Научная статья на тему 'Карикатурама Томаса Наста'

Карикатурама Томаса Наста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

382
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / XIX век / политическая карикатура / Томас Наст / карикатурама / USA / XIX century / political caricature / Thomas Nast / caricaturama

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алентьева Татьяна Викторовна

В статье впервые в отечественной американистике рассматривается такое творческое начинание известного художника-карикатуриста Томаса Наста, как создание серии картин под названием Карикатурама. Замысел Наста заключался в показе публике истории США в комических картинах от Декларации независимости через Гражданскую войну до президентства Джонсона и Реконструкции. Карикатурама отталкивалась от популярных в то время панорам, представляющих круговой обзор в картинах пейзажей или ярких событий, чаще всего сражений. Наст представил в своей карикатураме 43 панели, нарисованных темперой на хлопковой ткани. Проект имел успех у публики, но не окупился в финансовом отношении. Впоследствии большая часть работ была утрачена и сохранилась только в виде копий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thomas Nast’s Caricaturama

For the first time in Russian American studies, the article examines such a creative initiative of the famous cartoonist Thomas Nast as the creation of a series of paintings called Caricaturama. Nast's vision was to show the public the history of the United States in comic pictures from the Declaration of Independence through the Civil War to the Johnson presidency and Reconstruction. The caricature was based on the panoramas popular at that time, representing a circular view in pictures of landscapes or bright events, most often battles. Nast presented in his caricature 43 panels drawn in tempera on cotton fabric. The project was a success with the public, but did not pay off financially. Subsequently, most of the works were lost and preserved only in the form of copies.

Текст научной работы на тему «Карикатурама Томаса Наста»

Т.В. АЛЕНТЬЕВА

КАРИКАТУРАМА ТОМАСА НАСТА

T.V. Alentieva

THOMAS NAST'S CARICATURAMA

В статье впервые в отечественной американистике рассматривается такое творческое начинание известного художника-карикатуриста Томаса Наста, как создание серии картин под названием Карикатурама. Замысел Наста заключался в показе публике истории США в комических картинах от Декларации независимости через Гражданскую войну до президентства Джонсона и Реконструкции. Карикатурама отталкивалась от популярных в то время панорам, представляющих круговой обзор в картинах пейзажей или ярких событий, чаще всего сражений. Наст представил в своей карикатураме 43 панели, нарисованных темперой на хлопковой ткани. Проект имел успех у публики, но не окупился в финансовом отношении. Впоследствии большая часть работ была утрачена и сохранилась только в виде копий.

Ключевые слова: США, XIX век, политическая карикатура, Томас Наст, карикату-

рама.

For the first time in Russian American studies, the article examines such a creative initiative of the famous cartoonist Thomas Nast as the creation of a series of paintings called Caricaturama. Nast's vision was to show the public the history of the United States in comic pictures from the Declaration of Independence through the Civil War to the Johnson presidency and Reconstruction. The caricature was based on the panoramas popular at that time, representing a circular view in pictures of landscapes or bright events, most often battles. Nast presented in his caricature 43 panels drawn in tempera on cotton fabric. The project was a success with the public, but did not pay off financially. Subsequently, most of the works were lost and preserved only in the form of copies.

Keywords: USA, XIX century, political caricature, Thomas Nast, caricaturama.

Художника немецкого происхождения Томаса Наста (1840-1902) многие исследователи считают лучшим и самым влиятельным политическим карикатуристом в американской истории. Биограф Ф. Халоран называет его «отцом американской карикатуры»1. За свою 46-летнюю карьеру (1856-1902) он нарисовал более 3 000 карикатур и иллюстраций, в том числе более 2 200 для «Harper's Weekly», большинство из них появились в 1862-1886 гг. Наст эффективно использовал тонкий юмор, гротеск, аллюзии, аллегории, символизм и стереотипи-зацию для создания ярких, запоминающихся образов, отражающих его взгляды

1 Halloran F.D. Thomas Nast: The Father of Modern Political Cartoons. Chapel Hill, 2013; Vinson J.C. Thomas Nast, Political Cartoonist. Athens, 2014; Paine A.B. Thomas Nast: His Period and His Pictures. N.Y., 2018.

на политику и общество. Из многих символов, которые он разработал, наиболее признанными являются дядя Сэм, республиканский слон и фигура Санта-Клауса в виде пухлого, веселого старика2.

Помимо «Harper's Weekly» Наст внес свой вклад в такие издания, как «New York Illustrated News», «Frank Leslie Illustrated Newspaper», «Comic Monthly», «Phunny Phellow» и некоторые другие периодические издания. Он прославился и как книжный иллюстратор, проиллюстрировав более 110 книг, включая произведения Даниэля Дефо, Чарльза Диккенса, Генри Шоу и Клемента Мура. Цветные литографии Наста для «Чудесных приключений Шалтая-Болтая» послужили для него же моделью, когда он писал декорации для популярного театрального представления Г.Л. Фокса «Шалтай-Болтай» в 1868 г. В начале послевоенной эпохи художник сосредоточил часть своей энергии на создании серьезных исторических картин.

Цель жизни Наст видел в том, чтобы прославиться как художник исторических сцен. Однако его художественные работы менее известны, чем его редакционные карикатуры, особенно те из них, которые были направлены против коррупции в Нью-Йорке и разоблачали кольцо Твида и партийную машину Таммани-холл3.

Пожалуй, не очень известна и попытка Томаса Наста прославиться в качестве создателя Карикатурамы, т.е. панорамы, но выраженной через юмористическое содержание. И в этой статье ставится цель познакомить читателей с

2 Алентьева Т.В. Разящее оружие смеха. Американская политическая карикатура XIX века. (1800-1877). СПб., 2020. С. 16; Илюхина Е.В. Борьба Т. Наста за гражданские права негров в период Реконструкции // Американистика: Актуальные подходы и современные исследования. Вып. 10. Курск, 2018. С. 388-403; Она же. Президентские выборы 1872 г. в США в отражении политической карикатуры: Томас Наст против Мэтта Моргана // Американистика: Актуальные подходы и современные исследования. Вып. 11. Курск, 2019. С. 326-348.

3 Алентьева Т.В. Борьба с коррупцией в Нью-Йорке // Новая и новейшая история. 2018. № 6. С. 3-16; Алентьева Т.В., Илюхина Е.В. Коррупция и борьба с ней в отражении политической карикатуры в конце 1860-х - начале 1870-х годов // Американистика: Актуальные подходы и современные исследования. Вып. 12. Курск, 2020. С. 203-218; Adler J., Hill D. Doomed by Cartoon: How Cartoonist Thomas Nast and the New York Times Brought Down Boss Tweed and His Ring of Thieves. N.Y., 2008.

этим довольно дерзким проектом и таким образом дать им побывать «мысленно» на этом аттракционе.

Панорамы были популярной формой общественного развлечения в Соединенных Штатах, Великобритании, Франции и других странах в конце XVIII - XIX вв. Название было дано от греческих слов, означающих «весь вид», так как панорама была картиной непрерывного пейзажа, городского или морского, или же последовательно изображала какое-либо событие. Слово было придумано ирландским художником Робертом Баркером в 1792 г. для описания его картин Эдинбурга, нарисованных на цилиндрических поверхностях, которые он вскоре показал в Лондоне. Отличительная черта искусства художественной панорамы - синтез художественных и технических достижений. Панорама рассчитана на создание зрительной иллюзии, «эффекта присутствия» зрителя в центре пространства, развернутого на 360°. Находясь на обзорной площадке, зритель имеет возможность обозревать окружающую его серию картин, представляющих сплошную ленту и расположенный перед ней предметный план. Панорама, как правило, размещалась в специальном здании (обычно цилиндрической формы). Она рассчитана на искусственное освещение и различные живописные, звуковые, шумовые эффекты4.

Передвижная панорама, хотя и появилась позднее, чем стационарная, быстро стала нормой, потому что она требовала меньше места и могла перемещаться. Нарисованные на рулонах муслина (легкой хлопчатобумажной ткани) высотой от 2,4 м до 3,6 м и длиной не менее 300 м, последовательные секции были развернуты между двумя большими бобинами, которые были скрыты от зрителей. Панорама обычно сопровождалась устным повествованием или музыкой. Попыткам воссоздать реальность иногда помогали специальные эффекты, такие как дым или звуки, или размещение реальных животных, людей или предметов перед картинами. Движущаяся панорама имела сходство с шоу волшебных фонарей, популярными в середине и в конце XIX в., на которых фото-

4 Аргасцева С. Об истории художественной панорамы // Пинакотека. 1998. № 5. С. 32-35.

графические слайды, проецируемые из фонаря на полотняный экран, сопровождались лекцией.

Во время Гражданской войны юморист Артемус Уорд (Чарльз Фаррар Браун, 1834-1867)5 решил создать самые популярные виды движущихся панорам в США - сцены реки Миссисипи и американского Запада. Он нанял двух художников, чтобы написать серьезные картины, частично основанные на его фотографиях, о людях и местах, с которыми он столкнулся во время своего лекционного тура по Западу в 1863 г. Для повествования Уорд написал юмористический сценарий, который он должен был передать в своей невозмутимой манере. Был подобран фортепьянный аккомпанемент, однако с расчетом юмористического эффекта: например, мягкие романтические пьесы для картин столкновений с воинственными индейцами или военные марши для сентиментальных панно. Английские юмористы уже создавали комические описания серьезных картин движущихся панорам, но Уорд был первым американцем, который попробовал эту комбинацию.

Свою панораму Артемус Уорд представил в Нью-Йорке, Бостоне, Провиденсе, а затем в Канаде и Лондоне. Выставка стала первой полностью комической движущейся панорамой в истории и имела огромный успех.

Это начинание вдохновило Томаса Наста на создание его Карикатурамы. И надо признать, что у него уже был некоторый опыт, поскольку он создавал серии карикатурных портретов для разных изданий. В течение многих лет Наст демонстрировал свой талант к карикатуре, умение рисовать узнаваемые лица, преувеличивая одну или несколько черт для комического эффекта. Таким образом получались своеобразные шаржи. Свое мастерство он продемонстрировал в серии карикатурных портретов, представленных на большом бале-маскараде (Bal d'Opera), проходившем в Манхэттенской музыкальной академии 5 апреля 1866 г. Импресарио Академии Макс Марецек беспокоился о том, как на подоб-

5 Засурский Я.Н. Печать и литература Соединенных Штатов Америки в годы гражданской войны // К столетию гражданской войны в США. М., 1961. С. 493-496; Он же. Сатира борцов против рабства // Сатира времен Гражданской войны в США. М., 1966. С. 3-10.

ное начинание отреагирует публика, и особенно - изображенные на комических портретах, но отношение было доброжелательным, а газеты писали, что бал «несомненно явился событием сезона». Лично для Наста это было признанием его художественного таланта; финансовую выгоду ему принесла продажа картин на аукционе в Сомервильской художественной галерее на Бродвее6.

Успех маскарадных карикатур вдохновил Наста задумать свою грандиозную Карикатураму. В письме от 23 марта 1867 г. своему другу Дэвиду Локку (1833-1888), писавшему сатирические произведения под псевдонимом Петролеум Везувиус Нэсби , Наст пояснил: «С прошлой весны, когда я так преуспел в своих карикатурах на "Бал д'Опера", у меня на уме была комическая панорама. Это будут большие карикатуры на выдающихся людей, написанные темперной краской, в обычном панорамном стиле»8. В письме художник предложил создать комическую панораму в качестве совместного предприятия с тем, чтобы Локк написал тексты, впоследствии ставшие книгой. Он полагал, что такое предприятие может быть очень успешным в финансовом плане: «...Его [проект] можно было бы назвать "Сон Нэсби и Наста" или "наши путешествия в волшебную страну и то, что мы там увидели", а-ля Дантовский ад. Теперь такая панорама имела бы не только политическое значение для мужчин, но и радовала бы женщин и детей»9. Локк не согласился присоединиться к данному проекту «панорамы», но письмо Наста показывает, что первоначальные идеи художника были похожи на окончательный вариант: «В течение некоторого времени я делал грубые наброски моих идей, когда они приходили мне в голову, и они постепенно приняли форму сказки, начиная с того, как девочка Колумбия или Либерти прощается со своей матерью Британией в Старой Англии, прибывает на Плимут-Рок, затем панорама делает большие скачки в истории,

6 Haloran F. Op. cit. P. 93.

7 ЗасурскийЯ.Н. Ук. соч. С. 496-499.

8 URL:

https://thomasnast.com/Activities/NastCaricaturama/SubPages/CommentaryPage.asp7Commentary =01Intro-04Background (дата обращения: 19.04. 2021).

9 URL:

https://thomasnast.com/Activities/NastCaricaturama/SubPages/CommentaryPage.asp7Commentary =01Intro-04Background (дата обращения: 19.04. 2021).

пока мы не приходим к началу [Гражданской войны], но ей предшествует несколько эпизодов перед войной, чтобы хорошо связать историю. У Колумбии должно быть два сына, Север и Юг. Юг, одержимый злыми духами, наконец, восстает в прекрасном саду Союза и нападает на форт Самтер, затем наступают события войны. Дальше следуют батальные сцены, Батлер и Фаррагут, которым Колумбия приказала вернуть Новый Орлеан в Союз, белые, серые и черные духи, а-ля "Потерянный Рай". Улисс, "победитель великанов", появляется перед Колумбией с несколькими отрубленными головами вождей мятежников, затем конец войны, грандиозный смотр Колумбией ее благородных рыцарей, захват Джеффа Дэвиса, затем король Смерти просит Энди Джонсона занять пустое президентское кресло. Теперь король Энди может бегать по всему миру как орудие дьявола... вдохновленный злым духом... Я представлял его превращение из портного в короля, потом Филадельфийский съезд, поездку Энди по стране, не забывая время от времени давать ему побывать в роли Моисея»10.

Наст взял творческий отпуск в «Harper's Weekly» с июня 1867 по июнь 1868 г., во время которого создал и выставил свою грандиозную Карикатураму, состоящую из 33 панелей, нарисованных темперой на хлопковой ткани11. Она была «развернута перед зрителями» механизмом, сконструированным театральными механиками Эдвардсом и Брауном. Когда каждая панель появлялась на сцене, она сопровождалась музыкальным произведением из оперы или популярными песнями, исполняемыми на пианино.

Премьера Карикатурамы Наста состоялась в среду, 4 декабря 1867 г, в Додворт-холле, на Бродвее, в Нью-Йорке. Экспозиция продолжалась две недели. Зарезервированные места стоили 75 центов, а общий вход - 50 центов12.

Грандиозная Карикатурама Наста была представлена как мечта художника, повествующая о главных событиях в истории Соединенных Штатов посред-

10 URL:

https://thomasnast.com/Activities/NastCaricaturama/SubPages/CommentaryPage.asp7Commentary =01Intro-04Background (дата обращения: 19.04. 2021).

11 Pfueger L.Е. Thomas Nast: Political cartoonist. N.Y., 2000. Р. 116; Pohl F.K. Framing America. A Social History of American Art. N.Y., 2008. P. 227.

12 Brooklyn Daily Union. Dec. 5, 1867; Spirit of the Times. Dec. 16, 1867.

ством политической аллегории. Она состояла из двух частей. Первая была посвящена истории страны до окончания Гражданской войны, она называлась «От независимости через Гражданскую войну». На первой панели, озаглавленной «Мечта художника», изображен сам Наст, дремлющий перед мольбертом. Для комического эффекта панель сопровождалась арией из романтической оперы «Цыганская девушка»: «Мечтала о жизни в палатах больших». Арию часто исполняли в качестве отдельного номера и часто пародировали. Одну из пародий на нее написал Льюис Кэрролл. Вторая панель обращала зрителей к истокам американской истории и изображала «Колумбию, высаживавшуюся на Плимутскую скалу» с огромным количеством багажа под присмотром Нептуна. Сопровождающая музыка была хорошо известной патриотической песней «Хейл, Ко-

13

лумбия» . Газета «Worcester Daily Spy» давала описание этой картины: «Мистер Наст представляет Колумбию, сбежавшую от своей матери Британии в Америку. Картина ее высадки на Плимут-Рок представляет удивительное смешение комического и идеального. Колумбия, красивая, благородного вида девушка14, стоит на коленях у скалы и смотрит вверх, на гения Свободы, готового увенчать ее венком. Позади нее пришвартован небольшой шлюп с надписью "Мэйфлауэр" на борту. Нептун в необычном костюме с трезубцем в руках выглядит очень самодовольно. На берегу находятся старый сундук, шляпная коробка, корзина, сверток и зонтик, который Колумбия уронила, чтобы принять приветствие гения Свободы»15.

Следующая сцена - «Декларация независимости» (под музыку «Янки дудл») - выглядит куда более забавно. Колумбия в образе невесты стоит у алтаря со звездно-полосатым знаменем, готовая выйти замуж за янки. Согнувшийся в три погибели под тяжестью огромной сабли ее жених, в треуголке с цифрой

13 «Колумбия, славься!» (1789) - до 1931 г. именно эта песня, а не «Усеянное звездами знамя», использовалась как гимн США. На русском языке есть в вольном переводе А. Шараповой: «Колумбия, родина славных чудес, / Земли королева и дочерь небес, - / Твой разум растет на глазах поколений, / И в каждом из нас управляет твой гений».

14 Моделью для художника послужила его жена Сара.

15 Worcester Daily Spy. Apr. 10, 1868.

«76»16, обращает в бегство короля Георга III, толстуху-мать Британию, солдат, британца и гессенца, и прочих нежелательных гостей. Янки спрашивает у короля: «Ты сильно ранен?», на что тот отвечает: «Нет, но я кое-что потерял [Америку]».

17

Затем идет изображение «Колумбия и Джонатан у себя дома». Оно сопровождается английской детской песенкой «Ах, в чем же дело?» В американском варианте слова такие: «Ах, в чем же дело? (3 раза) / Джонни так долго на ярмарке. Он мне обещал корзину букетов, / Гирлянду лилий, гирлянду роз; / Маленькую соломенную шляпку в тон синим лентам, / Которыми подвязаны мои красивые каштановые волосы».

На панно Колумбия в шоке, узнав, что ее муж Джонатан владеет рабами. Она в гневе указывает на толпу чернокожих, расположившихся в разных позах на полу. Вину за существование рабства в стране художник возлагает на демократов, поместив на рисунке в карикатурном виде статуи видных деятелей этой

партии: редактора «New York World» Мэнтона Марбла в виде Атласа, держа-

18

щего земной шар ; редактор «New York Herald» Дж.Г. Беннет-старший представлен Аполлоном с лирой в руках. Гладиатором изображен бывший боксер, конгрессмен Джон Морриси, связанный с Таммани-холлом, главной партийной машиной демократов в Нью-Йорке. А бывший мэр Нью-Йорка, конгрессмен, известный коррупционер Фернандо Вуд19 изображен в виде крылатого демона. Среди статуй есть еще и президент Э. Джонсон, представленный в виде Моисея, обещавшего привести негритянский народ в обетованную землю, а на самом деле тормозивший политику радикальной Реконструкции, применяя право вето. Поэтому на постаменте статуи есть надпись «вето».

Затем художник резко критикует институт рабства. Он переводит внимание зрителей на события, предшествовавшие Гражданской войне. Это - столк-

16 Намек на дату провозглашения независимости США - 4 июля 1776 г.

17 Брат Джонатан был персонифицированным изображением США до появления дяди Сэма.

18 Здесь обыгрывается название газеты.

19 Алентьева Т.В. Проблема коррупции в США в 1850-е годы и общественное мнение // Российско-американские отношения: конец XVIII - начало XX вв. М., 2008. С. 233-245.

новение южан-рабовладельцев со свободными поселенцами на земле Канзаса, вылившееся в «малую гражданскую войну»20. Картина называлась «Канзасский

ряд» и сопровождалась народной песней «Труден путь на Иордан», аранжиро-

21

ванной Дэном Эмметом в 1853 г.

Опять же используя гротеск, Наст изображает южанина в образе кавалера-роялиста XVII в., пинающего своих рабов, чтобы таким образом отправить их в Канзас. А на следующем панно, названном «Права штатов», Наст нарисовал сцены рабства в южных штатах: продажу рабов с аукциона, наказание плетьми и заковывание в колодки чернокожих. Наст снова использовал образы кавалеров (английских роялистов XVII в.) для изображения белых южан. Все права штатов, которыми они так гордились, сводятся к рабовладению. Панно сопровождалось аранжированной Дэном Эмметом в 1863 г. народной песней «Высокий папаша», которую любили петь черные рабы. Песня поется от лица негров-рабов: «А ну, просыпайтесь, ребята! хозяин уже лег спать. / Утром я встретил Высокого папашу: / У нас будет веселье, если рыжего не будет; / Я встретил Высокого Папашу и больше не вернусь домой».

Наст посвящает одну из картин «поземной железной дороге», организации, помогавшей беглым рабам обрести свободу. Она сопровождалась музыкой танца с экзотическим названием «Железнодорожный галоп»22.

Как активного и неустанного противника рабства, Наста вдохновляет образ аболициониста Джона Брауна, поднявшего восстание в Харперс-Ферри

23

(Виргиния) в октябре 1859 г. Его художник изображает без всяких карикатурных приемов, идущим на пути к плахе, но при этом баюкающим ребенка чер-

20 Goodrich Th War to the Knife: Bleeding Kansas, 1854-1861. N.Y., 2004; Earle J., Burke

D.M. Bleeding Kansas, Bleeding Missouri: The Long Civil War on the Border. Lawrence, 2013.

21

Песня имеет множество вариантов. Изначально она рассказывала о текущих политических событиях, набор которых менялся от одного варианта к другому. Во время Гражданской войны, например, пели о том, что «труден путь на Ричмонд». Припев: «Так снимите пальто,

парни, засучите рукава, / Ведь труден путь на Иордан».

22

Музыку написал Фердинанд Байер в 1853 г.

23 Алентьева Т.В. Восстание Джона Брауна в оценке современников // Вопросы истории. 2005. № 10. С. 98-109.

-24-

нокожей рабыни . В другой части картины в сопровождении стражи в виде

римских легионеров изображен губернатор Виргинии Генри Уайз, представленный как Понтий Пилат, приговоривший Брауна к смертной казни. Таким образом Наст внушает зрителям мысль о том, что главной причиной Гражданской войны было существование отвратительного рабства черных.

Эта же идея проводится в панно «Король Хлопок». Здесь в качестве му-

25

зыкального сопровождения использовался гимн Конфедерации «Дикси» . Концепция, композиция, персонажи и даже освещение театральны, отражая любовь Наста к сценическим эффектам. В центре картины король Хлопок восседает на троне, установленном на платформе с надписью «рабство». В коленопреклоненной позе склонились перед ним император Франции Наполеон III и дева Британия, что отражало потребность этих стран в сырье и их готовность поддержать Юг во время Гражданской войны. Медноголовые змеи, символизи-

24 Для этой картины художник использовал популярную во время Гражданской войны песню «Тело Джона Брауна», в ней повторялся рефрен «Его душа ведет нас в бой». Музыка была взята из религиозного гимна, а в 1861 г. Джулия Уорд Хоу написала поэму «Боевой гимн Республики», также ставшую песней на ту же мелодию.

25 Песня была аранжирована Дэном Эмметом из Огайо в 1859 г. Землей Дикси называли южные штаты. «О, я бы хотел оказаться в стране хлопка, / Где не забыты старые времена, / Обернись! Обернись! Обернись! Диксиленд. / В стране Дикси, где родился я, / ранним морозным утром, / Обернись! Обернись! Обернись! Диксиленд».

рующие сторонников южной Конфедерации на Севере, и крокодилы с разинутыми пастями (символ агрессивных южан) образуют буквы «КША»26 под потолком. Солдаты Конфедерации представлены как средневековые рыцари, закованные в латы, что намекало на северную точку зрения на Юг как на феодальную систему, а также на расистскую организацию Ку-клукс-клан, члены которой ассоциировали себя с рыцарями. Несколько южных рыцарей на переднем плане изображены в виде животных, включая гусей и свинью. Высокая рогатая фигура слева представляет Ку-клукс-клан, члены которого носили маскировку, надевая белые балахоны с остроконечными колпаками с прорезями для

27

глаз, чтобы запугать южных чернокожих . Усатый мужчина слева - конгрессмен Фрэнк Блэр-младший, которого Наст ассоциировал с Ку-клукс-кланом. Перед рогатым рыцарем, в темном плаще поверх доспехов и с нелепо огромным мечом в руках, стоит вымышленный персонаж П.В. Нэсби, высмеянный в сатирических книгах Дэвида Локка, которые иллюстрировал Наст.

Далее идут одиннадцать картин, связанных с Гражданской войной, и здесь довольно часто художник оставляет свой ироничный и юмористичный стиль. «Канун войны» представляет бурный морской пейзаж, являющийся визуальной метафорой сложной ситуации в форте Самтер, федеральном форте в бухте Чарльстон, обстрел которого 12 апреля 1861 г. стал началом кровавой Гражданской войны. Самтер на картине Наста стоит неприступно как скала, но в бурлящей воде появляются морские чудовища, а по небу летят другие чудища, демон с псами войны, виднеется скелетообразный лик Смерти. Панель сопровождала песня времен гражданской войны - «Прямо перед боем, мама», написанная Джорджем Рутом в 1862 г. В ее припеве были слова: «Прощай, мама, / может быть, ты никогда не сможешь / Прижать меня к сердцу снова, / Но, о, ты не забудешь меня, мама, / Если меня причислят к убитым».

26 Аббревиатура Конфедеративных Штатов Америки.

27 См.: New York Times. Nov. 27, 1872; Parsons E.F. Ku-Klux: The Birth of the Klan during Reconstruction. Chapel Hill, 2019.

Картина «Подъем Севера» должна была показать, что северяне сплотились для защиты Союза. Они изображены рыцарями, собравшимися в крестовый поход за Свободой. При демонстрации картины звучала военная песня,

написанная Джорджем Рутом в 1862 г. «Мы сплотимся вокруг знамени».

28

На картине Наста «Контрабанда войны» изображен огромный дворецкий (Butler), вооруженный шипастой дубинкой, чтобы защитить форт Монро от карикатурного персонажа, олицетворения Конфедерации, который держит в одной руке кошку-девятихвостку, чтобы наказать беглых рабов, а в другой -цепь для псов войны.

Южная Конфедерация настаивала на том, чтобы Союз соблюдал Закон о беглых рабах 1850 г. и возвращал рабов их хозяевам. 24 мая 1861 г. генерал Бенджамин Батлер, командующий войсками Союза в форте Монро на юго-востоке Виргинии, отказался подчиниться Закону о беглых рабах. Он называл

28 Картина сопровождалась военной песней, написанной в 1862 г. Генри Клеем Уорком «Царство Божие грядет!». Песня посвящена надеждам рабов на освобождение: Скажите, черномазые, вы видели массу с усами на лице? Вдоль дороги нынче утром он собрался бежать. Он увидел дым вверх по реке, где канонерки Линкума. Он взял шляпу и удрал очень быстро, и я подумал: «Он сбежал!»

Припев:

Масса сбежал, ха-ха! Черномазые остались, ха-ха! Верно, царство Божие грядет, Юбилейный год! В Юбилейный год у древних евреев рабы отпускались на свободу.

беглых рабов, которых Конфедерация считала собственностью, «военной кон-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29

трабандой» . На картине беглые рабы, которые находили убежище в форте, на вершине крепостной стены машут руками и дразнят конфедерата.

Следующая картина снова связана с Беном Батлером. Она называется «Мир в Новом Орлеане». 28-29 апреля 1862 г. эскадра союзного флота под командованием адмирала Дэвида Фаррагута и при поддержке армии Союза генерала Батлера захватила Новый Орлеан, самый густонаселенный город и важный порт Конфедерации. 1 мая 1862 г. Батлер взял на себя командование оккупиро-

30

ванным Новым Орлеаном . На панно Наста Фаррагут наблюдает, как Батлер кормит голодных черных и белых жителей города в «первом национальном обеденном салоне Батлера». Картина сопровождалась печальной английской балладой «Нищенка» со словами «Дай мне немного еды».

На заднем плане (справа) Колумбия баюкает голубя мира среди оливковых ветвей. Блокада портов Конфедерации и безудержная инфляция на Юге привели к обнищанию некогда оживленного города, жители которого находились на грани голодной смерти. Батлер ввел в Новом Орлеане военное положение, приказал конфисковать огнестрельное оружие, запретил публичные собрания, строго запретил мародерство, разрешил почтовую и железнодорожную службу, поскольку последняя доставляла столь необходимое продовольствие и припасы, нанял 2 000 жителей для очистки и осушения канав, чтобы помешать распространению желтой лихорадки. Некоторые северяне критиковали его правление как слишком мягкое, в то время как часть южан неохотно отдавали ему должное.

В ответ на презрительное поведение белых женщин города по отношению к солдатам Союза, включая опорожнение ночного горшка на голову адмирала Фаррагута, Батлер издал свой спорный «Женский приказ». В нем говорилось, что любая женщина, оскорбившая солдата Союза словом или делом, будет счи-

29 Quarstein J.V. Big Bethel: The First Battle. Charleston, 2011. P. 53; Oakes J. Freedom National: The Destruction of Slavery in the United States, 1861-1865. N.Y., 2013. P. 95-100.

30 Мэхэн А.Т. Адмирал Фаррагут. СПб., 1998. C. 41-44; Holzman R.S. Ben Butler in the Civil War // The New England Quarterly. Sept. 1957. Vol. 30 (3). P. 330-345.

-31-

таться проституткой и будет привлечена к ответственности . Приказ был зачитан публично и вызвал негодование южан, одна южная газета назначила награду в 10 тыс. долл. за голову Батлера. На картине Наста одна женщина в очереди стоит, задрав свой длинный нос, а руках у нее корзина с надписью «БГЬ» -«первые семьи Луизианы».

Обвинения в коррупции преследовали цель дискредитировать Батлера. Линкольн 16 декабря 1862 г. снял его с поста командующего Новым Орлеаном, заменив генералом Н. Бэнксом. Никаких доказательств какого-либо проступка лично генерала не было, но слухи о его взяточничестве упорно распространялись, закрепив за ним прозвище «Ложка», якобы за кражу столового серебра из особняков богачей32.

Картина Наста «Наши нейтральные друзья» критиковала поведение официально нейтральных Великобритании и Франции во время Гражданской войны в Америке. В качестве музыкального сопровождения использовалась традиционная английская песня «Славный старый английский джентльмен». На картине под бдительным наблюдением французского императора Наполеона III Британия снабжает морскими чудовищами Конфедерацию. Имелось в виду

31 Алентьева Т.В. Проблема прав человека в условиях Гражданской войны в США // Американский ежегодник. 2020. М., 2020. С. 265-280.

32 Orcutt W.D. Ben Butler and the «Stolen Spoons» // North American Review. Vol. CCVII. No. 66. Jan. 1918. P. 66-80.

строительство и переоборудование военных кораблей для Конфедерации на британских верфях.

Следующая картина имела трагический характер и напоминала об ужасах

33

Гражданской войны - «Великан-людоед из Андерсонвилля» . В этой драматической картине президент Конфедерации Джефферсон Дэвис обвинялся в страданиях и смерти военнопленных Союза в печально известном концлагере в Ан-дерсонвилле, штат Джорджия. Дэвис предстает в виде гигантского людоеда с дьявольскими рогами и огромной дубиной, выглядывающим из-за частокола. Он указывает на призрачную фигуру смерти, а за ней - на виселицу, на которой висят два солдата Союза. Хотя лагерь действовал всего 14 месяцев, в Андер-сонвилле находилось 45 тыс. военнослужащих Союза, из которых почти 13 тыс. умерли от болезней, вызванных недоеданием, нехваткой воды, перенаселенностью, антисанитарией. К концу лета в лагере Андерсонвилля находилось 30 тыс. военнопленных. В течение летних месяцев 1864 г. под палящим солнцем Джорджии, дождем и ночным холодом в открытом пространстве лагеря умирало около 100 человек в день34. Ужасные условия в Андерсонвилле вызвали возмущение на Севере, сделав лагерь в глазах северян символом варварства Конфедерации. Комендант лагеря Генри Уирц стал единственным человеком, казненным за участие в военных действиях Конфедерации. Андерсонвилль привлек внимание всего мира и помог проложить путь к Женевской конвенции, регулирующей гуманное обращение с военнопленными в соответствии с международным правом. Одна из газет Нью-Йорка писала об этой картине: «Прошедшие годы смягчили чувства нашего народа, но исторический факт "Андерсонвилля" все еще остается в его памяти вместе с его продолжением - резней в Новом Орлеане при Э. Джонсоне. Иллюстрируя эти темы карандашом художника и мыслью патриота, г-н Наст обнаруживает в себе не столько простого

33 В качестве музыкального сопровождения использовалась военная песня, написанная Джорджем Рутом в 1865 г. «Умер от голода в тюрьме».

34 Futch O. Prison Life at Andersonville // Civil War History. 1962. Vol. 8. No 2. P. 121-135; Pick-enpaugh R. Captives in Blue: The Civil War Prisons of the Confederacy. Tuscaloosa, 2013. P. 119166.

юмориста, сколько истинного сатирика, который хлещет плетьми пороки нашего времени, вместо того чтобы щекотать их соломинкой клоуна в цирке»35.

Картина «Эмансипация»36 изображала огромную благодарность афроаме-риканцев за освобождение. На ней Свобода убивает Рабство, изображенное в виде короля с демоническими крыльями и лицом людоеда.

37

В следующем панно «Улисс, победитель великанов» У.С. Грант, командующий федеральными войсками в последний год Гражданской войны, совещается с коронованной Колумбией, рядом с которой восседает американский орел. Название и тема заимствованы из сказки «Джек и бобовый стебель». Как и на некоторых картинах Карикатурамы, Грант невысок, он курит сигару и одет в панталоны елизаветинского стиля. У ног Колумбии лежат головы генералов Конфедерации с западного театра военных действий. Трое персонажей позади Гранта представляют министров в правительстве Линкольна: Г. Уэллса, Э. Стэнтона, У. Сьюарда. В левой части картины изображены генералы Союза: Дж. Томас, Дж. Хукер, Дж. Поуп, Э. Бернсайд. Последний жестом указывает на Гранта, одержавшего ряд побед на Западе, но смотрит на Джорджа Макклелла-на, бывшего командующего армией Союза, но отстраненного Линкольном за медлительность и неспособность к руководству. Макклеллан, являвшийся также неудачливым соперником Линкольна на президентских выборах 1864 г., изображен в самом смешном виде, плачущим мальчиком с лошадкой-качалкой и бумажной шляпой. Демократические газеты сочли такое изображение Мак-

38

клеллана несправедливым, о чем не преминул написать «New York World» .

35 New York Dispatch. Jan. 5, 1868.

36 В качестве музыкального сопровождения использовался бывший тогда неофициальным гимн «Усеянное звездами знамя». Слова были написаны Ф.С. Ки во время англоамериканской войны 1812-1815 гг.

37

В качестве музыкального сопровождения звучала песня «Слава командующему», написанная Джеймсом Сандерсоном во время англо-американской войны 1812-1815 гг. Она стала личным гимном президентов США и используется в этом качестве с 1841 г. В ней поется, помимо прочего: «Ваша цель сделать эту великую страну еще более великой, / Это вы сделаете, таково наше твердое, непоколебимое убеждение».

38 New York World. Dec. 7, 1867.

Следующая панель отображала один из заключительных эпизодов войны - марш Шермана через Джорджию к морю, стратегический план, позволивший разрезать территорию Конфедерации, а затем повернуть к столице КША - Ричмонду. Солдаты Шермана применяли тактику выжженной земли. Они уничтожали все, что считалось возможным использовать для военных действий Конфедерации, включая частные дома, фермы, скот, посевы, запасы хлопка и же-

39

лезнодорожные линии . Не случайно генералов Шермана, изображенного впереди колонны своих офицеров, Наст назвал «неприятностями»40. Среди них: Г. Слокум, командующий левым крылом Шермана на марше к морю; Дж.К. Дэвис, эмблемой которого был желудь; А.С. Уильямс с эмблемой звезды, Ф. Блэр, символом которого была стрела; Дж. Логан, имевший в качестве эмблемы патронташ из сорока патронов; О. Говард и командир кавалерии Х. Кил-патрик. «Неприятностей Шермана» радостно приветствуют освобожденные ра-бы41.

Предпоследняя картина из первой части завершала историю Гражданской войны и вновь обращалась к образу У.С. Гранта. Она называлась «Последний

39 Бурин С.Н. Марш Шермана к морю // Вопросы истории. 1987. № 5. С. 100-113.

40 Название картины «Sherman's Bummers Marching Through Georgia».

41 В качестве музыкального сопровождения звучал военный марш «Топ! Топ! Топ! Маршируют парни», написанный в 1864 г. Джорджем Рутом. Песня была известна также под названием «Надежда узника», в ней рассказывалось о судьбе военнопленных

ров» и напоминала о двух событиях: неудачном для Гранта начале осады Пи-терсберга (бой у воронки 30 июля 1864 г.) и победоносном завершении войны -

42

капитуляции Роберта Ли при Аппоматоксе 9 апреля 1865 г. Улисс Грант снова изображен в роли «победителя великанов», когда он на полном скаку срубает мечом голову великана Р. Ли. Позади Гранта с обнаженным мечом скачет генерал Союза Филипп Шеридан, «Маленький Фил», чей щит символизирует его победу в битве при Пяти развилках (30 марта - 1 апреля 1865 г.), явившейся частью кампании Аппоматтокса. При демонстрации картины звучала военная песня, написанная Джорджем Рутом в 1863 г., - «Прямо после боя, мама».

Наконец, последняя картина первой части называлась «Капитуляция Джефферсона Дэвиса» и обыгрывала в сатирическом плане сцену пленения президента Конфедерации. По распространенной на Севере версии Дэвис был арестован солдатами Союза, когда пытался скрыться в женском платье, изображая служанку, несущую ведро с водой. Но солдаты Союза разглядели торчащие из-под юбки сапоги со шпорами и заподозрили переодетого мужчину, которым и оказался бывший президент КША. Эту версию пленения Дэвиса охотно изображали все карикатуристы Севера43. Для придания комического эффекта при демонстрации картины использовалась ария Эльвиры из оперы Беллини «Пуритане» (1835): «Я дева грациозная в наряде подвенечном».

На картине Наста Дэвис изображен в женской одежде со шпорами на сапогах, уронившим ведро с водой. Его подкидывает в воздух копье генерала Уилсона, восседающего на игрушечном коне. Далее нарисовано совершенно фантастическое превращение Дэвиса в некое подобие слона. На заднем плане приближаются солдаты Союза, с другой стороны видны испуганные фигуры конфедератов с поднятыми руками. Слева внизу художник поместил объявление с наградой за поимку Дэвиса. Задержанного Дэвиса перевезли в форт Мон-

42 Макферсон Дж. Боевой клич свободы. Гражданская война в США. Екатеринбург, 2012. С. 955-959.

43 Алентьева Т.В. Разящее оружие смеха... С. 324-325.

ро в Виргинии, где находился в заключении. В мае 1867 г. он был освобожден под залог.

Вторая часть Карикатурамы состояла из девяти картин и была посвящена критике президента Эндрю Джонсона за его политику проведения Реконструкции Юга.

Первая картина «Празднование дня рождения Вашингтона» должна была напомнить о том, что президент наложил вето на закон о Бюро вольноотпущенников. Президент наслаждался своим правом «ставить конгрессменов на место», за время своего президентства он накладывал вето 29 раз, в то время как его предшественник Линкольн всего семь44. 22 февраля 1866 г., в день рождения Вашингтона, Джонсон выступил с импровизированной речью перед своими сторонниками. Он упомянул себя в выступлении более 200 раз и обвинил своих политических противников в том, что они не желают быстрейшего восстановления Союза, отказываются протянуть руку дружбы южанам на его условиях. Когда толпа потребовала назвать их имена, Джонсон назвал Т. Стивенса, Ч. Самнера и У. Филлипса и даже обвинил их в заговоре с целью его убийства. Когда его спросили о редакторе «Washington Chronicle» Джоне Форни, одном из главных критиков президента, Джонсон ответил: «Я не трачу свой огонь на дохлых уток». Республиканцы расценили это выступление как объявление войны. «New York Tribune» назвала Джонсона «иудой» и «пьяным портняжкой»45, а «Harper's Weekly» сочла его нападки на радикалов «отвратительными, оскорбительными, беспрецедентными в истории страны»46. Томас Наст решил обыграть в своей картине фразу президента о «дохлых утках». Он изобразил Джонсона с охотничьим ружьем в руках на ступенях Белого дома. Рядом с ним, как намек на пьянство президента, стоит слуга, изображенный с телом в виде бутыли с вином. От Белого дома улетают утки с человеческими головами радикаль-

44 Foner E. Reconstruction: America's Unfinished Revolution. 1863-1877. N.Y., 2002. P. 248-249.

45 New York Tribune. Febr. 24, 1866. P. 4.

46 The President's Speech // Harper's Weekly. Mar. 10, 1866. P. 147.

ных республиканцев-конгрессменов. А в болоте барахтается редактор Форни, также в виде утки. Панель сопровождалась «охотничьей песней».

На следующей картине «Ворота к храму Свободы», сопровождаемой песенкой «Кто стучится в дверь ко мне», лилипут-президент Э. Джонсон в цилиндре и коротких штанишках, вооруженный «моей конституцией», противостоит лидерам республиканцев Конгресса.

Храм Свободы - это Конгресс, изображенный как неприступная крепость, отделенная от президента солидным рвом. Защищают храм радикальные республиканцы-конгрессмены, вооруженные солидными дубинами: Т. Стивенс, Ш. Колфакс, Дж. Эшли, Н. Бэнкс, а также сенаторы: Джон Шерман, Б. Уэйд, Ч. Самнер. Впереди, готовый оттолкнуть доску, перекинутую через ров, если президент вступит на нее, сидит Джон Форни, секретарь Сената.

В картине «Коронация Его Высочества», сопровождаемой песенкой

47

«Старый король Коль» , Наст высмеял предполагаемые королевские притязания Джонсона, представив президента в качестве короля или императора. На ней государственный секретарь У.Г. Сьюард возлагает на голову Джонсона огромную корону, с крокодилом вместо обычного навершия. Короля Энди

47 Эта песенка лучше всего известна в переводе Маршака: «Старый дедушка Коль / Был веселый король. / Громко крикнул он свите своей: / - Эй, налейте нам кубки, / Да набейте нам трубки, / Да зовите моих скрипачей, трубачей, / Да зовите моих скрипачей!»

окружают слева и справа: морской министр Г. Уэллс, держащий якорь, и генеральный почтмейстер А. Рэндалл, который держит трехцентовую марку с королевским портретом Джонсона. Три маленькие фигурки на переднем плане: министр финансов Х. Маккалох с долларовой купюрой; длинноволосый генерал Дж. Кастер со щитом, на котором выгравированы инициалы президента; бывший владелец и редактор демократической «New York Herald» - Джеймс Гордон Беннетт-старший в роли придворного шута. На прием к королю Энди явились его приверженцы, часть из них, главным образом газетчики, почтительно преклонили колени или склонились в поклоне. Среди присутствующих художник изобразил генерального прокурора Г. Стэнбери; Т. Уида, бывшего вига и политического босса республиканцев, купившего в 1867 г. «New York Commercial Advertiser»; конгрессмена-демократа Дж. Брукса, владельца «New York Evening Express»; М. Марбла, редактора «New York World»; а также редактора «New York Times» Г. Рэймонда, активно поддержавшего Джонсона в 1866 г. В заднем ряду видны сенаторы и конгрессмены, тяготевшие к демократам или прямо связанные с ними: Дж. Дулитл из Висконсина; Фрэнк Блэр из Миссури; М. Блэр, бывший генеральный почтмейстер и брат Фрэнка; Дж. Пендлтон из Огайо, кандидат в вице-президенты от демократической партии в 1864 г.; Г. Сеймур, бывший губернатор Нью-Йорка; Ф. Вуд из Нью-Йорка, бывший мэр города.

Следующая картина создает резкий контраст с предыдущей. Она называ-

48

ется «Резня в Новом Орлеане» . В 1866 г. вспыхнули жестокие расовые беспорядки в Мемфисе (1 мая) и Новом Орлеане (30 июля). Насилие в Новом Орлеане началось как протест против конституционного съезда штата, созванного губернатором Луизианы Дж. Уэллсом, который одобрил предоставление избирательных прав чернокожим мужчинам и запрет бывшим конфедератам голосовать. Когда белые делегаты и черные сторонники собрались, драка на улице перед залом съезда переросла в бунт, в результате которого погибли 34 черно-

48 Картина сопровождалась арией графа ди Луна «О миг решающий» из оперы Джузеппе Верди «Трубадур» (1853).

кожих, три белых республиканца и один протестующий, а более 100 других получили ранения49. На картине Джонсон снова появляется как король Энди, одетый в отделанную горностаем королевскую мантию, в короне с крокодиловым верхом и с медальоном в виде дохлой утки, держа под мышкой свиток с «моей Конституцией». Он выглядывает из двери в каменной стене, покрытой фразами из его заявлений, обещающих защиту и поддержку южных негров (например, «Измена - это преступление», «Предатели должны быть наказаны», «Я - ваш Моисей»), которые становятся лицемерными из-за ужасающей резни, происходящей на заднем плане. В гербе над дверным проемом медноголовая змея Севера и крокодил Юга обрамляют увенчанное короной кольцо, окружающее надпись «Моя политика»50.

Карикатура «Дворец слез»51 высмеивала попытку ряда политиков поддержать пошатнувшийся авторитет президента, созвав съезд Национального союза. Инициаторами созыва стали сенатор-демократ Дж. Дулитл и госсекретарь У.Г. Сьюард. Церемонию открытия съезда возглавляли губернатор Южной Каролины Дж. Орр и губернатор Массачусетса Д. Коуч, символически взяв-

49 Harper's Weekly. Mar. 30, 1867. P. 202; Reynolds D.E. The New Orleans Riot of 1866, Reconsidered // Louisiana History: The Journal of the Louisiana Historical Association. Winter 1964. Vol. 5 (1). P. 5-27.

50 Имеется в виду президентская Реконструкция.

51 Демонстрация картины сопровождалась немецкой народной балладой «Долгий томительный день прошел в слезах».

шись за руки. Этот жест примирения между руководителями первого штата, отделившегося от Союза (Южная Каролина), и «колыбели свободы» (Массачусетс), как сообщала демократическая пресса, наполнил «глаза тысяч людей слезами радости». На панели Наста Орр и Коуч маршируют вместе в виде крокодила (южанин) и медянки (северянин), в то время как все персонажи просто заливаются слезами. В дальнем левом углу панели Наст изобразил известного «мирного демократа» К. Валландингема (в виде медноголовой змеи с человеческой головой) и конгрессмена-коррупционера Ф. Вуда (в виде крылатого демона). Их поддерживает Т. Уид. Стоя на вершине «моей политики», король Энди держит оливковую ветвь мира в одной руке и платок, чтобы вытереть слезы в другой. Слева и справа от Джонсона генерал Джон Дикс, председатель съезда владелец «New York Times» Генри Рэймонд, член исполнительного комитета съезда. Среди крокодилов и змей, поклоняющихся идолу короля Энди, в гордой позе, уперев руки в боки, министр финансов Х. Маккалох.

В следующей карикатурной панели Наст высмеивал неудачную политическую поездку Джонсона на средний Запад, закончившуюся полным фиаско и названную прессой «бегом по кругу». Этот вояж художник представил как детскую карусель с лодочками и лошадками. Король Энди сидит в передней лодочке с Роджером Виски, символизирующим пьянство президента. Белые свитки, рассыпавшиеся вокруг, скорее всего, представляли помилования бывших конфедератов. На карусели «катаются» участвовавшие в поездке: адмирал Д. Фаррагут, сидящий на лошадке задом наперед; госсекретарь У.Г. Сьюард, машущий толпе; морской министр Г. Уэллс, с трезубцем Нептуна в руках; и генерал Улисс С. Грант, спокойно курящий сигару. Художник осуждал поддержку в это время Джонсона со стороны Гранта и Фаррагута.

Картина под номером 27 называлась «Реконструкция»52 и была откликом на действия Конгресса по проведению радикальной Реконструкции, согласно которой 10 из 11 бывших конфедеративных штатов делились на пять округов,

52 Картина сопровождалась арией «Мы еще можем быть счастливы» из оперы Майкла Балфа «Дочь святого Марка» (1844).

переданных под контроль военных губернаторов. Теннесси были исключен из действия закона, так как штат ратифицировал 14-ю поправку к Конституции и был возвращен в Союз, однако военный командующий генерал Джордж Томас оставался на своем посту и был изображен Настом в виде самой высокой фигуры. Он окружен военными губернаторами: Дэниел Сиклс, второй округ (Северная Каролина и Южная Каролина); Джон Шофилд, первый округ (Виргиния); Джон Поуп, третий округ (Алабама, Джорджия и Флорида); Эдвард Орд, четвертый округ (Арканзас и Миссисипи). Филипп Шеридан, военный губернатор пятого округа (Луизиана и Техас), стоит впереди, направив свой обнаженный меч в сторону мрачной фигуры бывшего конфедерата с лицом Джефферсона Дэвиса. Южанин стоит с окровавленным ножом над трупом, в то время как на заднем плане черные южане висят на дереве, а другие бегут от вооруженных бывших конфедератов.

Несколько выбиваются из общего ряда по истории Реконструкции следующие две работы художника. 28-я картина была посвящена покупке Аляски у царской России и называлась «Наши новые владения». В качестве музыкального сопровождения звучала «Кадриль Северной звезды» из оперы Джакомо Мейербера (1854).

На этой панели Наст высмеивает данную сделку, представляя новую американскую территорию как тропический рай. В марте 1867 г. государственный

секретарь Уильям Сьюард и российский посол в Соединенных Штатах барон Эдуард де Стекль заключили договор о покупке Аляски за 7 млн 200 тыс. долл. золотом. После этого президент Эндрю Джонсон созвал Сенат на специальную

53

сессию, и договор был ратифицирован 7-9 апреля 1867 г. Некоторые республиканские газеты, особенно «New York Tribune», высмеивали аляскинскую покупку, давая ей уничижительные и пренебрежительные названия, такие как «Безумие Сьюарда», «Сад белого медведя Джонсона», «Моржовая Россия» или «Русская сказочная страна». Большинство газет, однако, одобрили договор как выгодный для Соединенных Штатов. Карикатура Наста явно была на стороне меньшинства, считавшего этот поступок глупостью. Сцена сочетала пальмы и другие тропические растения с ледяным дворцом, санями, моржами и полярными медведями из Арктики. Еще раньше Наст высмеял сделку в карикатуре для «Harper's Weekly». На ней он изобразил госсекретаря Сьюарда в роли пожилой матери, которая прикладывает «Русскую мазь» к больной голове дяди Сэма, который сердито трясет кулаком перед портретом короля Энди. На плакате на стене изображен дядя Сэм, который тащится в снегоступах по ледяной тундре, водружая американские флаги на вершинах аляскинских гор, а белые медведи и моржи наблюдают за ним. Фотография эскимосской семьи саркастически помечена как «Одно из преимуществ»54.

Карикатура «Кислое яблоко» высмеивала редактора «New York Tribune» Хораса Грили за его посредничество в освобождении из заключения бывшего президента КША Дж. Дэвиса. 13 мая 1867 г. залог в 100 тыс. долл. был внесен Х. Грили, аболиционистом Дж. Смитом, судовым магнатом К. Вандербильтом и группой бизнесменов из Ричмонда. Наст так и не простил Грили за это и в дальнейшем своими язвительными и беспощадными карикатурами способствовал поражению редактора на президентских выборах 1872 г. На представленной в Карикатураме картине под аккомпанемент драматической музыки «Яростное

53 Подробно проблема продажи Аляски освещена в книге: Болховитинов Н.Н. Русско-американские отношения и продажа Аляски. 1834-1867. М., 1990. С. 204-220.

54 Harper's Weekly. Apr. 20, 1867; Алентьева Т.В. Разящее оружие смеха... С. 346.

пламя» из оперы Верди «Трубадур» изображен Грили, несущий Дэвиса на плече в черпаке с длинной ручкой. На заднем плане с неба сверкает молния, а с призрачного дерева свисает петля, отсылающая к куплету популярной песни «Тело Джона Брауна»: «Мы повесим Джеффа Дэвиса на кислой яблоне». Грили еще в начале конфликта занял противоречивую позицию поддержки мирного ухода южных штатов из Союза. Наст считал это отказом от прежних аболиционистских убеждений редактора.

Затем Карикатурама вновь возвращает зрителя к политике Реконструкции Эндрю Джонсона. В картине «Угроза импичмента» Наст изобразил президента удирающим со всех ног в укрытие, в королевской мантии, с короной, готовой свалиться с его головы, и «моей Конституцией», свернутой в огромный рулон. В качестве музыкального сопровождения использовалась баллада, написанная Генри Расселом в 1837 г., - «Пожалей это дерево, лесоруб».

В феврале 1868 г. Джонсон стал первым из президентов, подвергнутых процедуре импичмента. На картине на президента начала настоящую охоту группа ведущих республиканских противников, одетых как итальянские бандиты и вооруженных обнаженными саблями и пистолетами. Среди них виднеются фигуры сенаторов и конгрессменов: Дж. Уильямса, Т. Стивенса, Б. Батлера, Дж. Бутвела, Т. Уильямса, Н. Бэнкса и видного реформатора У. Филлипса.

Следующая картина «Парни в черном» изображает неоправданные страхи президента Джонсона, представленного снова в образе короля Энди. Он указывает на опасность вооруженного восстания южных чернокожих55. Плакаты на стене создают тревогу по этому поводу: «Вооруженные негритянские войска толпятся вокруг Вашингтона» и «Восстание негров!!! Черные Юга вооружены». Пылкие фантазии Джонсона и демократического «New York World» контрастируют с фигурой генерала У.С. Гранта, спокойно попыхивающего сигарой и наблюдающего за чернокожими школьниками, беспорядочно марширующими, кто с грелкой, кто с метлами, кто с деревянным мечом, зонтиком и другими

55 Для музыкального сопровождения использовалась ирландская по происхождению песня, популярная во время Войны за независимость, - «Джонни ушел в солдаты».

неопасными предметами. Название картины имитирует название «Парней в синем», группы ветеранов Союза, связанных с республиканской партией.

Предпоследняя панель названа кратко: «Следующий» с музыкальным сопровождением в виде песни времен Гражданской войны «Вакантное кресло», написанной Джорджем Рутом в 1862 г. В ней рассказывалось о доме погибшего солдата, где его кресло остается пустым.

Картина была написана в преддверии президентских выборов 1868 г. На ней Колумбия бесцеремонно сбрасывает Эндрю Джонсона с трона перед группой потенциальных и прошлых кандидатов. Король Энди грохнулся вниз по ступенькам, его скипетр и держава откатились в сторону, а огромная, увенчанная крокодилом корона упала, придавив его голову. Предпочтительный для Наста кандидат, увенчанный лавровым венком генерал У.С. Грант, стоит прямо перед «вакантным креслом». Позади него генерал Джордж Макклеллан верхом на детской деревянной лошадке, побежденный кандидат в президенты от демократической партии 1864 г. На картине - целый ряд зрителей-политиков: спикер Палаты представителей Ш. Колфакс, который будет избран кандидатом в вице-президенты от республиканской партии в 1868 г.; сенатор-радикал Ч. Самнер; Г. Сеймур, бывший губернатор Нью-Йорка, ставший кандидатом в президенты от демократической партии в том же 1868 г.; конгрессмен Дж. Пендлтон, кандидат в вице-президенты от демократической партии в 1864 г.; конгрессмен Б. Батлер, республиканец, который станет кандидатом в президенты в 1884 г. На платформе у колонны маленький генерал Ф. Шеридан принимает наполеоновскую позу, засунув руку в жилет. В заднем ряду зрителей: военный министр Э. Стэнтон; председатель Верховного суда С.П. Чейз; генерал Джон Фримонт, первый кандидат в президенты от республиканской партии в 1856 г.; сенатор Р. Фентон, республиканец; Ф. Пирс, бывший президент-демократ (1853-1857); генерал Уильям Шерман; сенатор Б. Уэйд, республиканец и председатель Сената; гигантская фигура генерала Джорджа Томаса. Фигура с всклокоченными волосами, едва различимая за колонной, - это Джеймс Бьюкенен, бывший президент-демократ (1857-1861).

Таким образом художник завершил практически свою Карикатураму, снова представив публике знакомые лица видных политиков. Последняя панель, названная по-французски «До свиданья», представляла автопортрет довольного Наста в окружении ангелочка и дьяволенка. Для музыкального сопровождения использовалась ария из оперы Доницетти «Лукреция Борджиа» - «Не плетите мне пестрых венков».

Реакция публики и отклики прессы были самыми различными: от восторгов до негодования. Рецензия на первый сеанс появилась на следующий день в «New York Times»: «Зал не был переполнен, но аудитория горячо аплодировала, и нет никаких сомнений, что "развлечение" Наста, которое, безусловно, имеет чрезвычайно редкое достоинство быть новым, будет иметь своих соб-

- 56 -п

ственных отзывчивых посетителей» . Ряд газет похвалили узнаваемые карика-

57

туры художника, его художественный талант и политический юмор .

Резко отрицательные отзывы появились в демократических газетах. Так, «New York Evening Express», принадлежащая конгрессмену-демократу Джеймсу Бруксу, писала: «Выставка открылась для публики впервые вчера вечером. Самое доброе, что мы можем пожелать мистеру Насту, - это чтобы она была последней... Тридцать три картины, призванные представить историю Амери-

56 New York Times. Dec. 5, 1867.

57 New York Citizen. Dec. 7, 1867.

ки... в действительности представляют не более как грубую и непристойную атаку на исполнительную власть [президента Джонсона]... Мистер Наст обладает немалыми художественными способностями. Он, однако, проституировал эту способность... опускаясь до уровня третьесортного оратора. мы находим его блуждающим в бездорожной пустыне аболиционизма, собирающим старые обиды и сыплющим соль на зияющие раны, которые время почти исцелило. "Людоеда из Андерсонвилля" в этой серии мы рассматриваем как один из самых сильных драматических рисунков, когда-либо написанных на холсте. Но по замыслу и намерению это не только пагубно, но и жестоко - жестоко, поскольку возрождение этой старой истории должно вызывать горькие чувства во многих сердцах, - жестоко, поскольку Джефферсон Дэвис никогда не был осужден за соучастие в ужасах Андерсонвилля, и нет никаких оснований представлять его в качестве главного автора этого беззакония. Хотя нельзя выразить ничего, кроме самого сурового порицания замыслу картин мистера Наста, их исполнение достойно самой высокой похвалы. Мы находим здесь смелость рисунка, свободу композиции и колорита. мы можем только сожалеть о том, что талант был использован для такой низменной цели»58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не менее резко отозвалась о выставке «New York World»: «Некоторые события, имевшие место в Соединенных Штатах, и в особенности некоторые военные события и персонажи последней гражданской войны, были искажены и ярко окрашены для этой выставки в чрезвычайно нелепые, не подходящие и неуместные, политически односторонние тона. Он [Наст] решил потворствовать самым низменным страстям и предрассудкам самых бездумных людей нашего времени. Вместо того чтобы просто забавлять нас слабостями выдающихся и знакомых персонажей, он предположил, что выносит самые низменные и преувеличенные суждения о них, которые ни один карикатурист не имеет права излагать. Президент Джонсон появляется в нескольких ситуациях и по-

58 New York Evening Express. Dec. 5, 1867.

зах, которые должны были вызвать бурю возмущения. и мы с радостью заметили, были встречены лишь очень слабыми аплодисментами»59.

Хотя большинство отзывов были положительными, Наст был разочарован бродвейской экспозицией. Он подумывал о том, чтобы перенести шоу в Вашингтон, округ Колумбия, но получил неопределенный ответ от сенатора Чарльза Самнера: «У меня есть ваша записка от 13-го числа, в связи с вашей "Карикатурамой", и мне жаль слышать, что она не так успешна, как вы ожидали. Я не могу сказать, будет ли она более успешной здесь или нет»60.

Тогда Наст решил перенести свою Карикатураму в Бостон, где ее продвижению помог художник Фрэнсис Карпентер, известный своими портретами Авраама Линкольна, Салмона Чейза и других политиков. Он писал в газете «Boston Evening Transcript»: «Это самая радикальная выставка в Нью-Йорке, и я не знаю другого художника, который осмелился бы сделать то, что сделал Наст. Сцены драматические, комические и патриотические; некоторые из них просто захватывающие. В целом выставка удивила и восхитила меня своим совершенством»61.

Карикатурама открылась в Бостоне 30 марта и продолжалась до 16 апреля 1868 г. Бостонская пресса дружно хвалила представление62. Одна из них писала: «Карикатураму Томаса Наста, теперь ежевечерне выставляемую в Садовом зале, должны посмотреть все приверженцы свободы. Мы часто думали и часто говорили, что никто, насколько нам известно, не сделал больше для подавления мятежа [конфедератов], чем этот самый Наст, своими замечательными рисунками и карикатурами в "Harper's Weekly": каждая картина - поэма, дискуссия и

63

удар током» .

59 New York World. Dec. 5, 1867.

60 URL:

https://thomasnast.com/Activities/NastCaricaturama/SubPages/CommentaryPage.asp7Commentary =01Intro-04Background (дата обращения: 17.04.2021).

61 Boston Evening Transcript. Mar. 23, 1868.

62 Boston Daily Advertiser. Apr. 1, 1868

63 Congregationalist Recorder. Apr. 16, 1868.

Последний раз Карикатурама выставлялась в Филадельфии в октябре 1868 г. на республиканском съезде военных ветеранов Союза. По данным филадельфийской прессы, карикатурные панно были развешаны на стенах Концертного зала на Честнат-стрит по просьбе Национального комитета. Как и в Нью-Йорке и Бостоне, художник и его работы получили высокую оценку местных журналистов. «The Worchester Daily Spy» отмечал: «Одним из самых выдающихся людей нашей партии является неподражаемый Томас Наст, художник, чье красноречие превосходит любого оратора, чьи карандашные обращения достигают внимания миллионов. Мы хотели бы, чтобы Наст собрал все политические и другие карикатуры, которые он создал за последние четыре или пять лет, в том иллюстраций и дал нам таким образом достойную память о нашем американском Хогарте»64.

Несмотря на значительный интерес публики и благожелательность прессы, начинание Наста не имело финансового успеха.

После того как Наст и его семья переехали в Морристаун, штат Нью-Джерси, в 1871 г., панно хранились в сарае позади их дома, пока не были приобретены Х.П. Графом, местным художником, рисовавшим вывески. Они использовались им в утилитарных целях, потому сохранилась только часть из них. Погибшие панно известны теперь лишь по копиям. В настоящее время сохранившиеся панно хранятся в основном в Морристауне, штат Нью-Джерси.

64 The Worchester Daily Spy. Oct. 16, 1868.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.