Влияние параметра 5 на снижение скорости ветра на улицах является наиболее ощутимым при точечной и 2-х-секционной застройке с разрывами в ряду в пределах 15-30 м.
Рис. 1 - Зависимость коэффициента снижения скорости воздушного потока над проезжей частью на высоте 1,5 м от доли разрывов между зданиями на линии застройки: 1 - при геометрическом параметре z = 1,3; 2 - 1,8; 3 - 2,3; 4 - 2,8; 5 - 3,8; 6 - 5,8.
Как следует из рисунка, влияние разрывов между зданиями на снижение скоростей ветра достигает максимума при 5 = 0,3 -0,5. Это можно объяснить появлением и постепенным увеличением количества хаотичных по направлениям, в том числе и встречных, горизонтальных вихрей мелкого масштаба у углов зданий по мере размыкания и повышения степени «перфорации» застройки в вертикальной проекции. Причем такая особенность более выражена при точечной и 2-х-секционной застройке с разрывами в ряду в пределах 15-30 м (кривые 2 и 3).
Влияние доли разрывов в застройке на падение скоростей ветра на улицах сглаживается по мере увеличения протяжённости самих зданий на линиях застройки. Немногочисленные открытые участки между ними уже незначительно влияют на деформацию ветра по скорости в уличном пространстве. Однако происходящее при этом уменьшение 5 от оптимальных значений по ветрозащитным свойствам до нуля сопровождается формированием между зданиями устойчивого вихря.
Признаки такого движения обнаруживаются при переходе от точечной застройки к 2-3-секционной фронтальной при разрывах 15 м, а также при ее уплотнении в ряду. Причем обратная циркуляция наиболее выражена при незначительных разрывах в застройке или их отсутствии. При таких условиях и ширине улицы до 3Н вихрь между зданиями является «предельно устойчивым» [3]. При принятии проектных решений следует иметь в виду, что такая планировочная ситуации может вызвать случаи опасного загрязнения, обусловленные замкнутой обратной циркуляцией примесей, стимулируемой стесненной фронтальной застройкой.
В то же время, по ходу кривых на рис.1 можно заключить, что по мере разуплотнения застройки в диапазоне значений 5 = 0,5 -1,0 и увеличения ширины каньона больше 10#, т.е. при z > 5,8 (кривая 6), ее влияние на скорость ветра в уличном пространстве практически нивелируется. Наиболее эффективно это происходит при использовании точечной застройки с достаточно большими разрывами (l р > 2 l 0). При таких условиях вихрь между зданиями разрушается, а связанная с ним опасность повышенного загрязнения воздуха ликвидируется.
Следовательно, воздействие зданий на улицах как трехмерных элементов на деформацию воздушного потока скорость ветра в данном случае следует учитывать, согласно (3), через частный коэффициент трансформации Т2 , отражающий влияние
макрошероховатости подстилающей поверхности в составе более сложных компоновок и массивов застройки в границах планировочных районов.
Литература
1. Серебровский Ф. Л.. Аэрация населенных мест . M.: Стройиздат. 1985. 172 с.
2. Балакин В.В. Результаты моделирования аэрационного режима городских дорог и улиц. Сборник «Транспортные системы Сибири».- Материалы Всероссийской научно-технической конференции с международным участием. Красноярск, 2003,с. , с.31-33.
3. Реттер Э.И. Архитектурно-строительная аэродинамика. М. : Стройиздат;1984. 294 с.
References
1. Serebrovskiy F. L. Aeratsiya naselyonnykh mest [Ventilation of residential territories]. Moscow: Stroyizdat. 1985. 172 p.
2. Balakin V. V. Data from modeling experiments for ventilation conditions in urban streets and roads. Transport systems of Siberia: proceedings of the All-Russia Scientific and Engineering Conference with International Guests. Krasnoyarsk, 2003. pp. 31-33
3. Retter E. I. Arkhitekturno-stroitel'naya aerodinamika [Architectural aerodynamics]. Moscow: Stroyizdat. 1984. 294 p.
Броневицкий С. П
кандидат технических наук
Коммунальная организация «Институт генерального плана города Киева»
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ В УКРАИНЕ
Аннотация
Рассматривается система управления строительным комплексом. Характеризуются основные недостатки системы управления. Выявлены методы регулирования деятельности строительного комплекса. Даются рекомендации относительно первоочередных задач развития регулятивной системы.
Ключевые слова: регулирование, строительный комплекс, генеральный план.
Bronevitskiy S.P.
Candidate of Technical Sciences, Municipal enterprise «Institute of the Master Development Plan of the City of Kyiv» METHODS OF MANAGEMENT OF CONSTRUCTION COMPLEX IN UKRAINE
40
Abstract
We consider a system control building complex. Characterized by major deficiencies in management. Identified methods of regulating the activity of the construction industry. Makes recommendations regarding the development priorities of the regulatory system.
Keywords: regulirovanie, building complex, General plan.
Постановка проблемы
В ХХ1 столетии в связи с острой недостаточностью ресурсов происходит интенсивный поиск новых моделей компактного города. Эти доминирующие факторы обусловливают необходимость изучения новых механизмов управления в сфере городского строительства. Экономия финансовых, материальных и энергетических ресурсов определяет необходимость инновационной стратегии управления строительным комплексом с формированием системы горизонтальных и вертикальных взаимосвязей.
Анализ последних достижений и публикаций
Основное внимание уделялось проблемам управления жилищно-коммунальным сектором, транспортными системами, реализацией инвестиционных проектов, взаимосвязям строительных технологий со стратегией развития городов.
Вопросы управления строительным комплексом в условиях разноплановой экономики и политики децентрализации системно не исследовались.
Целью данной статьи является изучение факторов формирования системы руководства строительным комплексом, выявление планировочных и нормативных методов регулирования деятельности строительного комплекса в условиях политики децентрализации, разрушения административно-командных методов, необходимости повторного освоения деградированных городских пространств с ветхой застройкой [4].
Методы решения проблемы
В административно-командной системе основополагающим методом управления являлись вертикальные взаимосвязи вышестоящего органа с нижестоящими организациями, ориентированные на решение главных плановых народно -хозяйственных задач.
Пятилетние планы глобальной индустриализации в 30-е годы обусловили формирование специализированных по видам строительства отраслевых министерств в единой системе Госстроя СССР.
Отраслевые министерства осуществляли руководство строительством сооружений оборонного и энергетического комплекса, предприятий тяжелой промышленности, железнодорожного транспорта, крупных гидротехнических узлов, а также планировали подготовку кадров, производство строительных машин и механизмов, управляли государственными строительными и проектными организациями, обеспечивали централизованное распределение финансовых и материально-технических ресурсов.
В 50-60-х годах прошлого века возникла острая социальная проблема обеспечения каждой семьи квартирой, расселения граждан из бараков, подвалов и коммунальных квартир.
Для решения этой задачи были разработаны и внедрены методы индустриального жилищного строительства, что позволило в период с 1955 по 1965 годы в 5 раз увеличить объемы ввода в эксплуатацию, создать и запустить в действие новые формы строительных организаций - домостроительные комбинаты.
После резкого спада жилищного строительства в 90-годах (в Киеве - до 410 тыс. кв. м в 1995 г.) в 2004-2008 годах в Киеве и Украине в целом наблюдался строительный бум (рис. 1).
Рис. - Динамика ввода в эксплуатацию общей площади жилья в г. Киеве в сравнении с Украиной
В отличие от предыдущих этапов, эти объемы строительства выполнялись, в основном, частными строительными компаниями за счет финансовых ресурсов физических лиц. При этом выявились характерные недостатки системы управления, такие как дерегуляция деятельности строительных организаций, хаотичность застройки, высокая энергоемкость и затягивание сроков строительных работ, чрезмерные строительные риски. Введенные в эксплуатацию объекты характеризуются высокими нерегулируемыми потребностями в инженерных ресурсах и соответственно чрезмерными эксплуатационными затратами.
В настоящее время и в обозреваемой перспективе главными задачами строительного комплекса являются: экстремальный рост характеристик энерго и ресурсосбережения зданий и сооружений [5], сокращение сроков строительства, снижение эксплуатационных затрат, внедрение экофильных строительных технологий.
По мере усложнения системы социально-экономческих отношений методы субординации все более заменяются методами координации деятельности составляющих подсистем строительного комплекса и местных органов власти.
Административно-командные механизмы вертикальных связей, которые обеспечивались путем централизованного распределения материальных и финансовых ресурсов, отчетности государственных строительных организаций перед службой единого заказчика и вышестоящими организациями, полностью утрачены.
41
В современных системах управления рыночной экономики эффективными являются нормативно-правовой, финансовостраховой и планировочный методы регулирования деятельности строительного комплекса.
На уровне территориальных общин действенным механизмом управления становится градостроительная документация, в первую очередь генеральный план города, план зонирования, детальные планы территорий [3]. Градостроительная документация закладывает основные параметры объемов работ и направлений деятельности строительного комплекса, виды строительных объектов: экономичное жилье, уникальные стройки, инфраструктурные объекты, но механизм ее реализации отсутствует.
Страховые методы призваны обеспечить контроль за качеством строительного производства, страхование строительных рисков, однако не создана необходимая правовая основа.
Наиболее разработаны государственные нормы и стандарты, определяющие допустимые количественные характеристики прочности, энерго- и теплоэффективности строительных материалов, зданий и сооружений [2], но при этом отсутствует механизм использования инновационных технологий.
Горизонтальные взаимосвязи государственных органов, частного сектора и строительных компаний поддерживаются сугубо инициативно профессиональными объединениями и общественными организациями.
В результате деятельность строительного комплекса приняла стихийный характер и не направлена на задачи реализации генеральных планов городов, решение назревших социальных проблем. Необходимо создавать новые формы проектностроительных организаций, ориентированных на реализацию муниципальных строительных программ [1].
Подводя итоги, следует отметить, что в настоящее время новые механизмы регулирования строительной деятельности не обеспечены законодательной, нормативно-правовой основой, а также государственной поддержкой, адаптированными к политике децентрализации.
Выводы и рекомендации
Таким образом, первоочередными задачами оптимизации системы регулирования деятельности строительного комплекса являются:
принятие муниципальных программ реализации генеральных планов с определением задач, и ресурсного обеспечения строительного комплекса;
подготовка государственных и муниципальных программ строительства жилья для различных социальных групп населения с возможностью привлечения частного капитала, средств населения и кредитных ресурсов с гарантиями их защиты в законодательстве;
создание резерва коммунального жилищного фонда для оперативного расселения в условиях массовой реконструкции устаревшего жилого фонда, чрезвычайных ситуаций и др.
формирование финансово-экономических механизмов использования инновационных ресурсосберегающих и экофильных технологий строительными организациями;
разработка стандартов и нормативов предельно допустимых эксплуатационных затрат на 1 кв. м поэтажной площади для различных типов жилых и общественных зданий, обеспечение обязательности использования ресурсосберегающих экофильных строительных технологий;
создание новых форм проектно-строительных организаций с участием муниципального и частного капитала, а также соответствующих форм управления через совет директоров, правление акционеров и др.;
оптимизация системы страхования строительных рисков и доступности кредитных ресурсов для строительных организаций;
муниципальное регулирование соотношения цены продажи 1 кв. м относительно его сметной стоимости.
Таким образом, следует подчеркнуть назревшую общественную потребность в разработке градостроительного кодекса, устанавливающего механизмы регулирования деятельности строительного комплекса. Развитие системы нормативно-правовых, финансовых и планировочных регулирующих механизмов обеспечит устойчивое и планомерное развитие городов Украины.
Литература
1. Броневицкий С. Теоретико-методологические основы организации муниципальных архитектурно-строительных групп». Сборник статей «Градостроительство и территориальное планирование», Киев: КНУБА, 2010 № 38, стр. 75-83.
2. ДБН В.1.2-2:2006. Нагрузки и воздействия. Нормы проектирования.- К.: Минстрой Украины. 2006.
3. [Электронный ресурс] URL: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/2780- Закон Украины «О регулировании
градостроительной деятельности» Верховна Рада Украгни; Закон от 17.02.2011 № 3038-VI (дата обращения 22 апреля 2015).
4. Плешкановская А., Савченко Е.; науч. ред.: Фильваров Г. Города и эпохи. - Киев: Логос: Ин-т Урбанистики, 2011 . - 229 с.
5. Харитонов Ю., Подаенко Ю. Инновационная модель развития объектов коммунальной инфраструктуры. Сборник статей Энергосбережение и энергоэффективность в строительстве. КНУБА, 2015, выпуск 7, стр. 308-313.
References
1. Bronevitskiy S. Theoretical and methodological basis for the organization of municipal architectural group. Sat. article "Urban development and territorial planning", Kiev: KNUBA, 2010 No. 38, pp. 75-83.
2. DBN V. 1.2-2:2006. Load and impact. Norm proektirovaniya.- K.: The Ministry Of Construction Of Ukraine. - 2006.
3. [Electronic resource] http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/K2 3038-VI. The law of Ukraine "On regulation of urban development" (Accessed April 22, 2015).
4. Pleshkanovska A., Savchenko E.; scientific. edited by: Filivarov G. The city and the era. - Kiev : Logos : Institute of Urban studies, 2011. - 229 p.
5. Kharitonov Yu., Podenco Y. Innovative model of development of municipal infrastructure. Sat. article energy «Conservation and efficiency in construction». KNUBA, 2015, issue 7, pp. 308-313.
Бурков П.В.1, Буркова С.П.2
1Доктор технических наук, 2кандидат технических наук,
Национальный исследовательский Томский политехнический университет АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ТРУБОПРОВОДА С УКЛАДКОЙ ПО
МОРСКОМУ ДНУ
Аннотация
В статье представлены результаты компьютерного моделирования процесса нагружения а также рассмотрено, что расчёт на смятие является важным механическим расчётом, влияющим на окончательное принятие решения о толщине стенки трубы.
Ключевые слова: напряженно-деформированное состояние, напряжения, метод конечных элементов, концентраторы напряжений.
42