полка. В феврале 1863 г. Рассел заинтересовался новым искусством фотографии. Первые фотографии Рассела были использованы бригадным генералом Германом Хауптом для иллюстрации докладов. Впечатленный его работой, Хаупт договорился о том, чтобы Рассела уволили из его полка и назначили в Военный корпус инженеров, за-
нимавшийся строительством железных дорог и мостов. В своем новом качестве Рассел фотографировал транспортные объекты для Военного министерства. За два с половиной года Рассел сделал более тысячи фотографий, некото-
39
рые из которых были переданы президенту Линкольну . Наиболее известна его фотография «Мертвые конфедераты позади каменной стены у подножия высот Мэри, Фредериксберг, Виргиния, май 1863 г.».
После войны он был известен своими фотографиями строительства трансконтинентальной железной дороги Юнион Пасифик.
МЕРТВЫЕ КОНФЕДЕРАТЫ ПОЗАДИ КАМЕННОЙ СТЕНЫ У ПОДНОЖИЯ ВЫСОТ МЭРИ, ФРЕДЕРИКСБЕРГ, ВИРГИНИЯ, МАЙ 1863 г.
39 Williams S.E. Richmond Again Taken: Reappraising the Brady Legend through Photographs by A.J. Russell // Virginia Magazine of History and Biography. 2002. Vol. 110. No. 4. P. 437-460.
Томас Рош (1826-1895) стал известен в качестве профессионального фотографа созданием снимков города и гавани Нью-Йорка40. С началом Гражданской войны стал военным фотографом41. Он продвигался по линии фронта с армией Союза, вдоль реки Джеймс. Во время одного из сражений с ним произошел неприятный инцидент: рядом с ним взорвался артиллерийский снаряд. Однако Рош не растерялся и, по словам очевидцев, «стряхнув пыль с головы и камеры, быстро двинулся к месту взрыва и начал снимать. Поместив камеру над взрывной воронкой, продолжил свою работу так хладнокровно, как будто
42
никакой опасности не было» . В 1865 г. Рош фотографировал для генерала Монтгомери Мейгса, генерал-квартирмейстера армии США, объекты материально-технического обеспечения федеральной армии во время осады Петерс-берга. Наиболее известные снимки Роша - это фотографии погибших солдат Конфедерации в окопах под Петерсбергом.
НА ФОТО - МЕРТВЫЕ КОНФЕДЕРАТЫ. ПЕТЕРСБЕРГ, ВИРГИНИЯ, АПРЕЛЬ 1865 г.
Дэвид Б. Вудбери (1839-1879) был, пожалуй, лучшим из фотографов, которые оставались с Брэди во время войны. В марте 1862 г. Мэтью Брэди послал Вудбери и Эдварда Уитни сфотографировать поле боя при Булл-Ран, а в мае - виды кампании на полуострове. В июле 1863 г. Вудбери и Энтони Бергер
40 Johnson H. Maritime New York in Nineteenth-Century Photographs. N.Y., 1980. Р. XIV.
41 Meredith R. Op. cit. P. 118.
42 Czech K.P. Snapshot: America Discovers the Camera. Minneapolis: Lerner, 1996. Р. 26.
сфотографировали Геттисбергское поле битвы. Летом 1864 г. Вудбери сфотографировал командование штаба Гранта. Он сменил Александра Гарднера на посту официального фотографа43.
24 апреля 1865 г. Вудбери помогал Дж. Ф. Кунли фотографировать грандиозный смотр армии на ступенях здания Казначейства. Это стало одной из лучших его работ.
Фотографии, сделанные командой Брэди, продемонстрировали реальное лицо войны, грязь, кровь, страдания.
И все же достоверность снимков иногда была сомнительной, поскольку уже в то время существовала техника фотомонтажа.
43 B. Ор. ск Р. 144.
Здесь стоит упомянуть знаменитую конную фотографию генерала Гранта, созданную из трех различных фотографий44. Голова взята с его портрета 1864 г., где Грант запечатлен стоящим рядом с деревом в Колд-Харборе, Виргиния. Лошадь и тело всадника были позаимствованы с фотографии генерал-майора Александра Маккука, сделанной в июле 1864 г. А обстановку палаточного лагеря (частично) можно найти на фотографии 1862 г.: на ней сняты пленные конфедераты, захваченные в битве при Фронт-Ройял и помещенные под охрану янки. В настоящее время фотография хранится в коллекции биб-
лиотеки Конгресса
45
окончательный вид фотографии
«ГЕНЕРАЛ ГРАНТ В СИТИ ПОЙНТ»
44 Blackwell K. Solving a Civil War Photograph Mystery. URL: https://www.loc.gov/collections/civil-war-glass-negatives/articles-and-essays/solving-a-civil-war-photograph-mystery (дата обращения: 20.04.2021).
45 General Grant at City Point. URL: https://www.loc.gov/pictures/item/2007681056 (дата обращения: 21.04.2021).
Фотографии, с которых было сделано изображение:
ГЕНЕРАЛ ГРАНТ В СВОЕЙ ШТАБ-КВАРТИРЕ В КОЛД-ХАРБОР,
ИЮНЬ 1864 г.
•V * -
ПЛЕННЫЕ КОНФЕДЕРАТЫ, ЗАХВАЧЕННЫЕ В БИТВЕ У ФРОНТ-РОЙЯЛ, ПОД ОХРАНОЙ СОЛДАТА СОЮЗА НА ФОНЕ ЛАГЕРЯ СЕВЕРЯН В ДОЛИНЕ ШЕНАНДОА, ВИРГИНИЯ. МАЙ 1862 г.
В плане фотомонтажа любопытна фотография группы генералов-северян, сделанная в Вашингтоне в 1865 г. Поскольку во время съемки отсутствовал довольно известный генерал Ф. Блэр, его сфотографировали позже и затем изображение добавили в общий снимок46.
46 URL: General- Sherman-is-seen-posing-with-his-Generals. --General--Francis-P. -Blair-far-right-was-added-to-the-original-photograph-c.1865. URL:
http://www.nuncalosabre.com/fotomanipulacion-1865-1976 (дата обращения: 25.02.2021).
На фото стоят: Оливер Отис Ховард, Уильям Бэбкок Хейзен, Джефферсон Ко-
лумбус Дэвис, Джозеф Энтони Моуэр. Сидят: Джон Александр Логан, Уильям
Текумсе Шерман, Генри Уорнер Слокам.
щшя
На фото добавлен снимок сидящего на стуле Ф. Блэра
Размышляя о страшных потрясениях братоубийственной Гражданской войны и о том, как точно ее запомнить, великий американский поэт Уолт Уитмен, работавший в войну санитаром в госпитале, считал, что фотографы
подошли к этой проблеме наиболее близко. Как и он, они были в самой гуще событий. В своем бескомпромиссном реализме они предлагали «лучшую историю - историю, по которой не могло быть никакой апелляции»47.
Именно М. Брэди, его команде, другим независимым фотографам американцы обязаны огромным количеством снимков, запечатлевшим кровавый конфликт. Фотографии Гражданской войны в США позволяют зримо представить реалии этого военного конфликта, по существу, в полном объеме создать ее фотолетопись.
47 Widmer T. Photography and the Civil War // New York Times. May 2, 2013. URL: https://opinionator.blogs.nytimes.com/2013/05/02/cameristas (дата обращения: 25.02.2021).