Научная статья на тему 'Метрологический мониторинг в вузах России'

Метрологический мониторинг в вузах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова И. Т., Мурашкина Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метрологический мониторинг в вузах России»

Назарова И. Т. , Мурашкина Т.И.

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В ВУЗАХ РОССИИ

Проблема метрологического мониторинга приобретает особую актуальность в условиях постоянно растущих требований, предъявляемых к высшему учебному заведению рынком образовательных услуг.

Большинство технических вузов имеют лаборатории с различными типами средств измерения (СИ) . Это и СИ, используемые при оказании образовательных услуг, и СИ, используемые при проведении научно-исследовательских работ, а также СИ, используемые для обеспечения функционирования университета и его отдельных подразделений.

Так как материальная база большинства университетов не позволяет постоянно приобретать и улучшать парк СИ, то в учебных целях используются списанная с предприятий или устаревшая техника.

Например, в Вятском государственном университете существует положение об отделе метрологии и стандартизации, согласно которому, задачами отдела являются:

- обеспечение единства и требуемой точности измерений при выполнении научно-исследовательских работ, а также правильной метрологической направленности в организации учебных занятий, связанных с применением измерительной техники;

- осуществление метрологического контроля путем проверки своевременности предоставления СИ на поверку или калибровку [2].

Реализация этих задач прописана в функциях подразделения:

1 анализ состояния метрологического обеспечения НИР и ОКР и разработка организационнотехнических мероприятий по его совершенствованию;

2 определение оптимальной номенклатуры и планомерное внедрение средств и методик выполнения измерений, испытаний и контроля, отвечающих современным требованиям науки и обеспечивающих повышение эффективности научных исследований и опытно-конструкторских работ;

3 осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами применяемыми для калибровки средств измерения, за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

4 организация и участие в проведении метрологической экспертизы научной и учебно-методической документации;

5 контроль за проведением метрологической проработки НИР и ОКР;

6 проведение метрологической аттестации нестандартизованных СИ и методик выполнений измерений

7 составление и согласование с территориальными органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии графиков государственной проверки средств измерений, обеспечение своевременного представления их на государственную поверку;

8 поддержание в надлежащем состоянии образцовых средств измерений и их эксплуатации;

9 организация и проведение ремонта СИ, находящихся в эксплуатации, своими силами и с помощью сторонних организаций;

10 ведение оперативного учета СИ;

11 организация подготовки повышения квалификации и аттестации кадров в области метрологии;

12 проведение регулярного осмотра СИ и изъятие в установленном порядке неисправных и не поверенных СИ;

13 контроль за своевременным предоставлением СИ на поверку;

14 участие в аттестации и аккредитации аналитических и испытательных лабораторий университета, рабочих мест и сертификации производств;

15 осуществление взаимодействия с органами Госстандарта России по вопросам обеспечения единства измерений, оказание содействия этим органам при осуществлении ими государственного метрологического контроля и надзора;

16 координация работ по планированию, анализу и контролю системы эффективного использования оборудования подразделениями университета;

17 сбор и анализ данных об обеспечении оборудованием и его эффективном использовании во всех подразделениях университета;

18 организация и проведение мероприятий по учету, оценке и контролю над использованием оборудования подразделениями университета и подготовка отчетов и аналитических справок;

19 осуществление взаимодействия с Федеральным агентством по техническому регулированию и органами государственной метрологической службы по вопросам обеспечения единства измерения и оказание содействия при осуществлении ими государственного метрологического контроля и надзора;

20 контроль размещения заказов университета на поставки оборудования;

21прием от подразделений списанного оборудования, содержащего драгметаллы;

22 подготовка договоров с организациями переработчиками лома и отходов, содержащих драгоценные металлы;

23 подготовка партии списанного оборудования и организация транспортировки на склад предприятия переработчика.

Таким образом, в Положении об отделе метрологии и стандартизации Вятского государственного университета прописаны функции, касающиеся метрологического мониторинга СИ образовательного назначения. По содержанию данного документа можно судить о методах мониторинга, а так же о подходе к метрологическому мониторингу и мониторингу безопасности СИ образовательного назначения.

В Самарском государственном аэрокосмическом университете вопросами метрологического мониторинга занимается отдел стандартизации и метрологии. В Положении об этом подразделении отражены основные его задачи [3]:

1 метрологическое обеспечение и проведение анализа состояния измерений в учебной и научноисследовательской деятельности университета, проведение работ по подготовке и совершенствованию метрологического обеспечения с целью повышения качества продукции университета;

2 определение оптимальной номенклатуры и внедрение средств и методик выполнения измерений, испытаний и контроля, отвечающих современным требованиям науки и обеспечивающих повышение эффективности НИР;

3 организация работы по повышению квалификации работников университета в области метрологии.

Функции данного подразделения в области метрологии:

1. Методическое, организационное обеспечение и участие в проведении НИР и методических работ по обеспечению единства и достоверности измерений.

2. Технический учет средств измерений, применяемых для учебных целей и выполнения научных работ.

3. Анализ состояния метрологического обеспечения НИР и разработка организационно-технических мероприятий по его совершенствованию.

4. Составление совместно с подразделениями университета графиков поверки СИ, согласование их с органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

5. Проведение метрологического надзора за правильностью монтажа, установки, состоянием и использованием СИ в подразделениях университета, их поверки.

6. Проведение метрологического надзора за своевременностью поверки СИ, применяемых в НИР и отражаемых в актах метрологической проработки НИР.

7. Проведение метрологической экспертизы и проработки документации по НИР:

- договоров на выполнение работ;

- отчетной документации по выполненным работам (отчетов, технических условий и т.д.)

- документов по метрологической аттестации испытательного оборудования.

8. Проведение метрологической аттестации нестандартизованных СИ.

9. Проведение метрологической аттестации методик выполнения измерений при проведении НИР.

10. Участие в проведении метрологической аттестации испытательного оборудования в подразделениях университета.

11. Организация и участие в проведении сертификации рабочих мест и лабораторий.

12. Составление отчетов о выполнении работ по метрологии.

Анализируя полученную информацию, сделаны следующие выводы:

1. Метрологическая деятельность, связанная со СИ образовательного назначения регламентируется

только положениями о подразделениях, ею занимающихся.

2. Стандартов или четких методик, касающихся мониторинга СИ образовательного назначения и под-

тверждения их пригодности для учебного процесса, а также безопасности для пользователей, в широком доступе найдено не было. Это говорит о том, что либо данному вопросу не уделено должного внимания, и ВУЗы не имеют документированных процедур мониторинга, либо методики и стандарты есть, но они доступны лишь узкому кругу специалистов внутри высшего учебного заведения.

СИ образовательного назначения должны отвечать определенным требованиям. Эти требования нигде не прописаны, поэтому методику проверки, учета и контроля безопасности СИ образовательного назначения каждое учебное заведение разрабатывает самостоятельно.

Например, в Пензенском государственном университете разработан стандарт СТУ 151.0.15.1 - 2007 «Управление средствами мониторинга и измерений» [3]. Стандарт регламентирует:

организацию учета СИ образовательного назначения и СИ вспомогательного назначения;

мониторинг составления ежегодных графиков поверки СИ вспомогательного назначения и проверки СИ образовательного назначения;

мониторинг проведения калибровки, поверки и проверки СИ;

анализ наличия степени использования и потребности подразделений университета в СИ, представление руководству университета предложений по их приобретению;

анализ состояния СИ образовательного назначения и представление руководству университета рекомендаций по улучшению качества предоставления образовательных услуг и научной продукции в части метрологического обеспечения данных видов деятельности.

Согласно этому стандарту процедура мониторинга СИ образовательного назначения состоит из двух этапов:

1 сбор данных о метрологическом обеспечении учебных подразделений;

2 проверка СИ образовательного назначения.

Сбор данных о метрологическом обеспечении учебных подразделений осуществляется 1 раз в год на основании решения высшего руководства. Данные предоставляют кафедры по форме, приведенной на рисунке 1.

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОКАЗАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Наименование института/факультета_________________________________________

Наименование кафедры______________________________________________________

п/ п Наимено -ваше средства измерени я Краткая характеристика (измеряемая величины, предел измерения, класс точности и т.д.) Название методических указаний к лабораторным или практическим работам, в состав которых входит методика выполнения измерений

Заведующий кафедрой ________________________________________

подпись, дата, инициалы, фамилия

Рисунок 1 - Форма «Перечень средств измерения, используемых при оказании образовательных

услуг»

Один экземпляр передают в дирекцию института/деканат факультета. Второй экземпляр передают в группу метрологического мониторинга Управления системой качества университета. Ответственными за сбор данных являются: на уровне института /факультета - директор института/декан факультета,

на уровне кафедры - заведующий кафедрой.

Осуществление процедуры сбора данных о метрологическом обеспечении подразделений позволяет повысить управляемость парком СИ университета, а также дает возможность высшему руководству знать о проблемах лабораторий вуза и выделять средства на совершенствование парка СИ.

Проверка проводится для СИ образовательного назначения. Ответственного за проведение проверки назначает заведующий кафедрой с периодичностью 1 раз в год (в начале осеннего семестра). Результаты проверки фиксируются в журнале путем указания в соответствующей графе «допущен/не допущен к использованию в учебном процессе», который хранится у заведующего лабораторией (или ответственного за выполнение проверки).

Графики проверки составляются 1 раз в год по форме, приведенной на рисунке 2, и хранятся у руководителей подразделений.

ГРАФИК ПРОВЕРКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Наименование подразделения_______________________

№ п/п Наименование СИ Дата последней проверки Дата следующей проверки

Руководитель подразделения _____________________________________________

подпись, дата, инициалы, фамилия

Рисунок 2 - Форма «График проверки средств измерения образовательного назначения»

Копии графиков предаются в группу метрологического мониторинга Управления системой качества университета.

Заключение

Разработка процедуры мониторинга СИ образовательного назначения - проблема всех технических ВУЗов: в Вятском и Самарском университетах функционируют метрологические службы, но отсутствуют

конкретные нормативные документы по мониторингу СИ образовательного назначения.

Пензенским государственным университетом разработан стандарт, в котором отражена схема процедуры мониторинга СИ образовательного назначения и, что самое главное, обозначена необходимость наличия в ВУЗе четкой, реализуемой и работоспособной процедуры мониторинга.

Целесообразно вузам уделить этой проблеме большее внимание и объединиться в вопросе разработки общероссийского стандарта по процедуре мониторинга СИ образовательного назначения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный сайт Вятского государственного университета http://vgu.ru/

2. Официальный сайт Самарского государственного аэрокосмического университета

http://www.ssau.ru/

3. Стандарт Пензенского государственного университета СТУ 151.0.15.1 - 2007 «Управление средствами мониторинга и измерений»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.