Научная статья на тему 'Методы удержания на плаву и развития компаний в эпоху коронавируса'

Методы удержания на плаву и развития компаний в эпоху коронавируса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление эффективностью компании / управление рисками / прогнозирование / информационные технологии / company performance management / risk management / forecasting / information technology

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илья Владимирович Макаров

Статья посвящена изучению различных методов сохранения или увеличения продаж во время пандемии и кризисов. Рассмотрены примеры использования информационных технологий, предназначенных для снижения издержек компании в условиях кризиса, а также предложены подходы по модернизации структуры организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Keeping Afloat and Company Development in the Era of Coronavirus

The article is devoted to the study of different methods of maintaining or increasing sales during a pandemic and crises. The article discusses examples of the use of information technology designed to reduce company costs in times of crisis, as well as approaches to modernize the structure of the organization.

Текст научной работы на тему «Методы удержания на плаву и развития компаний в эпоху коронавируса»

УДК 004.04:658.8 ББК 65

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10162

Методы удержания на плаву и развития компаний

в эпоху коронавируса

Methods of Keeping Afloat and Company Development in the Era of Coronavirus

Илья Владимирович МАКАРОВ,

РЭУ им. Г.В. Плеханова

E-mail: Imakarov101@ya.ru

Научный руководитель: М.А. Афанасьев, кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры

цифровой экономики Института развития информационного общества РЭУ им. Г.В. Плеханова

Аннотация. Статья посвящена изучению различных методов сохранения или увеличения продаж во время пандемии и кризисов. Рассмотрены примеры использования информационных технологий, предназначенных для снижения издержек компании в условиях кризиса, а также предложены подходы по модернизации структуры организации.

Ключевые слова: управление эффективностью компании; управление рисками; прогнозирование; информационные технологии.

Abstract. The article is devoted to the study of different methods of maintaining or increasing sales during a pandemic and crises. The article discusses examples of the use of information technology designed to reduce company costs in times of crisis, as well as approaches to modernize the structure of the organization.

Keywords: company performance management; risk management; forecasting; information technology.

В настоящий момент времени эпидемия коронавируса внесла существенные коррективы не только в повседневную жизнь каждого человека, но и в глобальные рынки. Потери мировой экономики исчисляются триллионами долларов, экономический рост стран существенно замедлился.

Существенное изменение потерпело поведение потребителей. Одной из особенностей являются переход покупок в онлайн-среду. Для поддержания собственного существования на конкурентном рынке производителям товаров и услуг необходимо подстроиться под новые поведенческие модели поведения потребителей и разработать новые стратегии в долгосрочном развитии.

Какие инструменты могут помочь компаниям быстро преодолеть сохранить или увеличить свои продажи?

Внедрение СЯЫ-системы. Для оценки эффективности внедрения СИМ-систем рассмотрим статистику, представленную профильным порталом

«Практика CRM». Согласно его данным, затраты от внедрения компенсируются в течение трех месяцев, однако в зависимости от оборота компании прибыль может быть и в первый месяц использования.

Рассмотрим преимущества, которые дает CRM-система:

1) единая база данных — позволяет забыть о тех случаях, когда менеджер мог забыть номер телефона или обработать заявку заказчика. База данных позволяет зафиксировать всю необходимую информацию в хронологическом порядке;

2) оптимизированная организационная структура — CRM обобщает информацию о клиенте, что позволяет анализировать предпочтения в будущем, делать персонализированные предложения и оценивать работу с данным клиентом;

3) автоматизация бизнес-процессов. Одно из очевидных преимуществ — автоматизация ра-

боты с заявками, т.е. менеджеру больше не нужно для изменения какой-либо информации заново заполнять огромное количество шаблонных форм. Это же преимущество позволяет сократить расходы на персонал, работу трех менеджеров может взять на себя уже пара сотрудников;

4) проверенные методы продвижения — CRM позволяет анализировать, откуда приходят большинство клиентов, что в свою очередь позволяет оптимизировать затраты на рекламу.

Внедрение IP-телефонии. IP-телефония является одним из инструментов, который позволяет ускорить окупаемость вложенных инвестиций за счет увеличения производительности труда и снижения затрат на сетевые коммуникации.

Рассмотрим преимущества, которые дает IP-телефония:

1) это дешевле, чем обычная связь. В некоторых случаях экономия составляет до 30%. В основном это происходит из-за того, что обычные операторы телефонной связи считают тарификацию поминутно, а операторы, предоставляющие услугу IP-телефонии, считают время, проведенное в разговоре, по секундам. Если компания постоянно общается с клиентами по телефону, то сумма на обслуживание может быть огромной. Почему бы на этом не сэкономить? Снижение издержек — один из основных способов увеличения прибыли бизнеса, и IP-телефония отлично справляется с этой задачей;

2) при входящем звонке автоматически отображается информация о клиенте. В этом помогает удобная и простая связка CRM-систе-мы и IP-телефонии. Некоторые CRM-системы предлагают моментально записать клиента на услугу при входящем звонке.

Создание страниц магазина в социальных сетях. Были изучены результаты исследования Prima Software, которые касаются влияния социальных медиа на электронную коммерцию. Если верить данным, собранным этой корпорацией, на сегодняшний день около 55% пользователей интернета делают покупки, основываясь на рекламе, увиденной в соцсетях. Эта статистика открывает огромные возможности для рекламодателей, находящихся в поиске средств привлечения клиентов:

■ 75% клиентов признаются, что они прибегают к социальным сетям в процессе осуществления покупки;

■ 95% взрослых онлайн-пользователей в возрасте от 18 до 34 лет следят за брендами через социальные сети;

■ 26% пользователей Facebook предпочитают использовать данную соцсеть для поиска новых товаров.

Рассмотрим преимущества продвижения в социальных сетях:

1) повышение объемов продаж. Социальные сети возможно использовать как для привлечения новых клиентов, так и для реализации товаров и услуг уже имеющимся клиентам. Социальные сети позволяют охватывать большую аудиторию потребителей и продемонстрировать им обзор новинок или провести конкурс с условием репоста;

2) поддержание диалога с потребителями. Соцсети позволяют оперативно оповещать потребителей о выходе последних моделей, сроках проведения акций и других событиях;

3) повышение узнаваемости бренда. Грамотное применение социальных сетей позволяет увеличить узнаваемость бренда, что повышает уровень доверия к торговой марке.

Размещение на маркетплейсах. Маркетплейс позволяет продавцам выставить свой продукт, а покупателю узнать и купить его. Основной бизнес-моделью являются В2С-маркетплейсы, например: Amazon, Беру, AliExpress, Satom.ru.

Маркетплейс дает бизнесу:

■ поддержку процесса продаж;

■ дополнительный канал продаж;

■ продвижение бренда;

■ дополнительный источник коммуникации с покупателями;

■ дополнительный PR-инструмент.

По данным американской группы Internet Retailer, мировые маркетплейсы-гиганты генерируют более 50% глобальных интернет-продаж. Следовательно, бизнес-модель работает, и есть множество продавцов, для которых размещение на маркетплейсах выгодно.

Перевод часть сотрудников на удаленную работу или аутсорсинг. Несмотря на то, что в Россию практика удаленной работы пришла относительно недавно, многие организации уже успели оценить ее по достоинству, сберегая достаточно внушительные суммы и оптимизируя затраты на персонал. Это особенно значимо в экономически нестабильные периоды. Если требуется расширение, но бюджет при этом весьма скромен, то относительная дешевизна «удален-ки» окажется весьма кстати.

Простая арифметика наглядно показывает, что в этом случае компания как минимум получает возможность не тратиться на офисное содержание работника. Экономия на покупке и обслуживании оргтехники, расходных материа-

2020 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры

147

лах и канцелярских принадлежностях, возможность снизить налоговые и социальные отчисления, снижение арендных затрат и коммунальных платежей — все это конкретно измеримые преимущества.

Главным критерием работы удаленного сотрудника является конечный результат, а не «просиживание» в офисе положенного времени. То есть компания получает возможность платить оклад или гонорар только за реально выполненную работу. В удаленном режиме сотрудник может более продуктивно выполнять свои обязанности, так как не отвлекается на окружающую суету, не участвует в офисных интригах и коалициях. Представители многих творческих профессий в силу специфики своей деятельности тоже предпочитают работать из дома: вдохновение, желание творить и выдавать креативные идеи может прийти в любое время, а не строго с 9:00 до 18:00. Разумеется, во избежание срыва дедлайнов для них должна существовать какая-то форма контроля, но постоянное нахождение в офисе необязательно. Бухгалтеры, юристы, программисты, редакторы, копирайтеры, ЯММ-ме-неджеры и дизайнеры также вполне продуктивно могут работать вне стен офиса, поддерживая связь с коллегами и руководством посредством телефона и интернета.

Таким образом мы рассмотрели возможные варианты модернизации компании, которые будут необходимы для устойчивого развития компании даже во время кризисов и пандемий. Перечисленные инструменты помогут компании не только снизить издержки, но и стать более гибкими, масштабироваться без рисков потери денег.

Список литературы

1. Aфанасьев MA., Староверова O.B., Урин-цов A.È. Адаптация как процесс управления хозяйствующим субъектом || Вестник Московского университета МВД России. 2016. M 2. С. 201 — 206.

2. Aфанасьев MA., Староверова O.B., Урин-цов A.È. Компьютерный инструментарий управления эффективностью бизнеса || Вестник Московского университета МВД России. 2016. M B. С. 20B—211.

3. Заррелла Д. Интернет-маркетинг по науке. Что, где и когда делать для получения максимального эффекта. М.: МИФ, 2014.

4. Уринцов A.È., Дик B.B. Системы формирования и принятия решений в условиях информатизации общества: монография. М.: Евразийский открытый институт, 200B.

5. Little I.D.C. Models and Managers. The Concept of a Decision Calculus || Management Science. 1970. V. 16. M B.

6. Decision Support Systems: Issues and Challenges | Ed. By G. Fick and R.H. Sprague. Oxford: Pergamon Press, 19B0.

7. Power D.J. Decision Support Systems: Concepts and Resources for Managers: Quorum Books, Greenwood Publishing, 2002.

B. Как «фактор коронавируса» отразится на интернет-торговле || URL: https:||pro.rbc.ru| demo|5e7456969a79472470eBd27a (дата обращения: 20.06.2020).

9. Малый бизнес 20 городов России создал маркетплейс, чтобы выжить в условиях коронавируса || URL: https:||1prime.ru|business| 20200413/B3125B203.html (дата обращения: 20.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.