Научная статья на тему 'Методы взаимодействия с людьми в зависимости от их типов личности, определенных по методике Олдхэма-Морриса'

Методы взаимодействия с людьми в зависимости от их типов личности, определенных по методике Олдхэма-Морриса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
572
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕТОДИКА ОЛДХЭМА-МОРРИСА / ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамедова Л.В.

Каждый человек это неповторимый, сложный, отдельный мир с собственными психологическими особенностями, характером. В данной статье представлены результаты анализа психологической литературы по теме исследования. В статье описываются методы взаимодействия необходимо применять при выстраивании коммуникации с различными типами личности, определёнными согласно методике Олдхэма-Морриса, для достижения необходимой цели общения, вовлечения оппонента в процесс, выстраивания крепкой поведенческой кооперации, взаимовыгодных и стабильных межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы взаимодействия с людьми в зависимости от их типов личности, определенных по методике Олдхэма-Морриса»

Методы взаимодействия с людьми в зависимости от их типов личности, определенных по методике Олдхэма-Морриса

Мамедова Лариса Викторовна,

канд. пед. наук, завкафедрой ПиМНО ТИ (Ф) СВФУ (г. Нерюн-гри), larisamamedova@yandex.ru

Каждый человек — это неповторимый, сложный, отдельный мир с собственными психологическими особенностями, характером. В данной статье представлены результаты анализа психологической литературы по теме исследования. В статье описываются методы взаимодействия необходимо применять при выстраивании коммуникации с различными типами личности, определёнными согласно методике Олдхэма-Морриса, для достижения необходимой цели общения, вовлечения оппонента в процесс, выстраивания крепкой поведенческой кооперации, взаимовыгодных и стабильных межличностных отношений.

Ключевые слова: личность, взаимодействие, методика Олдхэ-ма-Морриса, типы личности.

Каждый человек вне зависимости от его воз-растаявляется сложным отдельным миром, внутреннее наполнение которого обусловлено различным набором психологических свойств личности данного индивидуума, оказывающих влияние на его образ мышления, поступки, деятельность, как по отношению к самому себе, так и к окружающему его социуму.

Личность является многогранной и развивающейся, ее структура состоит из множества компонентов - эмоций, волевых качеств, характера, способностей и т.д., возможных к уровневой классификации:

• «низший уровень личности - свойства психики в зависимости от пола, возраста, врожденных качеств;

• второй уровень личности - персональные особенности мышления, возможности памяти, восприятия, способности, зависящие от врожденных факторов и от их развития;

• третий уровень личности -персональный опыт, содержащий приобретенные знания, умения, привычки, навыки;

• высший уровень личности -наиболее социальный уровень, формирующийся в зависимости от воспитания, включающий склонности, интересы, взгляды, особенности мировоззрения, самооценку, иные особенности характера» [1].

Существует обширное разнообразие теорий изучения личности, каждая из которых уникальна и ценна, позволяющих как составить автопортрет собственной для изучения и развития индивида, так и проанализировать оппонентов и целые группы.

В различных подходах к изучению личности ее виды, согласно психологических атрибутов и характеристик, могут быть подразделены на типы. Используя понимание психологических характеристик того или иного типа личности, возможно более эффективным образом выстраивать коммуникацию с оппонентом, партнером, иным субъектом социума в виду применения определенных, наиболее подходящих методов взаимодействия.

Методика определения типа личности Олдхэ-ма-Морриса разработана в 1994 г. Дж. Олдхэмом и Л. Моррисом на основе DSM-IV (Diagnosticand Static Manual ofAmericanPsychiatryassociation, Fourthedition - Диагностическое и статистическое руководство Американской психиатрической ассо-

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

0

сч

01 г

циации, четвёртая редакция) и частично DSM-Ш-R [2]. Данная методика представляет в оригинале опросник из 107 пунктов, на каждый из которых могут быть даны три варианта ответов. Пункты распределяются по 14ти шкалам, отражающим 14 типов личностных расстройств. Методика позволяет построить автопортрет личности, которой могут быть присущи черты из различных 14-ти типов личности, выделенных авторами, интерпретировать его, определить доминирующиетипы, либо недостающие, понять связь между присущими типами личности, выявить скрытые возможности личности для последующего развития, идентифицировать ключевые области и сферы для наиболее полезного существования в жизни, выявить способы эффективной коммуникации и взаимодействия.

Далее рассмотрим методы взаимодействия с людьми четырнадцати выделенных авторами типов личности в отдельности.

Обладатели добросовестного типа лично-сти»[3] организованны, высоко моральны, преданны людям и выполняемой работе. Слабые стороны личности данного типа - значительнаяподвер-женность стрессам, неспособность достаточно расслабляться. Методы эффективной коммуникации с ними:

1) относитесь с юмором и терпением, избегая упреков;

2) проявляйте гибкость;

3) вместо ожидания изменений личности проявляйте инициативу;

4) не ожидайте комплиментов;

5) избегайте споров и конфронтации, выслушивайте и давайте возможность выигрывать;

6) цените обеспеченную Вам безопасность и стабильность.

Самоуверенный тип личности [3] характеризуется лидерством, высокой степенью самосознания, целеустремлённостью, способностью вовлекать других в решение задач. Слабые стороны личности данного типа -неспособность спокойно воспринимать критику. Методы успешного взаимодействия:

1) указывайте, что он - «номер один»;

2) цените проявленное к Вам внимание;

3) избегайте принесения собственного самоуважения в жертву;

4) не делайте поспешных выводов;

5) ставьте в известность о Вашем отношении ко всему;

6) откажитесь от критики и упреков.

Представители преданного типа личностило-

яльны, зависимы от коллектива, команды, нуждаются в лидере. Слабые стороны личности - чрезмерная подверженность напряженности в виду нестабильности ситуаций, в виду чего могут впадать в депрессии и обладать повышенной тревожностью. Методы эффективной коммуникации:

1) принимайте помощь с благодарностью и без чувства вины;

2) будьте внимательны, проявляйте инициативу в оказании помощи;

3) избегайте чрезмерной критики;

4) давайте необходимые обещания;

5) не воспринимайте высказанное мнение, как рациональное.

Люди, обладающие драматическим типом личности, душевны, имеют способность превращать любые ситуации в искусство, остроумны. Слабая сторона личности - неспособность контролировать эмоции, что делает общение чрезвычайно бурным. Методы успешного взаимодействия:

1) давайте эмоциональную свободу и наслаждайтесь проявлениями личности;

2) реагируйте на успехи, хвалите;

3) не пренебрегайте проявлением привязанности;

4) относитесь с пониманием к неспособности справляться с обязанностями;

5) избегайте проявления недовольства;

6) откажитесь от ревности.

У представителей бдительного типа личности в характере преобладает автономность, способность к исключительной наблюдательности, выявлению лжи, попыток искажения фактов, замечать нетипичность ситуаций. Слабые черты личности - необходимость постоянного контроля над ситуацией, что приводит к постоянному стрессу и напряжению. Методы эффективной коммуникации:

1) настойчиво пытайтесь узнать человека;

2) не делайте поспешных выводов;

3) избегайте борьбы за первенство и конкуренции, дайте возможность чувствовать самостоятельность;

4) описывайте, что чувствуете без критики и обвинений;

5) избегайте персонифицированных шуток;

6) в случае наличия неуверенности, разубедите и заверьте в собственной честности;

7) помните о длительной обидчивости личности.

Люди с чувствительным типом личности-

приверженцы безопасной «домашней» среды, обладают исследовательской любознательностью, свободомыслием и развитым воображением. Слабые стороны личности - неспособны спокойно воспринимать критику, боязнь неизвестного, тревожность. Методы успешного взаимодействия:

1) дорожите близостью и верностью;

2) принимайте недостатки с пониманием;

3) не заставляйте и не вынуждайте делать нежелаемое;

4) будьте готовы к компромиссам;

5) помогайте преодолевать неизвестное;

6) распознавайте признаки неискренности при попытках корректного сокрытия реальных причин;

7) не принимайте поспешных решений.

Праздный тип личности характеризуется ценностью личной свободы, самостоятельным рас-ставлением приоритетов в зависимости от собственных желаний. Слабые стороны личности -подозрительность к проявлению власти, боязнь быть эксплуатируемыми. Методы эффективной коммуникации:

1) не пытайтесь изменить личность, принимайте человека таким, какой есть;

2) проявляйте понимание к высказываемой точке зрения;

3) будьте реалистичными в ожиданиях;

4) рассказывайте о собственных желаниях;

5) относитесь к ситуациям с легкостью;

6) замечайте и спрашивайте о причинах ухудшения настроения;

7) разделяйте удовольствия и пристрастия;

8) проявляйте заботу и внимание.

Люди с авантюрным типом личности обладают повышенной степенью риска, нуждаются в адреналине, приключениях и восхищенных состояния. Слабая сторона личности - более других подверженность неудачам из-за неспособности оценить риски. Методы эффективного взаимодействия:

1) забавляйтесь и не относитесь слишком серьезно:

2) проявляйте гибкость, не пытайтесь изменить личность;

3) предоставляйте свободу;

4) проявляйте ответственность;

5) помогайте придерживаться рамок и меры;

6) не ожидайте эмоциональной поддержки, будьте самостоятельны;

7) поддерживайте эксперименты, провоцируйте интерес.

Представители идеосинкратического типа

личности чрезвычайно отличны от других - фантазеры, мистификаторы, отличаются эксцентричностью, могут быть гениальны. Слабая сторона личности - постоянная неуверенность и сомнения. Методы успешного взаимодействия:

1) дорожите уникальностью личности;

2) обсуждайте Ваши взгляды и разногласия;

3) расширяйте Ваши интересы;

4) проявляйте эмоциональную поддержку;

5) берите ответственность за выполнение повседневных обязанностей.

Тип личности отшельник характеризуется независимостью от социума, самостоятельностью, наблюдательностью. Слабая сторона личности -неспособность испытывать и проявлять чувства. Методы успешного взаимодействия:

1) давайте свободу;

2) не стремитесь заполнять тишину, она необходима;

3) цените сам факт присутствия человека;

4) предоставляйте достаточное количество времени человеку, для посвящения его себе, обеспечьте себя на данный период времени иным занятием;

5) придерживайтесь логики, не эмоций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Люди с деятельным типом личности крайне активны и находятся в постоянном поиске впечатлений и новизны, чрезвычайно переменчивы в настроении. Слабые стороны личности - тревожность, неуверенность, стремление к саморазрушению, несдержанность, активность на грани срыва. Методы эффективной коммуникации:

1) держите себя на высоте для возможности идеализации Вас;

2) относитесь спокойно к резким перепадам настроения;

3) заявляйте открыто о Вашем отношении к выражению бурных реакций;

4) возьмите на себя повседневные обязанности;

5) проявляйте свое доброе отношение, ответственность и преданность.

Представители альтруистического типа личности ставят потребности других выше собственных, живут для общества и родных, что приносит им удовлетворение. Слабые стороны личности -неспособность должно расслабиться, принимать помощь, боязнь оценки окружающими. Методы успешного взаимодействия:

1) замечайте проявленные усилия и хвалите достижения;

2) выстраивайте отношения на основе взаимообмена;

3) избегайте проявления чрезмерного внимания, принимайте заботу;

4) не используйте в достижении собственных выгод;

5) объясняйте собственные желания.

Агрессивный тип личности характеризуется

стремлением к лидерству, расположенностью к конкуренции, принятием и не боязнью ответственности, мощной силой духа. Слабые стороны личности - боязнь неудач и поражений, неспособность остановиться в борьбе за власть. Методы эффективной коммуникации:

1) мягко подчиняйтесь власти и принимайте ее, не выказывайте сопротивления;

2) избегайте конкуренции, не демонстрируйте силу и кажитесь слабее;

3) определите точные границы своей роли;

4) дорожите самоуважением, не показывайте уязвленности;

5) не требуйте признания вины;

6) апеллируйте фактами, не чувствами;

7) не стремитесь демонстрировать чувства;

8) избегайте тем, способствующих агрессивной реакции.

Люди, обладающие серьезным типом личности, - реалисты, не стремятся к лучшему, не идеализируют окружающий мир и людей, приспосабливаются к обстоятельствам лучше, чем все остальные. Слабые стороны личности - неспособность выдерживать давление, неприятие требований развития и изменений. Методы успешной коммуникации:

1) не старайтесь изменить личность;

2) замечайте положительные стороны самостоятельно;

3) избегайте влияния на Ваше настроение;

4) относитесь с пониманием к тому, что Ваши эмоции не находят отклика;

5) хвалите и делайте комплименты;

6) принимайте критику, как не относящуюся к Вашей личности;

7) не делайте поспешных выводов;

8) проявляйте инициативу во всех аспектах жизни.

о о и и т

г

т

О т э т Д А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

Полезное применение методики Олдхэма-Морриса чрезвычайно широко. Так, построение портрета личности, выявление ее доминирующего типа позволяет определить сильные и слабые психологические стороны человека, выбрать методы построения эффективного взаимодействия для установления доброжелательных, взаимовыгодных и доверительных отношений, избежать недопустимых ошибок в выстраивании коммуникации. Методика Олдхэма-Морисса используется в практической психологии, менеджменте и ре-крутменте, при оценке и необходимости повышения эффективности персонала.

Понимание того, какие методы взаимодействия необходимо выбирать при коммуникации с различными типами личности способно обеспечить более быстрое достижение необходимой цели, вовлечение оппонента в процесс, выстраивание крепкой поведенческой кооперации, взаимовыгодных и стабильных межличностных отношений, корректировку или исправление существующей модели общения, принятие и понимание личностных различий.

Литература

1. Ногалес К., Буянов Е. Урок 3. Личность в психологии. Режим доступа: https://4brain.rU/psy/psihologija-lichnosti.php#1

2. Методика определения типа личности и вероятности личностных расстройств. Режим доступа:

http://psylab.info/Методика_определения_типа_лич ности_и_вероятности_личностных_расстройств

3. Олдхэм Дж., Моррис Л. Узнай себя. Автопортрет Вашей личности / М.: «Вече», 2007. - 185 с.

Methods of cooperation with people depending on their types of personality, defined by Oldhem-Morris method

Mamedova L.V.

North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova

Each person is a unique, complex, separate world with its own psychological characteristics and character. This article presents the results of the analysis of psychological literature on the research topic. The article describes the methods of interaction must be used when building communication with various types of personality, determined according to the Oldham-Morris method, to achieve the necessary goal of communication, to involve the opponent in the process, to build strong behavioral cooperation, mutually beneficial and stable interpersonal relations.

Key words: personality, interaction, Oldham-Morris method, personality types.

References

1. Nogales K., Buyanov E. Lesson 3. Personality in psychology. Access mode: https://4brain.ru/psy/psihologija-lichnosti.php#1

2. The method of determining the type of personality and the likelihood of personality disorders. Access mode: http://psylab.info/Method_Defining_Type_Personality_and_Prob ability_Personal_Disortions

3. Oldham J., Morris L. Get to know yourself. Self-portrait of your

personality / M .: Veche, 2007. - 185 p.

о

СЧ

in

SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.