Научная статья на тему 'МЕЦЕНАТСТВО И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

МЕЦЕНАТСТВО И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
благотворительность / меценатство / развитие культуры / история культуры / благотворители / меценаты / charity / patronage / cultural development / cultural history / philanthropists / patrons

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давлетшина Диля Мустафовна

В статье представлены этапы в развитии меценатства и благотворительности, исходя из критериев соотношения государственной поддержки социальной и культурной сфер с частной благотворительностью и меценатством. Определены основные направления и условия современного развития благотворительности и меценатства, сделаны предположения о возможном усовершенствовании этих форм социального подвижничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRONAGE AND CHARITY: HISTORICAL EXPERIENCE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The article presents the stages in the development of patronage and charity, based on the criteria of the ratio of state support of social and cultural spheres with private charity and patronage. The main directions and conditions of the modern development of charity and patronage are determined, assumptions are made about the possible improvement of these forms of social asceticism.

Текст научной работы на тему «МЕЦЕНАТСТВО И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 008(091)

Д.М. Давлетшина

МЕЦЕНАТСТВО И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье представлены этапы в развитии меценатства и благотворительности, исходя из критериев соотношения государственнои поддержки социальнои и культурнои сфер с частнои благотворительностью и меценатством. Определены основные направления и условия современного развития благотворительности и меценатства, сделаны предположения о возможном усовершенствовании этих форм социального подвижничества.

Ключевые слова: благотворительность, меценатство, развитие культуры, история культуры, благотворители, меценаты

Dilya M. Davletshina PATRONAGE AND CHARITY: HISTORICAL EXPERIENCE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The article presents the stages in the development of patronage and charity, based on the criteria of the ratio of state support of social and cultural spheres with private charity and patronage. The main directions and conditions of the modern development of charity and patronage are determined, assumptions are made about the possible improvement of these forms of social asceticism.

Key words: charity, patronage, cultural development, cultural history, philanthropists, patrons

Введение

Актуальность представленной к исследованию темы заключается в том, что, меценатство и благотворительность в России имеют длительную, славную историю на протяжении нескольких столетии, в результате чего был накоплен богатыи опыт, требующии осмысления и систематизации. В настоящее время меценатство и благотворительность, пережив вместе с частным предпринимательством в 1990-е гг. свое второе рождение, продолжают существовать и развиваться. И, соответственно, возникает необходимость детального анализа современного состояния названных явлении, включая их правовые основы в деиствующем россииском законодательстве и определения перспектив и путеи их развития в будущем.

Объектом данного исследования являются как сами взаимоотношения, возникающие между благотворителем (меценатом) и теми, кто получает его помощь, так и результаты этих взаимоотношении. Прежде чем приступить непосредственно к исследованию, нам необходимо

конкретизировать понятия «меценатство» и «благотворительность», показать их точки соприкосновения, а также существующие различия. Благотворительная деятельность в связи с ее важнои социальнои значимостью имеет в РФ законодательное определение, содержащееся в статье 1 ФЗ РФ от 11.08.1995. N 135-Ф3 (ред. От 14.07.2022) «О благотворительнои деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Исходя из

того, что предметом исследования является, прежде всего, роль меценатства и благотворительности в современнои России, нам необходимо раскрыть это понятие. «Благотворительная деятельность - деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных основаниях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [12]. Меценатская деятельность в статье 4 ФЗ РФ от 04. 11.2014 г. № 327-Ф3 «О меценатскои деятельности» понимается, как «деятельность по безвозмездной передаче имущества, в том числе денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездные выполнение работ и оказаниеуслуг в сфере культуры и образования в области культуры и искусства, направленные на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства» [13].

Итак, мы видим, сопоставив данные определения, что понятие «благотворительность» имеет более широкое значение чем «меценатство». А, именно, меценатская деятельность представляет собой разновидность, или особую форму благотворительности, которая связана с поддержкои и развитием культурнои сферы. В то время, как благотворительность предполагает безвозмездную помощь любым лицам и организациям. Помимо этого, при ближаишем рассмотрении можно наити и более коренное

отличие благотворительной и меценатской деятельности, связанное с мотивом оказы-ваемои помощи. Меценатство связано с собиранием произведении искусства, созданием музеев, выставок, театров, библиотек, изданием журналов и книг, с поддержкои научных и просветительских обществ, а также талантливых представителеи искусства, культуры, науки. Меценатство -это бескорыстная и безвозмездная помощь искусству культуре, науке. Меценат не ставит во главу угла получение для себя экономическои выгоды. Этим оно отличается от спонсорства, при котором оказание помощи происходит на определенных условиях - ради получения какои-либо выгоды [2].

Очень часто понятия благотворительность и меценатство путают с понятием «спонсорство». Спонсорская помощь - всего лишь социально ориентированная форма коммерческого продвижения в форме обоюдовыгодного договора между компаниеи-спон-сором и лицами, получающими помощь, которые в свою очередь обязуются организовывать рекламу компании-спонсора. Это означает, что спонсор популяризирует себя за счет осуществляемых им благотворительных мероприятии, фактически используя поддержку культуры, как маркетинговыи инструмент [3]. Таким, образом, спонсорство в отличие от благотворительности и меценатства не является полностью бескорыстным, и они представляют собои сходные, но различные формы покровительства обществу и культуре. Однако, к сожалению, на обыденном уровне и в публицистике эти понятия зачастую смешиваются.

Целью нашего исследования является анализ исторического опыта благотворительности и меценатства в России и Республике Татарстан, современного состояния этих социальных явлении и поиске путеи их развития. На пути достижения цели нами будут решены следующие задачи: 1. рассмотреть исторические истоки благотворительности и меценатства; 2. Охарактеризовать их достижения и проблемные моменты в современнои ситуации; 3. дать оценку перспективам развития данных явлении.

Материалы и методы

В работе над обозначеннои темои нами были использованы материалы исторических, культурологических, социологических и юридических исследовании, а также современные данные о предмете исследования. В работе

используются философскии диалектическии подход, а также комплекс общенаучных методов анализа и синтеза, дедуктивного и индуктивного, сравнительно-сопоста-

вительного, а также исторического методов. Использовать именно этот, упомянутыи последним метод, мы будем, в первую очередь, при изучении основных вех становления традиции благотворительности и

меценатства.

Литературный обзор

Проблема благотворительности и меценатства поднималась в исследовательскои литературе неоднократно. В даннои работе нами использованы культурологические работы исследовательского и справочного характера таких авторов, как В.Л. Прохоров [9] и В.П. Шпалтаков [15]. При рассмотрении исторических аспектов мы обращались к историческим исследованиям таких авторов, как Ю. Годунскии [4], С. Новикова [8], Л.М. Свердлова [12], М.В. Федорова [18]. Анализируя современную ситуацию, мы обращались в том числе и к деиствующему законодательству, касающемуся благотворительности [12] и меценатства [13] и его юридическим комментариям [2], а также к публицистическим источникам в сети Интернет.

Научная новизна нашего исследования заключается в том, что при рассмотрении традиции меценатства и благотворительности в России нами были выявлены этапы их развития, исходя из критериев соотношения роли государственнои поддержки социальнои и культурнои сфер с частными благотворительностью и меценатством.

Результаты

Меценатством и благотворительностью состоятельные и знатные люди занимались с древних времён. Сам термин «меценат» - это имя конкретного человека из окружения римского императора Августа - Гая Цильния Мецената, ставшее нарицательным. Он жил на рубеже старой и новой эр, и оказывал поддержку таким известным поэтам-современникам, как Гораций, Вергилий и Проперций. В эпоху Ренессанса самыми известными меценатами являлись правящая флорентийская семья Медичи. Среди тех, кто находился под их покровительством, были великие титаны Возрождения: Микеланджело, Ботичелли, Рафаэль, Тициан и Леонардо да Винчи [9, с. 24.].

Что касается благотворительности на Руси, то в нашеи стране с давних времен бытовала

христианская традиция безвозмезднои поддержки «сирых и убогих» [9, с. 22.]. Важным этапом на этом пути было правление Владимира Святого (980-1015). Князь, креститель Руси, щедро раздавал всем страждущим «кушанье и питье, и деньги из казны», а больным и немощным отправлял провизию на телегах. По его приказу при монастырях были организованы первые приюты-богадельни, больницы и дома, гостеприимно принимающие странников [4]. Государственная поддержка нуждающихся в Московском царстве впервые упоминается в 1551 году. Первыи русскии царь Иван IV (Грозныи) на Стоглавом соборе, заявил, что в городах необходимо строить больницы и богадельни. Суммы для этого было предписано собирать у частных лиц, а распределение их поручалось совместно царским чиновникам (целовальникам) и служителям церкви [9, с. 22]. Государственная благотворительность зримо актуализировалась в период Смуты в начале 17 в., в царствование Бориса Годунова (1598 - 1605), которыи в голодные годы раздавал нуждающимся хлебные запасы из царских закромов и наказывал всех, кто отказывался помогать голодающим. Алексеи Михаилович Тишаишии (1645-1676) лично жертвовал крупные суммы монастырям, при которых по-прежнему находились больницы и богадельни и предписал своему окружению тоже делать пожертвования. Тогда же были учреждены первые официальные органы

благотворительнои и социальнои

направленности - это Приказ строения богаделен и Полоняничньш приказ [15, с. 16]. При его сыне, царе Федоре Алексеевиче (1676 - 1682), был издан указ о создании в Москве приютов для детеи-сирот. Также им были открыты 2 богадельни, а к концу 17 в. их число выросло уже до 10 [4].

Первым примером настоящего меценатства на Руси является организация знатным боярином Ф.М. Ртищевым частнои школы при Андреевском монастыре, которыи он в 16481649 гг. построил за собственныи счет. Меценатство же, как целостное явление, возникает в России только в 18 веке, после петровских реформ. Первыми русскими меценатами тогда стали знатные дворяне и придворные. При этом в развитии дореволюционного отечественного меценатства четко выделяются два крупных этапа. Первыи («дворянскии», «просветительскии»)

относится ко второи пол. 18 - первои пол. 19 вв., т. е. ко временам правлении от Елизаветы Петровны (1741-1761) до Александра I (18011825) и прочно связан с такими громкими именами, как И.И. Шувалов, П.Б. и Н.П. Шереметьевы, А.С. и С.Г. Строгановы и многими другими [14, с. 104]. В период правления императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761) выдающимся благотворителем и меценатом был ее приближенныи Иван Иванович Шувалов. В 1755 г. под его непосредственным руководством был создан Московскии университет. Он также стал куратором этого университета, лично закупал учебную и научную литературу, открыл там библиотеку, типографию и книжную лавку и настоял на независимости своего детища от городскои власти. И.И. Шувалов лично оказывал покровительство М.В. Ломоносову, А.П. Сумарокову, отправлял русскую молодежь учиться заграницу. В 1757 г. при его непосредственном участии открылась Императорская Академия художеств, став первым ее президентом, И.И. Шувалов отдал в распоряжение академии свои особняк, а в 1758 г. безвозмездно передал еи большую часть личнои коллекции иностранных полотен. Поскольку государство ничтожно мало предоставляло финансов на нужды академии, И.И. Шувалов тратил на нее собственные средства. Одновременно, он

покровительствовал организации первого публичного русского театра в Петербурге, где также стал куратором и содеиствовал набору труппы [15, с. 56-57].

Меценат граф А.С. Строганов позволил изучать свою личную картинную галерею, в которои было собрано около сотни полотен известных итальянских живописцев. Финансовую помощь от него также получали известные поэты Г.Р. Державин и И.А. Крылов, скульптор И.П. Мартос (создатель памятника Минину и Пожарскому в Москве) и др. А.С. Строганов также участвовал в построике Казанского собора в Санкт-Петербурге [8, с. 108]. Бесценныи след в культуре оставил своим покровительством род графов Шереметевых. Так, Н.П. Шереметев - это известныи театральныи деятель своего времени. Среди 170 частных русских театров самым ярким был именно театр Шереметевых. [8, с. 109].

Что касается благотворительности в 18-19 веках в целом, то Петр I (1682- 1725) считал

нищих в основнои своеи части бездельниками, стремясь отправить их на работы. Но на государственном уровне он помогал детям-сиротам, открывая для них приюты и больницы. Они финансировались

одновременно на средства монастыреи, городских властеи и частных лиц. В 1712 г. также Петр I издал указ об устроистве в каждои губернии богаделен для нищих и детеи-сирот. В итоге их появилось 87. [15, с. 17]. При Екатерине II (1762-1796) в стране неоднократно буиствовали жестокие эпидемии, и императрица учредила Медицинскую коллегию и открыла аптеки. В городах также появились новые больницы и приюты для больных, открывались попечительные учреждения под надзором специального органа - Приказа общественного призрения. В 1764 г. Екатерина II начала строительство Воспитательного дома для детеи, оставшихся без родителеи [15, с. 18-19]. Позднее государственная благотворительность на долгие годы будет связана с императрицеи Мариеи Федоровнои, супругои Павла I, которыи в 1797 г. назначил ее управляющеи всех государственно-благотворительных заведении. Под ее руководством строятся приюты для сирот и в обеих столицах открываются больницы, а также «вдовьи дома» - приюты для одиноких вдов военных и гражданских чиновников. Императрица отдавала на их обустроиство и содержание большие собственные средства. После ее смерти в 1828 г. ее благотворительное ведомство до самого 1917 г. развивали последующие россииские императрицы. Помимо него, работало и другое «царское» благотворительное ведомство, имеющее свои отделения в разных городах страны. Это Императорское Человеколюбивое общество, созданное императором Александром I в 1802 г. с целью заботы о сиротах, инвалидах и нищих. Средства его складывались из личных взносов знатных и состоятельных людеи, включая

императорскую семью [4]. В целом, 18 - нач. 19 в. дали нам такие зримые памятники благотворительности, сохранившиеся до наших днеи, как Голицинская больница, Первая Градская больница, Шереметевскии дом, Мариинская больница и пр.

Что касается второго этапа развития русского меценатства и благотворительности, то это т.н. «купеческии» этап. Этот этап (вторая пол. 19 - начало 20 вв.) оказался во

многом масштабнее предыдущего. Иногда его образно именовали «медичевским». «Московские Медичи» - П.М. Третьяков, К.Т. Солдатенков, П.И. Щукин, С.И. Мамонтов, А.А. Бахрушин, С.Т. Морозов и др. широко известны до сих пор. С их помощью и даже по их инициативе развивались передовые научные направления, появлялись знаменитые до сих пор культурные объекты. А именно: Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания живописи,

Бахрушинскии театральныи музеи, частные оперы С.И. Мамонтова и С.И. Зимина, Московскии Художественныи театр, Музеи изящных искусств (на его строительство предприниматель Ю. С. Нечаев-Мальцев пожертвовал более 2 000 000 руб.). Вспомним также Философскии и Археологическии институты, Морозовские клиники, Ком-мерческии институт, Торговые школы Алексеевых и Морозовых, первую в стране библиотеку-читальню на 3279 томов [9, с. 134.].

Казань также богата фактами купеческои благотворительности с 18 в. Подробно и обстоятельно она рассмотрена в монографии Л.М. Свердловои «Купечество Казани: дела и люди» [10]. Рассмотрим наиболее яркие персоналии. Так, первым был на данном поприще в Казани купец и промышленник И.А. Михляев, главным делом благотворительности которого было строительство церквеи (Петропавловскии собор, церковь Параскевы-Пятницы в Казани и церкви в селах Казанского уезда). Из татарских коммерсантов большую роль в качестве благотворителеи играли также купцы-миллионеры Юнусовы. Из их благотворительных дел особенно выделяется первая в Казани каменная мечеть (в настоящее время -это мечеть Ш. Марджани), построенная в конце 18 в. Мухаметрахимом Юнусовым. В 1818 г. он также на колоссальную сумму свыше 5000 рублеи профинансировал издание 3000 экземпляров Корана. Активно развивал семеиные традиции благотворительности Губеидулла Юнусов. За его средства было построено ряд сельских мечетеи, а также Сенная (она же Главная или Базарная) мечеть города Казани. В 1830 г. в период эпидемии холеры он участвовал в финансировании строительства больницы, за что был удостоен двух золотых медалеи. Состояние Г.М. Юнусова унаследовали сыновья Ибрагим и Исхак, они построили и впоследствии финансировали

первыи Мусульманскии детскии приют для мальчиков-мусульман. За это богоугодное и милосердное дело братья Юнусовы были награждены золотыми медалями и другими государственными наградами Россиискои империи. Три поколения купцов Акчуриных также были знаменитыми меценатами и благотворителями. Они строили мечети, строили и содержали религиозные школы, открывали библиотеки, бесплатные столовые для бедных, издавали книги и газеты, открыли историческии музеи. В гостях у них часто бывали поэт Г. Тукаи и писатель Ф. Амирхан. Крупнеишими благотворителями было также семеиство купцов Александровых. Итоговая сумма их средств, потраченных ими на эти цели, составляет 2 500 000 руб. На их содержании были Александровская больница, Александринскии детскии приют. Александровы передали городу Александровскии пассаж. Они также систематически направляли большие средства в различные благотворительные общества, в частности, на финансирование несколько учебных заведении и богаделен. Благотворительностью занимались, как глава семеиства Сергеи Евсеевич, его сын Александр, так и дочь Ольга (по мужу Геинс). До сих пор каждому казанцу известно имя казанского купца, старообрядца Я.Ф. Шамова, потому что построенная им в 1910 г. больница до сих пор работает и в народе называется «Шамовскои». На это милосердное дело Я.Ф. Шамов потратил 400 000 руб. Большое внимание он также уделял благотворительному попечительству. Так, под его финансовои опекои находилась бесплатная художественная школа и Александровская городская больница.

В Советскии период (1917-1991) оте-чественнои истории традиции меценатства и благотворительности отошли на второи план в связи с тем, что частное предпринимательство равно как частная собственность на средства производства были запрещены. Социалистическое государство с его плановои экономикои и централизованным распределением средств полностью взяло на себя заботу об обществе, занималось поддержкои малоимущих слоев населения и выделяло средства на развитие науки и искусства. В такои ситуации частные пожертвования организации и граждан-энтузиастов, конечно же, имели место, но не могли играть определяющую роль. Ярким примером народного благотворителя явля-

ется А.Г. Галимзянов, которыи, будучи простым возчиком на рынке, выращивал поросят в подземном сарае, а на деньги, получаемые от продажи мяса купил более 80 автобусов и автомобилеи, для детских домов СССР и РФ [5].

Итак, мы рассмотрели мощныи истори-ческии пласт благотворительности и меценатства, в России и Татарстане (в прошлом Казанскои губернии), которыи демонстрирует нам богатыи и многоплановый опыт милосердия и покровительства культуре нашими соотечественниками. Далее рассмотрим современные достижения, проблемы, и перспективы развития в РФ благотвори-тельнои и меценатскои деятельности.

Обсуждение

В современнои России традиции частнои благотворительности и меценатства постепенно возрождаются. Для того чтобы оказывать посильную поддержку нуждающимся в помощи, разумеется, необязательно быть миллионером. Успешно работает множество благотворительных фондов, принять участие в работе которых может любои. В частности, следует назвать такие благотворительные фонды как «Подари жизнь», «Русфонд», Фонд помощи детям WorldVita, «Русь», Фонд помощи хосписам «Вера», Фонд спасения тяжелобольных детеи «Линия жизни», «Старость в радость» и мн. др.

На законодательном уровне в Россиискои Федерации с 1990-х гг. совершенствуется государственная поддержка благотворительности, меценатства и спонсорства. Так, в качестве примера отметим, что спонсорский взнос разрешается включать в себестоимость товаров, работ и услуг компании-спонсора, если спонсорская поддержка осуществляется на условиях предоставления рекламы [3]. С начала 1990-х гг. развивается система материального стимулирования благотворителей. Так, для организаций в 1994-2001 гг. существовала налоговая льгота при перечислении пожертвовании на восстановление культурных объектов. Она была не более 3% от облагаемои прибыли, а при перечислении благотворительных взносов государственным культурным объектам - не более 5%. Эта льгота просуществовала до 2002 г. Что касается материального стимулирования благотворителей граждан, то они, направляя свои пожертвования бюджетным культурным организациям, имели право на налоговыи вычет в размере фактических расходов, но не более 25% от дохода (ст. 219 НК РФ). За

последние годы ситуация несколько изменилась, так ФЗ «О внесении изменении в статьи 219 и 286. 1 Части НК РФ», от 1 января 2019 г. определяет, что граждане и организации, которые оказывают денежную поддержку культурным учреждениям, получают социальныи налоговыи вычет в сумме расходов, сделанных на пожертвования. Что касается налогового вычета при благотворительности, то их должны предоставлять субъекты РФ, которые имеют полномочия увеличивать размер этого вычета вплоть до 30% от дохода [2]. Существуют в настоящее время также меры морального стимулирования меценатской деятельности -присуждение почетных званий, государственных наград и т. п. [3]. Вот такова на настоящии момент государственная поддержка благотворителеи и меценатов и традиции щедрого русского купечества конца 19-начала 20 вв. постепенно возрождаются.

Среди современных меценатов по данным на 2021 г. видное место занимает С. Галицкии, создатель сети «Магнит». Он лично финансирует футбольную команду «Краснодар» и при неи бесплатную футбольную академию для детеи, имеющую по России около 12 000 учащихся. Он также профинансировал (в сумме 400 000 000 долл.) строительство стадиона и парка в Краснодаре.

A. Усманов (холдинг USM) передал свыше 170 000 000 долл. на борьбу с пандемиеи Covid-19 в РФ и Узбекистане. Ранее А. Усманов за свои средства вернул в РФ утраченные шедевры живописи и права на советские мультфильмы.

B. Вексельберг (группа компании «Ренова») владеет двумя фондами, и с их помощью он финансирует творческие коллективы, культурные форумы, выставки, также возвращает в РФ утраченные шедевры, занимается Музеем Фаберже. Фонд М. Прохорова (группа «Онэксим») покровительствует исключительно культуре: учреждает литературные премии, проводит фестивали искусств, книжные ярмарки, содержит образовательныи центр, курирует программу переводов русскои литературы на иностранные языки. О. Дерипаска («Базовыи элемент») поддерживает образовательные проекты и программы, вузы МГУ и СПбГУ Эрмитаж, крупнеишие московские театры, выдает научные гранты и покровительствует научным мероприятиям. Р. Абрамович (Millhouse Capital и «Челси») в бытность губернатором Чукотки, пожертвовал свыше 2

500 000 000 долл. на развитие в регионе образования, здравоохранения и дорог. А. Мамут («Рамблер») финансирует Институт медиа, архитектуры и дизаина «Стрелка», владеет московским кинотеатром «Пионер» и поддерживает певицу Земфиру [1].

В целом, по данным экспертов бизнес-школы «Сколково» и банка UBS на благотворительность в 2018 г. было направлено примерно 460 000 000 000 р. При этом, 120 000 000 000 р. - россиискими нефтегазовыми компаниями. Для сравнения скажем, что в 2017 г. бюджетное финансирование медицины в РФ составляло около 400 000 000 000 р. [2].

Как уже говорилось ранее, необязательно быть очень богатым, чтобы оказывать посильную благотворительную помощь. Бескорыстная поддержка может осуществляться и на уровне самых обычных граждан, в том числе, если это студенты. Так, 29-30 апреля 2022 г. в ФГБОУ «Казанскии государственныи институт культуры» организовал Всерос-сиискии творческии конкурс для детеи детеи-инвалидов «Я могу! Творчество без границ» [7]. По завершению конкурса студенты и педагоги провели для юных участников благотворительные творческие мастер-классы, затем организовали экскурсию по Казани с посещением Кремля, показали музыкальныи спектакль. А 1 июня 2022 г. студенты Казанского государственного института культуры вместе с педагогами Д.М. Давлетшинои и Ф.К. Заинуллинои участвовали в проведении благотворительного культурно-зрелищного мероприятия в детском интернате Сабинского, МБУ «Молодежныи центр» Пестре-чинского муниципальных раионов Республики Татарстан. [11].

И все же в настоящее время эксперты замечают, что в благотворительную и меценатскую деятельность недостаточно вовлечен среднии бизнес [2]. Недостаточно также участие в благотворительности широких слоев населения, более того, за последние годы это участие незначительно, но сократилось. Причины этому названы самые различные: от низкого уровня доходов россиян, до сложностеи с международными переводами и недоверия к благотворительным организациям из-за случаев мошенничества [6].

Заключение

Итак, в процессе изучения поставленнои цели нами были сделаны следующие выводы:

1. Благотворительность в России (от монархов до самых простых людеи) в историческом прошлом и в настоящее время поддерживала и поддерживает в нашеи стране общество в целом, предоставляя средства нуждающимся категориям людеи для непосредственно жизненных и социально значимых целеи (спасение жизни, лечение, образование). Фактически благотворительность играла и играет значительную роль в процессе воспроизводства общества, повышая качество и уровень жизни тех людеи, кто не может осуществлять это сам.

2. Меценатство, т.е. покровительство собственно культурнои сфере, как в лице творчества конкретных личностеи, так и деятельности культурных объектов (организации, проектов и пр.), то оно в России всегда было и остается заметнои частью духовнои сферы. На множестве исторических и современных примерах мы видим, что в развитии искусства, литературы, науки, образования, а ныне и спорта, видную роль играли и играют щедрые россииские меценаты и благотворители. Именно, благодаря их мило-серднои и подвижническои деятельности в России были собраны прекрасные библиотеки и коллекции изобразительного искусства, открыты театры и музеи, галереи и др. центры духовнои жизни людеи. Многое из того, что существует ныне (Университет или Третьяковская галерея в Москве, Шамовская больница и Петропавловскии собор в Казани и пр.) - прямая заслуга наших соотечественников, отдавших свои средства и силы на созидание общественного блага.

3. В целом можно выделить следующие этапы в развитии меценатства и благотворительности (как государственно^ так и частнои): 1) 10 век - первая половина 18 века - период преимущественно государст-веннои благотворительности и покровительства культуре, с такими яркими исключениями как, например, частныи меценат 17 в. Ф. М. Ртищев; 2) вторая половина 18 века -первая половина 19 века - период зарождения и становления частнои благотворительности и меценатства, но еще при значительном присутствии государственнои поддержки этих направлении; 3) вторая половина 19 века — нач. 20 века -период расцвета частнои благотворительности и меценатства; 4) 1917-1991 гг. - период всестороннеи государственнои социальнои поддержки общества и культуры,

соответствующии периоду Советскои власти и эпохе социализма, отрицающеи частную собственность и частную экономическую инициативу; 5) 1992 г. - по настоящее время -период возрождения частнои благотворительности и меценатства.

Следует подчеркнуть, что во многом благодаря россииским меценатам, именно, период конец 19 - начало 20 вв. отличается блестящим взлетом русскои культуры, которыи, в свою очередь, значительно повлиял на мировую культуру.

4. Что касается перспектив развития благо-творительнои и меценатскои деятельности в России, то они все же развиваются, охватывают новые сферы (спорт) и принимают различные возможные формы (поддержка через фонды, прямое перечисление средств, гранты, содеиствие в организации мероприятии и проектов, собственно благотворительные мероприятия и пр.). Однако, есть и проблемы, которые при оптимистичном подходе можно определить как «точки роста». В частности, очень скромны существующие меры государственнои поддержки в форме налоговых льгот. Необходимо, чтобы поддержка эта ширилась, приобретая новые формы, как материального стимулирования, превращая благотворительную и меценатскую деятельность в выгодную и почетную. Что касается морального стимулирования, здесь также необходимо расширение осуществляемых государством мер. На наш взгляд, требуется широкое освещение и пропаганда меценатства и благотвори-тельнои деятельности в СМИ. Во-первых, это будет демонстрировать положительные примеры щедрости и милосердия, которые должны стать примерами для подражания. Во-вторых, высокая оценка деятельности меценатов и благотворителеи будет формировать представление о неи, как о престижнои, важнои миссии.

Литература:

1. 7 самых щедрых меценатов современнои России [Электронныи ресурс] // Глобалмск: московскии бизнес портал.- 2021. - 13 апр. - URL: https://globalmsk.ru/news/id/50566 (дата обращения: 12.11.2022).

2. Полонскии И. Иван Шувалов. Любимец императрицы и покровитель культуры [Электронныи ресурс]. - URL: https://topwar.ru/ 129307-ivan-shuvalov-lyubimec-imperatricy-i-pokrovitel-kultury.html (дата обращения : 14.12.2022).

3. Андреев А. А. Благотворительность и меценатство в России: определение, отличия, законы [Электронныи ресурс] // Promdevelop. - 2019.- 13 февр. - Обновлено 1 янв. 2022 г. - URL: https://promdevelop.com/business/blagotvoritelnost-metsenatstvo/ (дата обращения: 06.11.2022).

4. Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре [Электронныи ресурс] // Искусствоед.ру: сетевои ресурс об искусстве и культуре. - 2016. - URL: https://iskusstvoed.ru/2016/05/31/blagotvoritelnost-mecenatstvo-i-s/ (дата обращения: 06.11.2022).

5. Годунскии Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси [Электронныи ресурс] / / Наука и жизнь.-2022.- № 11. - URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/7597/ (дата обращения: 06.11.2022).

6. Герои нашего времени. Асгат Галимзянов -живая легенда, жить и помогать [Электронныи ресурс] // Герои нашего времени : саит о подвигах и героях. - 2015. - URL: http://ruheroes.ru/asgat-galimzyanov-zhivaya-legenda-zhit-i-pomogat/ (дата обращения: 10.11.2022).

7. Жихарева В. Актуальные проблемы благотворительности и как их решить. [Электронныи ресурс] // +1Люди. - 2021. - URL: https://people.plus-one.ru/news_articles/aktualnye-problemy-blagotvoritelnosti-i-kak-ih-reshit (дата обращения: 12.11.2022).

В. ^нкурс «Я могу! Творчество без границ» [Электронныи ресурс] // ^зан^ии государственныи институт культуры : официальныи саит. Творчество.- 2022.- URL: //https://kazgik.ru/tvorchestvo/festivali/index.php?ELEMENT_ID=3851 (дата обращения: 12.11.2022).

9. Прохоров В. Л. Творили во благо. - Москва : Союз, 1998. - 102 с.

10. Свердлова Л. М. ^печество ^зани: дела и люди. - ^зань: Матбугат иорты, 1998. -16В с.

11. Студенты ^зан^ого государственного института культуры приняли участие в организации благотворительного мероприятия в детском доме-интернате [Электронныи ресурс] // ^зан^ии государственныи институт культуры : официальныи саит. Новости. - 2022. - URL: https: // kazgik.ru/kcontent/novosti/index.php?ELEMENT_ID=4279 (дата обращения: 12.11.2022).

12. ФЗ РФ от 11.08.1995. № 1З5-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О благотворительнои деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» [Электронныи ресурс] // Kонсультант-Плюс.- URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ (дата обращения: 10.11.2022).

13. ФЗ РФ от 04.11.2014. № З27-ФЗ «О меценатскои деятельности» [Электронныи ресурс] // ^нсультант-Плюс.- URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170477/ (дата обращения: 09.11.2022).

14. Фёдорова М. В. История развития и особенности русского меценатства [Электронныи ресурс] // ^льтура и образование cult-obraz-mguki. - 2016.- Вып. 4 (23).- С.103-109. - URL: https://readera.org/144161109 (дата обращения: 05.11.2022).

15. Шпалтаков В. П. Благотворительность и меценатство в России: энциклопедическии справочник. -Омск.: Омскии гос. ун-т путеи сообщения, 2021. - 295 с.

References:

1. 7 samyh shchedryh mecenatov sovremennoj Rossii [Elektronnyj resurs] // Globalmsk: moskovskij biznes portal.- 2021. - 13 apr. - URL: https://globalmsk.ru/news/id/50566 (data obrashcheniya: 12.11.2022).

2. Polonskij I. Ivan SHuvalov. Lyubimec imperatricy i pokrovitel' kul'tury [Elektronnyj resurs]. - URL: https://topwar.ru/129307-ivan-shuvalov-lyubimec-imperatricy-i-pokrovitel-kultury.html (data obrashcheniya : 14.12.2022).

3. Andreev A. A. Blagotvoritel'nost' i mecenatstvo v Rossii: opredelenie, otlichiya, zakony [Elektronnyj resurs] / / Promdevelop. - 2019.- 13 fevr. - Obnovleno 1 yanv. 2022 g. - URL: https://promdevelop.com/business/blagotvoritelnost-metsenatstvo/ (data obrashcheniya: 06.11.2022).

4. Blagotvoritel'nost', mecenatstvo i sponsorstvo v kul'ture [Elektronnyj resurs] / / Iskusstvoed.ru: setevoj resurs ob iskusstve i kul'ture. - 2016. - URL: https://iskusstvoed.ru/2016/05/31/blagotvoritelnost-mecenatstvo-i-s/ (data obrashcheniya: 06.11.2022).

5. Godunskij YU. Otkuda est' poshla blagotvoritel'nost' na Rusi [Elektronnyj resurs] // Nauka i zhizn'.- 2022.- № 11. - URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/7597/ (data obrashcheniya: 06.11.2022).

6. Geroi nashego vremeni. Asgat Galimzyanov -zhivaya legenda, zhit' i pomogat' [Elektronnyj resurs] / / Geroj nashego vremeni : sajt o podvigah i geroyah. - 2015. - URL: http://ruheroes.ru/asgat-galimzyanov-zhivaya-legenda-zhit-i-pomogat/ (data obrashcheniya: 10.11.2022).

7. ZHihareva V Aktual'nye problemy blagotvoritel'nosti i kak ih reshit'. [Elektronnyj resurs] / / +1Lyudi. - 2021. -URL: https://people.plus-one.ru/news_articles/aktualnye-problemy-blagotvoritelnosti-i-kak-ih-reshit (data obrashcheniya: 12.11.2022).

8. Konkurs «YA mogu! Tvorchestvo bez granic» [Elektronnyj resurs] / / Kazanskij gosudarstvennyj institut kul'tury : oficial'nyj sajt. Tvorchestvo.- 2022.- URL: //https://kazgik.ru/tvorchestvo/festivali/index.php?ELEMENT_ID=3851 (data obrashcheniya: 12.11.2022).

9. Prohorov V L. Tvorili vo blago. - Moskva : Soyuz, 1998. - 102 s.

10. Sverdlova L. M. Kupechestvo Kazani: dela i lyudi. - Kazan': Matbugat jorty, 1998. -168 s.

11. Studenty Kazanskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury prinyali uchastie v organizacii blagotvoritel'nogo meropriyatiya v detskom dome-internate [Elektronnyj resurs] // Kazanskij gosudarstvennyj institut kul'tury : oficial'nyj sajt. Novosti. - 2022. - URL: https: // kazgik.ru/kcontent/novosti/index.php?ELEMENT_ID=4279 (data obrashcheniya: 12.11.2022).

12. FZ RF ot 11.08.1995. № 135-FZ (red. ot 14.07.2022) «O blagotvoritel'noj deyatel'nosti i dobrovol'chestve (volonterstve)» [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant-Plyus.- URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ (data obrashcheniya: 10.11.2022).

13. FZ RF ot 04.11.2014. № 327-FZ «O mecenatskoj deyatel'nosti» [Elektronnyj resurs] / / Konsul'tant-Plyus.- URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170477/ (data obrashcheniya: 09.11.2022).

14. Fyodorova M. V. Istoriya razvitiya i osobennosti russkogo mecenatstva [Elektronnyj resurs] // Kul'tura i obrazovanie cult-obraz-mguki. - 2016.- Vyp. 4 (23).- S.103-109. - URL: https://readera.org/144161109 (data obrashcheniya: 05.11.2022).

15. SHpaltakov V. P. Blagotvoritel'nost' i mecenatstvo v Rossii: enciklopedicheskij spravochnik. - Omsk.: Omskij gos. un-t putej soobshcheniya, 2021. - 295 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.