Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ'

МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1684
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / UPBRINGING / EDUCATIONAL PROCESS / STUDENT / TEACHER / METHODS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Быстрова Наталья Васильевна, Юдакова Ольга Владимировна

В статье анализируется методы воспитательной работы. Воспитание представляет собой целенаправленный процесс подготовки человека к жизни в данном и будущем обществе, а также обеспечение роста и совершенствования его нравственных и творческих знаний и навыков. Среди всех видов деятельности должностных лиц образовательных организаций, воспитательная работа является одной из основных. Воспитательная работа проводится совместно с учебной, научной и методической работой. Методы воспитания относятся к основным инструментам, с помощью которых возможно успешное осуществление воспитательной деятельности. Авторы в статье выделяют следующие методы воспитательной работы: методы воздействия на интеллектуальную сферу, методы воздействия на мотивационную сферу, методы воздействия на эмоциональную сферу, методы воздействия на волевую сферу, методы воздействия на сферу саморегуляции, методы воздействия на предметно-практическую сферу, методы воздействия на экзистенциальную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Быстрова Наталья Васильевна, Юдакова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK METHODS

The article analyzes the methods of educational work. Education is a focused process of preparing a person for life in this and future society, as well as ensuring the growth and improvement of his moral and creative knowledge and skills. Educational work is one of the main among all types of activities of officials of educational organizations. Educational work is carried out in conjunction with educational, scientific and methodological work. Methods of education relate to the main tools with which the successful implementation of educational activities is possible. The authors distinguish the following methods of educational work in the article: methods of influencing the intellectual sphere, methods of influencing the motivational sphere, methods of influencing the emotional sphere, methods of influencing the volitional sphere, methods of influencing the sphere of self-regulation, methods of influencing the subject-practical sphere, methods of influencing existential sphere.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

10. Калуцков, В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения: Учебное пособие. М.: Изд. Моск. гос. ун-та, 2000. - 94 с.

11. Кочуров Б.И. Эффективность и культура природопользования: монография / Б.И. Кочуров,

B.А. Лобковский, А.Я. Смирнов.М.: РУСАЙНС, 2018. 162 с.

12. Куражковский Ю.Н. Основы природопользования. - М.: Мысль, 1969. - 272 с.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

14. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века // Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). С. 6.

15. Моисеев Н.Н. Экология и образование / Н.Н. Моисеев. - М.: ЮНИСА, 1996. - 192 с.

16. Панов В.И. Психологические аспекты экологического образования // Педагогика.-2015. - № 5. -

C. 59-69.

17. Петровский В.А. «Субъектность» в пространстве культуры и наяву // Мир психологии. - 2015. - № 3 (83). - С. 14-38

18. Письмо Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников государственных и муниципальных школ РФ во внеурочной деятельности» Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/7193 8994/

19. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: монография / под. ред. Н.Н. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой. - Н. Новгород: ООО «Кириллица», ООО «Благовест», 2019. - 220 с.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Электронный ресурс. Режим доступа: file:///D:/Downloads/fgos_ru_osnov.pdf.pdf.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель, кандидат педагогических наук Юдакова Ольга Владимировна Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский автомеханический техникум» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация. В статье анализируется методы воспитательной работы. Воспитание представляет собой целенаправленный процесс подготовки человека к жизни в данном и будущем обществе, а также обеспечение роста и совершенствования его нравственных и творческих знаний и навыков. Среди всех видов деятельности должностных лиц образовательных организаций, воспитательная работа является одной из основных. Воспитательная работа проводится совместно с учебной, научной и методической работой. Методы воспитания относятся к основным инструментам, с помощью которых возможно успешное осуществление воспитательной деятельности. Авторы в статье выделяют следующие методы воспитательной работы: методы воздействия на интеллектуальную сферу, методы воздействия на мотивационную сферу, методы воздействия на эмоциональную сферу, методы воздействия на волевую сферу, методы воздействия на сферу саморегуляции, методы воздействия на предметно-практическую сферу, методы воздействия на экзистенциальную сферу.

Ключевые слова: воспитание, воспитательный процесс, обучающийся, преподаватель, методы воспитания.

Annotation. The article analyzes the methods of educational work. Education is a focused process of preparing a person for life in this and future society, as well as ensuring the growth and improvement of his moral and creative knowledge and skills. Educational work is one of the main among all types of activities of officials of educational organizations. Educational work is carried out in conjunction with educational, scientific and methodological work. Methods of education relate to the main tools with which the successful implementation of educational activities is possible. The authors distinguish the following methods of educational work in the article: methods of influencing the intellectual sphere, methods of influencing the motivational sphere, methods of influencing the emotional sphere, methods of influencing the volitional sphere, methods of influencing the sphere of self-regulation, methods of influencing the subject-practical sphere, methods of influencing existential sphere.

Keywords: upbringing, educational process, student, teacher, methods of education.

Введение. Воспитание представляет собой целенаправленный процесс подготовки человека к жизни в данном и будущем обществе, а также обеспечение роста и совершенствования его нравственных и творческих знаний и навыков. Воспитательный процесс является частью сложного процесса формирования личности. Он объединяет в себе как обучение и воспитание в образовательных учреждениях, так и воспитание в семье, и влияние окружающего социального мира на личность. Проблема воспитания является актуальной и часто обсуждаемой в современном педагогическом обществе. Она остается одной из самых непостоянных и неразработанных в теоретическом плане педагогических проблем, несмотря на то, что материалы о воспитании достаточно часто встречаются в учебниках и пособиях по педагогике. Безусловно, актуальность данной проблемы обусловлена быстрыми темпами развития современной жизни и общества. Вместе с тем, воспитание является одним из важнейших средств и условий существования общества в целом [1, 2].

Изложение основного материала статьи. Понятие воспитания возникло значительно раньше, чем наука педагогика, изучающая его, а авторы, изучающие проблему воспитания, единогласны в том, что воспитание является социальной функцией, присущей сугубо человеческому обществу. Термин «воспитание» не имеет общепринятого определения, вследствие чего трактуется по-разному.

Для того, чтобы выявить обобщенное понятие, обратимся к трактовкам различных авторов. Как было сказано ранее, процесс воспитания имел разный характер на протяжении развития человечества. Так, изначально в воспитание вкладывалась простейшая трактовка - это было взращивание человека, изначально не способного к жизни. Так, еще в XXVIII веке И. Кантом было отмечено, что человек может стать человеком через его воспитание. Человек - это то, что из него делает воспитание. «Под воспитанием мы понимаем уход (попечение, содержание), дисциплину (выдержку) и обучение вместе с образованием» [4, С. 445], а В.И. Даль в своем словаре отметил, что «воспитывать в низшем знач. вскармливать, возращать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем знач. научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно» [3, С. 126].

Однако, чем сильнее развивалось образование, тем более сложным открывалось понятие воспитание для педагогов. «В 1806 г. слово «воспитание» как особое педагогическое понятие было включено в словарь Российской академии. Однако вплоть до середины 19 века оно ассоциировалось с понятием «образование» и фактически являлось синонимом» [8, С. 6]. Мудрик А.В. считает, что «от эпохи Платона до наших дней воспитание — предмет (или объект, если кому-то так больше нравится) внимания и все более разностороннего изучения, в первую очередь, педагогики, но также и других человековедческих и обществоведческих отраслей знания» [6, С. 124]. Таким образом, можно считать, что воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека, обусловленный обучением и развитием этого человека. Из этого следует, что основной целью воспитания является формирование личности, а результатом воспитания является личность.

Воспитание - процесс двусторонний, он предполагает и воздействие на личность посредством организации и руководства, и собственную активность личности. Однако, ведущая роль принадлежит педагогу. Воспитание - это целенаправленный процесс развития личности. Воспитание представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов и, зная основные факторы, влияющие на развитие личности, легко построить путь к её совершенствованию.

Исследованием процесса воспитания занимались A.B. Беляев, О.С. Газман, А.В. Мудрик, Ю.П. Сокольников (основы воспитания в педагогическом процессе), А.С. Макаренко, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов (изучение целостности воспитательного процесса), А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова (общечеловеческие ценности и гуманистический подход к воспитанию).

Среди всех видов деятельности должностных лиц образовательных организаций, воспитательная работа является одной из основных. Воспитательная работа проводится совместно с учебной, научной и методической работой.

Методы воспитания относятся к основным инструментам, с помощью которых возможно успешное осуществление воспитательной деятельности. Они являются механизмом успешного профессионального взаимодействия между преподавателем и обучающимися. Прежде чем приступать к изучению и выбору того или иного метода, необходимо понять, какие из них будут актуальны в современном обществе. Если совсем недавно, в XX в., смысл воспитательной деятельности заключался в прививании коллективистских идей, то на данном этапе развития человечества всё больший акцент устремляется на личность человека и её развитие. Первостепенной становится проблема актуализации личности обучающегося в обществе и её способность к самостоятельному решению проблем и самообразованию, которая постепенно вытесняет главную роль вопроса о том, как привить обучающемуся знания.

Исходя из этого, строятся и методы воспитания, направленные на то, чтобы в процессе воспитательной работы научить личность продуктивно взаимодействовать в социуме с другими личностями. Нельзя оставить без внимания и личность преподавателя, направляющего и обучающего, которая должна быть развита духовно, творчески и интеллектуально. Особенность этого процесса описывает Орлова Т.В. считает, что «процесс формирования индивидуальности у обучающихся возможен только в результате активной деятельности самого обучающегося в решения проблемной ситуации, когда учитель становится консультантом и умело направляет деятельность обучающегося» [7].

Рожков М.И. и Байбородова Л.В. утверждают, что воздействия преподавателя, направленные на воспитание обучающегося, способны вызвать действия обучающегося, которые направлены на самовоспитание. Поэтому, можно сказать, что методы воспитания бинарны. Они предполагают выделение пар методов «воспитания-самовоспитания».

Любой метод воспитания и самовоспитания оказывают влияние на различные сферы жизни, поэтому так важно понимать их суть и уметь выбирать соответствующие задачам методы воспитания для их решения. Рассмотрим их классификацию по способам воздействия на различные сферы жизни.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу: убеждение и самоубеждение. При использовании этого метода преподаватель должен обладать умением разумно доказать используемые понятия и оценки суждений, а также навыком логически подводить рассуждения учеников к тому, что хочет донести до них. Важно заметить, что в трудных случаях воспитания, когда сознание подростков заблокировано, создавшимися отрицательными установками к любому виду воспитательного влияния, педагогический эффект даёт включение в систему взаимодействующих методов убеждения. Таким образом, мы подходим к тому, что с методом убеждения очень тесно связано самоубеждение обучающихся, формирующееся в ходе дискуссий - оценивая полученную информацию, они либо соглашаются с ней, либо корректируют свои представления, и в поиске решения проблемы учатся самостоятельно делать доводы и формировать у себя комплекс знаний.

Методы воздействия на мотивационную сферу: поощрение и наказание. Эти методы оказывают стимулирующее воздействие путем возникновения позитивных или отрицательных эмоции и формируют побуждения к активной жизнедеятельности учащихся. К поощрению относятся похвала, награждение, а также возможное наделение поощряемого особыми правами. Оно должно быть следствием поступка учащегося и не должно противопоставляться остальным участникам воспитательного процесса. В случае с наказанием могут использоваться ограничения, дополнительные работы, а также осуждение. Однако работать

с данными методами стоит предельно аккуратно, ведь чем чаще они применяются, тем больше они нам нужны в дальнейшем.

Методы воздействия на эмоциональную сферу: внушение и приемы аттракции. Эти методы, прежде всего, направлены на воздействие преподавателем на ум и волю обучающихся через их чувства. Преподаватель создает эмоционально-значимую ситуацию, воздействуя на чувства обучающегося. К примеру, он внушает обучающему, как хорош человек, когда соблюдает правила этикета, создавая этим определенную установку. В случае с внушением перед преподавателем не стоит задача вызвать у обучающегося размышления, он осуществляет прямое внушение с целью вызвать повиновение. Путем аттракции преподаватель создает между ним и участниками воспитательного процесса обстановку взаимного интереса друг к другу и располагает обучающихся к себе. Одни из основных приемов аттракции - обращение к обучающемуся по имени, улыбка, употребление комплементов в общении. Аттракция может применяться на различных уровнях межличностных контактов. Кроме того, она может быть основой формирования глубоких межличностных отношений, в частности, дружбы между людьми.

Методы воздействия на волевую сферу: требования и упражнения. Методы, направленные на развитие у обучающихся уверенности, настойчивости, лидерства, инициативы. Выделяются требования прямые и косвенные. Прямые требования не терпят иных формулировок, от обучающихся требуется четкое и строгое следование поставленной задачи. Косвенное требование характеризуется более мягкой формой подачи. Это могут быть советы, просьбы, намеки, одобрения. В хорошо организованном коллективе требование-просьба является одной из самых результативных форм требований, поскольку строится на сотрудничестве преподавателя и обучающегося.

Методы воздействия на сферу саморегуляции: коррекция и саморегуляция. Для реализации метода необходимо создание ситуации, при которой обучающийся может поменять свои убеждения, поведение, отношение к людям. Метод коррекции поведения позволяет обучающемуся самому корректировать своё поведение и реакцию на ту или иную ситуацию, опираясь на идеал, с которым педагог сопоставляет обучающегося.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу: воспитывающие ситуации. Те ситуации, в которых обучающийся должен сделать выбор или решить какую-либо проблему. Задача преподавателя состоит в умышленном создании такой ситуации. Это может быть проблема духовного и нравственного выбора, выбора деятельности, социальной роли и др.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу (сферу существования человека) - при выборе данного метода рекомендуется использование дилемм Л. Кельберга. Перед обучающимся стоит задача сделать доводы «за» и «против» смоделированной ситуации. Метод позволяет оценить ценностные ориентиры обучающегося и понять его суждения. Важно учесть, что «условием определения стадии развития индивида является оценка его одиночных моральных суждений, а не предполагаемое соответствие человека «должному» моральному или когнитивному уровню» [5, С. 80].

Выбор методов воспитания не может осуществляться вслепую и необдуманно. Ошибившись в выборе метода, преподаватель рискует не только оказаться неспособным донести необходимую информацию, но и вызвать у обучающихся негативное отношение как к тому, что пытался донести им педагог, так и к самому педагогу. Для того, чтобы осуществить и выбрать правильный и обоснованный метод, необходимо знать как минимум цель, содержание и принципы воспитания, а также задачи и условия, которые необходимо решить в его процессе. Оценить результаты воспитательной работы и уровень сформированности мировоззрения можно по таким показателям как готовность обучаемого реализовывать и претворять в жизнь моральные и духовные ценности и следование им, анализ его реакций на различные случаи в обществе, а также осознанное отношение к изучаемой информации.

Выводы. В ходе непрерывного развития образовательной системы человечество пришло к тому, что на современном этапе развития мы имеем материалы для педагогов, которые позволяют выстроить воспитательный процесс таким образом, чтобы наиболее эффективно взаимодействовать с обучающимися, развивать у них мышление, интерес к познавательной деятельности, формировать собственное мнение в ходе беседы и иных форм общения, умение использовать полученные знания в жизни.

Литература:

1. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Уракова Е.А., Госельбах О.И. Особенности психологического благополучия обучающихся в образовательной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 26-31.

2. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Емелина А.В., Сундеева М.О. Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 25-28.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под. ред. Л.В. Беловинского - М.: ОЛМА ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004. - 700 с.

4. Кант И. О педагогике. - М.: 1980. - стр. 445.

5. Коваленко А.И. Обзор основных идей когнитивной теории морального развития Лоренса Кольберга // Скиф. 2017. №16. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/obzor-osnovnyh-idey-kogmtivnoy-teorii-moralnogo-razvitiya-lorensa-kolberga (дата обращения: 20.05.2020).

6. Мудрик А.В. Социальная психология воспитания (краткая экспликация и субъективные заметки) // Сибирский педагогический журнал. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-psihologiya-vospitaniya-kratkaya-eksplikatsiya-i-subektivnye-zametki (дата обращения: 20.05.2020).

7. Орлова Т.В. Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3070/ (дата обращения: 20.05.2020).

8. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 520 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.