Научная статья на тему 'МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА'

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
697
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ПЕРСОНАЛ / КОЛЛЕКТИВ / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысенко Антон Игоревич

Статья посвящена рассмотрению методов управления в организации. Автор отмечает, что неграмотный подход к управлению в организации негативно влияют не только на экономическую составляющую предприятия, но и на межличностные отношения, разрушая при этом социально-психологический климат в коллективе. В условиях перехода российского общества на совершенно иные механизмы экономической деятельности, привело к формированию нового типа руководителя. Рыночные отношения поставили предприятия в новые отношения с работниками, меняются отношения между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри предприятия. Не умение управлять организацией и находить оптимальные пути решения негативно сказываются на всем коллективе. За счет профессиональной работы руководителя создается благоприятный микроклимат в организации, работоспособная атмосфера в коллективе, где каждый будет работать на максимальный результат. Стратегически побеждает только та организация, в которой работа организованна на профессиональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT METHODS IN THE ORGANIZATION: CONCEPT, CLASSIFICATION, CHARACTERISTICS

The article is devoted to the consideration of management methods in the organization. The author notes that an illiterate approach to management in an organization negatively affects not only the economic component of the enterprise, but also interpersonal relationships, while destroying the socio-psychological climate in the team. In the conditions of the transition of Russian society to completely different mechanisms of economic activity, led to the formation of a new type of leader. Market relations have put enterprises in a new relationship with employees, the relationship between managers and subordinates is changing, between all employees within the enterprise. Not being able to manage an organization and find optimal solutions negatively affects the entire team. Due to the professional work of the head, a favorable microclimate is created in the organization, a workable atmosphere in the team, where everyone will work for maximum results. Strategically, only the organization in which the work is organized at a professional level wins.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА»

Методы управления в организации: понятие, классификация, характеристика Management methods in the organization: concept, classification, characteristics

Лысенко Антон Игоревич

Аспирант ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»

Россия, г. Самара e-mail: secobr@sseu.ru

Lysenko Anton Igorevich

Postgraduate student of the Samara State University of Economics

Russia, Samara e-mail: secobr@sseu.ru

Научный руководитель: Ургалкин Юрий Алексеевич

д.филос.н., профессор

ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»

Россия, г. Самара

Scientific adviser: Urgalkin Yuri Alekseevich

Doctor of Philosophy, Professor of the Samara State University of Economics

Russia, Samara

Аннотация.

Статья посвящена рассмотрению методов управления в организации. Автор отмечает, что неграмотный подход к управлению в организации негативно влияют не только на экономическую составляющую предприятия, но и на межличностные отношения, разрушая при этом социально-психологический климат в коллективе. В условиях перехода российского общества на совершенно иные механизмы экономической деятельности, привело к формированию нового типа руководителя. Рыночные отношения поставили предприятия в новые отношения с работниками, меняются отношения между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри предприятия. Не умение управлять организацией и находить оптимальные пути решения негативно сказываются на всем коллективе. За счет профессиональной работы руководителя создается благоприятный микроклимат в организации, работоспособная атмосфера в коллективе, где каждый будет работать на максимальный результат. Стратегически побеждает только та организация, в которой работа организованна на профессиональном уровне.

Annotation.

The article is devoted to the consideration of management methods in the organization. The author notes that an illiterate approach to management in an organization negatively affects not only the economic component of the enterprise, but also interpersonal relationships, while destroying the socio-psychological climate in the team. In the conditions of the transition of Russian society to completely different mechanisms of economic activity, led to the formation of a new type of leader. Market relations have put enterprises in a new relationship with employees, the relationship between managers and subordinates is changing, between all employees within the enterprise. Not being able to manage an organization and find optimal solutions negatively affects the entire team. Due to the professional work of the head, a favorable microclimate is created in the organization, a workable atmosphere in the team, where everyone will work for maximum results. Strategically, only the organization in which the work is organized at a professional level wins.

Ключевые слова: методы управления, организация, руководитель, персонал, коллектив, управление организацией, эффективное управление.

Key words: management methods, organization, manager, staff, team, organization management, effective management.

Методы управления - непосредственное воздействие на организацию и на сам коллектив в целом, для достижения поставленных целей.

Существует несколько видов метода управления: метод прямого воздействия, метод косвенного воздействия, формальный метод и неформальный метод. При помощи таких методов характеризуется результат

воздействия на управляемый объект. Метод прямого и косвенного воздействия тесно связанны между собой. Оба метода обеспечивают условия для достижения лучших результатов, тем самым демонстрируя стиль управления.

Система методов управления включает: экономические, административные, социально-психологические. Экономические методы управления - это воздействия, которые основаны на законе и действуют на экономические интересы объекта управления.

Выделяют несколько факторов:

1. Экономические факторы, которые влияют на внешнюю среду предприятия;

2. Система материального поощрения сотрудников, ответственность за качество и эффективность

работы.

3. Анализ основных показателей качества работы.

Главным методом управления здесь является стимулирование персонала, которое осуществляется посредством мотивации. Что в свою очередь повышает качество выполнения каждым сотрудником своих обязанностей. Достигается гармония в отношениях между личностью и обществом.

Экономическое стимулирование проявляется в следующих формах:

- образование системы оплаты труда, которое выражается в премиях, надбавках к заработной плате;

- участие работников в прибыли организации;

- обеспечение безопасности жизни сотрудника;

- повышение квалификации;

- предоставление льгот в оплате транспортных услуг;

- аренды жилья и детских учреждений;

- предоставление работнику различных льгот.

Также существуют и отрицательные стороны - штрафы и выговоры, снижение или снятие льгот.

К методам административного управления относятся: система законодательных актов страны и региона, система нормативно - методических документов организации.

Систему таких документов составляют утверждения, указания и аналогичные бумаги долгосрочного пользования, а кроме того, указы, постановления, предписания, одобренные управлением компании.

Социально-психологические методы управления предполагают применение социальных и психологических механизмов воздействия на отношения в трудовом коллективе. Главная особенность этого метода - это создание положительного морально -психологического настроения в коллективе. На результативность работы организации может влиять не только физическое, но и психическое, эмоциональное состояние работника.

Объектами социально-психологических процессов считаются индивидуальные качества сотрудников, а кроме того, их психологические черты. Рациональный подбор персонала, квалификация специалистов, оплата труда, атмосфера в коллективе, условия для работы.

Чтобы правильно управлять этими процессами нужно, разрабатывать нормы и правила в коллективе; анализировать и вести контроль социально-психологических процессов; разрабатывать мероприятия для создания благоприятного микроклимата в организации и работоспособной атмосферы; регулировать социально-психологические процессы.

Для обеспечения положительного морально-психологического климата в организации должны быть соблюдены конкретные условия:

- отсутствие давления руководителей на сотрудников;

- своевременное информирование членов коллектива о его задачах и состоянии дел;

- коллективная ответственность и двусторонняя требовательность;

- возлагать ответственность за положение дел в организации на всех участников коллектива в равной

мере;

- удовлетворенность своей работой;

- свобода выражения мнения при обсуждении вопросов, наличие доброжелательной и деловой критики;

- отсутствие затянувшихся, долгосрочных конфликтов в коллективе;

- высокая степень взаимопомощи.

В целях поддержания положительного морально-психологического климата в коллективе необходимо проявление определенного профессионализма со стороны руководителя. В данной ситуации используются следующие меры:

- аргументированный выбор сотрудников;

- переподготовка сотрудников;

- организация коллектива по психологической совместимости;

- выбор методов, которые способствуют взаимопониманию внутри коллектива.

Важно заметить, что классификация методов определяется их спецификой, методы, используемые в практической деятельности, применяются комплексно, не выделяясь и учитывая все сложившиеся факторы. Некоторые методы могут дополнять друг друга в определенных ситуациях, позволяя комплексно устанавливать влияние на объект. В результате менеджерам всех уровней необходимо уметь использовать комплекс методов управления, делая правильный выбор и применяя только те методы, которые являются самыми эффективными.

Для достижения поставленных целей встает необходимость воздействия на коллектив при помощи различных рычагов и стимулов. Рычаг управляющего воздействия - средство, применение которого дает возможность выполнять поставленные задачи. К примеру, для повышения производительности труда на предприятии, необходимо внедрять современное оборудование, создавать оптимальные условия труда. Добиться подобного результата возможно лишь при помощи морального и материального стимулирования труда коллектива.

В целях более эффективного управления сотрудниками и достижения оптимального решения в управленческих задачах руководителю необходимо иметь навыки разборчивости в характерах людей, знать основные типы работников.

Очевидно, что наиболее работоспособными членами коллектива являются «звезды», так как при высоком интеллектуальном потенциале они обладают еще и высокой работоспособностью. Но всегда ценны «рабочие лошадки», которые любят и умеют работать. В свою очередь, с «проблемными работниками» менеджеру приходится много работать, направляя их возможности в нужное русло и привлекая к высокой производительности труда. Что касается работников под условным названием «мертвая древесина», то с ними лучше расстаться.

На практике благодаря К. Леонгарду и А.Е. Личко сложились представления о характерах, которые ярко выражены. Это может быть применено на практике. Как было выявлено, половина сотрудников коллектива имеют яркие характеры. В некоторых случаях встречаются смешанные типы характеров. Всех остальных работников можно отнести к «среднему» типу. Для руководителя знание характеров сотрудников своего коллектива является крайне необходимым, поскольку это может помочь ему в правильной тактике управленческой деятельности, а в частности разрешении конфликтов и т.д.

Выделяют гиперактивный характер - человек, обладающий данным типом характера, старается обратить внимание на себя при помощи экзальтированного поведения, повышенной общительностью и наигранной

доброжелательностью. При внедрении такого сотрудника в новый коллектив наблюдается быстрое его знакомство с остальными сотрудниками и высокая коммуникабельность. О таких людях говорят: «Душа-человек». Зачастую у такого типа работников возникают проблемы, на работу времени нет из-за непрерывного общения с сотрудниками. Они опасаются испортить взаимоотношения с начальником, стараются быстро доделать незаконченную работу.

Иногда у таких работников может проявляться чрезмерный оптимизм, сотрудник способен предсказывать для себя большие должности. Плюсом подобного нрава считается постоянное отличное настроение, которое помогает ему обходить трудности. Работник-гипертим старается абсолютно всем доказать свою значимость, тем самым показывая высокую самооценку.

Аутистический характер (замкнутость) - сотрудники с данным типом характера малообщительны, на работе держатся официально, не показывают своих внутренних переживаний перед окружающими. Зачастую они бывают единоличниками. Если в выполняемой ими работе возникают трудности, то они стараются во всем разобраться самостоятельно. Руководитель должен знать, что работники с таким типом характера являются чрезвычайно чувствительными, легко травмируются, не раскрывают свой внутренний мир. Частые перемены настроения создают впечатление непоследовательности.

Но есть у такого типа сотрудников и положительные стороны -деликатность, не назойливость в общении, имеет определенные увлечения, соблюдает правила деловых взаимоотношений. Такие люди подчинены рассудку.

Лабильный характер - для таких работников важна психологическая обстановка в коллективе. Их настроение легко меняется от того, выслушали они похвалу или нарекание. Они могут даже отказаться от более высокооплачиваемой работу, если узнают, что начальник грубый и нетактичный человек. Люди с таким характером боятся конфликтов, любыми способами стараются огородить себя от контактов с резкими, конфликтными и недружелюбными сотрудниками. Для них присуще быстрая смена настроения вслед за обстоятельствами, малозаметное событие способно полностью изменить их эмоциональное состояние.

Демонстративный тип - люди с таким характером показывают себя незаменимыми и исполнительными сотрудниками. Основная черта демонстративного характера - способность вытеснять рациональный, критический взгляд на себя, они копирует других людей, всегда хотят выглядеть хорошими. Если же его не замечают, он начинает привлекать внимание к себе, разыгрывает сцены. В работе такие люди хорошо могут анализировать данные, воображать сценарии вероятного развития ситуаций. Замечают поведение людей и четко отвечают на них.

Руководить людьми не просто, нужно постоянно работать над собой и своим коллективом, разработка стратегии эффективного взаимодействия в нем и продолжительного и качественного сотрудничества всех работников. Руководителю необходимо знать все типы характеров работников и уметь найти к каждому из них свой индивидуальный подход, разработать отдельную тактику влияния на человека.

Существует множество методов и все они успешно применяются в управленческой деятельности. Не стоит забывать о том, что не существует точной формулы эффективного руководства, руководитель сам направляет коллектив в нужное русло и ведет его за собой, поддерживая в неудачах и радуясь победам. Только став частью своего коллектива можно рассчитывать на доверие и сплоченную работу в нем.

Список используемой литературы:

1. Бабосов Е. М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стереотип. -Мн.: ТетраСистемс, 2016. - 288 с.

2. Гориш А.В. Стиль и методы управления предприятием /А.В. Гориш, Д.В. Панов, С.А. Пономарев, А.Г. Дмитриенко //Экономика и экономические науки. - 2016. - №2. - С. 1-7.

3. Епифанова Н.Ш. Инструменты и методы эффективного менеджмента /Н.Ш Епифанова //Организация управления экономикой. - 2015. - №4. - С. 93100.

4. Ильин Г.Л. Социология и психология управления: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Л. Ильин. - 3 изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2017. - 192 с.

5. Тихонов А. В. Социология управления. Теоретические основы. - М.: Дело, 2016. - 198 с.

6. Фомичев А.Н. Исследование систем управления /А.Н. Фомичев. - М.: Эдиториал УРСС, 2017. - 426с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.